≪
-
Срок службы транспортного средства напрямую зависит от того, сколько времени будет работать двигатель, сколько будет жить кузов и трансмиссия. Каждая из этих частей и узлов зависит от внимательности и ответственности автовладельца, а также правильности ухода за транспортным средством. Чтобы агрегаты автомобиля были в нормальном состоянии, нужно регулярно следить за состоянием и уровнем масла, за счет которого уменьшается трение между рабочими поверхностями. То, насколько часто необходимо менять масло в МКПП и какую марку заливать, зависит от интенсивности эксплуатации и марки авто.
Специалисты на вопрос периодичности замены масла в МКПП советуют руководствоваться инструкцией по эксплуатации к авто. Менять его следует через каждые 35-40 тыс. километров пробега. Если машина подвержена высоким нагрузкам и каждый день эксплуатируется вами, менять масло надо не реже раза в год.
Когда менять масло в б/у автомобиле?
Подержанные автомобили требуют к себе особого внимания, так как нельзя точно сказать, как к нему относился предыдущий владелец, а также когда и какое масло заливали в трансмиссию, поэтому при покупке б/у автомобиля трудно сказать, через какое время надо менять масло – лучше не рисковать и заливать новое. Если машину пригнали из заграницы, там наверняка меняли только моторное масло и фильтры, а про замену смазки в коробке многие не думают. Это неизбежно приводит к многим неприятным поломкам, вызванным сильным износом деталей МКПП и необходимостью капитального ремонта. Периодичность замены масла в механической трансмиссии зависит от того, какой тип смазочной жидкости используется в том или ином автомобиле.
Классификация масел для трансмиссии
Существуют разные виды трансмиссионного масла. Рассмотрим их более подробно…
Минеральное масло
Минеральное масло, называемое просто минералкой, обычно заливают в низкооборотистые коробки передач и мосты, трение в которых не очень высокое, а количество оборотов мотора не превышает 2-3 тыс. в минуту. К этой категории относят в основном заднеприводные модели, такие как отечественные ВАЗы или некоторые полугрузовые авто. Отметим, что на вопрос периодичности замены масла в подобной коробке нельзя дать однозначного ответа – примерно через каждые 30-40 тыс. километров пробега. Это связано с тем, что минеральное масло практически не очищается, а поэтому достаточно быстро смазка утрачивает свои полезные свойства. Стоимость минерального масла самая низкая среди существующих видов масла. К маслам минеральным для МКПП относят жидкости со спецификацией SAE75W-90, которые можно найти в ассортименте многих компаний, таких как Лукойл, Мобил и многие другие.
Полусинтетическое масло
Полусинтетику заливают в высокооборотистые автомобили и МКПП тех авто, которые переносят высокие нагрузки. Высокооборотистые двигатели – это те, которые работают в диапазоне 3-4 тыс. оборотов в минуту. К ним относят переднеприводные авто, среди которых следующие:
Полусинтетическое масло содержит в составе особые химически активные присадки, которые способствуют уменьшению трения и защищают детали от коррозии, обволакивая шестерни и детали стойкой к повреждениям пленкой. Среди преимуществ полусинтетики можно выделить доступную цену, по сравнению с синтетикой. Менять полусинтетическое масло в МКПП надо через каждые 40-50 тыс. километров пробега.
Среди полусинтетических масел можно выделить следующие:
- Castrol Syntrans Multivehicle 75W-90;
- ELF TRANSELF EP 80w90 GL-4;
- MANNOL FWD Getriebeoel 75W-85 API GL 4.
Синтетическое масло
Синтетику заливают в основном в автоматические коробки передач. Максимально очищенное это масло содержит в составе все необходимые присадки, предупреждающие высокие нагрузки, коррозию и защищающие детали от износа.
В некоторые МКПП также заливают синтетику – это касается дорогих скоростных иномарок. Стоимость синтетического масла немалая, но она оправдана, так как масло эффективно работает. Возникает обычный вопрос: как часть надо менять синтетическое масло в коробке передач? В МКПП менять синтетику надо не реже, чем каждые 60-70 тыс. километров пробега.
К синтетическим маслам для МКПП относятся:
- TOTAL TRANS SYN FE 75w90 GL-4/GL-5;
- SHELL SPIRAX GSX (S6 GXME) 75w80 GL-4;
- MOTUL GEAR 300 LS 75w90 GL-5+LSD;
- MOBILUBE 1 SHC 75W90 GL-4/5;
- MANNOL Extra Getriebeoel 75W-90 API GL 5.
Теперь вы знаете все о замене масла в механической коробке переключения передач. Подводя итоги, хочется отметить, что однозначного ответа на вопрос о периодичности замены масла в МКПП нет – все зависит от различных факторов, которые важно учитывать при покупке авто и замене масла.
При покупке масла учитывайте возраст транспортного средства, максимальные обороты двигателя и интенсивность эксплуатации автомобиля. Также не забывайте учитывать свои финансовые возможности. Своевременная замена масла и правильное обслуживание машины – залог долгой и стабильной службы авто.
Как заменить масло в АКПП Хонда Цивик 4Д и как часто это делать?
Как произвести замену масла в АКПП в Ауди А4?
Как самостоятельно заменить масло в вариаторе Outlander XL?
Замена масла в коробке передач AL-4 в Пежо 308
Как поменять масло в коробке автомат Нисан Тиана
Самостоятельная смена масла в акпп Ниссан Тиида
Материалы: http://driving24.ru/vidy-masla-dlya-mkpp-i-periodichnost-ego-zameny/
2 ≫
-
Это вечный вопрос, который мучает автолюбителей. С одной стороны и так ясно, чем чаще, тем лучше, но с другой – на качественное масло нужно немало потратиться. Поэтому перед автовладельцами остро стоит проблема замены масла – как часто его необходимо менять и что будет, если не менять или редко менять масло.
Как часто менять масло в двигателе
Пригодность масла определяется с помощью теста на прозрачность. Перед тестом необходимо, чтобы ваша машина проработала несколько минут. Затем с помощью щупа необходимо взять немного вещества для пробы. Если масло оказалось темно-коричневым, почти черным, то оно подлежит замене. А вот светлый оттенок говорит о том, что замену вполне можно отложить на потом.
Периодичность замены масла зависит от его качества и типа двигателя. Производители авто дают следующие рекомендации: для бензиновых двигателей рекомендовано проводить замену масла каждые 15-20 тыс. км, а для дизельных – 8-10 тыс. км, обусловлено это тем, что дизельный двигатель имеет иное строение и тип топлива. Но если брать в учет наши дороги и качество бензина, а они, как известно, оставляют желать лучшего, то можно смело указанные цифры поделить на два.
Если не следовать рекомендациям и не менять масло в двигателе в срок, то это может нанести существенный урон механическим элементам силовой установки и трансмиссии вплоть до выхода из строя деталей и узлов. Старое масло является причиной следующих проблем:
- Изнашиваются трущиеся и подвижные поверхности из-за трения
- Ухудшается отвод тепла от трущихся элементов двигателя
- Ухудшается или прекращается «впитывание» маслом продуктов горения и продуктов износа двигателя (металлическая стружка и пыль)
- Ухудшается коррозионная стойкость двигателя
Наглядный пример того, что будет, если не менять масло в моторе (на фотографии 3,2-литровый двигатель Audi TT):
Как часто следует менять масло в коробке передач
Все знают, что нужно рано или поздно производить замену моторного масла, но очень часто забывают про саму коробку передач, масло в которой тоже необходимо регулярно менять. Интервал замены зависит от типа самой коробки передач и от продолжительности эксплуатации самого вида масла.
Если вовремя не производить замену, то свойства присадок теряются и уменьшается защита рабочих поверхностей, вследствие чего последствия могут быть неприятными — надоедливое гудение шестерен и их разрушение, и, в конечном счете, заклинивание самой коробки. Это касается как автомобилей с передним, так и с полным приводом. Однако масло не с такой скоростью лишается смазочных свойств в автомобилях с задним приводом, вследствие чего служит значительно дольше.
Как говорилось выше, периодичность замены зависит от самого автомобиля и, конечно же, от видов масел:
- Минеральное масло находит применение в старых автомобилях с задним приводом. Свойства самоочищения в данном масле отсутствуют. Его следует менять каждые 25-40 тыс. км.
- Автомобили эконом класса и доступные по цене иномарки исключительно с передним приводом предпочитают полусинтетические масла. Его же нужно менять 45-50 тыс. км.
- В авто высокого класса по преимуществу используют синтетические масла. У этого масла большое количество присадок, которое защищает детали от износа. Менять такое масло рекомендуют каждые 65-70 тыс. км. В коробке автомат показатель несколько ниже, и составляет до 50 тыс. км.
Не стоит забывать о том, что только безупречный режим эксплуатации и своевременное техническое обслуживание может продлить жизнь автомобиля. Необходимость замены масла можно выяснить в любом сервисном центре.
Тематические новости:
5 8 сентября 2017
7 31 августа 2017
8 18 августа 2017
9 13 августа 2017
39 22 июля 2017
61 15 июля 2017
Автомобильный журнал «Авторелиз» © 2014 – 2016
гиперссылкой на новостной онлайн-ресурс «Авторелиз».
Материалы: http://avtoreliz.com/13028-kak-chasto-nuzhno-menyat-maslo-v-dvigatele-i-korobke-peredach.html
3 ≫
-
Многие автовладельцы не знают, через сколько менять масло в двигателе своего автомобиля или сомневаются в предоставленных производителем данных по периодичности замены расходников. И не спроста. Производить замену через каждые 10—15 тысяч километров зачастую не совсем верно. Лучше при этом руководствоваться количеством отработанных моточасов и средней скоростью. В ответе на вопрос о том, как часто менять масло в двигателе присутствует много составляющих. Среди них — рекомендации автопроизводителя, условия эксплуатации машины (тяжелые/легкие, в городе/на трассе, часто/редко используется), пробег до замены масла и общий пробег, техническое состояние автомобиля, используемое масло и так далее.
Также на периодичность замены масла в двигателе влияют дополнительные факторы — количество моточасов, мощность и объем двигателя, время с последней замены масла (даже без учета эксплуатации машины). Далее мы подробно расскажем вам о том, как часто менять масло в двигателе, каким оно бывает, и других вещах, которые наверняка будут вам полезны.
Каждый автопроизводитель в мануале к машине указывает подробную информацию о том, когда менять масло в двигателе. Однако дело в том, что эти сведения не всегда корректны. Как правило, в документации стоит значение 10. 15 тысяч километров пробега (в каждом отдельном случае количество может отличаться). Но на самом деле на пробег между заменами влияют несколько факторов.
10 показателей влияющих на сроки замены моторного масла
- Вид топлива (газ, бензин, дизель) и его качество
- Объем двигателя
- Марка ранее залитого масла (synthetic, Semy-Synt, mineral oil)
- Классификация и тип применяемых масел (API и система longlife)
- Состояние моторного масла
- Способ замены
- Общий пробег двигателя
- Техническое состояние авто
- Эксплуатационные условия и режимы
- Качество расходных материалов
Предписания производителя в этот список не включен, поскольку для него сервисный интервал – понятие маркетинговое.
Режимы эксплуатации
В первую очередь на сроки замены масла в двигателе влияет эксплуатация автомобиля. Не вникая в суть различных переходных процессов, стоит упомянуть два основных режима — по трассе и в городе. Дело в том, что когда автомобиль едет по трассе, во-первых, километраж набегает гораздо быстрее, а во-вторых, происходит нормальное охлаждение двигателя. Соответственно, нагрузка на мотор и на используемое в нем масло не так высока. Напротив, если машина используется в городе, то пробег у нее будет значительно ниже, а нагрузка на двигатель будет выше в силу того, что она часто стоит на светофорах и пробках с включенным мотором. Охлаждение при этом будет недостаточное.
В связи с этим более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы, как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике. Приведем пример. 10 тысяч километров в городских условиях (со средней скоростью 20. 25 км/ч) машина проедет за 400. 500 моточасов. А те же 10 тысяч по трассе со скоростью 100 км/ч — лишь за 100 моточасов. Тем более, что условия эксплуатации двигателя и масла на трассе гораздо мягче.
Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Особенно это актуально в случае, когда его уровень в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше минимального уровня. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.
Объем и тип двигателя
Что влияет на частоту замены масла
Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100. 130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.
Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.
Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.
Дополнительные факторы
Сюда стоит отнести высокую температуру термостатирования (рабочую температуру), плохую вентиляцию картера двигателя (особенно при езде в городских условиях), использование некачественного или неподходящего для данного двигателя масла, наличие грязи в масляных каналах, засоренный масляный фильтр, рабочий температурный диапазон масла.
Также большое значение играет тип используемого масла — минеральное, полусинтетическое или полностью синтетическое. О каждом из упомянутых видов вы можете почитать отдельно по приведенным ссылкам.
Индикация на приборной панели
Что может случиться с машиной, если долго не менять масло в двигателе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, какие функции оно выполняет. Любое масло состоит из так называемой “базы” и некоторого количества присадок. Именно они выполняют защиту деталей двигателя.
Во время эксплуатации машины, и даже ее стоянки, происходит беспрерывное химическое разрушение присадок. Естественно, что при езде этот процесс выполняется быстрее. При этом формируются естественные отложения на картере двигателя, происходят окислительные процессы с отдельными составляющими масла, меняется его вязкость и даже уровень кислотности pH. Именно эти факты являются ответами на вопрос — зачем менять масло раз в год минимум.
А при значительной нагрузке описанные процессы в масле происходят с еще большей скоростью. Особенно при большой температуре. Однако современные производители постоянно улучшают технологии и химические составы своих масел. Поэтому они способны длительное время противостоять загрязнению и воздействию высоких температур.
Во многих современных автомобилях ЭБУ постоянно отслеживает, через какое время менять масло в двигателе. Естественно, это решение принимается на основе эмпирической методики. В ее основе лежат фактические данные — среднее количество оборотов двигателя, температура масла и мотора, число холодных пусков, скоростной режим и так далее. Кроме этого, в программе учитываются погрешности и технические допуски. Поэтому компьютер сообщает лишь приблизительное время, когда нужно менять масло в двигателе.
К сожалению, на полках магазинов не только Российской Федерации, но и других стран СНГ, в настоящее время продается большое количество некачественных или попросту поддельных моторных масел. А учитывая, что и топливо у нас зачастую некачественное, то периодичность замены масла нужно еще корректировать. В частности, если говорить, через сколько км менять масло в двигателе, то рекомендуемое количество нужно уменьшить приблизительно на треть. То есть, вместо часто рекомендуемых 10 тысяч менять через 7. 7,5 тысяч.
Перечислим причины и последствия несвоевременной замены моторного масла:
Отложения в двигателе
- Формирование отложений. Причины этого явления заключаются в процессе разрушения присадок или загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Следствиями становятся значительное снижение мощности мотора, увеличения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, их почернение.
- Значительный износ двигателя. Причины — масла теряют свои свойства из-за изменения состава присадок.
- Повышение вязкости масла. Это может произойти по тем же причинам. В частности, из-за окисления или нарушения полимеризации присадок вследствии неправильного подбора масла. К проблемам, возникающим на почве этого, стоит отнести трудности с циркуляцией масла, значительный износ двигателя и отдельных его элементов. А возникающее масляное голодание двигателя может привести к трудностям с запуском на холодную, в критических случаях возможен даже отказ двигателя.
- Проворот шатунных вкладышей. Это происходит по причине засорения масляного канала загустевшим составом. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши. Из-за этого возникает их перегрев и проворот.
- Значительный износ турбокомпрессора (при его наличии). В частности. велик риск повреждения ротора. Он возникает по причине того, что отработанное масло оказывает значительное воздействие на вал компрессора и подшипников. Вследствие чего на них образуются повреждения и царапины. А кроме этого, грязное масло приводит к засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.
Описанные выше проблемы свойственны машинам, эксплуатирующихся в городских условиях. Ведь именно она считается одной из самых сложных для двигателя. Далее приведем интересные фактические данные, которые были получены экспериментально. Они помогут вам определиться, через какой пробег менять масло в двигателе.
Специалистами известного автомобильного журнала «За рулем» были проведены полугодовые исследования нескольких типов синтетических масел при условиях эксплуатации машин в городских пробках (на холостых оборотах). Для этого двигатели работали в течении 120 моточасов (аналог пробега 10 тысяч километров по трассе) на оборотах 800 об/мин без охлаждения. В результате были получены интересные факты.
Первое — вязкость всех моторных масел при продолжительной работе на холостых оборотах до определенного (критического) момента существенно меньше, чем при езде “по трассе”. Это происходит по причине того, что на холостых оборотах возникает пропуск отработанных газов и несгоревшего топлива в картер двигателя, где все это смешивается с маслом. При этом в топливе может оказаться некоторое (незначительное) количества масла.
Значение падения вязкости моторного масла составляет порядка 0,4. 0,6 сСт (сантистокс). Это значение находится в пределах 5. 6% от среднего уровня. То есть, вязкость находится в пределах нормы. Однако это происходит лишь до определенного момента.
Чистое и отработанное моторные масла
Приблизительно на 70. 100 моточасе (у каждого масла по-разному, однако тенденция у всех одинаковая) вязкость начинает резко возрастать. Причем гораздо стремительнее, чем при работе в режиме “трасса”. Причины этого заключаются в следующем. Масло постоянно контактирует с продуктами неполного сгорания (о чем писалось выше), и достигает своего критического насыщения. Упомянутые продукты имеют определенную кислотность, которая и передается маслу. Также сказывается отсутствие вентиляции и малая турбулизация топливовоздушной смеси вследствие того, что поршень ходит относительно медленно. Из-за этого скорость сгорания топлива ниже среднего, а попадание отработанных газов в картер максимально.
Распространенное мнение о том, что в режиме холостого хода в двигателе образуется большое количество грязи экспериментально не подтвердилось. Однако при этом количество высокотемпературных отложений было мало, а количество низкотемпературных отложений — велико.
Что касается продуктов износа, то их количество значительно больше у масла, эксплуатируемого в режиме “пробки”, чем у того, которое было на “трассе”. Причина этого заключается в низкой скорости движения поршней, а также высокой рабочей температуре масла (отсутствие вентиляции). Что касается угара, то каждое масло ведет себя по своему. Однако можно утверждать, что по причине высоких рабочих температур и увеличения густоты также будет увеличиваться и угар.
На основании приведенной информации попытаемся систематизировать данные и ответить на вопрос, через сколько километров менять масло в двигателе.
Далее подробнее остановимся на вопросе, с какой периодичностью менять масло в двигателе. Как указывалось выше, к рекомендациям автопроизводителей необходимо относиться весьма скептически. Не совсем игнорировать их, но вносить свои поправки. Если вы ездите на машине лишь в условиях города (по статистике, таких автовладельцев большинство), то это означает, что масло эксплуатируется в тяжелом режиме. Помните, что чем меньше масла в картере — тем быстрее оно стареет. Поэтому его оптимальный уровень — немного ниже максимальной отметки на индикаторном щупе.
Через сколько тысяч менять масло в двигателе?
Расчет моточасов для замены масла
Выше мы писали о том, что грамотнее высчитывать периодичность замены масла по моточасам. Однако сложность такой методики заключается в том, что порой трудно перевести километры в моточасы, и на основании этой информации получить ответ. Рассмотрим подробнее две методики, которые позволяют эмпирически, однако достаточно точно, вычислить, через сколько менять синтетическое (и не только) масло в двигателе. Для этого ваша машина должна иметь ЭБУ, который показывает среднюю скорость и расход топлива за последние хотя бы одну тысячу километров пробега (чем больше пробег, тем точнее будут вычисления).
Итак, способ первый (расчет по скорости). Для этого вам необходимо знать среднюю скорость вашего автомобиля за последние несколько тысяч километров пробега и рекомендации автопроизводителя, на каком пробеге необходимо менять масло. Например, пробег до замены масла — 15 тысяч километров, а средняя скорость по городу — 29,5 км/ч.
Соответственно, чтобы вычислить количество моточасов, необходимо расстояние разделить на скорость. В нашем случае это будет 15000 / 29,5 = 508 моточасов. То есть, получается, чтобы производить замену масла при данных условиях, необходимо использовать состав с ресурсом 508 моточасов. Однако в реальности таких масел попросту не существует на сегодняшний день.
Предлагаем для вас таблицу, где приведены типы моторных масел и соответствующие им значения моточасов по API (American Petroleum Institute):
Предположим, что в двигателе автомобиля залито масло класса SM/SN, которое имеет рабочий ресурс 350 моточасов. Для вычисления пробега необходимо 350 моточасов умножить на среднюю скорость 29,5 км/ч. В результате получим 10325 км. Как видите, этот пробег разительно отличается от того, который предлагает нам автопроизводитель. А если средняя скорость будет составлять 21,5 км/ч (что более характерно для больших мегаполисов с учетом пробок и простоев), то с теми же 350 моточасами мы получим 7525 км пробега! Теперь наглядно становится ясно, почему необходимо делить рекомендуемый автопроизводителем пробег в 1,5. 2 раза.
Другой метод расчета основывается на количестве расходуемого топлива. В качестве исходных данных нужно знать, какой объем топлива по паспорту тратит ваша машина на 100 км пути, а также это фактическое значение. Его можно взять из того же ЭБУ. Предположим, что по паспорту машина “берет” 8 л / 100 км, а фактически — 10,6 л / 100 км. Пробег для замены остается прежним — 15000 км. Выведем пропорцию и узнаем, сколько теоретически машина должна потратить на преодоление 15000 км: 15000 км * 8 литров / 100 км = 1200 литров. Теперь произведем аналогичные расчеты для фактических данных: 15000 * 10,6 / 100 = 1590 литров.
Теперь нам нужно вычислить, при каком расстоянии необходимо проводить фактическую замену масла (то есть, сколько автомобиль проедет на теоретических 1200 литрах топлива). Воспользуемся аналогичной пропорцией: 1200 литров * 15000 км / 1590 литров = 11320 км.
Представляем для вас электронный калькулятор, который позволит вам вычислить значение фактического пробега до замены масла, используя следующие данные: теоретический расход топлива на 100 км, фактический расход топлива на 100 км, теоретическое расстояние до замены масла в километрах:
Однако самый простой и действенный метод проверки — визуальный осмотр состояния масла. Для этого не ленитесь периодически открывать капот и проверять, не загустело и не подгорело ли масло. Его состояние можно оценить визуально. Если вы увидели, что масло стекает со щупа как вода, то это верный признак, что масло подлежите замене. Еще один интересный метод проверки — по растеканию состава по салфетке. Очень жидкое масло образует большое и жидкое пятно, которое скажет вам о том, что жидкость пора менять. Если это так — сразу же езжайте в автосервис или проведите процедуру самостоятельно. Как это сделать вы можете прочитать в соответствующем материале.
Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять масло в дизеле необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.
Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5. 2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.
Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число — тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11. 14 единиц.
Второе немаловажное число, характеризующее масло, — это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля.
Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5);
- масло B — 5W30 (TBN 9,3);
- масло С — 10W30 (TBN 12);
- масло D — 5W30 (TBN 9,2).
Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5) — полностью было отработано через 7000 км;
- масло B — 5W30 (TBN 9,3) — полностью было отработано через 11500 км;
- масло С — 10W30 (TBN 12) — полностью было отработано через 18 000 км;
- масло D — 5W30 (TBN 9,2) — полностью было отработано через 11500 км.
То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:
- Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
- Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11. 12.
- Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8. 10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6. 7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.
Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.
Выводы
Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.
Материалы: http://etlib.ru/blog/577-cherez-skolko-km-menyat-maslo-v-dvigatele