1 ≫
-
Рулевое управление состоит из наклонной колонки, колеса, винтового механизма и пары конических шестерен для переналадки рулевого колеса при работе на реверсе.
Рис. 1. Рулевое управление:
1 — рулевое колесо: 2 — заглушка рулевого колеса; 3 — войлочный сальник; 4 — масленка; 5 — литая гайка; 6 — шариковый подшипник; 7 — ведомая коническая шестерня; 8 — вал рулевого управления; 9 — самоподжимной сальник; 10 — верхний корпус рулевой колонки; 11 — труба рулевой колонки; 12 — декоративный щиток; 13 — нижний фланец рулевой колонки; 14 — стяжной болт; 15 — верхний лист главной передачи; 16 — стопорный винт; 17 — гайка рулевого механизма; 18 — спаренные рычаги рулевого управления; 19 — вал сошки рулевого управления; 20 — втулка вала сошки; 21 — резиновое уплотнительное кольцо; 22 — войлочный сальник; 23 — стяжной болт рычага сошки; 24 — рычаг сошки; 25 — короткая втулка вала сошки; 26 — сферическая заглушка; 27 — гайка; 28 — ведущая коническая шестерня; 29 — крышка; 30 — стопорное кольцо; 31 — защитный колпак.
Сварная рулевая колонка установлена на верхней плоскости крышки главной передачи. Колонка образуется трубой 11 (рис. 1) с приваренными к ней верхним корпусом 10 и нижним фланцем 13. Фланец, прикреплен болтами к крышке главной передачи. На верхней плоскости фланца выполнено заливное отверстие главной передачи, закрытое конической резьбовой пробкой-сапуном, и два прилива с запрессованными в их расточках капроновыми втулками для валика системы управления двигателя.
Внутри рулевой колонки проходит сварной рулевой вал 8, который вращается в шариковом радиальном подшипнике 6. Наружное кольцо подшипника запрессовано в верхнюю расточку корпуса 10 и зажато литой стальной гайкой 5, ввинченной в корпус. От самоотворачивания гайка застопорена кернением резьбы. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на вал 8 до упора в торец ведомой конической шестерни 7.
Коническая шестерня установлена на сегментной шпонке и вместе с внутренним кольцом подшипника зажата на валу гайкой 27 с замковой шайбой.
На верхний шлицевой конец вала рулевого управления надето и зажато гайкой рулевое колесо 1. Сверху гайка крепления рулевого колеса закрыта заглушкой 2.
Ведущая коническая шестерня 28 выполнена заодно с валиком, который свободно вращается в расточке чугунной крышки 29. От осевого перемещения шестерня зафиксирована пружинным стопорным кольцом 30.
Выходящий из крышки шлицевой хвостовик ведущей шестерни закрыт пластмассовым колпаком 31. Крышка 29 с шестерней 28 прикреплена болтами и штифтами к передней обработанной плоскости верхнего корпуса рулевой колонки и через люк в корпусе входит в зацепление с ведомой шестерней 7. Обычно люк в корпусе закрыт плоской штампованной крышкой. Крышку 29 с шестерней используют только при переналадке трактора для длительной работы на заднем ходу. В этом случае на выступающей из крышки шлицевой хвостовик шестерни устанавливают рулевое колесо.
К задней плоскости верхнего корпуса 10 крепят корпус выключателей системы электрооборудования трактора. К трубе 11 рулевой колонки приварены кронштейны для рычагов управления двигателем и удвоителем главной передачи и прикреплен винтом щиток 12, закрывающий электропроводку к корпусу выключателей.
Верхний корпус рулевой колонки с коническими шестернями и подшипником смазывают солидолом через масленку 4. Резиновый каркасный сальник 9 и войлочный сальник 3 предохраняют от течи масла из корпуса и защищают его от пыли и воды.
Нижний хвостовик вала рулевого управления представляет собой винт с трапецеидальной двухзаходной резьбой и размещен в верхней крышке главной передачи. На резьбу винта навинчена бронзовая гайка 17 рулевого механизма. Цапфы гайки установлены в расточках верхних головок спаренных рычагов 18 рулевого управления, закрепленных стяжными болтами 14 и призматическими шпонками на валу 19 сошки. Рычаги 18 обрабатывают в сборе, поэтому их раскомплектовка при разборке трактора недопустима. Стяжные болты стопорят проволокой.
Вал 19 сошки расположен в стальных цементированных втулках 20 и 25, запрессованных в расточки верхней крышки главной передачи. От осевых перемещений вал сошки и втулку 25 фиксирует стопорный винт 16, цилиндрический хвостовик которого входит в отверстие втулки и кольцевую канавку вала сошки.
На выступающем из крышки шлицевом конце вала закреплен стяжным болтом 23 рычаг 24 сошки рулевого управления.
Детали винтовой пары рулевого управления смазываются маслом, которое разбрызгивают шестерни главной передачи через люк в верхнем листе корпуса. Сферическая заглушка 26, резиновое кольцо 21 и войлочный сальник 22 предохраняют от течи масла через расточки под вал сошки и защищают рулевой механизм и главную передачу от пыли и грязи.
При вращении рулевого колеса бронзовая гайка 17 перемещается по резьбе винта, проворачивая спаренные рычаги, вал и рычаг сошки. Перемещения рычага через продольную рулевую тягу, двуплечий поворотный рычаг и рулевую трапецию вызывают поворот передних направляющих колес. Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора, как на прямом, так и на реверсивном ходу (при установке рулевого колеса на хвостовик ведущей конической шестерни).
Угол поворота спаренных рычагов ограничен снизу упором рычагов в верхний лист 15 главной передачи, а сверху — упором в прилив верхней крышки главной передачи; соответственно ограничено продольное перемещение бронзовой гайки и число оборотов рулевого колеса. Поэтому рычаг сошки рулевого управления должен быть установлен на шлицах так, чтобы число оборотов рулевого колеса от среднего положения в одну и другую сторону было одинаковым.
При повороте спаренных рычагов происходит незначительное смещение гайки вдоль продольной оси трактора, так как цапфы гайки перемещаются по окружности, центром которой является ось вала сошки. Это вызывает качание вала рулевого управления относительно верхнего подшипника на небольшой угол, который находится в пределах допустимого люфта шарикового подшипника 6.
Винтовая пара рулевого управления изготовлена с большой точностью, обладает высокой износостойкостью и не требует регулировки в эксплуатации.
Нормальный люфт рулевого колеса не превышает 15—20°. При увеличении люфта необходимо проверить затяжку стяжных болтов крепления рычага сошки, спаренных рычагов и гаек, зажимающих подшипник рулевого вала. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/rulevoe-upravlenie-traktora-t-25/
2 ≫
-
В сегодняшней статье мы детально рассмотрим вопросы которые возникают при использовании рулевого механизма трактора Т-25, а так как ни одна эксплуатация не обходиться без его использования, то это довольно важный вопрос.
Систему управления направлением движения трактора с помощью рулевого колеса, рулевой колонки, винтового механизма и кононических зубчатых колесил – называют рулевым управлением.
С его помощью можно изменить поворот движителя. Следовательно, и колес, что приведет к изменения направления в котором движется трактор. Если хоть одна деталь выйдет со строя, то трактор сможет двигаться только, в том направлении в котором произошла поломка, а в некоторых случаях движения будет совершенно невозможным.
Рулевая колонка трактора Т-25
Сама колонка размещаться в плоскости верхней крышки основной передачи. Для её основания используется труба к которой приваривается внизу фланец вверху корпус.
С помощью болтов фланец соединяют с крышкой передачи. Его верхняя плоскость оснащают специальным заливным отверстием, которое закрыто сапуном в форме пробки с конической резьбой. Также тут имеются два прилива, в низ запрессованы втулки из капрона.
Рулевой вал находится во внутренней части самой колонки, он вращается с помощью радиального шарикового подшипника. Сила механизма, которая необходима для поворота, уменьшается благодаря червячной паре. Она ставится в нижнем картере (на схеме в самом низу).
Собственно, само колесо ставиться верху вала и фиксируется благодаря гайке, которая находится в заглушке сверху. К направляющим колесам от рулевого механизма передается сила благодаря рулевому приводу.
Принцип действия
Сам принцип действия немного отличен от автомобильного, все делается с помощью цапфы и трапеции, но давайте рассмотри все это подробнее.
В момент поворота рулевого колеса его вращение передается по следующему пути: вал -> червяк -> ролик -> вал сошки -> сама сошка -> нижний конец продольной рулевой тяги.
С помощью шарниров левого поворотного рычага движение передается поворотному кулаку и на цапфу левого колеса. Затем через поперечную рулевую тягу на правый поворотный рычаг -> шкворень кулака -> цапфа правого колеса.
В итоге цапфа вместе с направляющими колесами совершают нужный поворот на угол.
При совершении поворота колеса проходят разное расстояние. Поэтому, чтобы исключить боковое скольжение, их угол поворота нужно делать различным. Для этого используют рулевую трапецию, которая и обеспечивает эти разные углы поворота.
Её основанием служит продольная поперечная тяга и балка передней оси, поворотные рычаги находятся по боковым сторонам. Шаровые шарниры соединяют сошку и поворотный рычаг. Они выполнены из пластмассы с обрезанными вкладышами. Во время сборки они подлежат обязательной смазки.
Ниже мы приведем полную схему, которая поможет Вам понять, как устроена вся система изнутри.
Сам механизм рулевого управления трактора Т-25 состоит из витой пары, которая помещена в верхнюю крышку передачи и рулевой колонки (7) с самим колесом (1). Вал (9) вращается в подшипнике (4). Его нижний конец заканчивается трапецеидальной резьбой, с её помощью сам вал соединяют с гайкой (12).
Процедура обслуживания системы
Главное правило, которое поможет продлить срок службы и значительно уменьшить процент отказа от работоспособности. Каждые 1200 моточасов желательно выполнять следующее:
Чистить механизмы рулевого управления от пыли и грызи;
Подтягивать все крепления;
Смазывать литолом подшипники и шестерни;
Смазывать червячную пару трансмиссионным маслом, которое заливается в нижний картер.
Как видите сама процедура не сложная, и не займет много времени, зато предупредим многие будущие поломки и значительно продлит срок службы агрегата.
Основные неисправности рулевого механизма
При длительной эксплуатации происходит естественный износ деталей, что увеличивает свободный ход рулевого колеса.
Важно! Люфт руля не должен быть более 15 º.
Исправить несложно – меняются детали отработавшие свой срок, регулируются зазоры в подшипниках направляющих колес и восстанавливается беззазорное соединение червячной пары и роликов.
Как регулировать рулевую колонку трактора Т-25
Перед началом процедуры нужно установить передние направляющие колеса прямолинейно относительно его продольной оси. Для этого поворачиваем руль до упора в одну сторону, затем в другую, при этом нужно считать полные обороты. После этого делим их пополам начинаем поворачивать рулевое колесо на нужное количество оборотов.
Далее откручиваем гайку и снимаем стопорную шайбу. Регулируем зацеп червяной пары с роликом до устранения люфта, закручивая направляющий винт. Далее ставим на место стопорную шайбу.
Если люфт идет от конического подшипника оси руля, то нужно выполнить его регулировку путем удаления прокладок. Прокладки можно удалять только после отвертывания болтов.
Один комментарий на «“Схема и принцип действия рулевого управления трактора Т-25”»
Как заменить подшипник на ролике рулевой сошки трактора т25?
Материалы: http://agromania.com.ua/sxema-i-princip-dejstviya-rulevogo-upravleniya-traktora-t-25/
3 ≫
-
Рулевой механизм трактора Т-25 показан на рисунке ниже.
Рулевое управление трактора Т-25:
а - рулевой механизм; б — рулевой привод; 1 — спаренный рычаг; 2 — колонка рулевого механизма; 3 — установочный винт; 4 — гайка сцепления; 5 — призматическая японка, 7 — сальники; 6 — рулевая сошка; 8 — вал сошки; 9 — крышка; 10 — подшипник; 11 — вал рулевого механизма; 12 — шестерня вала; 13 — шестерня с валом для рулевого колеса при реверсивном движении трактора; 14 — боковая крышка; 15 — самоподжимный сальник; 16 — продольная тяга; 17 — труба поперечной тяги; 18 — стержень; 19 — левый поворотный рычаг; 20 — правый поворотный рычаг; 21—наконечник стержня; 22 — замковая пластина; 23 — пружина; 24 — масленка; 25 — пробка; 26 — малая сферическая шайба; 27 — шаровой палец; 28 — большая сферическая шайба; 29 — сферическая крышка; 30 — резиновая уплотнительная шайба
Наклоненная под углом 70° к вертикали рулевая колонка 2 состоит из трубы, внутри которой проходит рулевой вал 11.
На верхнем конце этого вала укреплено рулевое колесо и шпонкой — коническая шестерня 12, которая соединена с шестерней 13.
Ее вал используется для крепления рулевого колеса, когда трактор работает длительное время на реверсивном ходу. К нижнему концу вала 11 приварена труба с винтом, на который навинчена специальная гайка 4. Ее два пальца входят в отверстия спаренного рычага 1, который шпонкой и стяжными болтами укреплен на валу сошки 8. Картер конических шестерен смазывается трансмиссионным маслом.
Когда поворачивают рулевое колесо, гайка 4 поднимается или опускается по резьбе винта вала рулевого механизма и перемещает рулевую сошку.
Рулевая сошка 6 привода надета на шлицы вала 8 и стянута на нем болтом. В отверстии нижнего конца сошки неподвижно закреплен палец шарового шарнира 27. На шар пальца при помощи двух сферических шайб 26 и 28 и пружины 23 надет задний конец продольной тяги 16. Таким же способом передний конец тяги шарнирно соединен с левым поворотным рычагом 19. Второе плечо этого рычага соединено с поперечной тягой и через нее — с правым поворотным рычагом 20 привода.
Поперечная тяга составная: в ее трубу 17 входят два стержня 18 с наконечниками 21. При изменении ширины колеи передних колес, одновременно с перемещением выдвижных кулаков в трубе переднего моста, перемещают на такую же величину стержни 18 в трубе тяги. После этого стержни закрепляют в трубе стяжными болтами.
Все шарниры рулевого привода смазывают солидолом, который подается к шарнирам через масленки 24.
Передний мост и рулевое управление самоходного шасси T-16M:
1 — направляющее колесо; 2 — вал поворотного кулака; 3 — груз; 4 — ступица направляющего колеса; 5 — левый поворотный рычаг; 6 — выдвижной кулак; 7 — ось качания трубы; 8 — втулка, 9 — труба переднего моста; 10 — поперечная тяга; 11 — промежуточная тяга; 12 — правый поворотный рычаг; 13 — рулевая сошка, 14 — трубчатый вал; 15 — зубчатый сектор, 16 — малая коническая шестерня; 17 — поперечный вал; 18 — большая коническая шестерня, 19 — регулировочные прокладки; 20 — рулевое колесо; 21 — рулевая колонка, 22 — вал рулевого колеса; 23 — ведущая коническая шестерня; 24 — картер рулевого управления
В рулевом управлении самоходного шасси Т-16М рулевое колесо 20 (рис.) через конические шестерни 23, 18 и 16 поворачивает зубчатый сектор 15 с трубчатым валом 14. Зазор в зацеплении шестерен 23 и 18 регулируют прокладками 19. Так же регулируется зацепление между шестерней 16 и сектором 15. Шестерни смазывают трансмиссионным маслом, которое заливают в картер 24. Этим же маслом смазывают задний подшипник продольного вала. Передний шариковый подшипник этого вала и верхняя втулка рулевой колонки смазываются солидолом через масленки.
Рулевая сошка, закрепленная на переднем конце продольного вала, шарнирно соединяется с промежуточной тягой 11, управляющей левым поворотным кулаком переднего моста. Правому кулаку движение передается через поперечную тягу 10. Устройство этих тяг сходно с устройством тяг, описанных ранее. Шарниры тяг смазывают солидолом через масленки.
Рулевое управление тракторов МТЗ-50, МТЗ-52, Т-40 и Т-40А отличается от описанных выше простотой рулевого привода (без продольных тяг) и наличием гидроусилителей. Такой же привод у тракторов Т-40 и Т-40А. Гидроусилители этих тракторов описаны в других статьях данного раздела.
Материалы: http://www.ya-fermer.ru/rulevoe-upravlenie-traktora-t-25-i-samohodnogo-shassi-t-16m