Облегченный маховик на классику

Наверное, нет такой детали в двигателе жигулевской «классики», куда не сунул бы нос талантливый отечественный автолюбитель тюнинга. Даже в такой монументальной железяке, как маховик, нашлось место для модернизации путем снижения веса. При внешней простоте облегченный маховик показал реальное улучшение характеристик мотора.

Что дает облегченный маховик

Советский автопром проектировал двигатели с завышенным, в сравнении с нормативным, запасом прочности. Причина была проста: прочность изделия можно было обеспечить либо качеством металла, либо увеличением толщины несущей конструкции. В советских вариантах запас прочности был минимум трехкратный, и даже после улучшения качества стали его уже не меняли.

Это не значит, что специалисты ошибались. В изготовление маховика с увеличенной массой и инерцией закладывался определенный смысл:

  • увеличенный вес и инерция способствовали накоплению энергии вращения, что должно было улучшить процесс переключения передач и сделать езду комфортнее без дополнительных подгазовок;
  • выравнивалась пульсация вращения коленвала из-за четырехцилиндрового двигателя, особенно, если один из цилиндров резко потерял компрессию;
  • маховик был основой для крепления корзины сцепления и должен был работать даже при наличии трещин.

Но, как оказалось, облегченный маховик на авто справляется со своими обязанностями ничуть не хуже.

Реально на практике процесс аккуратного снятия металла с некритических мест позволил получить облегченный маховик на классику с весом 3,8 кг против 6,8 кг заводского веса. При этом можно смело утверждать, что «блин» с «копейки» потерял больше 60% момента инерции, так как металл на облегченном изделии был удален преимущественно с периферийной зоны.

В общем, нехитрая операция позволила получить:

  • повышенную приемистость мотора;
  • экономию топлива из-за отсутствия перегазовок на 3-5 %;
  • легкий и комфортный набор скорости.

Как правильно изготовить облегченный маховик

Процедура мало чем отличается от обычной проточки диска. Сам маховик помещают в планшайбу токарного станка и тщательно центрируют, добиваясь минимального биения венца не более 0,01 по индикатору. Съем металла выполняют расточным резцом на оборотах не более 300 об/мин.

Металл удаляют с внутренней стороны зоны, непосредственно примыкающей к зубчатому венцу, не трогая полку установки корзины сцепления. Второй зоной является внутренняя поверхность маховика, его срединная часть. Здесь металл может сниматься на 30-40%.

Зачастую для получения более легких облегченных маховиков, в периферийной зоне концевой фрезой выполняют сквозные окна или ребра. Вариант получения облегченного изделия вполне реальный, но для отечественных автомобилей лучше не использовать из-за низкого качества металла. Тонкий облегченный венец в ударном режиме может легко быть расколот или надломлен.

Если нет уверенности в качестве выполняемых работ, то лучше купить готовый. Контор, изготавливающих или переделывающих из имеющегося запаса, предостаточно. В среднем цена облегченного маховика на вазовскую 01 модель потянет всего пару тысяч рубликов.

Облегчённый маховик на ВАЗ – на видео:

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2822

2 ≫

Для чего вообще нужен облегченный маховик на ВАЗ 2101? Облегченный маховик способствует быстрому набиранию оборотов двигателем, ослабляет нагрузку на подшипники коленвала. В большинстве случаев, автолюбители идут в специальные магазины, и покупают там уже готовые тоюнингованные запчасти. Но не в нашем случае. Можно произвести тюнинг маховика своими руками, либо сделать его с нуля, но при этом нам понадобится дюралевая заготовка.

Последний вариант предназначен для автомобилей, которые участвуют в гонках. В этом случае нам нужно найти высококвалифицированного мастера по станкам и подходящий материал. В данной статье мы рассмотрим вариант с облегчением стоковского (стандартного) маховика. Только вот лишь одно облегчение маховика высоких результатов не даст. Нужно облегчение еще таких деталей: поршни, коленчатый вал, пальцы, шатуны и т.п. Итак, приступим к работе. Демунтируем наш маховик с автомобиля ВАЗ 2101. Для дальнейшего выполнения работ нам потребуется токарь или токарный станок. Стандартный маховик на автомобиле ВАЗ 2101 имеет массу 7 кг, после обработки его масса должна быть не более 4.8 кг. После облегчения маховика зубчатый венец следует прихватить сваркой, так будет гораздо надежнее. Также после облегчения стоит произвести балансировку, хотя бы статически, а лучше всего с коленчатым валом в сборе. Динамическая балансировка производится с помощью специального оборудования, выполняют такую балансировку обычно на СТО.

Но не всегда Вы можете найти такой вид работ у себя в городе. Так что давайте попробуем произвести балансировку у себя в гараже. Сделать статическую балансировку не так сложно, но она менее точная чем динамическая, и все же лучше, чем ездить вообще без балансировки. Данный вид работ производится на двух подставках или ножках, которые установлены горизонтально. Посередине маховика имеется отверстие, в то отверстие устанавливаем с небольшим натягом ровный валик и укладываем на приготовленные ножки. С небольшой скоростью прокручивайте маховик и старайтесь заметить, какая часть маховика оказывается внизу. Чтобы облегчить задачу, на противоположной стороне маховика вешаем груз и смотрим снова. В итоге, внизу у нас находятся всегда разные части маховика. Есть способ выполнения динамической балансировки своими руками. Берем длинную ось так, чтобы маховик сидел на краю этой оси. Начинайте раскручивать маховик. Рукой Вы чувствуете малейшие вибрации, которые передаются через ось. Останавливаем, и закручиваем в палец маховика приготовленный кусок прута с нарезанной резьбой. Таких кусочков должно быть несколько и они должны иметь разную длину, они будут выполнять роль грузиков. Продолжайте вкручивать грузики в пальцы и обращайте внимание на увеличение и уменьшение биений. В тот момент когда наблюдаются минимальные биения, с противоположной стороны сделайте отверстие, выкрутите прктик и проверьте. Постепенно доводим показатели до идеала.

Часто спрашивают:
Комментарии

Пожалуйста Евгений,подскажите а чей это маховик на фото,спрашиваю не любопытства ради,для дела:нужен маховик на "классику",но под 8 отверстий крепления(на3S-GE "тойота"),хочу состыковать с нивовской коробкой,естественно для нивы.

Материалы: http://avto-vaz.com/view_tuning_vaz.php?id=27

3 ≫

on 03 Ноября 2010 .

Множество всевозможных мнений существует по поводу облегченных маховиков на ваз классику и другие автомобили. Некоторые говорят, что облегченный маховик – это бесполезная штуковина и деньги на ветер. Кто-то наоборот убеждает окружающих и себя, что облегченный маховик добавил его машине невиданную мощность. Внесем ясность в этот вопрос. Почему же столько разных мнений об облегченном маховике, который уже давно стал неотъемлемой частью спортивного (доработанного) двигателя ваз?

Многие, пытаясь теоретически посчитать «приход» от облегченного маховика, бросают это «неблагодарное» занятие, загрузившись основами теоретической механики. Мы попробуем вычислить приблизительную разницу, упростив задачу и учитывая только инерционные составляющие облегченного маховика. Можно прикинуть разницу работ, совершаемых, скажем, при разгоне автомобиля с массой 900 кг и рабочим диапазоном двигателя 3000-6000 об/мин («околостандартный» двигатель) до скорости 150 км/ч.

Примем разницу в весе маховиков до и после облегчения 1,5 кг. Это тот вес, потеря которого не сказывается на прочности облегченного маховика, и, что немаловажно, который можно удалить с максимального радиусаоблегченного маховика. Удаление металла с мест, расположенных на небольшом радиусе, дает снижение прочности и незначительное понижение момента инерции. Это одна из причин, по которой разные облегченные маховики дают различный эффект или, вернее, иногда его отсутствие.

Далее примем, что мы стартуем с 3000 об/мин и разгоняемся вплоть до 150 км/ч(41,7м/с) на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передачах. Если у нас стандартная коробка передач, то диапазоны выглядят так: 1-я передача 3000-6500 об/мин, переключение на 2-ю передачу на 3500-6500 об/мин, переключение на 3-ю передачу на 4500-6500 об/мин (VА = 132 км/ч), переключение на 4-ю передачу на 4500-5100 об/мин (VА = 150 км/ч).

Работу, совершенную по разгону автомобиля (инерционная составляющая), можно выразить через разницу кинетических энергий:

EK =(900*41,72)/2=781,3 кДж

Теперь посчитаем, какую энергию затрачивает двигатель на то, чтобы раскрутить «лишнюю» массу маховика, т.е. наши 1,5 кг. Очевидно, что энергия эта будет равняться сумме работ на каждой передаче:

где А1 = Еk(при 6500) - Еk(при 3000)

А2 = Еk(при 6500) - Еk(при 3500)

А3=Еk(при 6500)-Еk(при 4500)

А4=Еk(при 6500)-Еk(при 5100)

Кинетическая энергия вращающегося тела (облегченного маховика) вычисляется таким образом:

w – угловая скорость, p*n/30

Под JM мы будем подразумевать не момент инерции облегченного маховика, а только тех 1,5 кг, которые мы лишили нашу деталь – облегченный маховик.

Если учесть, что съем металла для двигателей 08-10 семейства, при изготовлении облегченного маховика, происходит на радиусе около 140 мм, то:

JM = 1,5 х 0,142 = 0,294 кг

w(при 5100)=533,8 (с-1)

w(при 4500)=471 (с-1)

w(при 3500)=366 (с-1)

w(при 3000)=314 (с-1)

Еk(при 5100)=4188 (Дж)

Еk(при 4500)=3261 (Дж)

Еk(при 3500)=1969 (Дж)

Еk(при 3000)=1449 (Дж)

SА=16377 (Дж) или 16,38 (кДж)

А это, как ни крути, 2,1% от работы затрачиваемой на разгон массы автомобиля.

Причем это существенная экономия работы (2,1%) только за счет облегченного маховика - а ведь есть еще другой прием в спортивном и тюнинговом двигателестроении - облегченный коленвал.

Понятно, что расчет не учитывает силы сопротивления дороги и воздуха, которые начинают значительно сказываться с ростом скорости. Однако, он позволяет оценить примерный эффект не на словах. Дальше каждый сам для себя решает необходимость установки облегченного маховика на собственный автомобиль.

Также, следует учесть, если произвести расчеты облегченного маховика для более высокооборотного двигателя (

9000 об/мин), то можно увидеть, что влияние лишнего веса на маховике сказывается более значительно (квадратичная зависимость).

  • Фото: облегченный маховик заднеприводного и полноприводного автомобиля ВАЗ.

Важно не забывать одно: все доработки, связанные с силовым агрегатом, начинают «хорошо работать» только при грамотной комбинации деталей и качественном их монтаже. И еще, необходимо помнить – все изменения должны производиться не в ущерб безопасности автомобиля, в качестве примера можно привести бездумное облегчение маховика, снижающее его прочность и надежность. Такие облегченные маховики часто встречаются на нашем рынке. Приобрести облегченный маховик можно на kartuning.ru

Незаменимым помощником при уборке гаража и покрасочно - рихтовочных работах станет промышленный пылесос керхер. Высокая мощность и надежность при относительно низкой цене.

Материалы: http://turbiruem.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D0%B7.html


Back to top