Что лучше, тосол или антифриз

1 ≫

Среди автомобилистов бытует мнение, что в систему охлаждения современного авто необходимо заливать только антифриз. Тосол разъедает детали двигателя и выводит из строя основные механизмы. Чтобы разобраться с этими предположениями, нужно немного вникнуть в химические нюансы охлаждающей жидкости для мотора автомобиля.

На протяжении полувека автомобильные системы охлаждения заправляются антифризами или незамерзающими жидкостями. Они вытеснили воду (которая использовалась для охлаждения мотора) вследствие нескольких причин.

  • Вода замерзает при 0°С, что требует ежедневного слива из системы в зимнее время.
  • Использование воды приводит к образованию накипи в деталях двигателя, как следствие уменьшение срока их эксплуатации.
  • Вода не обладает смазывающим эффектом, что отрицательно сказывается на работе помпы.
  • Применение воды приводит к быстрой коррозии металлических деталей, к растрескиванию резиновых элементов.

Эти и другие причины стали толчком для поиска охлаждающей жидкости с лучшими свойствами. Оптимальным вариантом стал этиленгликоль или этандиол-1,2 (по химической терминологии), который является простейшим двухатомным спиртом. Он стал основой антифриза и тосола. Это бесцветное вязкое химическое вещество хорошо растворяется в воде, имеет сладковатый вкус. А 50%-ный раствор в воде стал основой охлаждающей жидкости.

Свойства антифриза и тосола

И тосол, и антифриз изготавливаются на основе этиленгликоля. Они имеют следующие положительные свойства для работы двигателя:

  • хорошая теплопроводность,
  • низкая температура кристаллизации,
  • высокая температура кипения,
  • наличие смазывающего эффекта,
  • отсутствие разрушающего воздействия на металлические и резиновые детали системы охлаждения.

Все это достигается добавлением в базовый состав этиленгликоля и воды многочисленных присадок. Вот здесь и кроется главное отличие антифриза от тосола.

Так как тосол был разработан еще в 60-ые годы прошлого века в Советском Союзе, то не одно поколение автомобилистов выросло, применяя этот продукт в отечественных машинах. Подопытным автомобилем при разработке советского антифриза стал ВАЗ-2101. К деталям этой машины и подбирались недорогие и эффективные добавки. Тосол отвечал требованиям ГОСТов и рекомендовался для пробега 60 тыс. км или срока эксплуатации 1-3 года.

С распадом СССР охлаждающая жидкость стала производиться разными кооперативами, фирмами-однодневками и кустарниками-нелегалами. Ведь ничего проще нет, как смешать в определенных пропорциях несколько компонентов, разлить по канистрам и получить сверхприбыль. При этом на качество продукта и соответствие его стандартам не обращалось внимания. В итоге автомобилисты после использования таких "тосолов" сталкивались с чудовищными разрушениями деталей двигателя. Так и появились суждения об особой агрессивности тосола, а также мнения, что применять его в иномарках категорически нельзя.

В настоящее время правила изготовления значительно ужесточились. Производители охлаждающих жидкостей должны не только придерживаться российских стандартов качества, но и отвечать требованиям международных систем контроля и качества. А еще важнее, чтобы автопроизводитель одобрил такую жидкость и рекомендовал ее к использованию в своих авто.

На сегодняшний день основное различие между тосолом и антифризом кроется в количестве и качестве применяемых присадок. Если у российского бренда их количество ограничивается 10-20 компонентами, то антифриз насчитывает до 40 различных добавок. От присадок зависит:

  • срок службы ОЖ,
  • цена продукта,
  • степень воздействия на стальные, алюминиевые, медные, латунные, резиновые и др. детали.

Поэтому основным критерием выбора тосола или антифриза будет рекомендация автопроизводителя, который проверил, испытывал и допустил к использованию эти охлаждающие жидкости.

Виды охлаждающих жидкостей

По мере развития химии появляются новые варианты антифризов и тосолов. Разрабатываются новые добавки, благотворно влияющие на свойства охлаждающей жидкости. В зависимости от характера присадок ОЖ бывают:

  • силикатными или неорганическими,
  • карбосиликатными или органическими,
  • гибридными.

Срок эксплуатации силикатных жидкостей ограничивается 2-3 годами или пробегом 60-100 тыс. км. Они и по цене занимают нишу 50-70 руб. за 1 л. Органические антифризы и тосолы имеют самый длительный срок службы, который достигает 5 лет или 250 тыс. пробега. Стоимость этой категории охлаждающих жидкостей находится в диапазоне 150-300 руб. за 1 л. Гибридные продукты занимают промежуточную позицию, как по цене, так и по качеству. Рекомендуемый пробег автомобиля не должен превышать 150 тыс. км.

Различия по цвету объясняются требованиями автоконцернов и желаниями производителей ОЖ. Добавка красного или оранжевого, синего или зеленого красителей никак не сказывается на свойствах охлаждающей жидкости (если это качественная добавка). Однако смешивать продукты разных цветовых гамм, а также разных производителей весьма нежелательно. Объясняется это возможной несовместимостью присадок в двух разных образцах.

Технология замены тосола на антифриз

Каждую охлаждающую жидкость со временем приходится менять. Определить состояние тосола или антифриза можно с помощью ареометра. Если плотность жидкости находится в пределах от 1,075 до 1,085 г/куб. см при температуре 20°С, то ОЖ может еще работать. Когда показания плотности опустятся ниже 1,075, то тосол подлежит замене.

Тосол вполне можно заменить антифризом. Главное, чтобы новая жидкость подходила для данного автомобиля. Последовательность действий такова:

  • дать двигателю остыть,
  • открыть крышку бачка или радиатора,
  • включить печку на обогрев,
  • приготовить емкость для сбора отработанной жидкости,
  • отвернуть сливной кран, пробку или отсоединить нижний патрубок,
  • промыть систему охлаждения водой, дав двигателю поработать несколько минут,
  • слить воду, закрыть сливное отверстие, присоединить патрубок,
  • разбавить антифриз согласно рекомендациям производителя,
  • залить раствор тонкой струей в систему охлаждения,
  • завести двигатель, дождаться открытия термостата (80-90°С),
  • довести уровень жидкости до нормы, закрыть крышку радиатора или расширительного бачка.

Тосол и антифриз представляют собой один и тот же продукт. По сути, разница между тосолом и антифризом напоминает отличие "Русской водки" от водки "Финляндия" или "Абсолют". Все дело в качестве выпускаемого продукта и в применении секретных присадок. Автомобилист должен учитывать рекомендации автопроизводителя и использовать только проверенные жидкости. Это избавит в дальнейшем от неприятных проблем с обслуживанием двигателя.

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях или напишите комментарий:

Материалы: http://justcarz.ru/avtohimiya/149-Tosol-vs-Antifreeze.html

2 ≫

Новые вопросы

Самое популярное

Топ-5 (По голосам)

  1. home
  2. Советы
  3. Тосол или антифриз – делаем правильный выбор Тосол или антифриз – делаем правильный выбор

Очень часто автолюбители не придают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля. И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:

  • традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов],
  • карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов],
  • гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

  1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза)

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии - тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя

Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров. Вы можете сами убедиться в справедливости утверждения об эффективности защиты карбоксилатными антифризами гильз цилиндров, взглянув на фото 2007 года, на котором изображен цилиндр двигателя Рено MIDR Y41, установленного на автобус МАЗ 103-41, с пробегом 230 тыс. км.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium – 250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

Комментарии ( 18 )

10 февр. 2011 23:16 #

Заказ принят :-) . В ближайшее время сделаю статью с фотографиями )) - замена охлаждающей жидкости в автомобилях ВАЗ-2107, ВАЗ-2101, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, Жигули.

10 февр. 2011 10:54 #

24 авг. 2010 21:35 #

13 авг. 2010 23:08 #

13 авг. 2010 21:37 #

12 авг. 2010 21:57 #

Пришло время заменить охлаждающую жидкость. В настоящее время залит Тосол, но хочу поменять на Антифриз. Как правильно это сделать, нужна ли дополнительная промывка?

Материалы: http://www.avtorem.info/sovety/tosol-ili-antifriz--delaem-pravilny-vybor.html?stranitsa=2

3 ≫

Для многих автолюбителей тосол и антифриз являются одинаковыми понятиями – охлаждающей жидкостью. Действительно, эти ОЖ во многом схожи друг с другом, однако имеется несколько отличительных черт. Самой главной разницей является место, где осуществляется производство тосола и антифриза: тосол разработан и на сегодняшний день изготавливается только на отечественных фирмах. Антифриз – охлаждающая жидкость, которую не производит ни одна российская компания, поскольку её создали и выпускают исключительно иностранные компании, в частности Европейские.

Не зря, по мнению большинства, это схожие жидкости, ведь современный состав тосола и антифриза включает три вещества:

С течением времени, развитием сознания о безопасности и здоровья автомобилистов, основным составляющим ОЖ стал спирт, а именно этиленгликоль. Этот двухатомный спирт в чистом виде замерзает при -12°С, однако при разбавлении водой, этот состав замёрзнет при более низких температурах.

Наименьшее значение в -70°С достигается при соотношении 65% этиленгликоля и 35% дистиллированной воды. При изменении соотношения, увеличив на 5% содержание воды (60% спирта и 40% воды), термометр отмерит градус замерзания в -45°С. Такое процентное соотношение компонентов и используется в производстве тосола и антифриза.

Присадки – то, чем преимущественно отличается тосол от антифриза.

Присадки, пожалуй, самое важное вещество для хорошей и длительной работы двигателя. Поскольку ОЖ взаимодействует и соприкасается с металлическими частями мотора, в нее добавляют присадки для предотвращения или уменьшения процесса разрушения материала. Делятся они на силикатные и карбоксилатные.

Вид антифриза в зависимости от присадок

Силикатные тосол или антифриз имеют в своём составе присадки из силикатов в качестве антикоррозийной защиты систем двигателя. При использовании этой группы ОЖ в процессе работы двигателя, охладительная система покрывается слоем накипи, предотвращающей разрушение металла. Хотя такие жидкости усиливают действие системы охлаждения, они сокращают свободную циркуляцию тепла. Силикатные ОЖ определяют по добавлению синих или зелёных красителей в состав.

Присадки в антифризе делятся на силикатные и карбоксилатные

Карбоксилатные охлаждающие жидкости современнее силикатных: состоят из присадок органического происхождения, которые менее вредны и более экологичны. Определить такую жидкость можно по красному цвету добавляемых красителей в состав.

Показателем того, в чем состоит разница тосола и антифриза, является различие веществ в составе и их действие на двигатель.

Существует мнение, что тосол бывает только синего цвета, но это заблуждение. Цвет ОЖ никаким образом не влияет на действие, оказываемое на части автомобильного мотора, это лишь краситель определённого цвета в составе. В действительности разный цвет жидкости применяют для помощи автовладельцам в определении температурного порога жидкости и её группы: силикатной или карбоксилатной.

Чем отличается тосол от антифриза

Характеристики, которые помогут автовладельцу определить, что лучше заливать: тосол или антифриз в двигатель:

  • тосол содержит вещества, откладывающиеся на частях системы охлаждения для уменьшения коррозии металла. Однако такое действие уменьшает проходимость тепла и способствует повышенной рабочей температуре двигателя. Антифриз состоит из присадок, которые образуют защитный слой только в местах коррозии частей охладительной системы, при этом теплопередача в моторе не страдает;
  • при наличии алюминиевого радиатора ответ на вопрос, что лучше использовать: тосол или антифриз, однозначный – антифриз. Карбоксилаты и их сплавы в составе антифризов обладают свойством улучшенной защиты алюминиевых частей автомобиля. Постоянное использование в качестве охлаждающей жидкости тосола в данном случае приведёт к поломке алюминиевого радиатора;
  • карбоксилатный антифриз продлит жизнь водяного насоса в 1,5 раза;
  • антифриз из современных, безопасных и экологичных составляющих (карбоксилаты) заметно дороже охлаждающей жидкости тосола. Но это не означает несостоятельность продукции российского производства. Качественный тосол будет работать в системе дольше и лучше любого дорого, но поддельного антифриза.

Охлаждающие жидкости тосол и антифриз схожи между собой составными частями: спирт, вода и присадки. Отличия в жидкостях проявляются при применении различных добавочных компонентов – силикатов или органических веществ. За счёт этого разные ОЖ действуют по-разному: либо защищают слоем накипи всю систему охлаждения, либо начинают противостоять коррозии металла только в местах её появления. Перед решением, что залить в радиатор: тосол или антифриз, зная теперь об их различиях, стоит ознакомиться с инструкцией на автомобиль, где производители рекомендуют испытанный и подходящий тип ОЖ на определённый автомобиль.

Полезным будет также посмотреть видео на нашем сайте.

Материалы: http://mytopgear.ru/interesting/engine/chto-luchshe-zalivat-v-radiator-tosol-ili-antifriz/


Back to top