Система электрооборудования автомобиля

1 ≫

Э лектрооборудование автомобиля - предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

Устройство электрооборудования автомобиля:

В се перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть.

Э лектрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

Ц епь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

Ц епь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси и применяется на бензиновых двигателях. Воспламенение горючей смеси происходит по мере подачи искры зажигания в цилиндры, от сюда и название система искрового зажигания . Другими словами система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателяи воспламенения рабочей смеси в камере сгорания в определенные моменты. На современных автомобилях используют контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания. Для более подробного изучения - устройство системы зажигания автомобиля .

В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

А КБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

Г енератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

  • контроль потребителей;
  • контроль напряжения;
  • регулирование нагрузки;
  • управление системой комфорта;

П отребители энергии бывают : Основные, длительные, кратковременные.

- система управления двигателем;

- автоматическая коробка передач;

- электроусилитель рулевого привода;

- система активной безопасности;

- система пассивной безопасности;

Подкатегории

Устройство контактной системы батарейного зажигания 1

Контактная система батарейного зажигания

Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.

При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению короткого замыкания.

Устройство контактной системы батарейного зажигания :

Схема устройства контактной системы батарейного зажигания :

а) схема ; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера ; 1 – рычажок прерывателя ; 2 – подвижный контакт ; 3 – неподвижный контакт ; 4 - кулачок ; 5 – прерыватель низкого напряжения ; 6 - конденсатор ; 7, 14, 23 – провода ; 8 – выключатель зажигания ; 9 – добавочный резистор ; 10 – первичная обмотка ; 11 – вторичная обмотка ; 12 – катушка зажигания ; 13 - магнитопровод ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 - амперметр ; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ) ; 18 – выключатель электродом ; 19 – ротор с электродом ; 20 - распределитель ; 21, 24 – подавительные резисторы ; 25 – свеча зажигания ; 26 – ключ выключателя зажигания.

Контактная система батарейного зажигания состоит из : аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта : неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

Цепь низкого напряжения следующая : положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 - провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

Цепь высокого напряжения : вторичная обмотка 11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 - подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 - выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения : 0 – зажигания выключено ; 1 – зажигание включено ; 2 – включены зажигание и стартер ; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?

Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания :

  • Быстрый износ и обгорание контактов прерывателя ;
  • Увеличение зазора между контактами прерывателя, соответственно увеличение угла опережения зажигания ;
  • Уменьшение тока в цепях низкого и высокого напряжения ;
  • Частые перебои с воспламенением рабочей смеси ;
  • Затрудненный пуск двигателя ;
  • Снижение экономичности и мощности двигателя.

Материалы: http://www.autoezda.com/elect.html?start=5

2 ≫

В данной статье мы рассмотрим электрооборудование автомобилей, его основные компоненты, кратко опишем работу и назначение этих устройств. Начнем изучать электрооборудование автомобилей с источников питания. Они представлены аккумулятором и электрогенератором. Именно от этих устройств идет основная энергия для электрической составляющей машины.

Аккумулятор представляет собой химический источник электропитания. Он работает, основываясь на принципе накопления и отдачи энергии. Заряд аккумулятора осуществляется с помощью перехода химических элементов из одного вида в другой. Во время разрядки совершается обратный процесс. Главной характеристикой аккумулятора считается его номинальная емкость. Она измеряется в амперах в час. Второй важной характеристикой является напряжение. Обычно оно равно двенадцати вольтам.

Электрогенератор

Электрогенератор – это устройство, сходное с электродвигателем. Суть их одна и та же. Генератор может производить энергию за счет вращения своего якоря. Он представляет собой две обмотки: рабочую и обмотку возбуждения, которые позволяют стабилизировать вырабатываемое напряжение и регулировать ток, подающийся на вторую из них. Электрогенератор работает, основываясь на принципе самоиндукции. Так происходит воздействие на медную обмотку с помощью магнитного потока, и затем на концах обмотки получается напряжение. Вместе аккумулятор и генератор составляют общую систему снабжения автомобиля электричеством.

Электрооборудование автомобилей для запуска и работы двигателя

Перейдем к рассмотрению следующей категории. Это электрооборудование автомобилей, которое обеспечивает запуск и работу двигателя, что, соответственно, приводит машину в движение. Стартер – это небольшой электродвигатель, который осуществляет свое вращение за счет аккумуляторной энергии и позволяет двигателю автомобиля произвести первый этап старта. Далее должна создаться электрическая искра. Для ее создания необходимо такое электрооборудование автомобилей, как катушка, свеча и распределитель этой искры. Повышающая катушка представляет собой сердечник с двумя обмотками. Первая обмотка, имея небольшое количество витков, создает магнитное поле. Вторая обмотка размещена сверху первой и имеет больше витков. Когда возникает поле от первой обмотки, в другой создается высокое напряжение. Оно подается на свечу и получается разряд, то есть искра. Электросвеча - это компонент, с помощью которого образуется искра в цилиндрах двигателя. У свечи есть контакты, к которым подключен провод высокого напряжения от распределителя этого напряжения. У цилиндра находятся электроды с небольшим зазором, где и возникает разряд искры. Катушка будет работать тогда, когда на нее поступит напряжение – переменное или импульсивное. Для создания такого вида напряжения в авто ставятся специальные прерыватели в виде электронного блока. Также электрооборудование включает в себя панель приборов автомобиля. Кроме этого, сюда же относится цепь звукового сигнала и освещения (система фар, стопов, габаритов). Если у вас возникли вопросы по функционированию или ремонту того или иного оборудования, то учебник по устройству легкового автомобиля вам подскажет, как справиться с проблемой.

Материалы: http://www.syl.ru/article/81531/osnovnoe-elektrooborudovanie-avtomobiley

3 ≫

Электрическая энергия на автомобиле используется для зажигания рабочей смеси (образование искры), освещения, сигнализации и пуска двигателя. Источниками тока на автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Аккумуляторная батарея служит для питания электрическим током стартера и приборов электрооборудования при неработающем двигателе.

На автомобилях применяются в основном кислотные аккумуляторы. Простейший кислотный аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин (электродов), погруженных в раствор серной кислоты, называемый электролитом. При пропускании тока через аккумулятор от внешнего источника (зарядка аккумулятора) в результате химической реакции плотность электролита увеличивается и произойдут изменения на поверхностях электродов. Если заряженный аккумулятор соединить, например, с электрической лампочкой, то произойдет обратный процесс (разрядка аккумулятора). Аккумуляторная батарея включает три или шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением в каждый.

Бак аккумуляторной батареи, изготовляемый из эбонита или асфальтопековой массы, разделен перегородками на камеры, представляющие собой отдельные аккумуляторы. Каждый аккумулятор имеет заливочное отверстие с пробкой и два набора пластин (положительных и отрицательных). Основой каждой пластины является решетка, изготовленная из свинца. Положительные пластины расположены между отрицательными. Наборы (блок) пластин имеют выводные штыри для соединения аккумуляторов в батарею и подсоединения проводов.

Для устранения непосредственного контакта положительных и отрицательных пластин между ними устанавливаются сепараторы, которые изготовляются из пластмассы или древесины.

Генератор—электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. Генератор приводится в действие двигателем при помощи ременной передачи и служит для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя. Получение электрического тока в генераторе основано на принципе электромагнитной индукции.

На автомобилях для правильной и четкой работы генератора совместно с аккумуляторной батареей устанавливают реле-регулятор — прибор, состоящий из регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока. Регулятор напряжения служит для поддержания нормального напряжения генератора, которое изменяется в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Потребители электрического тока на автомобилях рассчитаны на напряжение 12 в, а при большом увеличении числа оборотов якоря генератора напряжение может возрасти до 40—50 в.

Принцип действия регулятора напряжения основан на том, что при повышении напряжения генератора вследствие увеличения скорости вращения якоря в цепь обмотки возбуждения регулятором автоматически включается добавочное сопротивление, в результате чего возбуждение уменьшается и напряжение генератора снижается до нормального.

Ограничитель тока служит для автоматического ограничения силы тока внешней цепи. При силе тока, превышающей величину, указываемую в инструкции, в обмотку возбуждения включается также дополнительное сопротивление. Принцип действия ограничителя тока такой же, как и регулятора напряжения.

Автоматические включение генератора в цепь и его выключение осуществляет реле обратного тока.

На современных автомобилях устанавливают генераторы переменного тока с кремниевыми выпрямителями. Реле-регулятор генератора переменного тока состоит из регулятора напряжения и реле защиты (от перегрузок) .

Получение электрической искры и распределение ее по цилиндрам двигателя осуществляется приборами системы батарейного зажигания, к которым относятся:

- прерыватель — для прерывания электрического тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания;

- распределитель — для распределения тока высокого напряжения по цилиндрам двигателя;

- катушка зажигания — для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения;

- свечи зажигания — для образования искры в цилиндре; выключатель (замок) зажигания.

Рис. 111. Схема батарейного зажигания автомобиля:

1 — прерыватель тока низкого напряжения, 2 —катушка зажигания, 3 — распределитель тока высокого напряжения, 4 — выключатель (замок зажигания), 5 — аккумуляторная батарея, 6 — амперметр, 7 — свеча зажигания

Схема батарейного зажигания показана на рис. 111. Ток низкого напряжения, поступающий от аккумуляторной батареи или генератора, при помощи катушки зажигания и прерывателя преобразуется в ток высокого напряжения. Распределителем ток высокого напряжения направляется согласно порядку работы двигателя к свечам. Выключателем размыкается цепь низкого напряжения, т. е. зажигание выключается.

Своевременное (в конце такта сжатия) образование искры в цилиндрах двигателя достигается установкой зажигания по первому цилиндру следующим образом:

- поршень первого цилиндра устанавливают в в. м. т. в конце такта сжатия;

- контакты прерывателя устанавливают на начало размыкания;

- провод от первого цилиндра присоединяют к распределителю в

- гнездо, против которого находится ротор распределителя. Остальные провода подсоединяют в соответствии с порядком работы двигателя.

Момент зажигания оказывает большое влияние на работу двигателя— на его мощность и экономичность. Зажигание рабочей см^си в конце такта сжатия, в момент, когда поршень находится в в. м. т., называется позднимзажиганием.

Зажигание рабочей смеси в конце такта сжатия, но несколько раньше прихода поршня в в. м. т. называется ранним зажиганием.

Зажигание рабочей смеси в цилиндре должно происходить в момент, когда поршень еще не достиг положения в. м. т. Угол поворота коленчатого вала, который соответствует ходу поршня от момента зажигания до в. м. т., называется углом опережения зажигания.

С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя угол опережения зажигания должен увеличиваться. При уменьшении нагрузки двигателя угол опережения зажигания следует увеличивать, а при увеличении нагрузки — уменьшать. Для регулировки угла опережения зажигания в прерывателе-распределителе предусматриваются автоматически действующие центробежный и вакуумный регуляторы.

Внедряются также контактно-транзисторные системы зажигания, имеющие полупроводниковый элемент, называемый транзистором. При такой системе зажигания через контакты прерывателя проходит ток меньшей силы, что повышает срок их службы. Повышается также напряжение во вторичной цепи. При контактно-транзисторной системе зажигания конденсатор не ставится, а катушка зажигания по сравнению с обычной имеет несколько иные обмоточные данные.

Для пуска двигателя из кабины на автомобилях устанавливают электрический двигатель постоянного тока — стартер. Принципиально конструкция стартера мало отличается от конструкции генератора. При включении стартера якорь его, на конце которого установлена шестерня, входящая в зацепление с зубчатым венцом маховика, начинает вращать коленчатый вал двигателя.

Как указывалось выше, к электрооборудованию автомобиля относятся системы освещения и сигнализации. В систему освещения входят передние фары, подфарники, задние фонари, лампы освещения щитка приборов, плафоны освещения кабины (кузова), центральный и ножной переключатели света, предохранители и провода.

Центральный переключатель света служит для включения фар, подфарников и заднего фонаря. Расположен он обычно на щитке и имеет кнопочное управление. Ножным переключателем переключают фары с ближнего света на дальний и наоборот.

Световая сигнализация на автомобиле состоит из стоп-сигнала, предупреждающего о торможении автомобиля включением ламп; указателя поворота (мигающие лампы); устройства, включающего сигнальный свет при заднем ходе (на легковых автомобилях).

Электрическая энергия в автомобиле используется для зажигания Р очей смеси (образование искры), пуска двигателя, освещения сигнализации.

Бак аккумуляторной батареи, изготовляемый из эбонита или кислотоупорной пластмассы, разделен перегородками на камеры представляющие собой отдельные аккумуляторы. Каждый аккумулятор имеет заливочное отверстие с пробкой и два набора пластин (положительных и отрицательных). Основой каждой пластины является решетка, изготовленная из свинца с добавкой сурьмы. Положительные пластины расположены между отрицательными. Наборы (блок) пластин имеют выводные штыри для соединения аккумуляторов в батарею и подсоединения проводов.

Для устранения непосредственного контакта положительных и отрицательных пластин между ними устанавливаются сепараторы, которые изготовляются из пластмассы (мипор, мипласт) или древесины.

В условном обозначении аккумуляторной батареи, например I 6СТ-90- ПМС , цифра 6 означает количество аккумуляторов; СТ — стартерная; 90 — номинальная емкость батареи при непрерывном разряде в течение 20 ч; П — бак из пластмассы; МС — сепараторы из мипласта со стекловойлоком. Буква 3 в маркировке батареи означает, что она сухозаряженная, т. е. поставляемая заводом в заряженном состоянии, но без электролита.

Генератор тока служит для питания потребителей электрической энергии на автомобиле и зарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя.

Якорь генератора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Получение тока в обмотке якоря генератора основано на принципе электромагнитной индукции.

Для правильной и четкой работы генератора совместно с аккумуляторной батареей на автомобиле устанавливают реле-регулятор — прибор, состоящий из регулятора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока.

Регулятор напряжения служит для поддержания нормального напряжения генератора, которое изменяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Потребители электри-ческого тока на автомобилях рассчитаны на напряжение 12В, а при большом увеличении частоты вращения якоря генератора напряжение может возрасти до 40—50 В.

Принцип действия регулятора напряжения основан на том, что при повышении напряжения генератора вследствие увеличения частоты вращения якоря в цепь обмотки возбуждения регулятором автоматически включается добавочное сопротивление, в результате чего возбуждение уменьшается и напряжение генератора снижается до нормального.

Ограничитель тока автоматически ограничивает силу тока внешней цепи. При силе тока, превышающей величину, указываемую в инструкции, S обмотку возбуждения включается дополнительное сопротивление. Принцип действия ограничителя тока такой же, как и регулятора напряжения.

Реле обратного тока служит для автоматического включения генератора в цепь и его выключения, когда напряжение генератора будет меньше, чем в аккумуляторной батарее.

Реле-регулятор генератора переменного тока имеет регулятоо напряжения и реле защиты (от перегрузок).

Система зажигания. Получение электрического искрового разряда и распределение тока высокого напряжения по цилиндрам двигателя осуществляются приборами батарейного зажигания, к которым относятся (рис. 111): прерыватель тока низкого напряжения; распределитель тока высокого напряжения; катушка зажигания, преобразующая ток низкого напряжения в ток высокого напряжения; свечи 6 зажигания; включатель (замок) 4 зажигания.

В момент размыкания первичной цепи прерывателем во вторичной обмотке катушки индуктируется э. д. с. высокого напряжения (до 28 тыс. В). Ток высокого напряжения поступает ца центральный зажим крышки распределителя и распределяется по свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Основными деталями прерывателя (рис. 2) являются подвижный и неподвижный контакты, которые размыкаются при вращении вала кулачковой шайбой имеющей столько выступов сколько цилиндров у двигателя. Для уменьшения искрения между контактами при их размыкании параллельно контактам включается конденсатор. Зазор между контактами прерывателя 0,30— 0,45 мм.

Распределитель имеет крышку и ротор. По окружности крышки выполнены гнезда по числу цилиндров двигателя для проводов к свечам зажигания. Гнездо в центре крышки предназначено для провода высокого напряжения от катушки зажигания. Ротор насаживается на вал сверху кулачковой шайбы. Вал прерывателя-распределителя вращается от распределительного вала двигателя обычно от той же шестерни, что и масляный насос.

Электродвижущая сила, индуктируемая во вторичной обмотке катушки зажигания, создает между центральным и боковым электродами свечи зажигания искровой разряд. Боковой электрод выполнен на корпусе свечи, центральный электрод изолирован от корпуса. Корпус свечи ввертывают в отверстие головки цилиндров. Зазор между электродами свечи зажигания 0,6—0,8 мм.

Зажигание рабочей смеси в конце такта сжатия, но несколько раньше прихода поршня в в. м. т. называется ранним зажиганием.

Зажигание рабочей смеси в цилиндре должно происходить в момент, когда поршень еще не достиг положения в. м. т.

Угол поворота коленчатого вала, который соответствует ходу поршня от момента зажигания до в. м. т., называется углом опережения зажигания.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя угол опережения зажигания должен увеличиваться. При уменьшении нагрузки двигателя угол опережения зажигания следует увеличивать, а при увеличении нагрузки — уменьшать. Для регулировки угла опережения зажигания в прерывателе-распределителе предусматриваются автоматически действующие центробежный (в виде грузиков) и вакуумный 10 регуляторы опережения зажигания. Для ручной регулировки опережения зажигания — в зависимости от сорта топлива — применяется октан-корректор 5.

На .двигателях автомобилей ГАЗ - БЗА и ЗИЛ -130 применяют батарейную контактно-транзисторную систему зажигания, имеющую полупроводниковый элемент, называемый транзистором.

Транзисторный коммутатор включает транзистор, импульсный трансформатор и блок защиты. Он залит эпоксидной смолой, не разбирается и не подлежит ремонту. Импульсный», трансформатор повышает устойчивость работы транзистора, блок защиты — предохраняет транзистор от тока самоиндукции первичной обмотки катушки зажигания, а также от перенапряжений при отключении проводов высокого напряжения или провода от аккумуляторной батареи.

При контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя И нагружены только небольшим током управления транзистором. Этим облегчаются условия работы контактов (контакты меньше окисляются и обгорают) и повышается напряжение на электродах свечей зажигания.

Как указывалось выше, к электрооборудованию автомобиля относятся системы освещения и сигнализации. В систему освещения входят передние фары, подфарники, задние фонари, лампы освещения щитка приборов, плафоны освещения кабины (кузова), центральный и ножной переключатели света, предохранители и провода.

Центральный переключатель света служит для включения фар, подфарников и заднего фонаря. Расположен он обычно на щитке и имеет клавишное или кнопочное управление. Ножным или подруле-вым переключателем переключают фары с ближнего света на дальний и наоборот.

Световая сигнализация на автомобиле состоит из стоп-сигнала, предупреждающего о торможении автомобиля включением ламп; указателя поворота (мигающие лампы); устройства, включающего сигнальный свет при заднем ходе (на легковых автомобилях).

Параметры и применяемость. Проверка приборов электрооборудования производится на испытательных стендах СПЗ -8М и на приборах Э203-П, Э213 и Э214, которые позволяют установить их параметры. Порядок проверки дан в паспорте каждого прибора или стенда.

Возможные неисправности. Для аккумуляторной батареи характерны снижение уровня электролита, понижение его плотности, саморазряд, сульфатация пластин, механические повреждения.

Неисправностями генераторов являются – износ щеток и контактных колец, пробой диодов в выпрямителе, обрыв и замыкание в катушках или якоре, нарушение нормального натяжения приводного ремня, износ подшипников и др.

Неисправностями реле-регулятора могут быть нарушения его регулировок,’ т. е. несвоевременное включение и отключение регулятора напряжения, реле обратного тока и ограничителя тока, обрыв витков в обмотках, пробой транзистора и_т. п.

Прерыватели-распределители могут иметь такие неисправности, как трещины в крышке или роторе распределителя, износ, окисление или нарушение зазоров контактов прерывателя, износ кулачка или втулки прерывателя, ослабление пружины или заедание центробежного регулятора, повреждение диафрагмы вакуумного регулятора.

Транзисторный коммутатор может иметь отказы из-за пробоя транзисторов.

Неисправностями стартеров могут быть обрывы или короткие замыкания, загрязнение или износ щеток и коллектора, нарушение контактов, износы зубьев шестерен, муфты свободного хода, износ подшипников.

Для свечей зажигания характерны трещины в изоляторе, замасливание нижней части свечи, образование нагара, нарушение нормального зазора между электродами свечи.

Неисправности контрольно-измерительных приборов вызываются выходом Из строя датчиков, указателей или нарушениями в электрической цепи.

Приборы освещения могут быть неисправными из-за перегорания нитей лампочек, нарушения регулировки фар, выхода из строя переключателей, обрывов или замыканий в электрической цепи.

Регламентные работы. При ежедневном обслуживании проверяют действие приборов освещения, сигнализации, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей.

При ТО-1, кроме работ ЕО, проверяют и (при необходимости регулируют) натяжение приводного ремня генератора, крепление генератора и реле-регулятора, состояние клемм генератора, очищают аккумуляторную батарею, прочищают вентиляционные отверстия в пробках, проверяют состояние м крепление наконечников проводов на выводных штырях батареи, проверяют уровень электролита.

При ТО-2 проводятся основные работы по обслуживанию приборов электрооборудования.

По аккумуляторной батарее: проверяют ее крепление, очищают, проверяют уровень и плотность электролита, проверяют степень заряженности батареи по напряжению элементов под нагрузкой. При необходимости снимают батарею для зарядки.

По генератору, стартеру и реле-регулятору: осматривают и очищают наружную поверхность приборов, проверяют их крепление, натяжение ремня привода генератора, крепление проводов к приборам.

По приборам зажигания: проверяют крепление и очищают катушку зажигания, свечи, провода, очищают свечи от нагара и регулируют зазоры между электродами, очищают прерыватель-распределитель, проверяют состояние контактов и при необходимости регулируют зазор между ними.

По приборам освещения и сигнализации: проверяют крепление, установку и действие приборов освещения й сигнализации, состояние и крепление электропроводов.

Аккумуляторная батарея. Внешним осмотром проверяют чистоту поверхности батареи, отсутствие следов электролита, отсутствие трещин. Залитую электролитом поверхность батареи протирают тканью, смоченной 10%-ным раствором нашатырнОго спирта и двууглекислой соды. Прочищают вентиляционные отверстия, штыри и зажимы. После затяжки гаек штыри и зажимы смазывают солидолом. В случае понижения уровня электролита из-за его утечки доливают дистиллированную воду. Уровень электролита проверяют стеклянной трубкой диаметром 4—6 мм. Высота столбика электролита над предохранительным щитком должна быть 10—15 мм.

Измерение плотности электролита производят денсиметром (ареометром, помещенным в стеклянный цилиндр), куда с помощью резиновой груши набирают электролит из аккумулятора. Плотность электролита в отдельных аккумуляторах батареи может отличаться не более чем на 0,1 г/см3.

При температуре электролита выше 15 °С к замеренной плотности нужно на каждые 15 °С прибавить 0,01 г/см3, а при температуре ниже —15 °С соответственно отнять 0,01 г/см3 на каждые 15 °С. При разряде батареи летом на 50%, а зимой на 25% следует ее зарядить и скорректировать плотность электролита.

Подзаряд аккумуляторной батареи производят током от 1/2 до 1/3 номинальной емкости батареи при постоянной силе тока или при постоянном напряжении. В первом случае заряд ведут в две стадии. Сначала до тех пор, пока напряжение на зажимах одного аккумулятора не достигнет 2,4 В, а затем при уменьшении на 50% силы тока и до обйльного. газовыделения, причем напряжение и плотность электролита должны стать постоянными во всех аккумуляторах в течение 3 ч. Подзаряд при постоянном напряжении производят до напряжения аккумулятора 2,5 В и стабилизации параметров напряжения и плотности электролита. Источниками постоянного тока могут служить селеновые выпрямители ВСА -5 или ВСА -111, преобразующие переменный ток в постоянный 64 В при силе 12 А или 80 В при силе 8 А. Подзаряд может производиться непосредственно на автомобиле с помощью установки модели Э410 для ускоренного заряда аккумуляторных батарей.

Приготовление электролита для подготовки и эксплуатации новых сухозаряженных аккумуляторных батарей производят из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды.

При приготовлении электролита используют керамическую, эбонитовую или освинцованную посуду. Во избежание разбрызгивания вливать можно только кислоту (тонкой струей) в дистиллированную воду.

ВЛИВАТЬ ВОДУ В КИСЛОТУ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Приготовленный электролит при температуре 15—20 °С заливают в сухозаряженную батарею, через 20—120 мин после заливки проверяют уровень и плотность электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/ем3, батарею можно устанавливать на автомобиль без дополнительного заряда. При большем снижении плотности батарею следует зарядить.

Заряд ведут при температуре электролита не выше 30 °С током 19 А до обильного газовыделения и до стабилизации напряжения и плотности электролита в течение 2 ч. В конце заряда следует довести до нормы плотность и уровень электролита.

Напряжение проверяется нагрузочной вилкой (рис. 35). Напряжение (в вольтах) на штырях одного аккумулятора при проверке нагрузочной вилкой в зависимости от разряженности (в процентах) соответствует следующим данным:

Генераторная установка. Т1ри осмотре проверяют состояние и крепление клемм проводов, очищают генератор и реле-регулятор. Техническое состояние установки проверяют по показаниям амперметра при работе двигателя на средних частотах вращения коленчатого вала. При разряженных аккумуляторных батареях (например, сразу после пуска двигателя стартером) амперметр должен показывать зарядный ток, который уменьшается по мере восстановления-заряда батареи.

Проверку и регулировку натяжения ремня привода генератора производят приложением усилия 4 кгс в средней части ремня.

Прогиб при этом должен быть: FA3-53A — 10-М5 мм; ЗИЛ -130 — 10-М4; КамАЗ—15Н-22 мм. Для проверки состояния щеток при отключенной аккумуляторной батарее- вынимдют щеткодержатель, проверяют высоту щеток и свободу их перемещения в пазах. В случае необходимости заменяют щетки. ПрТ1 износе контактных колец более 0,5 мм по диаметру их протачивают. Подшипники проверяют, промывают, при необходимости смазывают.

Проверку выпрямительного блока производят при отсоединенной обмотке статора при помощи аккумуляторной батареи, подключаемой к выводам блока через контрольную лампу. При проверке плюсовых вывыдов диодов к плюсовой шине выпрямительного блока нужно подсоединить один провод аккумуляторной батареи, а другой провод через контрольную лампу поочередно подсоединить к выводам диодов на выпрямительном блоке. При проверке минусовых диодов к минусовой шине выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной батареи, после чего выполнить те же операции. Так как исправные диоды проводят ток только в одном направлении, контрольная лампа должна гореть только при включении диодов в проводящем направлении каждого диода.

На рис. 3 показана схема проверки диодов блока выпрямителей автомобиля КамАЗ от источника напряжением 12—24 В. При проверке диодов, соединенных с плюсовой шиной блока, необходимо поочередно подключать один провод к плюсовой, а второй — с контрольной лампой 1 — к минусовой клемме источника энергии и, замыкая цепь переключателем 2, проверять состояние диодов в проводящем и непроводящем направлениях. Исправные диоды пропускают ток только в одном направлении, контрольная лампа при этом горит. Аналогично проверяются диоды, связанные с минусовой шиной блока.

Система зажигания. В эксплуатации может произойти обгора-нйе контактной пластины ротора и электродов крышки распределителя.

При значительном выгорании деталей ротор или крышка распределителя подлежат замене. Необходимо проверить свободу перемещения уголька в направляющей втулке. Для проверки отсутствия заедания в центробежном и вакуумном регуляторах опережения повернуть рукой кулачок пре-рыванеля или верхнюю пластину прерывателя до упора, после чего кулачок (пластина) должен самостоятельно вернуАся в исходное положение. 1

Необходимо тщательно осмотреть рабочие поверхности контактов прерывателя. Некоторая шероховатость свидетельствует о их нормальной приработке. Контакты должны иметь серый матовый цвет. Синий оттенок говорит о сильном искрении, почернение — О попадании масла. Зачистку контактов следует производить мелкозернистой шкуркой или абразивной пластинкой.

Важной характеристикой является угол замкнутого состояния контактов, т. е. угол поворота кулачка прерывателя от момента замыкания до момента размыкания контактов. На его величину влияет зазор между контактами. Чем меньше зазор, тем больше угол, и, следовательно, больше напряжение вторичной цепи. Чрезмерное увеличение зазора вызывает перебои зажигания. Значения зазоров должны быть следующими: для распределителей Р4-Д и Р13-Д — 0,Зн-0,4 мм, для Р-119Б и Р-351 — 0,35-0,45 мм. Если при проверке установлено отклонение, необходимо произвести регулировку.

Для проверки зазора следует поворотом коленчатого вала установить кулачок так, чтобы зазор был максимальным, и щупом проверить зазор. Для изменения зазора между контактами (рис. 37) нужно ослабить винт 2 крепления стойки с неподвижным контактом к пластине прерывателя и, поворачивая регулировочный эксцентрик 3, установить необходимый зазор. После регулировки вновь затянуть винт и еще раз проверить зазор щупом.

Вместо непосредственной проверки зазора можно прЬверить на испытательном стенде СПЗ -8М, 6 угол замкнутого состояния контактов. Между выводом низкого напряжения распределителя и корпусом (массой) включают контрольную лампу. Поворачивая валик, отсчитывают по кольцевой шкале синхроноскопа угол замкнутого состояния контактов. Нормальному зазору соответствует следующий угол: для кулачков с четырьмя выступами 41—47° (для распределителей Р119 и Р119-Б — 36-42°), с шестью — 36-42°, с восемью — 27-33°. Наряду с проверкой зазора (угла) следует убедиться в отсутствии заедания рычажка прерывателя на оси и ослабления его пружины. Усилие пружины проверяют непосредственно на прерывателе динамометром. Натяжение должно соответствовать 500—650 гс для распределителей РД-4 и Р13-Д и 500—700 гс для Р119-Б. Проверку искрового промежутка следует производить плоским щупом.

Установка зажигания после снятия распределителя с двигателя автомобиля ЗИЛ -130.

1. Отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

2. Установить поршень 1-го цилиндра в в. м. т. такта сжатия, совместив углубление шкиве коленчатого вала с меткой в. м. т. на указателе установки зажигания. При правильной установке паз на валу привода распределителя должен быть параллелен рискам на верхнем фланце корпуса привода распределителя, а угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса привода распределителя, должен быть ±15°. Паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя;

3. Провернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания, совместив в конце второго оборота метку на шкиве коленчатого вала с риской «9» на указателе установки зажигания.

4. Освободить бОлт крепления пластины октан-корректора к распределителю и вставить распределитель в гнездо так, чтобы октан-корректор был направлен вверх; подключить провод низкого напряжения к изолированному выводу распределителя.

5. Установить контакты на начало размыкания, для чего при включенном зажигании .поворачивать корпус против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода и корпусом. Затянуть болт крепления пластины октан-корректора к распределителю.

6. Установить крышку на корпус распределителя и провода высокого напряжения в гнезда крышки распределителя в порядке работы цилиндров двигателя (1—5—4—2—6—3—7—8).

7. Совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской «О» на нижней пластине и закрепить корпус распределителя на блоке двигателя.

8. Проверить правильность установки зажигания, для чего:

— прогреть двигатель до 80—95 °С;

— разогнать автомобиль с грузом на ровном участке дороги на прямой передаче до установившейся скорости 30 км/ч;

— резко нажать на акселератор до отказа и держать его, пока скорость автомобиля не возрастет до 60 км/ч, прослушивая работу двигателя. Если прослушивается лёгкая детонация, исчезающая при скорости 40—45 км/ч, то зажигание установлено правильно. При сильной детонации надо установить более позднее зажигание, повернув гайками октанкорректора стрелку верхней пластины в сторону знака «—». При отсутствии детонационных стуков установить более раннее зажигание, для чего переместить стрелку верхней пластины в сторону знака «-».

Статистика показывает, что на долю электрооборудования приходится около 25% всех неисправностей автомобиля, возникающих в процессе эксплуатации. Исходя из этого становится ясно, как важно уметь читать схему электрооборудования, знать взаимосвязь его отдельных узлов, представить себе, как устроен тот или иной прибор, где он расположен и как его снять.

Электрооборудование автомобилей ВАЗ выполнено по одно-проводной схеме, где отрицательные клеммы всех источников и потребителей соединены с массой. Официальным включателем цепей служит, как известно, замок зажигания, но есть ряд цепей, независимых от замка, которые всегда готовы служить. К ним относятся цепи: стоп-сигналов, штепсельной розетки для переносной лампы, звуковых сигналов, прикуривателя и питания аварийной сигнализации.

Чтобы не оставлять приборы электрооборудования с глазу на глаз с возникающими в цепях неисправностями, в схему электрооборудования включена надежная защита в виде плавких предохранителей. Ряд электрических цепей обходится без защиты: цепь заряда аккумуляторной батареи, зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар.

Предохранители — верные стражи, но если один из них перегорел, следует обязательно установить причину. Редко случается, что предохранитель перегорает просто так. Чтобы надежно защищать порученный участок схемы, он должен быть рассчитан на определенное сопротивление. Не случайно, одни цепи защищают предохранители силой тока 8А, а другие — 16А. Обращаем на это внимание, потому что многие автолюбители, не задумываясь о возможных последствиях, вместо стандартных предохранителей часто используют самодельные. Такая вольность в обращении с предохранителями может дорого обойтись.

Чтобы определить, по какой причине предохранитель перегорел, пользуются схемой, которая служит своеобразным путеводителем. Отправкой точкой поиска служит перегоревший предохранитель. Для облегчения поисков провода электрооборудования имеют цветную оболочку, а на схеме буквой указан цвет провода, его цифровой номер и сечение (в мм2). Так, например: 18 ЖЧ 1,2 означает, что провод № 18 желтого цвета с черной полоской (вторая буква указывает, какого цвета полоска нанесена на проводе), сечением 1,2 мм2. Обозначение буквенных индексов расшифровывается следующим образом: Б — белый, Г — голубой, Ж — желтый, 3 — зеленый, К — коричневый, П — красный, О — оранжевый, Р — розовый, С — серый, Ф — фиолетовый, Ч — черный.

Подавляющее большинство неисправностей, возникающих в электрооборудовании, влияет на безопасность движения. Так, выход из строя приборов освещения и сигнализации — элементов активной безопасности — создает угрозу столкновения, наезда, отказ в работе источников питания может привести к аналогичным последствиям, поэтому знать основные неисправности электрооборудования и уметь их устранять должен каждый садящийся за руль.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/elektrooborudovanie-avtomobilya


Back to top