Ремонт системы охлаждения трактора Т-150 (Т-150К), Спецтехника

1 ≫

Водяной насос. Трещины и изломы корпуса и крышки водяного насоса, а также крыльчатки не допускаются. Износ отверстий корпуса под шарикоподшипники допускается до диаметра 62,05 мм. При большем износе отверстия восстанавливают осталиванием или при помощи полимерных материалов на основе эпоксидных смол. Изношенные поверхности валика водяного насоса восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой.

Корпус водяного насоса перед сборкой испытывают водой под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см²) в течение 1 мин, подтекание и потение при этом не допускаются.

Место износа и размеры валика водяного насоса приведены в таблице и показаны на рисунке.

Рис. Места дефектов валика водяного насоса:

1 — повреждение резьбы; 2 — износ шейки под крыльчатку; 3 — износ шейки под крыльчатку по лыске; 4 — износ шейки под крыльчатку; 5 — износ шейки под сальник корпуса; 7 — износ шеек под шарикоподшипники 305; 7 — износ шейки под ступицу; 8 — износ шпоночного паза по ширине.

Статическая несбалансированность крыльчатки насоса не должна превышать 0,3 МПа (3 гс·см). Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий диаметром 10 мм на диске с задней стороны па диаметре 70 и на диаметре 95 мм с шагом 20 мм без сквозного выхода сверла; диаметр сверла принимают 8 мм.

Статическая несбалансированность шкива вентилятора не должна превышать 20 гс·см. Дисбаланс устраняют высверливанием отверстий диаметром 8 мм, глубиной не более 4 мм и шагом не менее 12 мм на передней стенке канавки под ремень генератора на диаметре 134 мм.

После ремонта водяной насос должен проработать в течение 3 мин при температуре воды 70…75 °С. После этого насос испытывают на производительность по следующему режиму: температура воды 70…75 °С, противодавление на выходе 0,03…0,032 МПа (0,3……0,32 кгс/см²), разрежение на всасывании 0,007…0,008 МПа (0,07……0,08 кгс/см²) при частоте вращения вала насоса 38,3 ± 1,9 с -1 . Производительность насоса должна быть не менее 425 л/мин. Кроме того, каждый отремонтированный насос проверяют на герметичность под давлением воды 0,08…0,1 МПа (0,8… 1,0 кгс/см²) в течение 1 мин без вращения вала и с вращением его (38,3 ± 1,9 с -1 ). При этом подтекание воды по всем поверхностям, стыкам и через контрольные отверстия не допускается.

Вентилятор. Концы лопастей вентилятора должны лежать в одной плоскости, допустимое отклонение ± 1 мм. Отремонтированный вентилятор статически балансируют, дисбаланс не должен превышать 0,5 кН·м (5 гс·см). Дисбаланс устраняют привариванием стальных пластин толщиной 1 мм и шириной 10 мм к нерабочей поверхности лопасти.

Натяжной ролик. Износ поверхности натяжного ролика под шарикоподшипники допускается до 52,05 мм. При большем износе поверхность восстанавливают местным осталиванием. Шейку оси натяжного ролика под шарикоподшипник, изношенную до диаметра более 24,94 мм, наплавляют и обтачивают до номинального размера.

Допускается статическая несбалансированность ролика 0,1 кН·м (10 гс·см). Неуравновешенность устраняют высверливанием отверстий диаметром 10 мм на радиусе 45 мм в задней стенке канавки под ремень вентилятора глубиной до 3 мм и шагом не менее 15 мм. [Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К. Малахов В.С. 1982 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/remont-sistemy-oxlazhdeniya-traktora-t-150/

2 ≫

Система охлаждения двигателя СМД-60/62 — закрытая. Циркуляция воды осуществляется насосом центробежного типа. Вентилятор — шестилопастный, радиатор — шестирядный, труб-чато-пластинчатый, латунный. Емкость системы — 48 л. Привод водяного насоса и вентилятора — от шкива коленчатого вала посредством ременной передачи. Натяжение ремней — при помощи натяжного ролика.

Охлаждающая жидкость нагнетается насосом через каналы в передней крышке в продольные водораспределительные каналы правого и левого ряда цилиндров блок-картера. Из распределительных каналов она через окна поступает к гильзам цилиндров и охлаждает их. Из отверстий в верхней плите каждого ряда цилиндров охлаждающая жидкость направляется в головки цилиндров и отводится через водоотводящую трубу в радиатор.

В систему охлаждения дизеля СМД-60/62 входит охлаждение пускового двигателя и тормозного компрессора. К пусковому двигателю охлаждающая жидкость поступает по патрубку из полости шестого цилиндра и отводит, я из головки в водоотводящую трубу левого ряда цилиндров. К тормозному компрессору охлаждающая жидкость поступает из распределительного канала правого ряда цилиндров по резиновому шлангу и отводится трубкой в полость водяного насоса.

Во время работы пускового двигателя в водяной рубашке его происходит термосифонная циркуляция воды, однако она не настолько интенсивная, чтобы обеспечить длительную работу. Поэтому не рекомендуется работать на холостых оборотах более 3 минут во избежание перегрева пускового двигателя.

Для поддержания нормального температурного режима дизеля СМД-60 перед радиатором устанавливается шторка, которой регулируется поток воздуха через радиатор в зависимости от нагрузки и времени года. На двигателях тракторов Т-150, выпускаемых с 1975 г., устанавливается два термостата для более быстрого прогрева после пуска и регулирования температурного режима.

Пробка заливной горловины радиатора имеет паровоздушный клапан для регулирования давления в радиаторе. Паровой клапан перепускает пар в атмосферу при давлении в системе, превышающем атмосферное более чем на 0,5 кгс/см 2 , а воздушный клапан перепускает воздух в радиатор при разрежении более 0,01 кгс/см 2 . Нормальная температура воды в системе — в пределах 80—97° С. Допускается кратковременное (не более 5 минут) повышение температуры воды до 105° С.

Конструкция уплотнения валика водяного насоса аналогична применяемой на дизеле СМД-14. Детали уплотнения взаимозаменяемы с этими деталями дизеля СМД-14 (рис. 57). С целью повышения износостойкости уплотнения втулка 6, работающая в контакте с графитной шайбой 7, изготовляется из бронзы БР ОС-5-25. Для контроля за работой уплотнения в корпусе насоса выполнено отверстие 20. Появление течи воды из отверстия свидетельствует об износе уплотнительных деталей. Для съема крыльчатки 14 с валика насоса в случае замены деталей уплотнения предусмотрено три монтажных отверстия 13 под установку съемника.

На двигателях, выпускаемых с января 1975 г., привод вентилятора осуществляется двумя ремнями размером 11— 16X11X1450 вместо одного ремня размером II— —19X 12,5X 1450 мм. В связи с этим изменена конструкция шкивов на коленчатом валу, водяном насосе и натяжном ролике.

Натяжение ремней привода вентилятора изменяется путем перемещения натяжного ролика по пазу кронштейна с помощью болта, который ввертывается в резьбовое отверстие оси ролика. Подшипники натяжного ролика имеют постоянную консистентную смазку, поэтому пер иоди чес кол смазки не требуют.

Рис. 57. Водяной насос системы охлаждения двигатея СМД-60/62 - схема:

1 — шкив; 2 — ступица; 3 — стопорное кольцо; 4 — трубка подвода смазки; 5 — корпус насоса; 6 — втулка; 7 — шайба уплотнительная; 8 — манжета; 9 — трубка отвода воды из компрессора; 10 — трубка для удаления воздуха из насоса; 11 — крышка; 12 — прокладка; 13 — отверстие для съемника; 14 — крыльчатка; 15 — пружина; 16 — валик насоса; 17 — кольцо манжеты; 18 — обойма сальника; 19 — кольцо стопорное; 20 — контрольное отверстие; 21 — канал для слива смазки из насоса.

Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник

Материалы: http://www.traktora.org/sistema-oxlazhdeniya-dvigatelya-smd-60-62-traktora-t-150

3 ≫

Система охлаждения двигателя — закрытая с принудительной циркуляцией воды.

Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос, вентилятор и радиатор.

Воду заливают через горловину радиатора до заполнения всей системы охлаждения дизеля и пускового двигателя. Уровень воды должен быть на 60—70 мм ниже верхнего бурта заливной горловины.

При заполнении системы охлаждения воздух удаляется через шланг из верхней части корпуса водяного насоса в водяной патрубок левой головки блока.

Охлаждаемая в радиаторе вода нагнетается центробежным насосом в водоподводящие каналы блок-картера и через имеющиеся в каналах окна поступает в полость между стенками блока и гильзами, омывает гильзы, охлаждая их.

Нагретая во время работы двигателя вода из блок-картера по водо-проводящим отверстиям в блок-картере и головке цилиндров поднимается в водяную рубашку головок цилиндров, откуда по водоотводному каналу 6 и трубе 9 поступает в верхний бак радиатора.

Проходя по трубкам сердцевины радиатора, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

При работе пускового двигателя в водяной рубашке цилиндра возникает местная термосифонная циркуляция воды, и обеспечивается быстрый прогрев пускового двигателя.

Температуру воды в системе можно регулировать с помощью шторки, управляемой цепочкой из кабины трактора. Температуру охлаждающей воды при выходе из двигателя контролируют дистанционным термометром.

На верхнем баке радиатора установлена пробка с паровоздушным клапаном. Паровой клапан служит для отвода образующихся паров воды и открывается при повышении в радиаторе избыточного давления до 0,5—0,7 кгс/см2, а воздушный клапан сообщает внутреннюю полость радиатора с окружающей атмосферой при возникшем разряжении 0,01 кгс/см2.

Сливают воду из системы охлаждения через два сливных краника, расположенных с обеих сторон блок-картера, и через сливной краник, расположенный на патрубке нижнего бака радиатора.

Водяной насос. К передней крышке двигателя на специальной площадке крепится водяной насос центробежного типа.

В чугунном корпусе на двух шариковых подшипниках вращается валик насоса. На переднем конце валика на сегментной шпонке насажена ступица, к которой шестью болтами крепится шкив 4 вентилятора и шестилопастной вентилятор.

Подшипники водяного насоса смазываются дизельным маслом, поступающим из масляной магистрали двигателя по трубке. Два резиновых сальника уплотняют масляную полость.

На заднем конце валика установлена крыльчатка. Конец валика, входящего в водяную полость, уплотнен резиновой манжетой, которая прижата к уплотняющей шайбе упорной пружиной. Для центрирования пружины предусмотрена специальная латунная обойма.

Валик водяного насоса приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя через шкив вентилятора при помощи ременной передачи.

Натяжение ремня осуществляется натяжным роликом, который вращается на двух шариковых подшипниках с одноразовой смазкой, посаженных на неподвижную ось 6. Между подшипниками установлено распорное кольцо. Передний подшипник зажат крышкой, которая крепится к ролику двумя болтами.

Между роликом и крышкой, с одной стороны, и щитком, с другой, предусмотрены зазоры для циркуляции воздуха, обеспечивающего охлаждение подшипников.

Водяной радиатор. В системе охлаждения двигателя применен унифицированный водяной радиатор модели 1УА. Он установлен в передней части рамы на штампо-сварных Кронштейнах, прикрепленных к лонжеронам рамы тремя болтами с каждой стороны. Дополнительно радиатор в верхней части шарнирно соединен тягой с кронштейном, закрепленным на двигателе. Длина тяги регулируется резьбовой вилкой, которая контрится гайкой.

Виброизоляцией радиатора служат резиновые прокладки, установленные над и под полками кронштейнов радиатора, а также резиновые шайбы, установленные с двух сторон кронштейна крепления тяги к двигателю. Для исключения деформации резиновых прокладок при затяжке болтов крепления радиатора между пластинами предусмотрена распорная втулка. Распорная втулка установлена между штампованными шайбами тяги.

Радиатор состоит из следующих основных частей: сердцевины, верхнего и нижнего баков н боковых стоек. Сердцевина радиатора трубчато-пластйнчатого типа выполнена из вертикальных плоскоовальных латунных охлаждающих трубок и припаянных к ним горизонтальных охлаждающих латунных пластин. Трубки расположены в шесть рядов по 43 — в четырех средних рядах и по 41 — в двух крайних. Общая охлаждающая поверхность радиатора составляет 24,5 м2.

К опорным пластинам сердцевины, имеющим корытообразное сечение, крепятся верхний и нижний латунные баки, между которыми установлены две боковые штампосвар-ные стальные стойки. Между фланцами баков и опорными пластинами установлены уплотнитель-ные резиновые прокладки. В верхнем баке размещена заливная горловина, герметично закрываемая автомобильной пробкой типа «В».

В заливную горловину вварен патрубок, соединенный резиновым шлангом с водопароотводящей трубкой, прикрепленной двумя скобками к левой стойке радиатора.

Пробка снабжена паровоздушным клапаном. При избыточном давлении в радиаторе пары воды, воздействуя на диафрагму клапана, перемещают ее вверх, сжимая пружину, и соединяют внутреннюю полость радиатора через пароотводящий патрубок с атмосферой.

При разрежении в радиаторе воздушный клапан открывается. В этом случае наружный воздух, проходя через пароотводящий патрубок и отверстие в диафрагме, воздействует на воздушный клапан, перемещает его вниз, сообщая внутреннюю полость радиатора с атмосферой.

На тракторах выпуска 1971—1972 гг. водяные радиаторы комплектовались тракторными пробками, а паровоздушный клапан размещался в отдельном корпусе, который крепился к верхнему баку.

На нижнем баке радиатора установлены два алюминиевых литых водоподводящих патрубка. Стальная труба при помощи дюритовых шлангов соединяет водопроводящие патрубки с водяным насосом двигателя.

В нижнем подводящем патрубке расположен спускной кран пробкового типа. Кран открывают и закрывают при снятой нижней сетке ограждения радиатора рукояткой, шарнирно соединенной с краном. Положение рукоятки, соответствующее открытому или закрытому крану, нанесено краской на переднем брусе рамы. Для удобства слива воды из радиатора к крану присоединен сливной шланг.

К боковым стойкам радиатора крепится штампованный кожух вентилятора (диффузор). Для предотвращения подсоса воздуха из моторного отсека к боковым стойкам спереди крепятся резиновые щитки, а сзади — нижний фартук.

Спереди к боковым стойкам радиатора крепится масляный радиатор со шторкой. Шторка предназначена для регулирования температурного режима двигателя и состоит из парусинового полотна, ролика, рамки и направляющих стержней. Один край полотна неподвижно соединен при помощи оси со стойками масляного радиатоpa, а другой закреплен на вращающемся ролике при помощи зацепов. Ролик представляет собой трубу, внутри которой размещена пружина с наконечниками, причем наконечник жестко соединен с трубкой при помощи штифта.

Ролик при помощи цилиндрических выступов наконечников соединен со штампованной рамкой, которая шарнирно соединена с направляющими стержнями. Направляющие стержни закреплены в вертикальных стойках масляного радиатора при помощи шплинтов и виброизолированы установкой резиновых втулок.

Управление шторкой осуществляется с места водителя при помощи тросика с цепочкой. При перемещении цепочки на себя рамка с роликом движется вверх, полотно шторки разматывается, а пружина 6 закручивается. Шторка сматывается на ролик под действием пружины при отпущенной цепочке. Шторка может быть зафиксирована в промежуточном любом положении установкой звена цепочки в прорезь направляющей втулки, расположенной на цередней панели кабины.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Система охлаждения двигателя СМД-62"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/sistema-okhlazhdeniya-dvigatelya-smd-62


Back to top