Airbag - подушка безопасности

1 ≫

Система SRS - одна из сложных компьютеризированных систем автомобиля. Она состоит из блока управления AIRBAG, иногда нескольких, а также множества других компонентов, помимо самих модулей Airbag (подушек безопасности).

На рисунке показаны возможные компоненты системы:

  • DAB - Driver Airbag (модуль подушки безопасности водителя в рулевой колонке)
  • PAB - Passenger Airbag (модуль подушки безопасности пассажира в торпедо)
  • CAB - Curtain Airbag (шторка)
  • BPT - Belt Pretensioner (модуль преднатяжителя ремня безопасности)
  • BS - Buckle Switch (замок/пряжка ремня безопасности)
  • STS - Seat Track Sensor (датчик положения сиденья)
  • SIS - Side Imact Sensor (датчик бокового удара)
  • FIS - Front Impact Sensor (датчик переднего удара)
  • ACU - Airbag Control Unit (блок управления Airbag)

Помимо этих компонентов могут также встречаться и такие как: задние шторки, задние датчики удара, датчик неровной дороги и т.п.

Устройство рулевой подушки безопасности водителя:

Подключение рулевой подушки осуществляется посредством специального подрулевого контактного кольца (Clock Spring).

Сама рулевая подушка содержит один или два пиропатрона, в зависимости от комплектации:

Пассажирская подушка безопаснсости подсоединяется посредством промежуточного разъёма. Она также может иметь один или два пиропатрона:

Пиротехническое устройство подушки показано на рис. ниже:

Устройство преднатяжителя ремня безопасности

Предтнатяжители ремней безопасности могут находиться на катушке ремня безопасности, в основании (креплении) ремня безопасности к кузову или креслу автомобиля, а также на замках (карабинах) ремней безопасности, в которые ремень защёлкивается. Также частью системы может быть защёлка ремня безопасности, индицирующая пристёгнут или не пристёгнут человек. Последнее может играть роль при принятии решения о запуске пиропатрона ремня в момент удара.

Ниже, на рисунке, показан принцип работы преднатяжителя ремня, находящегося в ленточном приводе ремня.

Передний датчик удара располагается на передней арматуре автомобиля, как правило, в районе решётки радиатора.

Датчик удара является устройством, регистрирующем перегрузки, которым подвергается корпус автомобиля. Определённая сила перегрузок играет роль при принятии решения о срабатывании подушек безопасности. Также имеет значение на какой именно датчик приходится усилие.

Датчик бывает также вмонтирован в блок для контроля.

Помимо фронтального датчика (или двух), автомобиль может быть укомплектован боковыми и задними датчиками удара. Боковые датчики, как правило, принимают решение о срабатывании шторок автомобиля или боковых подушек, расположенных в сиденье водителя и переднего пассажира.

Замок ремня безопасности

Замки ремней безопасности могут быть устроены различным образом. В данном случае мы рассмотрим схему замков, которая может тестироваться системой SRS и проверять целостность переключателя замка, вне зависимости от того, включён он или выключен (вставлен ремень или нет).

Датчик положения сиденья

Датчик определяет в каком положении находится сиденье пассажира или водителя.

Блок управления AIRBAG

Блок управления AIRBAG по стандарту распологается в центральной консоли. В ряде машин этот стандарт нарушается. Так, например, в автомобиле HUMMER-2 блок распологается под водительским сиденьем.

В задачи блока SRS входят:

  • опредение состояния удара, снятие и запись 1 параметров удара;
  • активация подушек безопасности;
  • тестирование работоспособности и мониторинг системы пассивной безопасности;
  • индикация готовности системы, а также неисправностей, используя индикаторы AIRBAG (как правило расположены на панели приборов);
  • необходимый обмен информацией с диагностическим оборудованием.

1) Так называемая "CRASH DATA". Содержит информацию о состоянии автомобиля в момент удара: данные о положении педали газа, ключа замка зажигания, скорости движения автомобиля, состоянии педали тормоза и прочей информации. Блок SRS здесь выступает своего рода "чёрным ящиком" транспортного средства.

Материалы: http://www.airbagi.ru/index.php?id=28

2 ≫

Устройство, принцип работы, обслуживание.

алгоритм работы боковых подушек безопасности при боковом ударе

Исследования влияния надувных подушек безопасности на вероятность гибели водителя при лобовых столкновениях показали, что таковая уменьшается на 20-25%.

размещение электронных узлов и датчиков airbag в современном автомобиле

Прообраз современных подушек безопасности появился в 1951 году, когда мюнхенский изобретатель Вальтер Линдерер прикрепил к рулю надувной воздушный мешок. Позже этим способом защиты пассажиров заинтересовались многие автопроизводители, однако реализовать его на практике в серийных машинах оказалось не так-то просто. А все потому, что во время столкновения подушка безопасности должна надуваться за очень короткое время – 20 миллисекунд, обеспечивая при этом «мягкую посадку» пассажира. Но ведь ни один компрессор не в силах за такое мгновение надуть подушку! В результате решено было применять энергию газов, выделяющуюся при сгорании какого-либо топлива. Сначала экспериментировали с ракетным топливом, но при его использовании подчас разрывались не только подушки безопасности, но и весь автомобиль. Тогда решили применять неорганический газ, получаемый при сгорании «таблетки» азида натрия. В связи с этим в 1981 году подушки безопасности в Германии стали подпадать под действие закона о взрывчатых веществах. Он требует, чтобы каждый покупатель автомобиля, оборудованного airbag брал на себя обязательство правильно обращаться с этим устройством и менять его через определенный срок. Согласие на эти условия скреплялось подписью покупателя.

Устройство и принцип работы надувных подушек безопасности (AirBag)

Подушки безопасности (airbag) представляют собой систему, в которую входят газогенератор с подушкой в одном узле, датчики удара, а в самых современных и электронный блок управления. Сама подушка безопасности изготавливается из нейлона толщиной 0,45-0,55 мм, который для герметичности покрывали слоем резины или силикона.

система защиты пешеходов включает две подушки – большую, охватывающую переднюю часть автомобиля (бампер, радиаторную решетку, фары и кромку капота) и маленькую, которая размещается у лобового стекла, защищая голову пешехода

В газогенераторе, называемом часто пиропатроном, используется твердое топливо, при сгорании которого выделяется газ, заполняющий, а точнее, надувающий подушку. Топливом обычно выступает ядовитый азид натрия (NaN3), 45% массы которого при сгорании превращается в чистый азот, а остальное – в углекислый газ (СО2), окись углерода (СО), воду (Н2О) и твердые частицы. Хотя процесс сгорания и происходит быстро, он не носит взрывного характера. Оптимальное для обеспечения «надувательства» время наполнения подушки – 30-55 миллисекунд. Газ в подушку поступает через специальный фильтр, который пропускает только азот. В развернутом состоянии подушка находится очень короткое время (до 1 с), так как азот (абсолютно безопасный для человека) через специальные отверстия быстро выходит в салон, чтобы подушка не задушила защищаемого пассажира. В качестве топлива некоторые производители подушек безопасности применяют нитроцелюлозу. Для разворачивания airbag его требуется значительно меньше (8 г), чем азида натрия (50 г). При этом также не требуется установка фильтра.

Разновидности надувных подушек безопасности (airbag)

Сегодня насчитывается более десятка разновидностей подушек безопасности. Они различаются по предназначению: для защиты водителя и пассажиров – внутрисалонные, а для водителей мотоциклов и пешеходов – наружные. Внутрисалонные airbag, в свою очередь, делятся на фронтальные и боковые. Фронтальные служат для защиты головы и туловища пассажиров, а некоторые – и для ног сидящих впереди. Боковые подушки безопасности делают в виде шторок и труб, защищающих голову пассажиров, и в виде обычных надувных мешков, предохраняющих грудную клетку и голову водителя.

в новой «семерке» BMW боковые трубчатые подушки находятся в надутом состоянии в течение целых 7 секунд после открытия – для защиты пассажиров при многократном опрокидывании автомобиля

Но и на этом модернизация салонных подушек безопасности не закончилась. Например, в новой «семерке» BMW боковые трубчатые подушки «работают» несколько иначе. Теперь они находятся в надутом состоянии в течение целых 7 секунд после открытия – для защиты пассажиров при многократном опрокидывании автомобиля. Кроме того, на американский рынок эти машины поступают даже с подушками для ног сидящих впереди. В свою очередь, компания Volvo ведет активную работу над созданием подушек и ремней безопасности для беременных женщин. Уже даже проведена серия виртуальных краш-тестов, в которых изучалось возможное поведение будущих матерей во время аварии.

Несмотря на постоянную критику подушек безопасности, они по-прежнему остаются весьма эффективными помощниками ремней безопасности. А как же пешеходы, которые никак не защищены от «железных» участников дорожного движения? Исследования специалистов компании Autoliv свидетельствуют о том, что риск гибели пешехода при ударе о капот автомобиля, двигающегося со скоростью всего 40 км/ч, достигает 100%. Для решения этой проблемы компания Ford активно работает над созданием подушек безопасности для пешеходов. Эта система защиты включает две подушки – большую, охватывающую переднюю часть автомобиля (бампер, радиаторную решетку, фары и кромку капота) и маленькую, которая размещается у лобового стекла, защищая голову пешехода. Опасное приближение к пешеходам и животным будет распознаваться специальными датчиками. Открываться эти подушки будут непосредственно перед столкновением.

Повлиять на «открываемость» могут и полироли для торпедо, ведь некоторые из них повышают прочность пластика панелей

Разработана подушка безопасности и для мотоциклистов. Недавно компания Honda представила горизонтальную V-образную подушку, которая после разворачивания не сдувается, а некоторое время еще остается в рабочем состоянии. При этом она защищает не только голову, но и туловище и руки байкеров. Кстати, для их защиты итальянской фирмой Dainese изобретена и запатентована специальная куртка с вшитыми в нее тремя подушками безопасности – со стороны груди и спины. Они спроектированы таким образом, чтобы защитить не только грудь и брюшную область, но и голову, шею и плечи ездока. Наполняться воздухом подушки будут по «указаниям» сигнального устройства, установленного на мотоцикле.

Эффективная защита подушками безопасности (airbag)

Защитить пассажиров автомобиля при столкновениях подушки безопасности могут только при соблюдении определенных правил. Во-первых, пассажир должен быть пристегнут ремнем безопасности, во-вторых, он должен сидеть ровно, а не оперевшись на дверь/подлокотник или положив ноги на торпедо, в-третьих, спинка сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы пассажир находился именно в сидячем положении, а не полулежа, в-четвертых, руки на руле должны быть сбоку, а не сверху или во время выворота – по «диагонали».

Часто страдают от сбоев в работе подушек любители наклеек. Разместив их на торпедо и руле в зонах окон-прорезей, через которые открываются подушки, автовладельцы тем самым искажают «геометрию» их открытия, а также увеличивают время их разворачивания

Часто страдают от сбоев в работе подушек любители наклеек. Разместив их на торпедо и руле в зонах окон-прорезей, через которые открываются подушки, автовладельцы тем самым искажают «геометрию» их открытия, а также увеличивают время их разворачивания. По этим причинам защита оказывается малоэффективной, а иногда и травмоопасной. Повлиять на «открываемость» могут и полироли для торпедо, ведь некоторые из них повышают прочность пластика панелей. Иногда боковые подушки размещаются в спинке сиденья, в связи с чем одевать на них чехлы нельзя, так как подушка не сможет нормально открыться. Весьма опасны подушки и в случаях, если их защищаемый носит очки: в момент разворачивания из-за большой силы удара глаза могут серьезно пострадать.

**** = 11% - 20% вероятность серьёзного повреждения

*** = 21% - 35% вероятность серьёзного повреждения

** = 36% - 45% вероятность серьёзного повреждения

* = 46% или выше вероятность серьёзного повреждения

Обслуживание – замена воздушных подушек безопасности (airbag)

Материалы: http://irktuning.clan.su/index/0-27

3 ≫

Многие автомобилисты часто задаются вопросом о том, почему мигает лампочка Airbag. Отдельные автолюбители полагают, что мигание индикатора является признаком возникновения неисправности, которая влечет за собой денежные траты на ремонт. Прежде всего, следует отметить, что сигнал SRS/Airbag показывает состояние работы не только подушек, а всей системы развернутой безопасности. Индикатор, показывающий состояние работы системы SRS/Airbag, расположен, как правило, на приборной панели транспортного средства.

  • нарушении целостности подушек безопасности;
  • нарушении контактов в дверях автомобиля (при замене дверей или монтаже стеклоподъемника зачастую приходится отсоединять один из разъемов при работающим источнике питания, в таких случаях лампочка-индикатор загорится, т.к. системой была обнаружена уязвимость, поэтому необходимо произвести обнуление всего модуля);
  • нарушении контактов либо повреждении электрической проводки, которая объединяется всю систему безопасности (такое происходит или при плохом соединении разъемов, или вследствие замыкания проводки, или вследствие того, что она перетерлась);
  • повреждении управляющего модуля (замена модуля может быть осуществлена исключительно после того, как неполадка будет устранена);
  • отсутствии сигнала от элементов системы безопасности, т.е. от подушек, датчиков и ремней (к примеру, замок автомобиля оборудован датчиком, следящим за тем, был ли пристегнут ремень, такие датчики стали устанавливаться недавно с одной единственной целью - избежать срабатывания подушки в момент, когда ремень безопасности не пристегнут, что позволяет оградить автомобилиста от травм, которые может нанести подушка при таком срабатывании);
  • повреждении датчиков ударов (неисправность может быть выявлена и у передних левых/правых датчиков, и у задних датчиков, и у контроля бокового удара);
  • наличии проблем с клеммами или предохранителям (к примеру, часто случается, что во время выполнения ремонтных работ была вынута одна из клемм, которая впоследствии не была установлена обратно);
  • высоком сопротивлении на подушку безопасности водителя;
  • непрофессиональном тюнинге, вследствие чего повреждаются датчики, клеммы или провода;
  • уборке и чистке автомобиля, во время которых оказались затронуты клеммы;
  • нарушении последовательности замены аккумулятора;
  • истечении срока службы подушек Airbag и пиропатронов, составляющего примерно восемь-десять лет;
  • мойке транспортного средства, во время которой на контакты, клеммы либо замок ремня безопасности с датчиком попала вода;
  • низком напряжении в сети, т.е. аккумулятор генерирует недостаточное напряжение (в этом случае целесообразно осуществить замену аккумулятора);
Кроме того, лампа горит Airbag в тех случаях, когда:

  • сигнализация была установлена неправильно;
  • повреждаются ограничители из-за неправильной установки рулевого колеса (в этом случае развернутая система безопасности выявляет неисправность, о чем и сигнализирует лампочка-индикатор);
  • были восстановлены элементы безопасности (к примеру, было осуществлено наполнение (или замена) подушек безопасности после из срабатывания; в этом случае модуль системы, которая зафиксирована в «старом положении», осуществляет запись о дорожно-транспортном происшествии или срабатывании подушек, вследствие чего и загорается лампа);
  • рулевое колесо было неправильно заменено или установлено (часто неисправность возникает вследствие повреждения проводов, которые имеют форму ленты; провод может переломиться, в результате чего контакт периодически появляется и периодически исчезает);
  • кресло было неправильно заменено или установлено (часто при установке кресел повреждаются провода и клеммы, проходящие в непосредственной близости от кресел);
  • был проведен некачественный ремонт (к примеру, во время ремонта автомобилист отключил одну подушку безопасности, а впоследствии не прописал «новую»; часто повреждаются провода при замене (ремонте) приборной панели);
В заключение

Если горит лампа Airbag, следует предпринять следующую последовательность действий:

  • во-первых, осуществляется проверка при запуске двигателя автомобиля;
  • во-вторых, выполняется диагностика системы на наличии ошибок;
  • в-третьих, при выявлении в ходе диагностики ошибки следует выяснить ее код;
  • в-четвертых, осуществляется проверка системы при помощи диагностического прибора;
  • в-пятых, выполняется ремонт либо замена, проводимые исключительно при отключенном источнике питания, т.е. аккумуляторе;
  • в-шестых, осуществляется обновление памяти модуля системы безопасности.
Многие автомобилисты задаются вопросом о том, насколько серьезна та опасность, о которой сигнализирует горящая лампочка-индикатор подушки безопасности. Опытные водители советую перестраховаться и все-таки осуществить проверку всей системы развернутой безопасности. Ведь лампа-индикатор может гореть и из-за несерьезной проблемы с клеммами, и из-за отсутствия подушек безопасности, которые были сняты с автомобиля после серьезного дорожно-транспортного происшествия.

Материалы: http://www.autoshcool.ru/4621-gorit-lampa-airbag-pochemu-i-chto-delat.html


Back to top