Приборная панель автомобиля

1 ≫

Приборная панель постоянно в поле зрения водителя. На нее мы обращаем внимание при движении, получая различную информацию и управляя некоторыми функциями. Приборная панель во многом определяет первое впечатление от автомобиля, а значит, влияет на решение о его покупке. Именно поэтому автопроизводители уделяют большое внимание дизайну, информативности, функциональности и эргономичности приборной панели.

Приборная панель автомобиля включает комбинацию приборов и центральную консоль. На передней консоли располагается ряд других элементов, таких как перчаточный ящик, подушка безопасности переднего пассажира, дефлекторы системы отопления, вентиляции и кондиционирования, переключатель системы освещения, замок зажигания, динамики акустической системы и др.

Для отделки приборной панели используются различные материалы. Наибольшей популярностью пользуется «мягкая» приборная панель из полиуретана. Бюджетные автомобили комплектуются приборной панелью из поливинилхлорида (ПВХ). В отделке приборной панели применяется натуральная кожа, дерево или материалы имитирующие дерево, металлические вставки.

Комбинация приборов

Различная динамическая и справочная информация, на которую водитель должен реагировать в первую очередь, выводится на комбинацию приборов. Современная комбинация приборов это отдельный блок, объединяющий несколько контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также информационный дисплей бортового компьютера.

В комбинации приборов используются, как правило, следующие контрольно-измерительные приборы: тахометр, спидометр, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива.

Тахометр транслирует частоту вращения коленчатого вала двигателя. Он используется для выбора оптимального режима переключения передач при использовании механической коробки или контроля над оборотами двигателя при использовании автоматической коробки передач. Красная зона на тахометре показывает максимально допустимую частоту вращения двигателя. Спидометр отображает текущую скорость движения автомобиля.

В комбинации приборов используются стрелочные (аналоговые), цифровые (электронные) контрольно-измерительные приборы или их сочетание. Большинство водителей отдают предпочтение традиционным стрелочным контрольно-измерительным приборам. Конструктивно стрелочный прибор представляет собой шаговый электродвигатель, соединенный с блоком управления двигателем или собственным блоком. Все большую популярность набирает виртуальная приборная панель.

Сигнальные лампы в конструкции комбинации приборов предупреждают водителя о возникающих неисправностях. Контрольные лампы сообщают о выполнении определенных функций. Состав и расположение сигнальных и контрольных ламп (индикаторов приборной панели) различается в зависимости от марки, модели и комплектации автомобиля. В большинстве своем сигнальные и контрольные лампы стандартизированы (имеют общепринятое изображение). При включении некоторых ламп дополнительно подаются звуковые сигналы.

Сигнальные и контрольные лампы имеют красный, желтый, зеленый и синий цвет. Красные лампы предупреждают о серьезных неисправностях автомобиля или выполнении определенных функций, при которых дальнейшее движение запрещается. Активация красной лампы предполагает незамедлительную реакцию водителя.

Желтые индикаторы информируют водителя о некоторых неисправностях и функциях автомобиля и предполагают определенную реакцию водителя (посещение автосервиса, долив масла или технических жидкостей, подкачку шин, закрытие крышки топливного бака).

Игнорирование сигналов красных и желтых ламп может привести к повреждению автомобиля и серьезной аварии. Зеленый цвет имеют только контрольные лампы, которые информируют водителя о выполнении отдельных функций.

Примерный перечень красных сигнальных и контрольных ламп:

  1. неисправность тормозной системы (низкий уровень тормозной жидкости);
  2. неисправность системы охлаждения (низкий уровень охлаждающей жидкости, высокая температура охлаждающей жидкости);
  3. неисправность системы смазки (низкое давление масла);
  4. неисправность рулевого управления (неисправность усилителя рулевого управления);
  5. неисправность генератора;
  6. неисправность автоматической коробки передач;
  7. открытие двери автомобиля;
  8. открытие двери багажника;
  9. не пристегнут ремень безопасности;
  10. включен стояночный тормоз.

Примерный перечень желтых сигнальных и контрольных ламп:

  1. износ передних тормозных колодок (для колодок с датчиком износа);
  2. неисправность антиблокировочной системы тормозов;
  3. выключена или срабатывает антипробуксовочная система;
  4. выключена, неисправна или срабатывает система курсовой устойчивости (при наличии).
  5. неисправность системы освещения;
  6. неисправность каталитического нейтрализатора;
  7. неисправность систему управления двигателем;
  8. засорение сажевого фильтра (для дизельного двигателя);
  9. неисправность рулевого управления;
  10. неисправность системы смазки (низкий уровень масла);
  11. неисправность системы пассивной безопасности;
  12. неисправность системы старт-стоп (при наличии);
  13. неисправность системы помощи движению по полосе (при наличии);
  14. низкое давление в шинах;
  15. низкий уровень омывающей жидкости;
  16. низкий уровень топлива;
  17. незакрыта пробка топливного бака;
  18. включены противотуманные фары;
  19. включен задний противотуманный фонарь;
  20. работает предпусковой подогрев топлива (для дизельного двигателя).

Примерный перечень зеленых контрольных ламп:

  1. включен указатель поворота;
  2. включена аварийная сигнализация;
  3. включены дневные ходовые огни (при наличии);
  4. работает круиз-контроль (при наличии);
  5. работает система помощи движению по полосе (при наличии).

Синий цвет имеет контрольная лампа включения дальнего света фар.

Современные комбинации приоров оборудуются дополнительным модулем – дисплеем бортового компьютера. На дисплей выводится различная текстовая и графическая информация, а также могут отображаться пиктограммы сигнальных и контрольных ламп. В комбинации приборов используются монохромные или цветные (TFT) дисплеи. Цветной дисплей может применяться для имитации аналоговых (стрелочных) контрольно-измерительных приборов.

Комбинация приборов должна иметь хорошее освещение в темное время и не бликовать на солнце. Для освещения комбинации приборов широко используются светодиоды. Их применяют для подсветки шкал, стрелочных указателей, дисплеев, кнопок, а также в качестве сигнальных и контрольных ламп. Интенсивность подсветки комбинации приоров, как правило, регулируется.

На некоторых автомобилях комбинация приборов имеет собственное название, например, Optitron у Toyota, Supervision у Kia, Hyundai.

Для сохранения внимания водителя на дороге часть информации с приборной панели автомобиля (скорость движения, указания навигационной системы) может транслироваться непосредственно на лобовое стекло с помощью проекционного дисплея. В перспективе автомобили будут оснащаться системой дополненной реальности.

Центральная консоль

Органы управления отдельными системами автомобиля и дополнительным оборудованием располагаются на центральной консоли. Типовая центральная консоль включает:

  1. головное устройство мультимедийной системы;
  2. регуляторы системы климат-контроля (системы отопления, вентиляции и кондиционирования);
  3. регуляторы подогрева сидений;
  4. выключатель антипробуксовочной системы;
  5. переключатель режимов системы полного привода (при наличии);
  6. переключатель парковочной системы (при наличии);
  7. переключатель аварийной световой сигнализации.

Кроме того, на центральной консоли размещается пепельница, прикуриватель, розетка для низковольтных приборов. Часть органов управления системами автомобиля могут располагаться между передними сиденьями.

Центральным устройством консоли является дисплей мультимедийной системы, на который выводится различная информация: маршрут движения, телефонные контакты, интернет, радио, видео, TV (на неподвижном автомобиле), настройки системы климат-контроля, трансмиссии и др. Современные дисплеи имеют сенсорное управление. На некоторых автомобилях премиум сегмента с 2009 года используется раздельный дисплей, представляющий различную информацию для водителя и переднего пассажира.

Материалы: http://systemsauto.ru/carring/car-dashboard.html

2 ≫

Панель приборов, в сокращении звучит как приборка – это обобщенное название зоны, в которой располагаются все основные контрольно-измерительные приборы автомобиля. Они предназначаются для оперативного оповещения водителя о текущем состоянии всех значимых систем, узлов и агрегатов транспортного средства, актуальной скорости передвижения, доступном количестве топлива, пройденного пути и прочем.

В подавляющем большинстве машин все приборы панели управления расположены слева прямо перед водителем. В некоторых серийных легковых машинах панель приборов размещается по центру передней консоли, но все равно немного разворачивается в сторону водителя для удобства считывания информации с нее.

Как правило, панель приборов автомобиля включает следующие индикаторы:

  • спидометр – указатель скорости;
  • контрольные лампы работоспособности узлов;
  • общий и посуточный счетчики пробега;
  • индикатор температуры в системе охлаждения;
  • индикатор уровня топлива;
  • тахометр – указатель оборотов двигателя.

Это основной, стандартный набор показателей приборной панели, который может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной модели автомобиля. Например, в некоторых современных машинах устанавливаются контроллеры износа тормозных дисков, от которых на приборную панель выводятся сигнальные лампы.

Обозначения на панели приборов.

Контрольно-измерительные приборы подавляющего большинства моделей автомобилей работают по единому принципу – красный свет, это проблемы. То есть, свечение любой красной лампочки или пребывание стрелки прибора в красной зоне говорит о проблемах с автомобилем. В таком случае лучше всего остановиться и изучить проблему, и только в случае ее классификации как неопасной, двигаться дальше.

Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.

Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:

  1. лампа давления в смазочной системе;
  2. лампа исправности аккумулятора;
  3. лампочка включения ручного тормоза.

Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.

Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.

Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.

Самая простая процедура в ремонте панели - замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.

Панель приборов чаще всего содержит электронные, световые и механические приборы, причем доля последних постоянно уменьшается. Поломки в основном связаны с износом механических частей, сбоями бортового компьютера и неполадками в бортовой электросети автомобиля. При любой неисправности в приборной панели нужно сразу же обратиться к специалистам, поскольку ездить, не будучи уверенным в достоверности показателей панели, крайне опасно.

Материалы: http://etlib.ru/wiki/panel-priborov-36

3 ≫

Главными элементами панелей первых автомобилей были конечно же круглые циферблаты приборов. Тогда приборы были механические, без намека на электричество или электронику. Следующими элементами были ручки переключения и регуляторы, опять же механические, за которыми скрывались тросики и тяги. Всё это устанавливалось обычно на плоскую панель, являющуюся частью кузова, или на специальную деревянную доску. Деревянные панели имели особенно привлекательный "дорогой" внешний вид. Приборы и ручки имели блестящую отделку, циферблаты были традиционно белыми с черными надписями.

С развитием электричества на панели приборов всё больше появлялось электрических датчиков и сигнальных лампочек. Сама панель приобретала более сложные очертания, появлялась дополнительная отделка. Еще позже при изготовлении панели стал использоваться пластик, что привело к появлению сложных новых форм. Приборы и ручки управления также видоизменялись, манипулирование ими становилось удобнее. Несомненно панели приборов отражали и стиль эпохи, соответствующим образом подчеркивая характер автомобиля.

Дальнейшее развитие электроники и технологий еще больше видоизменило панели приборов. Сами приборы теперь вовсе не обязательно были белыми и круглыми, появились квадратные формы. Усилилось воздействие эргономики и требований безопасности, ведь именно панель находится перед водителем и передним пассажиром и может нанести серьезные травмы при аварии. Электронная начинка панелей приборов становилась всё интереснее и приятнее в пользовании.

Вместе с тем в некоторый период времени использование простого черного пластика и недостаток технологий привели к появлению множества похожих друг на друга и кустарных на вид панелей. Однообразие сменилось лишь позже с появлением новых синтетических материалов, после чего панели стали иметь эргономичные округлые формы, приятные на ощупь поверхности, разнообразные цветовые решения.

Панели приборов современных автомобилей - сложные устройства, сочетающие в себе достижения технологий в области материалов, безопасности, электроники и эргономики. Подчас под панелью приборов сосредоточена б'ольшая часть электронных компонентов автомобиля и многие десятки метров проводов. К сожалению, всё ещё встречаются непривлекательные однообразные дизайны, но всё же современные панели стали намного более разнообразными и колоритными. Есть весьма интересные экземпляры, привлекающие к себе внимание, и даже смотрящиеся вызывающе. В целом панель управления современного автомобиля стала гораздо более эргономичной, она обращена к водителю и стремится обеспечить ему полный комфорт. Иногда она напоминает место пилота в самолете из-за форм и перегруженности различными приборами. Тем не менее благодаря решениям инженеров, пользование такой панелью не вызывает затруднений.

Также на панели сосредоточены все важные элементы управления автомобилем, необходимые в первую очередь при движении. Это может быть управление светом, аварийной сигнализацией, указателями поворотов и стеклоочистителями. В менее доступной зоне располагают органы управления климатом, мультимедиасистемой.

Панель всегда включает в себя дефлекторы системы отопления. Их дизайну можно было бы посвятить отдельную главу. Дефлекторы обеспечивают распространение воздуха (подогретого отопителем или напротив охлажденного кондиционером), они располагаются в центральной части панели, по бокам около боковых окон, а также около ветрового стекла.

Иногда в панель встраивают динамики акустической системы, хотя это и не является правилом. Зато перчаточный ящик есть в любой машине, он же "бардачок". Его внутренние габариты могут варьироваться от модели к модели, и они вовсе не увеличивались со временем. Так в "бардачок" современного автомобиля быть может не поместится и папка формата A4. Современные панели включают в себя также подушку безопасности для пассажира, расположенную рядом с перчаточным ящиком.

Конечно же, большинство панелей приборов имеет отсек для установки головного устройства мультимедиасистемы. Раньше это был простой радиоприемник, позже - магнитола, потом CD-центр, а теперь это может быть и видеопроигрыватель. В большинстве случаев в автомобиле предусмотрен стандартный DIN-отсек, в который можно поставить любое устройство, но в последнее время некоторые производители изначально ставят головное устройство собственного производства. В таком случае установка стороннего устройства будет затруднена.

Иногда на панель дополнительно к штатным устанавливаются дополнительные приборы. Это может быть как результат тюнинга, так и необходимость, обусловленная назначением автомобиля. Гонщики могут ставить дополнительные приборы для оперативного контроля показаний во время соревнований. А на внедорожниках могут быть установлены альтиметры, датчики наклона и компасы. К дополнительному прибору можно отнести и GPS-навигатор, который стал так популярен в последнее время. И если новейшие автомобили имеют встроенный навигатор, то владельцы более старых моделей ставят его дополнительно, закрепляя или на панели, или на ветровом стекле.

На консоли могут быть расположены органы управления климатом, подстаканники, ящики для мелочей, полочки, отсеки для магнитолы. В задней консоли - дефлекторы отопления, подсветка, управление локальным климатом и другое.

Напротив, некоторые машины военного назначения могут иметь дополнительные органы управления, которых нет на гражданских машинах. Примером этому может служить система централизованного управления давлением в шинах.

Современные модели тракторов и спецтехники предоставляют вполне достойные условия для работы оператора. Панели управления могут разделены на несколько частей в зависимости от назначения техники. Так у экскаватора основная панель может располагаться справа, тогда как по бокам от оператора располагаются дополнительные панели с джойстиками.

Материалы: http://autoinf.org/articles.php?id=51


Back to top