Какая она - ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ, (DOT 3, DOT 4, DOT 5

1 ≫

На полках магазинов часто встречаются тормозные жидкости класса DOT 3 (НИВА), DOT 4 и реже DOT 5.1, автолюбитель задается вопросом: в чем их отличие, какую жидкость выбрать? Иногда на этот вопрос не может ответить даже продавец данного товара.

В этой статье мы подробно разберемся с этим вопросом.

Для соблюдения этих требований были разработаны нормативные документы и международные стандарты SAE J 1703, FMVSS 116, ISO 4925, FMVSS 116, а также другие нормативные документы. Высококачественная тормозная жидкость, отвечающая международным требованиям, имеет на упаковке маркировку стандарта качества.

Сжимаемость: Тормозная жидкость в процессе эксплуатации должна сохранять низкий уровень сжимаемости и иметь минимальную чувствительность к колебаниям температуры.

Температура кипения: Величина сопротивления тормозной жидкости тепловым нагрузкам. При торможении тормозные колодки в результате трения об тормозной диск сильно нагреваются, это тепло передается тормозным цилиндрам и тормозной жидкости, и жидкость может закипеть, при этом из жидкости выделяются пузырьки воздуха, которые могут образовать воздушную пробку в тормозной магистрали. Что может привести к отказам в работе тормозной системы. Поэтому чем выше температура кипения тормозной жидкости, тем лучше.

Вязкость: Вязкость тормозной жидкости должна оставаться постоянной с минимальной зависимостью от температуры в диапазоне температур от -40 до +100°C. Поддержание минимально возможной величины вязкости при очень низких температурах особенно актуально при использовании антиблокировочной системы тормозов (ABS), системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC) и системы электронного управления устойчивостью движения (ESP).

Защита от коррозии: Жидкость не должна оказывать коррозирующего воздействия на металлические детали тормозной системы. Защитные антикоррозионные свойства обеспечиваются добавлением в жидкость специальных присадок.

Абсорбция влаги: В следствии нагрева жидкости при торможении, а затем дальнейшего охлаждения. В тормозной жидкости образуется конденсат в виде воды, со временем вода накапливается в тормозной системе, что может привести к замерзанию воды в холодное время года, а также понижению температуры кипения жидкости . Так за два года работы температура кипения жидкости падает в среднем на 100°C, в виду этих причин рекомендуется каждые два года полностью заменять тормозную жидкость.

Главное отличие жидкостей класса DOT в температуре кипения, основе (составе) жидкости и способности накапливать влагу. Чем выше температура кипения тормозной жидкости, тем лучше, но и тем больше её стоимость.

Тормозная жидкость класса DOT 3 – основой этой жидкости являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.

Тормозная жидкость класса DOT 4 – основой этой жидкости являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости.

Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.

Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя. Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

Материалы: http://mashintop.ru/blog.php?id=82

2 ≫

Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось бы, что здесь может быть важного и интересного? Ответ достаточно прост – тормозная жидкость не должна приводить к отказу тормозной системы, ни при каких обстоятельствах.

А предпосылок для отказа при использовании некачественных или не соответствующих рекомендациям производителя жидкостей, либо нарушениях регламента и операций технического обслуживания, достаточно много.

В конце статьи смотрите видео, на котором простым языком объясняются отличия и совместимость тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1, а также даются рекомендации по выбору, смешиванию и доливке.

Также на этой странице вы найдёте сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей ДОТ 4 разных производителей.

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к "проваливанию" педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 о С и –40 о С. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 о С.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 о С и +100 о С, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 о С, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры.

Класс тормозных жидкостей

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Популярность тормозной жидкости класса ДОТ 4 обуславливает необходимость остановиться на её характеристиках более подробно. Выглядят они следующим образом:

  • температура кипения «сухой» жидкости – не менее 230 о С;
  • температура кипения «увлажнённой» жидкости – не менее 155 о С;
  • кинематическая вязкость при температуре 100 о С – не менее 1,5 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре – 40 о С – не более 1800 сСт;
  • рН (показатель кислотности, связан с коррозионной активностью) – 7.0-11,5.

Сравнение основных характеристик класса ДОТ 4 с аналогичными характеристиками других классов приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты пока не разработаны.

На российском рынке класс ДОТ 4, как самый популярный, представлен множеством производителей. Но какую тормозную жидкость покупать лучше? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулём» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса ДОТ 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (дополнительно измерялась не нормируемая характеристика электропроводности). Также отмечалось состояние упаковки и соответствие количества содержимого заявленному на этикетке товара. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний только 12 производителей обеспечили соответствие всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с не запаянным фольгой горлышком (уберегает содержимое от впитывания влаги при хранении), но соответствие объёма заявленному всегда точное. Российские же производители иногда грешат недоливом.

Традиционно на высоте оказались характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Но и российские производители показали весьма неплохие результаты. Это, прежде всего, относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и к продукции «Обнинскоргсинтез».

Важно, что у этих российских производителей (особенно у РосДОТ 4) неплохие показатели по температуре кипения «увлажнённой» жидкости, да и остальные показатели укладываются в нормативы с запасом, что позволяет их рекомендовать автолюбителям.

Онлайн-экзамен ПДД РФ по билетам ГИБДД (категории «А», «В», «М» и подкатегорий «A1», «В1»).

Расчитайте реальную стоимость страхового полиса ОСАГО с учетом водительского стажа.

Узнайте в режиме онлайн, когда можно будет садиться за руль после употребления спиртных напитков.

Онлайн-калькулятор транспортного налога и интерактивная таблица ставок по всем регионам РФ.

Сервис поможет визуально сравнить размеры шин и дисков автомобиля при их замене.

Материалы: http://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/252-tormoznaya-zhidkost.html

3 ≫

Перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра может привести к ее закипанию, при этом образовавшиеся паровые пробки могут вызвать падение давления в контуре, и как результат - резкое понижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому температура кипения является одним из самых важных факторов качества тормозной жидкости. В нашей статье мы хотим вам выделить все преимущества и недостатки тормозной жидкости DOT3, DOT4, DOT5.

Чтобы оценить коррозионную агрессивность тормозной системы к металлическим деталям, надо измерить pH-показатель (концентрацию водородных ионов) и провести прямой тест «на ржавчину»: специальный «веер», который собран из 6 металлических пластин (сталь 10, белая жесть, чугун, латунь Л63, СЧ 18-36, алюминиевый сплав Д16 и медь М1), на 5 суток погружают в тормозную жидкость (100°С - выдержка), после чего сравнивают качество внешнего вида пластин, оценивают состояние самого раствора и определяют изменение их массы.

Хотелось сейчас поговорить о видах тормозных жидкостей DOT3, DOT4, DOT5.

Дискуссия о том, надо ли использовать ли в машине тормозную жидкость DOT5 или DOT5. 1, DOT4, DOT3, является старой темой для разговора. Информация, которая содержится в данной статье, призвана помочь вам решить, какой вид тормозной жидкости будет лучшим в вашем случае для вашей машины.

Для начала надо подчеркнуть, что тормозная жидкость, которая используется в машине, имеет намного меньшее значение по безопасности, чем правильно функционирующая тормозная система. Если вы будете работать над своими тормозами, надо быть предельно осторожными. Не используйте детали низкого качества, и сливайте тормозную жидкость внимательно и очень тщательно.

Давайте опишем преимущества и недостатки всех видов жидкости.

Тормозная жидкость DOT3 – это "традиционная" жидкость, она используется на подавляющем большинстве транспортных средств.

Ее преимуществами являются:

· DOT3 - тормозная жидкость, которая не сильно дорого стоит, приобрести ее можно на большинстве автомобильных заправок, в любом магазине автомобильных запчастей и в большинстве универмагов.

Ее недостатками являются:

· DOT3 может повредить тормозные прокладки, которые выполнены из натуральной резины, и не должна использоваться в машине с подобными прокладками

· DOT3 может разъедать краску!

· DOT3 довольно быстро поглощает воду (не редко такой процесс называют гигроскопичным). Поэтому, после того, как вы вскрыли емкость с DOT3, рабочую жидкость надо использовать на протяжении недели.

· Так как DOT3 будет поглощать воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию цилиндров и тормозных магистралей.

Эту тормозную жидкость рекомендовано использовать в большинстве серийных автомобилей, оснащенных АБС.

Ее преимуществами являются:

· DOT4 будет поглащать воду не так интенсивно, как DOT3.

· У тормозной жидкости DOT4 в сравнении с DOT3 точка кипения выше. Поэтому она лучше применима для больших нагрузок, когда не исключается то, что тормозная система будет перегреваться.

Ее недостатками являются:

· DOT4 будет разъедать краску! Малые утечки в основном цилиндре вблизи места утечки на корпусе растворят краску, а это приведет к появлению там ржавчины.

· DOT4, обычно, примерно в половину дороже, чем DOT3. Потому как DOT4 все же поглощает воду, а влага любого рода может вызвать коррозию в цилиндрах и тормозных магистралях.

DOT5 – эта тормозная жидкость также известна, как "силиконовая" жидкость.

Ее преимуществами являются:

· DOT5 не будет разъедать краску.

· DOT5 не будет поглощать воду и будет полезна там, где является проблемой абсорбция.

· DOT5 совместима с резиновыми частями любого рода.

Ее недостатками являются:

· DOT5 у вас не получится смешать с DOT4 или DOT3. Большое количество проблем с DOT5 возникает, наверно, по причине смешивания с небольшим количеством иных видов тормозной жидкости. Самым лучшим способом перейти на DOT5 будет полная переборка системы гидравлики.

· DOT5 является слегка компрессионной (это может дать вам еле заметное ощущение "мягкой педали"). Точка кипения DOT5 заметно ниже, в отличие от DOT4.

· DOT5 примерно в 2 раза дороже DOT4. Помимо этого ее сложно купить. Зачастую, ее продают только немногие магазины запчастей для автомобилей.

DOT5. 1 – это тормозная жидкость, которая является весьма новой, поэтому она все время вводит механиков в заблуждение. Этого заблуждения вполне можно было бы избежать, если бы данной тормозной жидкости дали бы другое название. Обозначение "5. 1" заставляет думать, что это модификация жидкости DOT 5, которая выполнена на силиконовой основе. Естественней ее было бы назвать 4. 1. или же 6, так как у DOT5. 1 гликолевая основа, так же как DOT4 и DOT3, а не силиконовая, как у DOT5.

DOT5. 1 рекомендуется применять на машинах, которые предназначены для спортивной скоростной езды.

Скажем пару слов о принципиальном характере тормозной жидкости 5. 1, его определяют, как "высокотехнологичная" жидкость DOT4, а отличие от традиционной DOT5.

Ее преимуществами являются:

· DOT5. 1 может быть совместима с любыми резиновыми компонентами.

Ее недостатками являются:

· DOT5. 1 тормозная жидкость не на основе силикона, поэтому, она поглощает воду.

· DOT5. 1, как DOT4 и DOT3, будет разъедать краску.

· DOT5. 1 намного дороже, чем DOT4 или DOT3, и ее сложнее найти.

Спортивные тормозные жидкости.

Отдельно в данной статье хочется выделить именно спортивные тормозные жидкости, к примеру, такие как Castrol SRF и Ferodo FORMULA.

Этот тип жидкости является высокотехнологичным продуктом, который разработан для использования в автомобильном спорте.

Эти жидкости имеют большую температуру кипения, примерно 300 градусов Цельсия. Рекомендованы исключительно применения на спортивных авто.

В качестве обязательного требования надо отметить нужду в замену жидкости минимум 1 раз в год!

Ее преимуществами являются:

Обеспечивают максимальную отдачу и надежность спортивных тормозных систем.

Практически исключается вспенивание и закипание жидкости в режимах предельной нагрузки тормозной системы.

Ее недостатками являются:

Значительно дороже по стоимости, чем DOT5. 1

Материалы: http://www.autoshcool.ru/2085-preimushhestva-i-nedostatki-tormoznoj-zhidkosti-dot3-dot4-dot5.html


Back to top