≪
-
При выборе подходящего масла для двигателя машины ее владелец сталкивается с большим разнообразием выбора. Это руководство дает сведения по автомаслам, которые помогут покупателю расшифровать маркировку вязкости масла на упаковке, понять, что означает тот или иной тип масла и подходит ли оно для его автомобиля. Осознанное решение проблемы замены масла в перспективе обернется сохранением ресурса двигательной установки.
Популярная аналогия приравнивает автомасло к потоку крови циркулирующего внутри тела. Это неточное сравнение, потому что кровь переносит питательные вещества к клеткам, а в случае с двигателем «питанием» выступает топливо, которое переносится воздухом. В любом случае без масла невозможна смазка, охлаждение и чистка движущихся частей, уплотнение поршневого зазора. Мотор просто заглохнет через несколько секунд работы.
Стандарт API
Таблица характеристик масла по стандарту API
Знакомство с автомаслом начинается с маркировки, нанесенной на контейнер. Символ API в форме бублика сообщает потребителю, что продукт прошел тестирование и соответствует стандарту Американского Нефтянного института (API). Двухбуквенный символ указывает на какой тип двигателя рассчитано это масло.
Например, маркировка SL означает, что продукт предназначен для бензиновых двигателей, разработанных в 2001–2003 гг. Для дизельных моторов символ начинается с литеры С.
Стандарт разрабатывается группой исследовательских лабораторий, тестирующих двигатели, и включает последние серии тестов на высокотемпературные отложения в цилиндрах. Буквы внутри бублика обозначают класс вязкости масла, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE), т. н. вязкость моторного масла по SAE. Встречается указание на то, что масло прошло энергосберегающий тест.
Следующий шаг – выбрать подходящую вязкость для температур, отвечающих нормальной работе двигательной установке машины.
В чем измеряется вязкость масла?
Вязкость – это физическая величина, характеризующая сопротивление жидкости течению. В случае с автомобилем речь идет о способности автомасла сохраняться на стенках цилиндра, оставаясь текучим. Класс вязкости моторных масел кодируется двумя числами. Формула 10W-30 обозначает класс 10 (определяется при –36°С), и 30 (определяется при 100°С). Буква W означает winter (зима). Масляная смесь 10W-30 менее вязкая в обоих температурных режимах, чем 20W-50. При разогреве она разжижается, а при охлаждении становиться гуще.
Что означают цифры на упаковке моторного масла
Эту динамику можно продемонстрировать следующим примером. В момент старта двигателя масляная пленка в поршневом зазоре густая, поэтому в начале разогрева трение в цилиндре высокое и температура начинает расти. Нагрев приводит к уменьшению вязкости автомобильного масла, трение уменьшается, температура перестает расти и система охлаждения в штатном режиме отводит тепло, температура масла падает.
Иными словами, между вязкостью и температурой существует обратно пропорциональная зависимость. Две цифры в формуле показывают динамику (скорость) процесса разжижения в разных температурных диапазонах.
Поведение масла при одной и той же температуре
Низкие цифры формулы соответствуют интенсивному процессу разжижения, большие цифры –относительно медленному. Отсюда следует, что в низкотемпературном режиме числа должны быть меньше. Стартер с усилием проворачивает двигатель, расходуя энергию аккумулятора. Прокручивание коленвала, частично погруженного в масляную ванну, требует дополнительной энергии.
При таком режиме работы возрастает расход топлива и снижается ресурс мотора. Два важных показателя этого режима: проворачиваемость и прокачиваемость. Первый показатель соответствует максимуму динамической вязкости масла, которая дает провернуться коленвалу с необходимой для запуска мотора скоростью. Второй показатель отвечает вязкости, при которой масляный насос обеспечивает нормальную прокачку по масляной системе.
Какую вязкость следует выбрать для моторного масла вашего двигателя?
Несмотря на многочисленные и противоречивые советы работников автосервисов, рекламу ТВ нужно строго придерживаться параметров, рекомендованных производителем двигателя, потому что инженеры-конструкторы используют их при проектировании автомобильного мотора.
Для сомневающихся журнал «За рулем» опубликовал результаты теста показавшие серьезное падение мощности и ресурса мотора при использовании масла с отличием 10 единиц во втором числе формулы, рекомендованной заводом-производителем.
Индекс вязкости и кинематическая вязкость моторного масла
Вязкость масел при температуре 20 С
В отличие от антифриза на 95% имеющего однородную химическую консистенцию (этиленгликоль), автомасла изготавливают из смеси масел-основ разной стоимости. Нефтяные компании комбинируют смеси из пяти групп, которые отличаются по способу производства и вязкости. Наиболее дорогие группы проходят высокую степенью переработки и классифицируются как синтетические (synthetic).
В их составе по-прежнему присутствуют химические вещества, которые могут быть производными природной нефти, но модификация не позволяет больше относить их к природным компонентам. Кроме чистых синтетиков, на рынке представлены смеси, состоящие из минеральных масел с примесью синтетических компонент, например, полиальфаолефинов. Они называются полусинтетическими (semi-synthetic).
Зависимость вязкости масла от температуры
Причина таких сложных комбинаций компонентов связана с величиной индекса вязкости. Он характеризует степень пологости графика логарифмической зависимости вязкости от температуры по мере своего увеличения. Рассчитывают этот показатель исходя на основе кинематической вязкости масла при температурах 40°С и 100°С. Индекс масла предназначенного для работы в двигательной установке круглый год, превышает 120. Минеральные (природные) масла не обладают таким значением и нуждаются в дополнительных присадках-загустителях, и это отличает их от синтетиков.
Доля базовых масел в смеси варьируется в диапазоне 70–95%, остальная часть состоит из добавок.
Возникает вопрос, масляная смесь содержащее 70% базовых компонентов лучше однородного с составом 95%? Нет, не лучше. Отдельные базовые компоненты не требуют добавок, потому что уже обладают необходимыми природными свойствами или приобретают таковые в результате химической переработки. Добавки играют важную роль в смазке, но сами по себе они необязательно имеют высокую смазочную способность.
Что в итоге?
Владея этой информацией, покупатель в автомагазине не будет ломать себе голову вопросом как определить вязкость моторного масла и т. п. Ранее загадочные числа на масляных контейнерах станут ближе и понятнее, а разговоры с продавцами или сотрудниками автосервиса станут более компетентными, к взаимному удовольствию, всех сторон. Но самое важное – двигатель его машины еще долго будет радовать своей надежной и стабильной работой.
Материалы: http://driving24.ru/kak-vybrat-maslo-dlya-avtomobilya-po-ego-vyazkosti/
2 ≫
-
МОТОРНЫЕ МАСЛА ЛГКОВЫХ ДОРОЖНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ЧАСТЬ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЯЗКОСТИ SAE И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ АСЕА.
Марченко В.В. 2015г.
Моторные масла и их применимость остается актуальной темой, учитывая повальную неграмотность в этом вопрос технического персонала автосервиса и продавцов-консультантов торговых сетей.
Задача настоящей статьи дать базовую информацию по классификации и применимости моторного масла к типу ДВС.
В этой ситуации тема — масло какого бренда лучше или хуже, является второстепенной. Для выбора моторного масла для конкретного ДВС, понимания какой продукт вам продают, необходимо знать: масло какой классификация по вязкости- SAE и классификация по эксплуатационным свойствам –АСЕА, для какого типа двигателя и для каких условий эксплуатации необходимо использовать. Например, масло классификации по вязкости SAE 5W30 может быть различной классификации по эксплуатационным свойствам (качество-жаргон): АСЕА А1/В1; АСЕА А3/В4; АСЕА С2 или АСЕА С3. Каждому классу АСЕА будет соответствовать свои: базовое масло и пакет присадок, физико-химические характеристики, межсервисный пробег, износостойкость, назначение по применению, тип и нагруженость двигателя. А значит, при одном классе вязкости, применимость будет разная для моторных масел с разной классификацией по эксплуатационным свойствам- АСЕА. Таким образом —Указание вязкости масла по SAE не дает никакой информации об эксплуатационных свойствах моторного масла.
При замене масла на бирке в моторном отсеке должно быть указано не только дата, пробег в км на момент замены, марка моторного масла и вязкость по SAE, но и классификация АСЕА. Требуйте именно такого заполнения бирки замены масла.
На лицевой стороне упаковки масла указывается торговое название продукта (может включать вязкость масла по SAE. Например: Mobil 1 ESP 0W-40 ), а на тыльной стороне упаковки собственно класс вязкости SAE XW-XX (например: SAE 0W40), спецификация по эксплуатационным свойствам АСЕА ХХ ( например: АСЕА С3; АСЕА А3/В3,А3/В4) и допуски автопроизводителей (например: BMW Longlife-04; Dexos2; GM-LL-A-025/ GM-LL-B-025; MB 229.31/MB 229.51;Porsche A40;VW 502 00/VW 505 00)
ВАЖНО! Необходимо знать — В классификации АСЕА сформулированы минимальные базовые требования (те, для легких условий эксплуатации ДВС), которые согласованы между производителями масел и автопроизводителями.
По классификации Американского института нефти (API) базовые масла, как основа моторных масел, определяющие физикохимические характеристики последних, подразделяются на шесть категорий:
Группа I — минеральные базовые масла, полученные путем экстракции(удаления ароматики), депарафинизации растворителями(удаления парафинов) и гидроочистки(удаление серы) сырой нефти. Парафиновые масла. Индекс вязкости 80-100. Содержание насыщенных соединений <90%
Группа II — высокорафинированные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью. Так же относятся к группе парафиновых масел. Процесс производства, чаще всего, основан на методе каталитической изодепарафинизации. Индекс вязкости 100-120. Содержание насыщенных соединений >90%, сера < 0,03%. Свойства базовых масел групп II и II+ позволяют некоторым компаниям производить масла, по качеству, не уступающие маслам III группы.
Группа III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (НС-технология) сырой нефти. Базовые масла III группы обеспечивают улучшение прочности пленки при высоких температурах и низкотемпературной текучести. Индекс вязкости >120. Содержание насыщенных соединений >90%, сера < 0,03% По своим свойствам соответствует требованиям синтетических базовых масел, отчего практически все производители называют масла на базе III группы синтетикой.
Группа IV – синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО), полиэтиленгликолей(PAG). Полиальфаолефины, получаемые в результате химического процесса, имеют характеристики единообразной композиции, очень высокую окислительную стабильность, высокий индекс вязкости, широкий диапазон рабочих температур.
Группа V – другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы(сложные спирты и эфиры). В эту группу входят другие синтетические базовые масла- нафтеновые, ароматические, растительные масла. Эстеровые масла.
Группа VI — пока не оформлена окончательно институтом API. Эта группа была введена в европейской ACEA для синтетической базы ПИО (PIO — polyinternalolefins)
Маркетинговое различие масел
Автовладельцы, маркетологи и торговые сети используют своё условное различие моторных масел:
— синтетические (полученные путём каталитического синтеза из газов. На основе ПАО, Эстеров, Диэфиров, при 40-100% синтетического базового масла
— полусинтетические (комбинация минеральных и синтетических основ при 20 -40% синтетического базового масла, каталитический гидрокрегинг-НС технология.
— минеральные , полученные путём очистки соответствующей фракции нефти, при 20-0% синтетического базового масла, API группа ll+ группа III; API группа II, API группа I);
Получение базовых масел III группы не связано с синтезом чего-либо, поэтому готовый продукт не может называться синтетикой, в техническом/химическом понимании этого определения.
Условные эксплуатационные характеристики (по возрастанию эксплуатационных свойств), в % (минеральное базовое масло принято за 100 %)
• Минеральное, обычного качества- 100 %
• Гидрокрекинговое, улучшенное минеральное- 200 %
• Синтетическое, полиальфаолефиновое(ПАО)- 300 %
• Синтетическое, эстеровое- 500 %
Примерно, такими же соотношениями связаны стоимости производство этих категорий моторных масел.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ SAE ПО ВЯЗКОСТИ
Класс вязкости указывает на температурные условия, при которых масло сохраняет целостную пленку на деталях двигателя и, одновременно, сохраняет заявленную вязкость. Классификация моторного масла по вязкости общепринята — Американская классификация SAE (Society of Automotive Engineers), введенная Обществом Автомобильных Инженеров, и обозначается: SAE ХХW-XX. За аббревиатурой SAE идет индекс низкотемпературной вязкости ХХW (0W; 5W; 10W; 15W; 20W; 25W) при пуске ДВС при отрицательной температуре масла, а через тире индекс высокотемпературной вязкости 20;30;40;50;60 на работающем ДВС при рабочей температуре масла 90-100С.
Чем больше численное значение индекса низкотемпературной вязкости, тем масло более вязкое при низких температурах. Буквенная часть ХW (пример: 5W, 0W, 15W…) означает «зимние» («winter» – зима) требования вязкости и температуры масла, при которых должна обеспечиваться прокачка масла и его проворачиваемость для надежного пуска ДВС. Для получения нижней температурной границы в градусах Цельсия проворачиваемости ДВС на данном масле необходимо от индекса низкотемпературной вязкости отнять число 35 (те ХХ- 35). Температура прокачиваемости моторного масла всегда на 5С ниже температуры проворачиваемости.
Чем больше численное значение индекса высокотемпературной вязкости, тем выше вязкость кинематическая и вязкость в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры -HTHS, и тем при более высоких температурах масло сохраняет свои свойства.Требования по кинематической вязкости характерны для зубчатых зацеплений и кулачков ГРМ. Требования по вязкости в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры –HTHS характерны для шатунных и коренных подшипников скольжения. Величина HTHS определяется целиком свойствами базового масла и не зависит от присадок. HTHS является одной из важнейшей характеристикой вязкости и противоизносных свойств моторного масла.
Современные маловязкие масла имеют индекс высокотемпературной вязкости 20,30,40.
Всесезонное масло обозначается сдвоенным индексом вязкости с обязательным тире между индексами низкотемпературной и высокотемпературной вязкости: 0W-20, 0W-30; 0W-40; 5W-40; 10W-40; 15W-40. Полностью (100%) синтетические моторные масла группы API IV+APV имеют нулевой индекс низкотемпературной вязкости 0W-XX. Полностью синтетические масла, за счет однородной молекулярной структуры и минимального содержания присадок, обладают исключительными вязкостно-температурными характеристиками. Это низкая температура застывания- минус 50-60°С и очень высокий индекс низкотемпературной вязкости- 0, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Во-вторых, высокая вязкость HTHS-при температуре 150°C — благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. Благодаря повышенной стойкости к деформациям сдвига (из-за однородности структуры), имеют высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нерастворимых нагаров и лаков, а также небольшую испаряемость и расход на угар. Эти свойства особенно важны для масел, предназначенных для высоконагруженных и турбированных ДВС, при удлиненном интервале замены. Ужесточение требований к токсичности выхлопов, а также применение катализатора TWC и сажевого фильтра DPF предъявляют все более жесткие требования к минимальному содержанию серы, фосфора и сульфатной зольности, а так же к минимальной испаряемости моторных масел. Это одна из основных причин популярности маловязких масел классов SAE OWХХ, созданных из синтетического базового масла.
Как работает моторное масло. Вязкость любого масла изменяется в процессе наработки моточасов. Сначала идет процесс деструкции загущающих присадок со снижением вязкости масла, затем прогрессирующее повышение вязкости за счет большого содержания продуктов окисления базового масла. Чем меньше выражены процессы деструкции и окисления тем выше ресурс масла
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АСЕА-2008 ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ СВОЙСТВАМ
В настоящее время существуют одновременно несколько систем классификации моторных масел по эксплуатационным свойствам — API, ILSAC, АСЕА и ГОСТ (для стран СНГ). Требования европейского стандарта АСЕА к свойствам моторных масел являются более жесткими, чем API и ILSAC.
Классификация ACEA разделяет моторные масла на 4 класса:
Класс А— для бензиновых двигателей с обычным содержанием сульфатной золы и повышенным серы;
класс В— для мало нагруженных дизельных двигателей -Liht Duty с обычным содержанием сульфатной золы и повышенным серы;
класс С cо средним- Mid SAPS и низким — Low SAPS содержанием сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) — для бензиновых и дизельных двигателей с сажевыми фильтрами DPFи катализаторами повышенного ресурса TWC.
класс Е— для тяжело нагруженных дизельных двигателей;
Внутри каждого из этих классов имеются категории- 1;2;3;4;5, которые отражают различные эксплуатационные свойства.
Редакция ACEA- 2012 определяет четыре категории: A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, для бензиновых ДВС легковых дорожных автомобилей и малонагруженных дизельных двигателей -Liht Duty, четыре категории: C1, C2, C3, C4, для двигателей с системами очистки выхлопа EURO4 и выше, и четыре категории: E4, E6, E7, E9 для дизельных двигателей, используемых на тяжелой технике, две из которых: E6, E9 относятся к тяжелым транспортным средствам, оснащённым системами доочистки выхлопных газов DPF или CRT. Спецификация ACEA A2/B2 с 2008 года является недействующей
Как правильно читать спецификацию AСEA: Пример: АСЕА А1/В1,A5/B5-масло классификации А5/В5 и может использоваться в двигателях, где предписано А1/В1, но не наоборот; Пример: АСЕА С2,С3-масло классификации С3 и может использоваться в двигателях, где предписано С2, но не наоборот.
Классификация АСЕА Ах/Вх (2012) бензиновые и дизельные двигатели
Категория A1/B1. High Saps — Топливоэкономичная. Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования с увеличенным интервалом замены в бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, специально подготовленных для работе на маловязких маслах с низкими потерями на трение и с HTHS от 2,6 мПа*с (для масел xW-20) и от 2,6 до 3,5 мПа*с для остальных классов вязкости SAE. Внимание: Данные масла не могут применяться в отдельных моделях двигателей. При сомнении обратитесь к руководству по эксплуатации.
Категория A3/B3. High Saps – Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей для круглогодичного использования, стандартных и продленных интервалов замены, при тяжелых/экстримальных условиях эксплуатации (HTHS>3.5ьПа*с)
Категория A3/B4. High Saps – Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных с непосредственным впрыском двигателей. Подходят для применения, где рекомендованы масла категории ACEA A3/B3 (HTHS>3.5ьПа*с).
Категория A5/B5. High Saps – Топливоэкономичная. Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования с увеличенным интервалом замены, в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, специально подготовленных для работе на маловязких маслах с низкими потерями на трение и с HTHS от 2,9 до 3,5 мПа*с. Внимание: Данные масла не могут применяться в отдельных моделях двигателей. При сомнении обратитесь к руководству по эксплуатации.
*HTHS= вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига
Масла категории АХ/ВХ относятся к полнозольным с содержанием сульфатной золы до 1,6% по массе, с испаряемостью до13% по массе, с ненормируемым содержанием серы и фосфора. Категории АХ/ВХ создавались для использования в ДВС с внешним смесеобразованием (впрыск во впускной коллектор) на высокозольном топливе с содержанием серы (свыше 350мг/кг). Имеют высокое щелочное число 9-12. Содержат мощный пакет противоокислительных и противоизносных минеральных присадок. Категории А1/В1 и А5\В5 относятся к маловязким и созданы для повышения топливной экономичности ДВС и, как следствие, снижения выбросов токсичных компонентов и СО2, обеспечения продленных интервалов замены и норм токсичности по выбросам EURO -4 и выше.
Категория А1/В1 не предназначена для высоконагруженных /форсированных ДВС и только в редакции АСЕА 2012г в неё включили требование увеличенного интервала замены. Масла низкой вязкости SAE XW-20 категории А1/В1, как правило, соответствуют спецификации ILSAC и могут применяться в японских ДВС, но с периодичностью замены масла и МФ не более 10ткм, поскольку она ограничена стандартами США и Японии не более 7,5 миль и, соответственно, малым объемом МФ и масляного картера.
Категория А5/В5 включает маловязкие масла и предназначена для европейских высокооборотных и высоконагруженных/форсированных бензиновых и малогагруженных дизельных ДВС с увеличенным интервалом замены.
Категория А3/В4 введена с переходом дизельных ДВС с форкамерного впрыска на прямой, те непосредственно в цилиндр. Таким ДВС требуются масла стойкие к разбавлению топливом, с повышенной термоокислительной стабильностью.
Особого внимания заслуживают специальные малозольные масла нового поколения Low SAPS и Mid SAPS с пониженным содержанием серы, фосфора, золы сульфатной и пониженной испаряемостью спецификации ACEA СХ. Они делятся на четыре категории: С1, С2, С3 и С4. Эти масла предназначены для использования с малозольным топливом не ниже Евро-5 в моторах с непосредственным впрыском и оборудованных последним поколением устройств очистки выхлопа сажевыми фильтрами DPF и катализаторами повышенной производительности TWS.
SAPS расшифровывается как Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur
т.е. масло Low SAPS содержит относительно малое количество сульфатной золы, фосфора и серы
категория С1 Low SAPS — Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов повышенной производительности DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с и низкой зольностью LowSAPS. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности.
Категория С2 Mid SAPS — Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов повышенной производительности DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 2,9 мПа*с и средней зольностью Mid SAPS. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности.
Категория С3 Mid SAPS — Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов повышенной производительности DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 3,5 мПа*с и средней зольностью Mid SAPS. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности.
Категория C4 Low SAPS — Стабильные и стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателей-Liht Duty легковых автомобилей, оборудованных системами снижения токсичности отработанных газов повышенного ресурса DPF или TWC. Предназначены для двигателей специально подготовленных для работы на маловязких маслах с низкими потерями на трение, HTHS от 3,5 мПа*с и средней зольностью Low SAPS. Продлевают срок службы DPF и TWC и способствуют повышению топливной экономичности.
Важно! Масла спецификации АСЕА СХ не могут применяться в отдельных моделях двигателей. При сомнении обратитесь к руководству по эксплуатации.
SAPS: сульфатной золы SA, фосфора P, серыS
DPF: Дизельный сажевый фильтр
TWC: Трех компонентный катализатор повышенной производительности
Low SAPS: означает, низкое содержание сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) в сравнении с обычными смазочными материалами
Mid SAPS: означает, среднее содержание сульфатной золы (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur) в сравнении с обычными смазочными материалами
HTHS: вязкость масла в условиях высокой скорости сдвига и высокой температуры
Масла категории СХ относятся к малозольным с содержанием по массе сульфатной золы 0,4-0.8 %, серы 0,2-0,3% и фосфора 0,05-0,09% . Категории СХ созданы для применения исключительно с малозольным топливом стандарта Евро-5 (зольность менее 0,01%, доля серы менее 10мг/кг, отсутствие металлосодержащих присадок) в двигателях в первую очередь прямого/непосредственного впрыска, оборудованных устройствами очистки выхлопа сажевыми фильтрами DPF и катализаторами повышенной производительности TWS, а так же в ДВС с внешним смесеобразованием, где применяется топливо Евро-5. Благодаря низкой зольности, масла этой категории имеют невысокое щелочное число 6-8. Содержат пакет противоокислительных и противоизносных органических присадок, не дающих золу. Благодаря этому масла, категории СХ практически не имеют сажевые отложения, шлам и нагар в ЦПГ, не образуют золу блокирующую сажевые фильтры DPF и катализаторы повышенной производительности TWS (см диаграммы Lubrizol)
Категории С1 и С2 включают малозольные, топливоэкономичные масла низкой ХW-20 и малой XW-30 вязкости, созданные для повышения топливной экономичности ДВС, снижения выбросов токсичных компонентов и СО2, обеспечения продленных интервалов замены и норм токсичности по выбросам EURO -4 и выше, а с 2017г EURO-7, снижения высокотемературных и низкотемпературных отложений в двигателе. Категории С1 и С2 предназначены для работы в ДВС специальной конструкции с пониженными зазорами сопряжения в ЦПГ и малой толщиной масляной пленки
Категории С3 иС4 включают малозольные масла, которые формально не являются топливоэкономичными, но по износостойкости таки же как А3/В4 (HTHS > 3,5 мПа*с), а по более низкой испаряемости превосходят С1,С2
Масла спецификации АСЕА: А1\В1, А5\В5, С1 и С2 являются маловязкими и поэтому относятся к топливоэкономичным. Использование маловязкого моторного масла способствует меньшим энергетическим затратам на его прокачку по системе смазки, а также меньшему сопротивлению сдвига в масляной пленке и трения между поверхностями, обеспечивая более “легкое” движение и вращение деталей двигателя и снижение расхода топлива на 1км. Как прямое следствие указанного, снижение выбросов парникового газа СО2 и токсичных компонентов NOх, CO, CH, серной кислоты и др.
Для масел АСЕА А1\В1; А5\В5; С1 и С2 эффект снижения расхода топлива относительно масла вязкости SAE 15W40 оценивается как более 2,5-3%. Для масел SAE ХW30 АСЕА А3\.В4; С3; С4 эффект снижения расхода топлива относительно масла вязкости SAE 15W40 оценивается более 1%.
Масла АСЕА: А3\В3,B4, С3,С4 имеют существенно более высокие противоизносные свойства (HTHS более 3,5 мПа*с) по сравнению с маслами спецификации АСЕА: А5\В5 и С2, не говоря о АСЕА: А1\В1 и С1. Спецификации АСЕА: А3\В3,B4, С3,С4 применяются в высоконагруженных и форсированных ДВС для тяжелых условий эксплуатации, связанных с длительной работой двигателя при высокой температуре моторного масла и на режимах с высокой нагрузкой на ЦПГ и КШМ.
Производители автомобилей в вопросе выбора спецификации применяемых масел исходят из выполнения заявленных для данной модели автомобиля: качества топлива; норм токсичности; выброса парникового газа CО2 и заявленного межсервисного пробега. На современном этапе развития технологий ДВС легковых АМ европейских автопроизводителей, выполнение требований норм токсичности и выброса СО2 достигается применением малозольного топлива Евро-5 в сочетании с маловязкими маслами вязкости SAE 5W-XX гидросинтеза спецификации АСЕА А1\В1 и С1 при сокращенном- 10ткм межсервисном пробеге и полнозольники с высоким щелочным числом, спецификации АСЕА А5\В5 и вязкости SAE 0W-XX при увеличенных интервалах замены масла 20-40т.км.
Если моторное масло имеет пониженную HTHS 2,4-3,0 мПа*с, то его можно применять только в ДВС конструктивно рассчитанных на работу с малой толщиной масляной пленки. В моторах, приспособленных для масла с пониженным HTHS, а значит с более тонкой масляной пленкой, чистота обработки существенно выше, зазоры предельно уменьшены. Зазоры между трущимися деталями должны соответствовать толщине масляной пленке при рабочей температуре для данного узла. Если же применять маловязкие масла в прецизионных парах трения с зазорами больше необходимой величины, то происходит разрыв масляной пленки и возникает граничное трение с полужидкостной смазкой.
В настоящее время маловязкие масла спецификации АСЕА А5/В5 и С1,С2 применяются практически на всех ДВС концерна VAG, а также на некоторых моделях BMW, МB, VCC, FMC.
Comments 173
Добрый вечер Владимир Васильевич, подскажите какое масло заливать в ниссан примера п12 с двигателем QR20DE пробег 230000 тыс и имеется небольшой угар, морозы редко бывают до -18, а летом до 40 доходит. На данный момент залито масло лукойл генезис армотек 5в40
SAE 5W-40 , SAE 0W-40 АСЕА А3/В4. API SN с допуском МВ 229.5, выбор правильный!
Lukoil GENESIS POLARTECH 0W-40; Gaspromneft G-Energy F Synth 0W-40; Lukoil GENESIS ARMORTECH 5W-40; ЛУКОЙЛ ЛЮКС 5W-40 SN; Gazpromneft Premium N 5W-40; Gazpromneft G-Energy F Synth 5W-40; Gazpromneft G-Energy Service Line W 5W-40
Спасибо большое, правильно я понял что, Lukoil GENESIS POLARTECH 0W-40 можно использовать как всесезонное масло и не бояться ездить на длительных высоких оборотах?
Совершенно правильно поняли!
масла группы 0W-XX- полностью синтетические с базой группы API IV, API V, API VI, с высочайшей термокоислительной стабильностью. Создавались для экстремальных режимов работы ДВС, как на малых и высоких оборотах.
Здравствуйте, Владимир Васильевич.
Прошу Вашего совета:
машинка nissan pathfinder с двигателем vq40de 4.0 бензин с пробегом под 200тыс.
5w30 eneos sm залил — по городу не ест масло-по трассе на больших оборотах сьело больше литра на 1000км.
Предыдущий владелец лил nissan 5w40 и менял раз в 15тыс.
Я проехал на нем чуть больше 2тыс км.
Сейчас залил mitasu 5w50. Пока проехал мало — около 400 км -по трассе специально ехал быстро -масло не уходит — двигатель работает очень тихо на холостых и в движении.
5w50 нет в допусках к этому мотору.
Я не убью мотор такой вязкостью?
или лучше слить и залить чтото типа valvoline maxlife 5w40?
Регион у меня теплый. Зимой минус 15 редко (до 5 дней за зиму) . Летом до 40 бывает редко. Масло стараюсь менять раз в год или каждые 5-6тыс пробега.
Угар масла на высоких оборотах при длительном движении и должен быть. 1л на 1000км для ДВС с пробегом 200ткм -это вполне ожидаемо.
Вязкость 5-50 для азиатского ДВС будет избыточной и поднимет температуру масла и износ, как следствие
для тяжелых условий эксплуатации автопроизводитель рекомендует 5-40 или 0-40
Советую для спокойствия и счастья: Лукойл Люкс SN 5W-40; Lukoil GENESIS POLARTECH 0W-40
Срочно сливать или можно еще 1000км поездить?
Вполне, можно до следующей плановой замены масла!
- Editing history
Ваши статьи очень познавательны.
Странно, что в ESM (Electronic Service Manual) к моему авто есть допуски вплоть до 20w50.
Понимаю, что смешно звучит — но всё таки — интересно почему?
Действительно удивительно, в представленной страничке рекомендация от SAE 5W-30 до 10W-60.
Я объясняю себе такое тем, что применение высоковязких масел рассматривается автопроизводителем решением в случае высокого угара моторного масла в моторах Nissan. Эта проблема давняя и нерешённая для ДВС Nissan.
Для себя я давно определил перечень брендов, которые имеют похожие, нерешаемые проблемы, которые вне обсуждения и обхожу стороной. В их числе: FMC, Nissan, Infinity, Subaru, Mazda, поскольку входит в PAG FMC
- Editing history
Но всё таки наверное лучше 5W40 ?
Если в основном высокая нагрузка на малых оборотах (грунтованные дороги, калейные дороги, бездорожье, буксировка…), то 5-50. Если дороги с твердым покрытием, городские пробки и высокие нагрузки при высоких оборотах (педаль в пол, высокие скорости, активное вождение), то 5-40 , 0-40
Здравствуйте Владимир Васильевич!Большое Спасибо за советы нам автолюбителям!
У меня форд S-MAX 2,5T (5-ть цилиндров) B5254T3, 2006г/в, до 100т/км лил масло форд S/SD 5/40,wss-m2c917-a, acea c3,api sm/sf
стиль езды умеренный, иногда зажигаю,50%-город,50%-трасса.Заправляюсь только 95 экто или 98.Жор масла если и есть то не-большой.Эксплуатирую машину в Московской обл.Хочу перейти на масло 0W40 ACEA C3 с допуском approved MB 229,51.Как ВЫ к этому относитесь, что посоветоваете?Какое масло лучше для турбины?
Хочется, чтобы двигатель проработал по-дольше.
Заранее благодарен. С Уважением Виктор Михайлович.
- Editing history
масло SAE 0W40 ACEA C3. API SN. с допуском approved MB 229,51 предпочтительнее всегда. чем форд S/SD 5/40,wss-m2c917-a, acea c3,api sm/sf
Здравствуйте Владимир Васильевич!Большое Спасибо за советы нам автолюбителям!
У меня форд S-MAX 2,5T (5-ть цилиндров) B5254T3, 2006г/в, до 100т/км лил масло форд S/SD 5/40,wss-m2c917-a, acea c3,api sm/sf
стиль езды умеренный, иногда зажигаю,50%-город,50%-трасса.Заправляюсь только 95 экто или 98.Жор масла если и есть то не-большой.Эксплуатирую машину в Московской обл.Хочу перейти на масло 0W40 ACEA C3 с допуском approved MB 229,51.Как ВЫ к этому относитесь, что посоветоваете?Какое масло лучше для турбины?
Хочется, чтобы двигатель проработал по-дольше.
Заранее благодарен. С Уважением Виктор Михайлович.
Но масел SAE 0W40 ACEA C3. API SN. с допуском approved MB 229,51 на рынке РФ не столь много. Советую, через сайт производителя, выйти на центральный склад и покупать заведомо оригинал.
Владимир Васильевич, Вы правы этих масел SAE 0W40, ACEA C3,API SN, MB 229,1 -я в своих магазинах(Коломна.М.О.)пока не нашёл.Подскажите пожалуйста какие ещё из наиболее распространённых по маркам производителя, лучше залить в мой двигатель VOLVO B5254T3 2,5T пробег 100т/км.
а так же на форуме oil-club.ru есть блог ПОПУЛЯРНЫЕ МАСЛА…
- Editing history
Здравствуйте Владимир Васильевич!Поздравляю ВАС с наступающим праздником ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!Желаю ВАМ, побольше жизненных сил, бодрости духа И ЗДОРОВЬЯ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ !
Владимир Васильевич последний вопрос, больше мучать ВАС не буду.Просто меня интересует именно Ваше мнение.Из линейки ММ ЛУКОЙЛ выбрал три вида ММ, какое ВЫ посоветовали-бы?Что-бы ДВС сохранить подольше и турбина была довольна?
P.C. Зимой езжу мало.Летом с апреля по ноябрь езжу много и динамично, двигатель 220 л/с к этому располагает.
1.ЛУКОЙЛ GENESIS POLARTECH 0W-40.ОДОБРЕНИЯ: API SN-лицензировано;MB-Approval 229.5;VW 502.00/505.00;Renault RN 0700/0710;Porche A40;BMW LL-01.СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ:API CF;ACEA A3/B3,A3/B4;FIAT 9.55535-M2;FORD WSS-M2C-937-A
2.ЛУКОЙЛ GENESIS CLARITECH 5W30.ОДОБРЕНИЯ:API SN-лицензировано;GM DEXOC 2;MB-Approval 229.51;СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ:API CF;ACEA C3;BMB LL-04;MB 229,31;RENAULT 0700/0710.
3.ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH 5W40.ОДОБРЕНИЯ:API SN-лицензировано;MB-Approval 226.5 229.5;VW 502.00/505.00;Renault RN 0700/0710;Porsche A40;BMW LL-01.СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ:API CF;ACEA A3/B3,A3/B3;FIAT 9.55535,9.55535z2.OPEL GM-LL-B-025;PSA B712296.
Спасибо. Заранее благодарен!Виктор-1953.
P.C.У меня есть друг с 1945 г/р.И когда у него спрашивают с какого ты года рождения? Он отвечает:С
Спасибо за поздравление!
ЛУКОЙЛ GENESIS POLARTECH 0W-40 АСЕА А3/В4
Добрый день! Большое Вам спасибо за статью!
Хотелось бы получить от Вас рекомендации для горизонтально-оппозитного бензинового атмосферного двигателя объемом 2 литра, с цепным приводом ГРМ — Subaru FB20. На выпуске установлено два каталитических нейтрализатора.
В инструкции рекомендовано только 0w20 с классификацией API SN; ILSAC GF-5; ACEA A3 или A5.
Условия эксплуатации: Центральная Россия
Летом часто трасса с высокими нагрузками, городская езда на короткие расстояния до 10 км и иногда бездорожье. На трассе масло греется до 120°C.
Зимой преимущественно поездки на короткие расстояния до 10 км, очень редко трасса. Температура масла до 90°C.
Топливо преимущественно лью 95 Роснефть. Как получается, заливаю 98 Экто Лукойл. Летом чаще стараюсь на 98 ездить.
Летом у людей на 0w20 проворачивает шатунные вкладыши при езде по трассе на высокой скорости более 15-20 минут.
Пробег у меня сейчас 80 тысяч км. Сначала дилер лил 5w30 SM оригинальное масло, после 60 тыс.км перешел на SAE 0W30 Total Quartz 9000 Energy API SL | A3/B4 | MB229.5 | MB229.3 | VW 502.00/505.00. Двигатель работает на нем жестковато, лак на крышке масляной горловины появляется. Хочу уйти с дилерского обслуживания.
Какое моторное масло Вы считаете лучшим выбором для этого двигателя? Заранее очень благодарен Вам за ответ!
Материалы: http://www.drive2.com/b/1402183/
3 ≫
-
** - минимальная вязкость при 150°С.
а) МПа·с, mах, при температуре, °С
b) МПа·с, max, при температуре, °С
c) мм2/c при 100°С
d) МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min
b) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV;
с) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;
d) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника.
2. Моторные масла для дизельных двигателей, где действуют классы CC, CD, CE, CF, CG и СН.
SE Класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг. выпуска.
SF Моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
SG Масла данного класса обладают еще более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
SH Этот класс был введен в 1993 г. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более требовательная.
SJ Новый класс масел, введенный в 1996 г. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.
СС Класс масел для двигателей с легким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
CD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
СЕ Класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
CF Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.
СF-4 Улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.
СF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
СG-4 Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжелого транспорта.
СН-4 Новый класс масел, предназначенных для тяжелого транспорта.
SA Двигатели, работающие в легких условиях
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.)
SD Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)
SE Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.)
SF Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине
SG Двигатели выпуска с 1989 г.
SH Двигатели выпуска с 1994 г.
СВ Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе
СС Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
СD Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе
CD-II То же, с учетом специфических требований двухтактных двигателей
СЕ Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
CF-4 Двигатели выпуска с 1990 г.
CF-2 Улучшенные характеристики CD11 для двухтактных двигателей
CG-4 Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов
Бензиновые двигатели: А1,А2иАЗ.
Дизели легковых автомобилей: В1, В2, ВЗ и В4.
Дизели тяжелого транспорта: Е1, Е2, ЕЗ, Е4 и Е5.
Цифра после буквы показывает уровень требований в данном классе. Чем выше цифра, тем выше требования класса. Исключение составляют, однако, масла классов А1 и В1, которые позволяют сокращать расход топлива и обладают небольшой вязкостью.
API-ТА Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
API-ТВ Маломощные мотоциклы, мотороллеры
API-ТС Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API -ТА и API -ТВ
API-ТО Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов.
Классы API -ТС и API -ТD параллельны, то есть они не могут заменить друг друга
Классы JASO следующие: FА, FВ и FС (в последнем самые высокие требования)
MIL-L46152 : моторное масло для транспортных средств, в основном с карбюраторными и дизельными двигателями, работающими в условиях "средней тяжести".
MIL-L2104 : моторное масло для тактических транспортных средств, в основном с дизельными двигателями с наддувом, которое в экстренных случаях можно применять и в карбюраторных двигателях.
Листок 226.5: всесезонные масла для карбюраторных двигателей и дизельных двигателей в соответствии с листком 226.1.
Листок 227.0/1 : сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с удлиненными интервалами замены масла и для двигателей грузовых автомобилей без наддува.
Листок 227.5: масла соответствуют указанным на листке 227.1, но их можно применять и для карбюраторных двигателей.
Листок 228.0/1: сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей с удлиненными интервалами замены масла и для грузовых автомобилей с наддувом.
Листок 228.2/3: сезонные/всесезонные масла для всех дизельных двигателей, с более удлиненными интервалами замены масла и для грузовых автомобилей с дизельными двигателями производства с 1988 г.
AAMA - Ассоциация американских изготовителей автомобилей
АСЕА - Ассоциация европейских изготовителей автомобилей
AFNOR - Французская ассоциация стандартизации нефтепродуктов
AGMA - Американская ассоциация изготовителей передач
ANSI - Американский национальный институт стандартизации
API - Американский институт нефти
ASTM - Американская ассоциация испытаний и материалов
ССМС - Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА)
DIN - Немецкие промышленные стандарты
EEC(СЕЕ) - Европейское экономическое сообщество
IP - Институт нефти (Великобритания)
ISO - Международная организация стандартизации
JAMA - Японская ассоциация изготовителей автомобилей
JIS - Японские промышленные стандарты
NLGI - Национальная ассоциация пластичных смазок (США)
SAE - Общество автомобильных инженеров (США)
Материалы: http://www.pajero.us/repair/115.shtml