Все, что нужно знать о причинах расхода масла и способах его устранения

1 ≫

Обычно, расход масла в двигателе считается показателем его технического состояния. Именно с вопроса о расходе масла часто начинаются переговоры о покупке б/у автомобиля. На самом же деле, повышенный расход масла далеко не всегда свидетельствует о серьезных проблемах с мотором, равно как и отсутствие этого расхода не может гарантировать идеальное состояние двигателя.

Поэтому, если Ваш мотор стал потреблять больше масла, чем раньше - это еще далеко не повод отправлять автомобиль на свалку или на капитальный ремонт двигателя - нужно внимательно все взвесить и для начала понять, куда именно и почему уходит масло.

Что такое большой расход масла?

Для начала, риторический вопрос: литр масла на тысячу км – это много или мало? Все индивидуально, для моторов V6, или V8 – это почти укладывается в норму, для рядных малолитражек – однозначно много. Надо понимать, что любой мотор, даже абсолютно новый расходует масло. Собственно, масло в двигателе просто угорает в цилиндрах, оставаясь на их стенках. Такое уж у него, масла, предназначение – покрывать все внутренние поверхности пленкой и не допускать сухого трения. А пленка эта сгорает в камере вместе с топливной смесью.

Вопрос только в том, сколько именно масла сгорает в Вашем двигателе и нужно ли с этим что-то делать. Опыт очень многих владельцев подержанных автомобилей показывает, что даже в изрядно изношенный мотор в большинстве случаев выгоднее просто доливать масло, нежели делать капитальный ремонт.

Наверное, следует начать именно с этого. На самом деле причин повышенного расхода масла немного больше, чем, выражаясь языком «специалистов» СТО, просто «убитый» мотор. Масло в двигателе может угорать сверх меры, а может еще и банально вытекать. И диагностировать настоящую причину повышенного расхода масла в большинстве моторов, на самом деле достаточно сложно.

Более того, некоторые причины определяются только путем вскрытия, а потому нередко мастера после капитального ремонта не рассказывают владельцам, какая именно причина была в их случае. А все потому, что во многих ситуациях капитальный ремонт двигателя – далеко не самый оптимальный выход из ситуации .

Течь масла

Ну, тут вроде все понятно – если масло течет, надо менять прокладки, сальники и дальше в том же духе. Масло из мотора может вытекать в следующих местах (наиболее распространенные проблемы):

1. Прокладка клапанной крышки. Это сверху двигателя, в случае недостаточной герметичности подтеки масла хорошо видны на внешних боковых стенках мотора. Как правило, через эту прокладку много масла уходить не может, но герметичность системы нужно восстановить в любом случае.

2. Прокладка ГБЦ (головка блока цилиндров). Тоже в верхней части двигателя, под ГБЦ. Эта прокладка (в V-образных двигателях их две, как и ГБЦ) может повреждаться в разных местах, в следствие чего масло может уходить наружу (симптомы такие же, как и с прокладкой клапанной крышки), кроме того, масло может уходить в систему охлаждения, если пробита та часть прокладки, которая находится между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. В этом случае мотор будет внешне сухим, но охлаждающая жидкость (ОЖ) будет мутной и поменяет цвет, а масло в двигателе будет пениться (пену можно увидеть на внутренней поверхности крышки горловины, через которую масло заливается в двигатель). Такую проблему нужно решать срочно, ибо она опасна для жизни двигателя (в следствие попадания ОЖ в моторное масло).

3. Сальники коленвала и распредвала. Далеко не на всех моторах такую течь можно увидеть, просто открыв капот. Но подтеки снизу двигателя плюс пятна (лужа) масла на внутренней поверхности защиты картера должны быть. Эту проблему, собственно как и любую другую течь, необходимо устранить как можно скорее.

4. Прокладка поддона картера. Эту течь можно увидеть только на пдъемнике и при снятой защите. Обратите на это внимание при очередной замене масла.

5. Задний сальник коленвала (на входе в коробку передач). Этот сальник в большинстве случаев меняется только со снятием кпп, и увидеть его невозможно. Но диагностировать течь опять же можно по подтекам в нижней части двигателя со стороны коробки передач.

6. Прокладка под маслянным фильтром. Не улыбайтесь - на самом деле бывает не так уж редко. Тут вопрос в качестве фильтра и его замены. Заменить прокладку достаточно просто.

Угар масла

Сам по себе угар моторного масла диагностировать достаточно легко. Сгорая в двигателе, масло дает сизый дым в выхлопе, чего не может быть при сгорании качественного бензина (черный дым, как правило, означает неправильную работу впрыска). Кроме того, если в моторе на протяжении длительного срока сверх нормы сгорает масло, на краях выхлопной трубы образуется маслянистая черная кромка.

Гораздо сложнее понять причину угара масла. Без вскрытия двигателя, однозначно причину повышенного расхода моторного масла Вам не скажет никто. Но при этом есть ряд сравнительно недорогих и несложных способов борьбы с угаром, которые можно испробовать перед вскрытием двигателя.

Для начала следует обратить внимание, что масло сгорает в каждом двигателе! Оно просто не может там не сгорать совсем, поскольку постоянно образует масляную пленку на внутренних поверхностях рабочих цилиндров, где воспламеняется топливо. Гораздо более важен вопрос о том, сколько именно масла сгорает в Вашем двигателе и какова норма угара для него.

Следующим важным моментом является то, что количество сгоревшего масла напрямую зависит от режима эксплуатации двигателя. Чем на больших оборотах, как правило, работает мотор – тем больше масла в нем сгорит, и от состояния собственно самого двигателя это никак не зависит. Тут работают законы физики – чем больше обороты – тем больше температура мотора и масла, соответственно жиже масло -> больше масла остается в рабочих цилиндрах.

Все вышеописанное относится к тому, что перед вынесением приговора своему двигателю нужно учесть как режим эксплуатации мотора, так и его конструктивные особенности (все двигатели потребляют масло по разному, например, в V-образных, как правило, масла сгорает намного больше, чем в рядных). По особенностям – попробуйте обратиться к официальному представителю марки авто либо поищите в Интернете по конкретному двигателю – в Сети такой информации немало.

Почему сгорает масло и как с этим бороться?

Вот основные причины, по которым моторное масло сгорает в двигателе:

1. Залито масло, неподходящее по параметрам к данному двигателю. Если коротко и по сути – масло слишком низкой вязкости будет просто оставаться в цилиндрах и сгорать, а масло слишком высокой вязкости будет образовывать на внутренних стенках слишком толстую пленку. В обоих случаях это приведет к повышенному расходу масла.

Способ лечения банален – залить подходящее масло в двигатель. Вы удивитесь, как это может повлиять на расход моторного масла. При этом из всех вариантов, допущенных производителем авто для данного двигателя, следует выбирать то масло, вязкость которого выше, чем залито в настоящий момент. Переход с синтетического масла на полусинтетику очень часто решает проблему расхода масла, правда. При этом никакого вреда для двигателя нет, при условии, если полусинтетика с данными параметрами не противоречит рекомендациям автопроизводителя.

2. Изношенные сальники клапанов (маслоотражающие колпачки). Во многих двигателях эти сальники можно заменить, даже не снимая ГБЦ (головку блока цилиндров) и цена на эту стратегическую запчасть удивит Вас своей незначительностью. А расход масла может уменьшиться в разы. Диагностировать проблему можно только косвенно по значениям компрессии, но однозначно Вы все поймете только после замены. Причина износа сальников клапанов - перепад температур, либо неподходящее моторное масло, несовместимое с резиной, из которой они сделаны.

3. Изношенные поршневые (маслосъемные) кольца. Тут ничего не поделаешь, в идеале кольца нужно заменить, а это в большинстве случаев выливается в полноценный капремонт двигателя. Правда, можно еще попробовать сделать так называемую «раскоксовку» колец (часто помогает автомобилям после длительного простоя). Самый простой способ «раскоксовки» - выехать на трассу и проехать с десяток-два километров на существенно повышенных оборотах, ближе к красной зоне на тахометре. Кроме этого, продается специальная химия для этого, которую перед «раскоксовкой» добавляют в свечные отверстия, но если честно – безопасность такой химии для двигателя в будущем для автора этой статьи является большим вопросом.

4. Повреждение или износ внутренних поверхностей цилиндров (выработка), а также других внутренних деталей двигателя. Такие проблемы просто не решаются и обычно сопровождаются посторонними звуками при работе двигателя. Причина этих неисправностей – попадание пыли и грязи в двигатель, несвоевременная замена масла и фильтров, некачественное масло, применение посторонних присадок и многое другое. Надо сказать, что просто большой возраст или пробег мотора не может вызвать мгновенного увеличения расхода масла, в этом случае расход повышается постепенно и очень медленно.

Рецепт в таком случае – попробуйте все-таки перейти на более вязкое масло (из возможных по допускам производителя двигателя), поменяйте сальники клапанов и посмотрите, какой после этого будет расход масла. Если это несколько литров между заменами, выгоднее просто доливать масло, параллельно откладывая средства на замену двигателя, либо автомобиля. Капитальный ремонт в данном случае – лотерея с очень небольшими шансами на успех.

5. Высокое давление картерных газов, либо вышла из строя турбина (компрессор). В таких случаях масло попадает в цилиндры прямо через впрыск топлива из системы вентиляции картера. Высокое давление картеных газов характерно для изношенных двигателей, и является следствием вышеописанных причин, турбину же можно починить или заменить. Кроме того, неисправная турбина (компрессор) достаточно легко диагностируются.

Нужно ли менять масло при большом расходе?

Часто у автолюбителей возникает вопрос - что делать, если расход масла достаточно велик - просто регулярно доливать масло, не производя замену, или же все таки производить и долив и замену по регламенту. Аргументом в пользу отказа от замены считается то, что через мотор все равно "проходит" примерно тот же объем масла в течение сервисного интервала, что заливался бы при отсутствии расхода во время замены.

На самом деле, ответ очевиден. Масло постоянно моет внутренние части двигателя от продуктов сгорания топлива. Частично они оседают в масляном фильтре, частично - в поддоне картера. Но главное - все это никаким образом из мотора не уходит - не сгорает и не вытекает через плохие прокладки. А поэтому, концентрация всего, что напрямую влияет на качество и характеристики моторного масла, может только расти. И доливая свежее масло в мотор, Вы просто компенсируете объем чистого масла, сгоревший в цилиндрах.

Таким образом, объем долитого масла в течение сервисного интервала никак не может влиять на его продолжительность - масло менять нужно в любом случае и вовремя!

Реакции на статью

Комментарии

Реакции на комментарий

Комментарии Facebook

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

Материалы: http://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43962444361

2 ≫

Расход масла в значительной степени зависит от его вязкости и качества. Если с вязкостью все более-менее понятно, чем жиже масло, тем больше его протекает через различные уплотнения, то с качеством немного сложнее. Дело в том, что большинство автовладельцев предпочитает покупать моторное масло для своего двигателя из соображений «подешевле». Но чтобы все «лэйбы», маркировка, упаковка, имя фирмы – все было в наличии. С такой установкой они легко «попадают» на подделку. И дело даже не в таких случаях, они довольно редки, когда где-то в подвале разливают дешевое индустриальное масло в упаковки из-под фирменного моторного. Достаточно переклеить ярлыки уже на готовой продукции, чтобы заурядный «лукойл» превратился в элитный «кастрол». И это тоже будет подделка! Но, допустим, вам удалось купить действительно фирменный и сравнительно дешевый продукт. Допустим. Но дело в том, что абсолютное большинство современных японских двигателей являются высокофорсированными агрегатами. Есть четыре клапана на цилиндр – значит двигатель уже форсированный. Не говоря уже о системах VVTi, Super Charge, Turbo и т.д. А высокая степень форсирования в свою очередь означает, что все «железки» внутри двигателя имеют очень высокую температуру. И для нормальной работы всем этим «железкам» требуется только качественное и отнюдь не самое дешевое моторное масло. В противном случае следует перегрев масла и его разрушение. Угар, как пишут в некоторых руководствах. Для примера, откройте заливную горловину на клапанной крышке своего двигателя. Что вы видите внутри? Правильно, черный нагар. Откуда нагар? Да из масла. От слишком высокой температуры дешевое моторное масло разрушается и осаждается на стенках. Происходит угар масла, и его уровень в картере двигателя снижается. Это в свою очередь, помимо прочих негативных последствий, приводит к уменьшению уровня масла в двигателе, что опять же не лучшим образом влияет на его способность охлаждаться в поддоне картера. Значит, в будущем будет еще больший перегрев моторного масла. Долговечность двигателя с таким (дешевым) моторным маслом, увы, ожидается весьма невысокой.

Рис. 43. При изношенных маслосъемных колпачках, моторное масло стекает по штокам впускных клапанов и втягивается в камеру сгорания. Через выпускные клапана масло тоже пытается попасть в выпускной коллектор и там сгореть, но из-за давления в выпускном коллекторе это получается только при очень большом износе направляющих. Однако при оборотах холостого хода, когда давление в выпускном коллекторе пульсирующее, масло может протечь и не при сильно изношенной направляющей. В то время как на впускных клапанах разрежением масло буквально втягивается в камеры сгорания.

До тех пор, пока скорость воздушного потока не увеличится. Вы надавили на газ, скорость потока воздуха увеличилась и все масло, накопленное раньше на штоке клапана и внутренней поверхности тарелки того же клапана, тут же всосалось в цилиндры. Новое масло, конечно, снова набежит, но, поступая в маленьких количествах, оно не приведет к заметному изменению цвета выхлопных газов. Возможность накапливаться это масло имеет только при малых скоростях всасываемого воздуха, т.е. на холостом ходу, или когда двигатель заглушен, а жидкое масло (двигатель же горячий), что осталось на штоке клапана, полностью не стечет вниз. Следует заметить, что часто причиной попадания моторного масла во впускной (и в выпускной) коллектор являются не только плохие маслосъемные колпачки, но и изношенные направляющие втулки клапанов. В этом случае замена маслосъемных колпачков может не дать заметного снижения расхода масла (или дать кратковременный положительный эффект). В этом случае надо снимать головку блока и заменять направляющие втулки, со всеми сопутствующими операциями. У нас были случаи, когда мы меняли колпачки и сизый дым исчезал. Но через 4-6 месяцев он появлялся вновь. Просто потому, что куплены новые колпачки (24 штуки) были за 300 рублей за весь комплект. В то время, как фирменные колпачки стоят в районе 5 долларов за штуку. Кроме того, у многих машин эти колпачки разные для впускных и выпускных клапанов. Поэтому продажа всего комплекта новых колпачков в одной упаковке вызывает большие сомнения в их качестве. Внешне маслосъемные колпачки для впускных и выпускных клапанов одинаковые, но из-за разного состава резины имеют чуть разный цвет и разные каталожные номера. Также не даст положительного результата и неграмотная замена колпачков. Например, если мастер надевает колпачки с помощью молотка, он очень легко может просадить колпачок дальше нормы и порвать его.

Проблемы с поршневой группой могут заключаться в следующем.

Материалы: http://www.toyota-club.net/files/2010/10-04-10_rem_ugar.htm

3 ≫

Рано или поздно большинство автомобилистов сталкиваются с такой проблемой, как большой расход масла в двигателе. Причем это может коснуться как владельцев автомобилей, имеющих солидный пробег, так и обладателей совершенно новых авто. И если первые относятся к данному вопросу философски, понимая, что машина имеет определенный ресурс, то вторые обычно впадают в уныние и начинают паниковать, довольно часто совершенно напрасно.

Большинство автомобилистов сталкиваются с такой проблемой, как большой расход масла в двигателе.

Начнем с того, что рассмотрим причины, по которым двигатель «ест» масло:

Чаще всего течь происходит в местах, где установлены прокладки.

  1. Для всех автомобилей существует допустимый уровень расхода масла. Возникает он по естественным причинам. При работе двигателя на внутренних поверхностях цилиндров масло образует тонкую защитную пленку, которая затем сгорает вместе с топливом. Так, для автомобилей, имеющих двигатель объемом более 2 л, расход считается нормальным, если он находится в пределах 1 л/1000 км. Если же автомобиль оснащен двигателем меньшего объема, то такой показатель будет уже большим, и нужно искать причину, почему происходит повышенный расход масла. Пока мотор новый и зазоры между поршнем и цилиндром невелики, пленка будет тонкой и, соответственно, расход будет ниже, чем у машин с пробегом. В процессе эксплуатации происходит износ трущихся поверхностей, зазор увеличивается, а вслед за ним растет и расход масла. Но и в этом случае стоит хорошо обдумать, так ли необходимо заниматься ремонтом двигателя или можно ограничиться процедурой регулярной доливки масла. Дорогостоящий ремонт с заменой поршней или поршневых колец и расточкой цилиндров для некоторых автомобилей не всегда бывает оправдан.
  2. Второй причиной, по которой наблюдается повышенный расход масла в двигателе, является его утечка. И дело тут не в том, сколько лет автомобилю: проблемы в сборке могут выявиться и на совершенно новой машине. А то, что утечка может происходить очень мелкими порциями, оставаясь практически незаметной визуально, способно сильно затруднить выявление данного фактора потери масла.

После того как мы выяснили, что существует две причины, по которым в двигателе может наблюдаться большой расход масла, остается разобраться, что нужно делать для определения реальной причины расхода на конкретном автомобиле. Так как утечка масла может быть найдена и без привлечения специалистов автосервиса, рассмотрим сначала, на что необходимо обратить внимание при ее поиске.

Если в моторном отсеке проблем не выявлено, надо переходить к сальникам.

Наиболее вероятные места, где происходит течь, находятся там, где установлены прокладки и сальники. С осмотра именно этих зон риска и необходимо начать поиск утечки. Если масляные подтеки будут видны на корпусе двигателя, то совершенно ясно, что проблема в прокладке крышки клапанов. На многих автомобилях, особенно отечественного производства, прокладку можно поменять и у себя в гараже. Для выполнения этой операции нужен самый обыкновенный набор инструментов, а также свободное время и желание. Также необходимо, чтобы была заранее куплена новая прокладка, приобретен специальный автомобильный герметик, рассчитанный на высокие температуры, и обезжиривающая жидкость (в качестве ее замены можно воспользоваться бензином или растворителем). Если же машина импортная, с современным двигателем, лучше доверить эту операцию специалисту автосервиса.

Если при осмотре моторного отсека проблем не выявлено, надо переходить к сальникам. Наиболее вероятные места утечки — это сальники, установленные на коленчатом и распределительном валах. Данная причина является более сложной для определения. Если утечка сильная, то под днищем автомобиля образуются масляные пятна в месте течи, что дает возможность точно знать, где требуется замена сальника. Если же течь незначительная, то для ее нахождения необходимо иметь доступ к яме или автоподъемнику, а также быть готовым к тому, что может понадобиться снятие деталей защиты двигателя. При отсутствии этих условий начинать данную процедуру поиска не имеет смысла.

Кроме того, к возможным местам, где может происходить потеря масла, относятся прокладка поддона картера и прокладка, устанавливаемая на масляном фильтре. И хотя случаи утечки через них встречаются реже, начиная заниматься автомобилем, необходимо быть готовым проверить все детали, дальнейшая работа с которыми может помочь уменьшить расход масла в двигателе.

Когда осмотр окончен и никаких проблем с подтеками масла не обнаружено, то остается одна причина повышенного расхода масла в двигателе — угар.

При этом причину угара вы можете постараться определить сами. Проанализируйте свой стиль вождения. Если вы любитель резких стартов и заставляете двигатель своего автомобиля работать большое количество времени на высоких оборотах, то будьте готовы к дополнительным потерям масла. Более высокие обороты двигателя создают более высокую температуру в нем, и при этом сгорает больше масла.

Если же стиль вождения умеренный и не может быть причиной повышенного расхода, то тогда этой причиной является износ деталей двигателя. Проведите осмотр выхлопной трубы автомобиля. Дым сизого цвета при работе двигателя или наличие черной кромки на краях выхлопной трубы сигнализируют о проблемах внутри двигателя. Для более точного выяснения, какие именно детали являются причинами неполадок, в большинстве случаев необходима разборка двигателя. Устранить эти проблемы без профессионального вмешательства чаще всего невозможно.

Материалы: http://vseavtomasla.ru/dvigatel/bolshoj-rasxod-masla-v-dvigatele.html


Back to top