Трактор Т-40: конструктивные особенности и обзор модификаций

1 ≫

Т-40 — трактор, послуживший прототипом для целой серии сельскохозяйственных машин, сошедших с конвейера Липецкого завода. Технические характеристики Т-40 послужили основой для всего модельного ряда колёсных тракторов серии ЛТЗ. Основное предназначение этой техники — выполнение сельскохозяйственных, дорожных и строительных работ любой сложности. Т-40 был снят с производства в 1995 году, но он до сих пор встречается на полях нашей страны, практически не уступая современным тракторам. Рассмотрим этого «ветерана» более подробно.

История создания

После Великой Отечественной войны, Липецкий тракторный завод специализировался на выпуске гусеничной техники. В послевоенные годы стране требовалось много тракторов, нужно было восстанавливать сельское хозяйство, заниматься строительством и осваивать новые территории. Гусеничные трактора стали устаревать и уже не справлялись с поставленными перед ним задачами.

Переломный момент в истории Липецкого завода наступил в 1958 году. Предприятие полностью отказалось от производства гусеничных машин и выпустило принципиально новый трактор на гусеничном ходу – Т-25. Машина успешно прошла полевые испытания и поступила в серийное производство как Т-30 в 1960 году.

Трактор т-40

Практически сразу конструкторы спроектировали и выпустили в свет более мощный трактор Т-35. Затем в 1961 году был создан Т-40. Трактор был создан с учётом конструктивных недоработок предыдущих версий.

Выпуск трактора Т-40 обеспечил предприятие заказами на много лет вперёд. Всего было выпущено более миллиона машин. Вплоть до снятия с производства, Т-40 и его модификации оставались самыми востребованными машинами в сельскохозяйственной области.

Особенности техники

Благодаря компактным размерам, хорошей манёвренности и высокой проходимости, Т-40 мог выполнять абсолютно любые виды работ. Такой функциональности во многом способствовала возможность устанавливать различное навесное оборудование. Техника могла работать с бульдозерным отвалом, плугом, стогометателем и прицепным оборудованием. Устанавливая КУН, трактор мог выполнять функции фронтального погрузчика.

Производители предусмотрели возможность замены больших задних колёс на меньший радиус. Это давало технике возможность изменять ширину колеи и дорожный просвет, что существенно расширяло область применения трактора.

Трактор т-40 АМ

Ходовая часть

Несущую часть трактора Т-40 представляет металлическая рама. На передней части этой конструкции установлен двигатель, соединяющийся с коробкой передач и задним мостом. Соединение с картером осуществляется при помощи эластичных прокладок, которые играют роль амортизаторов.

В отличие от большинства аналогичных машин, валы коробки передач имеют поперечное расположение. Это решение позволило поместить редуктор сразу за муфтой сцепления.

Стоит отметить, что в машине использована муфта двойного типа: комбинация муфты отбора мощности с главной. Сзади расположен блок управления задним и поперечным валом. Валы могут функционировать в синхронном и независимом режиме.

Колёсная база имеет разную схему подвески. Для переднего моста предусмотрен пружинный вариант, для заднего – жёсткая подвеска. Высокая проходимость трактора обеспечивается за счёт грунтозацепов. Они имеют форму «ёлочки». Колёса могут устанавливаться в разных вариациях, что позволяет трактору чувствовать себя уверенно даже на наклонных плоскостях.

Двигатель

В качестве силовой установки был выбран агрегат, выпускаемый Владимирским моторным заводом. Трактор Т-40 оснащался четырёхцилиндровым дизельным двигателем серии Д-37.

Мотор обладал мощностью в 37 лошадиных сил, его объём равнялся 4,15 литра. Агрегат приводился в действие при помощи электростартера или дополнительного бензинового двигателя ПД8. Номинальная частота основного двигателя составляет 1500 об/мин. Охлаждался двигатель воздушным путём.

Трансмиссия

Трактор Т-40 оснащён механической трансмиссией реверсивного типа. Схема трансмиссии выглядит следующим образом:

  • восьмискоростная коробка передач с четырьмя режимами работы;
  • двухсателитный дифференциал закрытого типа, с возможностью принудительной блокировки;
  • цилиндрические шестерни главной передачи и конические центральной;
  • в зависимости от степени использования техники, можно установить уменьшитель хода.

Гидравлика

Система гидравлики состоит из следующих узлов:

  • усилитель гидромеханического типа;
  • четырёхсекционный распределитель. Он устанавливается на заднюю стенку аккумуляторного блока;
  • основной и выносной цилиндр;
  • насосная станция масляного типа;
  • трёхточечный блок для присоединения дополнительного оборудования;
  • гибкие соединительные шланги.
Трактор т-40

Регулировка клапанов

Производительность и работоспособность трактора Т-40 напрямую зависит от настройки двигателя. Поэтому регулировка клапанов машины, должна проводиться не реже чем каждые 480 отработанных часов.

Помните, что эта процедура не входит в схему капитального ремонта, а проводится трактористом в рабочем порядке. Регулировка выполняется только на холодной силовой установке, порядок регулировки соответствует работе клапанов. Другими словами, сначала выставляют первый и третий клапана, затем второй и четвёртый.

Обзор модификаций

За всё время своего существования, трактор Т-40 несколько раз подвергался модернизации. Каждая новая модель была дополнена новыми конструктивными решениями, что позволяло каждый раз расширять функциональность модельного ряда.

Условно все модификации можно разделить на две категории по типу установленного двигателя. Выглядеть это будет следующим образом:

Машины с базовым Д-37

Т-40А – в отличие от базовой версии, машина была оснащена полным приводом. Это сделало трактор популярным среди дорожных служб.

Т-40АН – создавался специально для работы на больших склонах. Трактор полноприводный и имеет уменьшенный дорожный просвет.

Т-50А – этот трактор ориентирован на промышленное использование. Доработана схема установки КУН.

Трактора с двигателем Д-114

Новая силовая установка отличается от базовой только мощностью. Д-114, это 50-ти сильный дизельный двигатель с воздушной схемой охлаждения. Установка нового мотора отразилась не только на производительности, но и на внешнем виде машин.

Трактора с двигателем Д-37 имеют закруглённую форму капота, техника, оборудованная Д-114, обладает прямоугольным капотом.

Трактор Т-40 АП

Т-40М и Т-40АМ отличаются задним и полным приводом.

Т-40АНМ — создан для эксплуатации на больших склонах.

Т-40АП приобрёл способность агрегатирования с оборудованием коммунальных служб.

Достоинства и недостатки

Трактор Т-40 является по-настоящему надёжной и многофункциональной машиной. Благодаря ёлочным грунтозацепам, машина обладает потрясающей проходимостью. Возможность устанавливать КУН намного расширяет функциональность машины.

Манёвренность и функциональность машины в равной степени сохраняется на высокой скорости и при движении задним ходом. Эта машина зачастую используется для работ внутри теплиц.

Даже на ограниченном пространстве управление техникой не доставляет проблем, весь модельный ряд оборудован гидроусилителем руля. Семискоростная коробка передач позволяет подбирать оптимальный режим работы для выполнения специфических задач.

Из недостатков можно отметить несовершенную схему охлаждения двигателя. В жару система не справляется со своими задачами, поэтому двигатель может «закипеть». Зимой воздушное охлаждение затрудняет запуск силовой установки, технику приходится долго прогревать.

Возможность установки КУН, которой гордятся производители, не всегда оправдывается. Трактору явно не хватает мощности для использования этого дополнительного оборудования. Исключение составляет только трактор Т-50А, который создавался специально для КУН.

Коробка передач тоже имеет недоработки. Фермеры жалуются, что часто вылетают скорости.

Несмотря на существенные недостатки, все модификации Т-40 пользуются популярностью даже в наши дни. Что примечательно, для всех моделей до сих пор выпускаются запасные части, хотя техника снята с производства почти 20 лет назад!

Материалы: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/t-40-modifikacii.html

2 ≫

Т-40 – трактор, производство которого длилось 34 года. За это время с конвейера сошло более миллиона экземпляров. Выпускался аппарат на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ). По сей день трактор используется и поддерживает статус надежной и эффективной сельскохозяйственной машины. Давайте познакомимся поближе с этим знаменитым аппаратом.

Трактор Т-40, фото которого выглядит, прямо скажем, совсем не привлекательно, обладает весьма неплохими возможностями. Он предназначается для пахоты, обработки пропашных культур, снегоуборочных и прочих работ, которыми занимается техника такого класса. Благодаря универсальной навеске, Т-40 может работать с разного рода навесным оборудованием: стогометателем, снеговым отвалом, косилкой и т.д. Трактор работает с любым оборудованием для тяжелой техники типа ТМЗ-80 и легкой техники типа Т-25.

На подворьях и небольших фермах данный аппарат в свое время стал незаменимым помощником. А благодаря фронтальному погрузчику и тележке он заслужил статус универсального трактора. И это несмотря на то, что тяговый класс машины всего 0,9. Его двигатель имеет мощность 37-50 (в зависимости от версии) лошадиных сил. За все время производства, аппарат комплектовали двумя типами силовых установок: Д-37 и Д-144.

Механическая реверсивная трансмиссия позволяла активно использовать весь диапазон передач. С учетом того, что трактор имел широкие возможности по агрегатированию с навесным и прицепным оборудованием, это значительно расширяло сферу применения Т-40. Трактор заслужил популярность и признание на просторах всего СССР, во многом благодаря универсальности. По сей день некоторые версии Т-40 верой и правдой служат в советских и заграничных хозяйствах.

Базовая версия (Т-40) выпускалась в разных вариантах. Они отличались, прежде всего, силовыми установками. С мотором Д-37, кроме базовой, выпускалось три версии:

  1. Полноприводная модификация с индексом «А»;
  2. Версия с небольшим дорожным просветом, созданная для работы на склонах, с индексом «АН»;
  3. Промышленный вариант, дополненный погрузчиком. Такой трактор назывался Т-50А.

Версий с двигателем Д-144 было четыре:

  1. Заднеприводная модификация с индексом «М»;
  2. Полноприводная версия с индексом «АМ»;
  3. Модель с малым клиренсом – аналог Т-40 АН. Называлась она Т-40АМН.
  4. Ну и наконец, полноприводная версия для коммунальных хозяйств с индексом «АП».

Масса аппарата составляет 2,6 тонны. При этом его габариты весьма скромны: 3660/1620/2100. Максимальная скорость трактора составляет 26, а минимальная – 2,2 км/час. Благодаря замедленной передаче, последний показатель можно было снизить до 1,6 км/час. Клиренс трактора равен 500 мм. Колею можно было регулировать в диапазоне 1200-1800 мм. Расход горючего данного аппарата зависел от типа мотора. Номинальный показатель составлял 7,2 кг/час, но в ряде случаев он увеличивался в разы.

Как уже говорилось, аппарат комплектовался двумя силовыми установками. Оба мотора были дизельными, четырехтактными, выпускались на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ). Мощность мотора Д-37 составляет 37 лошадиных сил. Старший двигатель - Д-144 - имел мощность 50 л.с. Для запуска двигателя мотор оснащался пусковым бензиновым моторчиком или электрическим стартером. Последний вариант встречался чаще. Со временем появились моторы Д-37М, отличительной чертой которых стало наличие нераздельной камеры сгорания, которая обеспечивала экономное потребление топлива.

Двигатель трактора Т-40 включает в себя: систему питания дизельным топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм, механизм распределения, систему охлаждения, пусковое устройство и масляную систему.

С левой стороны мотора находятся: топливная аппаратура, средний дефлектор, впускной и выпускной трубопроводы. А справа: стартер, генератор, привод декомпрессора, форсунки и масляная центрифуга. В передней части расположились: шкив приводов вентилятора и генератора, вентилятор, горловина для заливания масла, гидравлический насос и счетчик моточасов. Дроссельный диск располагается перед защитной сеткой масляного радиатора и вентилятора.

Когда работы на тракторе ведутся в холодное время года, производитель рекомендует отключать радиатор от системы подачи масла и крепить дроссельный диск перед сеткой вентилятора специальными шпильками. В теплое время года нужно произвести обратные действия. Для контроля температуры был установлен специальный термометр.

Мотор трактора работал довольно долго, при условии что его грамотно эксплуатировали и вовремя обслуживали. При этом было запрещено:

  1. Перегружать мотор, который не прошел обкатку, или был недавно отремонтирован.
  2. Эксплуатировать двигатель с недостаточным давлением масла.
  3. Работать на перегруженном моторе долгое время.
  4. Снимать кожух вентилятора.
  5. Заливать в мотор неподходящее масло.
  6. Оставлять агрегат работать на холостом ходу.
  7. Работать в случае, если температура масла в картере понижена (менее 55 градусов).
  8. Эксплуатировать мотор в случае неисправности воздушного фильтра.
  9. Работать с перегревшимся мотором (более 105 градусов).

Гидравлика трактора имеет такие параметры:

  1. Усилитель – гидромеханический.
  2. Распределитель – трехзолотниковый, четырехпозиционный.
  3. Размещение – на задней стенке аккумуляторного блока.
  4. Диаметр основного цилиндра – 9 см.
  5. Ход поршня – до 20 см.
  6. Диметр выносного цилиндра – 5,5-7,5 см.
  7. Способ регулировки – гидромеханический.
  8. Насос – масляный шестеренный.
  9. Размещение гидробака – на кронштейне усилителя.
  10. Навеска – задняя часть блока КПП.
  11. Подсоединение орудий – трехточечное.

Компановка траткора - полурамная, а КПП- несущая. Мотор крепится на полураме, которая соединяется с картером коробки переключения передач. В зависимости от модификации, модель могла быть полно- или заднеприводной. Диаметр задних колес увеличен относительно передних. При этом задние колеса имеют жесткую подвеску, а передние – пружинную. Благодаря характерному грунтозацепу «елочкой», проходимость трактора сильно возрастает. Колею и дорожный просвет аппарата можно отрегулировать. При необходимости можно поставить на него менее широкие колеса.

Конструктивная схема трактора Т-40 предполагает использование механической реверсивной коробки передач, благодаря которой трактор одинаково эффективно работает на всех передачах. Одной из отличительных характеристик этой модели стало расположение конического редуктора. Он находится за муфтой сцепления. А валы сцепления стоят поперечно. Для работы на малой скорости трактор оснащался гидравлическим или же механическим ходоуменьшателем. Модель имела два вала отбора мощности (оба многорежимные), которые управлялись независимо. Один был боковым, а второй – задним. Это расширяло возможности трактора в значительной степени. Одним из слабых мест в компоновке аппарата считалась кабина Т-40, трактор имел заднее расположение кабины.

Среди сильных сторон аппарата можно выделить следующее:

  1. Простота в работе и обслуживании, надежность и долговечность.
  2. Хорошая проходимость, как для тягового класса 0,9.
  3. Доступность запасных частей.
  4. Хорошая маневренность во всем диапазоне скоростей.
  5. Возможность выполнения едва ли не всех видов работ задним ходом.
  6. Совместимость с оборудованием, созданным для других модели тракторов.

Все это сыграло роль в формировании огромной армии фермеров, уважающих трактор Т-40. Передача машины от старшего поколения к младшему стала доброй традицией в небольших сельских хозяйствах. Примечательно, что даже через 2 десятка лет после остановки производства этот аппарат по-прежнему ценится.

Конечно, без недостатков тоже не бывает. В данном случае к ним можно отнести:

  1. Проблемы с прогреванием мотора в холодное время года.
  2. Неудачную схему охлаждения двигателя.
  3. Неудобное рабочее место для тракториста. Зимой в кабине трактора Т-40 было очень холодно из-за плохого прогрева. Летом очень жарко, в виду отсутствия системы кондиционирования.

Как правило, владельцы трактора Т-40 и каких-либо его модификаций отзываются об аппарате положительно. Фермеры отмечают, что машина очень проста в эксплуатации и неприхотлива. При этом она показывает достойные рабочие показатели. Обычно данный трактор применяют для вспашки грунта на небольших участках и садах. Главные недостатки трактора, по словам пользователей: проблемы с охлаждением мотора и внушительный расход горючего.

На сегодняшний день купить такой трактор на вторичном рынке можно за 2-3 тысячи долларов. Цена будет зависеть от года выпуска аппарата, его состояния и модификации. То же самое можно сказать и про запчасти. К примеру, ведущий мост трактора Т-40 в отличном состоянии может стоить до тысячи долларов.

Сегодня мы познакомились с одним из ветеранов отечественного тракторостроения – моделью Т-40. Трактор неплохо себя показал в работе на малых и средних фермерских хозяйствах. Он отличается высокой надежностью, маневренностью и проходимостью при небольшой цене. Несмотря на то что машина снята с производства еще в 1995 году, она активно работает по сей день во всем постсоветском пространстве. Запчасти на трактор Т-40, который, как и любая другая техника, однажды может выйти из строя, до до сих пор производят. Главным конкурентами для Т-40 являются трактора МТЗ-80/82, которые схожи с ним по большинству характеристик.

Материалы: http://www.syl.ru/article/285526/new_harakteristika-traktora-t--traktor-t--opisanie-foto

3 ≫

Трактор Т-40 («сороковка») – колесный трактор, выпускавшийся на Липецком трактором заводе с 1961-го по 1995-ый год. Производство данной модели в настоящий момент прекращено. За время выпуска было собрано свыше 1,196 миллионов подобных тракторов.

Предназначалась данная техника для работы с косилкой, снеговым отвалом, стогометателем, обработки пропашных культур, пахоты легких почв в теплицах, садах и участках и для транспортных работ. Универсальная навеска в Т-40 позволяла применять навесное оборудование различного типа. На подворьях и фермах данный трактор стал незаменим. Благодаря тележке и фронтальному погрузчику Т-40 считался универсальной сельскохозяйственной машиной. Модель относилась к 0,9-му тяговому классу, мощность его мотора составляла 37-50 «лошадей». Трактор комплектовали двумя типами двигателей: Д-37 и Д-144.

Благодаря механической реверсивной трансмиссии в Т-40 можно было использовать весь диапазон передних и задних скоростей. Это с учетом широких возможностей трактора по агрегированию с навесными и прицепными машинами, выпускаемыми для легкой техники типа Т-25 и более тяжелой типа МТЗ-80 «Беларус», значительно увеличивало возможности по применению Т-40. Именно это и обуславливало популярность «сороковника» на территории СССР. Трактора данной модели и сейчас продолжают работать в российских и иностранных хозяйствах.

Т-40 (базовая модель) выпускался в различных модификациях. Прежде всего, они различались силовыми агрегатами. Производилось 3 версии (помимо базовой) с двигателем Д-37:

  • Т-40А – полноприводная модификация;
  • Т-40АН – версия отличалась небольшим дорожным просветом, поскольку использовалась для работы на склонах;
  • Т-50А – промышленная версия, дополненная погрузчиком;

Модификаций Т-40 с агрегатом Д-144 было четыре:

  • Т-40М – заднеприводный вариант;
  • Т-40АМ – полноприводная версия;
  • Т-40 АМН – модель с малым дорожным просветом. Аналог вариант Т-40АН с более мощным двигателем;
  • Т-40АП – полноприводная версия, используемая в коммунальном хозяйстве.

При массе в 2,595 тонны модель имела сравнительно небольшие габариты: длину – 3660 мм, ширину – 1620 мм, высоту – 2100 мм. Диапазон скоростей Т-40 составлял 2,23-26,68 км/час. Также трактор имел замедленную передачу (скорость 1,62 км/час). Дорожный просвет у данной модели равнялся 500 мм, колея регулировалась в границах 1200-1800 мм.

Расход топлива трактора Т-40

Удельный расход топлива трактора Т-40 зависел от типа двигателя. Номинальный показатель составлял 7,2 кг/час. В отдельных случаях он существенно увеличивался.

Т-40 комплектовался дизельными четырехтактными двигателями Д-37 и Д-144, которые поставлялись Владимирским тракторным заводом. Мощность Д-37 составляла 37 л.с., Д-144 – 50 л.с. Пуск двигателя осуществлялся посредством пускового бензинового двигателя ПДВ (малое число моделей) или электростартера. Позднее появился двигатель Д-37М, отличающийся неразделенной камерой сгорания, обеспечивающей меньшее потребление топлива.

Мотор трактора Т-40 состоял из системы питания топливом и воздухом, кривошипно-шатунного механизма, системы охлаждения, механизма распределения, пускового устройства и масляной системы.

На левой стороне мотора размещались средний дефлектор, топливная аппаратура, выпускной и впускной трубопроводы. Справа находились стартер (пускач), генератор, форсунки, механизм привода декомпрессора, масляная центрифуга и генератор. В передней части располагались шкив привода вентилятора и генератора, маслозаливная горловина, вентилятор, счетчик моточасов и насос гидравлики.

Топливный режим в Т-40 регулировался дроссельным диском, установленным перед защитной сеткой вентилятора и масляного радиатора.

При работе трактора в холодное время рекомендовалось отключать радиатор от масляной системы и крепить дроссельный диск шпильками перед сеткой вентилятора. При положительной температуре производились обратные действия. Контролировать температуру можно было на основе данных термометра.

При техническом обслуживании и своевременном осмотре двигатель Т-40 работал весьма продолжительное время.

При этом запрещалось:

  1. Сильно нагружать холодный, недавно отремонтированный или новый мотор, не прошедший предварительную обкатку.
  2. Эксплуатировать агрегат с пониженным давлением масла.
  3. Работать длительное время при перегрузке двигателя.
  4. Эксплуатировать мотор без кожуха вентилятора.
  5. Заливать в двигатель недопустимые сорта масла.
  6. Продолжительно оставлять двигатель работающим на холостом ходу.
  7. Работать при низкой температуре масла в картере (ниже 55 градусов).
  8. Эксплуатировать мотор при неисправном воздухоочистителе или без него.
  9. Работать при перегревшемся двигателе (свыше 105 градусов).

Т-40 имел полурамную компоновку с несущей коробкой передач. Силовая установка трактора крепилась на полураме, соединенной с картером коробки передач. Модель выпускалась в заднеприводной и полноприводной модификациях. При этом задние колеса обладали увеличенным диаметром и жесткой подвеской, передние – небольшим диаметром и пружинной подвеской. Высокую проходимость трактора обеспечивали характерные грунтозацепы «ёлочкой». Дорожный просвет колес трактора и колея были регулируемыми, дополнительно можно было установить колеса меньшей ширины.

Модель получила механическую, полностью реверсивную трансмиссию, позволяющую использовать все скорости с одинаковой эффективностью. Интересной особенностью Т-40 стало размещение конического редуктора. Он располагался за муфтой сцепления, расположение валов КПП было поперечным. Для работы на небольших скоростях предусматривалась установка гидрообъемного или механического ходоуменьшителя. Трактор имел два многорежимных вала отбора мощности, управляемых независимо (боковой и задний). Это значительно расширяло возможности техники.

Кабина в тракторе располагалась сзади и была, пожалуй, одним из наиболее слабых его мест.

К недостаткам Т-40 можно было отнести:

  • проблемы с подогревом мотора до нормальной температуры в холодные периоды;
  • плохую систему охлаждения мотора;
  • малый комфорт рабочего места водителя. В зимний период в кабине было холодно из-за недостаточного подогрева, в летний – жарко из-за отсутствия кондиционирования.

Положительными качествами трактора были:

  • простота эксплуатации, долговечность и надежность;
  • хорошая проходимость по разным типам почв;
  • легкость техобслуживания, доступность запасных частей;
  • высокая маневренность на разных скоростях;
  • возможность выполнять практически все виды работ на заднем ходу;
  • совместимость с навесным оборудованием, предназначенным для других тракторов.

Достоинства «сороковки» стали причиной того, что поклонников модели меньше не стало, несмотря на то, что с производства трактор сняли почти 20 лет назад.

Сколько стоит новый и б/у трактор т-40

Трактор Т-40 отличается невысокой стоимостью, учитывая, что выпуск его не осуществляется довольно давно. На рынке имеется достаточное количество хороших предложений. Средняя цена на б/у трактор т-40 составляет 80-100 тысяч рублей.

Аналоги

К аналогам трактора Т-40 можно отнести продукты Минского завода: МТЗ-82 или МТЗ-80. Они имеют схожие параметры и тип конструкции.

Related Posts

One Response

Здравствуйте, пожалуйста, помогите мне. Я не могу найти масляный насос старого образца на Т-40. Я могу заменить масляный насос с Т-25. Теперь они производят широкие, но мне нужен более узкии как у т -25. Давление будет нормально. Спасибо большое за понимание.

Материалы: http://traktorbook.com/traktor-t-40/


Back to top