Дымит двигатель: причины и возможные неисправности

1 ≫

Довольно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации схожи с картинками из старых кинофильмов, на которых паровоз окутывается клубами дыма. Каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности приносит тревожные волнения. Тогда начинаются интенсивные поиски ответов на вопрос, почему дымит двигатель.

Повышенное дымление нередко становится показателем серьезных неисправностей двигателя. Симптомы касаются бензиновых и дизельных моторов. Автомобилисты со стажем способны поставить довольно точный диагноз по цвету и особенностям выхлопов. А определив суть проблемы, с нею легче справляться.

Цвет дыма как показатель автомобильных проблем

Через выхлопную трубу автомобиля в атмосферу постоянно выбрасываются отработанные газы. При исправном двигателе это происходит почти незаметно и в минимальных количествах. Однако уже на начальной стадии серьезных поломок в силовом агрегате выхлопы могут становиться обильными, окрашенными различными цветовыми оттенками.

При некоторых обстоятельствах появление дыма сочетается с такими симптомами:

  • затрудняется пуск холодного мотора;
  • двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах либо под нагрузкой;
  • показатели тахометра становятся плавающими или скачкообразными;
  • расход горючего или моторного масла заметно увеличивается;
  • происходит потеря тяговой мощности двигателя.

Повышенное дымление холодного либо горячего мотора – первый, а иногда и единственно верный, признак поломки силового агрегата. Точнее диагностировать неисправности, выявлять степень серьезности проблем, различные стадии их протекания помогает характерный цвет выхлопа.

Прозрачность дыма (белесые выхлопы)

Прозрачные или белесоватые выхлопы чаще всего появляются сразу после пуска двигателя или при непрогретом до рабочей температуры моторе. Собственно, в этом и заключаются причины появления таких выхлопов. Подобным образом силовой агрегат реагирует на простой. В зимнее время после морозной ночи бездействия из выхлопных труб большинства автомобилей выбрасывается прозрачный или белесый дым. Но, по сути, он является паром.

Прозрачный дым – не повод для паники

По степени прогрева двигателя и всей газораспределительной системы количество дыма будет уменьшаться. При очень низких атмосферных температурах пар остается заметным даже при работе хорошо прогретого мотора. На густоту таких выбросов дополнительно влияет влажность воздуха. Повышенные ее показатели увеличивают количество прозрачного дыма из выхлопной трубы.

Довольно легко можно убедиться в том, что прозрачный дым легко рассеивается и является паром. Простой эксперимент докажет, что мотор не испытывает серьезных проблем. К выхлопной трубе прикладывается чистый бумажный лист. После определенного времени он высохнет, а выхлопной конденсат не оставит отчетливых грязно-жирных или маслянистых пятен. Можно к задней части глушителя приложить какую-либо емкость. На ее стенках при работающем двигателе образуется конденсат.

Прозрачный дым может сопровождаться появлением капель из выхлопной трубы. Этого не стоит бояться. Происходит выброс конденсата, скопившегося внутри системы. Ситуация не становится поводом для паники, двигатель не требует вмешательства или ремонта.

Белизна дыма

После прогрева мотора в теплое время может появляться густое белое облако из выхлопной трубы. Оно указывает на попадание в цилиндры охлаждающей жидкости. Происходит это из-за нарушения герметичности через прокладку между блоком цилиндров и головкой, трещины в каналах движения охлаждающей жидкости.

Стоит обратить внимание на другие возможные причины появления белого дыма. На заглушенном двигателе проверяют попадание выхлопных газов в систему охлаждения. Для этого снимают крышку расширительного бачка или выкручивают пробку радиатора. При этом определяют:

  • наличие запахов выхлопа;
  • имеется ли маслянистая пленка в самой жидкости;
  • снижен ли уровень охлаждающей жидкости.

Попадание газов в систему охлаждения приводит к повышению давления. После остановок двигателя охлаждающая жидкость частично уходит в цилиндры. Ее уровень в бачке снижается. Антифриз (тосол) через поршневые кольца просачивается в поддон картера. Там он смешивается с моторной смазкой, разжижая ее. Образуется своеобразная эмульсия. Моторное масло меняет цвет, мутнеет, теряет рабочие свойства.

Опытные мастера советуют перед ремонтом подобных повреждений промывать соляркой двигатель изнутри. Так экономятся нервы и время при ремонте. Очищенный мотор поможет легче определить место неисправности.

Дополнительно убедиться в проникновении охлаждающей жидкости в систему смазки помогает диагностика состояния маслозаливной пробки и крышки головки блока цилиндров. На их внутренней стороне образуется светлая пена с желтоватым оттенком. Подобный признак можно зафиксировать на маслоизмерительном щупе.

Некачественный антифриз может провоцировать внутреннюю коррозию металлических деталей двигателя. Иногда повреждения становятся сквозными, частицы ржавчины попадают в расширительный бачок. Потребуются значительные средства для восстановления такого двигателя.

Перегрев двигателя – предпосылка к появлению белого дыма

Причины появления обильного белого дыма часто кроются в перегреве двигателя. Неэффективная работа системы, отвечающей за охлаждение мотора, приводит не только к перегреву силового агрегата, но и к деформации поршневых колец. Последствия требуют безотлагательного реагирования, незамедлительного устранения неисправностей.

При наличии белого дыма обязательно придется проверить состояние:

  • проблемного цилиндра;
  • термостата;
  • вентилятора и датчика его включения;
  • пробки расширительного бачка;
  • прокладки впускного коллектора;
  • шлангов системы охлаждения;
  • герметичности радиатора.

Жидкость может попадать в камеру сгорания. Это приводит к образованию воздушных пробок, попаданию большого количества жидкости в цилиндры. Следствием может быть гидроудар. Тогда скачки давления приводят к образованию трещин на корпусе тех или иных деталей, повреждению различных элементов оборудования.

Установив конкретные причины появления белого дыма из выхлопной трубы, безотлагательно следует приступать к ремонту. Следствие неисправностей придется устранять в работе всей системы охлаждения.

Голубовато-сизый дым

Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.

Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.

Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.

Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:

  • износ либо потеря эластичности (дубеют) маслосъемных колпачков;
  • залегание или износ маслосъемных колец;
  • неисправность турбины;
  • изнашивание деталей цилиндропоршневой группы;
  • засоренность системы, обеспечивающей рециркуляцию картерных газов;
  • низкое качество моторного масла;
  • неисправности в области глубоких свечных колодцев (16-клапанные моторы).

Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором

Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.

Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.

Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:

  • взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
  • растянуть ткань на дроссельном патрубке;
  • завести автомобиль;
  • несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
  • заглушить двигатель;
  • проверить состояние ткани.

Чернота дыма

Появляющиеся выхлопы черного цвета также могут рассказать о том, почему машина дымит. Оттенки дыма бывают от темно-серого до густо-черного. Они свидетельствуют о чрезмерном обогащении горюче-воздушной смеси. Тревожный цвет обеспечивается частицами сажи, которые выбрасываются в атмосферу из-за неэффективного сгорания топлива.

Чаще всего чернота дыма говорит о проблемах, связанных с подачей горючего. Их можно выявить, обратив внимание на прямые или косвенные признаки:

  • затрудненный пуск силового агрегата;
  • неустойчивая работа мотора;
  • высокая токсичность;
  • ощутимое повышение расхода горючего;
  • двигатель теряет мощность;
  • катализатор выходит из строя.

Черный дым становится следствием того, что не все топливо успевает прогореть в цилиндропоршневой группе. Если затягивать с ремонтом в таких случаях, то результаты могут оказаться очень плачевными. При серьезных повреждениях цилиндропоршневой группы, других узлов силового агрегата дорогостоящий ремонт может превышать цену самого автомобиля.

Причины появления черного дыма разняться в зависимости от технической комплектации автомобиля. Моторы, оснащенные карбюраторным впрыском, дымят чернотой из-за перелива горючего в поплавковой камере. В подобных ситуациях необходимо проверять игольчатый клапан и жиклеры, отвечающие за подачу воздуха.

При инжекторном нагнетании топлива переобогащение смеси происходит из-за сбоев электронных датчиков. Не стоит исключать из перечня причин возможную потерю герметичности самих форсунок. Если инжекторные форсунки не справляются с дозированием горючего, тогда в камеры сгорания попадает избыток топлива. Избыточное горючее перемещается в картер мотора, смывает маслянистую защиту со стенок цилиндров.

Часто черный дым дополняется устойчивым запахом топлива. Это – еще один из признаков попадания горючего в моторное масло. Перепроверить такой знак можно, замерив уровень смазочной жидкости. Повышение количества масла свидетельствует о его разбавлении горючим.

Специфика дизельных двигателей

Черный дым, вырывающийся из выхлопных труб дизельных либо турбо дизельных двигателей, становится следствием низкого качества горючего. Среди других причин стоит рассматривать такие:

  • износ форсунок;
  • сильная загрязненность воздушного фильтра;
  • неисправность регулятора оборотов в насосе нагнетания топлива;
  • выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД);
  • поломки турбины.

Появление дымного шлейфа белого, сизого или черного оттенков – серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью к мастерам автосервиса. Промедление, откладывание решения проблемы приводит к удорожанию ремонта, созданию непредсказуемых ситуаций на дороге. Внимательно присмотревшись к цвету выхлопов, можно предотвратить многие проблемы. Своевременная диагностика причин неисправностей поможет поддерживать автомобиль в хорошем функциональном состоянии.

Похожие публикации

Материалы: http://motoroilclub.ru/diagnostika-i-remont/dymit-dvigatel.html

2 ≫

Очень много лет назад в одном из автосервисов работал Волшебник, который за 10 минут мог «вылечить» автомобиль с дизельным двигателем, если тот «дымил черно-черным дымом».

Потом и в других сервисах, где стали заниматься этим вопросом немного «глубжее», тоже стали ремонтировать такие же проблемы. И вся причина была в простом.

«Все гениальное — просто»

Это было сказано еще до нашего рождения.

Нам же только надо знать Основы и Теории.

На вопрос «Почему дизель дымит?», сейчас даже Ученик ответит: » Мало воздуха».

А «продвинутый» Ученик добавит: » И неправильный угол опережения».

Мастер добавит еще:

— время впрыска топлива

— качество распыления топлива

— обороты коленчатого вала

— цетановое число топлива

А давайте попробуем посмотреть на этот вопрос немного с другой стороны, то есть, «залезть в этот вопрос поглубже» — ?

Топливо

Мы привыкли называть «топливом» все то, что заливаем в наши топливные баки.

И подразумеваем, что «топливо» — это значит «горение».

Но это немного не так.

Все «простое» в нашем мире всегда состоит из множества «сложного» ( и даже когда мы разберем все эти «сложные» на простые составляющие, то они опять-таки будут всегда состоять из множества «сложного»).

Так и топливо: оно состоит из горючей части (рис.1) и негорючей (рис.2) :

В камере сгорания тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд

Одна из особенностей камеры сгорания дизельного двигателя в том, что вследствии неоднородного состава смеси там происходит так называемое диффузионное сгорание смеси.

Смесь, в данном случае, состоит из нескольких частей (зон):

1 — зона стехиометрического состава топливо-воздушной смеси

2 — зона «богатого» состава смеси

3 — зона «бедного» состава смеси

В зависимости от «качества перемешивания» топливо-воздушной смеси и в зависимости от созданных условий возможны различные варианты диффузионного горения (рисунки 4 и 5).

В камере сгорания всегда возможны условия, когда состав зоны стехиометрического состава топливо-воздушной смеси будет меняться в зависимости от созданных условий, а именно:

— наличие требуемого состава воздуха (кислорода)

— условия для «перемешивания» топливо-воздушной смеси

Если стехиометрический состав топливо-воздушной смеси превышает 60-80% от общего объема(рис.3 и 4), то диффузионное горение происходит без образования сажи ( С ) и ее частиц (дыма на «выхлопе» нет).

В противном случае, когда в камере сгорания существует вот такой состав «смеси»:

— то начинается эффект пиролиза ( разложение химических соединений при нагревании) топлива и образования максимального количества * С *, так как для этого «созданы» все нужные условия:

И тогда на «выхлопе» наблюдается дым «черно-черного» цвета.

То есть, когда мы видим такой дым на дизеле, то это означает, что внутри камеры сгорания сейчас происходит эффект пиролиза, о причинах которого уже было сказано выше.

И что бы попытаться его устранить, в первую очередь можно проверить:

— состояние воздушного фильтра ( «забит» он или нет, при необходимости продуть его или заменить на новый)

— форсунки ( они могут просто начать «лить» и тогда топлива будет поступать нерасчетное количество)

— угол опережения ( вместо «самовоспламенения»- возникновения очага пламени за счет окисления топливо-воздушной смеси под воздействием давления, температуры и развития экзотермических реакций,- топливо будет подвержено эффекту пиролиза вледствии нарушения изначально заданных условий)

Примечание: Данная статья не является «моментом истины», это просто повод для размышления, который возник при разговоре с одним «дизелистом», правда, он употребил слово «крекинг», но уместнее говорить «пиролиз». Если у кого-то есть другие мнения, замечания и предложения — прошу на наш Форум в раздел «Думаем, спорим, размышляем». Как говорится: «Истина всегда одна, но она временами может рядиться в разные одежды».

Материалы: http://sanekua.ru/pochemu-dizel-dymit/

3 ≫

Если владелец авто с дизелем замечает, что дымит дизельный двигатель, он знает – это явный признак его неисправности. Разумный водитель сразу же предпримет меры по установлению причины дымления и произведет необходимый ремонт.

Оттенок дыма из выхлопной трубы признается важнейшим диагностическим признаком, по которому можно предварительно определить, в каком из узлов ДВС возникли неполадки. Чаще всего дымление дизельного двигателя сигнализирует о проблемах в работе:

  • систем подачи топлива и управления;
  • поршней и распредмеханизма;
  • охлаждающей системы.

Как правило, дым, идентичный по цвету, характеризуется разной природой возникновения. Также замечено, что ненормальная работа одной из систем дизеля, которая вызывает дымление, в ряде случаев образуется в результате неполадок, возникающих в иной системе агрегата. Следует учитывать все это, сопоставлять факты, чтобы выяснить причины дымности дизельного двигателя, после чего оперативно решить их в ближайшем автосервисе либо самостоятельно.

Для нормально прогретого мотора в теплую погоду белый дым сигнализирует о том, что в цилиндрах имеется жидкость для охлаждения, которой там быть не должно. Некоторые путают дым белого цвета с обычным паром, что неправильно. Пар очень быстро рассеивается, а вот после дыма (он, кстати, имеет «масляный» оттенок) синеватый туман еще долгое время остается в воздухе.

Если дизельный двигатель дымит белым дымом, следует провести несколько проверок, которые позволят определить различные проблемы с агрегатом. Например, наличие трещин в цилиндрах, износ прокладки установить совсем несложно. Нужно осмотреть жидкость для охлаждения в расширительном баке. Если на ее поверхности имеется масляная пленка, диагноз однозначен.

Отметим, что ситуации, когда дизельный двигатель дымит на холодную, не должны вызывать паники у водителя. Такое явление считается нормальным, так как дизель не дымит, а парует (об этом уже было сказано выше). Если же фиксируется именно дым белого цвета эксплуатировать транспортное средство запрещено до тех пор, пока не будут произведены необходимые ремонтные работы. Проехав 100–200 километров на дымящем агрегате, вы приедете прямо на СТО, так как двигателю потребуется ремонт топливной аппаратуры или вовсе капремонт.

В подобной ситуации речь идет о проблемах с топливоподачей. Повышенная дымность дизельного двигателя подсказывает автолюбителю то, что топливно-воздушная композиция переобогащена, жиклеры, вероятнее всего, полностью закоксованы, либо ТНВД функционирует неправильно.

Эксплуатировать машину с подозрением на указанные неисправности не рекомендуется. Следует заехать в автосервис, где есть специальный дымомер для дизельных двигателей, и произвести с его помощью диагностику агрегата, чтобы выяснить, почему дымит дизельный двигатель.

Современные дымомеры представляют собой высокоэффективные компьютерные устройства с температурным зондом и различными приспособлениями для анализа ДВС и работы его отдельных узлов. Они «знают» нормы дымности дизельных двигателей и способны подсказать специалисту, что именно неисправно и требует оперативного вмешательства мастера.

Проверка дымности дизельного двигателя необходима и тогда, когда из трубы выходит синий дым. Вариаций его тонов масса – от нежно-синего, практически прозрачного, до очень густого и насыщенного. Обычно подобное явление отмечается при попадании масляного состава в камеры сгорания цилиндров.

Материалы: http://carnovato.ru/dymit-dizelnyj-dvigatel-chernym-belym/


Back to top