Техническое обслуживание системы охлаждения тракторов

1 ≫

Показателями технического состояния системы охлаждения являются: герметичность узлов соединений; исправность шторок и жалюзи; натяжение ремня вентилятора; охлаждающая способность радиатора; исправность паровоздушного клапана, термостата; состояние уплотнительной прокладки и головки цилиндров; толщина накипи на поверхностях нагрева.

При ТО очищают радиатор от пыли, грязи и растительных остатков. Проверяют внешним осмотром герметичность узлов, соединений системы, исправность и работоспособность шторок или жалюзи и при необходимости устраняют подтекания и неисправности. Проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Доливают в систему охлаждения только чистую и мягкую воду через воронку с сеткой.

Жесткую воду перед заливкой следует умягчить кипячением или добавкой в нее 10…12 г кальцинированной соды (ЫагСОз) на 10 л воды. Во время работы нельзя допускать понижения уровня охлаждающей жидкости более чем на 100 мм от верхнего края заливной горловины. При длительных стоянках, когда температура окружающего воздуха ниже 0 °С, необходимо слить охлаждающую жидкость из системы в чистую посуду, для того чтобы ее можно было в дальнейшем опять залить в систему охлаждения. Воду следует менять как можно реже. Нельзя допускать попадания масла в систему охлаждения. Необходимо иметь в виду, что даже при небольшом количестве масла, попавшего в систему охлаждения, оно образует на стенках водяной рубашки двигателя пленку, ухудшающую передачу теплоты от стенок цилиндров в охлаждающую жидкость.

При ТО – 1 проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора (водяного насоса). Недостаточное натяжение ремня приводит к перегреву дизеля и повышенному износу ремня. Сильно натянутый ремень способствует быстрому изнашиванию подшипников водяного насоса, генератора и ремня вентилятора. В случае расслоения, значительного удлинения или обрыва ремня его заменяют. Смазывают также подшипники водяного насоса. Проверяют исправность паровоздушного клапана.

При ТО – 3 проверяют охлаждающую способность радиатора по разности температур жидкости на входе и выходе радиатора.

Проверяют исправность и работоспособность термостата и дистанционного термометра, при необходимости их заменяют.

Промывают систему охлаждения дизеля от накипи и шлама.

При сезонном техническом обслуживании (СТО) при переходе к эксплуатации в осенне-зимних условиях заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре, проверяют герметичность узлов системы, включают индивидуальный подогреватель и устанавливают утеплительные чехлы.

При переходе к эксплуатации в весенне-летних условиях снимают с дизеля утеплительные чехлы, отключают от системы охлаждения индивидуальный подогреватель, удаляют при необходимости накипь из системы охлаждения и проверяют охлаждающую способность радиатора системы охлаждения.

Во время работы трактора с температурой окружающей среды ниже —30 °С систему охлаждения дизеля заправляют жидкостью, не замерзающей при низких температурах.

При работе трактора на болотистых почвах ежесменно проверяют и при необходимости очищают от грязи радиатор и наружную поверхность системы охлаждения.

Техническое обслуживание воздушной системы охлаждения. При ТО проверяют чистоту защитной сетки вентилятора и при необходимости очищают ее. Проверяют, не деформированы ли кожух вентилятора и дефлекторы.

При ТО – 1 проверяют и регулируют натяжение ремня привода вентилятора; очищают межреберное пространство цилиндров и головок цилиндра.

Во время работы трактора необходимо поддерживать нужную температуру нагрева (по показанию масляного термометра) дизеля установкой диска под защитную сетку вентилятора, а также включением или выключением масляного радиатора.

При температуре окружающего воздуха выше 5 °С радиатор должен быть включен в работу, диск с вентилятора снят.

При температуре воздуха ниже 5 °С отключают масляный радиатор от системы, под сетку вентилятора устанавливают защитный диск. При особо низких температурах на капот трактора укрепляют специальный утепляющий чехол.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Техническое обслуживание системы охлаждения тракторов"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-sistemy-okhlazhdeniya-traktorov

2 ≫

Назначение и устройство. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. На дизеле ЯМЗ-240Б применена жидкостная циркуляционная система охлаждения закрытого типа. Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор; вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.

Водяной насос (рис. 37) центробежного типа с шестеренным приводом от коленчатого вала через промежуточную шестерню. Валик 10 насоса установлен на двух шарикоподшипниках, полость которых уплотнена манжетой 18, По концам валика размещены крыльчатка 7 и шестерня 24 привода. На уступ валика напрессована втулка 17. Между крыльчаткой и кольцом 16 корпуса расположены упорное кольцо 15, манжета 11 и пружина 14. Полированные поверхности втулки 17 и кольца 16 образуют подвижное уплотнение, препятствующее попаданию воды в полость подшипников. Резиновая манжета 11 снабжена двумя латунными обоймами, предохраняющими ее от деформации при вращении. Вода, просачивающаяся через зазор между втулкой и валиком насоса, сливается через дренажное отверстие в корпусе. Подшипники насоса смазываются разбрызгиванием из смазочной системы дизеля.

Расширительный бак предназначен для обеспечения расширения охлаждающей жидкости при нагревании и сбора выделившихся из нее воздуха и пара. В него вмонтированы коллектор 16 (см. рис. 36), пробка 15 заливной горловины и паровоздушный клапан 14. Расширительный бак установлен на двух кронштейнах радиатора с амортизаторами. Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух резиновых колец и четырех стальных шайб.

Паровоздушный клапан состоит из корпуса 6 (рис. 38) парового и воздушного клапанов и упорного кольца 10. При работе дизеля температура охлаждающей жидкости и давление в системе повышаются вследствие расширения и испарения жидкости. При избыточном давлении в расширительном баке более 0,1 МПа дары жидкости поднимают грибок 7 парового клапана и поступают в окружающую среду через зазор между грибком и упорным кольцом 10. В результате этого предотвращается разрушение системы. При остановке дизеля и остывании охлаждающей жидкости в системе создается разрежение вследствие конденсации паров и уменьшения объема жидкости. При снижении давления в расширительном баке на 0,004. 0,008 МПа наружный воздух проходит через отверстия в грибке, отжимает тарелку 9 с уплот-нительным кольцом 8 воздушного клапана и через зазор между упорным кольцом 10 и штоком 1 поступает в бак. Благодаря этому радиатор не разрушается под давлением окружающей среды. Радиатор — трубчато-пластинчатый, двухрядный. Его основные части: верхний 11 (см. рис. 36) и нижний 8 баки; сердцевина 10 и две боковины (правая и левая). Сердцевина радиатора представляет собой две секции, соединенные двумя трубчатыми досками. Каждая секция состоит из плоскоовальных цельнотянутых латунных трубок, расположенных вертикально в два ряда в шахматном порядке. На трубки надеты и припаяны к ним тонкие медные пластины. Каждая боковина радиатора имеет два кронштейна: нижний для крепления радиатора к раме трактора и верхний для крепления его к дизелю. К боковинам прикреплены болтами кожух 7 вентилятора и два кронштейна, на которых установлен расширительный бак 13.

Гидросистема автоматического управления вентилятором предназначена для поддержания оптимального теплового состояния дизеля. Она состоит из гидромуфты, закрепленной на переднем торце блок-картера, включателя гидромуфты, установленного в правом водосборном коллекторе дизеля, вентилятора и трубопроводов. Схема системы и гидромуфты показана на рисунке 39.

Гидромуфта предназначена для управления вентилятором и гашения инерционных нагрузок в приводе, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Она состоит из неподвижных (корпус-кронштейн 19, фланец 26, уплотнительная втулка 27, пружина 25, корпус 17 с наружными обоймами шарикоподшипников 13 и 15 и манжетой 3), ведущих (шкив 12, ступица 4, вал 14, насосное колесо 16 с кожухом 20) и ведомых (турбинное колесо 21, ступица 22, вал 8, уплотнительная втулка / с тремя уплотнительными кольцами и ступица 11) частей.

Ведущие части муфты приводятся во вращение ременным приводом от шкива коленчатого вала. Рабочие колеса имеют различное число лопаток (насосное — 36, турбинное — 34) для предотвращения резонансных вибраций. В ведомом валу 8 выполнены центральное и радиальные сверления для прохода масла, которое к валу поступает через торцовую уплотнительную втулку 27, установленную во фланце 26 и прижатую пружиной 25 к валу 5. Масло из рабочих полостей колес сливается через одно радиальное отверстие в кожухе 20 в полость, образованную корпусом-кронштейном 19 и корпусом 17, и далее по трубопроводу в поддон 31 дизеля. К ступице 11 прикреплена крыльчатка вентилятора.

Шкив гидромуфты соединен четырьмя клиновыми ремнями с ведущим шкивом, установленным на носке коленчатого вала. Пятый ручей шкива гидромуфты используют для привода генератора и пневмокомпрессора. Натяжное устройство ремней привода вентилятора установлено на корпусе-кронштейне гидромуфты и представляет собой перемещающийся по направляющим с помощью винта и гайки четырехручьевой шкив.

Включатель гидромуфты золотникового типа состоит из корпуса 40 (см. рис. 39), крышки 38, золотника 41, возвратной пружины 37, регулировочных шайб 35, гайки 34 и термосилового датчика 33. К корпусу 40 штуцерами присоединены подводящая и отводящая масляные трубки.

Принцип действия системы охлаждения. При работе дизеля крыльчатка насоса 26 (см. рис. 36) засасывает охлаждающую жидкость из нижнего бака 8 радиатора и нагнетает ее в рубашки и полости охлаждения цилиндров и их головок. Нагнетаемая жидкость собирается в выходных коллекторах (трубах) и направляется через коллектор 16 расширительного бака в верхний бак 11 радиатора. Далее охлаждающая жидкость по трубкам сердцевины 10 радиатора возвращается в нижний бак 5, охлаждаясь потоком воздуха, создаваемым крыльчаткой 12 вентилятора.

В работе системы охлаждения можно выделить следующие три режима.

Прогрев дизеля до 348. 353К (75. 80°С). В выключателе гидромуфты золотник 41 (см. рис. 39) и шток термосилового датчика 33 под действием возвратной пружины 37 занимает нижнее положение. Правое сверление в корпусе 40, соединенное с подводящим маслопроводом, перекрыто золотником, и масло не поступает в гидромуфту. Вследствие этого крыльчатка вентилятора не вращается, жидкость в радиаторе не охлаждается, а температура ее в системе по мере работы дизеля повышается. Паровоздушный клапан закрыт, и система изолирована от окружающей среды, что способствует уменьшению потерь охлаждающей жидкости от испарения и выкипания и позволяет увеличить скорость циркуляции без опасности кавитации жидкости. На этом режиме уровень жидкости в расширительном баке постоянен.

Поддерживание оптимального теплового состояния дизеля (353. 373К, или 80. 100°С). На этом режиме охлаждающая жидкость, увеличиваясь в объеме вследствие интенсивного нагревания, перетекает в расширительный бак, где накапливаются воздух и пар. Периодически открывается паровоздушный клапан, и пар поступает в окружающую среду. Во включателе гидромуфты шток термосилового датчика 33 (см. рис. 39) выдвигается и перемещает золотник 41 в положение, при котором сообщаются подводящая и отводящая полости в корпусе 40.

Масло подается нагнетающей секцией масляного насоса 32 к корпусу включателя и через каналы в золотнике поступает к фланцу 26 гидромуфты, а затем по каналам ведомого 8 и ведущего 14 валов — на лопатки ведущего колеса 16. Под действием центробежных сил масло отбрасывается на ведомое колесо, вращая его в том же направлении, что и ведущее. Пройдя между лопатками ведомого колеса, масло снова попадает на лопатки ведущего. Таким образом, крутящий момент от одного колеса к другому передается через масляную среду.

Крутящий момент от ведомого колеса 21 передается через вал 8 и ступицу 11 крыльчатке вентилятора, создающей при вращении воздушный поток через радиатор. Благодаря этому температура охлаждающей жидкости поддерживается в оптимальном интервале. Проскальзывание ведомого колеса относительно ведущего вследствие разности их частот вращения увеличивается при уменьшении частоты вращения ведущего колеса и уменьшается до 2 % при ее увеличении до максимального значения холостого хода. Вследствие проскальзывания колес обеспечивается плавность разгона, а также постепенность возрастания нагрузки на вентилятор и гашения резких колебаний. Выделяемая при проскальзывании теплота отводится протекающим через муфту маслом.

3. Остановка и охлаждение дизеля. На этом режиме гидромуфта не работает. Вентилятор при отключении некоторое время продолжает вращаться (ведет) за счет инерционного момента ведущих деталей и затем полностью останавливается, С этого момента времени через радиатор перестает протягиваться воздух, и уменьшается интенсивность охлаждения дизеля.

При остановленном двигателе температура охлаждающей жидкости постепенно понижается до температуры окружающего воздуха. Объем охлаждающей жидкости уменьшается, а пары ее конденсируются. В системе создается разрежение, вследствие которого охлаждающая жидкость из расширительного бака засасывается в радиатор. При снижении давления в баке наружный воздух открывает паровоздушный клапан и проникает в бак, что предотвращает разрушение сборочных единиц системы.

Отличительные особенности системы охлаждения трактора К-700. Системе охлаждения трактора К-700 характерны следующие особенности: тепловое состояние дизеля регулируется автоматически с помощью термостатов и вручную с помощью матерчатой шторки; при работе дизеля вентилятор системы постоянно включен; в период разогрева дизеля в радиаторе нет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости; водяной насос имеет ременный привод и ниппель для соединения с перепускной трубкой термостатов; расширительный бак —о днополостной, не имеет конденсационного контура и включен в систему последовательно; вентилятор имеет шестеренный привод и упругую муфту.

Водяной насос (рис. 40) конструктивно аналогичен насосу на тракторе К-701, отличаясь от него наличием дополнительного отверстия под ниппель 14 для перепускной трубки термостатов и ременного привода, выполненного в виде разъемного шкива. Последний состоит из ступицы 23, установленной на шпонке, боковины 24 и регулировочных прокладок 25. Прокладки и боковину крепят к ступице тремя шпильками.

Радиатор аналогичен радиатору, устанавливаемому на тракторе К-701, отличаясь от него размерами и формой баков (верхнего и нижнего), расположением выходного патрубка нижнего бака, формой кронштейнов под расширительный бак и уменьшенным диаметром кожуха вентилятора.

Вентилятор. Крутящий момент от шестерни 16 (рис..41) привода вентилятора передается на крыльчатку через вал 13 и упругую муфту 3. Шестерня 16 приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала.

На носке вала 13 на шпонке 9 установлен шкив 8 и на шлицах— ст упица упругой муфты. В конструкции шкива предусмотрены два ручья под ремни привода компрессора и генератора. Упругая муфта состоит из ступицы, гладкого диска и привулкани-зированного к ним резинового элемента. Муфта предохраняет детали привода от поломок при резком изменении частоты вращения. К упорным втулкам, приваренным к диску упругой муфты, прикреплена болтами шестилопастная крыльчатка 1 вентилятора.

Система регулирования теплового состояния дизеля. На выходе охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения в коллекторах установлены термостаты, предназначенные для автоматического регулирования теплового состояния дизеля. При температуре охлаждающей жидкости в системе ниже 343К (70° С) термостаты направляют весь поток жидкости по перепускной трубе к насосу, минуя радиатор. При температуре выше 358К (85° С) вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор. В интервале температур 343. 358К (70. 85° С) поток охлаждающей жидкости делится на два потока, один из которых проходит через водяной радиатор, а другой — через перепускную трубу. В системах охлаждения тракторов К-700А и К-700 имеется матерчатая шторка, используемая при пуске и прогреве холодного дизеля, а также при работе в условиях низких температур • или с малой нагрузкой для поддержания нормального теплового состояния дизеля.

Техническое обслуживание. От работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели дизеля. Для обеспечения нормальной ее работы проводят планово-предупредительное техническое обслуживание в следующем объеме.

При ЕТО проверяют уровень жидкости в системе, контролируют исправность сальниковых уплотнений крыльчатки водяного насоса и гидромуфты, проверяют на слух работу гидромуфты.

При ТО-1 проверяют натяжение ремней привода водяного насоса на ЯМЗ-238НБ и гидромуфты привода вентилятора на ЯМЗ-240Б, а также показания указателя температуры охлаждающей жидкости на прогретом дизеле.

При ТО-2 смазывают подшипники водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ. При втором ТО-2 (через 480 мото-ч) смазывают подшипники натяжного устройства привода вентилятора.

При СТО проверяют исправность термостатов и при необходимости очищают систему от накипи и других осадков.

Уровень охлаждающей жидкости проверяют и доводят до уровня 60 мм от верхней плоскости заливной горловины расширительного бака. При работе не допускают понижения уровня ниже 100 мм . Если уровень жидкости понизился вследствие подтеканий ее, то после устранения неисправности систему дозаправляют антифризом Тосол А-40. При отсутствии подтекания уровень жидкости повышают добавлением дистиллированной воды.

При СТО проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,078. 1,085 г/см3 при 20 °С. При необходимости повышения плотности добавляют антифриз Тосол А. Охлаждающую жидкость заменяют один раз в два года. Если в качестве охлаждающей жидкости используют воду, то во избежание загрязнения системы накипью и другими осадками ее следует заполнять мягкой водой, регулярно промывать чистой водой с помощью промывочного пистолета и возможно реже заменять воду. При первой возможности воду в системе необходимо заменить на Тосол А-40.

Состояние сальниковых уплотнений проверяют с целью повышения срока службы ремней привода. При неисправности сальника водяного насоса охлаждающая жидкость подтекает через дренажное отверстие на корпусе насоса. При износе резиновых манжет гидромуфты вытекающее масло попадает на ручьи шкива, что ведет к преждевременному выходу из строя ремней привода.

Состояние гидромуфты привода вентилятора проверяют на слух. При нормальной работе гидромуфты не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки. На остановленном дизеле вентилятор должен свободно и бесшумно вращаться. При этом не должно быть больших радиальных и осевых свободных перемещений вала вентилятора.

Натяжение ремней. Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 мото-ч, то их натяжение в этот период следует проверять часто. Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 30 Н на дизеле ЯМЗ-238НБ и 40 Н — на дизеле ЯМЗ-240Б, замеряя при этом наибольший прогиб ремня. При проверке натяжения ремня привода компрессора (на дизеле ЯМЗ-238НБ) усилие прикладывают к короткой ветви. Ниже приведены значения прогиба ремней различных приводов.

Натяжение ремня привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238ПБ регулируют прокладками. Для этого отвертывают гайки крепления боковины шкива, снимают одну-две прокладки и устанавливают их на наружную сторону боковины. Затем завертывают гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. При замене ремня новым прокладки размещают между ступицей и съемной боковиной шкива, после чего проверяют натяжение ремня.

Натяжение ремней привода компрессора на ЯМЗ-238НБ и привода вентилятора на ЯМЗ-240Б регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня. После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120. 150 Н-м, а гайку болта-натяжителя моментом 10. 20 Н-м. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.

Натяжение ремней привода генератора на ЯМЗ-238НБ, а также генератора и компрессора на ЯМЗ-240Б регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,

Подшипники натяжных устрой ств пр иводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия, а на дизеле ЯМЗ-238НБ его нагнетают через масленку до появления из зазоров.

Подшипники водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ смазывают смазкой Литол-24, нагнетая ее через масленку до появления из дренажного отверстия насоса.

Работу термостатов и дистанционных термометров проверяют в такой последовательности.

Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

Выворачивают датчики температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампы Охлаждающая жидкость дизеля + 100° С из правого водяного коллектора дизеля. Закрывают отверстия заглушками.

Выворачивают болты термостатных коробок, ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.

4. Вынимают термостаты.

5. Опускают датчики, термостаты и эталонный термометр в ванну с регулируемым подогревом. Соединяют корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100°С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость дизеля +100° С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.

Охлаждая воду, наблюдают за показаниями рабочих и эталонного термометров и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться при температуре 341. 345К (68. 72°С) и полностью открыться при 351. 355 К (78. 82°С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.

Нажимают на кнопку масса, отсоединяют от электрооборудования датчики термометров и устанавливают их на свои места.

Размещают термостаты в коробках и присоединяют к ним патрубки.

Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.

Термостаты можно проверить, не снимая их с дизеля. Для этого пускают дизель, выворачивают пробку расширительного бака и наблюдают за циркуляцией охлаждающей жидкости. При прогреве системы до температуры 341. 345К охлаждающая жидкость не должна циркулировать через радиатор.

Накипь из системы охлаждения удаляют с помощью одного из следующих способов.

1. Раствор, для приготовления которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б, заливают в систему охлаждения и после 6. 7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4. 5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.

Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина. Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10. 12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 303. 313К (30. 40°С). После прекращения выделения из системы углекислоты раствор сливают, систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

Систему охлаждения заправляют 5. 10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.

Текущий ремонт. В процессе эксплуатации возможно возникновение неисправностей в системе охлаждения, способы устранения которых приведены в таблице 15.

Ремень привода водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ заменяют следующим образом.

Отворачивают гайки крепления боковины к ступице шкива водяного насоса, снимают прокладки и боковину.

Снимают ремень со шкивов водяного насоса и коленчатого вала дизеля.

Заводят новый ремень в канавку шкива коленчатого вала двигателя и на ступицу шкива водяного насоса.

Устанавливают на шпильки ступицы шкива все регулировочные прокладки, затем боковину и затягивают гайки. Шкив проворачивают после подтяжки каждой гайки.

Регулируют натяжение ремня.

Ремень привода компрессора заменяют в такой последовательности.

Отворачивают контргайку и гайку крепления оси шкива натяжного устройства на один оборот, а гайку болта-натяжителя на два оборота.

Вращением болта-натяжителя против хода часовой стрелки ослабляют натяжение ремня и снимают его со шкивов.

Заводят новый ремень в канавки шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение ремня.

После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120. 150 Н • м, а гайку болта-натяжителя моментом 10. 20 Н • м.

Если значения моментов затяжки превышают указанные, то возможно перемещение оси шкива и нарушение результатов проведенного регулирования.

Ремень привода генератора заменяют в такой последовательности.

1. Ослабляют затяжку болтов крепления генератора.

2. Заменяют ремень, регулируют его натяжение и затягивают болты.

Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности.

Отворачивают на один-два оборота контргайку и гайку крепления оси шкива и гайку болта-натяжителя.

Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без демонтажа крыльчатки вентилятора.

Устанавливают новые ремни и регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного устройства.

Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом.

Открывают кран на котле предпускового обогрева и сливают 7. 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.

Вывертывают штуцера из корпуса включателя и снимают уплотнительные шайбы.

Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.

Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.

Включатель с новым термосиловым датчиком собирают в последовательности, обратной разборке. После установки включателя в водяную трубу в систему охлаждения заливают слитые ранее 7. 10 л жидкости, пускают дизель и прогревают его до нормального теплового состояния. При необходимости более раннего включения гидромуфты переставляют регулировочные шайбы из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика.

Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке.

1. Открывают краник на правом водосборном коллекторе двигателя и кран на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

2. Вывертывают болты из коробок водосборного коллектора.

Ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.

Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.

Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.

Радиатор системы охлаждения заменяют в такой последовательности.

Вывертывают болты из щек облицовки, отстегивают застежки и снимают крышку капота.

Вывертывают болты, снимают обечайку и облицовку радиатора.

Открывают краны на водосборном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.

Вывертывают пробки из масляного радиатора дизеля и коробки передач, открывают маслозаливную горловину и сливают масло из радиатора.

Отворачивают три пробки на верхней части гидробака и накидные гайки масляных труб, соединенных с масляным радиатором гидросистемы управления поворотом трактора, и сливают масло из радиатора и трубопроводов.

Снимают жгут проводов, проложенный по кожуху вентилятора.

Отсоединяют трос шторки радиатора от цепочки (на тракторах К-700 и К-700А).

Ослабляют хомуты, сдвигают шланг, вывертывают болты и снимают заливную горловину с левого кронштейна радиатора.

Ослабляют ленты хомутов, сдвигают с патрубков резиновые трубки и шланги, отсоединяют радиаторы и расширительный бак от трубопроводов систем моторной установки.

10. Вывертывают болты и отсоединяют стяжки от двигателя.

11. Зачаливают блок радиаторов, вывертывают болты и снимают блок радиаторов, шайбы, резиновые кольца и втулки и металлические планки.

12. Вывертывают болты и снимают расширительный бак.

Отсоединяют радиатор гидросистемы управления поворотом трактора от масляного радиатора дизеля и коробки передач.

Отсоединяют масляный радиатор дизеля и коробки передач от радиатора системы охлаждения.

Отворачивают гайки со стяжек и снимают стяжки, шайбы, резиновые кольца и втулки.

Отворачивают штуцера и отсоединяют от радиатора системы охлаждения пароотводные трубки.

17. Вывертывают болты и снимают кронштейны расширительного бака с радиатора системы охлаждения. Радиаторы устанавливают в последовательности, обратной снятию. При сборке регулируют радиальный зазор (он должен быть не менее 5 мм ) между крыльчаткой вентилятора и кожухом, изменяя активную длину стяжек и число шайб под кронштейнами радиатора.

Водяной насос на дизеле ЯМЗ-238НБ заменяют в такой последовательности.

Снимают патрубок, соединяющий насос с радиатором системы охлаждения.

Отсоединяют перепускную трубку водяных термостатов от водяного насоса, для чего ослабляют хомуты и сдвигают шланг с ниппеля насоса.

Отворачивают гайки, снимают боковину шкива и ремень со шкивов насоса и коленчатого вала.

Снимают с крышки шестерен распределения водяной насос и прокладку.

Устанавливают насос в последовательности, обратной снятию. Перед установкой прокладки смазывают лаком Герметика.

Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют следующим образом.

Вывертывают болты и отсоединяют уплотняющий патрубок от насоса.

Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.

3. Вывертывают болты и снимают насос.

4. Сборку проводят в последовательности, обратной разборке. Вентилятор на дизеле ЯМЗ-238НБ заменяют, выполняя

операции в следующем порядке:

1. Снимают блок радиаторов.

Ослабляют натяжение и снимают ремень привода водяного насоса.

Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.

Отворачивают четыре гайки и снимают корпус привода вентилятора и прокладку. Устанавливают вентилятор в обратной последовательности.

Гидромуфту привода вентилятора дизеля ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности.

1. Снимают блок радиаторов.

2. Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.

3. Ослабляют натяжение и снимают ремни со шкивов.

Отсоединяют электропровода от генератора и снимают его с корпуса гидромуфты.

Отсоединяют трубки подвода и отвода воды, масла и воздуха от компрессора и снимают компрессор с корпуса гидромуфты.

6. Вывертывают болты и снимают проставку компрессора.

7. Отсоединяют от гидромуфты трубки подвода и слива масла.

8. Вывертывают четыре болта и снимают с передней крышки дизеля гидромуфту привода вентилятора в сборе. Новую гидромуфту устанавливают в последовательности, обратной снятию.

Система предпускового обогрева

Назначение и устройство. Система предпускового обогрева предназначена для подготовки дизеля к пуску при низкой температуре окружающего воздуха, поддержания системы охлаждения в состоянии готовности и для питания системы обогрева кабины при неработающем дизеле. На тракторах Кировец применяют жидкостную систему обогрева закрытого типа с принудительной циркуляцией. Ее подключают параллельно системе охлаждения. Основные части системы обогрева: котел 4 (см. рис. 36); горелка 3; нагнетатель 5; заливная горловина; рама; трубопроводы охлаждающей жидкости и топливопровод с краном.

Котел обогрева — разборный, состоит из кожуха и трубного пакета. Кожух представляет собой сочетание двух штампованных частей и фланца. К кожуху приварены стяжки для крепления к раме котла, два патрубка для выхода нагретой жидкости, патрубок для входа охлаждающей жидкости и патрубок для установки крана 2 слива жидкости.

Трубный пакет состоит из двух штампованных частей, фланца и топочной коробки. Через него проходит 67 стальных труб. Трубный пакет, установленный внутрь кожуха, фиксируют с одной стороны фланцем, а с другой — лапкой. Пространство между кожухом и трубным пакетом представляет собой рубашку для подогреваемой жидкости. В топочной коробке имеются три стабилизатора для более полного сгорания топлива и повышения скорости нарастания температуры топочных газов. Фланцы "кожуха и трубного пакета стягивают болтами. К фланцу трубного пакета крепят горелку 3 и выпускной патрубок 1.

Горелка (рис. 42) предназначена для приготовления и эффективного сжигания рабочей смеси. Основные части горелки: корпус; крышка; камера сгорания; свеча накаливания; игла и ее корпус. Корпус представляет собой цилиндрический стакан с двумя фланцами 17 и 29, патрубком 8 для входа воздуха и бонкой 37 для пробки смотрового отверстия. К фланцам корпуса спереди крепят крышку 6, а сзади — камеру сгорания с диффузбром 24 и нагревательным элементом (спиралью) 26, В крышку ввернуты сверху — поворотный угольник для топливопровода, в середине — корпус 10 с иглой 12, снизу — корпус 31 со стержнем 25 свечи накаливания. На наружной поверхности корпуса иглы размещена спираль 26 подогрева топлива и три лопасти 11. В игле предусмотрены гладкий участок для центровки и резьбовой—для перемещения относительно корпуса иглы с помощью маховичка 1.

Стержень свечи установлен в двух изоляционных втулках и закреплен в корпусе свечи гайкой. Нагревательный элемент выполнен в виде проволочной спирали высокого сопротивления. Концы спирали соединены с корпусом (массой) и стержнем свечи (источником тока).

Нагнетатель (рис. 43) предназначен для подачи воздуха в горелку и прокачивания нагреваемой жидкости в системе. Основные части нагнетателя: электродвигатель 10; корпус 3; улитка 2; крыльчатки 9 вентилятора и 4 насоса; патрубок 6. Электродвигатель центрируют и крепят к улитке нагнетателя. На валу электродвигателя на сегментных шпонках установлены и закреплены гайками крыльчатки вентилятора и водяного насоса. В корпусе нагнетателя предусмотрены воздушная полость, закрываемая крышкой 8, и жидкостная с осевым (впускным) патрубком 6 для подвода охлаждающей жидкости и радиальным (напорным) патрубком для отвода ее в рубашку котла. От водяных патрубков котла обогрева охлаждающая жидкость по трубопроводам поступает к четырем точкам рубашки охлаждения двигателя.

Рама котла обогрева — сварная, состоит из двух направляющих и двух поперечин. В направляющих рамы выполнено по два овальных отверстия (посредине) для крепления котла обогрева в сборе с горелкой и выпускным патрубком и по два круглых отверстия (на концах) для крепления котла обогрева в сборе к бонкам рамы трактора. На фигурном кронштейне, приваренном

к одной из поперечин рамы, установлен нагнетатель котла обогрева, прижатый к кронштейну стяжной лентой.

Отличительная особенность систем обогрева тракторов К-700 и К-700А от системы обогрева трактора К-701—нагретая в котле жидкость подводится к двум, а не к четырем окнам рубашки охлаждения дизеля. Системы обогрева унифицированы по основным сборочным единицам, различаясь лишь по комплектам трубопроводов.

Принцип действия. При подаче питания на электродвигатель и открытой крышке нагнетателя воздух засасывается крыльчаткой вентилятора и нагнетается через зазор между корпусом 10 иглы (см. рис. 42) и диффузором 24 в камеру сгорания. При этом лопасти 11 сообщают потоку воздуха вращательное движение. Одновременно при открытом топливном кране и отвернутом маховичке 1 топливо самотеком поступает через зазор между иглой и ее корпусом, подогревается спиралью 26 и далее поступает в камеру сгорания, где распыливается воздушным потоком и сгорает. Образующиеся газы обтекают трубный пакет, отдавая часть теплоты охлаждающей жидкости, и далее поступают наружу в направлении поддона дизеля, обогревая находящееся в нем масло.

Подготовку дизеля к пуску при температуре наружного воздуха ниже 268К (— 5° С) проводят в такой последовательности.

Проверяют по положению маховичка перекрытие подачи топлива в горелку. Маховичок должен быть затянут.

Отвертывают пробку сливного отверстия на фланце трубного пакета котла, сливают топливо и завертывают пробку. Во избежание взрыва котла запрещается пускать систему без слива накопившегося топлива.

Открывают крышки на нагнетателе и выпускном патрубке котла. Вывертывают пробку смотрового отверстия горелки.

Проворачивают вручную вал крыльчатки нагнетателя и убеждаются в свободном вращении вала.

Проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке.

6. Открывают топливный кран на раме котла обогрева.

Включают массу. Открывают крышку на щитке пуска дизеля в зимних условиях и включают на 1. 3 мин свечу накаливания.

Отворачивают маховичок горелки на 1/3. 1/2 оборота и после воспламенения топлива в камере сгорания горелки заворачивают его, прекращая подачу топлива. Как только пламя в горелке станет устойчивым, снова отворачивают маховичок на пол-оборота, открывая доступ топливу в камеру сгорания горелки.

Переводят ручку переключателя Свеча накаливания в положение, соответствующее питанию электродвигателя, и одновременно устанавливают ручку другого переключателя в положение Пуск электродвигателя, через 2. 4 с переводят ее в положение Работа электродвигателя.

Регулируют маховичком подачу топлива на режим бездымного горения.

При температуре охлаждающей жидкости 348. 353К (75. 80° С) закрывают подачу топлива маховичком, перекрывают топливный кран, выключают электродвигатель нагнетателя и через 1. 2 мин пускают дизель. Если после второй попытки дизель не пускается, включают нагнетатель, продувают топочное пространство котла и повторяют прогрев, а затем пуск дизеля.

После пуска дизеля закрывают крышки на нагнетателе и выпускном патрубке, завертывают пробку на горелке. Чтобы спираль Подогрев топлива не перегорела, время ее включения не должно превышать 3 мин.

Заправку системы охлаждения водой при низких температурах проводят в следующем порядке.

1. Устанавливают рядом с трактором тару с водой.

Отвертывают контрольную пробку на кожухе котла обогрева.

Включают котел и в течение 2 мин заливают в систему по 7. 10 л воды до появления ее в отверстии под контрольную пробку.

Завертывают контрольную пробку, заполняют систему водой до требуемого уровня и завертывают пробку заливной горловины.

4. Прогревают систему до температуры 348. 353К и пускают дизель.

Техническое обслуживание. При подготовке к осенне-зимнему периоду эксплуатации выполняют следующие работы по обслуживанию системы предпускового обогрева.

Снимают котел обогрева с трактора и промывают его чистой водой с помощью заправочного пистолета от моечной машины или водопровода.

Снимают выпускной патрубок с крышкой. Чтобы убедиться, не подтекает ли вода через стенки трубного пакета или кожуха, котел устанавливают на ребро выпускным отверстием вниз.

При невозможности устранить подтекание трубный пакет заменяют.

3. Снимают горелку и очищают ее от нагара и ржавчины.

Вывертывают контрольную пробку на кожухе котла и пробку сливного отверстия на фланце трубного пакета и осматривают полости котла. При обнаружении грязи их дополнительно промывают.

Переставляют заглушки на блок-картере так, чтобы открыть доступ охлаждающей жидкости из котла обогрева в рубашки охлаждения дизеля.

Снимают с капота облицовки трактора топливный бачок и промывают его дизельным топливом.

Проверяют исправность электродвигателя нагнетателя, включая его в электрическую цепь напряжением 12 В. При этом плюсовой провод соединяют с зажимом электродвигателя, а минусовой — с его корпусом.

8. Собирают и устанавливают систему обогрева на трактор.

9. Отсоединяют топливопровод от горелки, открывают топливный кран на раме котла и прокачивают систему с помощью насоса РНМ-1К до появления чистого топлива на входе в крышку горелки.

10. Соединяют топливопровод с горелкой и закрывают топливный кран на котле обогрева.

Текущий ремонт. В процессе эксплуатации трактора возможно возникновение неисправностей в системе предпускового обогрева, основные из которых приведены в таблице 16.

Крыльчатку вентилятора нагнетателя котла обогрева заменяют при снятом с трактора котле обогрева в такой последовательности.

Ослабляют затяжку лент и сдвигают оба шланга с патрубка и корпуса нагнетателя. Вывертывают болты и снимают торцовый патрубок.

Отвертывают гайку с конца вала электродвигателя и спрессовывают крыльчатку водяного насоса. Снимают шпонку.

Вывертывают восемь болтов из отверстий улитки и снимают корпус нагнетателя с прокладками.

4. Отвертывают еще одну гайку с вала электродвигателя, снимают замковую шайбу и спрессовывают с вала крыльчатку вентилятора. Снимают шпонку.

Промывают детали в дизельном топливе, продувают сжатым воздухом и собирают нагнетатель с новой крыльчаткой вентилятора в последовательности, обратной разборке.

Устанавливают котел обогрева на трактор, заполняют систему охлаждающей жидкостью, пускают котел и проверяют работу нагнетателя, а также герметичность соединений.

Электродвигатель нагнетателя котла обогрева заменяют после выполнения операций 1. 6 по замене крыльчатки вентилятора. Дополнительно необходимо выполнить следующее.

Вывинтить винт и снять ленту крепления нагнетателя к кронштейну рамы котла обогрева.

Отвернуть четыре гайки со шпилек корпуса электродвигателя и отделить электродвигатель от улитки.

Нагнетатель с новым электродвигателем собирают в обратной последовательности.

Трубный пакет котла обогрева можно заменить, не снимая котел с трактора. При этом необходимо слить охлаждающую жидкость, снять левую лесенку для доступа к дизелю и ослабить болты крепления левого контейнера аккумуляторной батареи. Однако целесообразнее снять котел обогрева с трактора и, заменяя трубный пакет, одновременно очистить от нагара, ржавчины, накипи и промыть другие детали системы обогрева. Трубный пакет заменяют в такой последовательности.

Ослабляют затяжку лент и сдвигают резиновую трубку с патрубка горелки.

Вывертывают зажимной болт из крышки горелки и отводят в сторону топливопровод.

Отвертывают четыре гайки со шпилек фланца трубного пакета и снимают горелку.

Отвертывают переднюю накидную гайку с топливного крана, установленного на раме котла обогрева, и отводят топливопровод в сторону.

Вывертывают четыре болта из фланца трубного пакета и снимают выпускной патрубок с крышкой.

Отвертывают 24 гайки с болтов, снимают накладки и извлекают трубный пакет из кожуха котла обогрева.

Очищают детали котла от нагара, ржавчины, накипи и собирают котел с новым трубным пакетом в последовательности, обратной разборке.

Спираль подогрева топлива, имеющую обрыв или с пробитой изоляцией, заменяют в комплекте с корпусом иглы и иглой в следующем порядке.

Отсоединяют электропровода от зажимов на крышке горелки.

Вывертывают зажимной болт из крышки горелки и отводят топливопровод в сторону.

Вывертывают четыре болта из фланца наружной трубы горелки и снимают крышку в сборе.

Вывинчивают два винта из крышки и снимают четыре шайбы и изоляционную втулку.

Отвертывают гайку с хвостовика иглы и снимают маховичок.

Отвертывают накидную гайку и гайку с корпуса иглы, снимают уплотнительные кольца и корпус иглы в сборе с иглой к спиралью подогрева топлива.

Очищают детали от нагара и ржавчины, собирают горелку с новыми деталями в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой прокладку под иглу горелки смазывают смазкой ЦИАТИМ-201. В процессе сборки устанавливают зазор 2. 5 мм между носком иглы и дном диффузора камеры.

Свечу накаливания заменяют в такой последовательности.

1. Отсоединяют электропровод от стержня свечи.

Вывертывают корпус в сборе с нагревательным элементом из крышки горелки. Снимают прокладку.

Устанавливают новую свечу накаливания и закрепляют на ней ранее снятый электропровод.

Свечу накаливания проверяют под напряжением 11. 12В в течение 1 мин. Замыкание витков и искрение в местах заделки не допускается.

Материалы: http://ga-avto.ru/kirovec/6.html

3 ≫

Роль системы охлаждения в безотказной работе трактора

Для безотказной работы дизеля очень важна поддержка правильного температурного режима эксплуатации. Если температурный режим выдерживается, двигатель, как правило, работает долго и без нареканий. А вот нарушение температурного режима из-за неполадок в системе охлаждения влечёт за собой значительное количество поломок дизеля, вплоть до полного его выхода из строя. Для тракторов марки МТЗ 80/82 нормальная работа всех механизмов дизеля обеспечивается при температуре 85–95 °С. Эксплуатация как при более низких, так и при более высоких температурах крайне негативно сказывается на состоянии трактора. В первом случае происходит значительная потеря мощности и, соответственно, перерасход топлива. Во втором — двигатель может просто заклинить, что приведет к механическому разрушению ряда деталей.

Только исправная система охлаждения позволяет трактору постоянно работать в оптимальном температурном режиме.

Что и в каком количестве заливать в систему охлаждения

Безотказную работу самой системы охлаждения гарантируют две составляющие: количество и качество охлаждающей жидкости, залитой в систему.

Основная ошибка операторов при обслуживании системы охлаждения состоит в том, что они, после того как залили в агрегат какую-либо охлаждающую жидкость, считают свои обязанности полностью выполненными. На самом деле всё сложнее и требует чуть больше ответственности и внимания.

В первую очередь обратимся к вопросу качества. Оптимальной охлаждающей жидкостью для дизеля является тосол: в нем нет никаких минеральных добавок и активных веществ, которые вступают в реакцию с системой охлаждения и выводят её из строя. В пользу тосола говорит и тот факт, что новенькие тракторы с завода поставляются покупателям именно с этой охлаждающей жидкостью.

Можно в качестве охлаждающей жидкости использовать и воду, но не любую, как полагают многие, а исключительно мягкую. В естественных условиях — это дождевая или талая вода. Но если под рукой есть только жёсткая колодезная или водопроводная вода, то и её вполне можно смягчить. Для этого необходимо добавить в воду кальцинированную соду (в пропорции 10–12 г соды на 10 литров воды).

Ещё один важный вопрос — количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Его в обязательном порядке необходимо регулярно контролировать. В верхнем бачке радиатора уровень жидкости должен быть на 50–60 мм ниже уровня заливной горловины. Если уровень охлаждающей жидкости будет выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы дизеля, она будет вытекать через контрольное сливное отверстие радиатора. Проблема, вроде бы, и не критичная, но приводит к напрасному перерасходу недешёвого тосола, загрязнению окружающей среды (тосол считается активным веществом) и загрязнению других узлов двигателя прилипающей пылью — со всеми вытекающими последствиями. Кстати, операторы часто жалуются на проблему вытекания охлаждающей жидкости через контрольное сливное отверстие радиатора, а ведь сами же её и создают собственной небрежностью.

Если уровень охлаждающей жидкости окажется ниже нормы, то не будет происходить необходимая её циркуляция по всей системе охлаждения, что, естественно, приведет к скорому перегреву дизеля.

Типичные ошибки и недосмотры операторов

Когда потребители обращаются с жалобами на какие-то непонятные сбои в работе системы охлаждения, при дальнейшем разбирательстве очень часто выясняется, что они элементарно не выполняют обязательного ежесменного технического обслуживания системы, о котором чётко говорится в пособии по эксплуатации. Одним из этапов такого обслуживания является обязательная проверка натяжения ремня, идущего на водяной насос. Проверять его очень просто: необходимо взяться за ремень рукой на самой большой его ветви между генератором и водяным насосом и нажать с усилием около 40 Ньютонов (приблизительно 4 кг) . При этом прогиб ремня должен составить от 15 до 22 мм. Если натяжение ремня недостаточное, водяной насос будет работать неэффективно: перекачка охлаждающей жидкости будет проводиться не по всей системе охлаждения, что может привести к сбою.

Также необходимо внимательно следить за состоянием пробки заливной горловины, а именно за состоянием имеющегося в ней специального клапана. Система охлаждения герметична, и, когда содержащаяся в ней охлаждающая жидкость нагревается, образовавшиеся пары выходят через предназначенный для этого клапан в пробке заливной горловины, тем самым обеспечивая нормальную работу системы. Если пробка каким-то образом повреждается или закупоривается, пары начинают искать альтернативные пути выхода. В результате могут быть повреждены уплотнители водяного насоса, начнется подтекание охлаждающей жидкости из водяного насоса.

Промывка системы охлаждения

Не реже, чем через каждые 2 000 часов работы трактора необходимо проводить промывку системы охлаждения. Независимо от того, на какой охлаждающей жидкости (воде или тосоле) работает система, через определённый промежуток времени отработавшая жидкость загрязняется, начинает менять свой химический состав и становится непригодной для дальнейшего использования. Для промывки используется специальный раствор, для приготовления которого в одном литре воды необходимо развести 50–60 г соды. Промывка осуществляется следующим образом: в радиатор необходимо залить 2 литра керосина, а затем заполнить его приготовленным раствором. На этой смеси дизель должен проработать 8–10 часов. После этого раствор сливается, а радиатор промывается чистой водой.

Помимо этого радиатору необходима регулярная сухая чистка. Поскольку трактор постоянно эксплуатируется в агрессивных условиях, то в радиатор нередко попадают пыль, солома и другой мелкий мусор, который необходимо выдувать сжатым воздухом. Без этого агрегат быстро выйдет из строя.

Напоследок хочется предостеречь владельцев тракторов от ещё одной распространенной ошибки, с которой нередко сталкиваются специалисты Тракторного завода во время проведения ремонтных работ.

Некоторые пользователи просто выбрасывают термостат из системы охлаждения. Обычно это происходит после того, как термостат по каким-то причинам вышел из строя. Вместо того чтобы отремонтировать его или купить новый, владельцы или операторы трактора начинают «экономить», действуя по принципу «нет термостата — нет проблемы». И при этом даже ни на минуту не задумываются о том, какую сумму в результате придется заплатить за сэкономленные копейки. Вскрывать корпус, в котором установлен термостат, и изымать его из системы охлаждения категорически нельзя: подобные действия сразу же приводят к нарушению температурного режима эксплуатации дизеля, а это уже прямая угроза его существованию. Если при эксплуатации трактора в летний период отсутствие термостата не слишком пагубно влияет на работу двигателя, то зимой нагреть дизель без термостата до необходимого температурного режима практически невозможно. Помните о том, что за ремонт всего дизеля платить придется куда больше, чем за замену термостата.

Материалы: http://exkavator.ru/articles/operate/~id=8320


Back to top