1 ≫
-
Стартер СТ103 — четырехполюсный, напряжением 24 в, мощностью 9—11 л. л.с. (в зависимости от емкости аккумуляторной батареи) с электромагнитным включением и дистанционным управлением устанавливают на дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Увеличение мощности стартера СТ103 по сравнению со стартерами СТ130-Б и СТ2 достигнуто за счет повышения напряжения до 24 в и силы тока до 850 а.
Для уменьшения сопротивления стартера обмотка 18 якоря (рис. 43) и обмотка 19 возбуждения стартера выполнены из проводов большого сечения и в каждый щеткодержатель установлено по две щетки 2.
Каждые две противоположные щетки соединены параллельно (см. рис. 43, в).
Все четыре щетки изолированы от массы. Обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви.
По одному концу обеих нар катушек обмотки возбуждения соединено на массу.
Зажимы стартера и тягового реле соединены проводом 1 большого сечения.
Якорь 20 вращается в трех скользящих подшипниках.
Выброс проводников из пазов якоря предотвращается установкой бандажей 21, состоящих из стальной проволоки, намотанной на картонную прокладку.
Витки проволоки скрепляются скобами и пайкой.
Привод стартера — комбинированный, т. е. шестерня 10 включается принудительно от тягового реле, а выключается автоматически.
В тяговом реле стартера удерживающая 26 и втягивающая 27 обмотки намотаны на латунную втулку 25. Магнитные потоки обмоток действуют в одном направлении.
Медный контактный диск 3 изолирован от латунного штока 4. Обмотки реле включаются в цепь кнопкой включения.
Действие обмоток реле аналогично действию обмоток тягового реле стартеров СТ2 и СТ130-Б.
При прохождении тока в обмотках тягового реле якорек 5, втягиваясь внутрь магнитопровода, через винт 6, серьгу 7 и рычаги 8, перемещает стакан 16 по валу 13 якоря.
Стакан торцом через шайбу 22 (см. рис. 43, б) ступицы 24 перемешает ведущую гайку 15 по червячной нарезке вала.
Гайка 15 через пружину 14 перемещает шестерню 10 вдоль вала до упорного кольца 12 н вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика.
Рис. 43. Стартер СТ103: а — общий вид стартера; б — детали механизма привода; в — схема стартера; 1 — соединительный провод; 2 — щетки; 3 — контактный диск; 4 — шток; 5 — якорек; 6 — регулировочный винт; 7 — серьга; 8 — рычаги; 9— возвратная пружина; 10— шестерня; 11 — сухарь; 12 — упорное кольцо; 13 — вал якоря: 14 — пружина; 15 — ведущая гайка; 16 — стакан; 17 — палец рычага;18 — обмотка якоря; 19 — обмотка возбуждения; 20 — якорь; 11 — бандажи: 22 — шайба ступицы; 23 — буферная пружина; 24 — ступица стакана; 25 — латунная втулка; 26—удерживающая обмотка; 27 — втягивающая обмотка
Усилие от гайки на шестерню передается выступами В гайки, входящими в прорези шестерни 10.
В случае упора торцов зубьев зацепляемой шестерни и венца маховика окружной зазор в резьбе вала и шестерни 10 (см. сечение по А—А) допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб, что облегчает введение шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика.
В конце хода шестерни контактный диск 3 тягового реле включает цепь рабочего тока стартера и якорь начинает вращаться.
При вращении якоря вследствие трения ступицы 24 стакана 16 о вал якоря происходит перемещение стакана в первоначальное положение, при этом палец 17 рычага 8 скользит по винтовому пазу стакана.
В это время ведущая гайка 15 прижимает шестерню 10 к упорному кольцу 12, которое на валу 13 якоря запирается сухарем 11.
После пуска двигателя маховик значительно увеличит число оборотов шестерни 10 стартера, которая, перемещаясь по резьбе вала, выйдет из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Пружина 23 смягчает удар торца шестерни 10 о ступицу 24.
При отключении стартера возвратная пружина 9 устанавливает якорек 5 и рычаги 8 в исходные положения.
Ведущая гайка 15 фиксируется в исходном положении углублениями Б вала якоря.
Материалы: http://www.avtokeb.ru/ct103.html
2 ≫
-
Для проведения ремонта стартер снимают с двигателя, отвернув болты стяжных хомутов.
Разборку стартера следует производить в следующем порядке:
- снять защитную ленту 1 (см. рис. 1);
- отвернуть винты 26 крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины 25, вынуть щетки из щеткодержателей;
- расшплинтовать соединение рычага 12 с тягами 11 якоря тягового реле и вынуть палец 35;
- отвернуть и вынуть две стяжные шпильки 33;
- снять крышку 14;
- снять корпус вместе с тяговым реле;
- вывернуть четыре болта крепления держателя 22 промежуточного подшипника;
- вынуть якорь 2 из крышки 14 вместе с приводом;
- снять два сухаря, установленные в шлицах под упорным кольцом 17;
- снять привод в сборе с вала якоря.
Детали и узлы стартера нужно внимательно осмотреть на предмет обнаружения неисправностей и поломок. Крышки со стороны привода и коллектора не должны иметь трещин и повреждений;
- зубья шестерни и электрощетки не должны иметь сколов; ведущий палец, установленный в рычаге 12, должен быть надежно закреплен в рычаге и не иметь выработки;
- пружины электрощеток не должны иметь поломок. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене. Электрощетки при высоте менее 14 мм также необходимо заменить (высота щеток измеряется от места касания пружины до притертой рабочей поверхности). Контактные болты 5 и контактный диск 6 тягового реле не должны иметь на рабочей поверхности подгаров. При подгорании контакты восстанавливаются методами, приведенными в описании технического обслуживания стартера.
Тяговое реле проверяется на целостность втягивающей и удерживающей обмоток и на витковые замыкания. Проверку выполняют ампервольтметрами Ц437, Ц20 или любыми другими, позволяющими измерять сопротивления с точностью до 0,1 Ом. Измеряется сопротивление втягивающей обмотки. Оно должно быть 0,9 ± 0,2 Ом. Сопротивление удерживающей обмотки должно быть 5 ± 0,8 Ом. Следует помнить, что величины сопротивлений указаны для холодных (непрогретых) катушек (температура, окружающей среды 20 ± 5˚С). Если сопротивление катушек отличается от приведенных выше значений, то в катушках имеются витковые замыкания и реле подлежит замене.
У якоря стартера необходимо осмотреть коллектор, проверить обмотку на витковое замыкание и на корпус. Особое внимание надо обратить на состояние двух овальных лунок, расположенных на шлицах вала. Лунки не должны иметь выработки в виде прямоугольных выступов. Такая выработка приводит к заеданию механизма привода при пуске, и якорь необходимо заменить.
Поверхность коллектора якоря протирается или зачищается, как показано в описании технического обслуживания.
В случае необходимости проточки коллектора его после шлифуют мелкой шкуркой. Размер коллектора после шлифовки должен быть не менее 56,05 мм.
Проверка якоря производится с помощью приборов ППЯ-5, ППЯ-533, на стендах «Эмет-54», «Электротестер» или других, имеющих призму и трансформаторное устройство для проверки якорей.
Статор стартера после протирки и очистки от пыли и скопившейся грязи проверяется на замыкание обмоток на корпус. Предварительно отвинчивают два болта внутри статора, крепящие шины к корпусу. Проверка выполняется контрольной лампой на 110 или 127 В, входящей в комплект приборов или стендов. Неисправные катушки нужно снять, изолировать поврежденное место и снова установить в корпус. После закрепления полюсных наконечников с катушками надо расчеканить корпус стартера, чтобы предотвратить винты крепления катушек от самоотвинчивания.
Необходимо также проверить опорные втулки вала якоря стартера, установленные в крышках 14 и 31 (см. рис. 1). Втулка в крышке 14 со стороны привода может быть изношена до размера не более 19,615 мм. Размер втулки в крышке 31 со стороны коллектора не должен быть более 18,105 мм. Если размеры втулок более указанных, втулки необходимо заменить. Внутренний диаметр втулок после их запрессовки и расточки должен быть:
- в крышке со стороны привода 19,5 +0,045мм;
- в крышке со стороны коллектора 18,0 +0,035мм.
После замены деталей и ремонта стартер собирается в порядке, обратном разборке. При этом болты 21 (см. рис. 1) крепления держателя промежуточного подшипника 22 нужно поставить на клей БФ-4. В отверстия для смазки, находящиеся под резьбовыми заглушками 10, 16 и 27, надо залить по 10 капель турбинного или моторного масла. Шлицы вала якоря перед сборкой смазываются смазкой ЦИЛТИМ-203. В собранном и смазанном стартере якорь должен легко, от руки проворачиваться при приложении усилия к шестерне 15.
Собранный стартер должен быть отрегулирован, для этого стартер необходимо зажать в тиски или приспособление, обеспечивающее его неподвижность. Собирается схема, показанная на рис. 2. Подсоединяется контрольная лампа на 24 В, и между шестерней и упорным кольцом устанавливается регулировочная прокладка толщиной 16 мм. Включается выключатель 3. После срабатывания тягового реле стартера лампа загореться не должна. При установке прокладки толщиной 11,7 мм лампа при срабатывании реле должна загореться. Если эти условия не соблюдаются, тяговое реле регулируют: при загорающейся лампе и прокладке 16 мм необходимо ввернуть винт в якорь 9 реле (см. рис. 1); незагорающаяся лампа при прокладке 11,7 мм требует выворачивания винта из якоря. Конструкция регулировочных прокладок показана на рис. 3.
Отрегулированный стартер проверяется на ток холостого хода от батарей на 24 В или от источника постоянного тока такого же напряжения. Рабочий ток стартера не должен превышать 110 А. Если ток значительно выше, значит якорь стартера туго вращается и необходимы доводочные работы.
Проверенный и отрегулированный стартер можно устанавливать на двигатель. При этом необходимо помнить, что крепление установленного на двигателе стартера после нескольких попыток запуска может ослабнуть. Поэтому рекомендуется после установки стартера на двигатель сделать 3 — 5 пробных коротких пуска и окончательно затянуть болты хомутов крепления стартера. Момент затяжки должен быть З кгсм.
Материалы: http://autoruk.ru/maz/elektrika/remont-startera-st-103a-01
3 ≫
-
В качестве стартеров применяют четырехполюсные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением. Сила тока, питающего стартер при его работе, зависит от напряжения на зажимах стартера и скорости вращения якоря.
Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из проводов большого сечения, и малой длины, поэтому стартеры обладают малым сопротивлением, в результате чего при полном торможении якоря в момент включения стартеры СТ2, СТ130-Б и СТ103 потребляют силу тока, достигающую 600-850А. При вращении якоря его обмотка пересекает силовые линии магнитного потока возбуждения, и в проводниках якоря индуктируется э. д. с., действующая навстречу току в цепи стартёра и уменьшающая силу этого тока. При холостом ходе якоря (без нагрузки) скорость вращения его возрастает до 5 тыс. об/мин, при этом сила тока снижается до 80-110А.
С увеличением силы тока, питающего стартер, возрастает магнитный поток возбуждения, который, взаимодействуя с магнитным потоком якоря, развивает большой крутящий момент, что облегчает пуск двигателя. Наибольший крутящий момент будет при неподвижном якоре, когда в цепи стартера сила тока максимальна.
Стартеры СТ2 и СТ130-Б.
Стартеры СТ2, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-131, и СТ130-Б — на автомобиле ГАЗ-66 — четырехполюсные, напряжением 12 В, мощностью 1,4—1,5 л. с., с принудительным электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением. Стартеры имеют аналогичные электрические схемы и устройство. Стартер СТ2 герметизированный.
Обмотка возбуждения разделена на две параллельные ветви. Вал якоря вращается в трех скользящих подшипниках. В стартере СТ2 герметизация корпуса и тягового реле обеспечивается резиновыми кольцами 10, 16 и 17 (рис. 47), а место крепления передней крышки с картером маховика — резиновым кольцом 26.
Рис. 47. Стартер СТ2:
1 — упорное кольцо; 2 — шестерня; 3 — муфта свободного хода; 4 — буферная пружина; 5 — поводковая муфта; 6 — пружина; 7 — корпус; 8 — стяжной болт; 9 — якорь; 10, 16, 17 и 25 — резиновые кольца; 11 — коллектор; 12 и 24 — крышки; 13 — защитный колпак; 14 — щетка; 15 — обмотка возбуждения; 18 — зажим реле; 19 — контактный диск; 20 — обмотки; 21 — якорек; 22 — возвратная пружина; 23 — регулировочный винт; 25 — рычаг
Тяговое реле служит для введения шестерни стартера в зацепление с шестерней маховика и включения рабочего тока в цепь стартера. Втягивающая 3 и удерживающая 4 обмотки (рис. 48) намотаны на латунной втулке 2 и защищены магнитопроводом 5. При прохождении тока магнитные потоки обеих обмоток обеспечивают втягивание якорька 7, который перемещает контактный диск 1 в сторону главных зажимов; одновременно при перемещении рычага привода происходит зацепление шестерни, стартера с шестерней маховика.
Реле включения служит для включения электрической цепи обмоток тягового реле при пуске двигателя и автоматического выключения стартера после пуска двигателя в том случае, когда водитель несвоевременно поворачивает ключ выключателя зажигания из второго в первое правое положение.
При установке ключа выключателя зажигания во второе правое положение ток в цепи обмотки реле включения проходит по следующему пути (см. рис. 48):
положительный зажим батареи — зажим тягового реле — выключатель зажигания ВЗ — обмотка реле включения — зажим Я реле-регулятора — зажим Я генератора — обмотка якоря генератора — масса — выключатель батареи — отрицательный зажим батареи.
Рис. 48. Схема стартера СТ2 (СТ130-Б):
1 — контактный диск; 2 — латунная втулка; 3 — втягивающая обмотка; 4 — удерживающая обмотка; 5 — магнитопровод; 6 — шип; 7 — якорек; 8 — возвратная пружина; 9 — контакты; 10 — ярмо; 11 — обмотка; 12 — пружина; 13 — якорек; 14 — латунная пластина; 15 — ограничитель подъема якорька; К, Б, С — зажимы реле; ВЗ — выключатель зажигания; ВБ — выключатель батареи; КЗ — зажим тягового реле
Ток обмотки реле включения намагничивает сердечник, якорек 13 притягивается к нему и замыкает контакты 9, после чего включается цепь обмоток тягового реле. От положительного зажима батареи ток протекает на зажим тягового реле — зажим Б реле включения — ярмо 10 — якорек 13 — контакты 9 — зажим С реле включения — зажим тягового реле, а затем разветвляется на две параллельные ветви:
а) удерживающая обмотка 4 — масса;
б) втягивающая обмотка 3 — обмотка возбуждения стартера — изолированные щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — массовые щетки стартера — масса. Затем ток возвращается через выключатель батареи на отрицательный зажим батареи.
При прохождении тока по обмоткам тягового реле якорек 7 втягивается внутрь магнитопровода и при помощи рычага 25 (см. рис. 47) вводит шестерню 2 стартера в зацепление с шестерней маховика. При этом контактный диск 1 (см. рис.48) замыкает цепь стартера и аккумуляторной батареи, включая рабочий ток; одновременно диск 1 закорачивает втягивающую обмотку 3 тягового реле и добавочное сопротивление катушки зажигания. При замыкании диском 1 основных зажимов тягового реле прекращается протекание тока во втягивающей обмотке 3, и якорек во втянутом положении будет удерживаться только одной обмоткой 4.
После того как двигатель пущен, водитель поворачивает ключ выключателя зажигания из второго в первое правое положение. Цепь тока, проходящего через обмотку реле включения, прерывается, контакты реле размыкаются и прерывают, цепь удерживающей обмотки 4 тягового реле. В этот момент втягивание якорька 7 прекращается, и под действием возвратной пружины 8 шестерня стартера выйдет из зацепления с шестерней маховика, а контактный диск 1 выключит рабочую цепь стартера. Если после пуска двигателя ключ выключателя зажигания не переводить в первое правое положение, то стартер отключится автоматически. Так как напряжение генератора направлено встречно напряжению батареи и уменьшает силу тока в цепи обмотки реле включения, то намагничивание сердечника уменьшается, и пружина якорька размыкает контакты реле. При этом выключается цепь обмоток тягового реле, пружина 8 возвращает якорек 7 и все детали привода стартера в первоначальное положение.
Червячная нарезка на валу якоря (см. рис. 47) при включении стартера обеспечивает не только поступательное перемещение, но и вращательное движение втулки привода и, следовательно, шестерни 2, что облегчает зацепление шестерни стартера с шестерней маховика.
Если при включении стартера торец зуба шестерни 2 упрется в торец зуба шестерни маховика, то якорек 21 тягового реле, продолжая втягиваться внутрь магнитопровода, через рычаг 25 сожмет буферную пружину 4. В то же время контактный диск 19 замкнет главные зажимы 18 тягового реле, включая рабочий ток в стартер.
Якорь стартера, а вместе с ним шестерня 2 повернутся, и сжатая пружина 4 быстро введет шестерню 2 стартера в зацепление с шестерней маховика.
В случае заклинивания шестерни стартера в шестерне маховика в момент выключения стартера пружина 6 позволяет отвести контактный диск 19 тягового реле от главных зажимов 18, что предотвратит бесцельный разряд батареи через стартер. В это время усилием возвратной пружины 22 якорек 21 отходит от зажимов 18; при этом рычаг 25, перемещая левую половину разрезной поводковой муфты 5, сжимает пружину 6.
Муфта 3 свободного хода предупреждает передачу вращения от маховика на якорь стартера после пуска двигателя, что предотвращает разнос якоря.
Устройство и действие муфты аналогично муфтам стартеров СТ130, СТ113 и др. Винтом 23 регулируют момент замыкания контактного диска 19 с зажимами 18 тягового реле при зазоре 2-4 мм между торцом шестерни привода и упорным кольцом 1.
Стартер СТ103.
Стартер СТ103 — четырехполюсный напряжением 24 В, мощностью 9-11 л. с. (в зависимости от емкости аккумуляторной батареи) с электромагнитным включением и дистанционным управлением устанавливают на двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Увеличение мощности стартера СТ103 по сравнению со стартерами СТ130-Б и СТ2 достигнуто повышением напряжения до 24 в и силы тока до 850 А. Для уменьшения сопротивления стартера обмотка якоря и обмотка возбуждения стартера выполнены из проводов большего сечения и в каждый щеткодержатель установлено по две щетки. Каждые две противоположные щетки соединены параллельно. Все четыре щетки изолированы от массы. Обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви. По одному концу обеих пар катушек обмотки возбуждения соединено на массу.
Якорь вращается в трех скользящих подшипниках. Выброс проводников из пазов якоря предотвращается установкой бандажей 28 (рис. 49), состоящих из стальной проволоки, намотанной на картонную прокладку. Витки проволоки скрепляются скобами и пайкой.
Рис. 49. Стартер СТ103:
а — общий вид стартера; б — детали механизма привода; в — траверса щеткодержателей;
1 — зажим; 2 — соединительная шина; 3 — щетки; 4 — зажим тягового реле; 5 — контактный диск; 6 — тяговое реле; 7 — якорек; 8 — регулировочный винт; 9 — серьга; 10 — рычаги; 11 — возвратная пружина; 12 — шестерня; 13 — масленка; 14 — сухарь; 15 — упорное кольцо; 16 — ленточная нарезка вала; 17 — пружина; 18 — ведущая гайка; 19 — шайба на ступице стакана; 20 — стакан; 21 — буферная пружина; 22 — палец рычага; 23 — ступица стакана; 24 — фланец среднего подшипника; 25 — обмотка якоря; 26 — обмотка возбуждения; 27 — якорь; 28 — бандажи; 29 — пружина щетки; 30 — коллектор; 31 — траверса щеткодержателей; 32 — щеткодержатели; 33 — соединительная шинка двух противоположных щеток; 34 — изоляционная прокладка; Б — углубление на нарезке вала; В — выступы ведущей гайки.
Привод стартера — комбинированный, т. е. включается шестерня принудительно от тягового реле, а выключается автоматически. В тяговом реле стартера удерживающая 5 и втягивающая 3 обмотки (рис. 50) намотаны на латунную втулку 6. Магнитные, потоки обмоток действуют в одном направлении. Стальной якорек 8 перемещается в латунной втулке; шип 7 входит в паз 9 якорька и не позволяет ему провертываться при регулировке привода. Медный контактный диск 1 изолирован от латунного штока 4. Обмотки реле включаются в цепь выключателем ВК-50. Действие обмоток реле аналогично действию обмоток тягового реле стартеров СТ2 и СТ130-Б.
При прохождении тока в обмотках тягового реле 6 (см. рис. 49) якорек 7, втягиваясь внутрь магнитопровода, через винт 8, соединительную серьгу 9 и рычаги 10 перемещает стакан 20 по валу якоря. Стакан торцом своей ступицы перемещает ведущую гайку 18 по червячной нарезке вала. Гайка 18 через пружину 17 перемещает шестерню 12 вдоль вала до упорного кольца 15 и вводит ее в зацепление с шестерней маховика. Усилие от гайки на шестерню передается выступами В гайки, входящими в прорези шестерни.
Рис. 50. Схема стартера СТ103:
PC103 — тяговое реле; ВК318 — выключатель аккумуляторной батареи; ВК50 — выключатель стартера; 1 — контактный диск; 2 — магнитопровод; 3 — втягивающая обмотка; 4 — шток; 5 — удерживающая обмотка; 6 — латунная втулка; 7 — шип; 8 — якорек; 9 — паз в якорьке; 10 — регулировочный винт; 11 — серьга; 12 и 14 — рычаги; 13 — возвратная пружина; 15 — крышка; 16 и 19 — пружины; 17 — контактный болт; 18 — контактный диск; 20 — шток; 21 — корпус; 22 — гайка крепления выключателя; 23 — кнопка; 24 — контакт, соединенный с массой; 25 — изолированный контакт; 26 — контактный диск; 27 — кнопка выключения; 28 — кнопка включения.
В случае упора торцов зубьев зацепляемых шестерен окружной зазор в резьбе вала и шестерни 12 (см. сечение по А—А) допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб, что облегчает введение шестерен в зацепление.
В конце хода шестерни контактный диск 5 тягового реле включает цепь рабочего тока стартера и якорь начинает вращаться.
При вращении якоря вследствие трения ступицы 23 стакана о вал якоря происходит перемещение стакана в первоначальное положение, при этом палец 22 рычага 10 скользит по винтовому пазу стакана. В это время ведущая гайка 18 прижимает шестерню 12 к упорному кольцу 15.
После пуска двигателя шестерня маховика значительно увеличит число оборотов шестерни 12 стартера, которая, перемещаясь по резьбе вала, выйдет из зацепления с шестерней маховика. Пружина 21 смягчает удар торца шестерни 12 о ступицу 23.
При отключении стартера возвратная пружина 11 устанавливает якорек 7 и рычаги 10 в исходные положения. Ведущая гайка 18 фиксируется в исходном положении углублениями Б вала якоря.
Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из
Материалы: http://own.in.ua/view/item/1016