1 ≫
-
Но проверка и регулировка угла опережения зажигания автомобиля является весьма большой проблемой, которая не всегда доступна даже опытному механику. Стробоскоп своими руками поможет решить эту проблему. С их помощью любой автолюбитель может в течение 15 минут проверить и выставить угол опережения зажигания, а также проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения.
Основа схемы стробоскопа таймерные устройства, собранные на микросхемах КР1006ВИ1 которые обладают более стабильными временными характеристиками, так как длительности импульса и паузы между импульсами не зависят от напряжения источника питания.
К высоковольтному проводу первого цилиндра бензинового двигателя прибор подключается посредством зажима типа “крокодил” . В верхнем положении движка переключателя SA1 прибор работает в режиме тахометра, в нижнем положении - в режиме автомобильного стробоскопа.
Стробоскоп своими руками схема на КР1006ВИ1
В верхнем положении движка переключателя SA1 таймер DD1 включен по схеме генератора импульсов с длительностью примерно 0,5 мс и определяется, в основном, номиналами резистора R4 и конденсатора С2. Такая длительность импульса является оптимальной, и выбиралась по следующим далее критериям. При малой длительности им пульсов яркости четырёх светодиодов при дневном освещении может оказаться недостаточно для освещения метки на низкой частоте вращения шкива двигателя. При большей длительности импульсов изображение метки будет нечётким, “размытым” на высокой частоте вращения вала двигателя.
Период повторения импульсов зависит от номиналов резисторов R5, R6 и конденсатора С2, и регулируется переменным резистором R6.
В нижнем положении движка переключателя SA1 прибор работает в режиме автомобильного стробоскопа. Таймер DD1 в этом режиме включен по схеме одновибратора импульсов с той же самой длительностью 0,5 мс. Запускается одновибратор отрицательным перепадом напряжения на входе прибора, который через цепь С1, R3, SA1.2 подаётся на вход таймера DD1. Транзистор VT1 усиливает ток до необходимой величины.
Импульсный ток в 250 мА через светодиод, является великоватым, поэтому номиналы резисторов R11, R12 выбраны таким образом, чтобы импульсный ток через каждый из светодиодов HL1. HL4 на малой частоте вспышек не превышал 100 мА. На высокой частоте вспышек период уменьшается, и конденсатор С6 не успевает зарядиться через резистор R10 до напряжения, близкого к напряжению источника питания. Поэтому напряжение на нем уменьшается. Это приводит к снижению импульсного тока через светодиоды, что существенно повышает надёжность устройства.
Диод VD1 развязывает цепи заряда и разряда конденсатора С2. Резистор R3 и диод VD2 защищают вход таймера DD1 от высокого положительного напряжения. От отрицательного напряжения таймер DD1 защищен резистором R3 и внутренним диодом. Конденсаторы СЗ, С4 помехоподавляющие. От ошибочной смены полярности источника питания защищает диод VD3.
В качестве диодов VD1, VD2 можно применить любые диоды из серии КД521. Диод VD3 можно заменить любым диодом из серий КД209, Кд212. Таймер КР1006ВИ1 можно заменить импортным аналогом NE555. Резистор R6 применён типа СПЗ-З0а с характеристикой Б и углом поворота движка 270°. Можно применить резистор типа СП-I, но у него меньший угол поворота движка - 255°.
Если в распоряжении радиолюбителя не окажется переменного резистора с характеристикой Б, то можно применить переменный резистор с характеристикой В, но шкала в этом случае получится обратной. В случае отсутствия переменного резистора номиналом 220 кОм, можно применить переменный резистор номиналом 150 кОм или 470 кОм. В первом случае номиналы резисторов R4, R5 следует уменьшить, а номинал конденсатора С2 увеличить в 1,47 раза. Во втором случае номиналы резисторов R4, R5 следует увеличить, а номинал конденсатора С2 уменьшить в 2,14 раза. От типа конденсатора С2 зависят температурные и временные характеристики прибора, поэтому конденсатор С2 лучше применить типа К73-17 на напряжение 63 В. Переключатель SA1 - любой малогабаритный на два положения и два направления, например, типа П2Т-1 -1 В. Конденсаторы С5, С6 - типа К50-35, но лучше импортные, у них меньшие габариты и ток утечки. Конденсатор С1 типа КТ-2, или другого типа, но он должен выдерживать напряжение не ниже 500 В. Конденсаторы СЗ, С4 - типа КМЗ. КМ6. Переменный резистор R1 - малогабаритный типа СП4-1. Транзистор VT1 должен быть с коэффициентом усиления тока менее 50 и с максимальным током коллектора не менее 0,4 А.
В качестве VT1 можно применить полевой транзистор КП505А (Б, В). Резисторы R8, R9 в этом случае нужно исключить, а затвор транзистора соединить с выводом 3 микросхемы DD1. Провод от зажима до прибора должен быть экранированным. Его длину не следует выбирать более 35. 40 см. экранирующая оплётка соединена с общим проводом на выходе прибора.
При разработке радиолюбителем рисунка печатной платы стробоскопа своими руками(например в Sprint-Layout 5.0 ) следует учесть, что входные цепи таймера DD1 должны быть как можно короче, так как автомобильный бензиновый двигатель является мощным источником помех.
Устанавливают переключатель SA1 в верхнее по схеме положение и градуируют шкалу переменного резистора R6 с помощью частотомера или, что хуже, осциллографа. В самом крайнем случае, если нет частотомера и осциллографа, отградуировать прибор можно с помощью цифрового мультиметра с измерителем ёмкости конденсаторов. Длительность импульса t, = 0,7 R4C2. Длительность паузы t2 = 0,7 (R5 + R6) С2. Для удобства пользования прибором градуировать следует в мин-1. На этом налаживание прибора завершено. Выравнивать токи через светодиоды HL1, HL2 и HL3, HL4 не нужно.
Пользоваться прибором не сложно. Для проверки работы вакуумного и центробежного регуляторов угла опережения зажигания бензинового двигателя установить движок переключателя SA1 в нижнее положение. Закрепить датчик на высоковольтный провод первого цилиндра двигателя, подать питание на прибор. Запустить двигатель и направить луч мигающего света на установочные метки. Если метки плохо видны из-за грязи или окислов металла, следует очистить их и выделить белой краской или мелом. Сопротивление резистора R1 установить таким, чтобы прибор устойчиво срабатывал на искру только при подключенном датчике к проводу высокого напряжения первого цилиндра бензинового двигателя.
Для измерения частоты вращения ротора (коленчатого вала) двигателя переключатель SA1 перевести в верхнее положение, подать питание на прибор и направить луч мигающего света на шкив работающего двигателя с предварительно нанесенной меткой. Вращая движок переменного резистора R6 добиться того, чтобы шкив с меткой казался неподвижным. Метка при этом должна быть видна только в одном месте шкива двигателя. Если на шкиве окажется две метки, то это означает, что частота вспышек вдвое большее частоты вращения вала двигателя.
Прибор проверен в работе в течение 48 часов в режиме тахометра на минимальной и максимальной частоте вспышек светодиодов HL1 . HL4 от источника напряжения 16 В и показал высокую надёжность в работе.
В качестве реле можно использовать отечественный аналог РЭС-10 на 12 вольт.
Работает схема по следующему алгоритму, в момент подачи напряжения питания от аккумуляторной батареи конденсатор C1 начинает заряжаться через резистор R3 . Достигнув нужного значения это напряжение, поступает на базу транзистора, который открывается. После этого срабатывает реле а, его контакт замыкается и подготавливает тиристор к открытию. Как только на управляющий электрод тиристора через делитель напряжения на резисторах R1, R2 приходит управляющий импульс тиристор открывается, а конденсатор начинает разряжаться через светодиоды. Происходит короткая яркая вспышка.
Затем транзистор закрывается, размыкает свой контакт и реле, но с небольшой задержкой, увеличивая тем самым на доли секунды время горения светодиодов. Схема переходит в исходное состояния, ожидая следующий управляющий импульс.
Благодаря такому простому схемотехническому решению мерцание светодиодов стробоскопа становится более ярким и метка на маховике хорошо заметна.
Стробоскоп своими руками простая схема на реле
Подбором емкости конденсатора можно варьировать длительность горения светодиодов. Чем выше значение ёмкости конденсатора, тем сильнее вспышка, но и длиннее шлейф метки. При меньшем значении ёмкости резкость метки возрастает, но уменьшается яркость.
Элементы схемы стробоскопа без особых затруднений можно разместить в корпусе светодиодного фонаря. С тыльной стороны фонарика делают небольшое отверстие и пропускают питающие провода длиной не менее полуметра, на концы которых для удобства использования припаивают крокодилы. С боку в корпусе также проделывают отверстие для экранированного провода контакта Х1. На конце экранную оплётку плотно обматывают изолентой, а к центральной жиле припаивают медный провод длиной 10 см, который является датчиком стробоскопа. Этот провод при подключении необходимо намотать в 3-4 витка на высоковольтный провод первого цилиндра поверх изоляции. Намотку обязательно делайте как можно ближе к свече, чтобы избежать наводок соседних проводов.
Основой схемы стробоскопа является интегральная микросхема одновибратор 155АГ1, которая запускается импульсами отрицательной полярности. Поэтому для их формирования управляющий сигнал с прерывателя автомобиля подается на базу биполярного транзистора VT1, который их и формирует. Сопротивления R1, R2, R3 и стабилитрон VD2 предназначены для ограничения амплитуды входного сигнала поступающего с прерывателя зажигания.
Стробоскоп своими руками на светодиодах
Емкостью С4 и резистором R6 регулируют требуемую длительность импульсов, которые генерируются одновибратором. При заданных как на схеме значениях продолжительность этих импульсов будет 1,5-2 мс.
Затем с шестого выхода микросхемы 155АГ1 импульсы, синхронизированные с зажиганием автомобиля, проходят на базу второго биполярного транзистора КТ829, который работает в ключевом режиме. Поэтому через сверхяркие светодиоды в его коллекторной цепи течет импульсный ток около 0,4А. Для светодиодов такое большое значение тока не опасно, так как длительность этих импульсов очень короткая. Питание стробоскопа берется от 12 вольтового аккумулятора автомобиля.
Первый вариант схемы представляет собой простой автомобильный стробоскоп, построенный на микроконтроллере PIC12f629 и светодиодах. В конструкции присутствуют 4 перемычки определяющие вариант работы светодиода
Стробоскоп своими руками на мощном светодиоде
Вторая схема автомобильного стробоскопа позволяет получить очень яркие вспышки видимые даже днем, благодаря использованию мощного светодиода.
конструкция состоит из двух генераторов: задающего на биполярных транзисторах VT1, VT2 и стробоскопического на VT3, VT4, формирующего короткие импульсы.
Задающий генератор поочередно переключает стробоскопический на синий и красный светодиоды. Рабочая частота этих генераторов задается параметрами емкостей C1-C4 и сопротивлений R5, R6, R8, R9.
Подстроечными сопротивлениями R7 и R10 можно регулировать частоты обоих генераторов.
Схемы, принципы работы и полное описание работы СТБ-1 и «Авто-искра» вы можете прочитать в статье А. Синельникова в журнале в помощь радиолюбителю выпуск 77, его вы можете скачать по ссылке чуть выше.
Стробоскоп СТБ-1 позволяет работать без уменьшения яркости вспышек с частотой до 3000 оборотов в минуту коленчатого вала двигателя. В «Авто-искра» яркость вспышек начинает уменьшается при 700-800 оборотах в минуту.
Источники: http://www.texnic.ru/konstr/avto/avto002/avto042.html
2 ≫
-
Не каждый замечал, как работает полицейская мигалка. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что в светодиодном блоке синего или красного цвета каждый светодиод загорается несколько раз, затем происходит переключение.
Такое устройство несложно собрать своими руками и применять для собственных нужд. Рассмотрим подробнее.
Стробоскопический эффект объясняется способностью глаза, при определённых условиях, воспринимать движущиеся предметы, как неподвижные или неподвижные, как движущиеся.
Для обычного автомобиля стробоскоп — это подсветка, которая размещается под решёткой радиатора или в задней части.
Световой поток формируется светодиодами или специальными лампами.
К примеру, светодиодные стробоскопы собираются в жёстком корпусе или в прозрачном виниловом кожухе, поэтому легко крепятся на авто.
Без всякого сомнения, такие устройства есть в продаже, но дешевле и интереснее собрать своими руками.
Из большого количества схем стробоскопов, напечатанных в технической литературе, наиболее простая такая схема:
Структурная схема устройства выглядит так:
1. Задающий генератор.
Для формирования прямоугольных импульсов используется известный таймер NE555, его аналог КР1006ВИ1.
Микросхема может работать как мультивибратор или генератор прямоугольных импульсов.
В данном случае используется режим генератора.
На выходе формируется сигнал в виде логической единицы или нуля, то есть в виде напряжения высокого уровня (+5V) или низкого (+0,4V).
Для управления импульсами с выхода генератора используется десятичный счётчик импульсов CD4017, его отечественный аналог 561ИЕ8.
У CD4017 имеется 10 выходов: Q0 — Q9.
После включения питающего напряжения на выходе Q0 сразу появляется логическая единица.
Запуск счётчика производится логической единицей, поступившей на 14-ю ножку.
С частотой, заданной таймером NE555, логическая единица перемещается последовательно по всем выходам и возвращается на выход Q0.
Для микросхемы оптимальным считается питающее напряжение от 9 до 12 V.
Выходное напряжение счётчика всегда на 5% ниже питающего, поэтому при питающем напряжении +12 V — выходное напряжение составляет 11,4 V.
Чтобы не перегружать выходы счётчика по току, используются биполярные NPN транзисторы S8050, их аналог КТ819.
Диоды на входе транзисторов препятствуют связям выходов счётчика по току.
Подбор транзисторов производится в зависимости от нагрузки.
Если используются галогенные лампы, то ключи собираются на полевых транзисторах.
На рассматриваемой схеме, источник света выполнен на полупроводниковых светоизлучающих диодах типа LED.
Для правильного распределения токов и напряжения используются резисторы.
При поступлении питающего напряжения, запускается генератор микросхемы IC1, а на выходе счётчика Q0 появляется логическая единица.
Счётчик начинает перемещать логическую единицу по всем выходам со скоростью, выбранной цепочкой С1 и RP1, которая устанавливает частоту генерации прямоугольных импульсов, и, следовательно, частота мигания стробоскопа.
Так как 6 выходов счётчика объединены в два канала (красный, синий) и сгруппированы по три, то ключи Q1 и Q2 будут открываться попеременно по три раза.
Схемой обеспечивается вспыхивание одной группы светодиодов три раза, а затем переключение на другую группу.
Собранная на печатной плате, схема стробоскопа для автомобиля выглядит так:
В итоге рассмотрения этой схемы, важно отметить простоту сборки.
Собранному устройству не нужна настройка, кроме того, оно длительное время работает устойчиво.
Источники: http://xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai/avtomobilnyj-stroboskop-prostaya-sxema-dlya-sborki-svoimi-rukami/
3 ≫
-
После очередной возни с машиной, сбился уоз. Пометку на распределителе, как всегда не сделал, — забыл. Выставленного на слух угла явно было много, была детонация. А уменьшая угол, былой тяговитости так и не добился. У знакомых стробоскопа не нашлось. Покупкой нового озадачился, но после похода по магазинам желание отпало, платить за "фонарик" 1000 деревянных! Совсем уже спекулянты оборзели!
После поиска вариантов выхода из данной ситуации, решил сделать его сам! Единственная беспроблемная схема с простотой монтажа и без различной настройки, был автомобильный стробоскоп из лазерной указки автора Н. ЗАЕЦ "Светодиодный автомобильный стробоскоп" ("Радио", 2000, № 9).
Так его в последнее время перерисовали для более удобного чтения.
Ища сведения о работоспособности данной схемы, наткнулся на блог EverGrand У него выложена "печатка" в SL6, для сведения и последующего травления на плате, с очень компактной компоновкой
СПАСИБО ЕМУ ОГРОМНОЕ! Очень приятный и отзывчивый парень! Довелось с ним пообщаться, по причине постоянной подачи напряжения на транзисторы (стробоскоп постоянно горел при подключении к аккумулятору).
Причина была не в схеме, а в нерабочих микросхемах К561ЛЕ5. Коих клепают "узкоглазые" без проверки! Заработала только третья! Купленная микросхема!
Что потребуется для сборки:
1. Микросхема — К561ЛЕ5 (я брал аналог HCF4001BE)Транзисторы:
8. 430 Ом — 1 шт. (я поставил 100 Ом, так как с предыдущим светил тускло)
11. 3300 pF — 1 шт.
12. Кабель антенный для телевизора.
14. Светодиоды в различном исполнении.
Переводил используя технологию "ЛУТ", после травил, сверлил, паял :-)
При воспроизведении данного устройства, очень внимательно относитесь к микросхемам! Как показал опыт, их брак очень велик!
Comments 27
настраивать все равно приходится не по меткам, а по работе двигателя.
Не знаю каждому свое! Мне полностью устраивает работа двс по заводским меткам.
Не встречал мотор, который тянет по меткам. По инструкциям, на холостых, УОЗ устанавливается на +5 градусов. Оптимальный УОЗ на холостых — 10-12 градусов. От него и нужно настраивать центробежный и ваккуумный автоматы.
Не знаю стоит на +8 с учетом, что делал стробоскоп для установки аок силыч, очень доволен пока что.
Хорошая работа. Я себе делал простенький, используя такой же светодиодный фонарик. А схему брал самую простейшую. Заработала сразу, чувствительность нормальная. Единственный недостаток — наличие своего питания от батареек. Но нет проблем сделать доработку для питания от бортовой сети авто.
Спасибо. Тут тоже не сложная схема.
Да, я такой тоже сделаю :) Просто мне срочно надо было. Сделал просто навесной монтаж на ножках транзистора без печатной платы.
Так еще проще чем с травлением такой маленькой платы заморачиваться))
Не не варик. я могу шарик надуть и из него жирафика сделать:)
ну щас шарики и жирафики ценятся больше, чем это стробоскоп. для вымирающих карбовых машин(( так что думаю твое умение больше пригодиться))
Да не броо… в том то и беда, жирафиком зажигание не выставишь как надо
Поэтому и хотю се такой:) давай я те жирафика. а ты мне стробоскоп…ась?(шучу)
Я к чему веду, на поток ставить будешь?)
отправка в астрахань обойдется в 3 раза дороже самого изделия, проще тебе найти б/у по объявления. Кому они нужны щас у всех практически инжекторы, я себе просто силыч ставил вот и не хотелось покупать.
Продам жирафика и куплю для инжектора страбик:)
Был рад общению))
ага и тебе всего!
А у меня светит не в попад, моргать — моргает, а метки не видно.
за место обычного резистора поставь подстроечный с тонкой настройкой и им регулируй импульс и длину вспышки
А у меня светит не в попад, моргать — моргает, а метки не видно.
у тебя фаза не совпадает значит, метка в низу получается 360 гад развёрнуто
я бы от диода до 14й ноги просто кренку на 5 в поставил бы, так сказать для защиты,
хотя и пишут что она может от 18в питаться
пока все работает как выгорит микруха поставлю
Говномикросхемы клепают не только ускоглазые, но и наши, все аналогично… Для избежания геморроя по перепайке нуна пользоваться специальными площадками под микрухи, в которые микруха просто втыкается, без пайки. т.е. возможна быстрая замена . Отличная работа)
- Editing history
Когда я уже менял вторую на третью, ставил уже упомянутый тобою сокет! на фотке в бортжурнале видно. Сам факт обидно за мартышкин труд, пришлось выпаивать все и проверять перед этим((((
Возможно что микрухи горят от высокого напряжения, было-бы правильно защитить вход от импульсных помех защитными импульсными диодами, а питание от высоковольтных импульсов керамическим конденсатором.
Первые две были не рабочими, а третья рабочая и жива до сих пор!)))
Может конечно и дохлые попались, но странно, что две подряд, а может и третья покрепче попалась, разброс параметров у наших компонентов не маленький.
Источники: http://www.drive2.com/c/3079971/