≪
-
Транспортная деятельность неразрывно связана с рядом рисков. Страхование ответственности помогает обезопасить перевозчиков и владельцев груза от существующих непредвиденных ситуаций и ошибок в процессе транспортировки, которые могут причинить вред их имуществу.
Что это такое
Страхование ответственности перевозчика грузов – это основная гарантия в транспортно-экспедиционной деятельности на сегодняшний день. Оно выступает залогом возмещения вреда, нанесенного в процессе транспортировки имущества.
Этот вид страхования также является способом защиты материальных интересов перевозчика при возникновении его гражданской ответственности за причинение вреда грузу.
Субъект, осуществляющий перевозку груза, обязан застраховать свою гражданскую ответственность, независимо от вида используемого им транспорта (ст.5 ФЗ №67).
Исключением по закону является только метрополитен и такси. Отсутствие договора о страховании ответственности не избавит перевозчика от непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда грузу.
Компенсация будет равной по стоимости со стандартным страховым полисом, предусмотренным для этого или даже больше. Кроме этого, суммы необоснованного обогащения при отсутствии страховки подлежат взысканию в судебном порядке органами исполнительной власти.
Особенности страхования
При страховании такой ответственности основным документом, защищающим имущественные права всех заинтересованных лиц, будет специализированный договор.
Обязательное страхование осуществляется компанией или организацией, которая получила лицензию на осуществление подобной деятельности.
Перевозчик является второй стороной договора и инициатором его заключения. Владелец груза будет выступать выгодоприобретателем или потенциальным потерпевшим.
Соглашения подобного рода составляются с обязательным указанием страховой суммы и тарифов. Договора страхования ответственности перевозчика относятся к документам, составляемым в пользу третьего лица (владельца груза). Форма – письменная.
Подписывают документ только представитель компании, осуществляющей страхование и перевозчик. Каждому договору присваивается номер в системе АИОС.
Для страхования ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом необходимо подать страховщику следующие документы:
- заявление страхование по форме;
- копию лицензии на перевозку определенной категории грузов (если она есть);
- документы со сведеньями об автотранспортных средствах.
В процессе заключения договора страховщик может потребовать дополнительные документы, подтверждающие информацию в заявлении, провести осмотр транспортных средств или обратить за содействием в получении информации к органам исполнительной власти.
Договор страхования ответственности перевозчика грузов обязательно включает перечень всех транспортных средств, которые будут использовать перевозчиком в процессе транспортировки грузов.
Срок действия таких соглашений составляет не менее 1 года. Документ вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа или премии.
По соглашению сторон договор может быть:
При прекращении или расторжении соглашения выплаченная страховая премия обычно не подлежит возврату. Но и в этих случаях гражданская ответственность с перевозчика не снимается.
Про страхование опасных грузов, смотрите здесь.
Что является объектом
По договорам такого рода объектом защиты выступают имущественные права перевозчика, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозке вреда грузу.
Риском выступает возможность возникновения обязательств относительно возмещения материального ущерба, причиненного транспортировкой.
Страховой случай – это уже сам момент появления обязательств перед владельцем груза по устранению причиненного вреда. С его наступлением возникает обязанность по оплате страхового возмещения.
Какие бывают случаи и риски
Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.
Схема: страховые риски.
Относительно имущества владельца существуют следующие риски:
- полной или частичной потери груза;
- повреждения груза;
- ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя);
- вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц;
- затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).
Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:
- ДТП;
- перенаправление груза на правильный адрес;
- действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба;
- действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай;
- пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором;
- удар транспортного средства о неподвижный предмет;
- взрыв, повреждения ТС льдом;
- действия, принятые для устранения взрыва или пожара;
- исчезновение транспортного средства без вести;
- несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива;
- повреждение транспорта атмосферными осадками;
- исчезновение груза;
- кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц;
- поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.
Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.
При наступлении страхового случая перевозчик обязан:
- информировать каждую заинтересованную сторону;
- незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика;
- принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.
Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.
За что перевозчик грузов ответственности не несет
Выплаты по возмещению ущерба не проводятся в случае:
- если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, народных волнений, акций протеста, забастовок, когда иное не предусмотрено договором;
- наступления страхового случая при наличии умысла со стороны его владельца;
- отказа в предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение ущерба.
Других оснований для освобождения от ответственности нет, если иное неуказанно в договоре.
Презумпцию вины перевозчика подтверждают:
- Недостатки тары или упаковки.
- Скрытие свойства груза, естественные потери.
При наличии этих признаков невиновность при повреждении необходимо будет доказать. Презумпцию невиновности гарантируют:
- прибытие груза в целостности и исправной таре без следов вскрытия;
- упаковка сохранила свою изначальную целостность, пломбы не задеты;
- недостача, порча или повреждение груза произошло вследствие естественных причин;
- сопровождение груза третьими лицами;
- недостача груза не превышается установленных норм;
- скоропортящийся продукт прибыл в сохранности и срок.
За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Стоимость груза определяется на основании счета или другого документа отправителя.
Страховщик может обратиться после возмещения ущерба с регрессным требованием к перевозчику если:
- Страховой случай наступил вследствие умышленных действий страхователя.
- При управлении ТС лицом (назначенным перевозчиком) в нетрезвом состоянии и возникновении из-за этого страхового случая.
- При наступлении страхового случая, если транспортным средством перевозчика управляло лицо, не имеющее на это право.
- При возникновении страхового случая и существующих нарушениях со стороны перевозчика относительно режима труда и отдыха водителя ТС.
- При наступлении страхового случая, если он возник вследствие введения перевозчиком в эксплуатацию непригодного транспортного средства.
Регрессные требования предъявляются в суд. Страхование ответственности перевозчика грузов – это способ защиты от множества рисков, которые возникают в процессе транспортировки чужого имущества.
Формой страхования является публичный договор, который подписывают перевозчик-страховщик. Соглашения такого рода регламентируют количество и виды страховых случаев, по которым предусмотрены выплаты, размер денежного возмещения, а также суммы и тарифы на периодические платежи.
Страхование ответственности перевозчика грузов является обязательным практически для каждого владельца транспортного средства (кроме такси).
Про страхование груза при перевозке узнайте тут.
Что такое морские грузы, вы можете прочитать в этой статье.
Видео: Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков
Материалы: http://prostrahovanie24.ru/gruzov/strahovanie-otvetstvennosti-perevozchika.html
2 ≫
-
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:
- перевозчик несет ответственность за доверенный груз в "разумных пределах";
- перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
- нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование, и по категории лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика.
Таким образом, прежде всего можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных перевозчиков (в первую очередь авиационных), страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.
В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи:
- нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;
- причинения ущерба багажу пассажиров;
- утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;
- нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.
Наконец, условия договоров страхования могут различаться между собой в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита — внутренних или международных.
Страхование ответственности перевозчиков представляет собой отношения по защите имущественных интересов лиц, понесших убытки в связи с осуществлением перевозок пассажиров или грузов. Оно проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.
Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата), или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.
По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.
Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков считается документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием, в соответствии с нормами законодательства, для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.
В частности, страховыми случаями по договору могут выступать:
- Телесное повреждение, заболевание или смерть пассажиров, находящихся на застрахованном средстве транспорта в связи с несчастными случаями, авариями и другими событиями, связанными с эксплуатацией данного средства транспорта.
- Утрата или повреждение багажа пассажиров вследствие событий, за последствия которых несет ответственность страховщик в соответствии с законодательством.
- Утрата, недостача или повреждение груза, предназначенного к перевозке, перевозимого или перевезенного на застрахованном средстве транспорта, по причинам, за которые страхователь несет гражданско-правовую ответственность.
- Просрочка в доставке груза или прибытии пассажиров по причинам, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством.
- Выдача груза страхователем в несоответствии с указаниями о задержке выдачи или без получения взамен соответствующего документа, свидетельствующего о наличии права собственности на груз.
- Неправильная засылка груза страхователем.
- Смерть или причинение вреда здоровью физических лиц, находящихся вне транспортного средства, либо утрата или повреждение их имущества в связи с эксплуатацией застрахованного средства транспорта.
Условия страхования обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны:
- умышленными действиями страхователя и его представителей, нарушения кем-либо из них правил и требований эксплуатации средства транспорта, противопожарной защиты, хранения горючих или взрывчатых веществ и материалов;
- известной страхователю или его представителям до выхода в рейс непригодности транспортного средства к эксплуатации либо неготовности обслуживающего персонала к работе из-за низкого уровня квалификации или физического состояния кого-либо из его числа;
- обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известными страхователю, о которых страховщик не был своевременно поставлен в известность;
- неустранением страхователем в течение согласованного со страховщиком срока обстоятельств, заметно повышающих степень риска, на необходимость устранения которых в соответствии с общепринятыми нормами указывал страхователю страховщик;
- использованием средств транспорта для обучения, участия в соревнованиях, проверки технических характеристик и иных действий, не связанных с деятельностью страхователя в качестве перевозчика;
- эксплуатацией застрахованных средств транспорта в условиях, не предусмотренных их назначением;
- использованием застрахованных средств транспорта вне согласованного в договоре страхования района, если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами;
- перевозкой большего числа пассажиров и большего веса груза, чем это предусмотрено нормами технической эксплуатации;
- эксплуатацией транспортных средств после принятия судом решения о приостановлении деятельности;
- участием застрахованных средств транспорта в контрабандных или иных незаконных операциях;
- действием обстоятельств непреодолимой силы;
- военными действиями, маневрами, иными военными мероприятиями;
- воздействием мин, торпед, бомб, ракет, снарядов, взрывчатых или иных орудий войны (однако страховщик, как правило, несет обязательства по выплате страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие перевозки указанных предметов на застрахованном транспортном средстве в качестве груза);
- пленением, захватом, арестом или задержанием застрахованного средства транспорта в результате военных действий, забастовок и т. п.;
- гражданскими войнами, революциями, восстаниями, мятежами, народными волнениями;
- актами саботажа или террористическими актами, совершенными по политическим мотивам;
- забастовками, локаутами и аналогичными событиями;
- конфискациями, реквизициями или аналогичными мерами государственных органов или организаций, принимающих на себя власть или осуществляющих ее, в том числе изданием данными органами и должностными лицами актов, не соответствующих законам и другим правовым актам;
- ионизирующей радиацией, токсичными, взрывчатыми и другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов, как перевозимых в качестве груза на застрахованном средстве транспорта, так и находящихся вне его;
- умышленными действиями потерпевшего, направленными на наступление страхового случая.
В то же время в соответствии с ГК РФ страховщик не освобождается от обязанности произвести выплату страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, даже если страховой случай наступил по вине страхователя.
Железнодорожная перевозка
В январе 1998 г. был принят "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (федеральный закон от 8.01.1998 г.). Согласно ст. 132 "железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Ответственность за несохранность багажа строится на принципах, предусмотренных ГК РФ и рассмотренных выше. Что касается ручной клади, перевозимой пассажиром, то обеспечение ее целостности и сохранности является обязанностью самого пассажира, т. е. перевозчик никакой ответственности за ручную кладь не несет.
Имущественную ответственность за несохранность груза железная дорога несет в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).
Воздушная перевозка
С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Авиаперевозчик несет также ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности — величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно — в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными.
Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.
Перевозка автотранспортным средством
Ответственность автоперевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.1969 г. № 12. В уставе ничего не говорится об ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. На сегодняшний день при возникновении такой ситуации автоперевозчик несет ответственность только в соответствии с нормами ГК РФ.
Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 17.04.1968 г.), а на внутреннем водном транспорте — Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден постановлением Совета Министров СССР от 15.10.1955 № 1801). Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, тогда как в уставе никаких оговорок на этот счет нет.
Что касается ответственности за утрату и повреждение багажа, ручной клади, а также грузов, то она и на автотранспорте, и на морском и водном транспорте установлена в основном на тех же принципах, что и на железной дороге.
Внедоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т. п.). Если вред третьим лицам причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то их владельцы несут солидарную ответственность. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Морская перевозка
По условиям договора каско-страхования при столкновении судов не обеспечивается полное покрытие по ответственности перед потерпевшей стороной (75%). Оставшаяся незастрахованная часть ответственности за столкновение (1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой защитой через клубы взаимного страхования.
Международные конвенции
Международные соглашения определяют основные понятия и условия международных перевозок, составляющих содержание коносаментов. Положения коносаментов отражают требования конвенции, регулирующей данный вид перевозки. В случае ущерба при комбинированной перевозке ответственность определяется по виду транспорта, на этапе перевозки которым было констатировано страховое событие. При других условиях ответственность владельца транспортного средства определяется дополнительными положениями коносамента.
Страховое покрытие включает: ущербы материальные, телесные у пассажиров, членов экипажа, портовых рабочих; ущерб; убытки, гибель судна, не связанные со столкновением; ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки; участие в общей аварии сверх предусмотренных другими условиями покрытия (каско); расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса); затраты, произошедшие в связи с карантином, объявленным правительством; затраты, связанные с юридическими процедурами; штрафы, налагаемые в портах.
Исключения из страхового покрытия: ущерб вследствие умышленных действий; перевозка контрабанды; убытки, возникшие во время нахождения экипажа на судне; убытки, связанные с использованием автотранспорта; иски со стороны владельца груза; военные риски (покрываются особым договором).
Клубы взаимного страхования
Ответственность судовладельцев в большинстве случаев покрывается клубами взаимного страхования. Клубы P&I (защиты и возмещения) страхуют ответственность судовладельцев, фрахтователей, менеджеров и других лиц, связанных с эксплуатацией судов в отношении третьих лиц, включая ответственность за загрязнение окружающей среды. В настоящее время в мире действуют около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Все ведущие клубы защиты и возмещения являются членами международной группы клубов. При возмещении убытков в особенно крупных суммах членам этой группы оказывается совместная помощь.
Клубы защиты и возмещения предлагают различные виды покрытия рисков в отношении третьей стороны. Основные страхуемые риски: груз, телесные повреждения, повреждения неподвижным и плавающим объектом, столкновение, перемещение останков судна, претензии со стороны команды, отсутствие возмещения по общей аварии, штрафы, прочие расходы (буксировка, карантинные издержки, имущество на корабле, судебные издержки и т. п.).
При наступлении страхового случая судовладелец должен обратиться в клуб взаимного страхования и предоставить аварийный сертификат, акт экспертизы, оправдательные и другие документы, относящиеся к убытку.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств
Страхование профессиональной ответственности
Страхование ответственности перевозчика
Страхование предпринимательских рисков
Материалы: http://www.grandars.ru/college/strahovanie/strahovanie-otvetstvennosti-perevozchika.html
3 ≫
-
Подшивка
Материалы
Новости
О газете
Редакция
Подписка
Лицензирование
Сертификация
Юридические
услуги
Партнеры
Ресурсы сети
Реклама на сайте
Страхование ответственности или страхование грузов - что выбрать транспортной компании?
Участие компаний в логистической цепи неизбежно связано с различного рода рисками, касается ли это перевозок грузов, осуществления операций складирования и временного хранения грузов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. При этом от качества и своевременности выполнения каждым участником транспортировки своей части работы зависит эффективность всей логистики, а соответственно, прибыль или убыток каждого из участников, не говоря уже о конечном потребителе услуг. Этим вопросам посвящена статья Сюзанны Ивтушок.
Как показывает международная практика, наиболее эффективным инструментом защиты имущественных интересов лиц, предоставляющих услуги в той или иной сфере деятельности, является страхование ответственности. В большинстве развитых стран страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов не теряет своей актуальности и год от года становится все более востребованным способом защиты транспортно-логистических компаний, гарантией исполнения ими своих обязательств.
Однако в России дела обстоят иначе. Здесь тема страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов, да и вообще профессиональной ответственности, уже на протяжении почти десятилетия является предметом постоянных дискуссий в прессе и споров с судебными инстанциями, но до сих пор имущественные интересы российских перевозчиков и экспедиторов совершенно не защищены. В ходе осуществления реформы на железнодорожном транспорте также неоднократно поднимался вопрос о необходимости использования страхования как одного из основных инструментов управления рисками.
Редко кто задумывается, какой именно продукт необходим для защиты интересов того или иного субъекта. Так, например, все понимают, что если в пути следования что-либо произойдет с грузом – кража или просто повреждение в результате крушения или ДТП, – убыток отразится на деятельности не только грузовладельца, но и перевозчика, экспедитора и т. п. Тем не менее, когда встает вопрос о страховании, то большинство видит необходимость только в страховании грузов (а не ответственности), и, к сожалению, этим пользуются многие страховые компании с целью максимизации прибыли, совершенно забывая о социальной значимости страховой защиты.
Страхование груза не защищает интересы экспедитора, несмотря на попытки некоторых страховых компаний навязать его экспедиторам альтернативно страхованию ответственности. Страхование ответственности осуществляется в пользу любого лица, которому в результате несохранной перевозки причинен вред; страхование груза – только в пользу лица, имеющего основанный на законе интерес в сохранении груза, то есть в пользу собственника груза. Поэтому, страхуя груз, экспедитор или перевозчик должен понимать, что в случае, если он сам компенсирует убытки грузовладельцу или у него удержат фрахт, никакой компенсации от страховщика не будет. И если претензия будет предъявлена ему не владельцем груза, а другим экспедитором – в страховой выплате также может быть отказано. Так, определением Высшего арбитражного суда РФ от 11.05.2007 г. подтверждена обоснованность отказа страховщиком в выплате страхового возмещения экспедитору, заключившему со страховщиком договор страхования путем присоединения к действующим Правилам транспортного страхования груза. При этом суд указал, что «договор транспортной экспедиции, согласно которому общество как перевозчик несет ответственность за сохранность груза перед грузоотправителем, не подтверждает интереса перевозчика в сохранности груза по договору страхования груза, поскольку не подтверждает его права на груз».
Страхование ответственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ подразделяется на страхование ответственности за причинение вреда другим лицам (ст. 931 ГК) и страхование ответственности за нарушение договора (ст. 932 ГК). Страхование ответственности за нарушение договора согласно ст. 932 ГК допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Вопрос о том, к какому виду страхования относится страхование ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, гибель или повреждение груза, весьма спорный, и различная арбитражная практика это подтверждает. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержат указаний на возможность страхования ответственности экспедитора или перевозчика, что позволяет говорить о недействительности таких договоров страхования, если считать страхование ответственности экспедитора страхованием договорной ответственности. Аналогично и в сфере железнодорожного транспорта и деятельности терминалов, стивидорских компаний. Если же относить страхование ответственности перевозчика/экспедитора к страхованию ответственности за причинение вреда – вопрос о недействительности договора страхования отпадает.
Отсутствие единообразия в правоприменительной практике РФ породило массу злоупотреблений. С исками о признании договоров страхования недействительными обращаются страховщики, когда не хотят оплачивать крупные убытки, и страхователи, которые пытаются таким образом вернуть «зря уплаченную» страховую премию, если страховка не пригодилась (при отсутствии убытков). Очень поучительны определения Высшего арбитражного суда РФ от 9.09.2009 и 10.09.2009 об отказе в передаче в Президиум Высшего арбитражного суда для пересмотра в порядке надзора решений и постановлений нижестоящих судов. Страховщик пытался признать договор страхования недействительным, на что суд указал: «Обращение истца, изначально знавшего о незаконности заключаемого им договора страхования и не имеющего намерения и законных оснований его исполнять, с иском в арбитражный суд о признании данного договора недействительным (ничтожным) после предъявления ему иска выгодоприобретателем в силу положений статьи 10 ГК РФ обоснованно расценено судами как злоупотребление правом и нарушение права третьего лица, являющиеся основанием для отказа в судебной защите». И хотя в этих определениях речь идет не о договорах страхования ответственности перевозчика/экспедитора, а о других договорах, – нам важна оценка судом данной ситуации, чтобы разобраться в сути проблемы.
В соответствии со ст. 431 ГК суд при толковании договора должен принимать во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. Однако далеко не всегда суд проводит серьезный анализ содержания спорного договора страхования. Если бы такой анализ проводился, было бы ясно, что под описание ст. 932 ГК, регулирующей ответственность за нарушение договора, договор страхования ответственности транспортной компании не подходит.
Попробуем установить основные отличия между этими двумя видами страхования.
Во-первых, основание возникновения ответственности по ст. 931 – утрата или повреждение имущества, а по ст. 932 – нарушение условий договора.
Во-вторых, выгодоприобретателем (лицом, в пользу которого осуществляется страхование) по ст. 931 является лицо, имуществу которого причинен вред. Понятием имущества в силу ст. 128 ГК охватываются имущественные права.
Выгодоприобретатель по ст. 932 ГК – это сторона, перед которой по условиям договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, то есть в данном случае им является контрагент страхователя по договору транспортной экспедиции или перевозки.
Ответственность страхователя перед выгодоприобретателем должна быть предусмотрена условиями заключенного между ними договора (ст. 932 ГК).
По смыслу ст. 931 ГК ответственность страхователя перед выгодоприобретателем должна быть установлена законом.
Претензии экспедитору/перевозчику предъявляются вследствие утраты, гибели или повреждения груза, то есть причинения вреда конкретному имуществу. Выгодоприобретателем является любое лицо, которое понесло убытки в результате гибели или повреждения груза. В зависимости от ситуации это может быть владелец груза или любой другой участник процесса перевозки, который компенсировал убытки грузовладельцу, страховщик и т.д. Ситуация, когда выгодоприобретателем выступает контрагент страхования, является частной ситуацией (например, если он владелец груза или он сам компенсировал убытки грузовладельцу) и не изменяет природу договора. Основания и размер ответственности перевозчика и экспедитора за груз установлены федеральными законами, а не договором, поэтому любые соглашения, заключенные с целью ограничить или устранить эту ответственность, считаются недействительными (ст. 34 и ст. 37 Устава автомобильного транспорта и электрического наземного транспорта, ст. 7 и ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Материалы: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2010-04a23