Как промыть систему охлаждения двигателя?

1 ≫

Промывка системы охлаждения авто – одно из важнейших мероприятий, так как корректная работа радиатора и прочих элементов данного комплекса предотвращает перегрев двигателя и, как следствие, дорогостоящий ремонт.

Своими руками — или на СТО?

Естественно, отогнать автомобиль на станцию будет самым разумным решением – профессиональные механики выполнят все работы быстро и качественно. Однако не всегда есть время и возможность остаться на определенный период без автомобиля, да и очереди никто не отменял. И, в общем-то, денег на оплату труда мастеров время от времени становится жалко.

Поэтому, если есть свободное время, можно сделать все самостоятельно. Это не так сложно, как кажется. По большому счету, требуется лишь терпение и старательность. Специальные знания и навыки лишними не будут, но можно обойтись и без них.

Необходимость данной процедуры и ее типы

Как ни странно, но далеко не все автовладельцы задумываются о периодической очистке системы охлаждения. Большинство из них просто-напросто беспечно подливают в радиатор антифриз. Но после определенного этапа в жизни автомобиля — это перестает помогать: по прошествии нескольких дней свежий тосол приобретает цвет угля. И это неудивительно, ведь в грязной системе жидкость чистой оставаться не может.

Существует 2 вида очистки:

  1. Внешняя – от налипших насекомых, грязи, песка и тому подобного мусора. Делается это посредством направленной на радиатор водяной струи, но не слишком сильной, чтобы не повредить соты;
  2. Внутренняя – удаление накипи, ржавчины, продуктов разложения тосола и моторного масла.

Важно! Ни в коем случае не открывайте пробку радиатора, если двигатель еще горячий. Жидкость находится под давлением. Ее может просто выбросить из радиатора, что чревато ожогами!

Причины загрязнений

Те, кто заливает в радиатор воду (хотя бы изредка, летнее время года), обязательно столкнется с проблемой накипи. Соли, растворенные в воде, если она не дистиллированная, под действием высокой температуры будут оседать на деталях охладительной системы.

Антифриз накипи не образует. Но с течением времени антифриз разлагается (в том числе и входящие в его состав присадки, препятствующие возникновению коррозии), а продукты разложения откладываются на стенках труб. Все это не только ухудшает теплопроводность магистралей, но и может привести к закупорке тонких и длинных трубок.

В эту категорию можно отнести пыль, моторное масло и т. п. В частности, периодически в радиаторах можно найти и герметик, который используют для быстрого ремонта и устранения течи.

Чем промывать систему охлаждения?

Для этого используются следующие вещества:

Вода – данный вариант наименее подходящий. Однако, за неимением ничего лучшего, иногда используют и его. В идеале необходимо использовать дистиллированную воду, но если ее нет, то сойдет и кипяченая. Требуется залить воду, завести мотор и дать ему поработать порядка четверти часа на холостых оборотах. После этого двигатель следует заглушить и слить жидкость. Повторять эту процедуру нужно пока сливаемая вода не станет абсолютно чистой.

Отрицательными моментами являются:

— Низкая эффективность подобной промывки – даже кипяток не может растворить и вывести большинство загрязнений.

Подкисленная вода – такой подход требуется в тех случаях, когда в слитой охлаждающей жидкости обнаружились кусочки накипи. Это прямое свидетельство некорректной работы всей системы. Значит, использование простой воды ничего не даст – требуется изготовление слабого раствора на ее основе с добавлением в него одного из 3-х компонентов:

Двигатель следует периодически запускать и нагревать до рабочей температуры, после чего давать ему остыть. Прогретый раствор должен оставаться в моторе порядка 2,5-3-х часов. По истечении этого времени раствор нужно слить и залить новый. По окончании всех действий используется дистиллированная вода для финишной промывки системы.

Специальные средства – этот вариант является оптимальным, так как вода негативно влияет на компоненты системы. Дело в том, что для удаления разного типа загрязнений необходимо использовать различные чистящие вещества. Все виды отложений делятся на 2 категории:

  1. Накипь – для ее устранения лучше всего применять кислотные растворы;
  2. Органика и жир – от них радиатор избавит только щелочь.

Однако стоит помнить и о некоторых нюансах. К примеру, щелочь и кислота несовместимы (нейтрализуют друг друга), так что смешивать их нельзя. А еще они негативно влияют на комплектующие всей системы.

Исходя из этого, все чистящие средства можно разделить на 4 группы:

Кислотные и щелочные средства – они непопулярны, а в чистом виде их и вовсе сложно найти. Причин тому несколько – такие растворы не только негативно влияют на всю систему (в частности, пластиковые изделия, а также резиновые шланги и патрубки просто плавятся) но и вынуждают хозяина авто проводить их нейтрализацию после использования.

Двухкомпонентные – данные средства довольно популярны и востребованы. Они состоят из 2-х растворов (щелочного и кислотного), которые необходимо по очереди вылить в радиатор.

Нейтральные – в составе этих средств не имеется агрессивных щелочей и кислот. В зависимости от входящих компонентов, некоторые из них применяются только в профилактических целях, а некоторые в состоянии удалять даже очень серьезные отложения.

В состав подобного раствора входят:

— основное чистящее средство;

— диспергенты – не позволяют частичкам, которые уже отлипли от стенок трубок и радиатора под действием очистителя, снова прилипать к поверхности;

— защитные средства – предохраняют компоненты системы от пагубного воздействия щелочи и кислоты;

— растворы для обработки резиновых и пластиковых комплектующих.

Как видно, промывать систему охлаждения не только можно, но и необходимо. В идеале для это следует пользоваться специальными средствами, но если нужно провести такое мероприятие сию же минуту, а ближайший автомагазин далеко – разрешается заливать в радиатор воду (лучше подкисленную), но это на крайний случай. Также не стоит забывать и о периодической внешней промывке.

Материалы: http://info.inodetal.ru/avtomobili/ekspluataciya/promyvka-sistemy-oxlazhdeniya/

2 ≫

Промывку системы охлаждениия двигателя выполняют при замене антифриза. Это необходимо сделать, если меняете марку охлаждающей жидкости, или если есть признаки неправильной работы системы охлаждения.

Со временем происходит окисление компонентов антифриза: срабатываются при­сад­ки, оседает на деталях силикатная пленка и накипь. Даже простая пыль и то попадает в сис­те­му охлаждения двигателя. При сливе старого тосола будет удалена лишь часть этого мусора и только того, который плавает взвешенным в жидкости.

Образующаяся при использовании тосола силикатная пленка равномерно покрывает все детали, в том числе и стенки каналов радиатора. А они и без того узкие. Силикатная пленка, осевшая на штоке термостата, может блокировать его работу. Слой накипи внутри блока цилиндров ухудшает отдачу тепла антифризу. Это приведет к увеличению тем­пе­ра­ту­ры блока и головки блока цилиндров, а далее к пригоранию масла и отжигу поршневых колец ( см. работа поршня ).

Промывка системы охлаждения двигателя – несложная операция, но делать ее на СТО вам не станут. Самое большее, продуют сжатым воздухом.

Способы промывки системы охлаждения двигателя можно разделить на два вида: дви­га­тель автомобиля ( см. устройство двигателя автомобиля ) заводят и промывают на стоянке вхолостую или промывочный раствор заливают в систему охлаждения и ездят по обычным делам.

Второй способ хорош тем, что не нужно тратить время специально. В зависимости от применяемого средства, охлаждающую жидкость сливают полностью или частично. Про­мы­воч­ное средство добавляют в старый антифриз, смешивают с чистой водой и полностью заполняют систему.

К таким средствам относится промывочный антифриз AGA. Это дорогая жидкость и поэтому найти ее в магазине сложно. Но преимущества огромны. Температура замерзания промывочного антифриза -30°C, то есть его можно применять зимой. Вероятно, и температура кипения выше 100°C, и нагрев двигателя в пробке не станет фатальным. Можно спокойно ездить в течение недели, а потом промыть двигатель водой и налить свежую охлаждающую жидкость.

Применяют для промывки системы охлаждения дви­га­те­ля таким способом и водные растворы, и даже кока-колу. При этом нужно учитывать, что ездить с водой в радиаторе можно только при плюсовой температуре. А попав в пробку, можно легко перегреть двигатель, если вентилятор ох­лаж­де­ния включится после 105°C, а вода закипит при 100°C.

При промывке системы охлаждения двигателя на месте такой опасности нет, конечно, если вы контролируете прогрев двигателя, а не пьете пиво с друзьями. В любом магазине запчастей вы найдете огромный выбор средств для промывки системы охлаждения двигателя. Состав их обычно написан непонятно. Будет ли промывочное средство опасным именно для вашей машины, вы узнаете через неделю после промывки. Любителями при­ме­ня­ют­ся и подручные средства, такие как лимонная кислота, молочная сыворотка, антинакипин, силит от накипи и другие. В этом случае вы можете заранее убедиться, что выбранное средство не разъедает алюминий или латунь. Недостатком народных средств можно считать то, что они легко расслаиваются - выделяющийся газ может собираться в огромные пузыри и блокировать работу системы охлаждения.

Порядок промывки указан на упаковке. Нужно залить средство в систему охлаждения, долить водой и прогревать двигатель какое-то время. Затем промывочный раствор слить и промыть чистой водой несколько раз. Когда будет сливаться чистая вода – промывку можно считать законченной.

Бывает, что после промывки ухудшается работа печки. В таких случаях говорят, что смытая грязь осела в радиаторе печки. Это ошибочное мнение. Просто печка не промылась, потому что через нее не было потока жидкости. Чтобы промыть печку, нужно держать обороты двигателя не меньше трех тысяч.

Промывка – хороший повод для ремонта системы охлаждения. Если есть хомут, через который постоянно подкапывает, подумайте, может быть стоит заменить патрубок. Если резина потеряла эластичность - затягивать хомут бесполезно.

Когда все промыто и заменено - заливайте свежий антифриз и пусть ваша машина вас порадует стабильной температурой двигателя в пробке и горячей печкой зимой.

Материалы: http://avto-ustroistvo.ru/promyvka-sistemy-ohlazhdeniya.php

3 ≫

Полезное для автолюбителей – все об автомобилях

Чтобы система охлаждения двигателя не вышла из строя раньше срока, необходимо проводить профилактические работы. Такой профилактикой является промывка системы, с целью очищения ее от накипи, песка, грязи и других вредных отложений, которые накапливаются на решетке радиатора, внутри трубок, уменьшая, тем самым, их диаметр. Если своевременно не чистить систему охлаждения, то вскоре можно столкнуться со следующими неприятными последствиями:

  • начнет перегреваться двигатель, вплоть до полного прекращения работы;
  • может прийти в неисправность подогреватель тосола;
  • может выйти из строя водяной насос;
  • начнет плохо работать печка в салоне автомобиля.

Когда следует промывать систему охлаждения?

Рекомендуется делать промывку системы охлаждения не реже, чем 1 раз в год. Эту процедуру допустимо делать и своими руками – особой науки здесь нет. Ниже смотрите видео "Промывка системы охлаждения на Рено Логан, Сандеро"

Чем промывать?

Для промывки охлаждающей системы автомобиля, в условиях домашнего гаража, автовладельцы любят использовать лимонную кислоту и столовый уксус (не эссенцию!).

Обычной прохладной водой можно промывать только при слабой степени загрязнения, если отсутствуют следы накипи и ржавчины. Нужно понимать, что чистая вода, без добавления кислой среды, способна удалить только обычную грязь и песок. А вот если в воду добавить кислоту, то такой раствор способен разъедать ржавчину и накипь и очищать от них стенки деталей.

Таким образом, чем промывать систему охлаждения автомобиля, будет зависеть от того, насколько загрязнена система.

Определяем степень загрязнения системы охлаждения

Нужно слить охлаждающую жидкость и посмотреть, какого она цвета, и содержатся ли в ней частицы ржавчины. Если жидкость будет темная, значит, загрязнение значительно, и для промывки нужно использовать кислоту – лимонную или уксусную. Можно прикупить специальное средство для промывки.

Если слитый тосол или антифриз будет светлый, без осадка, то можно сделать промывку предварительно прокипяченной и остывшей водой.

Промывка охлаждающей системы автомобиля водой

Подготовьте воду для промывки системы: доведите ее до кипения и дайте остыть до комнатной температуры. Можно, вместо кипяченной, использовать дистиллированную воду. Наденьте предварительно резиновые перчатки, чтобы защитить кожу рук от контакта с ядовитой жидкостью.

  1. Слейте антифриз, как это сделать, подробно описано здесь.
  2. Воду залейте в расширительный бачок, в соответствии с обычной нормой.
  3. Заведите двигатель и дайте ему поработать минут 20, на холостых оборотах.
  4. Слейте воду и посмотрите на ее цвет. Если вода мутная и грязная, то требуется повторная промывка. Промывать систему нужно до тех пор, пока вода не станет чистой.
  5. Залейте новую охлаждающую жидкость.

Промывка охлаждающей системы кислотой

Как уже говорилось, при наличии в слитом антифризе (тосоле) осадка, промывать систему следует водой с добавлением уксусной или лимонной кислоты.

  1. Подготовить раствор из расчета 100 г кислоты – на 5 литров воды , это оптимальная пропорция.
  2. Слейте антифриз (как это сделать – ссылка выше).
  3. Залейте раствор с лимонной кислотой в расширительный бачок.
  4. Дайте прогреться двигателю и проедьте примерно 2 км. За это время раствор разогреется до температуры 70°C, как минимум, и начнется реакция по расщеплению ржавчины и накипи. Двигатель должен работать не менее полу-часа.
  5. Слейте раствор. Если требуется, можно сделать повторную промывку – раствором с меньшей концентрацией лимонной кислоты, чем в первый раз.
  6. После промывки кислым раствором, залейте в бачок простую воду и промойте ею детали системы охлаждения, чтобы полностью удалить с них следы кислоты.

  1. Подготовить раствор из расчета пол-литра столового уксуса (9%) – на 10 литров воды .
  2. Слейте антифриз и залейте раствор в бачок.
  3. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
  4. Заглушите двигатель двигатель и оставьте автомобиль, с залитым в него раствором, стоять – как минимум, на 8 часов, а можно и на целую ночь.
  5. Слейте раствор. Если нужно, можно сделать повторную промывку.
  6. В завершение, после слива уксусного раствора, промойте систему охлаждения двигателя прохладной водой.

После завершения промывки, когда вы уже залили новую охлаждающую жидкость, может оказаться так, что в системе охлаждения автомобиля остался воздух. Отдельно читайте и смотрите видео, как удалить воздух из системы охлаждения. После удаления пузырьков воздуха, остается только долить антифриз до нужного уровня.

Видео: Промывка системы охлаждения на Рено Логан, Сандеро

Если видео не показывает, обновите страницу или " style="color:#CC3333">нажмите здесь

Материалы: http://mob.autoinfa.com/post.php?id=312


Back to top