Основные неисправности системы смазки

1 ≫

Название книги

Грузовые автомобили. Системы охлаждения и смазки

Мельников Илья

Основные неисправности системы смазки

Появление неисправностей приводит к увеличению или уменьшению давления масла в системе смазки.

Увеличение давления масла возможно при пользовании маслом повышенной вязкости, заедании редукционного клапана (закрыт) и засорении маслопроводов.

Проверьте используемое масло на вязкость, если необходимо, замените масло. Если вы используете летнее масло зимой, при низких температурах, то увеличение давления это обычное дело.

При замене загрязненного масла следует также заменять и масляный фильтр, а также промывать систему смазки промывочной смесью или жидким маслом. Первая замена масла должна состояться после 5 тыс. км пробега, а далее – через каждые 10 тыс.км.

Качество и необходимость замены масла можно определить простейшими способами. Вязкость оценивают по скорости стекания капель масла с измерительного щупа. Загрязненность масла определяют по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге. Свежее масло оставляет при впитывании в бумагу светло – желтое круглое пятно, загрязненное – пятно с более темным ядром. Черный цвет ядра указывает не необходимость замены фильтрующего элемента, а коричневый или темно – коричневый цвет пояска вокруг ядра – на необходимость замены масла.

Уменьшение давления может быть вызвано понижением уровня разжижением и подтеканием масла через неплотности маслопроводов, износом деталей масляного насоса, нарушением регулировки редукционного клапана (открыт) и увеличением зазоров в подшипниках коленчатого вала и распределительного. Чаще всего масляный насос является виновником понижения давления. Однако понижение давления может возникнуть из-за загрязнения сетчатого фильтра маслоприемника.

Если необходим ремонт только масляного насоса, то:

– отсоедините провода от аккумуляторной батареи,

– слейте масло из картера двигателя,

– снимите брызговик двигателя,

– отверните гайки крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине,

– поднимите двигатель талью,

– отверните болты крепления,

– снимите картер двигателя и масляный насос с приемным патрубком.

Разберите и помойте масляный насос, очистите маслоприемник и редукционный клапан от посторонних частиц или возможных загрязнений или отложений. При необходимости замените сам редукционный клапан или его пружину. Если обнаружите чрезмерный износ шестерен масляного насоса или износ корпуса, замените его.

Если вы устранили все неисправности масляного насоса, а давление в системе продолжает падать, что же делать в таком случае? Причина может быть в увеличении зазора между вкладышами, износ и закоксовывание поршневых колец, вплоть до их поломки, износ и повреждение резиновых уплотнителей сальников стержней клапанов, повышенный износ юбок поршней и канавок поршневого кольца, закоксовывание прорезей маслосъемных колец или заполнение их масляными отложениями, а также увеличенный износ стержней клапанов и направляющих втулок для них.

В случае внезапного падения давления остановите автомобиль, заглушите двигатель, проверьте уровень масла в картере (сделать это можно не раньше чем через 5 – 7 минут после остановки двигателя) и надежность контактов в электрической цепи от датчика до указателя масла. Убедитесь в исправности датчика и масляного насоса, для чего выверните датчик из корпуса фильтра и проверните коленчатый вал пусковой рукояткой. Нормальным считается уровень масла, если след от него на щупе находится посредине между отметками min и max.

В случае необходимости долейте масло в картер двигателя до требуемого уровня, предварительно проверив герметичность соединений в системе смазки двигателя. Даже небольшие течи, обнаруженные визуальным осмотром системы смазки или других систем двигателя, из-за поврежденных прокладок, ненадежных креплений, из-за поврежденных сальников, оказывают пагубное влияние на работоспособность двигателя.

Если же в двигателе залито масло необходимого качества и сорта, а давление по – прежнему высокое, следует обратить внимание на редукционный клапан масляного насоса, может быть заедании клапана, может быть слишком загрязнены каналы системы смазки или же чрезмерно жесткая пружина.

Если же из фильтра масло вытекает сильной струей, неисправен датчик и его необходимо заменить, если не вытекает, давление в системе смазки отсутствует, автомобиль отбуксируйте в станцию сервисного обслуживания или же ремонтную мастерскую. В любом случае, при отсутствии нормального давления в системе смазки двигатель необходимо отправить в мастерскую, для замены или ремонта неисправных деталей.

В процессе работы автомобиля происходит частичное разжижение масла бензином, который не сгорает при работе двигателя на переобогащенной смеси, или иногда из-за попадания охлаждающей жидкости в масло при повреждении прокладки головки блока цилиндров. Разумеется вязкость масла при этом уменьшается и если оно старое – нуждается в замене. Давление в системе смазки резко уменьшается из-за того, что такое масло беспроблемно проникает в зазоры между сопряженными трущимися деталями.

Чтобы моторное масло с требуемой вязкостью и хорошим качеством служило достаточно долго, необходимо регулярно следить за исправностью системы вентиляции картера и своевременно производить ее очистку и промывку деталей.

Если уровень масла и его качество не вызывают сомнения, а давление масла в системе смазки все равно выше или ниже нормы, следует проверить исправность показания приборов контроля давления масла (датчик, указатель, контрольная лампа) в системе. Поставьте новые и снимите показания, если новые приборы покажут, что давление масла в норме – старыми пользоваться уже нельзя.

Материалы: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/meljnikov-iljya/gruzovie-avtomobili-sistemi-ohlazhdeniya-i-smazki/15

2 ≫

Главное и важное назначение системы смазки заключается в подводе к трущимся деталям достаточного количества масла, необходимого для уменьшения трения, за счёт создания масляной плёнки между трущимися сопряжёнными деталями, а так же, для охлаждения поверхностей этих деталей, ну и для удаления частиц износа деталей (мелкая металлическая пыль), и для защиты деталей от коррозии (особенно, во время стоянки). Для смазки деталей двигателя машины или мотоцикла следует применять масла, рекомендуемые заводом — изготовителем.

В большинстве автомобилей и мотоциклов применяется комбинированая система смазки, в которой самые нагруженные детали двигателя смазываются под давлением (например, вкладыши коленвала и постели распредвала), а остальные детали (например, шестерни мотора и коробки передач) смазываются разбрызгиванием.

система смазки двигателя.

В систему смазки двигателя автомобиля или мотоцикла входят : фильтр тонкой и грубой очистки(сетчатый маслоприёмник), шестерёнчатый масляный насос, маслозаливная горловина и её пробка, щуп для измерения уровня масла, датчик и указатель давления и температуры масла, контрольная лампа давления масла, система вентиляции картера, поддон двигателя, где хранится всё масло с определённым уровнем (по уровню щупом проверяется необходимое количество масла).

Дополнительные и очень важные детали системы смазки я подробно описал здесь. Кстати, на некоторых мотоциклах, например, Харлей Дэвидсон, масло не хранится в поддоне двигателя, а только сливается с деталей и забирается оттуда (откачивается масляным насосом) при работе мотора в специальный маслобак (циркулирует при работе по кругу), в этом баке масло и хранится. Это позволяет существенно понизить температуру масла, так как в масляном бачке намного прохладнее, чем в поддоне двигателя.

Принцип работы системы смазки рассмотрим на примере рисунка. При заводке двигателя масло из поддона 1 картера двигателя через сетчатый маслоприёмник 2 (грубый фильтр) засасывается масляным насосом 3 и поступает в масляный фильтр тонкой очистки 5, где масло фильтруется(очищается). О том как правильно выбрать масляный фильтр, чтобы не навредить своему двигателю и вообще какие бывают масляные фильтры я подробно написал вот здесь.

Затем уже очищенное моторное масло поступает под давлением в главную магистраль 8, просверленную в блоке цилиндров. Далее, из главной магистрали по каналам 9 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и затем подаётся по сверлениям 16 (каналам) в щеках и шейках коленвала к шатунным подшипникам (вкладышам).

В нижних головках шатунов имеются отверстия, через которые масло разбрызгивается и создаёт при оборотах коленвала масляный туман, необходимый для деталей, которые смазываются разбрызгиванием. Одновременно из главной магистрали по вертикальным каналам 15 в блоке и 14 в головке цилиндров, масло под давлением подаётся в головку двигателя в канал 12 распределительного вала, и далее, из этого канала поступает по сверлениям к подшипникам распредвала, его кулачкам, осям коромысел 11 и к коромыслам 13, и к другим деталям механизма газораспределения головки двигателя.

На многих автомобилях и мотоциклах, масло вытекающее из зазоров опор распредвала, попадает на толкатели клапанов, регулировочные шайбы, стержни и втулки клапанов, заполняет масляные ванны в головке цилиндров для смазки кулачков и стекает по каналам в поддон картера. На многих машинах (особенно дизелях и спортивных) и мотоциклах с воздушно-масляным охлаждением, масло под давлением подаётся в масляный радиатор, где охлаждается и стекает в поддон. Так же у многих автомобилей и мотоциклов направленным разбрызгиванием масла, смазываются стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы и кольца.

Вентиляция картера. Она нужна для поддержания в картере нормального давления и удаления паров бензина и газов, которые прорываются из цилиндров и могут вызвать коррозию деталей и загрязнение, разжижение масла. Так же прорывающиеся в картер отработанные газы могут повысить давление в нём, что приведёт к разрушению уплотнений( сальников) и течи через них масла. Для устранения всех выше перечисленных неприятностей осуществляется вентиляция картера за счёт принудительного отсоса газов из картера через вытяжной шланг, воздухофильтр, карбюратор и впускной патрубок в цилиндры.

Неисправности системы смазки. Основными неисправностями системы смазки двигателя являются: течь масла через сальники и в соединениях, пониженное или повышенное давление, повышенный расход масла.

Подтекание масла обычно видно при внешнем осмотре двигателя и на стоянке обнаруживается по масляным пятнам на асфальте. Подтекание масла устраняется подтягиванием крепёжных элементов соединений и заменой сальников и прокладок.

Повышение давления масла бывает из за большей вязкостичем положено заводом изготовителем, из за загрязнения масляных каналов, и из за заедания редукционного клапана в закрытом положении.(бывает из за попадания грязи).

Пониженное давление масла. Давление масла контролируется контрольной лампой, а на некоторых автомобилях и мотоциклах с помощью манометра в панели приборов (как и с помощью чего точно проверить давление масла и о причинах его падения подробнее читаем тут).

Основными причинами пониженного давления масла могут быть: понижение необходимого уровня масла или его разжижение, большой износ коренных и шатунных подшипников коленвала или шестерен масляного насоса, неплотное закрытие редукционного клапана или его заедание в открытом положении( бывает из за грязи или износа). Если давление масла резко упало, то первое, что нужно сделать, это заглушить двигатель и щупом проверить уровень масла в поддоне.

Если обнаруживается, что уровень нормальный, то необходимо выкрутить датчик давления масла из блока двигателя и вращая стартером коленвал наблюдать за отверстием датчика. Если при этом будет выбиваться струя масла, то с давлением скорей всего всё нормально, а неисправен только датчик давления масла и его необходимо заменить. Отсутствие струи масла свидетельствует о полном прекращении его подачи и давления. В таком случае двигатель заводить нельзя и автомобиль следует отбуксировать в гараж, для обнаружения неисправности.

Обычно отсутствие подачи масла может быть из за засорения главного канала и засорения от несвоевременной замены фильтра тонкой очистки или его разрыва и закупорки каналов фильтровальной бумагой от фильтра. Падение давления бывает из за поломки шестерён и их зубьев у масляного насоса.

Так же проблемы с давлением масла могут быть из-за редукционного клапана и не только и подробно об этом советую почитать вот тут.

Повышенный расход масла (более 30 — 40 г на 100 км пробега) бывает из за его течи через сальники или соединения или попадания масла в камеру сгорания из за износа цилиндро-поршневой группы, маслосъёмных колец, а так же из за износа направляющих клапанов или сальников клапанов. Подробно о причинах повышения расхода масла советую почитать отдельную статью, которая находится вот тут.

Обслуживание системы смазки заключается в систематической проверке необходимого уровня масла, доведение уровня до нормы доливкой масла, проверкой герметичности соеденений и сальников. Примерно раз в 15 тыс. км, необходимо промывать систему вентиляции картера.

Своевременно меняйте масло и фильтр тонкой очистки масла, и желательно на пару тысяч километров раньше срока, рекомендуемого заводом изготовителем автомобиля или мотоцикла. Пользуйтесь только качественными (фирменными) маслами и фильтрами. Примерно через 30 тыс. км., снимайте поддон картера и полностью вымывайте его перед заменой масла и фильтра.

Более подробную статью о смазочной системе двигателя я написал вот здесь.

Надеюсь данная статья о системе смазки двигателя будет полезна начинающим водителям и ремонтникам, успехов всем.

Материалы: http://suvorov-castom.ru/cistema-smazki-smazochnaya-sistema/

3 ≫

Горит лампочка масла на ХХ - что делать?

Конечно, нужно сразу попытаться оценить причины и возможность дальнейшего самостоятельного передвижения. При недостаточном давлении и угробить двигатель недолго.

Что можно почерпнуть из "руководства".

Если вы получили исчерпывающие ответы, дальше можно не читать. На самом деле причина болезни и методы ее решения могут оказаться совсем другими. Вообще, при недостаточном давлении масла последствия всегда могут быть самыми печальными. И поэтому пункт "последствия" имеет весьма относительное значение.

  • Недостаточный уровень масла.

Загорание лампочки при резком торможении или помаргивание на хх.

Обычно последствий не имеет, если своевременно были приняты адекватные меры.

Исправный штатный тахометр показывает что-то между 0 и 500 об/мин. (при этом не надо особенно ему доверять). Часто эффект проявляется при подключении дополнительных потребителей энергии.

Обычно последствий не имеет, если своевременно были приняты адекватные меры.

Привести систему питания и зажигания в норму.

Вспыхивание лампы нарастает постепенно, со временем превращаясь во вполне очевидную картину.

Обычно последствий не имеет, если своевременно были приняты адекватные меры.

Иногда перед полным отказом привода вал кратковременно проскальзывает в шлицах шестерни, лампа загорается на 1-5 секунды, а потом гаснет.

Обычно последствий не имеет, если своевременно были приняты адекватные меры.

Замена изношенных деталей.

Обычно последствий не имеет, если своевременно были приняты адекватные меры.

Очистить сетку маслоприемника.

Тут скорее имеет смысл говорить о причинах…

Последствия и способы устранения:

Понятно что тут все зависит от обстоятельств…

Внезапное и резкое падение давления.

Самые неприятные. Продолжить движение самостоятельно практически невозможно.

Замена КВ или как временная мера запрессовать назад заглушку.

  • Попадание соринок под редукционный клапан

Остановимся поподробнее на 1 пункте таблицы из руководства (не дураки ведь писали). Попадание соринок под редукционный клапан явление нередкое, но такой же эффект может вызвать шарик клапана неправильной формы. Несмотря на это симптомы и методы борьбы одинаковые.

Внезапное (бывает после прогазовки) и уверенное загорание лампочки на оборотах менее 1500-2000 об/мин. После 2000 лампочка гаснет.

Автор проехал 150 км с такой неисправностью стараясь держать обороты 2000-4000, после этого случая автомобиль пробежал еще 5 т. км, "полет нормальный".

1) На непрогретом двигателе (сразу после запуска) резко увеличить обороты на 1-3 секунды.

2) Снять масляный фильтр, заткнуть канал подвода масла к фильтру и прокрутить двигатель стартером, не заводя его (с карбюраторными понятно, а инжекторным придется напрячься…)

3) Банальная разборка, "ремонт" и промывание поддона картера.

  • Применение моторного масла несоответствующей марки и качества
  • Вернемся к п. 5 таблицы. Чаще всего достаточно просто заменить масло и фильтр. Причем замечено, что давление масла бывает разным при применении масел одного класса от разных производителей. Разрыв мембраны бензонасоса, при котором бензин попадает в масло и разжижает его, тоже может служить причиной падения давления

    Рекомендации по фильтрам.

    Тут трудно советовать, как и с выбором масла. Главное чтобы у фильтра работал клапан и он был от известного (необязательно brand) производителя. Могу сказать от себя, что мне не понравился фильтр "Невский" белого цвета. Клапан у него работал отвратительно. Был заменен на SCT (тоже, говорят, не подарок, но клапан работал). Почерпнуть более конкретную информацию можно из этих ссылок:

    Доработки с измерителем давления.

    На большинстве современных ВАЗовских моделей отсутствует указатель давления масла. Конечно, на "скорость движения он не влияет" и точных данных от него вы не дождетесь, но проследить тенденции с его помощью можно. Организовать этот указатель можно 2-мя способами

    1. Имплантировать датчик от 2106 (2121) в штатное место и указатель 2106(2121) туда где вам покажется разумным.
    2. Все, как в варианте 1, только вместо указателя давления 2106(2121) использовать указатель топлива. Электрически они идентичны. Остается только с помощью тумблера переключать сигнал между баком и датчиком давления. Идея от Egor'а: cсылка в FAQ классиков.
    Лично мне больше нравится 1-й вариант.

    Использованы иллюстрации из книги издательства "За рулем"

    Материалы: http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/dvigatel/sis_smaz/neispr.htm


    Back to top