История автомобильного страхования

История автомобильного страхования началась с приходом автомобилей в повседневную жизнь человека. Это произошло примерно в восьмидесятых годах XIX века, после чего в девяностых годах того же столетия появились и первые автомобильные страховые полисы. Первый полис страхования автомобиля от ущерба был заключен Английской страховой компанией в 1895 году . Ориентиром для нового продукта послужили полисы страхования от огня, кражи и опыт страхования гражданской ответственности. При заключении первых договоров страхования автомобилей страховщики интересовались в первую очередь самим транспортным средством, характеристики водителя при этом не учитывались. В начале XX века стали появляться страховые компании, целиком ориентированные на страхование автомобилей.

К концу двадцатых годов в ряде британских страховых компаний возникло понимание необходимости установления единых правил страхования автомобилей. Поэтому были разработаны общие принципы этого вида страхования и минимальные тарифные ставки, путем проведения расчетов по объединенным накопленным статистическим данным. Эти расчеты легли в основу подписания «тарифного соглашения» среди компаний, входящих в Ассоциацию страховых контор (позднее вошли в состав Ассоциации британских страховых компаний). Компании, подписавшие «тарифное соглашение» являлись в основном крупными компаниями смешанного типа, т.е. занимающимися разными видами страхования. Клиенты, страхующие свой дом и жизнь в одной из компаний, почти наверняка страховали и автомобиль в этой же компании, т.е. соглашение формально не носило характер монополии. Тем не менее, к середине тридцатых годов в руках этих компаний оказалось порядка 60%-70% британского рынка страхования автомобилей.

Все же значительная доля рынка страхования автомобилей находилась в руках компаний, по тем или иным причинам не подписавшим тарифное соглашение. Это были как большие страховые компании, занимающиеся различными видами страхования, так и небольшие компании, ориентированные на автострахование. Обычно они давали тарифы чуть меньше установленных в тарифном соглашении, с тем расчетом, однако, чтобы их деятельность позволяла получать прибыль. Кроме того, эти компании занимались усовершенствованием полисных условий, стараясь предложить своим клиентам более удобное страховое покрытие.

Еще один альтернативный путь развития страхового рынка Англии осуществляли страховщики компании Ллойд. Они предлагали гибкие страховые программы как индивидуального, так и группового характера.

Во время второй мировой войны конкуренция на рынке автострахования значительно ослабла, поскольку только небольшое число автомобилей находилось в частном пользовании.

Послевоенный период охарактеризовался появлением так называемых «грибных» компаний. Эти компании стремились к быстрому наращиванию своих страховых портфелей за счет значительного понижения страховых взносов и увеличения комиссионного вознаграждения. Оптимизация бизнес-процессов внутри компании и применение более совершенных технологий ведения дел позволили им значительно экономить на издержках. Кроме того, часть вопросов, связанных с урегулированием убытков они также передавали в ведение страховых брокеров. Обострившаяся конкуренция со стороны этих компаний привела к отмене тарифного соглашения в 1968 году. Однако такие быстроразвивающиеся компании не обладали необходимыми знаниями и опытом работы, что привело в дальнейшем к ряду банкротств.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств было принято в Великобритании в 1930 году по Закону о дорожном движении («Road Traffic Act»). Страховое покрытие имело неограниченный размер, но рспространялось только на ответственность за причинение вреда жизни или здоровью потерпевших третьих лиц. Однако такие полисы редко предлагались к продаже, более распространенный вид полиса содержал страхование ответственности и за нанесение вреда имуществу третьих лиц. В след за принятием в 1983 году второй директивы ЕЭС об автотранспортном страховании все полисы страхования ответственности должны содержать условие возмещения ущерба по собственности третьих лиц, что не внесло серьезных изменений в практику заключения соответствующих договоров в Великобритании.

Около двух третей договоров страхования автомобилей содержат также условие возмещения ущерба застрахованному транспортному средству. Практики раздельного страхования ответственности и ущерба автомобилю в Великобритании нет. Типичный вариант состоит в следующем. Компания предлагает на выбор шесть способов покрытия, а именно: только ущерба, причиненного третьим лицам, а также ущерба от пожара и угона и «комбинированного» ущерба, с четырьмя уровнями франшизы, включая нулевой. Возможны также расширения стандартных форм покрытия, например, индивидуальные пособия по несчастному случаю.

В США важнейшее значение для страховой деятельности имеет ее законодательное регулирование. Первые из принятых в США регулирующих страховую деятель¬ность актов относятся к началу 1800-х годов. Законодательство в сфере страхования было призвано обеспечить защиту местных страховщиков от конкуренции со стороны иностранных компаний или компаний из других штатов, а также оградить население от произвола и неплатежеспособности страховых компаний.

Первый полис страхования автомобиля в Америке был выдан доктору Труману Джей Мартину в 1898 году . Полис соответствовал существующей форме страхования ответственности, возникающей при использовании лошадей и мулов. Договор страхования собственно автомобиля от ущерба был впервые подписан в Америке в 1902 году. Первый крупный убыток был урегулирован Бостонской страховой компанией в 1904 году. Уильям Уоллес ехал из Бостона в Вустер, когда его бензовоз взорвался. Первый закон, обязывающий владельца машины застраховать свою ответственность появился в штате Массачусетс в 1927 году.

В настоящее время в Америке существует тенденция обращения к кредитной истории страхователя при заключении договора страхования КАСКО. Считается, что клиент с плохой кредитной историей неблагонадежен, ему выставляется повышенный тариф. Клиенты с очень хорошей кредитной историей могут претендовать на скидку. Более 90% американских страховых компаний используют кредитную историю клиента при оценке его привлекательности для компании . В России такой фактор пока не может учитываться ввиду отсутствия кредитных историй большинства страхователей, так как официальное ведение кредитных историй, доступных для использования другими участниками рынка началось только в 2006 году.

В Советском Союзе сфера страхования была монополизирована единственным страховщиком – Госстрахом . Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на территории СССР с 1921 года на принципах хозяйственного расчета, т.е. государство напрямую не несло никакой ответственности по страховым операциям. Таким образом, автомобильное страхование также как и другие виды страхования, которыми занимался Госстрахом, существовало в бывшем СССР на протяжении нескольких десятилетий.

Важной датой для развития отечественного автомобильного страхования является 1 января 1969 года, когда были введены новые Правила добровольного страхования средств транспорта, принадлежащих гражданам, разработанные с учетом значительного улучшения условий страхования и удовлетворения запросов их владельцев. С этого года добровольное страхование средств транспорта впервые стало проводиться на случай хищения, гибели или повреждений в связи с угоном транспортных средств. До сих пор страхование автомобилей не было отдельным видом страхования, а относилось к добровольному страхованию имущества. На начало 1977 г. в целом по стране в добровольном порядке было застраховано 11% средств транспорта, имевшегося в личном пользовании, по г. Москве число договоров добровольного страхования транспортных средств достигало 86,3 тыс. и уровень охвата составил 33%.

Новая редакция правил, вступившая в силу с января 1978 года расширила перечень объектов страхования и учла потребности автовладельцев. С начала 1986 года в стране начали заключаться договора страхования «авто-комби», по которым страховой защитой обеспечивались автомобили вместе с багажом и водители (на случай смерти в результате ДТП). С 1989 года ответственность Госстраха начала распространяться и на травмы, полученные водителем и страхователем в результате ДТП.

В настоящее время в России можно выделить четыре вида автострахования. Это страхование КАСКО автомобилей, т.е. страхование от ущерба и угона; обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО); добровольное страхование автогражданской ответственности, в различных компаниях этот вид обозначают аббревиатурами ДАГО либо АГО; страхование по системе «зеленая карта». В то же самое время, можно утверждать, что видов автострахования в России всего два – это страхование от ущерба и от угона, т.е. КАСКО и страхование гражданской ответственности, которое в силу особенностей законодательного регулирования принимает различные формы.

Обязательное страхование автогражданской ответственности введено в России с 01 июля 2003 года законом № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. С 1 января 2004 года использование транспортных средств на дорогах Российской Федерации стало невозможным без наличия полиса ОСАГО. Полис ОСАГО покрывает ущерб, связанный с ответственностью владельца транспортного средства возместить ущерб жизни и/или здоровью третьих лиц в результате ДТП или имуществу третьих лиц. Предельное возмещение «в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего ». Ущерб свыше указанных лимитов виновник ДТП покрывает за счет собственных средств, либо за счет полиса добровольного страхования автогражданской ответственности.

Материалы: http://kf-fenix.ds78.ru/articles/1141851/

2 ≫

Страхование – первый и очень важный шаг на пути к финансовому благополучию. Когда ее нет, всегда остается риск, что в один далеко не самый прекрасный день все далеко идущие планы и мечты пойдут прахом. Однако, чтобы полис действительно помог вам и вашим близким компенсировать потери от возможных инцидентов, нужно очень внимательно подходить к вопросам выбора страховой компании и страховых программ.

В самом деле, только застраховав свою жизнь и жизнь своих близких можно рассчитывать, что в случае тяжелой болезни или травмы удастся получить квалифицированную медицинскую помощь. Причем, в полном объеме и без дополнительных затрат.

Иначе придется либо тратить колоссальные суммы на лечение (порой, людям приходится продавать единственную квартиру, не говоря уже о других активах, чтобы оплатить медобслуживание за границей!), либо положиться на отечественную медицину. А она, увы, с каждым годом становится все более платной и недоступной (об этом – в статье «Плати или болей?».

К сожалению, о возможности подобной ситуации никогда нельзя забывать. И даже если сегодня человек чувствует себя «на все сто» и в бизнесе у него «все о`кей», никто не сможет точно предсказать, что с ним не произойдет ничего дурного ни завтра, ни послезавтра.

Вот только несколько взятых из открытых источников примеров крупнейших страховых выплат в России.

В 2013 году компания «СиВ лайф» выплатила 105 миллионов рублей по факту гибели сотрудника одной из крупных компаний. Человек, застраховавший свою жизнь в рамках договора накопительного страхования, погиб в результате «противоправных действий третьих лиц».

Компания «Ингосстрах-жизнь» выплатила своему клиенту, ставшему инвалидом I группы, страховую компенсацию в размере 1,4 миллиона USD.

Одну из крупнейших выплат в истории российского ипотечного страхования произвел Страховой Дом ВСК.

В 2011 году скоропостижно, из-за сердечной недостаточности, умер один из его клиентов, оставив долг по программе ипотечного кредитования в размере 70 миллионов рублей.

Судя по всему, его семье пришлось бы продать жилье, чтобы рассчитаться с банком-кредитором. Однако специалисты ВСК признали случай страховым и произвели выплату в размере более 75 миллионов рублей. Из них примерно 70 миллионов пошло на покрытие долга перед банком, а 5,5 миллионов были выплачены родственникам спустя полгода, когда они вступили в права наследования.

Как видим, страхование жизни и здоровья в нашей стране работает вполне эффективно.

Подобным образом страхование имущества, автострахование и другие виды страховых программ позволяют обезопасить себя от серьезных материальных потерь при пожаре, ограблении, автомобильной аварии и других инцидентах, которые на языке страховщиков называются страховыми случаями.

Кстати, нередко приходится слышать, что автостраховка – якобы «выброшенные на ветер деньги». Приводятся аргументы, что будто бы не имеет смысла тратить десятки тысяч рублей на КАСКО, когда по теории вероятности шанс автоаварии близок к нулю. Однако, если авария, угон или иное ЧП все-таки происходят, оказывается, что несколько десятков тысяч рублей позволяют сэкономить несколько миллионов.

Вот, например, в 2014 году «РЕСО-Гарантия» выплатила петербургскому автовладельцу, попавшему в аварию на Audi S7, более 4 миллионов рублей. А москвичу, чей Bentley Continental Flying Spur на парковке был подожжен неизвестными лицами – 3,6 миллионов рублей.

Самая крупная выплата по КАСКО в 2014 году была произведена компанией «Альянс». Столичному автовладельцу, который разбил свой Bentley в ДТП, было выплачено 9,6 миллионов рублей компенсации.

Полагаю, вполне очевидно, что только когда у вас на руках есть страховой полис, можно не бояться остаться один на один со своей бедой!

При наступлении страхового случая вам (или вашим близким) достаточно собрать необходимый пакет документов и отнести его в страховую компанию. Рассмотрев материалы, компания производит выплату, которая полностью или частично покрывает понесенный вами ущерб.

Российский рынок страховых услуг буквально пестрит от множества предложений. Однако, выбор страховой компании – не простое решение. Возможно, что в истории даже хорошо известной компании найдутся «черные пятна», когда она без объективных причин подводила своих клиентов.

Поэтому лучше не полагаться на «волю случая» или собственную интуицию и предварительно получить профессиональную консультацию. Можно обратить к личному финансовому консультанту или другому специалисту в области финансовых или юридических услуг.

Кроме того, часто ли мы внимательно прочитываем договоры, которые собираемся подписать? Увы, многие россияне ограничиваются устной беседой с менеджером-консультантом и, если их все устроило, подписывают бумаги почти не глядя. И, конечно же, совершенно напрасно!

В тексте договора могут оказаться пункты, выполнение которых будет настолько затруднительно, что даже при наступлении страхового случая получить компенсацию будет почти невозможно. Этим, кстати, особенно часто грешат банки, навязывая заемщикам договоры страхования, которые по сути ни от чего застрахованное лицо не защищают. Впрочем, тема «добровольно-принудительного» страхования при оформлении кредитов требует отдельного разговора, и мы обязательно вернемся к ней в одной из следующих публикаций.

Тем, кто собирается в этом году оформить автостраховку ОСАГО, хотелось бы напомнить, что с 1 июля 2016 года страховые компании должны выдавать полисы нового образца. Подробнее о рисках и «подводных камнях», связанных с системой обязательного страхования автогражданской ответственности – в статье «ОСАГО: ваш полис недействителен!».

Безусловно, большинство российских страховых компаний «играет» по-честному. Но что делать, если страховой случай наступил, а компания повела себя некорректно и отказывает в выплате?

Прежде всего, проверьте: действительно ли ваш страховой полис покрывает те риски, из-за которых вы претерпели ущерб?

Для этого следует внимательно изучить договор.

Обратите особое внимание на пункты, в которых перечисляются страховые случаи, а также – условия, которые могут препятствовать выплате страховой премии.

Обычно компании очень подробно расписывают, в каких ситуациях они считают себя вправе отказать клиенту в страховой выплате. Как правило, это касается действий, совершенных или несовершенных клиентом.

В договоре также четко прописывается, на какую компенсацию вы можете рассчитывать. Чаще всего компания берет на себя обязательства произвести выплату в пределах страхового покрытия/лимита или пропорционально ущербу, полученному клиентом.

Разумеется, не предусмотренные договором случаи ущерба страховыми не являются и страховая компания не будет их компенсировать.

Следующий шаг – выяснение причин, в силу которых страховая компания отказывается выплатить вам компенсацию.

Обратитесь к менеджеру страховой компании с требованием предоставить вам обоснованный письменный отказ в выплате. Проследите, чтобы в официальном ответе компании обязательно были ссылки на конкретные Российские законы, правила страхования и другие нормативные документы.

Как показывает практика, клиент чаще всего получает отказ в следующих случаях:

А) Пропущены сроки подачи документов, связанных с наступлением страхового случая.

Если вы без объективных причин нарушили данный пункт договора, можно только развести руками… сами виноваты. Но если на то была веская причина: длительная командировка, тяжелое заболевание или травма и т.п., известите об этом представителей компании.

В крайнем случае вы можете обратиться в суд – закон на вашей стороне! Впрочем, менеджеры-страховщики это тоже понимают и, скорее всего, постараются решить вопрос в вашу пользу в досудебном порядке.

Б) Представлен неполный пакет документов. Если вы узнаете об этом после того, как сроки подачи документов уже прошли, что-либо исправить будет крайне сложно. Поэтому, постарайтесь как можно раньше собрать все необходимые бумаги и получить от компании четкий ответ, что дополнительно доносить какие-либо справки, выписки не потребуется.

В) Страховой случай не наступил. Или, что вероятнее всего, вы не соблюли все условия договора. Опять-таки повторюсь, прежде чем предпринимать какие-либо действия, не поленитесь еще раз внимательно прочитать документ.

В случае несогласия с экспертами страховой компании, как по факту отказа в выплате компенсации, так и по ее размеру, можно провести собственную экспертизу – с привлечением независимых экспертов или консультантов.

Такие экспертизы проводятся специальными лицензированными организациями, услуги которых придется оплачивать отдельно. Получив отчет или заключение эксперта, можно продемонстрировать документ страховой компании. Если же позиция компании останется неизменной и вопрос о выплате компенсации придется все-таки решать через суд, копию документа о проведенной независимой экспертизе следует прикрепить к исковому заявлению.

По возможности, все спорные вопросы лучше решать без привлечения судебных органов. Поэтому, собрав нужные бумаги и уточнив свои права и обязанности по договору, направьте в страховую компанию претензионное обращение.

В этом документе следует по пунктам перечислить:

— свои требования с обоснованием, почему вы считаете их правомерными (включая ссылки на параграфы договора и соответствующие статьи российских законов);

— срок на получение официального письменного ответа от страховой компании (чаще всего, устанавливается в 10 дней);

— свою готовность обратиться в суд, если компания по-прежнему будет отказывать вам в удовлетворении законных требований или не представит в установленные сроки официальный письменный ответ.

Прежде чем обратиться в страховую компанию, претензионное обращение нужно подготовить в двух экземплярах. Один вы передадите представителю компании, а другой – с ФИО и подписью клерка, принявшего документы, входящим номером и датой приема – останется у вас на руках.

Параллельно можно направить экземпляр претензии (уже третий по счету!) в компанию заказным письмом с просьбой к почтовой службе предоставить уведомлением о его вручении адресату.

Далее, если предыдущие шаги не помогли решить проблему, остается одно – обратиться в суд. Рекомендую приступать к этому шагу, заручившись поддержкой квалифицированного юриста.

Однако, надеюсь, что вы заранее предотвратите возможность подобного исхода и будете выбирать страховую компанию, предварительно проконсультировавшись у независимого специалиста. Тем более, что у многих компаний есть специальные, наиболее выгодные для клиентов страховые программы, которые обычно не рекламируются и которые известны достаточно узкому кругу лиц.

Если вы хотите узнать больше об этих программах или вам нужна помощь в выборе надежной компании, приглашаю вас на консультацию.

Подпишитесь на новости

и получите бесплатный подарок

- готовый файл для ведения домашней бухгалтерии

Навигация

В этой же рубрике:
Подпишитесь на новости и получите бесплатный подарок — готовый файл для ведения домашней бухгалтерии
Свежие записи
Свежие комментарии
  • ЛЮДМИЛА (дев.Кухаренко) к записи Почему тайцы могут, а мы не хотим?
  • Юлия Ржевская к записи Hansard Convention 2014, Las-Vegas
  • Анвар Касимходжаев к записи Hansard Convention 2014, Las-Vegas
  • Ольга Ерёменко(Супрун) к записи Hansard Convention 2014, Las-Vegas
  • Ольга Ерёменко(Супрун) к записи Hansard Convention 2014, Las-Vegas
Рубрики
Архивы

2017 © Управление личными финансами // Войти

Материалы: http://consultcapital.ru/stati/strahovka-kak-sdelat-ee-svoey-nadezhnoy-zashhitoy.html

3 ≫

Цель раскрыть сущность, значение и порядок проведения имущественного страхования.

1. Определить основные классификационные признаки в имущественном страховании.

2. Раскрыть значение основных форм возмещения ущерба.

3. Изучить основные виды франшизы и ее значение при заключении договоров страхования.

4. Раскрыть основные условия и порядок страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей.

5. Рассмотреть основные виды страхования транспортных средств. Рассмотреть страхование «каско».

6. Раскрыть значение страхования технических рисков

7. Рассмотреть основные виды, условия и порядок страхования имущества граждан.

8. Определить порядок и условия страхования предпринимательских рисков. Раскрыть значение данного вида страхования в поддержании финансовой устойчивости предприятий.

Оглавление

Объектами имущественного страхования являются имущественные интересы и само имущество. Виды рисков, от которых может быть застраховано имущество или имущественный интерес, многообразны. ГК РФ подразделяет имущественное страхование на три подотрасли по видам рисков, от которых могут быть застрахованы имущественные интересы:

1. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930).

2. Риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932) (страхование рисков данного вида будет рассмотрено в теме 7).

3. Риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или риск изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст. 933 и 929 ГК).

В зависимости от специфики объектов страхования выделяют следующие виды имущественного страхования:

  • транспортное страхование (автомототранспортных, воздушных и морских средств, грузов);
  • страхование технических рисков (машин от поломок, электронного оборудования, строительно-монтажных рисков);
  • сельскохозяйственное страхование (сельскохозяйственных культур, животных, техники).

По виду рисков, от которых проводится страхование, выделяют:

1. Страхование имущества от пожара и стихийных бедствий (огневое страхование).

2. Страхование имущества от аварии.

3. Страхование имущества от кражи и других злоумышленных действий третьих лиц.

4. Страхование предпринимательских рисков и др.

Орган страхового надзора при выдаче лицензий на право осуществления страховой деятельности в области имущественного страхования придерживается следующей классификации:

  1. страхование средств наземного транспорта;
  2. страхование средств воздушного транспорта;
  3. страхование грузов;
  4. страхование других видов имущества (страхование строений, домашнего имущества, животных и др.).

Величина, условия и метод страхового возмещения убытка в имущественном страховании зависят от системы страховой ответственности.

Система страховой ответственности обусловливает соотношение между страховой суммой застрахованного имущества и фактическим убытком, т. е. степень возмещения возникшего ущерба.

Применяется следующая система страховой ответственности:

  1. Система действительной стоимости.
  2. Система пропорциональной ответственности.
  3. Система первого риска.
  4. Система восстановительной стоимости.
  5. Система предельной ответственности.

1. При страховании по действительной стоимости имущества сумма страхового возмещения определяется как фактическая стоимость имущества на день заключения договора. Страховое возмещение равно величине ущерба. Здесь страхуется полный интерес.

Пример. Стоимость объекта страхования — 5 млн руб. В результате пожара погибло имущество, т. е. убыток страхователя составил 5 млн руб. Величина страхового возмещения также составила 5 млн руб.

2. Страхование по системе пропорциональной ответственности означает неполное страхование стоимости объекта. Величина страхового возмещения по этой системе определяется по формуле

где Q — величина страхового возмещения, руб.;

У — фактическая сумма ущерба, руб.;

SS — стоимостная оценка объекта страхования, руб.

При страховании по системе пропорциональной ответственности проявляется участие страхователя в возмещении ущерба, т. е. страхователь принимает часть риска на себя. Чем больше возмещение ущерба на риске страхователя, тем меньше степень страхового возмещения. Иначе говоря, здесь страхуется частичный интерес.

3. Страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. По этой системе весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью. Ущерб сверх страховой суммы (второй риск) не возмещается.

4. Страхование по системе восстановительной стоимости означает, что страховое возмещение за объект равно цене нового имущества соответствующего вида. Износ имущества не учитывается.

Страхование по восстановительной стоимости соответствует принципу полноты страховой защиты.

5. Страхование по системе предельной ответственности означает наличие определенного предела суммы страхового возмещения. При этой системе обеспечения величина возмещенного ущерба определяется как разница между заранее установленным пределом и достигнутым уровнем дохода. Страхование по системе предельной ответственности обычно используется при страховании крупных рисков, а также при страховании доходов. Если в результате страхового случая уровень доходов страхователя будет меньше установленного предела, то возмещению подлежит разница между пределом и фактически полученным доходом.

В договоре личного страхования сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

Страховая сумма выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

В договор страхования могут вноситься различные оговорки и условия, которые носят название клаузула (лат. clausula — заключение). Одной из них является франшиза.

Франшиза (фр. franchise — льгота, привилегия) — это освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер (мелких ущербов). Размер франшизы — часть убытка, не подлежащего возмещению со стороны страховщика. Эта часть убытка определяется договором страхования.

Франшиза может быть установлена:

  • в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме или оценке объекта страхования;
  • в процентах к величине ущерба.

Франшиза бывает двух типов:

Под условной, или интегральной (невычитаемой), франшизой понимается освобождение ответственности страховщика за ущерб, не превышающий установленной франшизой суммы, и его полное покрытие, если размер ущерба превышает франшизу. Условная франшиза вносится в договор страхования с помощью записи «свободно от Х %», где Х — величина процентов от страховой суммы. Если ущерб превышает установленную франшизу, то страховщик обязан выплатить страховое возмещение полностью, не обращая внимания на сделанную оговорку.

Безусловная, или эксцендентая (вычитаемая), франшиза означает, что данная франшиза применяется в безоговорочном порядке без всяких условий. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной франшизы.

Безусловная франшиза оформляется в договоре страхования следующей записью: «свободно от первых Х %», где Х — 1, 2, 3 и т. д. процентов, сумма которых всегда вычитается из суммы страхового возмещения независимо от величины ущерба.

При безусловной франшизе страховое возмещение равно: величина ущерба минус величина безусловной франшизы.

3.1. Имущество, принимаемое на страхование

В имущественном страховании объектом страхования являются интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом. Условия страхования предусматривают возможность страховой защиты не только имущества, принадлежащего предприятию, но и материальных ценностей, полученных по договору аренды, лизинга или принятых для переработки, ремонта перевозки, на комиссию, хранение и т. п.

На страхование принимаются следующие виды имущества:

  1. Здания (производственные, административные, социально-культурного назначения и общественного пользования).
  2. Сооружения (башни, мачты, агрегаты и иные производственно-технологические установки).
  3. Отдельные помещения (цехи, лаборатории, кабинеты и др.).
  4. Инженерное и производственно-технологическое оборудование (коммуникации, системы, аппараты, станки, передаточные и силовые машины, иные механизмы и приспособления).
  5. Инвентарь, технологическая оснастка.
  6. Предметы интерьера, мебель, обстановка.
  7. Товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы).

  1. Предметы, не имеющие стоимостной оценки (рукописи, чертежи, планы и т. п.).
  2. Имущество, страховая защита которого проводится по специфическим условиям (средства транспорта, передвижные строительные и другие машины, сельскохозяйственные животные).
  3. Особо ценное имущество (наличные деньги, драгоценные металлы и камни, коллекции и произведения искусства, ценные бумаги). На страхование этого имущества заключается особое соглашение как дополнение к основному договору страхования.

Имущество считается застрахованным только в тех помещениях или на том земельном участке, которые указаны в договоре страхования (место страхования). Если застрахованное имущество изымается с места страхования, страховая защита прекращается.

3.2. Страховые риски

Имущество юридических лиц страхуется на случай уничтожения или повреждения его в результате следующих страховых событий:

  • пожара;
  • стихийных бедствий и действия природных сил (землетрясения, наводнения, урагана, вихря, бури, цунами, ливня, града, паводка, оседания и просадки грунта, оползня, обвала, селя, действия подпочвенных вод, затопления);
  • удара молнии;
  • взрыва газа, котлов, машин, аппаратов и т. п.
  • действия воды (аварий отопительной, водопроводной, противопожарной и канализационной систем, проникновения воды из соседних помещений);
  • падения пилотируемых летательных объектов, их частей;
  • боя стекол, витрин и др.

Материальные ценности могут быть застрахованы на случай их кражи со взломом и других противоправных действий третьих лиц.

Не страхуются риски, связанные:

  1. С воздействием ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения.
  2. Военными действиями, а также маневрами или иными военными мероприятиями.
  3. Гражданской войной, народными волнениями всякого рода или забастовками.
  4. Изъятиями, конфискацией, реквизицией, арестом или уничтожением застрахованного имущества по распоряжению государственных органов и т. п.

При заключении договора страхователь выбирает перечень страхуемых рисков.

Определение страховой стоимости и страхового возмещения при наступлении страхового случая рассмотрено в разделе 2 темы.

3.3. Страховая премия

При страховании имущества от огня и других опасностей страховая премия исчисляется по ставкам, установленным по отдельным рискам (пожар, взрыв, аварии и т. п.). Ставки дифференцируются в зависимости от отрасли и вида производства, назначения имущества, условий пожарной безопасности, сохранности имущества и других факторов.

В договоре страхования может быть предусмотрена франшиза.

Страхователям также может быть предоставлена скидка за непрерывность страхования, если они страховали имущество в течение нескольких лет и не получали страхового возмещения (не было страховых случаев). Скидка может предоставляться предприятиям, здания, сооружения и другое имущество которых соответствуют требованиям пожарной безопасности, изложенным в нормативных документах.

3.4. Определение ущерба и выплата страхового возмещения

Основанием для расчета суммы ущерба, причиненного страховым случаем, служат данные, зарегистрированные в страховом акте. Ущерб определяется:

1. при гибели или хищении имущества — в размере страховой стоимости погибшего (за вычетом имеющихся остатков, годных для дальнейшего использования) или похищенного имущества;

2. при повреждении имущества — в размере затрат на его восстановление либо в размере потери соответствующей части стоимости, если имущество не будет восстанавливаться.

В величину ущерба также включают:

1. расходы на приобретение материалов и запасных частей для ремонта (за вычетом скидок на износ заменяемых в процессе ремонта узлов, агрегатов, деталей) и их транспортировку к месту проведения работ;

2. расходы по спасанию имущества, предотвращению увеличения ущерба и приведению поврежденного имущества в порядок после страхового случая.

Не подлежат возмещению следующие убытки по имущественному страхованию:

  • происшедшие вследствие событий, неизбежных в процессе работы или естественно вытекающих из нее (коррозии, гниения, физического износа или других естественных процессов изменения свойств отдельных предметов);
  • причиненные застрахованному имуществу в результате его обработки огнем, теплом или иного термического воздействия на него с целью переработки или в иных целях;
  • происшедшие из-за дефектов в имуществе, которые имели место до заключения договора, и т. п.

4.1. Страхование средств автомобильного транспорта

Договоры по страхованию автотранспорта заключаются как с юридическими, так и с физическими лицами. Страхователями выступают:

  • собственники транспортных средств;
  • лица, имеющие доверенность на право пользования автотранспортным средством;
  • лица, арендующие транспортное средство по договору аренды (проката).

На страхование принимают:

  • автомобили (легковые, грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы);
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • мотокаляски и др.

По этому же договору могут быть застрахованы дополнительное оборудование и принадлежности транспортного средства, не входящие в его комплектность согласно инструкции завода-изготовителя (автомобильная телерадиоаппаратура, дополнительное оборудование салонов, приоры, световое, сигнальное и другое оборудование, установленное на транспортном средстве).

Выделяют следующие виды договоров страхования автотранспорта:

1. По договору «авто-каско» средство транспорта считается застрахованным от рисков ущерба и угона;

  • страхование от ущерба включает случаи повреждения или уничтожения автотранспортного средства в результате дорожно-транспортных происшествий, пожара, самовозгорания, взрыва, падения инородных предметов, стихийных природных явлений, противоправных действий третьих лиц (кроме угона);
  • страхование от угона проводится на случай хищения (кражи) автомобиля. Одним из условий страхования является установка противоугонного устройства определенного типа.

2. Страхование «на один случай» рассчитано на единственный страховой случай, затем договор прекращается. Страхователь может выбрать: обратиться в компанию сразу при любой аварии или подождать крупного ущерба. Договор заключается на один год, его оплата производится единовременно, а ее размер составляет примерно 60 % страховой премии по полису «авто-каско».

3. По условиям страхования может быть предусмотрено возмещение стоимости потери товарного вида автомобиля в результате предусмотренных событий (при уплате дополнительной страховой премии). Ущербом считается стоимость восстановительного ремонта (без учета стоимости частей и материалов), умноженная на коэффициент в зависимости от года выпуска транспортного средства (до 5 лет эксплуатации автомобиля). Устанавливаются следующие коэффициенты: до 1 года — 1,5; до 2 лет — 1,3; до 3 лет — 1,1; до 4 лет — 1,0; до 5 лет — 0,9.

При заключении договора страхования страхователь предоставляет следующие сведения о транспортном средстве: марка автомобиля, модель, номер шасси, двигателя, год выпуска, мощность и объем двигателя, стоимость транспортного средства и дополнительного оборудования, цвет и регистрационный номер средства транспорта, количество мест застрахованных в автомобиле, условия хранения транспортного средства, наличие сигнализации и др., а также цель использования транспортного средства (для бытовых и домашних целей, бизнеса, такси, участия в гонках и т. д.). На основании полученных сведений страховщик оценивает риски, включаемые в договор страхования, размер франшизы и другие условия договора.

Утаивание или искажение информации страхователем способно привести к тому, что страховщик может потребовать признать страховой договор недействительным (ст. 943 ГК РФ).

При наступлении страхового случая размер ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов (органов ГИБДД, милиции, пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений и др.), подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии, хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т. д.), а при частичном повреждении средства транспорта помимо этого — на основании сметы на ремонт (восстановление). Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущерба (с учетом износа и стоимости неповрежденной части имущества), но не выше соответствующей страховой суммы, обусловленной страховым договором.

В выплате страхового возмещения может быть отказано в случаях: управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения или без соответствующего удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, использование автомобиля в целях обучения вождению или для участия в соревнованиях и испытаниях и т. д.

4.2. Страхование средств воздушного транспорта

При страховании средств воздушного транспорта страхуются:

  • воздушные суда;
  • запасные части к воздушным судам;
  • специальное оборудование и снаряжение, установленное и (или) перевозимое на борту воздушного судна.

Страхователями выступают коммерческие компании, имеющие собственный авиатранспорт, аэроклубы, частные владельцы и т. п.

Договор страхования заключается:

  • на рейс (в нем указываются пункты начала и окончания рейса, промежуточных посадок). Обязанность страховщика по выплате страховой суммы (возмещению ущерба) начинается с момента запуска двигателей на аэродроме взлета и оканчивается в момент выключения двигателей на стоянке аэродрома прибытия.
  • на срок (где фиксируются срок страхования и районы эксплуатации воздушного средства). В этом случае обязанности страховщика по возмещению ущерба начинаются и оканчиваются в 24 ч тех дат, которые указаны в договоре страхования.

Размер страховых выплат определяется с учетом типа, возраста воздушного судна, цели и географических районов его эксплуатации, уровня квалификации летного экипажа и других факторов риска.

В случае полной гибели (т. е. уничтожения судна, когда никакие агрегаты не могут быть использованы в дальнейшем по прямому назначению) или пропажи без вести средства воздушного транспорта страховщик либо осуществляет выплату возмещения в размере страховой суммы, либо предоставляет страхователю другое судно на замену.

В случае конструктивной гибели (т. е. технической невозможности или экономической нецелесообразности восстановления средства авиатранспорта) страховщик может возместить ущерб в размере страховой суммы и получает право на выручку от реализации сохранившихся элементов поврежденного судна (абандон) либо выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью этих элементов.

В случае повреждения оплачиваются фактически расходы страхователя на аварийный ремонт и затраты по обеспечению безопасности и сохранности поврежденного судна.

При рассмотрении вопроса о выплате страхового возмещения страхователь должен предоставить следующие документы: о регистрации происшествия с воздушным судном, технический акт его осмотра после повреждения, план аварийного ремонта и смету расходов, а в случае гибели — акт о списании.

На практике широко применяются комбинированные страховые полисы, которые объединяют страхование воздушных судов («авиакаско») и страхование различных видов ответственности, связанной с их эксплуатацией. При этом чаще всего используются условия, разработанные на лондонском страховом рынке.

4.3. Страхование средств водного транспорта

По этому виду страхования страхуются следующие объекты: морские торговые суда, рыболовецкие суда, буксиры и оборудование портов, прогулочные яхты и пр. При этом страхуются: корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, оборудование, судовые устройства и т. д. (страхование каско).

Страховое возмещение выплачивается страховщиком при наступлении:

  1. событий, не связанных с действиями судовладельца (затопление судна в шторм, посадка на мель, удар молнии, пожар, пиратство и др.);
  2. событий, связанных с действиями судовладельца, т. е. таких событий, которые он имел возможность предотвратить: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования и корпуса и т. п. В этом случае страховщики изучают все обстоятельства, связанные с возмещением убытков, на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца.

Договора страхования могут быть заключены в следующих вариантах:

  1. «С ответственностью за полную гибель». По этому варианту возмещаются убытки, возникшие вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), которая произошла по любым причинам, кроме перечисленных в исключениях. Также подлежат возмещению убытки, связанные с пропажей судна без вести, убытки и взносы по общей аварии (по доле судна), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, предотвращению и уменьшению убытков, а также по установлению их размера.
  2. «С ответственностью за повреждение». Возмещаются затраты по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в исключениях, а также расходы, указанные в п. 1.
  3. «С ответственностью за гибель и повреждение». В этом случае возмещаются убытки, перечисленные в пп. 1 и 2.

Убытки не возмещаются в случаях (исключения), если:

  • они наступили вследствие известной страхователю немореходности судна до выхода в рейс;
  • эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом;
  • износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования или принадлежностей и т. д.

В заявлении о страховании судовладелец сообщает точные сведения о судне (тип, название, год постройки, флаг, класс регистра, валовая вместимость), указывает условия страхования.

— при страховании на срок страхователем указываются район плавания и срок страхования;

— при страховании на рейс — указываются пункты начала и окончания рейса, его продолжительности и пункты захода. Обязательства страховщика начинаются с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчиваются с момента пришвартования или постановки на якорь в порту назначения.

При повреждении судна возмещается стоимость его ремонта, равная сумме расходов, необходимых для приведения судна в состояние, в котором оно находилось в момент заключения договора страхования.

Возмещение в размере страховой суммы выплачивается в следующих случаях:

  • При полной фактической гибели судна (судно полностью уничтожено или безвозвратно утеряно для страхователя).
  • При полной конструктивной гибели судна (восстановление или ремонт судна экономически нецелесообразны).
  • При пропаже судна без вести (о судне не поступало никаких сведений в течение 3 месяцев, причем последнее известие о судне было получено до истечения срока договора страхования).

При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или пропажи судна без вести к страховщику переходит право собственности на застрахованное судно в пределах уплаченной суммы (абандон).

Для получения страхового возмещения судовладелец должен представить необходимые документы: судовые и машинные журналы, объяснения капитана и других членов команды, акт осмотра, подлинники счетов на все виды расходов, произведенных в момент происшествия и во время ремонта.

4.4. Страхование грузов

Объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с сохранностью перевозимого груза от воздействия множества рисков, возникающих в ходе транспортировки. В рамки страхового интереса страхователя включается не только груз, но и плата за перевозку и ожидаемая прибыль. Обязанности сторон в договоре страхования устанавливаются в зависимости от того, как оговорены обязанности грузоотправителя и грузополучателя в договоре поставки товара.

В зависимости от полноты страхового покрытия предлагаются три вида договоров страхования груза:

  • «с ответственностью за все риски»: договор предлагает покрытие убытков и повреждений всего груза или его части по любой причине, за исключением особо перечисленных случаев;
  • «с ответственностью за частную аварию»: в этом договоре перечислены виды страховых случаев, по которым возмещаются убытки от гибели или повреждения всего груза или его части;
  • «без ответственности за повреждения кроме случаев крушения»: по данному договору возмещаются только убытки от полной гибели всего груза или его части и не возмещаются убытки от его повреждения.

Договор страхования заключается:

  • на разовую перевозку. При этом в заявлении о страховании указываются название груза, его вес и стоимость, род упаковки, номера и даты перевозочных документов, вид транспорта, на котором перевозится груз, пункты отправления, назначения и перегрузки груза, дата и способ его отправки (навалом, насыпью, в контейнере и т. п.), наличие охраны или сопровождения груза, условия страхования (при этом страховая сумма не должна быть выше стоимости груза, указанной в перевозочных документах);
  • на перевозки в течение определенного периода (обычно до 1 года).

Эти соглашения оформляются генеральным полисом. По нему застрахованными считаются все указанные в договоре грузы, отправленные в течение срока действия генерального полиса. В генеральном полисе, кроме характеристики принимаемых на страхование грузов, указываются примерный оборот и график поставок, страховая сумма по одному транспортному средству, особенности уплаты страховой премии и др.

Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении. Кроме того, страхователь обязан сообщить все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки риска.

По генеральному полису страховщик несет обязательства только за своевременно заявленные перевозки груза. Страхователь обязан при каждой отправке, подпадающей под действие генерального полиса, представлять в страховую компанию предусмотренные сведения. При этом страховщик обязан выдать отдельные страховые полисы по конкретным партиям груза.

Обязанность страховой компании по возмещению убытков (в любом случае) начинается с момента передачи груза для перевозки, продолжается в течение всей перевозки по установленному маршруту (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузки и перевалки) и оканчивается с момента доставки груза на склад грузополучателя или другой указанный склад в пункте назначения.

Для получения страхового возмещения выгодоприобретатель предъявляет документы:

  • доказывающие его интерес в застрахованных грузах: коносаменты, счета-фактуры и другие перевозочные документы;
  • доказывающие наличие страхового случая: выписка из судового журнала, протокол о дорожно-транспортном происшествии, коммерческий акт, накладная с отметкой об убытке и т. п.

Размер ущерба определяется на основе следующих документов: акта осмотра груза, экспертизы, оценки, других документов, а также счетов на произведенные расходы.

При полной гибели, утрате груза, его пропаже без вести вместе с транспортным средством или если, по мнению эксперта, произошла полная порча груза, ущербом считается стоимость погибшего (утраченного, пропавшего без вести) груза за вычетом стоимости спасенного груза.

При повреждении груза ущерб равен сумме его обесценения, т. е. разнице между первоначальной стоимостью груза и его стоимостью в поврежденном состоянии.

Выплата возмещения производится с учетом установленной франшизы.

5.1. Страхование строительно-монтажных работ

По договору страхования, заключенному с заказчиками или подрядными организациями на период осуществления работ по капитальному строительству, ремонту и реконструкции зданий и сооружений, а также по монтажу оборудования строительных объектов, страхуются:

  • ценности, находящиеся в пределах строительной площадки, указанной в договоре страхования (задания, сооружения, оборудование, машины и другое имущество, представляющее собой объект строительства и монтажа);
  • техника, используемая при строительно-монтажных работах (строительные и транспортные механизмы, оборудование для производства монтажа, контрольные, лабораторные приборы и др.);
  • временные здания, сооружения (строительные бараки, склады, мастерские и т. п.

Страховщик возмещает убытки от гибели или повреждения застрахованного имущества, происшедших в результате любых внезапных и непреднамеренных событий на строительной площадке (включая кражу).

Не подлежит компенсации ущерб, связанный с повреждением строительной техники и транспортных средств в результате их внутренних поломок, не вызванных внешними факторами, повреждением поверхности фасада в результате проведения строительно-монтажных работ, некачественным выполнением или браком, допущенным при производстве этих работ, и в ряде других случаев.

Страховая сумма устанавливается отдельно по объекту строительства (монтажа), строительной технике и некоторым другим позициям. В первом случае страховая сумма есть полная стоимость строительно-монтажных работ (включая стоимость проектирования, материалов, их транспортировки, рабочей силы и т. д.). При дополнительном страховании строительной техники и временных сооружений общая страховая сумма по договору превышает контрактную стоимость строительно-монтажных работ. Договор заключается с описью подлежащего страхованию имущества, где указываются основные его характеристики. При ее составлении страховщик оценивает степень риска, учитывая следующие обстоятельства: ценность имущества, условия его эксплуатации и хранения, пожарную безопасность на стройплощадке, наличие охраны и сигнализации, режим работы на объекте строительства и другие факторы.

Обычно срок страхования равен сроку осуществления строительно-монтажных работ в соответствии с подрядным договором или другими документами, на основании которых осуществляются подобные работы. При этом обязательства страховщика начинаются с момента начала работ или выгрузки застрахованного имущества на строительной площадке, но не ранее дня вступления договора в силу, продолжаются в течение всего времени строительства, монтажа, ремонта, холостых и рабочих испытаний оборудования и заканчиваются в момент сдачи объекта в эксплуатацию, но не позднее даты, указанной в договоре страхования. Что касается строительных машин, то обязанность страховщика по ним кончается в момент их вывоза со строительной площадки.

5.2. Страхование машин от поломок

В этом случае страхуются: промышленные машины; механизмы; оборудование; инструменты.

Страхуется все машинное оборудование предприятия или, по крайней мере, все механизмы, выполняющие зависимые операции (технологические линии, производственные установки и т. п.). Застрахованным объектам дается полное и детальное описание (название производителя, модель, серийный номер, функции и дата изготовления машины, ее стоимость и страховая сумма).

Страховщик не несет обязательств за гибель или повреждение:

  • матриц, форм, штампов, клише и аналогичного имущества;
  • предметов, подлежащих периодической замене (лампы, аккумуляторы, сверла и др.);
  • горюче-смазочных материалов, химикатов, охладительных жидкостей и прочих вспомогательных материалов;
  • продукции, производимой или обрабатываемой на застрахованном оборудовании.

Страховая организация возмещает убытки, наступившие в результате непредвиденных поломок или дефектов застрахованного имущества, ошибок или неосторожности персонала, страхователя или третьих лиц, разрывов тросов и цепей, падения предметов и удара их о другие предметы, взрыва паровых котлов, двигателей внутреннего сгорания и иных источников энергии, а также некоторых других событий.

Страхование не распространяется на ущерб, возникший при использовании заведомо поврежденных машин (узлов, инструментов), прямом попадании молнии, экспериментальных или исследовательских работах и некоторых других обстоятельствах.

Договор страхования действует в пределах обусловленных в нем дат не только в период технической эксплуатации, но и бездействия застрахованного имущества, а также во время его демонтирования, перемещения и повторного монтажа, производимых в целях профилактики, осмотра и ремонта.

По этому виду страхования широко применяется франшиза, которую страхователь может установить для каждой отдельной машины, или единая франшиза для группы взаимосвязанных механизмов.

Среди населения наиболее распространено страхование строений, квартир, домашнего имущества, средств транспорта, сельскохозяйственных и домашних животных.

При страховании строений объектами страхования выступают находящиеся в собственности физических лиц строения (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), поставленные на постоянное место и имеющие стены и крышу.

Не принимаются на страхование строения, находящиеся в зоне обвалов и оползней, ветхие постройки и строения, которые не используются по назначению и не обеспечены надлежащим присмотром.

Перед принятием на страхование имущества обычно проводится его осмотр.

Страхование проводится на случай наступления типичных в страховой практике событий: уничтожение или повреждение имущества в результате пожара, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, аварий и т. п.

На страхование принимаются как все строения, находящиеся на отведенном страхователю земельном участке, так и отдельные из них. По желанию владельца возможно страхование части дома, т. к. достаточно распространены случаи, когда в собственности находится половина строения или еще меньшая часть. Страховая сумма при этом устанавливается в долевом отношении от стоимости строения в целом, соответствующей доле страхователя в общей собственности. Страховая стоимость объекта определяется на основании справки бюро технической инвентаризации (БТИ), оценки, проведенной страховой организацией или профессиональным оценщиком.

При наступлении страхового случая размер ущерба определяется страховщиком по согласованию со страхователем с учетом документов, полученных от компетентных органов (гидрометеослужбы, пожарного надзора, милиции, следственных органов и др.), о месте, времени, причине и иных обстоятельствах уничтожения или повреждения застрахованных строений.

В случае полного уничтожения (гибели) строения ущербом считается его страховая стоимость за вычетом стоимости сохранившихся элементов, годных для нового строительства, например фундамента.

При повреждении строения ущерб равен стоимости затрат на его восстановление в пределах суммы, не превышающей страховую стоимость. Восстановительные расходы включат затраты на материалы и их доставку к месту ремонта, на оплату работ по ремонту и другие затраты, необходимые для восстановления строений до их первоначального состояния (на момент заключения договора страхования).

При страховании квартир объектами страхования выступают жилые помещения (отдельная квартира или комната (комнаты) в коммунальной квартире), расположенные в домах государственного и муниципального жилищного фонда, жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ), а также стены, перекрытия, элементы отделки и оборудования.

На страхование не принимаются квартиры ведомственных домов, аварийное жилье, помещения, имеющие физический износ свыше 55 %, подлежащие сносу, конфискации и др.

Страхование проводится на случай повреждения или уничтожения жилья в результате пожара, проникновения воды при его тушении, аварии водопроводных, отопительных и канализационных систем, взрыва газа, убытков от неправомерных действий третьих лиц.

В случае полного разрушения страхователь получает возмещение в размере рыночной стоимости квартиры либо новое жилье.

При страховании домашнего имущества гарантия распространяется на предметы домашней обстановки, бытовую технику, утварь и некоторые другие предметы, используемые для удовлетворения бытовых и культурных запросов семьи, а также элементы отделки и оборудования помещений.

При страховании имущества могут быть заключены следующие варианты договоров:

  • общий договор, по которому принимаются на страхование все предметы домашнего имущества (кроме тех, которые страхуются по специальному договору), а также элементы отделки и оборудования квартир. Он заключается по письменному заявлению страхователя без осмотра имущества на определенную сумму, величина которой определяется страховщиком в условиях страхования. Обычно эта сумма включает в себя минимальную стоимость домашнего имущества, имеющегося в каждой семье. Свыше этой суммы имущество страхуется с обязательным осмотром имущества, находящегося по постоянному месту проживания страхователя. Страхованию по общему договору в качестве домашнего имущества не подлежат документы, денежные знаки, ювелирные изделия, рукописи, домашние животные и птицы, комнатные растения и некоторое другое имущество, для которого разработаны специальные виды страхования;
  • специальный договор, по которому страхуются определенные группы предметов домашнего имущества и отдельные предметы вне зависимости от того, имеет ли страхователь общий договор страхования домашнего имущества.

По специальному договору на страхование принимаются:

  • дорогостоящее имущество;
  • коллекции, картины, уникальные и антикварные предметы;
  • запасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам.

Тарифные ставки, применяемые в общих договорах страхования, колеблются от 0,7 до 1,5 % в зависимости от величины годовой страховой суммы. В специальных договорах — от 1,01 до 10 % в зависимости от страховой суммы и разновидности объекта.

Страховые суммы устанавливаются на основе действительной стоимости объектов страхования на момент заключения договора в результате соглашения между страхователем и страховщиком.

В условиях инфляции страховая сумма может корректироваться следующими способами:

  • дострахование объектов с учетом роста реальных цен, которое может производиться разыми способами;
  • определение страховой суммы в долларах США при условии выплаты возмещения в рублевом эквиваленте.

Договора страхования в отношении жилых помещений заключаются сроком на 1 год, а в отношении домашнего имущества — от 1 месяца до 3 лет.

При заключении договора страхования домашнего имущества на срок менее одного года премии выплачиваются в определенном проценте от суммы рассчитанного годового страхового взноса, например:

Срок страхования, месяцы

Процент от суммы годового страхового взноса (премии), %

Страховыми компаниями применяется также система скидок и льгот к страховым тарифам:

  • скидки за безубыточное страхование предоставляются страхователям, которые 1 год и более непрерывно страховали свое имущество в одной и той же страховой компании и при этом ни разу в течение срока действия договора не обращались за возмещением, например, при страховании более 1 года — скидка 5 %, 2 лет — 10, 3 лет — 15, 5 и более лет — 20 %.
  • льготы за непрерывное страхование предоставляются страхователям, которые определенное число лет (обычно 2—3 года) непрерывно страховали свое имущество в одной страховой компании предоставляется льготный срок в течение 1 месяца после окончания последнего договора страхования для оформления идентичного полиса. Если в течение льготного срока происходит страховое событие, а новый договор не заключен, то возмещение выплачивается согласно условиям последнего договора за вычетом суммы соответствующего страхового взноса (условия эксграции);
  • скидки определенным категориям страхователей (до 50 %) предоставляются: пенсионерам; инвалидам; участникам Великой Отечественной войны; блокадникам; страхователям, которые застраховали другие объекты в той же страховой компании; страхователям, имущество которых находится в помещениях, охраняемых с помощью сигнализации, установленной органами МВД.

Любая предпринимательская деятельность, как известно, связана с неожиданностями, степень которых зависит от способности предпринимателя прогнозировать политическую и экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проектов, выбирать партнеров по бизнесу, оперативно реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть все неожиданности, сопутствующие предпринимательской деятельности, как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков или неполучения намеченной прибыли. Одним из способов защиты от таких рисков является заключение договоров страхования.

Страхование предпринимательских рисков определяется как страхование предпринимателем риска убытков и недополучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

По условиям договоров страхования страховщики принимают на себя обязательства произвести страховые выплаты страхователям в размере полной или частичной компенсации утраченных ими доходов, или понесенных дополнительных расходов, вызванных такими событиями, как:

  • остановка или сокращение объема производственной или иной деятельности в результате оговоренных причин;
  • банкротство контрагентов страхователя;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств контрагентами страхователя, являющимися кредиторами по сделке;
  • принятие нормативных актов или иные действия органов власти, ухудшающие положение страхователя; участие страхователя в судебных спорах и т. д.

В таком понимании страхование предпринимательских рисков можно именовать также страхованием финансовых рисков и отнести его к одной из подотраслей имущественного страхования.

Объектами страхования предпринимательских рисков могут быть имущественные интересы страхователей, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договоры такого страхования могут заключаться только в пользу самих страхователей. Договоры страхования предпринимательских рисков, выгодоприобретателями по которым являются лица, иные, чем страхователь, признаются ничтожными.

Страховая сумма по договорам страхования предпринимательских рисков не может превышать убытки от застрахованной предпринимательской деятельности, которые страхователь понес бы при наступлении страхового случая. В условиях договоров страхования предусматривается установление франшизы.

При заключении договора страхователь предъявляет следующие документы: свидетельство о регистрации, лицензии или патенты на подлежащую страхованию деятельность, другие необходимые документы. В заявлении о страховании он должен дать подробную информацию о предпринимательской деятельности, условиях ее осуществления, ожидаемых доходах и расходах, заключенных контрактах, своих контрагентах и других обстоятельствах, имеющих отношение к степени риска.

Выделяют следующие виды страхования предпринимательских рисков:

  • страхование на случай перерывов в хозяйственной деятельности;
  • страхование коммерческих кредитов;
  • страхование имущественных интересов банков;
  • страхование инвестиций от политических рисков.

Страхование на случай перерывов в хозяйственной деятельности. Основная цель страхования от перерывов в хозяйственной деятельности — возместить предприятиям и организациям потери, которые они несут в связи с невозможностью в течение определенного времени осуществлять свою деятельность в обычном режиме в результате наступления предусмотренных в договоре страхования страховых случаев. Оно обеспечивает создание для страхователей таких условий, чтобы при перерывах в хозяйственной деятельности их финансовое состояние не отличалось от того, каким оно могло быть при работе в нормальном режиме.

Наиболее распространено страхование на случай перерывов в результате пожара и других рисков (например, стихийных бедствий, взрывов, аварий с системами водопровода, прекращения подачи электроэнергии, отключением газа, воды, отопления и канализации и т. д.). Распространено также страхование на случай перерывов в производственной деятельности в результате поломок оборудования. Условия такого страхования могут распространяться и на отдельные машины, выход из строя которых способен вызвать значительный ущерб.

Обязанность страховщика по выплате страхового возмещения в данном виде страхования чаще всего возникает при наличии следующей цепи событий:

1) пожар или иное предусмотренное договором неблагоприятное событие;

2) уничтожение или повреждение имущества в результате воздействия данного события, приведшее к тому, что это имущество не может использоваться по функциональному назначению;

3) перерыв в хозяйственной деятельности страхователя из-за уничтожения или повреждения данного имущества.

Убытки страхователя в связи со страховым случаем состоят из трех частей:

а) текущих расходов, которые в связи с перерывом в деятельности предприятия или организации остаются непокрытыми;

б) упущенной прибыли от реализации товаров или от предоставления услуг;

в) затрат по сокращению убытков от простоя.

При этом основными элементами при расчете размеров ущерба являются текущие расходы и упущенная прибыль.

Текущие расходы — это затраты, которые продолжают осуществляться страхователем в период простоя. Они определяются как сумма расходов, которые страхователь неизбежно вынужден нести в период перерыва в деятельности в соответствии с действующими нормативными актами или заключенными договорами либо для того, чтобы после восстановления имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в кратчайший срок возобновить прерванную хозяйственную деятельность в том же объеме, как непосредственно перед наступлением страхового случая. К ним относят:

  • заработную плату рабочих и служащих страхователя, а также налоги и сборы, исчисляемые с нее;
  • плату за аренду помещений, оборудования и другого имущества;
  • налоги и сборы, подлежащие оплате вне зависимости от оборота и результатов хозяйственной деятельности (налоги на имущество, землю, регистрационные сборы и др.);
  • проценты по кредитам или иным привлеченным средствам, если эти средства были инвестированы в ту область хозяйственной деятельности, которая была прервана вследствие страхового случая;
  • амортизационные отчисления, производимые на неповрежденные в результате страхового случая основные фонды или оставшиеся неповрежденными их части.

Упущенная прибыль от хозяйственной деятельности — это прибыль, которую страхователь получил бы в течение периода простоя за счет реализации товаров или оказания услуг, если бы хозяйственная деятельность не была прервана. Она возмещается в пределах той суммы, которую страхователь не смог заработать вследствие перерыва в своей деятельности. Для расчета размера упущенной прибыли следует определить величину выручки от реализации продукции или оказания услуг, не полученной в связи с простоем, и умножить ее на норму прибыли.

Страховщики не выплачивают возмещение за дополнительный ущерб страхователя, вызванный увеличением сроков перерыва в хозяйственной деятельности, происшедшем вследствие:

  1. военных действий и их последствий, народных волнений, забастовок, локаутов, конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения или повреждения имущества по распоряжению властей;
  2. наложения ограничений в отношении восстановительных работ или хозяйственной деятельности страхователя со стороны органов власти;
  3. ведения дел в суде, выяснений отношений собственности, владения, аренды и т. п.;
  4. расширения или обновления деятельности по сравнению с имевшей место до наступления страхового случая;
  5. отсутствия или недостатка средств для восстановления поврежденного, замены утраченного имущества или принятия других необходимых мер по возобновлению хозяйственной деятельности.

Договором страхования обычно предусматривается, что страховщик не выплачивает страхового возмещения при непродолжительных перерывах в деятельности страхователя. В этих целях устанавливается определенный период простоя, только по истечении которого возникает ответственность страховщика. Если перерыв в работе длился меньше этого срока, то страхователь не получает права на страховое возмещение. Такое ограничение выполняет роль условной франшизы. Продолжительность данного периода зависит прежде всего от размера предприятия, его резервных мощностей, возможностей складировать собственные полуфабрикаты и использовать их в чрезвычайных ситуациях, возможностей возместить ущерб, не прибегая к страхованию. Обычно не возмещаются убытки за перерыв в деятельности предприятия, длящийся до 14 рабочих дней. В то же время в ряде случаев минимальный срок простоя может быть короче. Например, при страховании на случай отключения электроэнергии или других видов коммунального снабжения такая франшиза может составлять 30—60 мин.

Страхование коммерческих кредитов — это такой вид страховой деятельности, основной задачей которой является понижение кредитных рисков страхователей. Страхование кредитов осуществляется с целью предоставления кредиторам страховых гарантий погашения кредитов в обусловленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам.

К числу наиболее известных видов страхования кредитов от коммерческих рисков относится страхование риска неплатежа.

Его объектом являются имущественные интересы поставщиков товаров (услуг), связанные с возможным непогашением дебиторами задолженности вследствие неплатежеспособности или иных предусмотренных в договоре страхования причин. Этот вид страхования предоставляет страховую защиту страхователям на случай непогашения их краткосрочной или среднесрочной дебиторской задолженности, образовавшейся за счет неоплаты заказчиком поставок товаров или предоставления услуг. По договору такого страхования страховая организация берет на себя погашение предоставленного кредита при неплатеже должника. Наличие договора страхования повышает к тому же возможности страхователей получить банковский кредит, поскольку страховой полис может быть использован в качестве обеспечения кредитоспособности заемщика.

Проведение страхования риска неплатежа основано на следующих принципах:

  1. страхованию подлежат только операции, связанные а поставками товара, осуществлением лизинговой деятельности и др., т. е. не подлежат страхованию чисто финансовые операции;
  2. договор страхования заключается кредитором;
  3. заключение договора страхования должно предшествовать появлению конкретного риска, т. е. заключению договора купли-продажи или, по крайней мере, отправке товара получателю;
  4. страховщик может поставить условие, чтобы часть стоимости поставленного товара была оплачена в момент поставки или в виде аванса;
  5. условием заключения договора может быть охват им всех операций страхователя или его операций с каким-либо клиентом. При поставках средств производства с высокой стоимостью могут заключаться отдельные договоры страхования кредитов, связанные с оплатой таких заказов;
  6. в объем ответственности страховщика включаются лишь строго оговоренные риски, связанные главным образом с непредвиденными обстоятельствами;
  7. на страхование принимаются только кредиты, размер которых превышает оговоренную сумму. Кредиты, предоставленные на меньшую сумму, остаются на ответственности самого страхователя;
  8. часть возможных потерь при наступлении страхового случая остается на ответственности страхователя, что достигается установлением безусловной франшизы, составляющей обычно 20—30 % ущерба. При этом страхователю, как правило, запрещается страховать непокрытую часть ущерба в других страховых учреждениях.
  9. страховая защита начинается с момента, когда поставки выполнены, приняты покупателем и по ним выставлен счет. Но при страховании кредитов, предоставляемых на поставку средств производства, сроком начала действия договора может быть дата заключения договора на поставку, что повышает степень страхового риска, поскольку покупатель может стать неплатежеспособным в период изготовления товара;
  10. выплаты страхового возмещения производятся чаще всего только при безнадежности возврата кредита в связи с банкротством должника, прекращением его деятельности или официальным установлением невозможности оплаты долга;
  11. условием заключения договора страхования может быть ограничение максимального периода погашения задолженности (при этом краткосрочной обычно считается задолженность, не превышающая 6 месяцев, а среднесрочной — задолженность сроком 1–5 лет);
  12. значительная часть убытков предупреждается при помощи текущего контроля за предоставленными кредитами. При этом страховщики имеют обширный банк данных о кредитоспособности заемщиков, анализ которых позволяет решить вопрос о возможности предоставления страховой защиты и степени такой защиты.

Размер тарифных ставок устанавливается отдельно по каждому договору с учетом всей совокупности обстоятельств, влияющих на степень страхового риска. Тарифы могут значительно различаться по каждому конкретному договору — от 0,25 до 10 % от страховой суммы.

Страховая сумма устанавливается по каждой сделке или каждому покупателю (заказчику) в размере стоимости поставляемых, но неоплаченных товаров. При этом страховщик может оговорить предельную сумму задолженности отдельных покупателей, которая может иметь место в любой момент времени в течение срока действия договора страхования. Кроме того, договором устанавливается максимальная величина ответственности страховщика на каждый страховой год по всем застрахованным кредитам.

Договор страхования заключается, как правило, на 1 год при страховании краткосрочной задолженности и на более длительный срок — при страховании среднесрочных кредитов.

При наступлении страхового случая страхователь обязан документально доказать, что он выполнил все обязательства, вытекающие из договора купли-продажи или договора оказания услуг, и имеет юридическое право на получение оплаты от контрагента.

Выплата страхового возмещения не производится в следующих случаях:

а) осуществления поставки или оказания услуги с нарушением условий договора (поставка произведена с отклонением от обусловленных сроков, имела место недостача товаров, качество товаров не соответствует оговоренным требованиям и т. п.);

б) несоответствия законодательству условий договора купли-продажи или оказания услуг;

в) непредставления необходимых документов (счетов-фактур, транспортных документов, лицензий и др.);

г) непринятия товаров или их возврата страхователю;

д) действий органов власти.

Выплата страхового возмещения производится лишь после установления размеров окончательного ущерба. Для этого страховщик должен выяснить причины неплатежа, принять меры по их устранению, взыскать с неплательщика возможно большую часть долга, а также реализовать имущество или товары, которые служили обеспечением кредита. При этом вырученные суммы направляются в счет уплаты долга страхователю, а величина убытков, понесенных им, определяется как разница, между застрахованной суммой и поступлениями от дебитора (включая выручку от реализации обеспечения).

После выплаты страхового возмещения к страховщику в пределах выплаченной суммы переходит право требования к должнику или к другой стороне, виновной в неплатеже (суброгация). При этом страхователь должен оказать страховщику необходимое содействие в реализации данного права. Такая уступка прав осуществляется путем передачи страхователем страховщику всех документов и ценных бумаг, связанных с задолженностью.

Страхование имущественных интересов банков. В основе договоров банковского страхования чаще всего лежат общие обязательства по страховому обеспечению банков (bankers blanket bond, B. B. B). Условия такого страхования предусматривают предоставление страховой защиты страхователям от следующих страховых рисков:

  1. Незаконных или мошеннических действий сотрудников банка с целью получения личной выгоды.
  2. Утраты или повреждения ценностей, находящихся в помещении банка.
  3. Утраты наличных денег и других ценностей при транспортировке.
  4. Убытков, понесенных банком в связи с осуществлением операций на основании поддельных документов.
  5. Убытков, вызванных утратой, кражей или подделкой ценных бумаг.
  6. Убытков, понесенных банком в связи с приемом фальшивой валюты.
  7. Ущерба, нанесенного имуществу банковского офиса в результате злоумышленных действий третьих лиц.

При заключении договоров банковского страхования страховщики требуют проведения комплексной проверки деятельности банка, которая включает анализ его финансового состояния, проверку системы безопасности, условий перевозки и хранения ценностей и т. д. По результатам проверки составляется перечень мероприятий, которые должен осуществить банк для того, чтобы договор мог вступить в силу. Условиями заключения договоров являются обычно наличие в банке эффективного внутреннего контроля со стороны банковских служб безопасности и внутреннего аудита, четкое определение в инструкциях должностных обязанностей сотрудников, обеспечение надежности работы технических средств и компьютерных сетей. В процессе действия договора страховщик также осуществляет периодический контроль за работой банка. Условия договора банковского страхования должны включать оговорку, касающуюся временных рамок действия страхового обеспечения. Чаще всего такие договоры предусматривают возмещение всех включенных в объем страховой ответственности убытков, понесенных банком, которые были обнаружены в период действия договора, независимо от того, когда произошло событие, повлекшее ущерб. Однако возможно и страхование на условиях возмещения убытков от событий, которые произошли в период действия договора.

Страхование от кредитных рисков. Среди видов страхования, предоставляющих банкам возмещение потерь от кредитных рисков, наиболее известны страхование залога и страхование на случай смерти заемщика. Юридической основой для проведения страхования залога является вытекающая из Гражданского кодекса РФ (ст. 343) обязанность залогодателя или залогодержателя застраховать за свой счет заложенное имущество от рисков утраты и повреждения на сумму не ниже обеспечиваемого залогом требования.

Страхователями могут являться как кредитор, так и заемщик.

Объектами страхования залога могут быть строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, готовая продукция и другие ценности, предоставленные банку заемщиком в обеспечение выданного кредита.

Страховая сумма должна быть не более действительной стоимости застрахованного имущества.

Страховыми рисками здесь обычно являются те же случаи, которые предусмотрены условиями страхования имущества от огня и других рисков. При наступлении страхового случая выгодоприобретателями могут быть как собственник имущества (в случае, если кредит заемщиком не был возвращен).

Если заемщиком является физическое лицо, то может быть заключен договор страхования на случай смерти заемщика. При этом выгодоприобретателем является банкир-кредитор. Договор заключается на срок до полного погашения кредита. Первоначальная страховая сумма соответствует размеру выданного кредита вместе с процентами за пользование им. По мере возврата ссуды величина страховой суммы уменьшается таким образом, чтобы в любой момент она равнялась размеру долга, числящегося за застрахованным. В случае смерти застрахованного страховая выплата обеспечивает банку погашение долга.

Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты иностранных инвестиций. Страховщиками здесь являются государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств. Они предоставляют гарантии национальным инвесторам, осуществляющим инвестиции в зарубежные страны, при этом средства на покрытие возможных убытков от проведения страхования выделяются из государственного бюджета.

Агентства, в частности, устанавливают: условия страхования, размеры страховых сумм и тарифных ставок, ведут статистический учет проводимых операций, осуществляют экспертизу объектов и субъектов страхования, располагают данными об инвесторах, подрядчиках, пользователях инвестируемых средств.

Среди ведущих мировых агентств, следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли министерства внешней торговли и промышленности Японии, Департамент экспортных кредитных гарантий министерства экономики и промышленности Великобритании, «Кофас» (Франция). Еще одним страховщиком при осуществлении страхования инвестиций от политических рисков является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка.

МИГА является акционерным обществом, акционерами которого выступают более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют в Мировом банке. Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. В основу предлагаемой МИГА системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). При этом обязательным условием для заключения договора является членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции.

Наконец, страховая защита имущественных интересов инвесторов при осуществлении иностранных инвестиций предоставляется и некоторыми частными страховыми компаниями, например корпорацией «Ллойд», AIG (США).

Объектом страхования инвестиций от политических рисков являются:

а) акции, другие ценные бумаги и права участия;

б) прямые инвестиции (например, связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и т. д.);

в) права собственности (например, на недвижимость, на имущество, ввозимое инвестором для использования в своей деятельности без учреждения дочерней компании, на добычу полезных ископаемых);

г) имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.;

д) ссуды и кредиты.

Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс. Страхование может проводиться на случай наступления следующих событий:

  1. Изменения в законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе.
  2. Принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать вложенный капитал и возможный доход от него для последующего инвестирования или его перевода в страну инвестора.
  3. Национализация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов или экспроприация их активов.
  4. Лишение предприятий — объектов инвестирования прав владения землей.
  5. Принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковывать продукцию предприятия, в которое вложен застрахованный капитал.
  6. Принятие законодательства, которое ухудшало бы финансовое или любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с тем, каким оно было в начале инвестирования.
  7. Принятие нормативных актов, ущемляющих право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в которые инвесторы вложили соответствующие средства.
  8. Военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора.

В России первые шаги в области страхования инвестиций от политических рисков были предприняты в 1990-е гг. Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор). Для этого была создана специальная страховая организация, предоставляющая гарантии иностранным инвесторам от политических рисков (Российское агентство по страхованию инвестиций).

Таким образом, в теме была рассмотрена классификация имущественного страхования на основе основных классификационных признаков. Дана характеристика основных форм возмещения ущерба, а также раскрыто понятие и значение франшизы, как для страховщика, так и для страхователя. Раскрыто содержание, порядок, условия и значение страхования от огня имущества юридических лиц, а также особенности и виды страхования имущества граждан. Рассмотрен порядок страхования средств транспорта и технических рисков. Определен порядок и условия страхования предпринимательских рисков, в частности раскрыто содержание страхования имущественных интересов банков.

Материалы: http://eos.ibi.spb.ru/umk/6_7/5/5_R0_T5.html


Back to top