1 ≫
-
- Настройка дроссельной заслонки - повышает эффективность двигателя
- 1. Датчик положения дроссельной заслонки: его функции и принцип работы
- 2. Регулировка дроссельной заслонки
- 3. Что нужно и как настроить дроссельную заслонку?
- 4. Настройка датчика дроссельной заслонки
Среди всего разнообразия деталей автомобиля, выделяют одну, от которой в большой степени зависит подача кислорода в силовой агрегат транспортного средства. Указанный элемент носит название «дроссельной заслонки» и является частью впускной системы двигателя внутреннего сгорания. В данной статье мы расскажем о регулировке дросселя, способе его «обучения», а также постараемся разобраться в работе датчика дроссельной заслонки и особенностях его настройки.
1. Датчик положения дроссельной заслонки: его функции и принцип работы
Дроссель (он же дроссельная заслонка), как конструктивный элемент впускной системы бензиновых моторов, предназначен для регулировки количества воздуха, поступающего внутрь силового агрегата. Воздух необходим для создания топливно-воздушной смеси, а значит и сама дроссельная заслонка принимает в этом процессе непосредственнее участие. А вот за качество и стабильность работы названного элемента, в значительной мере, отвечает его датчик положения.
Датчик положения дроссельной заслонки является специальным устройством, предназначенным для преобразования углового положения дросселя в напряжение постоянного тока. Другими словами, его можно назвать датчиком электронной системы управления работой двигателя транспортного средства, обладающего системой впрыска топлива.
Такое устройство просто необходимо системе, иначе точное дозирование топлива будет проблематичной задачей. Как только датчик положения дросселя подает сигнал, контроллер определяет текущее положение заслонки, а исходя из скорости изменения сигнала, отслеживается динамика нажатия на педаль акселератора, что, в свою очередь, выступает основным фактором для точной дозировки топлива.
При запуске мотора, контроллер начинает отслеживать угол отклонения дроссельной заслонки, и если она окажется открытой более чем на 75%, то активируется режим продувки двигателя. По сигналу датчика, свидетельствующем о крайнем положении дросселя, контроллер переходит к управлению регулятором холостого хода, осуществляя, таким образом, дополнительную подачу воздуха в мотор автомобиля, в обход закрытой заслонки.
Описанный датчик – это аппарат потенциометрического типа, включающий в себя постоянный и однооборотный переменный резисторы. Общее сопротивление данных элементов достигает около 8 кОм. На один из выводов потенциометра, контроллер подает опорное напряжение, а другой крайний вывод устройства соединен с массой. Средний вывод отвечает за передачу сигнала о текущем положении дроселя, который проходя через резистор поступает к контролеру. Значение сигнала, напряжение которого меньше 0,7 V, расценивается как показатель полностью закрытой заслонки, а если напряжение равно или превышает 4V, то блок управления считает дроссельную заслонку полностью открытой.
ДПДЗ устанавливается на корпусе дросселя и соединяется с осью его вращения, имеющей специальную проточку, которая входит в гнездо датчика положения и крепится к нему посредством двух винтов. Установка датчика на место, должна проводиться с некоторым смещением и через защитную прокладку-колечко. После того, как он окажется на своем месте, его нужно повернуть до полного совпадения крепежных отверстий самого датчика и отверстий на корпусе заслонки, после чего они соединяются с помощью винтов крепления.
Настройку начального положения датчика проще всего выполнять прямо на автомобиле. После его установки (при выключенном зажигании) выполняется подключение разъема датчика, дальше включают зажигание и проверяют напряжение на сигнальном выводе. Значение должно соответствовать менее 0,7 V, а если показатель больше, то нужно сориентировать датчик до нужного Вам значения, путем ослабления винтов крепления.
2. Регулировка дроссельной заслонки
Что бы отрегулировать дроссельную заслонку, первым делом выключите зажигание автомобиля, чем Вы обеспечите ее закрытие, отключите разъем датчика, сразу проверив наличие проводимости между клеммами, и если ее нет, то это значит, что ДПДЗ следует настроить и отрегулировать.
Теперь, когда заслонка находится в закрытом положении, следует воспользоваться щупом, располагающимся между рычагом и винтом (также, там находится прокладка корпуса дроссельной заслонки). Используя омметр (или любой другой аналогичный прибор), убедитесь, что и здесь напряжение отсутствует, в противном случае, если прибор показал его присутствие, значит можно сделать вывод о неисправности датчика и произвести его замену на новое устройство. Когда все хорошо, то регулировка продолжается в обычном порядке: нужно проворачивать привод дросселя до тех пор, пока не будет достигнуто того значения между клеммами, которое указывается в технической документации транспортного средства. После выполнения регулировки, проверьте плотность фиксации винтов на датчике, так как в ходе проведения работы они могли ослабиться и разболтаться.
3. Что нужно и как настроить дроссельную заслонку?
Важность процедуры настройки (или адаптации) дроссельной заслонки трудно переоценить, однако, далеко не каждый водитель знает, что она из себя представляет. Сейчас мы попробуем разобраться в данном вопросе.
При работе дроссельного узла любого современного автомобиля, на поверхности заслонки постепенно накапливаются загрязнения разного рода – будь то пыль, сажа или технический смазочный материал. Со временем, все они формируют довольно приличный слой грязи, который уменьшает воздушный зазор между заслонкой и воздуховодом транспортного средства. Наличие зазора установленной нормы, очень важный момент в вопросе нормального функционирования силового агрегата машины, ведь именно благодаря ему обороты холостого хода могут придерживаться нужного уровня.
При его уменьшении, ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля посылает команду для приоткрытия заслонки путем введения определенных коэффициентов, учитывающих изменения ее сечения. Некоторое время, электронному блоку удается поддерживать воздушный зазор на постоянном уровне, но все равно, рано или поздно, дроссель придется чистить от накопившейся грязи. Выполнив промывку указанного узла, Вы увидите как увеличились обороты двигателя, а все благодаря тому, что сечение дроссельной заслонки освободится от ненужного слоя и станет больше.
Процедуру возвращения дроссельной заслонки в начальное (установленное производителем) положение, принято называть ее «адаптацией» или «обучением». Правда, необходимость подобной операции, предусматривающей приведение высоких оборотов холостого хода к стандартному показателю, не ограничивается одним только после промывочным периодом указанного узла, но и требуется в ряде других случаев. К примеру, после полной разрядки аккумуляторной батареи машины; после снятия или замены педали акселератора; после замены или повторного подключения ЭБУ транспортного средства.
Наиболее характерными признаками, свидетельствующими о том, что требуется срочная настройка дросселя есть следующие явления: при перегазовке слышен свист; на холостом ходу мотор ведет себя неадекватно, либо без причины падает мощность. Прежде, чем приступать к «обучению» дроссельной заслонки, стоит выполнить несколько обязательных требований:
- хорошо прогреть мотор, поездив на автомобиле минут 10;
- обеспечить напряжение аккумулятора, в режиме холостого хода, на ровне не менее чем 12,9 В;
- прогреть коробку передач;
- выставить колеса автомобиля и его руль в среднее положение;
- обеспечить температуру мотора на уровне 70-95 °С;
- отключить все приборы, оказывающие нагрузку на электросеть транспортного средства (фары, обогрев стекол, кондиционер и т.д.);
- если на автомобиле используется АКПП, то ее селектор ставят в положение «N» или «Р».
«Обучение» дроссельной заслонки и педали акселератора, желательно провести перед соответствующим «обучением» холостого хода. В случае отсоединения кабеля датчика, который посылает сигнал о положении педали акселератора, следует выполнить несколько необходимых действий:
1. Для начала, полностью отпустите педаль;
2. Поверните ключ зажигания в положение «ON» и подождите пару секунд;
3. Отключите зажигание и выждете 10 секунд;
4. Выполнение действия повторить еще несколько раз.
Ничего сложного, в описанной процедуре нет, но не смотря на это, она может научить дроссель правильно открываться. А вот что бы «научить» клапан положению «Закрыто», необходимо выполнить такие операции:
1. Полностью отпустить педаль акселератора;
2. Повернуть ключ в положение "ON";
3. Переключить зажигание в режим "OFF" и выждать 10 секунд;
4. Следить за тем, что бы в течении этих 10 секунд рычаг клапана перемещался ( о выполнении такого перемещения будет свидетельствовать характерный звук).
На данном этапе «адаптации», можно переходить к непосредственной настройке холостого хода, для чего нам понадобиться секундомер и немного терпения. Выполнение процедуры проходит в несколько этапов:
o Сначала, мотор автомобиля запускают и прогревают до обычной рабочей температуры;
o При включении зажигания, на протяжении 10 секунд, никакие действия уже не должны выполняться;
o Включив зажигание (педаль акселератора отпущена) ждут три секунды;
o Затем, пять раз подряд, следует полностью нажать и полностью отпустить педаль акселератора;
o Спустя 7 секунд, на педаль снова полностью нажимают и удерживают в таком положении на протяжении 20 секунд;
o Отпускать педаль нужно лишь тогда, когда на приборной панели перестанет мигать индикатор, указывающий на наличие неисправности (в нормальном рабочем состоянии он должен светиться ровным светом);
o Сразу после этого, не трогая педаль акселератора, запускают двигатель, позволяя ему функционировать в режиме холостого хода примерно секунд 20;
o На завершающем этапе «обучения», выполнив все вышеуказанные действия, следует разогнать мотор (2-3 раз будет достаточно) и убедиться в соответствии оборотов холостого хода стандартам угла опережения зажигания. Ну вот и все, на этом процесс адаптации дроссельной заслонки можно считать полностью законченным.
4. Настройка датчика дроссельной заслонки
Для чего вообще нужна такая настройка? Конечно, если в работе двигателя Вас полностью все устраивает, то лезть к дросселю и правда незачем. Но если заслонку уже пытались настроить, к примеру, с целью понижения оборотов мотора, то выполнение указанной процедуры будет просто необходимым, ведь именно из-за этого может наблюдаться повышенный расход топлива, так как датчик «не видит» закрытого положения дроссельной заслонки и попусту льет бензин.
Для выполнения настройки Вам понадобиться мультиметр и щуп. Что касается последнего инструмента, то для разных двигателей требуется разный его размер. Так например, для мотора 4a-Fe и 7а-Fe подходит щуп 0,7, а для силового агрегата 4е-Fe и 5е-Fe – инструмент с параметром 0,6. Сама процедура настройки предусматривает выполнение следующих действий:
1. К контактам мультиметра подсоединяют провода с небольшой «мамой», благодаря которой можно будет более плотно зафиксировать их на разъёме датчика дросселя;
2. При проверке мультиметр выставляется в звуковой режим или в режим Омметра;
3. Провода мультиметра подсоединяют к выводам IDL и Е2, при чем, в большинстве случаев, абсолютно все равно какой провод к какому выводу подключать;
4. Теперь нужно взять подходящий щуп (размер зависит от типа двигателя) и вставить его между регулировочным винтом и рычагом дроссельной заслонки.
5. После подсоединения заводят мотор, а затем, ослабив два болта датчика, уводят щуп до конца. Последнее действие следует выполнять медленно и очень аккуратно, двигая щуп против часовой стрелки до того момента, пока мультиметр не начнет пищать (при проверке в режиме Омметра, вместо звукового сигнала должно наблюдаться изменение его показаний). Вот как раз появление звукового сигнала или изменение показаний Омметра свидетельствуют о том, что Вы достигли нужного значения и датчик дроссельной заслонки можно зафиксировать в таком положении.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Вам также может быть интересно
Электромобиль Samsung SM3 удивляет всех своими новыми характеристиками
Цена нового электрического грузовика Tesla Semi оказалась неожиданно низкой
Hyundai и Michelin создают специальные шины для электромобилей
В Украине определили лучших экспертов по автомобильным тормозным системам
- © 2017 Auto.Today
- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Конфиденциальность
- Реклама на сайте
- Редакция
Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы
Материалы: http://auto.today/bok/3335-nastroyka-drosselnoy-zaslonki.html
2 ≫
-
Фактически, дроссельная заслонка – это перепускной воздушный клапан, имеющий прямую связь с педалью акселератора. Его предназначение состоит в регуляции топливной подачи в камеру сгорания посредством изменения давления в подающих в нее массах (ими является воздух и топливо). Когда открывается дроссельный клапан, давление сравнивается по своему уровню с атмосферным, а во время ее закрытия образуется отрицательное давление. В своей работе дроссельная заслонка(ДЗ) тесно связана с усилителем тормозной системы, выполняют регулировку ее функционирования.
ДЗ – пластина, имеющая округлую форму, она поворачивается под прямым углом. Это вращение представляет собой полноценный цикл закрывания/открывания. Находится данная деталь в металлическом корпусе, содержащем:
- регулятор холостого хода, сокращенно РХХ (есть не во всех агрегатах);
- привод, связывающий ДЗ с педалью акселератора;
- датчик-потенциометр.
Совокупность указанных частей составляет блок дроссельной заслонки. Предлагаем рассмотреть данные элементы подробней.
Помогает поддержать необходимую для бесперебойного функционирования частоту и скорость вращения коленчатого вала при закрытой заслонке, стабилизировать обороты двигателя. Его главной задачей является регуляция процесса подачи воздуха в те моменты, когда мотор находится в режиме холостого хода. В этот момент подача осуществляется не через ДЗ, так как она открывается после нажатия на педаль акселератора.
Устройство РХХ: на корпус детали закрепляется шаговый электромотор, присоединенный посредством конусной подпружиненной иглы. Во время функционирования на холостых оборотах она играет роль поршня, регулирующего сечение воздуховода.
Осуществляется управление приводом дроссельной заслонки двумя способами:
Простейший механический привод
Используется во многих раритетных автомобилях, например ВАЗах 2109, 2110, 2114 и т.д. В них ДЗ связана с педалью газа через трос, изготовленный из высокопрочной стали. Механическая дроссельная заслонка – одна из простейших разновидностей, имеет не сложное устройство, низкую стоимость, именно поэтому он до сих пор активно эксплуатируется в недорогих моделях автомобилей.
Электронный привод
Электронная дроссельная заслонка двигателя не имеет прямой связи с педалью газа. От этого не меняется принцип ее работы, однако устройство становится намного сложней.
Если максимально упростить наше объяснение, то оно будет звучать следующим образом: силу нажатия на педаль газа регистрирует датчик привода дроссельной заслонки, передающий информацию блоку управления двигателем, а угол наклона ДЗ определяет датчик ее положения, также информационно сопряженный с блоком управления. Эти показатели сопоставляются, и в соответствии с текущими нуждами двигателю передается команда на уменьшение/увеличение угла открытия.
Клапан положения дроссельной заслонки находится в закрытом либо открытом положении. В каком из них он пребывает прямо сейчас, вам расскажет датчик положения — потенциометр.
Для диагностики состояния или замены потенциометра лучше обращаться к сертифицированным специалистом в сервисные центры.
Причины некорректной работы ДЗ: ее засоренность, поломка потенциометра. При этом возникают следующие косвенные признаки неисправностей:
- Загорается лампочка-сигнализатор CHECK;
- При резком сбросе педали газа двигатель останавливается;
- При движении и наборе скорости силовой механизм работает рывками;
- Повышенные обороты на холостом ходу.
При поломке датчика положения дроссельной заслонки наблюдаются аналогичные неисправности. Для их выявления и устранения он нуждается в диагностике, которую можно выполнить в условиях автосервиса или самостоятельно.
При поломке датчика положения дроссельной заслонки наблюдаются аналогичные неисправности. Для их выявления и устранения он нуждается в диагностике, которую можно выполнить в условиях автосервиса или самостоятельно.
Избежать серьезных поломок вам поможет периодическая регулировка ДЗ. Ее ремонт практически не возможен, поэтому при неисправности эту деталь можно либо заменить либо отрегулировать.
Выполните определенную последовательность довольно простых действий:
- Переведите ДЗ в закрытое состояние, отключив зажигание.
- Обесточить потенциометр, проконтролировать свои действия можно мультиметром.
- Проверьте подачу питания. Когда вы убедитесь, что напряжения точно нет можно приступать к настройке и регулировке датчика. Для этого воспользуйтесь щупом 0,4мм в толщину расположенным между рычагом и винтом.
- Если напряжение не обнаружено, продолжаем проводить регулировку. Поворачивать привод ДЗ необходимо до тех пор, пока между клеммами не появится значение, указываемое в техдокументации на машину.
Чистка дроссельной заслонки – необходимая периодическая процедура. Причиной загрязнений чаще всего становится масляная пыль, проникающая через систему вентилятора картера, а также ее мельчайшие частицы, пропускаемые даже фильтрами отменного качества. Смешивание этих субстанций приводит к образованию прочного налета, мешающего закрытию заслонки.
Чистить дроссельную заслонку надо, чтобы не происходили следующие проблемы:
- Активация коррозийных процессов, приводящая к разрушение элементов;
- Нарушение в функционировании механизмов;
- Быстрая поломка потенциометра.
Чтобы оперативно почистить дроссельную заслонку при малых загрязнениях чаще всего используют специальное средство (например, известный всем WD-40) или его аналоги. При особо тяжелых случаях загрязнения потребуется комплексная чистка дросселя.
Для этого вам потребуется снять дроссельную заслонку, освободить ее от резиновых уплотнителей и обработать упомянутым выше средством.
Ошибки в работе, адаптация после очистки
Бывает, что после чистки дроссельной заслонки плавают обороты, увеличивается расход топлива, обычно подобные ошибки пропадают после непродолжительной обкатки. Но если время идет, а ситуация не изменяется, рекомендуем откалибровать (адаптировать) положение ДЗ, ведь система продолжает подавать топливо по тем параметрам, которые были до очистки.
Цена чистки инжектора и дроссельной заслонки
Промыть дроссельную заслонку можно самостоятельно либо в условиях любого автосервиса. Их расценки на данную услугу не сильно кусаются, зависят в основном от сложности и степени загрязнения.
Материалы: http://motorstory.ru/care/engine-care/drosselnaya-zaslonka-celevoe-naznachenie-osnovnoj-princip-raboty-4-kosvennyx-priznaka-polomki/
3 ≫
-
Дроссельная заслонка (ДЗ), в сокращенном виде можно встретить просто дроссель – составная часть двигателя, с помощью которого происходит управление приходом воздуха во впускной коллектор. Само понятие дроссель иногда применяется некорректно. К примеру, в авиационной технике принято называть дросселем устройство, меняющее тягу ДВС, но корректное его название - рычаг тяги.
В системе создается пониженное давление, и его изменение зависит от того, насколько у двигателя высоки обороты. В результате открывания дроссельная заслонка регулирует приход воздуха и суммарный объём смеси, поступающие в цилиндры. Когда ДЗ открывается, в коллектор приходит большее количество воздуха, а форсунки, срабатывающие от сигналов устройства контроля, впрыскивают большее количество топлива.
В реальности ДЗ - это клапан, повышающий давление в системе до атмосферного, когда он открыт, и понижающий до вакуума, когда закрыт. Дроссельный узел устроен следующим образом: в корпусе-трубе смонтирована ось, а за её середину крепится заслонка округлой формы. ДЗ вращается на оси от привода. Поэтому поперечный разрез трубы, открытый для прохождения воздуха периодически возрастает и уменьшается.
В той конструкции, которая была изобретена для работы карбюраторных двигателей, привод ДЗ был механическим. Ось приводилась в движение тросом, прикреплённым к педали акселератора. Когда появились инжекторы, такая конструкция очень долго не претерпевала никаких изменений. И когда конструкторы разработали привод с электрическим двигателем, место педали заменила электронная система управления, которая подаёт в блок ДЗ управляющий сигнал.
Устройство дроссельного узла
ДЗ с механическим приводом довольно часто используется в недорогих авто, например, автомобили выпусков до 2003 года. Механическая дроссельная заслонка проста и дешева в изготовлении, и это гарантирует её применение почти уже 150 лет. Но современный электронный блок уже не повинуется воле водителя в полном объем, подобно в случае с механической ДЗ. Водитель может регулировать количество бензина и воздуха, попадающих в двигатель при помощи несколько датчиков:
- положения ДЗ;
- положения педали газа;
- датчик-выключатель на педалях сцепления и газа и т.п.
Датчики и устройство электронного контроля вместе с электроприводом ДЗ дают возможность оптимально управлять расходом топлива в различных режимах движения, а также и поддерживать на определённом уровне холостой ход двигателя.
Основную неисправность дроссельной заслонки вызывает сам атмосферный воздух проходящий через неё при работе ДЗ. Во время движения мельчайшие частицы пыли могут проникать даже через превосходный воздушный фильтр. Также загрязнение может вызывать и масляная пыль, проникающая через систему вентиляции картера. Пыль и масло смешиваются и образуют на ДЗ достаточно твёрдый налет. Со временем этот налёт покрывает края пластины, и ДЗ перестает закрываться до конца. По причине загрязнения дроссельной заслонки автомобили наиболее часто попадают в ремонт.
Типичные признаки загрязнения ДЗ:
Частая причина неправильной работы узла дроссельной заслонки - загрязнение заслонки.
Обычно все проблемы с дроссельным узлом решает чистка дроссельной заслонки. Чтобы очистить ДЗ, обычно можно просто отсоединить патрубок воздушного фильтра. После этого нужно брызнуть на ДЗ аэрозолем для очистки карбюраторов или инжекторов. Данное вещество растворит налёт. И после этого налёт можно удалить простой ветошью или бумажной салфеткой.
Чтобы решить более серьёзные неисправности, нужно снять узел дроссельной заслонки, затем извлечь резиновые уплотнители и снова побрызгать этим же аэрозолем. Если ДЗ механическая, и в ней не предусмотрена встроенная электроника, то будет разумно опустить ее на ночь в сосуд с бензином.
На любой СТО можно почистить ДЗ довольно быстро и относительно недорого. Стоимость работы может зависеть от её сложности и степени загрязнения системы.
Если же проблема с дросселем касается не механического управления, а электронного, то проблемы решаются после диагностики, возможно неисправность ДЗ решится после настройки или замены датчика положения дроссельной заслонки.
Материалы: http://etlib.ru/wiki/drosselnaya-zaslonka-19