Основные системы двигателя Д-240

1 ≫

В двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, 82 реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан).

Система охлаждения с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует она следующим образом.

Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10.

Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80. 97°С.

Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5.

Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. Помпа конструктивно объединена с вентилятором.

Работоспособность системы охлаждения зависит от количества жидкости, степени изношенности лопастей крыльчатки и стенок насоса, натяжения ремней привода вентилятора, состояния сердцевины радиатора и других причин.

Потеря охлаждающей жидкости приводит к перегреву деталей головки цилиндров, выходу из строя уплотнений стаканов форсунок, гильз цилиндров, прогоранию прокладок головки цилиндров и др.

При наличии трещин на корпусе водяного насоса Д-240, обнаруженных внешним осмотром, его заменяют на новый или отремонтированный.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса, ослабление посадочного места под приводной шкив.

При появлении этих неисправностей водяной насос снимают с двигателя для замены изношенных деталей.

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то его заменяют в сборе с подшипниками.

На уплотняющей шайбе допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

Если на торцевой поверхности опорной втулки корпуса насоса есть следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм или величина А более допустимого размера, то ее выпрессовывают и заменяют новой.

Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16. 19 Нм. После сборки водяного насоса валик должен легко вращаться от руки, без заеданий крыльчатки.

Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

Система смазки двигателя Д-240

На двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, 82 применена комбинированная одноконтурная система смазки. Насос 2 (рис. 1) засасывает масло через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную (бессопловую) центрифугу 4.

Дальше масло через радиатор 5 или минуя его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.

По имеющимся в коромыслах каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.

Сливной клапан 7 ограничивает рабочее давление в главной магистрали в пределах 0,2. 0,3 МПа. Для контроля давления масла в системе смазки Д-240 служит манометр 6. Топливный насос с регулятором и пусковой двигатель с редуктором имеют автономные системы смазки.

Нагнетаемое насосом масло по каналу 5, кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в насадок 7, а оттуда выходит через каналы Н в полость НП колонки ротора.

Очищаемое масло через каналы В в верхней части колонки проходит в полость ВП. При этом возникают реактивные силы, крутящий момент которых совпадает с активным моментом.

Охлаждают масло с целью недопущения уменьшения вязкости ниже предельной и замедления процесса окисления. Применяемые в настоящее время радиаторы позволяют снизить температуру масла на 10-15°С.

От фильтра тонкой очистки топливо подается трубкой 17 к распределительному каналу головки ТНВД 23, так как к насосу топливо подается с избытком, часть его пропускается через клапан и возвращается трубкой 22 к подкачивающему насосу.

К электрофакельному подогревателю 5, которым пользуются при пуске двигателя в холодное время года, топливо поступает от фильтра тонкой очистки трубкой 6.

В корпус завернуты штуцерные болты 6 и 7, а также пробка 10,закрывающая отверстие, предназначенное для удаления воздуха из полости фильтра при заполнении его топливом.

Затем стекает к кольцевой щели между конусом и стаканом. Топливо забирается из фильтра-отстойника через штуцерный болт 7 благодаря отсасывающему действию подкачивающего насоса.

Механические примеси и вода (более тяжелые частицы) продолжают двигаться по инерции вниз и собираются под успокоителем 16. Успокоитель ограничивает взбалтывание примесей при движении трактора.

Фильтрующие элементы нанизаны на шипы уплотнителя и крышки и уплотнены резиновыми кольцами 7.

Запасные части для тракторов ЧТЗ и автомобилей КРАЗ

Материалы: http://texav.ru/d240_sistemi.html

2 ≫

Устройство и регулировки составных единиц дизельного двигателя

Схема системы питания Д-240

Система питания дизеля предназначена для подачи жидкого топлива (под давлением) и воздуха в цилиндры. Схемы системы питания тракторных дизелей мало отличаются друг от друга.

Топливо, заливаемое в бак 2, Проходит сквозь фильтр бака и при открытом кране 3 засасывается топливоподкачивающим насосом 7 через топливопровод 4, Фильтр грубой очистки 5, топливопровод 6 И подается под давлением по топливопроводу 8 К фильтру 9 Тонкой очистки. В фильтре 5 топливо очищается от крупных механических частиц, а в фильтре 9 — от оставшихся примесей. По топливопроводу 10 Топливо поступает в насос 12, Из которого под большим давлением подается но топливопроводам 13 Высокого давления к форсункам 16. Форсунки впрыскивают топливо в камеры 14 Сгорания.

Топливо, просачивающееся через зазоры сопрягаемых деталей форсунок, по трубкам 15 Отводится в бак 2. Излишки топлива из насоса по топливопроводу попадают обратно в топливоподкачивающий насос 7.

Воздух в цилиндры дизеля поступает через воздухоочиститель 18 И впускной трубопровод 19. Отработавшие газы из цилиндров выпускаются в атмосферу через трубопровод 17 И глушитель 1.

Топливные баки изготовляют из листовой стали. Емкость бака рассчитана на непрерывную работу двигателя с полной нагрузкой в течение не менее 10 ч.

Бак состоит из двух половин, сваренных между собой. Для повышения жесткости бака и уменьшения колебания топлива в нем внутри каждой половины бака приварены две перегородки, имеющие отверстия в нижней части. В наливную горловину вставлены сетчатый фильтр и линейка для замера уровня топлива. Горловина закрывается пробкой, Отверстие которой сообщает полость бака с атмосферой.

Для очистки топлива от механических примесей и воды в системе питания предусмотрены фильтры.

У дизелей применяется двойная очистка топлива: последовательно в фильтрах грубой и тонкой очистки

Фильтр грубой очистки служит для удаления из топлива крупных механических примесей и мельчайших частиц воды, а фильтр тонкой очистки — для удаления мелких твердых частиц.

В дизелях для преодоления сопротивления фильтров и топливопроводов при прохождении топлива из бака к топливному насосу в систему питания включен специальный насос, называемый подкачивающим.

Камеры сгорания современных дизелей по конструкции делятся на два типа: разделенные и неразделенные.

Разделенные камеры сгорания состоят из двух частей:

Основной камеры 7 (рис. ,а), ограниченной днищем поршня 1 и поверхностью головки 3 цилиндров, и дополнительной (вихревой) камеры

5, расположенной в головке цилиндров. Основная и дополнительная камеры сообщаются между собой одним 6 Или несколькими каналами. Канал 6 Располагается по касательной к вихревой камере 5. Вихревая камера чаще всего имеет форму шара (Д-50 и СМД-14). Объем вихревой камеры составляет 60—70% всего объема камеры сгорания.

Неразделенные камеры сгорания дизелей Д-21А1 и Д-37Е (рис. , б), ЯМЗ, А-41, А-01М и СМД-60 (рис. , В), Д-240

И Д-160 (рис. , г) и др. представляют собой единый объем, ограниченный днищем поршня и поверхностями головки и стенок цилиндра.

В этот объем через форсунку впрыскивается топливо в виде одной или нескольких струй, и в нем происходят процессы смесеобразования и сгорания. Для лучшего использования воздушного заряда форму неразделенной камеры сгорания приспосабливают к форме топливных факелов. Она должна помогать созданию интенсивного вихревого движения воздуха. Основными преимуществами дизелей с неразделенными камерами сгорания (с непосредственным впрыском топлива) по сравнению с дизелями с разделенными камерами сгорания являются лучшая экономичность (ge=230—240 г/кВт-ч) и сравнительно легкий пуск.

1. Проверка форсунки на герметичность и качество распыла.

При проверке форсунки на герметичность затянуть регулировочным винтом пружину форсунки до давления 230мн/ м должно в пределах 6-20 секунд. Протекание топлива по уплотняющему конусу и капли на торце распылителя не допускаются. Качество распыла проверяется при давлении впрыска 130+2,5мн/м и периодичности впрысков 60-80 в минуту.

2. Конструктивное отличие фильтров грубой очистки топлива от тонкой.

Рис Фильтр тонкой очистки топлива дизеля А-01М:

А — фильтр тонкой очистки топлива; б—положение трехходоиого крана при промывке секций первой ступени очистки: 1-пробка; 2 - шарик; 3-резиновый сальник; 4- фильтрующий элемент: 5 - Стержень; 6,11 И 17-Топливопроводы; 7 — войлочное кольцо: 8 Крышка фильтра; 9— Гайка: 10 Трехходовой кран; 12 — Пружина; 13 Штуцер; 14Корпус секции фильтра; 15 Сливная трубка; 16 Рукоятка вентиля.

Схема и устройство турбокомпрессора.

Схема работы турбокомпрессора дизеля.

Турбокомпрессор действует следующим образом. Отработавшие газы, пройдя по выпускному трубопроводу 2, Попадают через сопловой аппарат 3 на лопатки рабочего колеса турбины 6, Вращая его вместе с валом 7, а затем по трубопроводу 4 Отводятся в атмосферу. Рабочее колесо турбины 6 Закреплено на одном валу 7 с рабочим колесом центробежного нагнетателя 5. Вращаясь, колесо нагнетателя засасывает воздух из атмосферы через воздухоочиститель и под избыточным давлением нагнетает его по трубопроводу 1 в цилиндры 8 Дизеля, увеличивая их наполнение воздухом.

Материалы: http://mehanik-ua.ru/remont-mashin-i-oborudovaniya/728-ustrojstvo-i-regulirovki-sostavnykh-edinits-dizelnogo-dvigatelya.html

3 ≫

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-240, Д-144 (Д-37Е) И Д-21А

Привод насосов УТН-5 и НД-21/4 устроен так же, как привод насосов двигателей А-41.

Рис. 4.22. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя Д-240:

1 - пробка отверстия для слива отстоя; 2 - упорный штырь; 3 -резиновое уплотнение; 4 -

фильтрующие элементы; 5 -трубка отвода воздуха; 6 - корпус фильтра; 7 - крышка корпуса; 8 - штуцер продувочного вентиля; 9 - запорный шарик; 10 - гайка зажима поворотного угольника; 11 - рукоятка продувочного вентиля; А - вход топлива; Б - выход топлива; В -канал для неочищенного топлива; Г - каналы крышки; Д -канал для очищенного топлива

Рис. 4.23. Топливный насос УТН-5:

1 - корпус насоса; 2 - шайба амортизатора; 3 - стакан подшипника; 4 - заглушка; 5 - подкачивающий насос; 6 - штуцер топливопроводов; 7 - эксцентрик привода подкачивающего насоса; 8 - кулачковый вал; 9 - шайба; 10 - маслоотражатель; 11 - самоподжимная манжета; 12 - пробка; 13 - установочный фланец насоса; 14 - канал подвода масла к подшипнику шестерни привода; 15 - трубка поддержания уровня масла в картере; 16 - установочный фланец; 17 - шлицевая втулка; 18 - стопорный болт; 19 - ось толкателя; 20 - ролик толкателя; 21 - толкатель; 22 - регулировочный винт толкателя; 23 - нижняя тарелка пружины плунжера; 24 - пружина плунжера;

25 - верхняя тарелка пружины; 26 - поворотная втулка; 27 - рейка; 28 - зубчатый сектор; 29 и 30 - пробка-заглушка; 31 - плунжер; 32 - гильза; 33 -прокладка; 34 - седло нагнетательного клапана; 35 - нагнетательный клапан; 36 - пружина клапана; 37 - нажимной штуцер; 38 - зажимы; 39 - отводящий топливопровод; 40 - крышка; 41 - подводящий топливопровод; 42 -топливоподводящий канал; 43 - пружина перепускного клапана; 44 - перепускной клапан; 45 - топливоотводящий канал; 46 - регулятор; 47 - пробка маслозаливного отверстия; 48 - пробка сливного отверстия; 49 - канал, соединяющий полости насоса и регулятора

Рис. 4.24. Схема действия регулятора насоса УТН-5А при различных режимах работы двигателя:

1 - рейка топливного насоса; 3 - тяга рейки; 6 - пружина регулятора; 7 -пружина обогатителя; 9 - основной рычаг; 10 - корпус корректора; 13 -промежуточный рычаг; 14 - болт номинала; 19 - подвижная муфта; 23 -грузы; 26 - ступица грузов; 34 - рычаг управления; 35 - регулировочный упорный винт рычага управления (остальные позиции см. рис. 62); I - максимальная частота вращения холостого хода; II - режим номинальной частоты вращения; III - режим перегрузки; IV - режим запуска двигателя

9. Изучите работу регулятора на основных режимах работы двигателя (рис. 4.24).

Максимальная частота вращения холостого хода. На этом режиме грузики максимально раздвинуты под действием центробежной силы и отодвигают муфту 19 и рычаги 9 и 13 регулятора, которые прижаты друг к другу, в крайнее правое положение. Рейка также перемещена вправо, в положение минимальной подачи топлива. При увеличении нагрузки частота вращения двигателя падает, центробежная сила уменьшается, грузики несколько сближаются. Пружина регулятора перемещает сложенные рычаги 9 и 13 влево. Рейка насоса также перемещается влево, что обеспечивает увеличение подачи.

больше влево. Это приводит к тому, что пружина 6 выключается из работы.

Регулятор насоса НД-21/4 устроен так же, как и насоса НД-

9. Форсунки регулируют на давление начала впрыска 17,5 МПа. В регуляторе и насосе УТН-5А устанавливают положение болта 14 номинальной подачи топлива, номинальную частоту вращения двигателя винтом 35; регулируют количество и равномерность подачи топлива секциями поворотом втулки относительно зубчатого сектора; проверяют и регулируют момент начала подачи топлива регулировочным винтом толкателей, подачу топлива на максимальной частоте вращения холостого хода, количество подаваемого топлива на режиме перегрузки изменяют затяжкой пружины корректора.

Материалы: http://sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/004_konstrukcia_tractornoh_dvigatelei_vnutrennego_sgorania_lihanov_2005/044.htm


Back to top