≪
-
Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.
Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.
По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.
Профилактика лучше, но лечение чаще
Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.
Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.
Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек
О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…
Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.
А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.
О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи
Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.
Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.
Четыре плохих комнаты
Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:
1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.
2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.
Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами
3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.
4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.
Спасение звука подручными средствами
Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.
Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему
Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.
Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.
Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.
Акустически калькулятор
Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.
Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.
После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.
Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом - главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер
Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.
Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.
Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.
О пользе зеркал и вреде отражений
Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.
Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.
Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.
Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей
В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.
Спасибо за статью. Сам имею гостиную сложной формы, и меня не покидает мысль, правильно ли я расположил колонки? (Напольники Фокал 836W). Гостиная метров 35, вокруг только монолитные стены. Сейчас колонки стоят по длинной стене, между ними расстояние где-то 2,5 метра и до точки прослушивания около 2 метров, колонки повернуты на слушателя, от стены колонки подвинуты сантиметров на 20. Из мебели, пока, только диван, и телевизор на стене. Позади дивана сейчас игровая зона для ребенка.
Растоянее вроде верное а за диваном или в левый угол пробовать нодо , саб напрашивается с направлением динамика в пол жилательно с такой гостиной
у меня стандартная квартира в панельке, - пол - ковролин, стены обклеены половой пробкой 3мм, потолок - штукатурка , но с приклеенными кружками от упаковок сд дисков. ресивер - marantz m-cr 603, акустика jamo e 350 ppl, саб - mordaunt short ms 308, кабели - толстые медь. звучит, что медь тарелок, что струны контрабаса. слушаю в основном джаз, но и классика, и рок и альтернатива всё звучит пристойно, и самое главное цена всему этому мизер. я бывал у своих зажиточных товарищей у них всё на порядки дороже, кроме звука, мой иногда убирает их дорогущую технику. правда, монтировал у себя всё я сам, и работал давно звукорежиссёром и звукооператором.
Хорошая и достаточно полезная статья! Вот к стати наглядный пример того как меняется звук:
К сожалению, Youtube не дает скопировать сюда
"Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту". Это конечно замечательно, вот только где их взять этих "проверенных специалистов"? 99,999% всех инсталляций сводится к элементарному разводу заказчика на деньги. У самого дачный дом построен на основательном фундаменте и стены из толстого специального финского бруса, 2 этажа, с гостиной на первом этаже около 50 кв.м. Простора для творчества МОРЕ, никаких ограничений на пространство и применяемые материалы, единственная задача максимальная отдача от уже приобретенной аудиосистемы из АС JBL Everest D6600, преда Audio Research LS27, пары моноблоков Audio Research
Reference 250SE, источника NAS (сетевой аудио сервер хранения Integrita X5 на 20 Тб и сетевой плеер Krell Connect) + Audio Research CD9 (работает в т.ч. как USB-ЦАП) и аналогового источника LP Avid HiFi Sequel SP с башкой MC Goldring Legacy и фонокорректором Avid HiFi Pellere phono stage. Все установлено на разных независимых стойках. Учитывая просто нереально огромный вес АС (150 кг) и остального "железа", посчитал выполнение задачи по грамотной расстановки и, при необходимости, доводки помещения, сложно выполнимой. В результате обращался в четыре известных салона Hi-Fi в Питере, но все заканчивалось на стадии убеждения, что вот их компания самая что ни на есть профессиональная. В результате приезжали "господа", цокали, восхищались, затем предлагали СРАЗУ купить: кабели, аудио процессоры, цифровые эквалайзеры и т.д. и т.п. Причем по большей части даже без хотя-бы получасового вдумчивого прослушивания системы, не говоря уже о каких-то измерениях. В общем в итоге получилось нечто похожее на описанное пользователем vova-mozeswork, но сделанное самостоятельно. В принципе помещение было вполне приемлемым по своим акустическим свойствам изначально (может быть совсем чуть-чуть "звонким" из-за пустоты, высокого потолка и довольно большой площади, но в нем возникали жуткие стоячие волны, способные заставить резонировать даже такой монолитный девайс, как Avid Sequel с максимальной вибро развязкой! После экспериментального определения наилучшего положения для АС (около 1м от боковых стен и около 60 см от задней стены), постеленного коротковорсного ковролина и размещенного (на расстоянии 70 см от задней спинки до стены) дивана, проблема все еще имела место быть. Как-то систему услышал мой друг, совершенно равнодушный к музыке, аппаратуре и т.п., занимающийся проектирование, изготовлением и монтажом высококлассных (и дорогих) интерьеров клубов, яхт, домов и именно ему пришла идея приподнять АС немного над полом (примерно на 20 см). Его компанией были изготовлены соответствующие профилю и подходящие по цвету постаменты на массивных регулируемых шипах из искусственного камня (с шильдеками, повторяющими таковые на фасаде АС) и в целом это устранило в значительной степени проблему стоячих волн и переотражений. В довершение был полностью переделан потолок и тут уже доверился буйству фантазии интерьерщиков, а главным требованием было его максимальная "изломанность" при сохранении эстетического приличия, применение экологических материалов с приемлемым акустическими свойствами и многозонное светодиодное освещение. В общем эта проблема была устранена, но нарисовалась другая - выжигающие мозг ВЧ (видимо приподняв АС несколько снизилась инфразвуковая составляющая и ВЧ "выскочили" на передний план). Тут все оказалось проще: достаточно было повесить ковер позади дивана и проблема разрешилась. К сожалению в этом помещении до сих пор рискованно размещать какие-то стеклянные или хрустальные предметы, посудные шкафы и т.п. (они просто и без всякого драмматизма или шуток взрываются!), а потому из элементов интерьера только книжные полки по одной стене и полки для аудионосителей по другой стене (коллекция винила около 2000 LP). Многие мои гости недоумевают, когда я разливаю им достаточно приличные алкогольные напитки в пластиковые стаканчики во время прослушивания очередного интересного альбома, но те-же стаканы для виски или бокалы для вина "шарахают" иногда прямо в руках. Может быть кто-то сталкивался с этой проблемой и у него есть рецепты "лечения", готов с удовольствием выслушать. Сейчас меня все устраивает в этой системе, при том, что она абсолютно не имеет жанровых предпочтений: пластинка Slayer "South of Heaven" отправит вас прямиком в место, обратное обещанному, а
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор С. Рахманинова заставит рыдать навзрыд крокодильими слезами.
Из описанного больше похоже на проблемы с КНТ, но это предположение, а надо проводить инженерные изыскания. (Частотный отклик, (EDT, T10, T20, T30 ) в треть октавных как минимум. Из учета, что народ уже порезвился, (я так понял, без инженерных изысканий), предполагаю, что простыми советами не обойтись. Архитектурная акустика, как ни крути, связана со строительными работами.
Очень полезно почитать не только новичкам.. Ещё нужно учитывать и высоту комнаты..
Очень полезная статья ! Далеко не для начинающих, ибо многие меломаны. аудиофилы понятия не имеют об акустике помещения.
В этой статье всё намного точнее и интереснее.
А с помощью акустических on-line калькуляторов можно легко сделать расчеты своей комнаты просто введя её размеры.
" Золотое сечение по Кардас ". которое сам использовал и многим советую . Не даром и тут имеется.
а поподробнее можно?
Подробнее, чуть выше. тоже самое. можно поискать самому в инете.
Совершенно согласен со всеми пунктами статьи. Но из этого следует неутешительный вывод: настоящий аудиофил должен быть однозначно богатым, чтобы иметь возможность самому обставить отдельное помещение для лучшего звука, либо, как и настоящий полицейский - бессемейным. Впрочем, даже благосостояние и тщательно обустроенная отдельная гостиная для прослушивания аудио не гарантирует того, что какой-либо домочадец не сломает себе шейку бедра, упав вместе с колонкой, отставленной, в соответствии с рекомендациями, на нужное расстояние от стены. Никакая настоящая жена не способна распознать стоящий на дороге сабвуфер или лежащие на подставках кабели! Травмы неизбежны. Еще есть дети, тещи, соседи, коты и прочие домашние животные. Автор не читал полезные советы от женатых аудиофилов о вытягивании твиттера, продавленного пальчиком любознательного крапузика, пылесосом? Интересным аспектом правильно расставленной акустики является потребность регулярной уборки между ними и стенами и между полом и кабелями. Я вспоминаю многие статьи журнала Stereo & Video, описывающие красивые инсталляции у богатых людей. Там все по возможности утоплено в стены, шкафы, вмонтировано намертво, ничего не торчит и не валяется на полу, ничего не находится на заметном от стены расстоянии, и соответственно, слушается иногда или включается для гостей.
Что же делать нам, обычным смертным, обремененным семьей и обычной квартирой, со всей этой акустической расстановкой? Тут вспоминается старый советский мультик про Мюнхаузена и птицу павлина: "Ну какой такой павлин-мавлин? Не видишь, ми кюшаем!" Приходится признать, что разместить правильно акустику и подогнать под нее помещение в обычной квартире шансов мало. Она будет всем мешать или "это испортит весь интерьер" (жена). Помню, в юности пытался разместить колонки в комнате с выступающим углом, ну никак не вписывались, пришлось вешать сзади дивана в углы. Звук был да уж. Но это ладно то, по предложению мамы одну колонку надо было поставить на шкаф, другую под стол, иначе "портило весь дизайн комнаты". Так и повелось: семья поменялась, а подход остался такой же. Ну не отягощены остальные у меня аудиофилией и меломанией, а самая лучшая музыка для жены - телевизор на предельной для ушей громкости (а он еще и сам вопит ведущими, потому что все от него уже глухие стали). Остальное надо сделать тише и тише, до нуля, иначе "орет очень громко". Надо сказать - она права по своему, акустика HiFi намного лучше слышится по всей квартире, чем телевизор - шире диапазон звука, больше проникает в другие комнаты.
Для себя оставил простой выбор. Раз уж присутствует неодолимая сила, что слушать комнатную акустику с приемлемым качеством невозможно, остаются наушники. Закрытая модель и приличный усилитель - и ты свободен от акустической расстановки. Наверное, найдутся те, кто посчитает звук в наушниках ущербным и не комфортным по сравнению с колонками, но мне, например, гораздо больше мешают посторонние звуки во время прослушивания: шум соседей и домочадцев, телевизор в соседней комнате, автомобиль на улице, дворник, катающий мусорные баки на колесиках. Изолировать все это нереально, если не иметь квартиру где-нибудь на необитаемом острове, да и тоже будет не комфортно в такой тишине жить. Колонки я тоже слушаю, но эпизодически. Расположены они катастрофически акустически неправильно. Ну и ладно то, попсу послушать изредка вполне можно.
Что ж, бывает ! Каждый сам для себя решает, что для него совершенство.
Купив верхний рес в линейке, я понял, что стереоуси для меня закрыты, до тех пор, пока их не оснастят автокалибровкой (а их обязательно оснастят, после интегрированых цапов и сетевых плееров). Хотя, как вариант, усилок и саб с автонастройкой. В общем, автонастройка - вот дешевое решение проблемы! В акустически необработанной звонкой комнате, но с более-менее правильно расставленной акустикой, результат на лицо - тяжмет можно слушать только с автонастройкой, иначе стояки утомляют, музон не цепляет(
Пс. Я меломан, но никак не аудиофил! ))
Здравствуйте! Сейчас на стадии дизайн-проекта в новой квартире.
Живу не один и разместить диван по центру комнаты никто не даст. Форма комнаты и так сложная, поэтому всем не до моей акустики) а дизайнеры так и рекомендуют поставить диван в угол. Что с неакустической точки зрения кажется вполне логичным.. Но абсолютно губительно для просмотра фильмов с объемным звучанием 5.1.
Не хочу отказываться от установки домашнего кинотеатра, который нормально бы звучал хотя бы для 2 человек на диване.
Подскажите, пожалуйста, как расставить колонки для более-менее нормального звучания, не сильно передвигая диван.. Что еще можно сделать для улучшения ситуации?
Заранее огромное спасибо!
Рассказы об интересной технике и хорошей музыке. Коротко и по делу
* если вы уже зарегистрированы на сайте, настройте получение рассылки в профиле
Материалы: http://stereo.ru/to/tkv2m-azy-akustiki-dlya-chaynikov-kak-pravilno-rasstavit-kolonki-v-komnate
2 ≫
-
Новости Высоких Технологий
Доработка акустики своими руками.
В статье опубликованы общие понятия по улучшению звучания. Это не инструкция и не гайд, все действия вы выполняете на свой страх и риск.
У вас на руках есть пара колонок, а может и не пара. Активных либо пассивных. Напольных или полочных. Может быть вообще сабвуфер, а не колонки.
Данная статья поможет вам узнать о способах улучшения качества звучания вашей акустики без лишних затрат. Будут описаны самые эффективные методы доработки акустики, которые легко воплотить в жизнь своими руками. Это можно назвать шлифовкой того, чего не смог воплотить производитель, в силу целесообразности производства и его окупаемости.
Все инструкции и советы из данной статьи, подойдут для любой акустики с фазоинвертором, включая сабвуферы и напольные колонки. Многие советы также подойдут и для акустических систем другого типа.
Обивка корпуса звукопоглощающим материалом и укрепление конструкции.
Сначала выясним, для каких целей производится данная процедура.
Корпус колонки – это резонатор, как и в любом другом музыкальном инструменте. Вибрации, которые передаются от излучателя (динамика), расходятся по стенкам корпуса. Сталкиваясь друг с другом, они создают резонанс, который состоит из волн различной частоты. Эти волны, получили название «паразитные» и относятся к искажениям различной частоты, в зависимости от объёма, материала, толщины и компоновки корпуса.
Паразитные частоты – сильно ухудшают восприятие звуковой сцены и получается искажённый, далёкий от оригинала звук. В некоторых случаях, возникает преобладание определённой частоты над другими, что может даже немного раздражать (гул например), не говоря уже о том, что звуковой тракт будет воспроизводиться не правильно.
Именно для избавления от паразитных вибраций и проводят обивку звукопоглощающим материалом внутри корпуса колонки.
Перед проведением данной процедуры – нужно ещё раз осмотреть крепость конструкции внутри корпуса. Ведь чем корпус менее подвержен движениям и вибрациям, тем меньше будет возникать паразитных частот, при вибрации одной соединительной части об другую.
Вскрытие колонок.
Разобрать колонку очень просто.
Если это активная акустика, то на активной колонке нужно открутить усилительный блок сзади, который прикручен на шурупах.
Вынимать блок нужно очень аккуратно, без резких движений. Если есть штекеры, которые отстёгиваются, отсоедините их и положите усилительный блок рядом, не перетягивая при этом провода. На пассивных колонках – нужно просто открутить шурупы на СЧНЧ динамике и осторожно вынуть его не повредив провода.
*Все эти операции нужно проводить аккуратно и без резких движений, во избежание повреждения проводов и схем.
Укрепление корпуса.
Эту модификацию стоит проводить, если вы сомневаетесь в прочности конструкции вашей акустики и внутри корпуса нет дополнительных конструкций жёсткости (укрепляющих планок, «пробок» на стенах, стяжек между стенами). Почти всегда, колонки нуждаются в дополнительном укреплении.
Для данной процедуры потребуются небольшие 1х1 — 1х2см брусья и резиновый клей. Брусья будем приклеивать вдоль углов, на которых нет брусьев, что укрепит прилегание боковых стенок друг к другу. Отмеряем и отрезаем, прикладываем и прикидываем, намазываем обильно клеем брус и место, к которому он будет приклеиваться. Обклеиваем все углы, на которых производитель сэкономил дерева. Естественно используем брусья как распорки, а не просто клеем.
Так же стоит проложить балки вдоль длинных стенок колонки, если таковые отсутствуют. Как показано на рисунке, либо по диагонали. Балки должны плотно прилегать по краям.
Ещё желательно сделать горизонтальные распорки между стенками, это значительно укрепит конструкцию. Особенно актуально для крупных АС с длинными стенками (к примеру Microlab Solo 7).
После данной процедуры, мы получаем более крепкую конструкцию, которая создаёт меньше резонанса стенок, а также меньше вибраций при микро-трении и прикосновении стенок друг к другу.
Обивка звукопоглощающим материалом.
*Это самый действенный метод, который в большей степени повлияет на улучшение качества звучания вашей акустики. Практически во всей акустике Hi — End класса, применяется обивка звукопоглощающим материалом для поглощения паразитных частот.
Для проведения данной процедуры, нам потребуется двусторонний скотч и звукопоглощающий материал.
Для какой цели это делается.
Всё это действо, проводится с целью уменьшить отражение звуковых волн от корпуса акустики с фазоинвертором. Если этого не сделать, то часто вместо баса, из него будут вылетать непонятные гудящие и свистящие звуки. Обивка даёт более ровный и сбалансированный бас, который становится более мягким и лучше различимым на слух. Она убирает гудящие, резонирующие звуки, которые возникают в корпусе акустики из-за столкновения звуковых волн. Это так же, позволяет немного расширить нижний диапазон воспроизводимых частот.
В качестве звукопоглотителей, лучше всего подходят такие материалы как синтепон (можно найти на любом вещевом рынке, а можно найти и в старой куртке ???? ), войлок, рулонная вата или самый интересный материл – вата, звукопоглощающая – типа “ URSA ”, к тому же она негорючая. Только не утеплительная стекловата из кварцевого песка, а домашняя для установки перегородок. Если достать данные материалы проблематично, в крайнем случае можно использовать рулонный поролон, достать который можно в любом ХозМаге. Но всё же его использование, крайне нежелательно. Не забываем, что синтепон, войлок, вату перед проклейкой нужно распушить.
Для начала, вынимаем тот звукопоглощающий материал, который положил во внутрь производитель, если таковой имеется.
Что мы делаем.
1) Проклеиваем двусторонним скотчем, как можно большую площадь внутри колонки, насколько это возможно. Сразу же отклеиваем защитную бумагу.
2) Вырезаем или растягиваем звукопоглощающий материал так, чтобы голые стенки были полностью закрыты, в том числе (особенно) углы.
3) Прокладываем материалом все полости, чтобы деревянные стенки были полностью запечатаны. Толщина слоя, должна быть не более 2 см, иначе это может значительно уменьшить объём внутри корпуса, что не лучшим образом скажется на глубине басовой составляющей.
В местах, которые нагреваются, лучше не перебарщивать. Это касается мест рядом с трансформатором и блоком усилителя. Между ними, и звукопоглощающим материалом лучше оставить пустое пространство в 1-2 см. Поэтому, лучший материал – это негорючая звукопоглощающая вата типа « URSA », которая к примеру, может остаться после ремонта. Её можно использовать без ограничений.
Нужно стараться закрепить материал как можно тщательней. Ведь вы не хотите, чтобы при больших движениях масс воздуха внутри корпуса, вата или синтепон скакали внутри или ещё хуже – вылетали из фазоинвертора ????
Доработка фазоинвертора.
Для уменьшения дребезжаний и возможного свиста из фазоинвертора, стоит сделать 2 вещи.
1. Обмотайте фазоинвертор звукопоглощающим материалом, по типу «шуба» одним слоем. Оставьте 1 см голого пространства на конце фазоинвертора. Плотно закрепите «шубу» тонкими резинками, обмотав их вокруг фазоинвертора, как показано на рисунке выше.
2. Ровно отрежьте кусачками, любые защитные решётки внутри трубы фазоинвертора. Пользы от них никакой, а вот лишних призвуков и свистов – очень много. Если на конце наклеена сеточка, то её так же лучше удалить. Это позволит воздуху проходить легче, что увеличит общую скорость реакции динамика.
Установка акустики на шипы.
Попробуйте при воспроизведении музыки нажать на динамик на некоторое время. Вы услышите, что он зафальшивит и проглотит добрую половину частот. Происходит это потому, что палец поглощает вибрации, не давая динамику отдать их в воздух.
Корпус колонки – это продолжение динамика. При соприкосновении с полом, столом, полкой или другими вещами, корпус колонки отдаёт часть своих вибраций этим предметам, как в примере с пальцем.
Для того, чтобы акустика качественно отдавала в воздух звуковые волны, физически не рассеивая их об пол и предметы с которыми она соприкасается создавая искажения, применяются шипы.
Шипы крепятся как ножки. Для этого, на нижней стенке просверливаются 4 небольших отверстия (не сквозных), в которые они вкручиваются. Купить их можно во многих магазинах бытовой электроники, где продаётся акустика и аксессуары к ней, или же заказать через интернет. Под акустикой с шипами, должен быть твёрдый материал – керамическая плитка, паркет или другой. Главное чтобы ножки имели как можно меньшее с ним соприкосновение и не утапливались.
Принцип действия шипов заключается в том, что они сильно уменьшают площадь соприкосновения колонки с поверхностью, на которой она стоит. Благодаря этому, звуковые волны которые подаются на корпус начинают звучать, а не угасать о пол, паркет или полку. Искажения сводятся к минимуму, басовая составляющая становится более различимой на слух и гораздо более детализированной.
Шипы, имеет смысл использовать для акустики с приличным весом и приличного размера. Шипы стоит использовать преимущественно для напольной акустики весом более 12 кг. Или для сабвуферов весом 5 кг и более. В более мелкой акустике эффект будет, но не такой заметный.
Замена проводов на усилительной части акустики. Для активной акустики.
Часто, производитель экономит на таких вещах как качество проводов от кроссовера до динамика и от платы до кроссовера. Толщина, как и качество провода – напрямую влияет на качество звучания. Чем толще провод, тем глубже бас и отчётливей средние частоты. Данную модификацию в первую очередь стоит проводить на сабвуферах, из-за большей энергии, которая течёт по этим самым проводам.
1. Подбираем подходящий провод на замену, естественно медь самого высокого качества что есть в наличии. Желательно не ВВГ (цельный), так как сигнал при прохождении через такой провод меняется. Лучше взять жилу ПВС (плетёный) из бескислородной меди. Толще не всегда лучше, нужно что то среднее, в зависимости от мощности акустики.
2. Отпаиваем и отрезаем старые провода. Если на другом конце кронштейн, то по возможности припаиваем провода к самим клеммам на плате. Если это невозможно, отрезаем кронштейн под корень, вынимаем клемки, припаиваем к ним провода и вставляем обратно в кронштейн. Так же обматываем клеммы динамика и кроссовера и обильно пропаиваем. Пропаивать ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Так же стоит обратить внимание на соединительный провод между колонками.
Производитель, редко подсовывает что-то толковое. Лучший вариант из самых доступных – плетёный провод с прозрачной изоляцией, которыми комплектуются, к примеру — SVEN Royal или Microlab SOLO 6 и выше.
Подобный провод, можно так же купить в магазинах электрики. Это как недорогой вариант замены хлипких проводов, которые идут в комплекте с акустикой. Для напольных вариантов, лучше всего подойдут акустические провода с более толстым сечением и более качественной, бескислородной медью. Такие можно купить в любом магазине, где продаются домашние кинотеатры, или же на рынке электроники.
Пара слов о проводах от источника звука к акустике.
Провода, которые идут от источника звука к колонкам (обычно тюльпаны) или ресиверу, должны быть хорошего качества.
Очень желательно, чтобы они были экранированы от помех линий питания, сотовых сетей и радио. Для этого, производители проводов оборачивают их слоем фольги, либо оплетают алюминиевой или медно нитью. Отличить их несложно — они значительно толще, чем не экранированные. Так же, качественные провода, должны быть с позолоченными штекерами для меньшего сопротивления и меньших потерь сигнала на штекерах. Купить такие провода можно на радио рынке либо в магазинах, где продаются домашние кинотеатры.
Для того чтобы от смены проводов был ощутимый эффект – советуем производить их замену на акустике с ценовой планкой 100$ и выше (для 2.0). Либо, если используемый производителем провод действительно плохого качества.
Используйте сетевые фильтры.
Хорошие сетевые фильтры, которые оборудованы высокочастотными подавителями, неплохо умеют убирать так называемый белый шум и другие помехи, вызванные некачественным питанием и помехами в сети.
Зачастую, в схемах встроенных усилителей, не бывает качественной схемы подавления помех, что приводит к искажениям, шуму из колонок и разным звукам, когда начинает работать холодильник либо электро — розжиг газовой плиты у соседей ????
Помните то, что дешёвые фильтры – никак не спасут вас от помех. Такие способны защищать технику от импульсных токов, которые возникают к примеру при ударе молнии в проводку, и только.
В фильтрах, которые нам нужны – должен быть подавитель (фильтр) высокочастотных помех. Они также бывают полезны для ресиверов и усилителей, как для защиты, так и для лучшей помехоустойчивости.
Хорошие фильтры делают компании ZiS Pilot (начиная с серии GL), APC.
Если колонки гудят или из них идёт посторонний звук.
- Некачественный источник сигнала, либо кабель.
- Некачественные входные конденсаторы во встроенной усилительной части (если колонки активные).
В первом случае, нужно проверить кабель, посмотреть вставлены ли разъёмы полностью в штекера и проверить целостность кабелей. Также нужно отвести провода от других, особенно от кабелей питающей сети и радио, так как они создают вокруг себя магнитные поля.
Во втором случае, нужно вскрыть колонку с усилительной частью. Обычно она тяжелее и имеет радиатор.
Далее нужно найти конденсаторы схемы фильтрации питающей сети. Обычно их два и они самые крупные. Их стоит выпаять и заменить на новые, качественные и с большим максимальным напряжением и ёмкостью. Также стоит посмотреть не вздулись и не потекли ли (коричневая или жёлтая засохшая жидкость рядом) другие. Если да, то на замену без раздумий.
Также можно заменить и другие крупные конденсаторы, так как на мультимедиа акустике качеством они не выделяются.
Другие полезные советы по улучшению качества звука вашей акустики, без каких то модификаций.
Правильная расстановка акустики.
Для достижения максимально возможного качества звучания, акустику нужно правильно расставлять по комнате.
От правильной расстановки акустики зависит 30% успеха в достижении правильной звуковой картины.
1. Высокочастотные динамики (ВЧ) – должны быть на одном уровне с ухом слушателя для лучшего позиционирования в пространстве.
2. Порт фазоинвертора ничем не должен быть закрыт. Расстояние от стены или другого препятствия должно быть более 15 см, чтобы низкие частоты не терялись на выходе и ничего, не препятствовало их распространению по комнате.
3. Передние динамики должны быть расставлены на 30 градусов, от точки взгляда слушателя и направлены строго на него.
Задние, на 30 градусов от боковой точки слушателя (от 90 градусов) Только в этом случае обеспечивается лучшая глубина звуковой картины.
4. Оптимальное расстояние, на котором должны стоять динамики от слушателя – 2 метра для напольных колонок и 1 метр для полочных.
5. Исключите посторонние источники звука. Это может быть открытое окно, не тихий системный блок и так далее. Все эти звуки – мешают восприятию звука и могут даже великолепный звук – сделать неразборчивым и мало детализированным.
Заключение.
Ещё раз повторим действия:
1. Укрепить общую конструкцию.
2. Обить корпус звукопоглощающим материалом внутри.
4. Установить акустику на шипы.
5. Заменить провода внутри и снаружи на более качественные. Подключить через хороший сетевой фильтр.
6. Правильно расставить акустику, исключить источники шума.
Большинство данных советов, подойдут как для активной акустики, так и для пассивной.
Творите и удивляйтесь, как лучшую сторону изменяется звучание.
Материалы: http://www.xtechx.ru/c36-pomoshh-novichkam/dorabotka-akustiki-svoimi-rukami/
3 ≫
-
Вы купили акустические системы (далее будем их именовать просто АС), подключили их к усилителю, а звука нет. В чем дело? А дело том, что АС установлены просто не правильно. Я всю свою жизнь занимался (профессионально) именно акустикой, так что прислушайтесь к моим рекомендациям. Желательно чтобы ваша комната имела прямоугольную форму. Лучшие результаты, для большинства АС, дают их установка вдоль длинной стены. При размещении АС надо стремиться к тому, чтобы звучание было ровным, без заметных горбов и провалов, путем перемещения мебели и использования поглощающих (ковры, портьеры) и рассеивающих (книжные шкафы и полки) поверхностей. Бас должен быть четким, коротким и упругим, как туго натянутый батут. Имейте в виду что смещение АС всего на один сантиметр глобально меняет звук (убедился на собственном опыте). Так что дерзайте.
Место для прослушивания должно располагаться так, чтобы твитеры АС (ВЧ динамики) находились на одном уровне с вашими ушами (см. рис. 1). Правильное расположение по высоте позволяет добиться более четкой локализации звучания. Очень резко улучшится звучание полочных АС в области баса, если их установить на специальные засыпные стойки. Напольные АС обязательно установите на шипы.
Установите АС так, чтобы расстояние между ними и местом прослушивания было одинаково (см. рис. 2), то есть чтобы получился равносторонний треугольник, или чуть дальше. Постелите на пол ковер или ковровое покрытие - это улучшит звучание верхнего баса и середины. Но не переусердствуйте, иначе звучание будет мертвым и безжизненным, как при открытом окне. Очень хорошие результаты получаются при оклейке потолка пробковыми или рифлеными пенопластовыми панелями.
Изменяя угол расположения АС (см. рис. 3) можно значительно улучшить локализацию звучания. Разверните АС носками внутрь и установите их так, чтобы исходящие от АС оси пересекались на некотором расстоянии прямо перед вами. Как - бы поймайте звук в фокус. Установите ваши АС подальше о стен и углов, насколько позволяют возможности. Желательно, чтобы расстояние от задней стены было отличным от расстояния до боковой стены. При одинаковом расстоянии до стен возможно складывание отражающих волн, или наоборот их взаимное уничтожение. В результате чего возможно появление горба или глубокого провала “седловины” в области баса и неприятное бубнение.
Как писал А. Лихницкий (А/М №4 2001). Повлиять на низкочастотный подъем мы не в состоянии. Удаляя громкоговоритель от стен и пола, мы только понизим частоту, с которой этот подъем начинается. Но у нас есть возможность свести к минимуму провал. Для этого размеры X, Y, Z и 0,5d (см. рис. 4) следует выбрать не равными друг другу. Возникает вопрос, что означает не равные? Ответ лежит на поверхности. Нужно компенсировать седловину, образующуюся из-за взаимодействия громкоговорителя с одним мнимым источником, нечетким максимумом, который возникает и результате взаимодействия этого громкоговорителя с другим мнимым источником. Такую компенсацию полезно сделать в каждой паре взаимодействующих источников звука. Как видно из рис. 4, для такой компенсации нужно среди размеров X, Y, Z и 0,5d, произвольным образом взять две пары и затем установить в каждой из них отношение размеров равное 1,7. В комнате прослушивания такое соотношение может быть без затрат определено (см. рис. 5).
После того как громкоговорители установлены в рассчитанное положение, свободное соотношение между размерами X и Y (или Z и d) желательно уточнить по результатам измерении общей мощностной АЧХ громкоговорителей, а еще правильнее - основываясь на оценке характера звучания басовых нот контрабаса и литавр.
И последнее, хочу описать точку зрения А. Лихницкого, о местонахождении слушателя в комнате прослушивания. Слушатель должен находиться на равном расстоянии от громкоговорителей стереосистемы, причем угол между ними (с вершиной у его головы) должен составлять от 50 до 70°. Кроме того, он обязательно должен быть в зоне баланса амплитуд четных и нечетный, продольных, аксиальных стоячих волн. Сразу замечу, что этого баланса вы не получите, если попытаетесь расположиться в центре комнаты, так как там могут быть только нулевые амплитуды (узлы) нечетных стоячих воли. Требуемый баланс нужно искать, отступив от центра комнаты на расстояние, которое составляет 10 - 15% ее длины. Проще всего место этого баланса искать на слух. Проиграйте через аудиосистему запись органной музыки, и, двигая кресло, в котором вы сидите, взад и вперед, добейтесь приемлемой артикуляции и легкости звучания баса.
И главное, не ставьте между АС стойки и тумбочки, если у вас все таки стоит стойка, то выдвиньте АС вперед или подвиньте стойку к стене.
Материалы: http://audiophilesoft.ru/publ/acoustic/acoustic_setup/8-1-0-171