Забит катализатор

С применением катализаторов массово, процент загрязнения окружающей среды снизился на 2,4%. Эту статистику придумали не мы, об этом говорит союз экологов Германии, но мы знаем точно, что с применением каталитических нейтрализаторов цены на систему выхлопа поднялись на 30%, обслуживание автомобиля с ДВС стало дороже, а проблем с лампочкой Check Engine стало больше. Химзаводы как дымили, так и дымят, но катализаторы им не светят. Раз без нейтрализаторов совсем уж никуда, то посмотрим, чем может светить нам, как владельцам автотраспорта, применение систем очистки отработанных газов.

Что такое катализатор

Катализатор, или каталитический нейтрализатор, разработан специально для того, чтобы снижать уровень свинца и СО в отработанных газах. В принципе, при обеспечении идеальных условий работы двигателя, можно запросто обойтись и без него. Если система питания отрегулирована идеально, бензин соответствует стандартам, а система выхлопа исправна, то довести уровень вредных веществ в газах совсем несложно. Но их уровень сильно зависит не только от мастерства механика, который регулирует впрыск или карбюратор, топливный насос высокого давления в дизелях. Большое значение имеет качество бензина, на которое повлиять мы не можем при всем своем желании.

А катализатор просто дополнительная труба с диффузором, в котором установлена сетка с платиновым или другим не менее дорогим покрытием. Все вредные вещества в выхлопе, точнее, большая часть из них — это несгоревшие остатки топлива и продукты сгорания. Чтобы их нейтрализовать, процесс горения нужно катализировать, то есть ускорить. В двух словах это и есть основной принцип работы и цель катализатора. Цель, конечно благородная. Только не всегда она оправдывает сильную потерю мощности и увеличенные расходы топлива. При том, что стоит система нейтрализации газов очень недешево.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Катализатор работает просто. Понять его сложно, а в принципе, он оценивает уровень загрязнения выхлопа, дает сигнал в мозги двигателя, в электронный блок управления, который уже корректирует условия работы таким образом, чтобы уровень вредных веществ в выхлопной трубе был минимальным. Катализаторы устанавливают в приемной трубе выхлопной системы автомобиля, сразу после выпускного коллектора. Сделано это потому, что в этом месте температура выхлопных газов еще достаточна для того, чтобы вредные примеси могли сгореть синим пламенем, а уже на выходе из глушителя их было как можно меньше.

Роль контрольного органа в этой системе играет датчик кислорода, лямбда-зонд. От него и вся головная боль водителей. Это он доносит всю информацию о состоянии газов и самого катализатора на ЭБУ. В старых версиях систем, Евро2, зонд стоял только один, на входе в катализатор и с ним еще можно было договориться. На автомобилях, подготовленных по стандарту Евро3 и выше, зондов 2 и больше, а контролируют ситуацию они как на входе, так и на выходе из катализатора. Если зонд считает, что кислорода в выхлопных газах недостаточно для сгорания вредных веществ, он зажигает лампочку Check Engine, а дальше водитель думает о том, как ремонтировать катализатор.

Ремонт катализатора

По большому счету, катализатор представляет собой обычный резонатор глушителя с датчиком и сеткой, при помощи которой он контролирует процент кислорода в газах. Основными поломками могут быть прогары и ситуация, когда забит катализатор Симптомы могут быть самые разные. Вот только некоторые из них:

  1. Двигатель просто не запускается. Это происходит в том случае, если катализатор забит полностью. Как это выглядит, можно глянуть на фото. В этом случае двигатель попросту не может работать, поскольку смесь не может поступать в камеру сгорания. Установить точно, насколько виноват в этом катализатор, просто. Выкручиваем первый по ходу выхлопа датчик. Если мотор ожил, значит катализатор приказал долго жить.
  2. Ухудшилась динамика автомобиля. Как в ходу, так и стоя на месте, явно ощущается, что мотор тупит и неадекватно реагирует на педаль газа. Это свидетельствует о том, что катализатор только начал забиваться, основные сюрпризы впереди.
  3. Может возрасти расход топлива, но на катализатор это указывает только в том случае, если увеличение расхода связано с потерей динамики.
  4. Самый явный признак — Джеки Чан. Лампочка Чек Энжин всегда направляет к катализатору при малейшей проблеме. Чтобы подтвердить эту версию, можно заехать на диагностику, где компьютер покажет ошибку с кодом Р0420. Эта цифра говорит о непродуктивности работы двигателя, но если рассматривать симптомы комплексно, то все дороги ведут к катализатору. Точнее, к его замене.

Датчик на катализаторе

В этом случае можно поступить несколькими путями. Извиниться перед Гринписом и выбросить катализатор на помойку. Но в этом случае придется совершать некоторые доработки. Или поступить, как настоящий борец за экологически чистую атмосферу — купить новый катализатор, который обойдется от $150 до $300, в зависимости от модели автомобиля. К примеру, на Рено Сандеро Степвей новый катализатор обойдется в 32 000 рублей. Понятно, что Степвей не самая дорогая машина, а, пожалуй, самая дешевая из импортных.

Поэтому чаще всего вместо катализатора устанавливают пламегаситель с датчиками кислорода, которые несут декоративную функцию. Чтобы они не вмешивались в работу двигателя, ЭБУ просто перепрограммируют. Это возможно не во всех автомобилях, но большинство поступает именно так. Следовательно, если загорелась лампочка, паниковать не стоит, всегда можно найти оптимальный выход. Не бойтесь лампочек, и свежего вам выхлопа!

Материалы: http://avtoshef.com/zabit-katalizator-simptomy/

2 ≫

Мы уже говорили ранее о катализаторе (каталитический нейтрализатор) и его работе, теперь разберемся с симптомами неисправности. Любой неопытный водитель без проблем определит неисправность в выхлопной трубе, зачастую связанную с нейтрализатором. Сигналы неисправности будут идентичными как для отечественных автомобилей марки ВАЗ, так и иномарках будь то Ford, Toyota или другая марка.

  • Автомобиль не заводится или моментально глохнет. Говорит о полной поломке нейтрализатор.

Решение: Выкрутить датчик кислорода (стоит перед катализатором). Завести двигатель, если автомобиль заработал — значит боченок катализатора неисправен, требуется замена на новый или аналог (пламегаситель).

  • Автомобиль плохо разгоняется и двигатель медленно набирает обороты. При движении создается впечатление что машину удерживают сзади. Значит соты забиты частично.
  • Увеличился расход топлива. Тоже симптом неполадок катализатора, но не обязательный, может указывать и на другую неисправность, например топливных форсунок.
  • Выхлопы слабо выходят из трубы – соты забиты.
  • Выхлопы имеют сизый оттенок и едкий, неприятный запах – катализатор разрушен или оплавлен.
  • При перегазовке или разгоне слышится металлический звук (как будто щебенки насыпали) — катализатор наполовину разрушен, забит блок, или возможно бочек катализатора сдвинулся с назначенного места.
  • Загорелся индикатор «Check Engine», низкая эффективность (ошибка P0420). Может возникнуть при других проблемах, но и сигнализирует о возможной неисправности нейтрализатора.
  • Удостовериться в работоспособность каталитического нейтрализатора можно самостоятельно. На крайний случай, автосервисы делают платную диагностику. Выделим 3 основных метода проверки каталитического нейтрализатора.

    Визуальный

    При деформации корпуса, велика вероятность повреждения сот катализатора. В таком случае наружный осмотр не даст понимания о загрязненности, потребуется снятие детали с машины. Проблема заключается в очень сложном снятии данной детали, не редко фиксаторы «прикипают», в таком случае их приходится срезать болгаркой.

    Сняв нейтрализатор, внимательно осматривают на просветы. Если соты забиты грязью, их чистят или меняют на новый.

    Но не всегда конструкция позволяет провести внутренний осмотр без вскрытия корпуса катализатора.

    Противодавление

    Популярный метод, демонтаж не требуется. Используется манометр и трубка-переходник для него. Манометр устанавливают вместо кислородного датчика (лямбда-зонда). Важно создать полностью герметичное соединение. Завести двигатель, поднять обороты до 2,5-3 тысяч, поддерживать их 10-15 секунд для фиксации показания манометра. Полученные данные сравнить с нормой. У всех моделей норма разная, но можно и ориентироваться на усредненные:

    · 0,3 кгс/см2 – норма;

    · 0,35 кгс/см2 – норма для доработанных двигателей, иначе повышенный;

    · 0,5 кгс/см2 и выше – проблема с нейтрализатором.

    Диагностика мотор-тестером

    Мотор-тестер — комплект оборудования, помогающий определить состояние машины на основе осциллограмм. Подключается вместо свечи зажигания, при старте двигателя снимаются данные, на основе которых делают выводы неисправностях автомобиля.

    Забитый сажей нейтрализатор можно прочистить. Но, стоит упустить этот момент и в лучшем случае автомобиль однажды не заведется или сразу заглохнет. Куда хуже, если бобина оплавится, восстановление детали будет невозможно. Куда хуже – механическое разрушение катализатора, велика вероятность попадания керамики в цилиндры, приводящее к капитальному ремонту двигателя.

    Устранив своевременно неисправность каталитического нейтрализатора, можно избежать сложного и дорогостоящего ремонта, а так же снизить расход топлива.

    Материалы: http://autoshas.ru/priznaki-zabitogo-ili-razrushennogo-katalizatora-mashiny-metody-diagnostirovaniya-neispravnostejj-katalizatora.html

    3 ≫

    Как проверить катализатор на противодавление. Три способа выявить забитый катализатор

    В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях. Благодаря трем проверенным способам вы сможете сами проверить катализатор и вовремя распознать забитый катализатор.

    Проверять катализатор нет необходимости до тех пор, пока вы не заметите следующие симптомы:

    Авто словно "с якорем" набирает и едет очень туго до определенной скорости, после чего у двигателя словно просыпается второе дыхание, он начинает работать в привычном режиме.

    Кроме того, эта проблема идет по нарастающей, т. е. авто сначала с трудом набирает 150, потом 120, а через некоторое время с огромным трудом преодолевает отметку в 100 км/час.

    В некоторых самых тяжелых случаях мотор и вовсе может не запуститься.

    Причиной всех вышеописанных симптомов могут быть разные части двигателя, однако не редко проблемы с динамикой начинаются именно когда его пропускная способность снизилась до критической отметки или когда в выхлопной системе полностью забитый катализатор. Производительность двигателя снижается в результате существенного ухудшения вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может "вдохнуть" требуемое количество воздуха из-за того, что увеличено противодавление катализатора. Другими словами часть выхлопа застревает в цилиндрах, не позволяя топливно-воздушной смеси как следует заполнить пространство камеры сгорания, кроме того это ведет к разбавлению последней, как результат — снижение мощности (тяги) ухудшение динамики.

    Что и почему забивает катализатор?

    -Забитый катализатор — результат длительного нарушения в системе выхлопа и двигателе в целом. Причиной может стать повешенное содержание масла в выхлопе, например тогда когда мотор "кушает" масло, а владелец долго ничего не предпринимает по этому поводу.

    -Катализатор забивается из-за того, что его пропускные соты довольно малы и для того чтобы забить их не требуется много времени, достаточно несколько капель, которые приклеиваются намертво при высокой температуре.

    -Топливо низкого качества — довольно часто становится причиной того, что забивается катализатор. Остатки топлива, которые не сгорели в цилиндрах — догорают в выпускном коллекторе, вызывая перегрев или оплавление катализатора.

    -Следующий негативно влияющий на состояние катализатора фактор — дорога вернее то, что у нас принято называть дорогой. Ухабы и бугры, а также любые повреждения механического характера типа удар о "лежачий полицейский" или бордюр может нанести сокрушающий удар хрупкой начинке катализатора. Соты катализатора забивает мелкая крошка, которая отлетела от поврежденной соты.

    Теперь собственно о том как проверить катализатор на противодавление?

    Три способа выявить забитый катализатор

    1. Наиболее простым способом распознать забитый катализатор считается — полный демонтаж катализатора и последующий его визуальный осмотр на предмет просвета в нем. Крепление катализатора иногда настолько прикипает, что снять его получается только при помощи болгарки или других аналогичных приспособлений. Кроме того, конструкции выхлопных систем некоторых производителей настолько замысловатые, что для их демонтажа может потребоваться не один день, в некоторых сложных случаях снять выхлопную вообще не представляется возможным.

    2. Самый верный способ как проверить катализатор на противодавление состоит в том, чтобы измерить давление в выпускной системе. Чтобы это сделать нужно вместо первого кислородного датчика, используя переходник, вкрутить манометр, после чего снять показания в разных режимах работы мотора. Общепринятым значением является давление 0,3 кгс/см2 при оборотах 2500 в минуту. Есть правда у этого способа свои недостатки, иногда бывает очень неудобно снимать датчик для проверки этой процедуры. Кроме того, датчики довольно крепко прикипают к выпуску, поэтому для того чтобы их снять приходится изрядно повозиться.

    3. Третий способ можно считать самым техничным, поскольку он предусматривает измерение противодавления посредством мотор-тестера. Принцип такой: в место свечи в цилиндр устанавливается специальный датчик давления, после чего производится анализ осциллограммы на повышенных оборотах.

    Если давление в выпускной системе превышает 200 кПа, что равно почти 2 кгс/см2 — нужна замена катализатора.

    Comments 225

    Я третьим способом всегда проверяю.

    манометр, газ в пол выше 0.2атм, замена.

    Вообще-то катализатор — это вещество.

    Вообще-то это каталитический нейтрализатор, ну а в химии то да, катализатор — вещество))

    • Editing history

    Вот именно. И в нейтрализаторе происходят каталитические реакции — благодаря этому веществу.

    www.drive2.ru/b/486687553114603895/ у меня тоже проверяли, проверяльщики, млин… вообщем, чистим все пока не поздно…

    Лучше бы написал к чему приводит эта забитая гадость, пользы было бы больше.

    Давит сальники и прокладки. Там зимой лед стынет. У знакомого прокладку гбц давануло. Лучше эту гадость убрать с разу.

    В статье описаны принципы проверки катализатора в домашних условиях.

    Охренеть у вас способы домашние. Короче статья наеб.

    • Editing history

    тут название сути не меняет :)

    А я уже бороскоп кинулся заказывать)))

    Загорелся чек на катализатор. Все советовали вырезать их, а я пошел купил б/у коллектор с исправным катализатором. Проехал один светофор и чек сам погас. Вышло дешевле, чем выбивать, а потом чиповать. И самое главное, выхлоп не воняет.

    хоть один здравомыслящий, эти советчики пусть лучше мозги себе вырежут за ненадобностью

    ошибка p0420 вот проверенный симптом, он же и диагноз

    эта ошибка появляется только тогда, когда кат стал плохо фильтровать выхлоп, к забитости ката и противодавлению эта ошибка не имеет никакого значения

    Берешь две руки на холодную и друга. сам берешься до и после каталика. А друг заводит тачку. пока машина начинает греться прикидываешь, равномерно греюстся трубы до и после. Если есть большая разница, то с большой вероятностью каталик забит.

    автор этой статьи не учел самого простого и верного способа — это диагностика самым дешевым сканером типа ELM-327 и смартфоном, которая заключается в сравнении графиков напряжения с 1-ого и 2-ого лямбда-зондов — если напряжение второго графика "пляшет", то катализатор забит или оплавлен, если интересно забегайте в гости в конце поста наглядная инструкция

    если нет второй лямбды?

    Тогда у вас евро2 и катализатор вам не нужен

    Как это не нужен, а выхлоп кто очищать будет?

    если взять количество грузовых автомобилей, выпускающих в атмосферу свой выхлоп, на долю легковых, производства до 1995, да даже 1999 года, когда только появился стандарт Евро2, то ваш автомобиль цветочки из выхлопной трубы выпускает

    • Editing history

    Тогда у вас евро2 и катализатор вам не нужен

    Если нет 2-й лямды это не значит что нет катализатора. Катализатор стоит и делает своё дело. К тому же 2-я лямда никак не влияет на работу дрыгателя, а служит лишь только для контроля. У нас вся страна катается с отключенной 2-й лямдой или обманкой.

    Материалы: http://www.drive2.com/b/457592551298321353/


    Back to top