1 ≫
-
Известный факт заключается в том, что нормальная работа силового агрегата любого автомобиля обеспечивается исключительно топливно-воздушной смесью, свободно циркулирующей в цилиндрах мотора. Если в надпоршневое пространство камеры сгорания из внешней среды через воздушный фильтр попадает вода, происходит поломка, называемая гидроударом двигателя.
Эта чрезвычайно неприятная ситуация может в конечном итоге привести к выходу из строя силового агрегата. Какая причина может вызвать необходимость капитального ремонта, существует ли возможность выхода из ситуации с наименьшими материальными потерями? Предоставленная далее информация ответит на интересующие вопросы.
Причины происхождения гидроудара
Вода, в отличие от воздуха, абсолютно не подлежит сжатию. Поэтому попадание жидкости в рабочее пространство цилиндров негативно отражается на работе силового агрегата. Соприкосновение поршня с несжимаемым объектом (в рассматриваемом случае представленным водой) приводит к разнообразным неисправностям двигателя автомобиля, вплоть до полной поломки.
Следует отметить, что подобная неприятность случается даже при появлении жидкости в топливно-воздушной смеси одного из цилиндров.
Поскольку приближающийся к верхней мертвой точке поршень не способен сжать неподдающуюся воду, его движение сопровождается ударом металлического рычага о несжимаемую влагу. Плачевным результатом является недопустимая деформация важных функциональных деталей ДВС. Последствиями подобной ситуации могут стать два варианта:
- Согнутый непомерной нагрузкой шатун моментально ломается, пробивая отверстие в блоке цилиндров. Бывалые автомеханики называют подобную неисправность «рукой дружбы», показываемой двигателем;
- Такой же печальный исход, предполагающий замену цилиндров, ожидает автомобиль, прошедший некоторое, порой весьма значительное расстояние после гидравлического удара. Разумеется, уберечь двигатель от непредвиденного капитального ремонта способна неусыпная бдительность владельца, своевременно заменившего деформированные детали.
Итак, установленной причиной гидроудара в автомобильном моторе является появление жидкости в рабочем пространстве камеры сгорания. Вода проникает в цилиндры из внешней среды, беспрепятственно минуя воздуховод.
По каким признакам определяется гидроудар
Пробитая шатуном дыра в блоке цилиндров может являться результатом недостаточно плотного прилегания крышки, защищающей металлический рычаг снизу. Это происходит благодаря раскручиванию крепежных деталей.
Исходя из понятия, что такое гидроудар двигателя, определяются симптомы этого довольно неприятного явления. Наличие следов воды хотя бы в одном из цилиндров свидетельствует о свершившемся факте. Опытные водители способны распознать признаки гидроудара по следующим симптомам:
- влага, обнаруженная во впускном коллекторе, обычно сопровождается заметной деформацией фильтрующего элемента воздуховода;
- значительное увеличение полосы нагара в цилиндре;
- неравномерность нагара, некоторая его «затертость» с одной стороны;
- на поршне появляется косая потертость;
- чрезмерное искривление и недопустимый изгиб шатуна;
- на головке цилиндра, пострадавшего от гидроудара, наблюдается более плотный слой нагара, чем на остальных деталях;
- на краях шатунных вкладышей коленчатого вала появляются специфические затертости.
Следует отметить, что перечисленные выше признаки могут сочетаться. Выявление сразу нескольких симптомов является неоспоримым доказательством того, что автомобиль пострадал от гидроудара двигателя, а что такое неприятное событие влечет за собой, об этом поведает следующий раздел предлагаемой публикации.
Последствия проникновения жидкости в рабочее пространство цилиндров автомобильного мотора
Гидравлический удар двигателя считается достаточно серьезной неисправностью. Однако, существенных неприятностей мотору, работающему на холостом ходу, он не доставляет. Единственной проблемой является то, что автомобиль может неожиданно заглохнуть. Обычно в подобной ситуации обходятся без серьезных повреждений.
В двигателе едущей машины в результате гидравлического удара образуются существенные неисправности. Это обусловлено тем, что инерция движения создает невероятно большие нагрузки на поршень со стороны поврежденного от контакта с жидкостью шатуна. Такая ситуация грозит автомобилю деформацией и разрушением вкладышей, неисправностями шатунов и колец, поломкой коленчатого вала.
Самое тяжелое последствие гидроудара двигателя подстерегает машину при обратном ходе поршня. Частицы поврежденных деталей вполне способны привести к разрушению поршня или образованию дыры в стенке цилиндра. Такой мотор не подлежит реконструкции, требуя полной замены.
Медленное движение автомобиля снижает резкость импульса, создаваемого гидравлическим ударом. Это сохраняет функциональные узлы от повреждения, отражаясь лишь на целостности шатуна. Он может подвергаться деформации или просто изгибаться.
Незначительный изгиб уменьшает рабочую длину шатуна, вызывая удар поршня в нижней точке о противовесы коленвала, и через некоторое время он разрушается. Сильно изогнутый шатун, касаясь стенки цилиндра, в конечном итоге заклинивает внутри камеры.
Порядок действий после гидроудара двигателя
Если не удалось уберечь мотор от попадания жидкости, и машина неожиданно заглохла, не следует пытаться вновь завести ее стартером. При выключенном зажигании рекомендуется проверить состояние воздушного фильтра. Присутствие в нем воды свидетельствует о свершившемся гидравлическом ударе двигателя.
Для удаления жидкости из цилиндров следует убрать свечи зажигания и принудительно провернуть коленвал ручкой. При попадании воды в картер мотора необходимо срочно заменить смазку. Если не удается высушить воздушный фильтр, следует поставить новый.
Свободное проворачивание коленчатого вала свидетельствует о недостаточно серьезной деформации шатуна. Это позволяет избежать неприятных последствий гидроудара, удаляя жидкость через места фиксации свечей зажигания. Из этих отверстий вода под действием поршней покидает камеру сгорания.
Далее следует просушить цилиндры, продувая их насосом через те же свечные отверстия. После этого можно осторожно попробовать завести двигатель. Если работающий мотор не издает посторонних звуков, наподобие стука, допускается дальнейшее движение автомобиля.
Однако, не помешает внимательно контролировать температуру, одновременно наблюдая за давлением масла. При обнаружении малейших отклонений от нормы следует незамедлительно остановить машину, заглушив пострадавший от гидроудара мотор.
Если же ручное вращение коленвала вызывает затруднения или при его прокручивании раздается отчетливо слышимый стук, заводить двигатель категорически запрещено. Нарушение этой рекомендации может обернуться дырой в блоке цилиндров. Автомобиль следует доставить на буксире или эвакуатором в ближайшую мастерскую, где профессиональные механики проведут тщательную диагностику и окажут необходимую помощь пострадавшему мотору.
Рекомендуемые меры по предупреждению гидравлического удара
Для обеспечения безопасности воздухозаборника от попадания жидкости, прежде всего не следует допускать погружения автомобиля в воду глубже допустимого уровня, то есть максимум до середины колес. Если возникает частая необходимость преодоления серьезных водных препятствий, рекомендуется оборудовать машину специальным приспособлением, называемым шноркелем.
При отсутствии данного устройства в случае поднятия воды до капота следует незамедлительно остановить автомобиль, заглушив двигатель. Помимо того, особого внимания требует исправное состояние резиновых воздуховодов.
Основными функциями шноркеля, представленного особой двухканальной трубой, являются подача воздуха в камеру сгорания параллельно отводу отработанных газов. Это вертикально расположенное приспособление предназначается для защиты входа воздухозаборника от случайного проникновения жидкости в двигатель. Также оно оберегает от воды и выход глушителя.
Способность шноркеля выполнять свои защитные функции обеспечивается благодаря увеличению высоты расположения вышеуказанных деталей. Следует отметить, что воздухозаборник автомобиля стандартной комплектации обычно размещен под передними крыльями на расстоянии 0.8-1.0 м от поверхности земли.
Кстати, вода способна заглушить бензиновый двигатель не только из-за гидроудара, но также благодаря отсутствию искрообразования в свечах зажигания, вызываемому намоканием трамблера. Обычный компрессор поможет справиться с нежелательной влагой в электрической системе и в моторном отсеке автомобиля.
Предусмотрительный водитель, намеревающийся форсировать водные преграды, заблаговременно оборачивает катушку с трамблером влагонепроницаемой пленкой.
К данной статье еще нет комментариев. Оставьте комментарий первым.
Источники: http://avtodvigateli.com/remont-i-uhod/gidroudar-dvigatelya.html
2 ≫
-
Любой водитель будь то человек проехавший за долгие годы сотни тысяч километров или еще «зеленый» ученик должен знать, что вода на дороге, в любом ее агрегатном состоянии и количестве таит в себе опасность. Мало того, что наличие H2O на дорожном полотне, так или иначе, снижает коэффициент сцепления, так в особо сильные ливни или по причине неправильной работы ливневых стоков на дороге могут появляться лужи, иногда очень глубокие, при проезде которых двигатель автомобиля может хватануть воды и получить так называемый гидроудар (гидравлический удар). Сегодня мы поговорим именно о таком неприятном и крайне пагубном для двигателей внутреннего сгорания явлении, гидроударе.
Гидроудар (гидравлический удар) – резкое увеличение давления в цилиндре или цилиндрах двигателя, происходящее в результате попадания в него определенного, достаточного для нанесения урона, количества воды или иной жидкости. В результате попадания жидкости в часть камеры сгорания ДВС? расположенную над поршнем, жидкость при ходе поршня вверх препятствует ему завершить цикл, в результате чего происходит серьезная поломка внутренних частей мотора.
В то время как топливовоздушная смесь сжимаема и позволяет поршню выполнять возвратно-поступательные движения внутри цилиндра, жидкость, как это известно, из школьного курса физики, практически не сжимаема. Этот факт означает, что попытка поршня сжать ее не увенчается успехом, он выйдет из строя, сломается или изогнется шатун, или шток, может оборваться шпилька головки цилиндра или произойдет разрыв прокладки головки блока цилиндров.
Увы, но причиной гидроудара может послужить не только забортная вода, зачерпнутая из глубокой лужи или иных естественных водоемов. Иногда происходит просачивание технических жидкостей в цилиндры из-за неисправностей самого двигателя.
К примеру, в камеру сгорания может попасть охлаждающая жидкость, произойти это может из-за прогорания прокладки головки цилиндров, неисправности инжекторов или карбюраторов, также может сослужить плохую службу, в цилиндры может поступить чрезмерно большое количество топлива, что также приведет к гидроудару.
Влияние гидроудара на ДВС может существенно отличаться в зависимости от режима работы двигателя в момент попадания жидкости в камеру сгорания. Если жидкость попала при работе мотора на холостом ходу, зачастую это приводит к остановке двигателя без возможности его повторно завести с помощью стартера. Пожалуй, это единственный счастливый пример, когда возможность избежать крупных поломок наиболее вероятна.
К сожалению, в большинстве случаев гидроудар происходит в тот момент, когда двигатель работает на оборотах. Здесь последствия могут быть ужасающими.
Многое будет зависеть от количества воды, поступившей в цилиндры и ряда других факторов, в том числе, сколько цилиндров зальет, насколько много туда поступит воды, скорости движения (инерции движущегося автомобиля), количества оборотов двигателя и других важных нюансов.
Резкое критичное возрастание давления в цилиндре приводит к деформации стержня шатуна. Часто изгиб шатуна будет настолько серьезным, что он упрется в стенку цилиндра и двигатель заклинит. В таком случае можно отделаться минимальными потерями, под замену пойдет поршень, шатун и палец.
В самом же нехорошем варианте, когда происходит наполнение одного цилиндра и мощности мотора, достаточного для продолжения работы, последствия могут быть гораздо печальнее. В этом варианте возможны серьезные разрушения поршня, обрыв шатуна с последующим пробитием стенки цилиндра, разрушение головки блока, картера или коленвала, удар даже может привести к появлению трещин в блоке цилиндров.
Во-первых, вариант для оффроудеров и любителей езды по пересеченной местности.
Если у вас нет шноркеля и вы чувствуете, что не можете избежать погружения автомобиля с последующим забором мотором воды, ВЫКЛЮЧИТЕ двигатель, пока у воды нет шансов попасть в воздухозаборник. Если попадание жидкости уже произошло, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЗАВЕСТИ ДВИГАТЕЛЬ! Это только усугубит ситуацию и приведет к еще более серьезным поломкам деталей мотора.
Если при проезде брода двигатель внезапно заглох можно выполнить следующие действия*:
*Эти действия, желательно применять при крайней необходимости. Если есть возможность вызвать эвакуатор, то лучше использовать ее.
1. Не пытайтесь завести двигатель;
2. Откройте крышку воздушного фильтра, если там есть вода, значит скорее всего и в цилиндрах она тоже будет присутствовать, произошел гидроудар;
3. В таком случае нужно вывернуть свечи и постараться ВРУЧНУЮ прокрутить двигатель. Если вы сможете сделать полный оборот коленвала и не почувствуете, что поршень касается противовесов коленчатого вала, значит шатуны не деформированы или повреждены незначительно. Есть шанс, что двигатель заработает.
4. Следующим этапом идет попытка прокрутить двигатель стартером. Здесь нужно быть очень внимательным, прислушиваться к любым посторонним звукам. Слышите стук? Немедленно останавливайте мотор и не предпринимайте больше попыток его запустить. Так вы еще больше его повредите.
5. Если прокрутка двигателя стартером удалась, и посторонних звуков не было обнаружено, продуваем цилиндры, заворачиваем свечи и пытаемся запустить мотор.
А дальше путь один- в автосервис. Даже в том случае, если двигатель работает без сбоев, состояние его внутренностей необходимо проконтролировать. Для чего механики разберут и проверят степень повреждения деталей мотора.
Во-вторых, вариант для всех остальных. Шоссе, ночь, едите загородом, вдруг внезапно перед капотом появляется широкая и глубокая лужа, не успеваете оттормозиться, черпаете воду на капот, двигатель встает. Все, действия, описанные выше, также применимы и в данном варианте. Машину не пытаемся заводить, выставляем знак аварийной остановки, включаем аварийку. Максимум, если есть возможность, лучше оттолкать автомобиль на обочину.
Цивилизация близко? Вызываем эвакуатор. Далеко от города? Попробовать завестись можно, но лучше постараться поймать попутку и попросить доброго человека отбуксировать до ближайшей СТО.
У дизелей есть множество преимуществ, но есть и свои недостатки. Одним из них можно назвать серьезные поломки при гидроударе. Из-за меньшей камеры сгорания по сравнению с бензиновым мотором и гораздо большими показателями давления при сжатии рабочей смеси, гидроудар для дизеля увы в 95% случаев- приговор на большой ремонт.
Популярные новости
Права на изображения и материалы принадлежат их авторам
Источники: http://www.1gai.ru/publ/513904-gidroudar-dvigatelya-kak-voda-mozhet-nanesti-vred-motoru.html
3 ≫
-
Вы никогда не задумывались, дорогие читатели, почему у подготовленных для езды по бездорожью легковых автомобилей и военных грузовиков из подкапотного пространства выведена труба с «грибком», закрепленная на правой передней стойке кузова или кабины? Отвечаем: данная конструкция представляет собой длинный патрубок, благодаря которому воздух в двигатель попадает не из-под капота, а с гораздо более высокой точки, что помогает без труда форсировать водные преграды вброд и предотвращает риск гидроудара двигателя.
Но от этого неприятного явления не застрахованы и городские жители – достаточно одного хорошего ливня, и зачастую улицы превращаются в реки. Как же избежать проблем с двигателем в такой момент и что делать, если гидроудар все же произошел? Этому и посвящена сегодняшняя статья.
Что такое гидроудар в двигателе и его причины
Для начала разберемся, что такое гидроудар. Когда мотор работает в нормальном режиме, в цилиндр поступает исключительно топливно-воздушная смесь. Поршень сжимает ее, она зажигается от сжатия или искрой от свечи зажигания и т.д. Теперь представим ситуацию, когда вместе с воздухом залилась вода. Все будет происходить схожим образом, но появится одна проблема: вода практически не сжимается, она в разы плотнее любого газа. Если ее будет совсем чуть-чуть, она просто-напросто испарится от высокой температуры, но вот когда ее объем превышает таковой у камеры сгорания, а поршень уже находится в высшей точке… Вот тут и начинается деформация шатуна. Он оказывается зажат между поршнем, который упирается в воду, и коленчатым валом, вращающимся под действием инерции. В конечном итоге шатун гнется. Далее возможно 2 варианта:
- В первом двигатель молниеносно «показывает руку дружбы» – т.е. сломавшийся шатун пробивает дыру в блоке.
- Во втором – все то же самое, но через несколько тысяч километров, если только бдительный автолюбитель не заменит поврежденные детали раньше.
Как бы то ни было, главная причина гидроудара в двигателе – это попадание в цилиндр жидкости.
Как понять что это был гидроудар?
Отверстие в блоке цилиндров, пробитое шатуном, нельзя считать прямым доказательством гидроудара. В некоторых случаях такое может произойти в результате раскручивания болтов нижней крышки шатуна. Поэтому все признаки гидроудара связаны с водой в цилиндре – вот ее следы как раз и надо искать.
Симптомы гидроудара двигателя
Итак, что же может указывать на гидроудар?
- Жидкость, оказавшаяся во впускном коллекторе, и деформированный фильтрующий элемент воздушного фильтра.
- Полоса нагара в цилиндре стала заметно шире, чем обычно.
- Нагар как будто «затерт» с какой-нибудь стороны.
- Сам поршень выглядит потертым, причем наискосок.
- Шатун согнулся и стал кривым.
- Головка цилиндра, в котором случился гидроудар, сильнее покрыта нагаром, чем другие.
- Шатунные вкладыши коленчатого вала выглядят затертыми с краев.
Давайте рассмотрим признаки гидроудара на двигателе более подробнее.
1) Как уже говорилось выше, вода – это главная причина гидроудара. Поэтому сначала надо поискать ее следы во впускном коллекторе. Однако делать это надо как можно быстрее, поскольку уже через несколько суток она исчезнет. Нашли воду? Значит, гидроудар все-таки случился. Однако в некоторых случаях у вас может и не быть возможности снять коллектор (например, в полевых условиях во время поездки по бездорожью). В таком случае внимательно осмотрите воздушный фильтр. Вас должны насторожить влажные разводы и деформированный фильтрующий элемент, если тот бумажный (синтетические материалы сохраняют свою форму при намокании).
2) Поскольку щатун искривляется, поршень уже не доходит до верхней точки. Поэтому полоса нагара увеличивается прямо пропорционально степени деформации шатуна.
3) Данный пункт опять же вытекает из деформации шатуна. Будучи искривленным, он не может обеспечить равномерное движение поршня в цилинлре – тот будет сильнее прилегать к какой-нибудь стороне, и слабее – к противоположной. Вследствие этого нагар равномерным уже не будет.
4) Сам поршень тоже будет деформироваться по причине неравномерного движения. На практике это выглядит как своеобразные «потертости» на его поверхности в местах, где он соприкасался со стенками цилиндра. Как правило, эти следы располагаются не по прямой линии, а наискосок.
5) Вода может попасть не в один цилиндр, а в 2 или 3, а то и во все сразу. Так вот, если, например, один шатун сломался в результате гидроудара, то другой может не разрушиться, а только согнуться. Чаще всего это происходит с верхней частью шатуна. Иногда изгиб не очень значителен, так что смотрите внимательно!
6) Сняв головку блока цилиндров, вы можете заметить, что одна из камер сгорания заметно более черная, чем остальные. Выходит, нагара на ней больше, но почему? Все дело в том, что из-за деформированного шатуна ход поршня сокращается, что приводит к тому, что цилиндру не удается «втянуть» нормальное количество топливо-воздушной смеси. Но ее поступает столько же, сколько и было, потому что регулируется этот процесс с помощью расходомера воздуха, а он считывает показания со всех цилиндров сразу и обобщает их. В итоге «средняя температура по больнице» меняется не сильно. В поврежденном цилиндре смесь оказывается переобогащенной, что и приводит к повышенному образованию нагара.
7) Деформированный шатун передает нагрузку на коленчатый вал совсем по-другому – не так, как должно быть. Баланс с нейтрального (когда нагрузка равномерно распределена) будет смещен, и на какой-то край давление окажется выше. Это спровоцирует повышенный износ, и поэтому вкладыш износится не равномерно, а только с какой-нибудь стороны.
Как правило, по одному эти симптомы не встречаются, и если вы обнаружили сразу несколько из них, у двигателя был гидроудар.
Гидроудар двигателя: последствия и решение вопроса
Когда гидроудар случается на большой скорости (например, при попытке с разгона форсировать глубокую лужу), то коленчатый вал будет быстро вращаться, а вот поршень, упершийся в воду – нет. Шатун окажется между ними, и сначала сильно изогнется, а потом и сломается. Естественно, сломанный шатун стоять на месте не будет, и под действием инерции продолжит движение. Первое и единственное препятствие на его пути – это стенка цилиндра. В подавляющем большинстве случаев он пробивает ее без особенных проблем. В блоке двигателя образовывается дыра, а в ней торчит шатун. Это и называется «рука дружбы».
Гидроудар может случится и на маленькой скорости. Например, когда вы тихо-тихо едете по подтопленным после сильного дождя улицам своего города. Обороты маленькие, и силы инерции попросту не хватает, чтобы что-нибудь сломать. Шатун гнется, а мотор глохнет. Возможно, его получится завести вновь, если и не стартером, то хотя бы с толкача. Вода уже убежит в поддон картера, разве только придется просушить влажные свечи.
Вполне вероятно, что двигатель еще поработает несколько тысяч километров пробега. Но потом вновь протянет вам руку дружбы. Почему? Проблема в том, что шатун хоть и немножко, но все же будет согнут. На него воздействуют очень серьезные нагрузки, в результате которых он растягивается/сжимается. Его конструкция как раз рассчитана на эти нагрузки. Но поврежденный шатун еще и изогнут, поэтому на него воздействует уже и изгибающая нагрузка. Деформация и нагрузки приведут к усталостному износу, который будет усиливаться с течением времени, и однажды шатун сломается.
Как правило, максимальный пробег от гидроудара до обрыва шатуна не превышает 10 тыс. км.
Кроме того, весьма несладко приходится и распределительному валу, ведь когда мотор внезапно клинит, он продолжает вращаться небольшой промежуток времени, что крайне отрицательно сказывается на его состоянии. Так что во время ликвидации последствий гидроудара надо не только менять поршневую, но тщательно продиагностировать состояние газораспределительного механизма – зачастую ремонт или замена некоторых деталей требуется и ему.
Выводы и рекомендации:
Как видите, гидроудар – очень неприятная явление. Он может буквально убить двигатель в хлам, и вам придется сдавать старый блок с дыркой в боку в металлолом, после чего покупать новый мотор, что нанесет крайне чувствительный урон кошельку. Конечно, можно сэкономить и купить восстановленный блок, бывший в употреблении, но, если позволяют финансы, лучше приобрести новый.
Исходя из вышеописанного, гораздо целесообразнее гидроудар не допускать. Что же для этого нужно сделать?
- Во-первых, знать максимальную величину преодолеваемого брода своего автомобиля (указывается в характеристиках, особенно у внедорожников).
- Во-вторых, трезво оценивать глубину даже самых обыкновенных луж – их лучше объезжать при малейшей возможности, а если форсировать, то на малом ходу и всегда быть готовым сдать назад.
- В-третьих, если вы подготавливаете своего железного коня для экспедиций или езды по бездорожью, не забудьте поставить «шноркель» – тот самый патрубок, о котором говорилось в начале статьи.
- В-четвертых – во время стихийных бедствий автотранспортом лучше не пользоваться вообще, но если оно застало вас в машине, избегайте низменностей и не давите на газ – вода может захлестнуть капот, и тогда все будет кончено. На этом все, удачи вам на дорогах!
Источники: http://avtgid.ru/chto-takoe-gidroudar-dvigatelya.html