ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАНСМИССИИ ТРАКТОРА

1 ≫

4.1. Назначение, классификация и требования к трансмиссиям

Трансмиссия в целом представляет собой комплекс устройств для передачи и преобразования энергии от ее источника к потребителю (или потребителям) в удобном для них виде.

Современные трансмиссии можно классифицировать по способу изменения их передаточных чисел на бесступенчатые, ступенчатые и комбинированные.

Б е с с т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и позволяют в заданном интервале передаточных чисел иметь любое их значение, вследствие чего работа МТА всегда может быть наиболее производительной и экономичной.

С т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и имеют определенные интервалы (ступени) передаточных чисел в пределах которых работа МТА достаточно производительная и экономичная.

К о м б и н и р о в а н н ы е т р а н с м и с с и и отличаются сочетанием интервалов передач, в которых возможно бесступенчатое изменение передаточных чисел.

По способу преобразования крутящего момента их можно классифицировать на механические, гидравлические, электрические и комбинированные.

Б е с с т у п е н ч а т ы е т р а н с м и с с и и по этому признаку подразделяются на м е х а н и ч е с к и е (фрикционно-тороидные, клиноременные и импульсные - инерционные), г и д р а в л и ч е с- к и е (гидродинамические и гидрообъемные), э л е к т р и ч е с к и е (электромеханические).

С т у п е н ч а т а я т р а н с м и с с и я по этому признаку является механической, в которой преобразование крутящего момента происходит в шестеренных редукторах, в одном из которых – к о р о- б к е п е р е д а ч (КП) - производится изменение передаточных чисел, ограниченных числом возможных сочетаний зубчатых пар.

Не зависимо от классификации трансмиссий, они должны соответствовать определенным эксплуатационным и производственным требованиям:

- должны обеспечивать надежную связь с двигателем и отсоединение от него, в зависимости от технологии работы МТА;

- иметь возможность изменения общего передаточного числа в зависимости от изменения тягового сопротивления движению трактора (его загрузке);

- должны иметь возможность изменения направления вращения ведущих колес трактора при неизменном направлении вращения вала двигателя для получения заднего хода, а также соотношения частот вращения левого и правого ведущих колес при движении на повороте, по неровностям пути и для поворота соответственно колесного и гусеничного трактора;

- обеспечивать отбор части мощности двигателя на привод рабочих органов прицепных или навесных машин - орудий во время движения МТА или его работы в стационарных условиях, а также систем по обслуживанию гидравлических систем трактора;

- конструктивно быть компактными, иметь ограниченные габаритные размеры корпусов сборочных единиц (агрегатов), способных передавать большие мощности, иметь достаточно высокие КПД и долговечность, низкую трудоемкость технического обслуживания и хорошую ремонтопригодность.

4.2. Ступенчатые трансмиссии

На большинстве сельскохозяйственных и значительной части промышленных тракторов применяют ступенчатые шестеренные трансмиссии, как наиболее отработанные конструктивно, относительно простые, удобные и надежные в работе, имеющие довольно высокий КПД, более низкую стоимость. Основным их недостатком является ступенчатое регулирование крутящих моментов, что довольно часто приводит к неэффективному использованию мощности двигателя.

Кинематические схемы ступенчатых трансмиссий могут быть двух типов. По первой традиционной схеме (рис. 4.1, а , б ) мощность двигателя на ведущие колеса трактора разделяется после КП, что обусловливает наличие одной центральной передачи (ЦП), размещаемой, как правило, в корпусе заднего моста трактора (гусеничного или колесного с задними ведущими колесами). Такая схема относительно проста, хорошо компонуется, обладает достаточно высоким механическим КПД и приемлимыми показателями материалоемкости.

По второй кинематической схеме (рис. 4.1, в ) трансмиссии мощность от двигателя разделяется перед КП или в ней, что обусловливает наличие двух ЦП. Положительным качеством этой схемы является меньшая силовая нагруженность деталей КП и ЦП и возможность

уменьшения размеров механизма поворота гусеничного трактора, установка их на менее нагруженной части трансмиссии до ЦП. Особенностью этой схемы является невозможность четкого разграничения функций КП и механизма поворота и выполнение одним агрегатом совмещенных функций. Этот тип трансмиссии устанавливается только на гусеничных тракторах.

В традиционных схемах трансмиссии типового колесного трактора с задними ведущими колесами и гусеничного трактора (рис. 4.1, а , б ) источником энергии является ДВС 1 , с коленчатого вала которого неразделенный поток мощности поступает в первый агрегат трансмиссии - сцепление 2 . Сцепление служит для соединения трансмиссии с двигателем и отсоединения ее от него. После сцепления поток мощности поступает в КП 3 - редуктор, в котором обеспечивается ступенчатое изменение подведенного крутящего момента за счет различного сочетания работающих шестерен, образующих необходимые передаточные числа. Как правило, тракторная КП является понижающим редуктором, хотя в ней может быть прямая и повышающая транспортные передачи.

Пара конических шестерен 4 образуют ЦП, соединяющую КП с поперечными валами заднего ведущего моста трактора. Она разделяет поток мощности от КП на два самостоятельных потока по бортам трактора и является понижающим редуктором с постоянным передаточным числом.

У колесного трактора ведомая шестерня ЦП обычно устанавливается на корпусе дифференциала 7 - механизме трансмиссии, кинематически соединяющем ЦП с ведущими валами конечных передач 5 (рис. 4.1, а ). Дифференциал позволяет ведущим колесам 6 вращаться с разными частотами при повороте трактора или их движении по неровностям пути. Конечная передача является последним понижающим редуктором трансмиссии с постоянным передаточным числом и

в ряде случаев определяет величину дорожного просвета (клиренса) трактора.

Для отбора части мощности двигателя для посторонних ее потребителей, рассмотренных ранее, колесный трактор, как правило, имеет не менее двух приводов ВОМ - заднего 8 и бокового 9 .

У гусеничного трактора разветвленные потоки мощности после ЦП 4 (рис.4.1, б ) вначале поступают в механизм поворота 5 , а затем в конечные передачи 6 и ведущие колеса 7 , иногда называемые звездочками. Механизм поворота обеспечивает передачу разных ведущих моментов и частот вращения левого и правого колес 7 , благодаря чему производится поворот гусеничного трактора. Некоторые меха-

низмы поворота выполняются как понижающие редукторы (планетарные).

Рис. 4.1. Принципиальные структурные кинематические схемы ступенчатых трансмиссий тракторов:

а – традиционная типового колесного трактора; б – традиционная гусеничного трактора; в – гусеничного трактора с разделением потока мощности перед КП

У гусеничного трактора, как правило, должно быть не менее одного заднего привода ВОМ 8 .

В трансмиссии гусеничного трактора с разделением потока мощности перед КП (рис. 4.1, в ) поток мощности от дизеля 1 поступа-

ет в сцепление 2 и далее в раздаточный шестеренчатый редуктор 3 , выходные валы которого являются приводными валами двух параллельных КП 4 . Отличительной особенностью этих КП является переключение передач на ходу трактора, без разрыва потока мощности, с применением обычных фрикционных гидроподжимных муфт.

На концах выходных валов КП последовательно установлены тормоз 5 и ведущая коническая шестерня отдельной ЦП 6 .

Тормоза 5 и блокировочные муфты КП являются одновременно агрегатами механизма поворота гусеничного трактора с данным типом трансмиссии.

Конечная передача 7 и ведущие колеса 8 аналогичны рассмотренным выше. Привод ВОМ 9 обычно отводится от раздаточного редуктора 3 .

4.3. Передаточное число трансмиссии, КПД

и ведущие моменты

Общее передаточное число трансмиссии u o можно представить как отношение частоты вращения n д или угловой скорости ω д коленчатого вала двигателя к среднему значению частоты вращения n к или угловой скорости ω к ведущих колес трактора.

Средние значения n к и ω к принимаются исходя из неравномерности вращения правого и левого ведущих колес.

, где индексы "пр" и

"лев" – соответственно для правого и левого колеса.

трансмиссий можно представить как произведение передаточных чисел составляющих их агрегатов:

для колесного трактора

u ок = u кп u цп u кон ;

для гусеничного трактора

u ог = u кп u цп u мп u кон ,

где u кп , u цп , u мп и u кон - передаточные числа соответственно КП, ЦП, механизма поворота и конечной передачи.

Изменение передаточного числа трансмиссии в основном производится в КП. Однако в ряде трансмиссии ЦП и механизм поворота

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/3719810/page:15/

2 ≫

Трансмиссия – это обязательная часть колёсной техники, которая работает от двигателя внутреннего сгорания. Тракторы МТЗ не исключение. Трансмиссия представляет собой многочисленные узлы и механизмы, которые соединяются в один комплект, состоящий из двигателя машины с колёсной базой. Сюда же входит ряд дополнительных узлов, обеспечивающих стабильную работу всей системы.

В конструкцию трансмиссии входят:

  • КПП;
  • тормозок для КПП;
  • раздаточная коробка;
  • муфта сцепления;
  • система сцепления;
  • тормозная система;
  • приводной шкив;
  • дифференциал;
  • ведущий передний мост;
  • карданный привод;
  • ходоуменьшитель;
  • задний и боковой ВОМы.

Есть ещё подшипники и шестерни, другие разновидности валов, валики, шаровые опоры, втулки и так далее. В трансмиссию входит огромное количество узлов, собранных в одну систему, отвечающую за управление. При этом сами узлы регулируются по отдельности.

Коробка переключения передач — это один из важнейших узлов. Предназначена она для того, чтобы менять скорость трактора. Способна переключать машину на движение задом, включать в работу навесное оборудование через боковой вал отбора мощности. У стандартной коробки передач следующая комплектация: девять ступеней для движения вперёд, и ещё две для передвижения задним ходом.

Количество передач для переднего и заднего хода увеличивается за счёт понижающего редуктора. Например, для хода вперёд 18 ступеней, для реверса оно равно четырём. Ходоуменьшитель – дополнительное оборудование для перемещения на малых скоростях, им можно оснастить любую стандартную коробку.

Ходоуменьшитель на тракторах МТЗ-80/82

Это актуально для тех, кто часто выполняет задачи на скоростях меньше стандартных.

Об устройстве КПП

У первичного и вторичного вала будет одноосное размещение, если смотреть на КПП в разрезе, по прямой оси. Вал промежуточного типа располагается параллельно по отношению к первичному. К этой же части относятся валы у первой передачи, заднего хода. В подшипнике, в стакане корпуса КПП закрепляется передний конец у первичного вала. В торец в подшипнике соединяются друг с другом задний и передний конец у первичного вала.

Коробка переключения передач МТЗ-50

На шлицы первичного вала насаживаются ведущие шестерни 3, 4 и 5 передач. Понижающий редуктор закрепляется на первичном валу, через ведомую шестерню. Промежуточный пустотелый вал снабжается шлицами, на которых расположились ведомые шестерни у переключателя, ответственного за 3, 4 и 5 передачу. Имеется промежуточное зацепление между ведомой шестернёй у третьей передачи и промежуточной шестернёй.

О промежуточном вале

На шарикоподшипниках на втулке вращается вал. Имеется прочное соединение между главной шестернёй второй редукторной ступени и втулкой. Плюс к конструкции – вал внутри, у которого есть поддерживающая втулка. Кулачки заднего синхронного вала, отвечающего за отбор мощности, размещаются сзади у шестерни.

Над главной шестернёй располагается крыльчатка, которая разбрызгивает масло на активные детали коробки передач.

О редукторе КПП

Двухступенчатый редуктор идёт в комплекте со всеми стандартными коробками передач. Он имеет свою схему работы с определёнными особенностями.

Первая ступень отвечает за включение 1, 2, 3, 4 и 5 передач. Это для движения передом, а для движения задом передача включается всего одна. За включение остальных передач отвечает вторая редукторная ступень.

Чтобы включить первую ступень редуктора, надо сцеплять ведущую шестерню первой ступени и наружный венец, который располагается у вторичного вала. Редуктор второй ступени работает несколько иначе: он задействует главную шестерню первой ступени, которая зацепляется с зубчатым венцом шестерни от второй ступени.

Располагается эта система на специальном маховике, между коробкой передач и двигателем. Сцепление на тракторе выполняет следующие задачи:

  1. Надёжная передача крутящего момента к двигателю от трансмиссии.
  2. Помогает кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии, когда переключаются передачи. Ударные нагрузки обычно отсутствуют.
  3. Для плавного соединения неподвижного входного вала у трансмиссии с коленчатым валом двигателя, который постоянно вращается. Эти узлы плавно нагружаются, благодаря сцеплению – без необходимости останавливать работу двигателя.
  4. Защита от резких нагрузок для трансмиссии и двигателя.
  5. Чтобы можно было легко останавливать трактор на небольшие промежутки времени во время работы.

Схема управления муфтой сцепления на тракторе МТЗ-82 с серийной кабиной

Все детали, связанные с валом двигателя, являются ведущими в этой системе: маховик двигателя и нажимной диск, поводковое устройство и кожух. В тракторах используется так называемое лепестковое сцепление.

Оно состоит из следующих деталей:

  • Педаль выключения.
  • Система привода.
  • Вилка привода выжимного подшипника.
  • Выжимной подшипник.
  • Диск сцепления.
  • Нажимной диск.

Внутрь стального штампованного кожуха помещается нажимной диск. К маховику двигателя кожух присоединяется с помощью болтов. Специальная пружина зажимает ведомый диск. Он находится между диском нажимным и маховиком. Закрытые подшипники не нужно смазывать во время эксплуатации.

У дифференциала строение довольно сложное. Прежде всего, устройство снабжается разъёмным корпусом. Он вращается благодаря воздействию подшипников роликового типа, имеющих форму конуса. Между половинками корпуса фиксируется крестовина агрегата.

Одинаковыми значениями маркируются отверстия на поверхности, предназначенные для осей крестовины, призонных болтов. Они так же выполняются во время совместной обработки деталей. Детали нельзя подвергать разукомплектации.

У крестовины четыре сателлита. У половины из них – фиксированное соединение, с шестерёнками типа полуоси. Иногда такие устройства негативно сказываются на тяговых характеристиках тракторов. Особенно, когда надо пройти сложные повороты. Это происходит из-за того, что одно из колёс недостаточно прочно соединяется с почвой. Из-за этого происходит пробуксовывание.

У второго колеса тогда сцепление чуть лучше. Но оно не способно нормально функционировать в одиночку.

Карданный привод нужен для того, чтобы крутящий момент без проблем переходил от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту.

Главные элементы в этом приводе – два вала, с одинаковой длиной и конструкцией. Кроме того, обязательно присутствует опора.

Один из валов – открытого типа и полый. У него есть два карданных шарнира, с игольчатыми подшипниками. Это, по своей сути – тонкостенная труба, вилки карданного шарнира приварены с обеих её сторон.

Промежуточная опора так же состоит из нескольких элементов:

  • Предохранительная муфта.
  • Подшипниковый узел, размещённый в специальном корпусе. Его устанавливают на так называемых штифтах. К корпусу муфты сцепления он крепится снизу.
  • Фланец принимает все показатели крутящего момента, от заднего карданного вала. Фланцы соединяются с валами, для чего используются шлицы. На шлицы вала устанавливаются ведущие и нажимные диски. Вращение передаётся по ведомым дискам.
  • Оно попадает на втулку у муфты. Со втулкой шлицами соединяется фланец. Он отвечает за передачу крутящего момента на передний карданный вал. Потом крутящий момент переходит на ведущую шестерню главной передачи переднего моста.

На тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов. Они делятся на группы по своим конструктивным особенностям. Например, разделяют:

  • Валы с защитным кожухом.
  • Стандартные модели без дополнительной защиты.

На две категории можно разделить валы по функциональности:

  • С предохранительной муфтой.
  • Стандартные модели.

Предохранительные муфты обеспечивают дополнительную защиту для механизма, предотвращают повышенные нагрузки.

Распределение крутящего момента между деталями внутри, передача момента к приводным механизмам от двигателя – вот за что отвечает узел раздаточной коробки. Конкретно в тракторах МТ3 механизм выполняет сразу несколько задач:

  1. Сохранение устойчивости во время передвижения, в том числе, при небольших скоростях. Даже если вращающий момент сохраняется очень высокий.
  2. Увеличение крутящего момента на каждом из ведущих колёс. Благодаря этому становится легче преодолевать особенно крутые подъёмы. При движении по бездорожью можно без проблем сопротивляться качению.
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами. Это позволяет достичь наилучшей проходимости транспортного средства. При этом в трансмиссии не формируется негативный момент, который ещё называют «циркуляцией мощности».

О конструкции раздаточной коробки

Узел состоит из следующих нескольких компонентов:

  • Ведущий вал.
  • Передачи зубчатого понижающего типа.
  • Межосевой дифференциал с блокировочным механизмом.
  • Вал привода задней и передней оси.

Вращающий момент направляется непосредственно на раздатку с помощью ведущего вала. Далее в действие вступает межосевой дифференциал. Он распределяет вращающий момент по нескольким осям. При разных угловых скоростных режимах он обеспечивает сохранение непрерывного вращения.

Межосевые дифференциалы бывают симметричными, либо несимметричными. Симметричные нужны для равномерного распределения крутящего момента между несколькими осями. А вторая разновидность отвечает за раздачу в определённом соотношении.

Блокировочный механизм помогает реализовать все возможности полноприводного трактора. Он может выключать дифференциал частично либо полностью. Благодаря чему передняя и задняя ось соединяются друг с другом достаточно жёстко.

Блокировка проводится в автоматическом либо в ручном режиме.

В форме редуктора планетарного типа выполняется цепная передача. Она нужна для того, чтобы вертящий момент увеличивался во время езды по пересечённой местности. Цепные передачи состоят из ведомого и ведущего колеса, приводной цепи. Некоторые коробки снабжаются и передачами зубчатыми. Они отвечают за то, чтобы вращательный момент попадал на переднюю ось.

Соосно по отношению к ведущему валу устанавливают вал задней оси. Переднюю ось можно принудительно включать или выключать, активировать в автоматическом режиме.

Манжета ведущей шестерни разрушилась, если появились следы смазки на фланце карданного вала, корпусе главной передачи. Для ремонта карданный вал отсоединяют при замене манжеты. Фланец кардана при этом необходимо снять. Смазка точно отсутствует, если корпус конической пары сильно нагревается.

О потере упругости в пружинах скажут потеря жёсткости и уменьшение хода сжатия в подвеске. Достаточно снять колёсный редуктор, чтобы произвести замену деталей.

Главное при проведении ремонта – учитывать ключевые особенности каждого механизма. И понимать, какая именно модификация находится перед нами. Правильная эксплуатация и своевременный уход за техникой помогут избежать серьёзных проблем при дальнейшей эксплуатации. Это так же избавит от необходимости проводить капитальный ремонт. Важно помнить и о технике безопасности: необходимо получить соответствующий опыт и пройти обучение перед тем, как приступать к ремонтным работам. Можно обратиться в сервисный центр, если нет времени и желания разбираться во всех нюансах самостоятельно.

  • Сколько масла нужно заливать в двигатель МТЗ-80?
  • Как посчитать расчет расхода топлива в час?
  • Как накрутить счетчик моточасов трактора МТЗ?

Виды адаптеров для мотоблока МТЗ и инструкция по сборке из подручных материалов

Обзор 5 лесных модификаций тракторов МТЗ и лесозаготовительной техники

Выбираем гидромолот для экскаватора на базе МТЗ

Сельскохозяйственные машины на базе МТЗ: виды и технические параметры

Обзор 6 популярных моделей снегоуборочных машин на базе МТЗ

Как выбрать гидравлическое масло для экскаватора на базе МТЗ

Материалы: http://traktoramtz.ru/uzly-i-agregaty/transmissiya-mtz.html

3 ≫

Факторы, влияющие на степень сложности и конструкцию трансмиссии (в особенности механической):

1) – вид машины (транспортная либо тяговая);

2) – тип движителя (гусеничный либо колёсный);

3) – число ведущих колёс (относится к колёсным машинам).

Ввиду того, что скорости автомобилей (транспортных машин) значительно выше, а их тяговые усилия ниже в сравнении с тягой тракторов, автомобили имеют меньшее передаточное число трансмиссии [iтр], чем тракторы. Данный факт даёт возможность изготавливать автомобильные агрегаты трансмиссии более компактными при аналогичной передаваемой мощности.

У гусеничных машин трансмиссии значительно сложнее, чем у колёсных, за счёт присутствия в их конструкции механизма поворота. Так как гусеничные тракторы поворачивают посредством создания разности ведущих моментов на правой и левой гусеницах, механизмы поворота осуществляют данную функцию. На гусеничных тракторах отечественного производства применяются два типа механизмов поворота:

1) – планетарный механизм поворота (тракторы Т-4А, ДТ-75В, ДЭТ-250 и прочие);

2) – механизм поворота с муфтами поворота (тракторы Т-130, Т-74 и прочие).

Особая роль в конструкции отводится трансмиссии трактора Т-150. В данном тракторе поток мощности идёт от ДВС к коробке передач, где разделяется и затем, через пару вторичных валов, пару центральных и бортовых передач подаётся к движителям. В этой трансмиссии функции муфт поворота возложены на фрикционы коробки передач, которые расположены на вторичных валах.

Незаменимым агрегатом колёсных машин является дифференциал, как правило, устанавливаемый непосредственно в главной передаче. Дифференциал служит для обеспечения возможности прохождения ведущими колёсами различных отрезков пути в один промежуток времени, что необходимо в процессе движения машины по неровной дороге и на поворотах.

Помимо указанных различий, отличием тракторных трансмиссий от автомобильных также является большее число передач, ввиду того, что диапазон необходимых тяговых усилий в процессе эксплуатации тракторов в значительной степени превышает автомобильный.

При сравнении трансмиссии колёсных и гусеничных тракторов необходимо отметить, что общее передаточное число трансмиссий колёсных тракторов (общего назначения и универсально-пропашных) намного больше [iтр=150-200], чем гусеничных [iтр=50-60]. Обоснованием данного различия главным образом служит различие в диаметре ведущих колёс и звёздочек.

Последние записи

Ежедневно после пуска двигателя требуется выполнять проверку генераторной установки по показаниям указателя тока либо указателя напряжения (автомобиль МАЗ-6422). Если после пуска двигателя (на [. ]

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/osobennosti-ustrojstva-transmissii-traktorov-i-avtomobilej-s-dvizhitelyami-razlichnyx-tipov.html


Back to top