Смазочная система дизеля тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ, Спецтехника

1 ≫

Смазочная система дизеля (рис. 1) — комбинированная.

Наиболее нагруженные трущиеся поверхности смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием.

Под давлением масло поступает к сопряжениям следующих деталей: коренным и шатунным подшипникам, подшипникам распределительного вала, промежуточной шестерне газораспределительного механизма и др.

Рис. 1. Смазочная система:

1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — масляный радиатор; 3 — указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — переключатель «зима—лето»; 7 — промежуточная шестерня газораспределения; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан

Остальные детали смазываются разбрызгиванием, масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий, стекает в масляный картер и образует масляный туман.

К смазочной системе отнесены масляный насос, редукционный клапан, масляный фильтр (центрифуга), масляный радиатор.

Схема смазочной системы дизеля. Масло из нижней части картера через маслозаборник насосом 8 (см. рис. 1) нагнетается в полнопоточный реактивно-масляный фильтр 1 (центрифугу), где очищается от механических примесей и осадков. Из фильтра очищенное масло поступает в масляный радиатор 2 (переключатель радиатора в положении «лето») или непосредственно в смазочную магистраль, расположенную в блоке (переключатель радиатора в положении «зима»). По каналам в перегородках блока масло поступает к третьему коренному подшипнику, откуда по сверлениям в щеках и шейках коленчатого вала — к шатунным и коренным подшипникам. От первого коренного подшипника масло подводится для смазки шестерен газораспределения и первой шейки распределительного вала. Для смазки второй и третьей шеек распределительного вала масло поступает из третьего и пятого коренных подшипников коленчатого вала. К клапанному механизму масло поступает пульсирующим потоком.

По каналам в картере и трубке в крышке распределительных шестерен, через отверстие в переднем листе, масло поступает к установочному фланцу топливного насоса и втулке шестерни привода топливного насоса.

При установке на дизель компрессора масло через отверстие в переднем листе дизеля и отверстие в корпусе компрессора поступает для смазки компрессора.

Из шатунных шеек коленчатого вала по сверлению в стержне шатуна масло поступает для охлаждения днища поршня и смазки поршневого пальца.

Самотеком смазывается сопряжение стержень клапана — втулка клапана. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием и парами масла (масляным туманом).

Давление масла в магистрали контролируется указателем давления 4. Нормальное давление масла при прогретом дизеле и номинальной частоте вращения должно быть в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см²). При давлении масла ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см²) следует остановить дизель для выявления и устранения причин, вызывающих пониженное давление масла. При работе дизеля с включенным в смазочную систему масляным радиатором стрелка, отлитая на корпусе 12 (рис. 2) центрифуги, должна указывать на букву «Л» переключателя, при работе с отключенным радиатором — на букву «3».

Принцип действия основных механизмов. Редукционный клапан (рис. 3) служит для регулирования и поддержания постоянного давления в смазочной системе. Клапан состоит из корпуса, шарика, прокладки, гайки, пружины, регулировочной пробки.

Масло от насоса через трубки поступает к редукционному клапану, который отрегулирован на давление 0,64—0,69 МПа (6,5—7 кгс/см²). При давлении 0,69 МПа (7 кгс/см²) и выше масло давит на шарик 5, а через него на пружину 4. Пружина сжимается, шарик отходит, открывая отверстие, через которое часть масла сливается в картер.

Масляный фильтр (центрифуга). Для очистки масла на дизеле установлен реактивный масляный фильтр (центрифуга) (см. рис. 2).

Рис. 2. Масляный фильтр (центрифуга):

1 — сопло; 2 — крышка ротора; 3 — колпак; 4 — упорная шайба; 5, 6, 7 — гайки; 8 — стопорное кольцо; 9 — ось ротора; 10 — отражатель; 11 — основание ротора; 12 — корпус

Через него проходит все масло, поступающее в смазочную систему дизеля, а часть масла, подаваемого насосом, сливается при работе дизеля через редукционный клапан в масляный картер. Фильтр состоит из корпуса, основания ротора, отражателя, оси ротора, стопорных колец, гаек, упорной шайбы, колпака, крышки ротора, сопл, Масло, поступающее из насоса, проходит по каналу в корпусе 12 центрифуги и кольцевому зазору между трубкой и осью 9 ротора, через отверстия в оси и основании ротора, затем через отражатель 10 в полость ротора. В полости ротора давление достигает 0,64 — 0,69 МПа (6,5—7 кгс/см²). Под этим давлением часть масла, снова пройдя через отражатель, поступает к соплам 1 (форсункам) и, вытекая из них с большой скоростью, создает реактивную силу, которая приводит ротор во вращение. Частицы (механические примеси), находящиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них. Очищенное масло через тангенциальное отверстие и по центральному каналу в оси ротора поступает в главную магистраль.

Условия работы смазочной системы.

    Для обеспечения нормальной работы дизеля необходимо соблюдать следующие правила:

  • заливать масло в картер дизеля только чистой посудой через воронку с частой сеткой.
  • применять масло, рекомендуемое заводом. Применение автола или других масел недопустимо.
  • не допускать работы дизеля при уровне масла в масляном картере ниже нижней и выше верхней меток указателя уровня масла.
  • Рис. 3. Редукционный клапан:

    1 — гайка; 2 — шайба; 3 — регулировочная пробка; 4 — пружина; 5 — шарик клапана; 6 — корпус

    Способ регулирования давления масла в смазочной системе. С помощью редукционного клапана можно повысить или понизить давление масла. Для этого надо отогнуть шайбу 2 (см. рис. 3), отвернуть гайку 1 и, поворачивая отверткой пробку 3% сжать или ослабить пружину 4, прижимающую шарик 5. При повороте пробки вправо давление в системе повышается, а при повороте влево — понижается. При достижении в смазочной системе нужного давления в пределах 0,15—0,4 МПа (1,5—4 кгс/см²) (по указателю давления на щитке приборов) следует завернуть гайку 1 и законтрить ее прокладкой 2. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1989 г.]

    Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/smazochnaya-sistema-traktorov-t-40m-t-40am-t-40anm/

    2 ≫

    ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

    РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

    ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

    КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

    СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

    СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

    Тракторы Т-40, Т-40АМ и их рабочие характеристики

    Колесные тракторы Т-40, Т-40АМ являются универсально-пропашными сельскохозяйственными тракторами тягового класса 0,9.

    Уголковые лонжероны полурамы соединены спереди стальным литым брусом, к которому через кронштейн снизу прикреплен передний мост.

    - гидрораспределитель, установленный на задней стенке ящика аккумуляторов с правой стороны трактора;

    - масляный насос с приводом, расположенный с левой стороны спереди дизеля;

    - гидробак, закрепленный на кронштейне гидроусилителя;

    - основной гидроцилиндр, установленный под топливным баком с левой стороны трактора;

    - заднее навесное устройство, расположенное на задней плоскости корпуса трансмиссии;

    - трубопроводы и шланги для соединения агрегатов гидросистемы и выводы к выносным

    Технические характеристики и параметры тракторов Т-40

    Первая - 6,13 / 2,23

    Вторая - 7,31 / 2,65

    Третья - 8,61 / 3,13

    Четвертая - 10,06 / 3,65

    Пятая - 18,63 / Не включать

    Шестая - 26,68 / Не включать

    Задний ход - 5,28 / 1,92

    Реверс - На все передачи

    на второй - 990 / 1050

    на третьей - 800 / 850

    на четвертой - 640 / 680

    - при колее 1200 мм - 1625

    - при колее 1800 мм - 2100

    - при дорожном просвете 500 мм - 2370

    - при дорожном просвете 650 мм - 2530

    - под передним мостом - 540

    Колея, мм - Регулируемая в пределах 1200-1800

    База, мм: 2145 / 2250

    - эксплуатационная - 37+4 (50+5)

    Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности и номинальной частоте вращения коленчатого вала после 60 ч наработки, включая обкатку, не более, (кВт-ч) - 252 (185)

    Удельный расход топлива при максимальной мощности на ВОМ после 60 ч наработки, включая обкатку, не более (кВт- ч) - 265 (195)

    Оценочный удельный расход топлива при работе через ВОМ, (кВт-ч) - 286 (210)

    Относительный расход моторного масла по отношению к расходу топлива после 60 ч наработки, включая обкатку, не более, % - 1,3 (с учетом расхода масла на угар на весь гарантийный срок работы дизеля)

    Относительный расход масла на угар, не более, % - 0,5

    КПД передачи от выходного вала дизеля к хвостовику ВОМ при максимальной мощности на ВОМ - 0,96

    Номинальная частота вращения коленчатого вала Д-144, об/мин - 1800+27

    Диаметр цилиндра, мм - 105

    Ход поршня, мм - 120

    Рабочий объем цилиндров, л - 4,15

    Номинальная степень сжатия (расчетная) - 16,5

    Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2

    Цилиндры трактора Т-40 (Дизель Д-144) - Отдельные, оребренные

    Головки цилиндров Д-144- Отдельные на каждый цилиндру оребренные

    Поршни трактора Т-40 (Дизель Д-144) - Из алюминиевого сплава

    - с пусковым агрегатом - 430±10 кг

    Топливный насос трактора Т-40 (Дизель Д-144)- Одноплунжерный типа НД 21/4

    Регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля - Всережимный

    Форсунка - 6Т2-20С2-Ж или 16.1112110

    грубой очистки - сетчатый

    тонкой очистки - с фильтрующим элементом

    Масляный насос трактора Т-40 (Дизель Д-144)- Шестеренный с приводом от коленчатого вала

    Масляный фильтр - Реактивная центрифуга

    Масляный радиатор - Из оребренной трубки

    Средство облегчения запуска - Декомпрессионный механизм или пусковое приспособление 5ПП-40А

    Вентилятор - Осевой, с направляющим аппаратом на входе охлаждающего воздуха в вентилятор, с ременным приводом от коленчатого вала

    Запуск дизеля - От электростартера или пускового агрегата

    Частота вращения, об/мин на передаче (постоянная / переменная) :

    Материалы: http://techspez.ru/traktor_t40.html

    3 ≫

    Навигация по статье

    В советские годы, как и сейчас, для проделывания разнообразных работ в сфере сельского хозяйства была востребована специальная для этих целей техника, но самой же популярной машиной среди остальных был колесный трактор Т-40. Данная машина впервые сошла с конвейера Липецкого тракторного завода в 1961 году и довольно хорошо зарекомендовала себя, благодаря своей простоте, проходимости, надежности и, конечно же, универсальности. Трактор Т-40 послужил основой для многих моделей тракторов того времени (по крайней мере для машин Липецкого тракторного завода), так как произвел большой прорыв в строении тракторов. Прекратилось производство трактора Т-40 еще в 1995 году, но уцелевшие образцы данной машины выполняют работу и в настоящее время, к тому же довольно успешно. Из двигателей было предложено два варианта дизельных агрегатов, а именно это знакомый всем Д-144 (мощность 50 лошадиных сил или 37 киловатт), устанавливаемый на большинство поздних моделей тракторов и менее мощный Д-37 (мощность 37 лошадиных сил или 27 киловатт). Оба двигателя обеспечивали неплохие тяговые характеристики, а по тем временам даже высокие, что позволило трактор Т-40 отнести к 0.9 классу тяговой спецтехники.

    Трактор Т-40 был разработан специально для проведения разнообразных работ сельского хозяйства, где он как раз и стал самой главной машиной, выполняемой с легкостью такие виды работ, как пахота поля с легкой почвой (также может проделывать вспахивание почвы в теплицах и в садах), обрабатывание пропашных культур, кошение различной растительности, перемещение стогов сена и другой растительности (в данной работе трактор использует такое оборудование, как стогометатель), расчистка рабочих территорий и дорожных участков от большой массы снега, ну и, конечно же, транспортировка различных грузов, используя специальный бортовой прицеп. Данная машина в советское время также часто использовалась и в проведении дорожных работ (транспортировка каких-либо грузов или же строительных материалов), лесных, а также некоторых коммунальных (в основном это была расчистка различных площадок от снега, но также была и включена транспортировка грузов). Также для работы на труднопроходимых участках, некоторые умельцы заменяли стандартные колеса трактора, колесами комбайна, вследствие чего значительно повышалась проходимость машины и, непосредственно, был увеличен спектр выполняемых им работ.

    Трактор Т-40 также оснащен гидравлической системой, как и все другие подобные машины. Навесное устройство, расположенное в задней части конструкции, позволяет в работе применять разнообразные дополнительные навесные агрегаты. Сама же навеска представляет собой механизм на шарнирах, имеющий одну центральную и две продольные тяги. Пара продольных тяг соединяется с рычагами на ВОМ при помощи нескольких раскосов. Этот вал носит на себе кривошип, который напрямую соединяется с гидравлическим цилиндром, ну а сам цилиндр позволяет поднимать или же наоборот, опускать установленные дополнительные агрегаты. Сам же трактор Т-40 может использовать для работы, следующие навесные дополнительные приспособления:

    • Плужные агрегаты.
    • Оборудование, предназначенное для обработки почвы.
    • Меж рядное обрабатывающее оборудование.
    • Специальные агрегаты, предназначенные для заготовки кормов.
    • Стогометатель.
    • Оборудование, предназначенное для возделывания различных сельскохозяйственных культур.
    • Отвал.
    • Щеточное оборудование (появился данный вид не сразу, а после прекращения производства трактора).
    • Фронтальное погрузочное оборудование, которое способно поднять груз массой не более 800 килограмм.

    Все вышеперечисленные агрегаты являются серийной продукцией, но стоит отметить, что в сельском хозяйстве зачастую можно наблюдать самодельные приспособления, которые по функционалу ни чем не уступают свои заводским аналогам.

    Для расширения спектра выполняемых задач, а также для повышения надежности конструкции, производителем было выпущено довольно много модифицированных версий. Но стоит отметить, что данный трактор оснащается одним из двух двигателей, поэтому для каждой машины, использующей один из двух силовых агрегатов, имеются свои модификации.

    Модели трактора, использующие двигатель Д-37, имеют следующие модификации:

    1. Модификация Т-40А. Эта версия приобрела большую популярность в дорожных видах работ, так как она обладает постоянным полным приводом, чего не имеется на базовой модели Т-40.
    2. Модификация Т-40АН. Версия, предназначенная для проделывания работы на довольно крутых склонах. Это объясняется также полным приводом, как и в предыдущей модификации, а также немного уменьшенным дорожным просветом, что позволило повысить устойчивость машины.
    3. Модификация Т-50А. Данная версия была разработана специально для проведения промышленных видов работ, так как в этой модификации была доработана гидравлическая система, вследствие чего трактор может применять в работе фронтальное погрузочное оборудование. Но помимо промышленности, версия Т-50А применяется и в сельском хозяйстве и строительстве для погрузки каких-либо грузов.

    Трактор Т-40, оснащенный двигателем Д-144, немного отличается внешним видом, а именно формой передней части капота (С двигателем Д-37, капот машины немного округлен, когда у трактора с Д-144 капот прямоугольный). Для модели с Д-144 были выпущены следующие модифицированные версии:

    1. Модификация Т-40М. Данная версия имеет лишь одно отличие от базовой модели, а именно это задний привод. Предназначена эта модификация в основном для транспортировочных работ. Благодаря тому, что лишь задние колеса приводят машину в движение, расход горючего за час работы при средней нагрузке был немного понижен.
    2. Модификация Т-40АМ. Так же, как и Т-40А обладает постоянным полным приводом, что с учетом 50-ти сильного двигателя позволяет получить довольно не плохую проходимость и что самое главное — тяговое усилие.
    3. Модификация Т-40АНМ. По сути, данная версия является той же Т-40АН, но с более мощным двигателем. А именно машина имеет постоянный полный привод и уменьшенный дорожный просвет, что позволяет проводить работу на склонах или же в местах, где требуется устойчивость техники.
    4. Модификация Т-40АП. Версия, предназначенная для работы в коммунальных хозяйствах. Это объясняется возможностью применять в процессе работы фронтальный отвал, щеточное оборудование и многие другие агрегаты, предназначенные для расчистки каких-либо площадок.

    Рабочая масса трактора Т-40, без навесных агрегатов, составляет 2595 килограмм, что по нынешним меркам является довольно малым значением для спецтехники этого же класса (0.9). В длину вся конструкция трактора равняется 3660 миллиметрам. В ширину, с учетом краев колес задних полуосей, равняется 1620 миллиметрам. Высота данной машины, от самой нижней точки и до крыши, составляет ровно 2100 миллиметров.

    Оснащается трансмиссионными тормозами. Задняя подвеска трактора жесткая, передняя пружинная. Задний мост трактор зависимый. Для применения в работе различного оборудования, трактор обладает гидравлической навесной системой раздельно-агрегатного типа. Удельный вес, удерживаемый гидравлической системой, составляет не более 800 килограмм. Все электрическое оборудование машины двенадцати вольтовое.

    Устанавливается механическая коробка переключения передач, которая имеет семь скоростей. Тяговое усилие на каждой передачи имеет следующие значения:

    • Первая передача позволяет трактору оказывать тяговое усилие в 1100 килограмм, чего вполне хватает для большинства работ сельского и лесного хозяйства.
    • Вторая передача оказывает максимальное усилие в 990 килограмм.
    • Третья передача обладает значением немного пониже, а именно это 800 килограмм.
    • Четвертая передача оказывает самое меньшее тяговое усилие, которое равняется 640 килограммам.

    Сама же коробка передач включает в себя четыре передачи для движения трактора вперед и три для движения назад.

    Устанавливался один из двух дизельных силовых агрегатов, это Д-37 и Д-144. Двигатель Д-37 устанавливался на более ранние версии трактора Т-40 и машина с таким двигателем имеет немного округленный капот. Мощность, развиваемая данной силовой установкой, составляет 27 киловатт или же 37 лошадиных сил. Система охлаждения воздушного типа. Данный двигатель выдает 192 Нм крутящего момента. Расход горючего за один час работы при средней нагрузке на двигатель составляет около 246 грамм на один киловатт.

    Двигатель Д-144 появился немного позже, а вместе с ним и изменилась форма капота (капот с данным двигателем стал прямоугольным). Мощность, развиваемая двигателем Д-144, составляет 37 киловатт или же 50 лошадиных сил. Данный двигатель является самым мощным, который устанавливается в трактор Т-40. Система охлаждения так же, как и в предыдущем образце, воздушного типа. Данный агрегат способен выдать 205 Нм крутящего момента. Расход горючего при средней нагрузке, также за один час работы, составляет около 248 грамм на один киловатт.

    Трактор Т-40 приобрел довольно большую популярность не просто так, а именно благодаря своим высоким по тем временам качествам. Данный трактор является многофункциональной машиной, которая в одиночку может выполнить все необходимые работы в сельском хозяйстве. И этому есть объяснение:

    Трактор имеет надежную гидравлическую систему и прицепное устройство, которые позволяют значительно ускорить рабочий процесс, используя разнообразные типы навесного и прицепного оборудования (притом он может агрегатироваться с навесным оборудованием от трактора Т-25). Также стоит отметить, что гидравлическая система трактора способна поднять или же удерживать груз, масса которого составляет не более 800 килограмм. Этого вполне хватало на то время, но также и сейчас, как малых деревнях, так и в довольно больших сельских хозяйствах.

    Проходимость трактора действительно высокая. Данную машину практически невозможно утопить в болоте или же в грязи. В деревнях, и не только, зачастую повышают проходимость буквально подручными средствами, а именно устанавливают колеса от комбайна, благодаря чему трактор Т-40 с легкостью может преодолеть небольшое болото или же брод. Для зимней эксплуатации, в целях миновать сильную пробусковку, на задние колеса устанавливают цепи, при том необязательно специальные, применяют и совершенно обычные цепи, залежавшиеся в хозяйстве.

    Очень простая в эксплуатации и в обслуживании конструкция трактора, также помогла завоевать ему положительные отзывы от трактористов. Ведь при обнаружении неисправной работы каких-либо узлов машины, возможно легкое и быстрое обнаружение, как самой неисправности, так и ее причины и, конечно же, устранение. Стоит отметить, что благодаря высокой надежности и ремонтопригодности трактора Т-40 трудятся и в настоящее время.

    Для трактора Т-40 предлагалось для установки два дизельных двигателя, Д-37 и более мощная модель Д-144. Оба двигателя обладают четырьмя поршнями и воздушной системой охлаждения.

    Разберем каждый образец более подробно:

    Двигатель Д-37 развивает мощность в 27 киловатт или же в 37 лошадиных сил, получая при этом 192 Нм крутящего момента. Расход горючего за час работы составляет 246 грамм на один киловатт. Диаметр цилиндров равняется 105 миллиметрам. Ход поршней — 120 миллиметров. Частота вращения коленчатого вала, которая максимально допустима на данном двигателе, составляет 1500 оборотов в минуту. Его объем 4.15 литров. Способ запуска электростартерный.

    Двигатель Д-144 выдает номинальную мощность в 37 киловатт или же в 50 лошадиных сил, обеспечивая трактор крутящим моментом в 205 Нм. Расходует при средних нагрузках за час работы 248 грамм дизельного топлива. Диаметр цилиндров, а также ход поршней полностью идентичны предыдущим образцом, а именно составляют 105 миллиметров и 120 миллиметров. Объем равняется 4.15 литрам. Способ запуска электростартерный.

    Система охлаждения зачастую не справляется со своей работой, поэтому в народе заменяют стандартный масляный радиатор трактора, на радиатор большего размера и к нему монтируют электрический вентилятор. В результате этого проблема с закипанием двигателя при летней эксплуатации полностью пропадает.

    Трактор Т-40 окончательно перестал выпускаться в 1995 году и, исходя из этого, следует отметить, что новую машину приобрести в наши дни невозможно. В продаже имеются лишь варианты прошедшие капитальный ремонт всех или нескольких узлов различных механизмов, но данный вариант все же относится к поддержанной технике.

    Б/у трактор Т-40 в приемлемом или же хорошем техническом состоянии можно приобрести в районе цен от 20 тысяч до 60 тысяч российских рублей. При этом учитывается его год производства, дополнительное оборудование, марка установленного двигателя и, конечно же, версия самой машины.

    Материалы: http://gruzato.ru/traktor-t-40.html


    Back to top