Когда появились первые автомобили в России?

1 ≫

Когда появились первые автомобили в России? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться в самом понятии, что же такое автомобиль.

Что такое автомобиль

Слово «автомобиль» состоит из двух частей. «Авто» – имеет греческое происхождение и означает «сам», и «мобиль» в переводе с латинского означает «движение».

Получается, что автомобиль – это устройство, которое может двигаться самостоятельно. То есть, эта конструкция должна иметь свой двигательный механизм – паровой, газовый, электрический, бензиновый, дизельный – неважно какой, лишь бы с его помощью крутились колеса. Значит, первый автомобиль в России появился именно тогда, когда изобретенная каким-то умельцем конструкция, смогла передвигаться без помощи конной тяги или мускульных усилий человека.

Но все же родоначальниками отечественного автомобилестроения следует считать тех российских «левшей», которые смогли заставить двигаться свои конструкции без участия лошадей, и не упомянуть о них было бы несправедливо.

Зарождение отечественного автомобилестроения

История первого автомобиля России началась 1 ноября 1752 года в г. Петербурге. Там впервые была показана четырехколесная коляска, которая была способна передвигаться без помощи лошадей и других тягловых животных. Она представляла собой стальной механизм, приводящийся в движение с помощью ворота особой конструкции и мускульных усилий одного человека. Коляска могла перевозить, помимо водителя, еще двух пассажиров, и при этом передвигалась со скоростью до 15 км/час. Конструктором машины был обычный крепостной крестьянин-самоучка, проживавший в Нижегородской губернии, – Шамшуренков Леонтий Лукьянович. Созданный им механизм, конечно, нельзя считать автомобилем, но это уже и не было телегой.

Куда ближе к привычному для нас видению автомобиля был русский конструктор Иван Петрович Кулибин.

Экипаж Кулибина

Конструкция, придуманная Кулибиным, состояла из трехколесного шасси, на которое было установлено двухместное пассажирское сиденье. Сам же водитель, располагавшейся стоя за этим сиденьем, должен был давить поочередно на две педали, связанные с механизмом вращения колес. Экипаж Кулибина особенно примечателен тем, что содержал практически все основные элементы конструкции автомобилей будущего, и именно он впервые использовал в своей коляске перемену передач, устройство торможения, подшипники и руль.

Появление первого автомобиля в России

В 1830 году К. Янкевич, который был признанным мастером лафетных дел, вместе со своими помощниками собрал «Быстрокат» – самоходную колесную машину с паровым двигателем. Двигатель имел устройство, основанное на конструкциях паровых силовых агрегатов И. И. Ползунова, М. Е. Черепанова и П. К. Фролова. В качестве топлива, по замыслу изобретателя, должен был использоваться сосновый древесный уголь.

Конструкция представляла собой крытую колесную повозку, в которой предусматривалось, помимо места для водителя, еще и места для пассажиров.

Однако механизм получился очень громоздким и сложным для эксплуатации. Поэтому конструкция машины оказалась нежизнеспособной. Тем не менее это был первый отечественный автомобиль в России, который действительно можно было считать настоящей самодвижущейся машиной с паровым двигателем.

Появление двигателя, способного работать на бензине, дало толчок для дальнейшего развития автотехники, так как именно он, благодаря своим сравнительно компактным размерам, мог стать источником движущей силы будущих автомобилей.

Первые автомобили в России с ДВС

По сведениям некоторых историков-исследователей, первый автомобиль с ДВС был сконструирован в 1882 году в маленьком городке на Волге. Авторами машины были инженеры Путилов и Хлобов. Однако официальных документов, достоверно подтверждающих этот факт, так найдено и не было. Поэтому считается, что самые первые автомобили в России, оснащенные жидкотопливными двигателями, были ввезены из-за границы.

В 1891 году Василием Навороцким, работавшим редактором одной из одесских газет, в Россию был ввезен французский автомобиль «Панар-Левассор». Получается, что впервые в нашей стране бензиновый автомобиль увидели жители Одессы.

До столицы Российской Империи прогресс в виде бензиновых авто дошел только спустя 4 года. 9 августа 1895 года Санкт-Петербург увидел первую бензиновую самодвижущуюся машину. Немногим позже в столицу привезли еще несколько таких автомобилей.

Видимо, появление импортных образцов на мировом рынке подтолкнуло к действию и отечественных инженеров-конструкторов.

Первый российский автомобиль с ДВС

В 1896 году на Нижегородской выставке для всеобщего обозрения был представлен автомобиль полностью отечественной сборки, снабженный бензиновым двигателем. Машина получила название: «Автомобиль Фрезе и Яковлева», в честь своих конструкторов – Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе. Завод Яковлева изготавливал трансмиссию и двигатель для машины. Ходовую часть, колеса и сам корпус выпускались на фабрике Фрезе. Однако нельзя сказать, что появление российского автомобиля стало исключительно заслугой российских инженеров.

Западный образец для российской машины

Скорей всего, Фрезе и Яковлев в изготовлении своей машины использовали опыт немецкого конструктора Бенца, и за эталон был взят его автомобиль «Бенц-Виктория», который они увидели, посетив 1893 году выставку в Чикаго, где он экспонировался, так как конструктивно и по своему внешнему виду отечественная машина очень напоминала именно немецкий образец.

Правда, стоит отдать должное российским инженерам, авто не являлось стопроцентной копией заграничного собрата. Ходовая часть, кузов и трансмиссия отечественной машины были существенно улучшены, что акцентировалось в прессе того времени, пристально следящей за новинками в области открытий и изобретений.

Документально подтвержденных параметров отечественной машины, как и чертежей, не сохранилось. Все суждения об автомобиле основываются на сохранившихся с того времени, описаниях и фотографиях. Собственно, даже достоверно неизвестно, сколько вообще было выпущено машин этой серии. Но в любом случае это были первые автомобили в России, с которых началось серийное производство российских машин.

Финишная черта для первого бензинового авто

История машины, собранной Фрезе и его компаньоном, закончилась быстро. В 1898 году инженер и промышленник Яковлев скончался, что, по сути, стало началом конца и для первенца отечественного автомобилестроения. Смерть компаньона вынудила Фрезе закупать двигатели на автомобили за границей, что, конечно же, было для него крайне невыгодно. В 1910 году он продал все налаженное производство Русско-Балтийскому заводу.

Тем не менее то, что первые автомобили в России отечественного производства появились благодаря именно Фрезе и Яковлеву, навсегда вписано в историю отечественного автомобилестроения, а РБВЗ стал следующей ступенью в развитии производства российских автомобилей.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)

Первая марка автомобиля России получила официальное название «Руссо-Балт». Под ней, еще за год до покупки фабрики Фрезе, летом 1909 года, предприятие выпустило первый авто собственного производства.

Автомобили этой марки зарекомендовали себя, как прочные и очень надежные, что подтверждалось успехами машин, участвовавших в дальних пробегах, автомобильных соревнованиях и даже в международных ралли. Существует подтвержденный документально факт, что одна из машин, выпущенная в 1910 году под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошла 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонта. Даже императорский гараж в 1913 году сделал заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

60% автомобильного парка российской армии состояло из машин «Руссо-Балт». Причем у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

Немаловажным фактом является то, что практически все детали, узлы и механизмы завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

РБВЗ выпускал автомобили крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям.

В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.

Материалы: http://fb.ru/article/282835/kogda-poyavilis-pervyie-avtomobili-v-rossii

2 ≫

29 мая 2016 02:03

Многие наши современники пребывают в полной уверенности, что дореволюционная Россия была «отсталой аграрной страной». А между тем эта «отсталая» страна в конце XIX в. входила в десятку ведущих мировых держав по общей протяженности железных дорог, добыче алюминия, производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также по количеству имевшихся автомобилей, хотя что основная их масса была не собственного производства

Среди историков российского автомобильного транспорта считается установленным тот факт, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Российской империи была машина французской марки «Панар-Левассор», привезенная в 1891 г. редактором «Одесского листка» Василием Навроцким. Согласно исследованиям специалистов Конюшенного музея (музея автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге), первый автомобиль появился в столице Российской империи 9 августа 1895 г., причем в конце того же года в столицу было ввезено еще несколько автомашин. Исследования Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился только в 1899 г.

Но еще раньше произошло самое знаменательное событие в истории автомобилизации России — в 1896 г. в Петербурге был построен первый российский автомобиль. Вот что было написано в заметке «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России», опубликованной в «Журнале новейших открытий и изобретений» за 1896 г.:

Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе в Нижнем Новгороде.

Приветствуя новое производство в России, столь желательное при современном положении условий передвижения, пожелаем ему успешного развития и усовершенствования, на что, как кажется, имеются основательные данные, так как за дело принялись фирмы, известные своими фабриками во всей России».

Ой простите, это ведь ЛосАнжелес.

Тоже совсем не Россия.

у нас никогда не делали нормальные автомобили, и не стремились к этому. впрочем, я, например, в этом не вижу проблемы в условиях рынка и свободной торговли. пусть автомобили делают те кто это умеет и знает как это делать, а мы просто будем их покупать, только и всего.

в России множество учёных, прекрасная культура и искусство, но в то время сам строй, структура общества не давали развиваться нашей стране.

угадайте, какая страна была одной из самых успешных в мире, в конце 19 века, а сегодня одна из "развивающихся"? Аргентина.

всё меняется. и я думаю, у России блестящие перспективы на ближайшее будущее.

. это менталитет такой Когда Юра полетел в космос 99 % наших соотечественников подтирались газетами

Мы делаем не хилые ракеты, но туалетную бумагу делать это моветон.

Жертвенный у нас народ - так и ездим на автовазе

просто сейчас забыто как то "внезапно" уже как у нас остался только никому не нужный ВАЗ.

Забыли как в угоду вазовским распиловщикам грантов и других видом помощи были уничтожены "волга", "москвич","иж" как не состоялся "ё" и несколько других вариантов НОРМАЛЬНОГО легкового автомобиля.

Это как у нас в футболе - пока не займётся не уровне президента комиссия расследованием воровства и прочих злоупотреблений - толку не будет.

Ну а раз есть те, кто всё равно покупает плохое но "своё" (которое всё равно уже на 95 % чужое) будет наш автопром там, где он сейчас Н И Г Д Е .

А в пролёте останемся мы и будем покупать их машины вливая деньги в их экономику.

Конкурентов тупо пришибли в угоду (я только такой "аргумент" вижу) - отмыву денег.

Последние "шумные" модель типа "весты" гранты" и что там ещё.. уже производят только сборку и шильдики.

Какой же это автопром ?

Кстати. моя первая в жизни машина - кореец. Лачетти. Лачик. Мой Луи. Понимаю, что по тактико - техническим очень ненамного вперед дают фору той же Ладе.

Почему купил корейца?

А вот хрен знает.

Пробег уже достаточный, чтобы задуматься о второй машинке. Да и задачи у нее будут другие.

И опять выбираю не среди наших, а среди корейцев (как понимаете, денег на Гелендваген у меня нет).

и нажмите CTRL+ENTER

Введите ваше имя

Предсказание основывается на вашем имени, поэтому, пожалуйста, введите ваше настоящее имя, если оно отличается от того, которое вы используете для посещения нашего сайта.

Материалы: http://fishki.net/1965553-pervyj-avtomobil-rossii.html

3 ≫

Самобегательная коляска Кулибина

Самобегательная коляска знаменитого русского механика Кулибина, названная самым первым в мире прообразом автомобиля. Это была трехколесная повозка, имевшая весьма совершенное для своего времени рулевое управление и главное - трехступенчатую коробку передач. Скорость аппарата составляла до 10 км/ч . Двигателем служил слуга, нажимавший педали на запятках. Некоторые историки называли эту коляску автомобилем с мускульным двигателем. Однако дата создания этой конструкции позволяла оказаться впереди планеты всей - 1791 год! Кулибин отлично понимал, что без настоящего двигателя его машина это просто забавная игрушка. Попытки создать компактную паровую машину не дали положительного результата. Однажды в журнале "Русский инвалид" за 1817 год Кулибин увидел статью о якобы созданном в Германии механиком Петерсом вечном двигателе. В безуспешных попытках создания такого аппарата для своей самодвижущейся коляски и прошла остальная жизнь этого талантливого механика.

История первого Российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке демонстрировался автомобиль Бенц модели "Вело" . Он-то и привлек внимание двух петербуржцев, представлявших на этой выставке свою продукцию. Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе .

Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный самодвижущийся экипаж напрашивалось само собой. И через три года в 1896 году первый Российский серийный автомобиль был представлен широкой публике. Нетрудно догадаться, что двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева , а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе . Естественно, эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. Однако это не было повторение немецкой конструкции, а своя оригинальная разработка. Компоновка - заднемоторная. Двигатель мощностью 2 л.с ., четырехтактный, с одним горизонтально расположенным цилиндром, водяным охлаждением.

У Бенца мощность была 1,5 л.с . Радиаторами служили две латунные емкости расположенные сзади вдоль бортов. Использовался простейший карбюратор испарительного типа. Коробка передач аналогична бенцевской, только кожаные ремни были заменены на более надежные из многослойной прорезиненной ткани. Имелись две передачи вперед и режим холостого хода, задняя передача отсутствовала. Особенности ременной передачи позволяли обойтись без сцепления. Трансмиссия представляла собой очень необычную с современной точки зрения конструкцию. От коробки усилие передавалось на дифференциал с поперечными приводными валами, от которых посредством двух цепных передач и вращались ведущие колеса. То есть межколесный дифференциал находился не между колес, а несколько перед ними. Два тормоза, основной - ножной, действовал на ведущий вал коробки передач. Другой - ручной, прижимал резиновые бруски к шинам задних колес. Ходовая часть автомобиля, выполненная фабрикой Фрезе ,имела очень много общего с конными экипажами. Кузов был двухместный, открытый с откидным матерчатым верхом. Вообще, вся конструкция очень напоминала пролетку без облучка (место,где сидел ямщик) и по внешнему виду, и по устройству. В подвеске использовались полные эллиптические рессоры, их еще называют "каретными". Колеса деревянные, задние больше передних, с цельными резиновыми шинами. Ступицы колес крепились на подшипниках скольжения. Переднюю и заднюю ось связывал подрамник, образуя своеобразное шасси, к которому при помощи рессор и крепился кузов. Очень оригинально было выполнено рулевое управление. Передние колеса поворачивались на шкворнях вместе с рессорами. Машина весила около 300 кг ,и могла развивать скорость до 21 км/ч . Запас бензина позволял двигаться 10 часов . Длина автомобиля составляла 2.2 метра ,ширина 1.5 метра .

Вот такой первый русский автомобиль и демонстрировался на Нижегородской выставке в 1896 году. Такой автомобиль не вызвал интереса у официальных кругов Империи, и создатели конструкции могли рассчитывать только на самих себя. Яковлев и Фрезе были в первую очередь не фанатиками - изобретателями, а промышленниками. 1897 год в газете "Новое время" появилось рекламное объявление следующего содержания :

"Завод Е.А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам" .Сейчас уже не возможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный, коммерческий автомобиль.

К сожалению, в 1898 году Е.А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания, и переориентировали завод.

Фрезе не собирался отказываться от производства автомобилей. Уже в 1899 году он изменяет название своей фабрики на "Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и Ко" . Потеряв возможность получать двигатели с завода Яковлева, он стал выписывать их из-за границы у фирмы "Де Дион Бутон" . Кроме того, на фабрике стали строить электромобили. С 1901 года фабрика начала выпускать легкий четырехместный автомобиль. В 1902 году был изготовлен первый в России грузовик. Всего за 5 лет было изготовлено более 20 машин различного назначения. В 1907 году с использованием деталей фирмы "Рено" была создана карета скорой помощи. В 1908 году на фабрику поступает правительственный заказ. Управлению удельного ведомства на Кавказе потребовалось срочно изготовить несколько грузопассажирских автомобилей. Заказ был выполнен всего за три недели.

В 1910 году Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу .На ее базе создали мастерскую, где стали производить заказные корпуса для Руссо-Балтов.

Материалы: http://www.auto-for-you.ru/garag/vidstr.php?id=3


Back to top