Коробка передач МТЗ (КПП трактора)

1 ≫

Коробка переключения передач является одним из самых важных конструктивных элементов трансмиссии любого транспортного средства, в частности, трактора, и предназначена для изменения скорости, направления движения, крутящего момента. В соответствии с принципом работы различают такие типы КПП, как механические, автоматические, роботизированные.

На любом тракторе, произведенном Минским тракторным заводом до 1985 года, установлена трансмиссия механического типа. Механика отличается простотой конструкции, возможностью ручного управления во всех режимах передвижения, надежностью. Давайте подробнее рассмотрим устройство КПП, составные элементы, их распространенные поломки и способы их устранения.

1 Устройство коробки передач на МТЗ тракторы

Коробка передач трактора – значимый узел машины, который не только отвечает за переключение скоростей, но и функционирование навесного оборудования. Для этого предусмотрен вал отбора мощности (ВОМ), располагающийся сбоку. При рассмотрении КПП в продольном разрезе невооруженным глазом видно идущих рядом два вала – первичный и вторичный. Оба механизма размещены на одной оси, за их соединение отвечает опорный подшипник.

Эта обязательная часть колесной техники, работающей от ДВС, обеспечивает стабильную работу всей системы. Вся конструкция трансмиссии слагается из таких элементов:

  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • тормозок для коробки переключения скоростей;
  • дифференциал;
  • муфта сцепления, система сцепления;
  • тормозная система;
  • карданный привод;
  • приводный шкиф;
  • ведущий передний мост;
  • боковой/задний ВОМы.

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Стандартный агрегат оснащен 9 ступенями для движения вперед и 2 задними ходами, что свидетельствует о возможности КПП переключать 18 скоростей (при движении вперед) и 4 скорости (при движении назад). Удваивать количество передач помогает понижающий редуктор. Если есть необходимость двигаться на скорости ниже, можно установить ходоуменьшитель.

Промежуточный вал расположен параллельно первичному. К этой же части относятся вал заднего хода и вал у первой передачи. Приводные шестеренки 3,4,5-ой скоростей располагается на первичном валу. Шлицевой тип соединения. Промежуточный оснащен шестеренкой, зубьями зацепляемой с шестерней третьей передачи.

Вращающий момент происходит за счет втулки, находящейся в обойме подшипника. Она соединена с центральной шестеренкой второй ступени редуктора. За зубчатым колесом помещены кулачки ВОМ. Над главной деталью зубчато передачи установлена система, разбрызгивающая смазку на трущиеся элементы, чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники.

МТЗ коробку передач дополняет 2-ступенчатый понижающий редуктор. На первой ступени завязаны 5 скоростей, один режим заднего хода. Она включается вследствие зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени. На вторую ступень редуктора приходятся иные рабочие режимы.

Система сцепления оборудована между коробкой передач и двигателем на специальном маховике. Она выполняет следующий комплекс задач:

  • надежная передача от трансмиссии к двигателю крутящего момента;
  • защита мотора и трансмиссии от резких нагрузок;
  • плавное соединение вращающегося коленчатого вала двигателя с неподвижным входным валом;
  • кратковременная легкая остановка трактора во время работы на необходимые небольшие промежутки времени.

Коробка передач МТЗ в сборе

Межосевой дифференциал имеет сложное строение, снабжено прочным разъемным корпусом. Как правило, раздаточная коробка – место трактора КПП, куда устанавливается устройство, отвечающее за распределение крутящего момента (КМ). Его вращение совершается под воздействием роликовых конусовидных подшипников. Крестовина механизма фиксируется между половинами корпуса.

1.1 Раздаточная коробка

Раздаточная коробка без проблем передает крутящий момент к переднему ведущему мосту благодаря карданному приводу основными составляющими которого, являются два одинаковых по конструкции и длине вала (полный, открытый), опора. Промежуточную опору составляют: фланец, предохранительная муфта, подшипниковый узел. В КПП на МТЗ тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов: с защитным кожухом, без дополнительной защиты.

Раздатка необходима для распределения КМ между внутренними деталями, передачи момента от двигателя к приводным механизмам. Ее основными функциями называют:

  1. Увеличение крутящего момента на каждом ведущем колесе, что облегчает преодолевание выступов, крутых подъемов.
  2. Сохранение во время передвижения устойчивости (также при небольших скоростях).
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами, благодаря чему повышается проходимость трактора.

Раздаточная коробка имеет такие конструктивные особенности: ведущий вал, вал привода задней/передней оси, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, передачи зубчатого понижающего типа.

1.2 Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)

2 Ремонт неисправностей, способы их решения

Коробка скоростей, которой оснащается трактор производства МТЗ на основе гарантий изготовителя и положительных отзывов считается надежным узлом. Однако, как и любой, состоящий из множества трущихся механизмов агрегат КПП нуждается в техническом обслуживании, регулярной чистке и смазке. Если пренебрегать данными обязательными мероприятиями, появляется риск столкновения с разного рода поломками

2.1 Скрип при переключении передач

Скрип при переключении скоростей, что говорит о дефекте дисков сцепления, неправильной регулировке зацепления зубчатых колес. Следует заменить отслужившие свой эксплуатационный срок узлы. Если после этого резкий звук от трения остался, требуется осуществить проверку длины пружины, расположенной в блоке управления кулачками. Нормальной является длина, не превышающая 3,2 см в состоянии максимального сжатия.

Установка вала в коробку передач

Если предыдущие действия не привели к устранению поломки, придется снять крышку корпуса сцепления, а также крышку понижающего редуктора, проверить зазоры между накладками тормозкового диска, щели между цапфами отводки и вилкой включения. Толщина накладок должна быть меньше 1,5 мм, в противном случае ее заменяют. Относительно отводки и вилки включения те же действия (норма зазора – не более 2,2 мм).

Стоит отметить, что зачастую проблемы возникают с неисправностью вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Нередко ключ к разгадке поломки кроется в зацеплении шестерен.

2.2 Заклинивание подшипников

Для исправления слейте машинное масло из КПП, снимите ее корпус и пол кабины. Если этого не достаточно, потребуется открыть доступ через извлечение боковых крышек и раздатки. Покрутите насколько возможно с помощью монтажного лома все валы вокруг оси, а затем по радиусу. Если движение вала ощутимо, а подшипники не находятся в своих гнездах, нужно с трактора полностью снять коробку передач, разобрать ее и заменить за счет съемников старые органы.

Иногда причины поломки могут находится во вторичном вале. Специальным прибором обратите внимание на зазор в опорах, содействующих его вращению. Для этого оптыне мехники распологают индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни, после чего проводят проверку вторичного вала по его оси. Щель в оси возникает даже по причине ненадежности крепления гайки вала. Потому, прежде чем делать вывод о стертости подшипников и отправляться за покупкой новых, убедитесь, что гайка находится к крепко затянутом положении.

Схема положения переключателя передач

Возникший осевой зазор исправляют путем разъединения КПП и занего моста, выпрессовании стакана подшипника вторичного вала, выключением передачи, проверкой степени затяжки сборочного узла. Для проверки применябт динамометрический ключ. Замена толщины прокладки вала ведет к исправлению его осевого движения. Исправное состояние характеризуется пределами вращения 7-8 Нм.

2.3 Люфт рычага переключения передач

В результате недостаточного трущегося усилия вилок переключения появляется произвольное выключение, неполное отключение. Могли пружинные фиксаторы утратить свою упругость.

Для выяснения загвоздки отсоединяют механизм переключения передач, производят ревизию с замерами щек вилок, ширины зева, зазора между планками переключения. Замена изношенных запчастей ликвидирует проблему.

Похожее

Какая техника лучше всего подходит для уборки снега?

  • Особенности модельного ряда тракторов Т-700

  • Гусеничные тракторы: история, особенности, преимущества

  • Обзор минитракторов Синтай

  • Технические характеристики минитракторов КМЗ

  • Особенности модельного ряда минитракторов Уралец 220

  • Распределитель гидравлической системы для МТЗ

  • Как и из чего сделать минитрактор своими руками?

    Материалы: http://moezerno.ru/texnika/tractors/korobka-peredach-mtz.html

  • 2 ≫

    § 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50

    § 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50

    На тракторе МТЗ50 установлена девятиступенчатая коробка передач (82). Она состоит из корпуса 1, первичного 4, промежуточного 3, вторичного 75 валов и вала пониженных передач, механизма их переключения и шестерен. Корпус коробки передач отлит из чугуна отдельно от корпуса заднего моста. Первичный и вторичный валы расположены соосно.

    Вторичный вал вращается в роликовых конических подшипниках, а остальные — в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который установлен в задней стенке корпуса коробки передач. Под фланец стакана установлены регулиро­вочные прокладки 14, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических под­шипниках. Вторичный вал 75 изготовлен за­одно с ведомой шестерней первой ступени .редуктора. Внутренние зубья этой шестерни предназначены для включения прямой ( IX ) передачи. На шлицах вторичного вала не­подвижно укреплены ведомая шестерня вто­рой ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи. Подбирая тол­щину шайбы 16, установленной под кониче­ской шестерней, обеспечивают определенное положение конической шестерни относитель­но задней плоскости корпуса коробки пере­дач. В торце вторичного вала расточено углуб­ление, в которое запрессован подшипник, являющийся задней опорой первичного вала.

    Промежуточный вал изготовлен пустоте­лым. Внутри него проходит вал 2 независи­мого привода ВОМ. На шлицы промежуточ­ного вала надет ряд шестерен. Первые че­тыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены на валу стопорным кольцом. Пя

    тая и шестая шестерни 19 свободно вращают­ся на ступице четвертой шестерни. Так как седьмая и восьмая шестерни — передвижная каретка 18 редуктора, они могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка включает I ступень редуктора, а при движении назад— II ступень. Во II сту­пени редуктора используется шестерня 17 с внутренними и наружными зубьями, а на ее торце, выступающем из коробки, предусмот­рены зубья для синхронного привода ВОМ Внутри шестерни находится игольчатый под­шипник— задняя опора промежуточного ва­ла. Шестерня опирается на два шариковых

    подшипника, заключенных в стакане, который установлен в расточенное отверстие задней стенки корпуса коробки передач.

    На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. Движением передней каретки 5 вперед вклю­чают V или VIII передачи (в зависимости от включенной ступени редуктора), а движением назад— IV и VII передачи.

    Задняя каретка 6 может находиться в трех рабочих положениях. В переднем поло­жении она включает III или VI , в заднем поло­жении — IX (прямую) передачу. В среднем положении каретка передает вращение валу 6

    82. трактора МТЗ50:

    1 — корпус, 2 — вал независимого привода ВОМ, 3 — промежуточный вал, 4 — первичный вал, 5 — каретка шестерен IV , V и VII , VIII передач, 6 — каретка шесте­рен III , VI и IX передач, 7 — крышка, 8— ползун с вилкой, 9 — замковая пластина, 10 — шестерня вто­ричного вала, // — фиксатор, 12 — сапун, 13 — рычаг переключения, 14 — регулировочные прокладки, 15 — вторичный вал, 16 — шайба, 17 — ведущая шестерня II ступени, 18 — каретка переключения диапазонов (ступеней) редуктора, 19 — шестерня с двумя венцами

    пониженных передач (83), расположен­ному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 7. На его шлицах крепится передвижная каретка 5. Движением назад она включает I или II передачу, а дви­жением вперед — передачи заднего хода.

    Промежуточная шестерня 2 заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с палым венцом передней шестерни 4, установленной на шли­цах промежуточного вала.

    Механизм переключения передач ( 82) состоит из рычага 13 переключения, ползунов 8 с вилками, замковых пластин и фиксаторов. Каждая вилка переключения пе­ремещает одну каретку. Вилка каретки редук­тора соединена со своим ползуном, валиком и поводком, а остальные вилки приварены к своим ползунам.

    Замковые пластины 9 не позволяют ры­чагу переключения передвигать одновремен­но два ползуна, т. е. включать сразу две пе­редачи. Шариковые фиксаторы 11 удержи­вают ползуны и каретки от произвольного перемещения.

    Раздаточная коробка трактора МТЗ52 повышенной проходимости. Трак­тор МТЗ52 снабжен передним ведущим мос­том и передними ведущими колесами. Пере­дачу крутящего момента от коробки передач переднему ведущему мосту осуществляет раз­даточная коробка. С ее помощью передний мост включается автоматически, когда бук­сование трактора достигает 5—6%.

    Раздаточная коробка (84) представ­ляет собой одноступенчатый редуктор с ро­ликовой муфтой свободного хода. Корпус 4 раздаточной коробки с наружной стороны прикреплен болтами к правой стенке корпуса коробки передач. В корпусе раздаточной ко

    83. Вал пониженных передач и заднего хода:

    1 — корпус, 2 — промежуточная шестерня заднего хода, 3 — вал привода ВОМ, 4 — шестерня промежу­точного вала, 5 — каретка, 6 — вал пониженных пере­дач и заднего хода, 7 — шестерня, 8 — крышка

    84. Раздаточная коробка:

    1 — педаль, 2 — шестерня II ступени редуктора, 3 — промежуточная шестерня, 4 — корпус раздаточной коробки, 5 — наружная обойма с шестерней, 6 — ро­лик, 7 — внутренняя обойма муфты свободного хода, 8 — передвижная шестерня, 9 — фланец карданного вала, 10 — вал, 11 — вилка, 12 — пружина

    робки на двух шариковых подшипниках вра­щается вал 10. На шлицах вала установлены внутренняя обойма 7 муфты свободного хода, передвижная шестерня 8 блокировки и фланец 9 карданного вала.

    Шестерня раздаточной коробки, изготов­ленная заодно с наружной обоймой 5 муфты свободного хода и внутренним зубчатым вен­цом, через промежуточную шестерню нахо­дится в постоянном зацеплении с шестерней 2 II ступени редуктора коробки передач. Наруж­ная обойма муфты свободного хода повора­чивается относительно внутренней обоймы на шариковых подшипниках. В профилиро­ванных пазах наружной обоймы расположены заклинивающие цилиндрические ролики 6.

    Передаточные числа в механизмах подоб­раны таким образом, что при отсутствии бук­сования ведущими служат только задние ко­леса. Это происходит, потому что наружная обойма с шестерней 5 вращается медленнее внутренней обоймы 7, связанной с передними колесами. Ролики расклиниваются и не пре­пятствуют независимому вращению обеих обойм.

    Когда задние колеса начинают буксо­вать, скорость движения трактора уменьша­ется и вследствие этого снижается частота вращения передних колес и соединенной с ними внутренней обоймы. Шестерня 5, вра­щаясь с прежней частотой, догоняет внут­реннюю обойму, ролики заклиниваются. С это­го момента весь узел вращается как одно целое, передавая крутящий момент от коробки передач на передние колеса. Когда буксо­вание задних колес заканчивается, передний мост вновь автоматически отключается. При заднем ходе, а также при трогании трактора с места, когда необходимо преодолеть боль­шое тяговое сопротивление, или при переезде через дорожные препятствия можно прину­дительно включать передний ведущий мост, введя передвижную шестерню блокировки в зацепление с внутренним зубчатым венцом наружной обоймы педалью 1. Если снять с педали ногу, то блокировка прекращается, так как пружина 12 возвращает педаль и пе­редвижную шестерню в исходное положение. Детали раздаточной коробки смазываются маслом, находящимся в корпусе коробки пе­редач.

    Материалы: http://mtz-umz.ru/11-korobka-peredach_2.html

    3 ≫

    На тракторе "Беларус" устанавливается коробка передач МТЗ-82 (фото показано ниже). Она рассчитана на девять скоростей. В устройстве имеется только одно гнездо подшипника. Вторичный вал у коробки передач применяется небольшой ширины. Также среди особенностей стоит упомянуть о качественных накладках. Чтобы детально разобрать коробку передач, рекомендуется изучить устройство модификации.

    Коробка передач МТЗ-82 в разрезе представляет собой набор шестерен и картер с нагнетательным механизмом. Ведущий вал устанавливается на блоке. Плунжерный механизм в коробке передач используется с сальником. Коленчатый вал монтируется в нижней части коробки передачи. Шестерни передач фиксируются с втулками. Работа вала обеспечивается нагнетательным механизмом. Для переключения на нейтральную передачу применяется запорный механизм.

    Коробка передач МТЗ-82 (схема переключения показана ниже) рассчитана на девять скоростей. Задняя передача включается с двойным выжимом сцепления. Рычаг у модификации применяется с коленчатым переходником. Первая передача включается без западания. На нейтральную скорость коробка переключается без больших усилий.

    Коробка передач МТЗ 80-82 делается с картером на две шестеренки. Специалисты говорят о том, что модификация обладает прочными опорами. В нижней части картера установлен широкий блок. Периодически его необходимо осматривать. На блоке предусмотрено две накладки. Нижние цилиндры устройства устанавливаются на подставке. Стаканы у модификации фиксируются в боковой части блока. На них установлены широкие втулки. При больших нагрузках накладки могут стираться. Также надо отметить, что заменить шестерню довольно проблематично.

    Нагнетательный механизм у коробки передач представляет собой набор дисков. Прокладки под них подбираются малой эластичности. Стойки используются с небольшими выступами. Нижняя опора в данном случае надежно зафиксирована. Специалисты говорят, что нагнетатель периодически может забиваться. При этом на нем собирается большое количество машинного масла. Его периодически надо очищать.

    Коленчатый вал в устройстве зафиксирован на две опоры. Накладки при этом применяются только в нижней части коробки передач. Если рассматривать верх механизма, то там имеется широкий блок. Опора установлена Г-образной формы. В центральной части модификации установлены две шестерни. Блокиратор применяется с кольцом. Прокладки на блоке используются небольшой ширины. Также надо отметить, что в верхней части механизма имеется шток. Он фиксируется при помощи двух фиксаторов. Переключатель передач используется с втулкой.

    В некоторых случаях он может западать. В такой ситуации надо сразу проверить накладки. Промежуточные диски также могу провалиться. Достать их самостоятельно очень сложно. В той ситуации придется воспользоваться помощью друга. Диски у данной коробки передач закрываются крышкой. Она у этой модели фиксируется на узких зажимах. Дополнительно в боковой части крышки установлены винты. Диски снимаются довольно сложно. В данном случае опоры придется немного подбить молотком. После этого появится возможность осмотреть втулки, и оценить целостность накладок на ведомой шестерне.

    Плунжер у данной коробки передач применяется с переключателем. Специалисты говорят, что накладки используются малой толщины. Коробка переключения передач МТЗ-82 делается с редуктор на блокираторе. Диски в плунжере применяются малого диаметра. Стаканы у модификации делаются с накладками. В нижней части плунжера имеется два штока. Для их фиксации применяются зажимные механизмы. Довольно часто проблемы наблюдаются именно с блокиратором.

    У него может вылетать планка. Происходит это из-за перегрузок на центральную часть штока. Чтобы поставить планку на место, рекомендуется заранее скрутить крышку плунжера. Дополнительно важно осмотреть гнездо подшипников. Если их не смазывать, на штоки оказывается большое давление. Промежуточный вал в коробке передач не рассчитан на такие нагрузки. Штоки у этой модели достать довольно просто. В данном случае редуктор не требуется снимать. Также надо отметить, что штоки можно отсоединить через крышку блока. Для этого придется отсоединить только верхнюю планку.

    Коробка передач трактора МТЗ-82 устанавливается с сальником над блоком. По сторонам механизма располагаются шестерни. В центральной части модификации имеется только один диск. Также надо отметить, что упоры выполнены с небольшими стойками. Специалисты говорят о том, что сальник работает от шестерни. Непосредственно соединение с валом осуществляется при помощи штока. В верхней части механизма располагается переходник. Втулки у модификации применяются немалой ширины. При необходимости их можно прочищать. Для этого верхнюю крышку снимать не требуется.

    Уплотнитель в коробке передач поменять довольно просто. Для этого рекомендуется в первую очередь снять картер. Верхняя крышка фиксируется на винтах. Упоры в механизме снимаются по порядку. Также надо отметить, что уплотнитель находится под камерой. Шестерни надо снимать при помощи ключа. Сальник в данном случае не нужен. В нижней части редуктора также имеется уплотнитель. Он фиксируется на крыше блока. Если рассматривать центральный упор, то он выполнен Г-образной формы. С вторичным валом он не соприкасается.

    Коробка передач МТЗ-82 делается с седлом, которое находится в центральной части блока. Непосредственно зажим располагается под стаканом. Специалисты говорят о том, что механизм очень просто разобрать. Чтобы отсоединить седло, потребуется только один ключ. Крышка седла фиксируется на зажиме. Эксперты указывают на то, что стаканы снимаются довольно просто. При этом зажимные втулки можно не трогать. В верхней части седла располагается вторичный винт. Он является крепежом вала. Чтобы отсоединить шестерню передачи, придется немного подбить молотком стойку. Если сильно шумит коробка передач МТЗ-82, ремонт устройства надо начинать с осмотра блока седла.

    Плунжер в данной коробке передач часто ломается из-за вылетающей опоры. Для того чтобы исправить эту ситуацию, надо сразу осмотреть стойку. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. Вторичный вал в данном случае не надо снимать. Если опора находится под углом, значит, защитный штифт отклонился в сторону. Это очень просто исправить. В верхней части блока имеется небольшой фиксатор, и у него есть винт. Блок редуктора необходимо свинтить. Опора регулируется при помощи винта.

    Коробка передач МТЗ-82 не смогла бы работать без кольца, которое находится под стаканом. При больших нагрузках оно может деформироваться. В результате центральный шток запирается. В итоге коробка передач находится в нерабочем состоянии. Как правильно достать кольцо? Сделать это довольно просто. В первую очередь, надо снять защитный редуктор и осмотреть коробку.

    Иногда там могут находиться посторонние предмеры. Как правило, речь идет о свинтившихся винтах. Они часто блокируют работу стакана и трутся об кольцо. Втулка возле механизма снимается при помощи ключа. Стакан необходимо подбивать молотком в сторону редуктора. Кольцо снимается довольно просто. После его замены придется заново установить винт и надежно зажать коробку.

    Коробка передач МТЗ-82 работает с шестерней второй скорости, а фиксируется она над центральным валом. Диск находится за втулкой. Фиксация детали осуществляется на короткой стойке. Как снять шестерню второй передачи? Сделать это можно, только предварительно зафиксировав коробку передач.

    После этого отдвигается крышка и отвинчивается винт. Далее потребуется снять крышку и осмотреть состояние пластины. В данном случае верхнюю пластину не стоит трогать. Шестерню необходимо аккуратно подбивать молотком в сторону редуктора. Далее появится возможность отсоединить зажимной шток. После этого останется только снять шестерню. Чтобы поставить ее на прежнее место, придется попросить помощи у товарища. Установить деталь самостоятельно проблематично. В данном случае важно придерживать боковую втулку.

    Коробка передач МТЗ-82 имеет переходник, который находится в нижней части сальника. Порой он загрязняется или летает. С этой целью необходимо заготовить в первую очередь набор ключей. Дополнительно потребуется зажим и молоток. Сначала надо просто отсоединить крышку и затем высунуть прокладку. Вал сальника в данном случае трогать не нужно.

    Большинство специалистов говорят, что переходник надо снимать со сторон пластины. На этом этапе важно следить за положением шестеренки. В коробке передач они фиксируется на упоре. Далее придется осмотреть нижнюю часть переходника. Если проблема заключается в загрязнении, то пыль можно удалить при помощи тряпки. При замене переходника важно обращать внимание на диаметр механизма крепления.

    Материалы: http://fb.ru/article/265916/korobka-peredach-mtz--dlya-traktora-belarus-shema-pereklyucheniya-peredachi-i-ustroystva


    Back to top