Описание датчика дождя: как работает, установка универсального регулятора для авто своими руками, как снять с лобового стекла

Современные автомобили комплектуются множеством датчиков, призванных повысить комфорт при управлении машиной. Одним из таких устройств является датчик дождя. Если раньше такой контроллер ставился только на дорогие иномарки, то сегодня им комплектуются даже отечественные авто. Что представляет собой датчик дождя, как работает устройство и какие неисправности могут с ним произойти — узнайте из этого материала.

Обзор системы

Универсальный контроллер для авто представляет собой оптико-электронный прибор, использующийся для автоматической активации щеток стелоочистителей. В зависимости от конструктивных особенностей авто, этот регулятор также может использоваться для закрытия стекол в дверях и люка. Благодаря устройству водителю не нужно поднимать стекла (если речь идет об электрических стеклоподъемниках), а также включать дворники, так как система сделает это самостоятельно.

Что касается места установки, то все зависит от конкретной машины. Но обычно девайс находится вертикально в салоне, на внутренней поверхности ветрового стекла. Он будет в зоне действия дворников или зеркала заднего вида. Для работы в посадочном месте не должно быть повреждений и дефектов лобового стекла.

Касательно устройства, контроллер дождя состоит из двух составляющих:

  1. Модуль (блок). Это устройство применяется для активации щеток стеклоочистителя в различных режимах, основываясь на состоянии стекла. Устройство определяет объем загрязнений (водой или снегом), в результате чего включает дворники от прерывистого режима до второй скорости. Если модуль фиксирует грязь, то он также включит и омыватель, чтобы тот подал воду на стекло для очистки.

Сам модуль монтируется также на стекле, внутри салона, в области действия дворников. Блок должен обдуваться печкой и не мешать обзору дороги водителем.

  • Также устройство включает в себя блок реле. С помощью этого модуля производится управление дворниками и системой омывания. Этот прибор надежно защищает систему от динамических изменений напряжения в электрических цепях автомобиля. Также он позволяет защитить проводку от воздействия индуктивных помех, чтобы механизм не срабатывал без надобности. Устройство монтируется в салоне, место монтажа определяется производителем.
  • Принцип работы

    Вкратце о том, каков принцип действия контроллера:

    1. Через стекло в салон транспортного средства поступает определенное количество светового потока.
    2. Когда начинается сильный туман, дождь, снег или град, светоосвещенность в салоне машины падает. Если контроллер работает в нормальном режиме, то он уловит эти изменения.
    3. В зависимости от типа, используется специальный светодиод или инфракрасная лампочка. Если модуль зафиксировал, что этот светодиод стал получать меньше света через стекло, то он сразу же посылает соответствующую команду на щетки стеклоочистителя.
    4. В итоге дворники вступают в работу и очищают стекло в соответствии с силой дождя.
    5. Если на стекле появляется грязь, то более «умные» системы позволяют определить это и активировать работу омывателя. Из расширительного бачка с водой или омывающей жидкостью на стекло начинает подаваться поток воды, который перестает поступать после того, как стекло будет очищено.
    6. Когда светоосвещенность в автомобильном салоне будет восстановлена после прекращения дождя, модуль управления отправит соответствующий сигнал на щетки стеклоочистки и отключит их (видео обнародовано каналом АудиоОбзоры СМИ).

    Возможные неисправности и способы их устранения

    С какими неисправностями предстоит столкнуться? Перед тем, как снять контроллер с лобового стекла и поменять, нужно точно определить, что проблема именно в нем.

    Перечень возможных неисправностей приведен ниже:

    1. Если не работает устройство, в первую очередь нужно проверить предохранитель. Его может и не быть, здесь нужно опираться на особенности автомобиля. Обычно предохранитель располагается в монтажном блоке под капотом или в машинном салоне. Перегоревший потребитель подлежит замене. Возможно такое, что предохранитель рабочий и все другие элементы системы тоже. В таком случае следует проверить работоспособность гнезда предохранительного устройства.
    2. Одна из наиболее неприятных неисправностей — поломка управляющего модуля. Если девайс вышел из строя, его надо демонтировать и менять или выполнять его ремонт.
    3. Одной из неисправностей управляющего блока является выход из строя светодиода. Со временем это устройство может начать работать с перебоями. Чувствительность основного элемента при интенсивной эксплуатации устройство начнет снижаться, это вполне нормально, поскольку ни одно электронное устройство не может работать вечно. При поломке чувствительного элемента его нужно выпаивать из корпуса устройства и менять, но далеко не всегда это помогает решить проблему.
    4. Проблема неработоспособности может заключаться в неполадках в работе электронного блока управления. Как известно, ЭБУ — это «мозг» автомобиля, который при некорректной работе может неправильно определять основные параметры. Проблемы в работе ЭБУ обычно решаются путем перепрошивки или обновления программного обеспечения. Выполнить такую операцию своими руками может быть проблематично, поскольку для ее реализации потребуется специальное оборудование с программой, а также навыки в этой области. Процедуру перепрошивки блока лучше доверить квалифицированным специалистам.
    5. Повреждение электроцепи подключения. Часто наши соотечественники сталкиваются с неисправностью регулятора из-за повреждения проводки. Если провод питания, подключенный к девайсу, оборвется или в нем повредится изоляция, это приведет к тому, что блок управления не сможет отправлять сигналы на прибор. Соответственно, его работа будет невозможной. Для поиска неисправности вам потребуется мультиметр или контролька.

    Нужно проверить цепь на участке от самого контроллера до управляющего модуля, а также до аккумулятора или блока с предохранителями. Поврежденные провода в любом случае подлежат замене. Если проблема кроется в незначительном повреждении изоляции, то можно попытаться перемотать провод изолентой.

  • Одна из самых простых в плане решения проблемы неисправность — повреждение или окисление контактов на разъеме устройства. Необходимо произвести диагностику контактов на всех составных элементах системы, поскольку даже небольшое окисление на одном из разъемов приведет к поломке. При обнаружении окисления разъем необходимо прочистить, для этого подойдет зубная щетка или строительная железная щетка, как вариант, можно использовать наждачную бумагу мелкой зернистости. Если контакт на штекере не окислен, а поврежден, то его необходимо менять. Если же на нем есть следы подгораний, то перед земной нужно определить причину скачков напряжения в бортовой сети (видео снял Alex Smirnoff).
  • Инструкция по установке устройства своим силами

    Перед покупкой регулятора убедитесь в том, что устройство предназначено для работы в бортовой сети на 12 вольт.

    Процедура установки и подключения на примере автомобиля ВАЗ представлена ниже:

    1. Для начала держатель контроллера необходимо приклеить к плоскости стекла. Саму поверхность стекла перед этим следует тщательно промыть и обезжирить, а также высушить. В противном случае фиксация держателя может быть ненадежной и устройство со временем отпадет.
    2. Затем нужно нанести специальный гель для регулятора на две рабочий зоны, имеющиеся на корпусе девайса. Этот гель используется для выравнивания коэффициентов преломления, он должен идти в комплекте.
    3. Сам контроллер после этого нужно зафиксировать на держателе, не прикладывая больших усилий. Фиксация осуществляется с помощью самореза. Варианты крепления могут быть разными.
    4. После фиксации удостоверьтесь в том, что в рабочих зонах между контроллером и поверхностью стекла отсутствуют завоздушенные пузырьки.
    5. Что касается непосредственно подключения, то оно производится с учетом схемы, также идущей в комплекте. Обычно проводку от контроллера следует подключать в подрулевому переключателю. Провод синего цвета — это заземление, он обычно подключается к кузову машины.
    6. Кабель красного цвета предназначен для подключения к контакту 1 на переключателе. При этом к переключателю подключен штатный желто-зеленый кабель, его надо отсоединить. Затем проводок желтого цвета подсоединяется к нему.
    7. Остается подсоединить черный провод. В нашем примере он подсоединяется к контакту под номером 53 на колодке переключателя. Если быть более точным, то его надо подключить к синему проводку.

    Фотогалерея «Самостоятельная установка»

    Видео «Как не допустить ошибок при установке?»

    Если вы решили заняться самостоятельным монтажом контроллера и не хотите допустить при этом ошибок, то рекомендуем посмотреть наглядное пособие по установке (ролик опубликован каналом AutoGlassPTZ — Максим Ершов).

    • Важный автоурок: изучаем работу датчиков подушки безопасности
    • Датчик детонации: все, что нужно знать и уметь автовладельцу
    • Диагностика и замена датчика включения вентилятора без посторонней помощи

    Комментарии и отзывы

  • Иван Иванович Баранов

    Опыт работы на СТО:

    Посмотреть все ответы

    Avtozam.com - ваш помощник в ремонте и обслуживании авто

    Использование вами данного веб-сайта означает ваше согласие с тем, что вы используете его на свой страх и риск.

    Материалы: http://avtozam.com/elektronika/sensor/datchik-dozhdya-kak-rabotaet/

  • 2 ≫

    В принципе можно самим смастерить автоматическую систему управления стеклоочистителями. Это позволит вести контроль работы дворников при разной погоде. Современные авто уже оснащены такой функцией.

    Владельцы старых моделей ВАЗ все чаще задаются вопросом о возможности установки датчика дождя на свой автомобиль?

    Многие иномарки на лобовом стекле имеют датчик дождя («ДД» – далее по тексту), который вмонтирован в переднее стекло, что не позволяет его снимать.

    Водителям авто, в котором отсутствует такой датчик, можно установить его своими силами с использованием универсального датчика. Такое устройство подойдет для любого автомобиля, в том числе и «десятки».

    Основные принципы работы универсального ДД.

    Расположение оптического датчика должно быть вертикальным. Помещают его внутрь салона на лобовое стекло в зону, которую охватывают щетки. Место для установки датчика выбирают без дефектов, таких как сколы или трещины.

    Благодаря инфракрасному излучению происходит сканирование состояния стекла с внешней стороны. Влага или загрязнение на стекле изменяет показатель уровня отражения сигнала. Блок электронного управления принимает команду о необходимости включения стеклоочистителя. Системой предусмотрено автоматическое изменение паузы для движения щётки, что зависит от количества осадков.

    ДД подойдут на различные ветровые стекла, верхняя тонированная полоса на стекле не будет мешать его установке. Вот только инфракрасный фильтр на стекле будет помехой работы такого датчика, например, у Шевроле – Нивы Люкс.

    Работа датчика происходит только при включении дворников в первом положение, а потом с помощью датчика происходит увеличение или уменьшение скорости движения дворников. Во 2-ом и 3-ем положениях работа дворников не изменяется.

    Нужно в обязательном порядке иметь возможность вручную управлять стеклоочистителями, так как случаи бывают разные, и датчик не всегда может с ними справиться. Примерами могут служить случаи, когда на стороне водителя много брызг, но их нет в зоне датчика, или когда на стекле появилось загрязнение в виде птичьего помета, а водитель, садясь в салон, сразу его не заметил.

    При сухой погоде желательно держать ДД отключенным, во избежание ложного включения из-за летящего насекомого в детектируемой области, пуха, листьев и даже тени, которые являются причиной для работы дворника, протирая сухое ветровое стекло.

    Во всех автомобилях омыватель стекла включается только вручную, автоматическое включение струи жидкости может стать неожиданностью и ограничителем обзора для водителя.

    Для наглядности приведено рассмотрение двух моделей ДД. В первой используется в качестве основы зарубежный микропроцессор, а вторую создали отечественные специалисты:

    Основные характеристики датчика дождя модели RS-22 RAIN sensor

    В датчике используется микропроцессор производства американской компании»Microchip». Установка такого датчика возможна для любого автомобиля, имеющего 12 вольтовое оборудование.

    Поэтапное подключение ДД модели RS-22:

    1. На лобовом стекле с помощью клея крепят держатель от датчика;

    2. Чтобы выровнять коэффициент преломления, наносят немного специального геля на поверхность двух рабочих зон в корпуса датчика;

    3. Закрепляют саморезом основание корпуса датчика к держателю;

    4. Следует проверить рабочую зону от датчика до стекла автомобиля на отсутствие воздушных пузырьков.

    Переключатель режима работы стеклоочистителей служит местом подключения датчика, по прилагаемой схеме.

    1. С помощью синего провода датчик соединяют с корпусом автомобиля.

    2. Красным проводом датчик подключают переключателю в контакт «I», а штатный желтый шнурс полоской зеленого цвета отключают.

    3. Датчик подключают желтым проводом к автомобильному желтому шнуру с полоской зеленого цвета.

    4. Черным проводом датчик подсоединяют к колодке переключателя на «53»контакт, используя синий провод.

    Чтобы устройство правильно работало, нужна его первоначальная калибровка чувствительности по параметрам пропускной способности переднего стекла. При дальнейшем использовании для датчика устанавливают необходимый порог чувствительности, чтобы срабатывал стеклоочиститель. Инструкция к модели RS-22 содержит информация о подключении и работе системы.

    Нашими отечественными инженерами придуман особый датчик дождя, при создании которого не копировались идеи с чужими решениями. Проектировщики системы учитывали такие условия:

    1. Простота работы и управления системы;

    2. Самостоятельный монтаж ДД в домашних условиях;

    3. Возможность подключения, не вмешиваясь в электрическую проводку автомашины, особенно авто, находящихся на гарантии;

    4. Наличие возможности отключения датчика дождя и управление стеклоочистителями вручную;

    5. Дешевая покупка.

    Помимо этих условий, в готовом устройстве есть функция возможности регулировки паузы движущихся щёток, которая контролируется скоростью автомобильного движения. При низкой скорости увеличивается время для паузы. Большой объем воды при езде по глубоким лужам система «распознает» раньше, чем вода подлетит к поверхности стекла, еще на дистанции от 50 до 100 мм, поэтому заранее приводит в действие очистители стекла.

    Модель датчиков ДДА-25 ставят на Ладу Приору и Калину, ее отличие от модели ДДА-15 заключается в разном расположениина реле контактов.

    Наличие режимов: для дождя \ снега \ стандартный режим. Лицевая сторона датчика оснащена двумя индикаторами и кнопкой для оперативного изменения режимов.

    В соответствии с пожеланиями клиентов, создателями постоянно проводится усовершенствование системы и ее доработка. Так, в первой модели не было возможности регулировать чувствительность датчика. Проблему решали за счет пленки тонировочной, которую несколькими слоями подкладывали под элементами датчика, а затем эту полезную функцию добавили в новые модели ДДА (что указано в инструкции).

    1. Приклеивают держатель оптического датчика к переднему стеклу салона.

    2. Разбирают монтажный блок в автомашине, вынимают реле управления стеклоочистителем, на его место вставляют блок ДД, придерживаясь маркировки и положения ключа.

    3. Прокладывают провода по стойке лобового стекла с левой стороны.

    4. Выставить уровень чувствительности устройства.

    Для лучшей наглядности, установку датчика можно посмотреть на видео:

    Интернет-магазины предлагают широкий выбор ДД для любых автомашин, достаточно зайти в раздел «Аксессуары» и заказать нужную модель.

    Стоимость датчиков дождя зависит от изготовителя и накрутки магазина, начальный предел около 1 тысячи рублей.

    Устанавливать данную систему или нет решать автолюбителю, для многих она кажется ненужной. Фактом остается то, что во время езды водителю не нужно переводить взор от дороги для регулировки движения стеклоочистителей, а это снижает риск ДТП и делает езду более комфортной при неблагоприятных метеоусловиях.

    В отрицательных отзывах часто можно услышать нарекания на некачественную работу датчика дождя. Это может быть срабатывание дворников, когда включается левый поворотник, когда отсутствует возможность регулировки чувствительности на датчике.

    При подведении итогов, можно сказать, что положительные моменты у данного устройства преобладают над отрицательными отзывами.

    Ответить Отменить ответ

    Популярное

    • Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов 4 views (Пока оценок нет)

    Загрузка.

  • Высокоточный и простой индикатор разряда АКБ 3 views (Пока оценок нет)

    Загрузка.

  • Доработка домкрата своими руками 2 views (Пока оценок нет)

    Загрузка.

  • Покраска литых дисков Plasti Dip 2 views (Пока оценок нет)

    Загрузка.

  • Подлокотник в авто своими руками 2 views (Пока оценок нет)

    Материалы: http://avto-pudel.ru/datchiki/ustanavlivaem-datchik-dozhdya-sami/

  • 3 ≫

    На многих иномарках используют лобовое стекло с датчиком дождя, то есть устройство полностью вмонтировано в ветровое стекло и снять его возможности нет.

    Автовладельцы у которых нет датчика дождя в штатной комплектации могут самостоятельно дооснастить свой автомобиль этой опцией. Поможет это сделать универсальный датчик дождя, который может быть установлен практически в любой автомобиль и "десятка" не исключение. Разберемся, как он работает:

    Общий принцип работы датчика дождя (универсального)

    Датчик начинает работать только в том случае если включены дворники на первое положение, дальше датчик сам распознает и работает увеличивая или уменьшая скорость взмаха дворника. Второе и третье положение дворников остается стандартным.

    Включение омывателя стекла – остается доступным только в ручном режиме. Самостоятельно, не вовремя брызнувшая струя (при манёвре) может удивить, испугать или ограничить обзор.

    Особенности датчика дождя RAINsensor (RS-22)

    1. Приклеить держатель датчика на лобовое стекло;
    2. Нанесите гель для датчика дождя (служит для выравнивания коэффициентов преломления) на две рабочие зоны корпуса прибора;
    3. Закрепить корпус датчика на держателе без особых усилий на саморез;
    4. Убедитесь, чтобы в рабочих зонах между датчиком и стеклом автомобиля нет пузырьков воздуха.

    Датчик подключается к переключателю режимов работы стеклоочистителя согласно схемы.

    1. Синий провод подключается к корпусу автомобиля.
    2. Красный провод датчика подключается к контакту "I" переключателя (штатный провод - желтый с зеленой полосой отключить).
    3. Желтый провод датчика подключить к желтому с зеленой полосой проводки автомобиля.
    4. Черный провод датчика подключить к контакту "53" колодки переключателя (к синему проводу).
    Для правильной работы датчика необходимо провести первоначальную калибровку чувствительности под параметры светопропускания лобового стекла. А в процессе эксплуатации датчика можно установить желаемый порог срабатывания стеклоочистителей. Все эти операции описаны в инструкции к RS-22.

    Особенности датчика дождя DDA (ДДА)

    1. Простое управление системой;
    2. Возможность установки датчика дождя своими руками;
    3. Подключение без вмешательства в электропроводку (актуально для гарантийных авто);
    4. Возможность отключить датчик дождя и управлять стеклоочистителем в ручном режиме;
    5. Низкая стоимость.
    Кроме этого готовый продукт получил возможность регулировать паузу движения щёток в зависимости от скорости автомобиля, ниже скорость - больше пауза. А большую массу воды (волна из лужи от встречной машины) датчик «видит» ещё на подлёте к стеклу с расстояния 5–10см. и заблаговременно включает стеклоочистители.

    Применяется датчик дождя на ВАЗ 2110, также ДДА-15 подойдет и для ВАЗ 2108-09, Нива-Шевроле, Уаз-Патриот и устанавливается вместо штатного реле стеклоочистителя 524.3747 ; 528.3747 ; РАЛД10.3747 ; 412.3777 ; 2110-37477.

    Для Приоры, Калины и др. моделей ВАЗ используют ДДА-25, который отличает от ДДА-15 только расположением контактов на блоке реле.

    Имеются режимы: дождь \ снег \ стандарт. На лицевой стороне датчика два индикатора и кнопка для оперативной смены режима работы.

    1. Оптический датчик приклеивается к ветровому стеклу в салоне.
    2. Из монтажного блока автомобиля вынимается реле стеклоочистителя. Вместо реле вставляется блок управления ДД, соблюдая маркировку и положение ключа.
    3. Проложить проводку по левой стойке ветрового стекла.
    4. Отрегулировать чувствительность датчика.

    Также, установка датчика дождя представлена на видео:

    Купить датчик дождя на ВАЗ

    Цена датчика дождя различается в зависимости от производителя и наценки продавца и начинается от 1000 рублей.

    Заключение

    Отрицательные отзывы чаще всего складываются от того, что датчик дождя не работает должным образом, например, дворники срабатывают на включение левого поворотника или когда нет возможности отрегулировать чувствительность датчика.

    Но если подводить итоги, то плюсов у такой системы все равно больше, чем недостатков. Очередным плюсом может послужить и то, что теперь уже не требуется дорабатывать реле стеклоочистителя.

    Комментарии

    Сейчас пользуюсь их реле с регулировкой паузы - шикарная вещь.

    Для получения скидки при заказе в примечании указывайте кодовое слово: лада2111.рф.

    Пожалуйста, соблюдайте простые правила:

    1. Не оскорбляйте чужое достоинство;

    2. Не употребляйте ненормативную лексику, проще говоря мат;

    3. Реклама запрещена;

    4. Не добавлять комментарии бессодержательного характера (флуд)

    Копирование материала разрешается только с указанием ссылки на источник.

    Материалы: http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/tuning-electrika/586-datchik-dozhdya.html


    Back to top