Датчик износа тормозных колодок: принцип работы

Главный редактор сайта

Безопасность движения плотно связана с исправностью тормозной системы. Владельцу машины нужно постоянно следить за степенью изношенности каждого элемента, потому что несвоевременная замена практически любой детали может повлечь за собой быстрый выход из строя всей системы тормозов. А неравномерный износ тормозных колодок чреват серьезными последствиями. В данной статье речь пойдет о том, как определить износ тормозных колодок.

Конечно, производители транспортных средств обещают каждому покупателю, что передние колодки придется менять, проехав не менее 10 тысяч километров, а задние прослужат вовсе на расстоянии до 25 тысяч километров, по факту эти цифры далеки от действительности.

Дело в том, что автомобильные компании, работающие на современном рынке, делают расчеты в достаточно усредненных условиях, не предполагая, какие серьезные испытания ожидают автомобиль на российских дорогах. А между тем отечественные условия эксплуатации легко можно отнести к самым суровым на континенте. Возникает вопрос: как проверить износ тормозных колодок?

Причины износа

Для начала стоит определиться, как работает тормозная колодка и что она собой представляет. Тормозными колодками называются фрикционные накладки, которые прижимаются к барабану или тормозному диску и останавливают вращение колес.

Многие автовладельцы думают, что тормозные колодки портятся в зависимости от пробега автомобиля. Отчасти это так. Но также немаловажную роль играет стиль вождения. Поэтому признаки износа тормозных колодок могут быть разными.

Если водитель предпочитает спокойный и размеренный стиль езды, то качественные колодки могут сработать качественно и действительно отходить около 20 000 километров.

Но если передвижение по дорогам сопровождается резкими торможениями, особенно в условиях города, то данный элемент системы нужно будет менять уже через 5 000 километров (колодки с датчиком износа сообщат вам о времени замены элемента). А в некоторых случаях, эта деталь тормозной системы может прийти в негодность еще раньше и индикатор износа тормозных колодок поспешит вам об этом сообщить.

Так что, закономерность простая: больше резких торможений на дороге – быстрее приходят в негодность колодки.

Проверка пригодности колодок

О непригодности могут сигнализировать следующие признаки:

  1. Снижается эффективность тормозов. Стандартного усилия теперь становится недостаточно.
  2. Появились толчки во время резкого торможения. Они возникают из-за того, что износ происходит неравномерно и при длительной эксплуатации появляются сколы, из-за которых появляются данные удары.
  3. Неестественное поведение тормозной системы. К примеру, чересчур резкое торможение.
  4. Появление металлической стружки на элементах тормозной системы и дисках.
  5. Появление непонятных шумов при торможении. Например, достаточно громкий свист. Этот звук появляется из-за того, что в тормозах установлен специальный ограничитель, который при слишком тонкой фрикционной части начинает тереться о диск.

"В случае если наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно сразу идти в магазин и покупать новые детали. С таким же успехом эти признаки могут свидетельствовать о неисправности другого элемента автомобиля. Поэтому нужно убедиться, что дело именно в износе тормозных колодок."

Выявляем степень износа

Как известно, у стандартного легкового автомобиля есть передние и задние колеса. Так вот порядок действий для разных осей несколько отличается.

Но для начала соберем все необходимые инструменты для проведения работ:

Для проверки колодок передних колес нужно проделать следующие действия:

  1. Для начала машину необходимо установить на яму или домкрат, соблюдая правила безопасности при проведении ремонтных работ с транспортным средством.
  2. Дальше при проверке передних тормозных колодок необходимо снять колеса.
  3. Повернуть руль. Для проверки правой стороны - руль необходимо вывернуть вправо, для проверки левой - влево.
  4. В суппорте можно найти отверстие, через него нужно посмотреть на фрикционную накладку, если ее толщина меньше 1.5 мм, то она подлежит замене.

Проверка задних колодок с барабанной тормозной системой происходит следующим образом:

  1. Машину вновь следует поставить на яму либо домкрат.
  2. Затем снять колесо.
  3. После чего необходимо демонтировать барабан.
  4. Далее следует проверить толщину фрикционной части, если ее толщина менее 1.5 мм, то колодки подлежат замене.

Для того чтобы проверить насколько износились тормоза можно использовать штангенциркуль, если его под рукой не окажется, можно приблизительно определить толщину фрикционной накладки на глаз.

Стоит отметить, что передние тормоза подвергаются более высоким нагрузкам, поэтому они снашиваются быстрее.

Одним из элементов системы безопасности автомобиля являются колодки с датчиком износа. Некоторые производители устанавливают датчики и благодаря им автовладелец своевременно может узнать о необходимости замены. Например, на автомобиле мерседес есть система проверки износа. Датчик износа тормозных колодок значительно упрощает контроль. Если таких датчиков нет, то нужно регулярно осматривать тормозную систему, проверяя износ колодок автомобиля по вышеуказанному способу.

Также пригодность данных элементов тормозной системы проверяют, ориентируясь на общий пробег автомобиля. Как уже отмечалось выше, срок службы данных элементов может отличаться в зависимости от стиля езды. Поэтому каждые 4 000 километров нужно проводить их осмотр.

Диагностика тормозов не занимает много времени, поэтому не стоит пренебрегать ей. Ведь неисправные и изношенные колодки могут привести не только к порче диска, но и к более печальным последствиям, к примеру, дорожно-транспортному происшествию.

Материалы: http://cars-bazar.ru/kolesa-i-shiny/kak-uznat-iznos-tormoznyh-kolodok

2 ≫

Автомобили имеют тормозные механизмы с фрикционным принципом действия. Торможение колёс происходит под действием силы трения между тормозным диском и колодками. Результатом замедления является износ фрикционного слоя, после чего колодки нужно менять.

Теперь контроль уже не нужен, так как большая часть транспортных средств оборудована приборами, контролирующими износ колодок, сигнализирующими водителю о необходимости замены. Встречаются два вида изделий:

  • механические приспособления;
  • электронные устройства.

Виды устройств

Что представляют собой механические устройства

Уже длительное время используется датчик износа тормозных колодок механического типа. Что же он собой представляет?

Это стальная пружинящая пластина U-образной формы, которая устанавливается на колодке. Один её конец имеет направление перпендикулярное тормозному диску и выступает на уровень минимальной толщины фрикционного слоя. При истирании до этой величины пластина начинает соприкасаться с диском, после чего слышны дребезжащие звуки со стороны колёс. Это служит сигналом для водителя о необходимости замены изношенных деталей.

Механический датчик износа тормозных колодок, принцип работы которого был рассмотрен, наделён рядом недостатков:

  1. Использовать их можно только с дисковыми механизмами.
  2. Если такая сигнальная пластина была не приклеена к колодке, она часто терялась при поездках по плохим дорогам.
  3. Ложную тревогу для водителя мог создать камешек, попавший между диском и фрикционным слоем.

Поэтому конструкторы нашли замену таким изделиям.

Об электронных сигнализаторах

Датчик износа колодок нового поколения не имеет вышеуказанных проблем, так как принцип его работы несколько иной. Электронное устройство, подающее водителю звуковой и световой сигналы, получило распространение на всех новых автомобилях. Давайте рассмотрим, как работает датчик износа тормозных колодок электронного типа.

Прибор представляет собой современный, надёжный сигнализатор. Это довольно простое устройство, состоящее из пластикового корпуса, где размещён сердечник из мягкого металла, чтобы не повредить диск. С обратной стороны корпуса выведен проводник с разъёмом для подключения к блоку сигнализации. Прибор выставляется на таком уровне, чтобы была возможность контролировать предельный износ.

В работе системы участвует тормозной диск. Пока толщина допустимого размера, система не срабатывает. Но только выработка колодок будет критичной, контакт датчика через диск замыкается и срабатывает индикатор на панели приборов автомобиля.

Электронный датчик тормозных колодок выпускается в нескольких разновидностях, но наиболее часто применяют два их вида, которые отличаются способом установки в контролируемую деталь:

  1. Прибор, устанавливаемый в специальную выемку тормозной колодки, или сбоку от неё.
  2. Устройство, устанавливаемое в тело фрикционного слоя, которое специально предусмотрено конструкцией.

Отличаются они только местом их расположения.

Первый тип позволяет легко контролировать состояние прибора и производить замену тормозных колодок. Он подаёт тревожный сигнал тогда, когда уже подошло время замены, медлить с этим нельзя.

А как работает датчик износа колодок второго типа? Отличие небольшое, но есть. Контактный цилиндр запрессован в колодку таким образом, что его контактная площадка находится на уровне допустимой толщины фрикционного слоя, что позволяет реализовать два уровня контроля и оповещения. Сначала появляется сигнал жёлтого цвета, затем красного, когда уже достигнут минимум толщины.

Тормозные колодки с датчиком износа фото которых можно увидеть в этой статье, можно приобрести с датчиками или без них. Установить самостоятельно приборы под силу любому водителю. Процедура детально описана в инструкции по эксплуатации автомобиля, она примерно одинакова для всех моделей. Машины могут иметь разное количество таких приборов, от одного на переднем колесе, до четырёх у всех колёс с дисковыми тормозами.

Итоги

При эксплуатации автомобиля следует периодически обращать внимание на состояние проводов и контактных разъёмов, так как они находятся в зоне, где может произойти обрыв, перетирание изоляции и другие проблемы. Случается, что из-за попавшей грязи, происходит преждевременное включение сигнализации.

Установка приборов не является обязательной, но она позволяет держать под контролем тормозную систему транспортного средства, чем повышается безопасность дорожного движения. Для наглядности, посмотрите видео:a

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2868

3 ≫

В современных машинах сейчас используют тормоза фрикционного типа, срабатывание которых происходит за счет силы трения. Взаимодействие между диском и колодками в результате их соприкосновения и приводит к торможению. Самым изнашиваемым элементом тормозного механизма является фрикционный слой тормозных планок.

До недавнего времени остаточную толщину колодок автовладельцу приходилось контролировать самому. Теперь же, на многих из них устанавливается датчик износа тормозных колодок, что значительно упрощает такой контроль. Такие датчики (сигнализаторы), поставленные на планке или внутри нее, при достижении фрикционным слоем критического износа, сигнализируют о потребности их замены. В современных машинах используют два типа таких сигнализаторов: механические и электронные, которые отличают принцип их работы и месторасположение на планке.

При этом в машине может быть установлено разнообразное число датчиков. Они могут крепиться:

  • Один – на единственной планке переднего колеса.

  • Два – на накладках одного переднего и одного заднего колес.
  • Четыре – на все колеса.

Несколько десятилетий для слежения за износом тормозных планок используется несложное, но эффективное решение – механический сигнализатор.

Конструкция его состоит из закрепленной на колодке одним концом U-образной стальной пружинящей пластины.

Второй ее конец расположен перпендикулярно диску тормозов на расстоянии минимального износа фрикционного слоя. Принцип работы этого датчика прост:

  • При стирании фрикционного материала до минимально разрешенных значений пластина начинает соприкасаться с диском, издавая своеобразный дребезжащий звук.
  • Появление этого звука предупреждает водителя о необходимости замены тормозных планок.

Конструктивное решение таких сигнализаторов позволяет их устанавливать только на тормозах дискового типа.

Некоторые производители не приклеивают сигнализаторы к металлической части планки, а пристегивают их при помощи разных креплений. Учитывая наши дороги, такое крепление способствует его утере во время езды.

Второй проблемой, не зависящей от сигнализатора, может стать пыль и мелкий гравий, попадающий между накладкой и диском. Возникающий при этом звук может восприниматься как срабатывание датчика износа тормозных колодок.

Такими датчиками производители оснащают все современные машины, считая их более совершенными. Ведь благодаря таким сигнализаторам, появилась возможность контролировать факт не только полного износа, но степень амортизации фрикционного материала. Этому способствует то, что электронные сигнализаторы стали делить на два вида:

  • Внешние датчики – крепящиеся сбоку тормозной планки или в специально предназначенной для них выемке. Что позволяет, в случае поломки, осуществить их замену.

  • Интегрированные устройства – запрессованные внутрь фрикционного материала при производстве планок. В этом случае замена их невозможна.

Такие сигнализаторы устроены просто: в пластиковом корпусе находится сердечник, для того чтобы не испортить тормозной диск, он изготовлен из мягких сортов металла. С задней стороны устройства находится разъем с отводным проводом.

Принцип действия таких датчиков основан на процессах происходящих в электрической цепи при ее замыкании. Когда сердечник, при износе планок и разрушении передней части корпуса начинает касаться диска, происходят те же процессы. Контактная цепь замыкается и загорается индикатор на приборной панели.

Результат работы внешних и интегрированных датчиков слегка разнится по сигналу, который появляется на панели приборов:

  • Световой индикатор при срабатывании внешнего датчика загорается в тот момент, когда толщина фрикционного материала достигла своей критической отметки и горит постоянно одним цветом.

  • В случае с интегрированным сигнализатором лампочка индикатора меняет цвет в зависимости от износа колодок. При приближении толщины фрикционного слоя к критическим показателям она начинает гореть желтым цветом. А при полной изношенности фрикционного материала, когда требуется незамедлительная замена колодок, лампочка загорается красным цветом.

Понять принцип, как действует такая многоуровневая схема несложно. Как уже упоминалось в статье, освещающей вопрос – «когда следует производить замену тормозных колодок», фрикционный слой многих планок содержит металлические добавки. Благодаря этому они могут, хоть и с высоким сопротивлением, пропускать электрический ток. Эти свойства и использовали производители для определения, как скоро наступит износ накладок. Толщина фрикционного слоя играет немаловажную роль в электрическом сопротивлении накладки (чем тоньше слой, тем оно меньше).

При включении зажигания образуется электронная цепь, схема которой состоит из индикатора, проводов, датчика и тормозного диска.

Когда в результате частичного износа фрикционного слоя до определенного процента уменьшается сопротивление в этой цепи, то зажигается лампочка желтого цвета. Которая сигнализирует, что планка еще прослужит определенный период пробега машины, но полный ее износ уже не за горами и следует озаботиться приобретением новых колодок. Ну а при изменении цвета индикатора с предупреждающего желтого на красный, требуется незамедлительная замена планок.

Как и любые сигнализирующие устройства, датчики, контролирующие износ, имеют определенные недостатки:

  • Провода, которыми они оснащены довольно тонкие и часто перетираются и рвутся.
  • Незащищенность разъемов проводов от попадания на них влаги и грязи часто приводит к окислению контактов или их замыканию.

  • В дождливую погоду влага, попадающая на фрикционный слой, может поменять его сопротивление, что приведет к ложному срабатыванию индикатора.

Единственным плюсом электронных датчиков (исходя из вышеописанных недостатков) является то, что даже при обрыве провода они все равно просигнализируют об износе накладок. В этом случае, они сработают как механические сигнализаторы, когда стержень датчика начнет вплотную прижиматься к диску, то появится характерный пищащий звук.

Для большинства современных машин сигнализаторы износа продаются отдельно от тормозных планок.

Таким образом, производители позаботились о том, чтобы можно было поменять изношенную или вышедшую из строя деталь (к сожалению, это не касается накладок с интегрированными сигнализаторами). Но, несмотря на это, специалисты все же советуют менять старые датчики вместе с установкой новых тормозных планок. Так как не исключено, что они будут некорректно работать.

Статья впервые появилась на AutoRemont2.ru

Подписаться на рассылку

ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ АНОНС НОВЫХ СТАТЕЙ ПО E-MAIL?

Материалы: http://avtodoc24.ru/tipy-datchikov-iznosa-tormoznykh-kolod/


Back to top