Обслуживание топливных фильтров дизеля ЯМЗ-238

1 ≫

Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива, промывка фильтра

Отверните сливную пробку 6 (рис. 1), слейте отстой из фильтра.

Выверните болты 7 крепления колпака к корпусу фильтра и снимите колпак 5 вместе с фланцем 4.

Выверните фильтрующий элемент 2 из корпуса 1, снимите уплотнительную шайбу. Используя ванну и кисть, промойте фильтрующий элемент 2 и полость колпака 5 дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом.

Наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель и вверните фильтрующий элемент в корпус.

Установите колпак фильтра и закрепите его болтами.

Подтяните сливную пробку 6 и убедитесь в герметичности фильтра при ра­ботающем двигателе. Подтекание топлива или подсос воздуха устраните подтяги­ванием болтов крепления 7 колпака 5 к корпусу 1.

Смена фильтрующих элементов в фильтре тонкой очистки топлива

Выверните сливные пробки 4 (рис. 2), слейте топливо из фильтров в посуду, вверните пробки.

Выверните болты 1 крепления колпаков фильтра, снимите колпаки 3 и уда­лите загрязненные фильтрующие элементы 2.

Промойте колпаки бензином или дизельным топливом, используя ванну и кисть.

Установите в каждый колпак новый фильтрующий элемент.

Вверните болты 1 с шайбами и прокладками 5, при необходимости уста­новите новые прокладки колпаков 6, поставьте колпаки 3 вместе с элементами 2 и затяните болты 1.

Пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра. Подтекание топ­лива устраните подтягиванием болтов 1 крепления колпаков к корпусу.

Очистка элемента второй ступени и промывка первой ступени воздухоочистителя

Отсоедините от воздухоочистителя шланг системы эжекции и воздухопро­воды, снимите крышку, отверните стержень крепления, выньте картонный филь­трующий элемент, снимите воздухоочиститель. Корпус с инерционной решеткой промойте в бензине.

Вторую ступень воздухоочистителя (бумажный фильтрующий элемент) очи­стите, руководствуясь показанием индикатора засоренности. Ориентировочный срок службы фильтрующего элемента 30 000 км пробега. При наличии на кар­тоне пыли без копоти или сажи (элемент серый) продуйте его сухим сжатым воздухом (давление воздуха должно быть не более 2 . 3 кгс/см 2 ).

При наличии на картоне пыли, копоти, масла, топлива промойте фильтрую­щий элемент в теплой (40. 50°С) воде с добавлением моющего средства, погрузив элемент в раствор на пол­часа с последующим интенсивным вращением (полосканием) в течение 10. 15 мин. Затем промойте элемент в чистой воде и хорошо просушите. При на­личии механических повреждений, разрывов картона, отслаивания крышек и кожухов элемент замените.

Соберите воздухоочиститель в обратной последовательности. При сборке прокладки, имеющие надрывы, замените, качество уплотнения проконтролируйте по наличию сплошного отпечатка на прокладке.

Удаление воздуха из системы питания

Ослабьте болт крепления колпака фильтра 1 (рис. 2) или болт 1 (рис. 3) насоса высокого давления и прокачайте топливо ручным подкачивающим насо­сом до тех пор, пока из-под болта не пойдет топливо без пузырьков воздуха. Затем затяните болт.

Проверка уровня масла в муфте опережения впрыска топлива и его дозаправка

Муфта опережения впрыска топлива смазывается маслом, применяемым для двигателя.

Чтобы проверить уровень масла в муфте, необходимо вывернуть пробку 1 (рис. 4) в нижней части его корпуса.

Если масло вытекает из открытого отверстия, значит, уровень достаточен. Если оно не вытекает, выверните аналогичную пробку в верхней части корпуса муфты и долейте масло до появления его из нижнего отверстия. Затем завер­ните обе пробки.

Характерные неисправности системы питания и их устранение

Если двигатель не пускается, то, прежде всего проверьте, есть ли топливо в баке. Затем убедитесь в отсутствии подсоса воздуха в системе. Попадание воздуха в систему можно обнаружить по выделению пены или подтеканию топли­ва в местах соединения топливопроводов при прокачивании топлива.

Для устранения подтеканий топлива и подсоса воздуха подтяните резьбовые соединения, а при необходимости замените неисправные трубопроводы или про­кладки.

Для удаления воздуха из системы питания надо прокачать систему.

Если в системе питания не обнаружено подсоса воздуха, необходимо убе­диться в исправности топливоподкачивающего насоса. Для проверки его рабо­ты отсоедините от фильтра тонкой очистки подводящий топливопровод и про­верните коленчатый вал двигателя стартером. При исправном насосе топливо струей должно выходить из топливопровода. Если струи нет, значит, неисправен подкачивающий насос или засорены топливопроводы.

Наиболее вероятные неисправности топливоподкачивающего насоса: поломка пружины или зависание поршня (в результате попадания грязи между сед­лом и клапаном).

Затем проверьте, не засорились ли фильтрующие элементы фильтров 2 гру­бой и тонкой очистки. О засорении фильтрующих элементов можно судить по снижению давления топлива на входе в насос высокого давления. Нормальное давление топлива должно быть в пределах 0,5 . 1,0 кгс/см 2 при 2300 об/мин ку­лачкового вала насоса. Определять давление топлива можно с помощью кон­трольного манометра, подсоединенного к штуцеру подвода топлива к насосу вы­сокого давления. При давлении топлива ниже указанного проверьте состояние топливных фильтров, при необходимости очистите или замените фильтрующие элементы.

Если после всех проверок двигатель не пускается, вероятнее всего неиспра­вен топливный насос высокого давления (ТНВД) или неправильно установлен угол опережения впрыска топлива. Неисправный ТНВД надо снять и отправить в ремонт, угол опережения — отрегулировать.

В зимнее время возможны замерзание воды в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника, повышение вязкости масла, в результате затрудняется перемещение рейки ТНВД. В этом случае нужно осторожно прогреть топливо­проводы, фильтры, топливный бак, ТНВД с помощью ветоши, смоченной в горя­чей воде. Пользоваться открытым пламенем для прогрева воспрещается!

При низких температурах возможно загустевание топлива в системе. Для устранения этого явления надо залить топливо, соответствующее сезону, и про­качать систему питания.

Материалы: http://autoruk.ru/dvigateli/dizel-iamz-238/obsluzhivanie-toplivnykh-filtrov-dizelia-iamz-238

2 ≫

Промывка центробежного фильтра двигателя ЯМЗ - 238НБ

ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА

1. Вывернуть сливную пробку (рис.72) и слить масло из фильтра в подставленную посуду, после чего пробку завернуть.

2. Отвернуть болт колпака фильтра (рис. 73) и снять колпак 4 (рис. 74), верхнюю крышку 3 и фильтрующий элемент 2.

3. Поместить элемент в ванну с растворителем — бензином или четыреххлористым углеродом не менее чем на 3 часа. Четыреххлористый углерод ядовит. При обращении с ним соблюдайте осторожность.

4. Промыть элемент мягкой волосяной щеткой в ванне с растворителем.

Рис. 72. Вывертывание сливной пробки фильтра грубой очистки масла

Рис. 73. Отвертывание болта колпака'

Рис. 74. Фильтр грубой очистки масла:

1 — стержень; 2 — фильтрующий элемент; 3 — крышка фильтрующего элемента; 4 — колпак

5. Поместить элемент в ванну с чистым бензином или четыреххлористым углеродом, прополоскать и продуть сжатым воздухом.

Фильтрующий элемент можно также прокипятить в 10-процентном водном растворе каустической соды, затем промыть в дизельном топливе и продуть сжатым воздухом; время кипячения в зависимости от степени загрязнения элемента — от 30 минут до 6 часов.

6. Промыть в дизельном топливе колпак фильтра.

7. Собрать фильтр, для чего надеть на стержень фильтрующий элемент с крышкой, затем колпак и тщательно затянуть болт.

8. В случае повреждения фильтрующей сетки элемента ее нужно заменить на новую с размером ячеек 0.14X0.14 мм, сетку на элементе закрепить путем пайки.

9. Проверить чистоту деталей перепускного клапана и сигнализатора; при наличии закоксовывания детали промыть в бензине.

ПРОМЫВКА ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФИЛЬТРА

1. Отвернуть гайку (рис. 75) колпака фильтра и снять колпак.

2. Отвернув гайку крепления ротора, снять упорную шайбу и ротор в сборе (рис. 76).

3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8 (рис. 77), снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.

4. Удалить с колпака 6 и ротора 4 осадок и промыть их в дизельном топливе.

5. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 2, сопел 3 ротора, шайбы 12 и положение сетки 5. Если необходимо, прокладку

заменить, а сопла ротора прочистить.

Рис. 75. Отвертывание гайки колпака

Рис. 76. Снятие ротора

Рис. 77. Фильтр центробежной очистки масла:

1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — сопло ротора; 4 — ротор; 5 — сетка; 6 —- колпак ротора; 7 — шайба; 8—гайка; 9 — упорная шайба; 10 — гайка крепления ротора; 11— колпак; 12 — шайба; 13 — гайка

Вам может быть интересно:

Внимание! На этой странице не производится продажа грузовиков новых или бу. Раздел куплю/продам в подготовке к запуску! Информация носит ознакомительный характер. Точные характеристики того или иного грузового автомобиля можно узнать только в специализированных центрах!

Ваши заявки на покупку грузовых автомобилей, а также спрос/предложение на запчасти на открытом форуме rh2.ru >>

для печатных изданий только с письменного разрешения

Материалы: http://www.rh2.ru/Galereya/p17_sectionid/7/p17_imageid/691

3 ≫

Рис. 32 – Топливоподкачивающий насос

1–корпус; 2–поршень; 3–пружина поршня; 4–уплотнительное кольцо; 5, 16–пробки; 6–втулка штока; 7–шток толкателя; 8–толкатель; 9–стопорное кольцо толкателя; 10–сухарь толкатели; 11–ось ролика; 12–ролик; 13–нагнетательный клапан; 14–пружина клапана; 15–уплотнительные шайбы; 17–корпус цилиндра; 18–цилиндр; 19–поршень; 20–шток; 21–рукоятка; 22–защитный колпачок; 23,24,25–уплотнительные кольца; 26–всасывающий клапан; 27–седло клапана.

Топливоподкачивающий насос 9 (рис. 28) – поршневого типа предназначен для подачи топлива из топливного бака через фильтры грубой и тонкой очистки к топливному насосу высокого давления. Производительность топливоподкачивающего насоса в 3-4раза превышает производительность топливного насоса высокого давления, что гарантирует стабильность процесса топливоподачи от цикла к циклу.

Насос крепится тремя болтами с левой стороны на корпусе топливного насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала через роликовый толкатель.

В корпусе 1 (рис. 32) насоса размещены: поршень 2, пружина 3 поршня, упирающаяся с одной стороны в поршень, а с другой – в пробку 5, всасывающий 26 и нагнетательный 13 клапаны, прижимаемые к седлам 27 пружинами 14.

Полость корпуса насоса, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и под нагнетательным клапанами. Привод поршня осуществляется толкателем 8 через шток 7. Ролик толкателя вращается на плавающей оси 11, застопоренной двумя сухарями 10 от продольного перемещения. Одновременно сухари толкателя, перемещаясь в пазах корпуса 1, предохраняют толкатель от разворота. Шток 7 перемещается в направляющей втулке 6, которая ввернута в корпус насоса на специальном клее. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Для нагнетания топлива при неработающем двигателе насос оборудуется ручным топливопрокачивающим насосом. Этот насос используется для удаления воздуха из топливной системы перед пуском двигателя, а также для заполнения топливом всей магистрали при техническом, уходе за топливной аппаратурой.

Рис. 35 – Фильтр грубой очистки топлива

1–ось; 2–колпак; 3–фильтрующие элементы; 4–фланец; 5–наконечник отвода очищенного топлива; 6–наконечник подвода топлива; 7–крышка фильтра; 8–прокладка; 9–пробка выпуска воздуха; 10–сливная пробка.

ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Фильтр грубой очистки топлива (рис. 35) предназначен для грубой очистки топлива от механических примесей и воды с использованием метода организованного отстаивания.

Фильтр грубой очистки топлива состоит из крышки 7, колпака 2 и фильтрующих элементов 3. Колпак и крышка соединяются четырьмя болтами 2 через фланец 4. Уплотнение между ними обеспечивается резиновой прокладкой 8. На колпаке имеется сливная пробка 10.

Топливо в фильтр поступает через наконечник 6 и полость в оси 1. Очистка топлива осуществляется в отстойных ячейках фильтрующих элементов 3, частицы механических примесей и капли воды по наклонным стенкам ячеек дисков перетекают в сборную полость колпака 2.

В процессе эксплуатации предусматривается периодический слив отстоя, а также, промывка колпака и фильтрующих элементов.

Рис. 36 – Фильтр тонкой очистки топлива

1-сливная пробка; 2-прокладка сливной пробки; 3-пружина; 4-фильтрую-щий элемент; 5-колпак; 6-стержень; 7-прокладка колпака; 8-крышка; 9-пробка; 10-прокладка жиклера; 11–жиклер; 12-болт; 13-прокладка; 14-прокладка фильтрующего элемента; 15-клапан-жиклер.

ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 36) состоит из колпака 5 с приваренным к нему

стержнем 6, крышки 8 и фильтрующего элемента 4. Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1 с прокладкой 2. Уплотнение между колпаком и крышкой обеспечивается паронитовой прокладкой 7. Колпак с крышкой соединен болтом 12, под головку которого поставлена уплотнительная шайба 13.

Сменный фильтрующий элемент изготовлен из специальной бумаги. Пружина 3 прижимает фильтрующий элемент к крышке. С торцовых поверхностей фильтрующий элемент уплотнен прокладками.

В крышку ввернут клапан-жиклер 15, который уплотняется прокладкой 10. Через клапан-жиклер сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления. Клапан-жиклер отрегулирован на давление начала открытия 20-40 кПа (0,2-0,4кгс/см²). При малом давлении в системе, что может наблюдаться при пуске, двигателя, клапан перекрывает канал и слива топлива не происходит, питание ЭФУ топливом улучшается.

В процессе эксплуатации предусматривается периодический слив отстоя, смена фильтрующего элемента, а также, промывка колпака.

Для подвода топлива к насосу и форсункам, а также для отвода его излишков на двигателе имеется система топливопроводов низкого и высокого давления.

Топливопроводы низкого, давления присоединяются пустотелыми болтами или накидными гайками через наконечники, закрепленные на концах топливопроводов. Контактные поверхности уплотняются медными шайбами толщиной 1,5мм.

Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров шести и восьмицилиндровых двигателей приведена на рис. 37. Топливопроводы высокого давления имеют одинаковую длину для всех цилиндров двигателя. Концы топливопроводов высажены в форме конуса и прижаты накидными гайками к штуцерам топливного насоса высокого давления и форсунок. Во избежание поломок топливопроводов от вибрации они должны быть закреплены при помощи специальных скоб. Для уплотнения в общих головках на топливопроводы высокого давления надеты фланцы. Порядок работы секций для разных моделей ТНВД различный (см. раздел «1.1. Технические характеристики силовых агрегатов ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10») поэтому различны схемы соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.

Рисунок 37 – Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.

Материалы: http://vajnovsem.ru/instr-imz7511-7512-7513-7514-7601/imz7511-7512-7513-7514-7601-11.html


Back to top