Докатка автомобиля – что это такое, чем отличается от запаски

1 ≫

Приобретая современный автомобиль, автолюбитель может обнаружить в багажном отсеке вместо привычного полноразмерного колеса его уменьшенную копию – так называемую докатку или, в простонародье «бублик».

Не нужно паниковать, ведь это изделие при правильном подходе отлично выполняет свои функции и даже несколько более экономично, нежели полноразмерная запаска. Иногда водители специально приобретают докатку, чтобы в нише автомобиля оставалось больше свободного места.

Что такое докатка

Водителя, впервые столкнувшегося с таким колесом, волнует вопрос, что такое докатка автомобиля, чем она отличается от обычного колеса, и каковы особенности ее использования.

Итак, докатка представляет собой запасное колесо меньшего размера, предусмотренное для временной замены поврежденного колеса. Для длительной эксплуатации это изделие не предназначено, ведь его задача – помочь добраться («докатиться») до шиномонтажной мастерской. Обычно диск такого колеса окрашен в яркий цвет или имеет полоски контрастного оттенка.

Отличия между полноразмерным колесом и докаткой

Конечно, автовладелец внешне сразу видит, чем докатка отличается от запаски, однако необходимо знать, что разница имеется не только в размерах колес, но и в их технических характеристиках.

Вот параметры, по которым докатка отличается от обычного колеса:

  • Вес. Маленькое колесо, соответственно, обладает гораздо меньшим весом, нежели обычное колесо.
  • Габариты. Размер докатки на порядок меньше параметров обычного колеса, так как его диск и шины уже, нежели у полноразмерного.
  • Себестоимость. Материалы, из которых изготавливается обычное колесо, рассчитанное на длительный срок эксплуатации, имеют более высокое качество, тогда как изготовление «бублика» обойдется производителю гораздо дешевле.
  • Надежность. Стандартные шины предназначены для постоянного использования, следовательно, они более надежные, нежели докатки, которые лишь помогают доехать автомобилю до мастерской.
  • Качество исполнения. За счет использования материалов с невысокими потребительскими характеристиками, протектор докаток изнашивается очень быстро.

Особенности выбора

Вопросом, как подобрать докатку на автомобиль, задаются обычно те автовладельцы, которые хотят сэкономить место в отсеке для запасного колеса, а также уменьшить расход топлива за счет малого веса «бублика». Специалисты говорят, что ориентироваться при подборе маленькой запаски нужно, прежде всего, на ее размеры.

Когда докатка поставляется производителем автомобиля вместе с «железным конем», то она, как правило, имеет такой же диаметр, как и у других колес. То есть, задумываясь над тем, как подобрать докатку по размеру, автовладельцы должны ориентироваться на размер родных колес. При этом допускается совсем небольшое расхождение в диаметре, величина которого не должна превышать 1 дюйм. К примеру, если на автомобиле установлены колеса размером R15, то докатка с размером R13 уже не подойдет – нужно, чтобы ее параметр был представлен, хотя бы R15.

Давление в докатке

Нормальная эксплуатация докатки будет возможна лишь при ее правильной накачке. Так как такое запасное колесо имеет меньший размер, то давление в докатке должно иметь более высокие показатели, чем в обычном. Поэтому водителю требуется постоянно контролировать этот параметр, дабы избежать неприятных явлений на дороге. Задаваясь вопросом, какое давление должно быть в докатке, автовладельцы обращаются за советом к специалистам, которые в свою очередь отвечают, что в цифрах величина нормального давления в таком колесе должна составлять порядка 4,0-4,2 Атм.

Особенности движения на докаточном колесе

Конечно, такое колесо требует совершенно другого вождения, ведь свое название оно получило от слова «докатиться», то есть медленно добраться до шиномонтажной мастерской. Поэтому каждого водителя в таких случаях волнует, сколько можно ездить на докатке, ведь здесь может значительно пострадать безопасность лиц, сидящих в автомобиле.

Действительно, движение с таким колесом значительно снижает площадь пятна контакта с проезжей частью, что влечет за собой ухудшение управляемости, а также увеличение тормозного пути. Кроме того, увеличивается разница в угловых скоростях колес на той из осей, на которой стоит докатка, а это повышает нагрузку на дифференциал. Также может произойти сбой в работе систем стабилизации, а риск повреждения маленького колеса увеличивается в разы. Итак, на вопрос, сколько можно проехать на докатке, специалисты отвечают, что желательно двигаться на ней на самое минимальное расстояние до ближайшей шиномонтажной станции. Ведь, если проехать на таком колесе более 100 км со скоростью более 70 км/ч, то это может привести к серьезным неисправностям в авто. В целом же протектор на докатке рассчитан на пробег величиной 2000-5000 км.

Нужно учитывать и разрешенную скорость на докатке, дабы избежать неприятностей на дороге. В среднем ездить на таком колесе можно на скорости порядка 50-60 км/ч.

Штраф за движение на докатке

Официально в ПДД не предусмотрен штраф за колесо докатка, однако есть пункт, согласно которому, колеса, установленные на одну ось автомобиля, не должны иметь разный размер, конструкцию, рисунок протектора и т.д. С другой стороны, если прокололось колесо, то водитель может поставить запасное колесо (в том числе и докатку) и двигаться к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности. Получается, что штраф за езду на докатке инспектор не выпишет, если колесо прокололось в процессе движения и водитель едет в направлении шиномонтажной мастерской. Эксплуатировать же (ездить по своим делам) авто на докатке нельзя – это будет нарушением ПДД и может повлечь за собой штраф, размер которого, согласно статье 12.5, ч.1 КоАП РФ составляет 500 рублей.

Докатка – это изобретение, позволяющее не возить с собой полноразмерное колесо, экономя средства на его покупку, а также место в автомобиле. Но такое колесо негативно влияет на управляемость и, соответственно, ставит под угрозу безопасность водителя и его пассажиров. Поэтому эксплуатировать докатку нужно осторожно, соблюдая меры предосторожности и не превышая скорость 70 км/ч.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Видео: Докатка – всё что нужно знать

Вас может заинтересовать:

Кузов и автостекла

Агрегаты и узлы

Технические жидкости

Перепечатывание и распространение материалов сайта разрешено.

Источники: http://jrepair.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/shini/dokatka-vsjo-chto-nuzhno-znat

2 ≫

Полезное для автолюбителей – все об автомобилях

Современные автолюбители все чаще обнаруживают в заднем отсеке своего автомобиля так называемую докатку, а не привычное запасное колесо (как это бывает обычно). Не стоит пугаться. Данное изделие имеет определенные отличия, но, по сути, способно при необходимости на отлично выполнить поставленные задачи. Давайте же разберемся, в чем особенности докатки, и чем она отличается от обычной запаски (см. видео "Докатка или запаска" ниже) .

Основная отличительная особенность, которой стоит уделить внимание – меньшая толщина и диаметр. В принципе, конструктивно все выполнено таким образом, чтобы автолюбитель мог, в случае пробития основного колеса, добраться до СТО или гаража. Так, чем же вызвана популярность докатки, ведь ее параметры далеки от идеала?

В первую очередь – своей компактностью. Во времена моды на газобаллонное оборудование и компактные автомобили, наличие запаски, которая занимает меньше места, очень даже актуально. Для многих путешественников компактные размеры докатки – огромный плюс, ведь можно захватить с собой даже два запасных колеса и, в случае чего, добраться до СТО.

Но не стоит забывать, что докатка не является полноценным колесом, поэтому длительное время ездить на ней не рекомендуется. Меньший диаметр приводит к большей нагрузке на подвеску автомобиля, что влияет на устойчивость транспортного средства и может привести в перспективе к проблемам с ходовой.

Какие еще проблемы могут иметь место при злоупотреблении применением докатки? Их несколько:

1) Существенно снижается площадь контакта шины с дорогой. Последствия этого не сложно предугадать – тормозной путь возрастает, и ухудшается управляемость (что особо критично в зимний период);

2) Из-за увеличения разницы угловых скоростей между колесами (с той стороны, где установлена докатка), возрастает нагрузка на дифференциал транспортного средства;

3) Автомобили, которые буквально напичканы электроникой, могут неправильно реагировать на те или иные ситуации. В частности, ABS, DSTC, ESP часто ведут себя некорректно или не срабатывают вовсе. Причина здесь проста – докатка имеет меньший диаметр, что заставляет системы бороться с «ложным проскальзыванием». От такого вождения автолюбитель получает очень мало удовольствия;

4) Докатка не обладает той же жесткостью, что и обычная запаска. Стоит «влететь» в серьезную яму, чтобы заработать серьезное повреждение колеса и вообще отказаться от дальнейшей поездки. При этом сложно предсказать, как поведет себя автомобиль после «встречи» с ямой.

Важно обращать внимание, насколько диаметр докатки отличается от диаметра уже установленных колес. Если разница большая, то проблемы могут быть очень серьезными. С другой стороны, если она не превышает одного дюйма, то автомобиль может и вовсе не заметить разницы – все электронные системы будут работать правильно, даже в условиях экстренного торможения. В этом случае, будет минимальной и нагрузка на дифференциал авто.

Снова-таки, это совсем не значит, что на подобной "неполноценной запаске" можно ездить столько, сколько душа пожелает. Стандартная докатка рассчитана на общий пробег не более 5-6 тысяч километров. После этого, протектор практически полностью стирается, и говорить о безопасности движения уже не приходится. Кроме этого, нельзя быть уверенным в корректности поведения транспортного средства при входе в резкий поворот (особенно в условиях дождя и снега).

Если разница в размерах колес превышает минимально допустимый предел, то электронные системы автомобиля лучше отключить еще до начала движения. Это позволит избежать ложной блокировки колес и уменьшит риски аварии. С такой разницей можно проехать не более сотни километров. Более длительная поездка может оказаться последней.

Чтобы минимизировать вредное воздействие докатки на различные системы и дифференциал автомобиля, лучше не ставить ее на ведущий мост. Многие владельцы заднеприводных авто считают, что, при установке докатки на переднюю ось, они снимают нагрузку с дифференциала. В некотором роде это действительно так. Только вот управляемость автомобиля (особенно в холодное время года) очень страдает. Перед большими поворотами необходимо все время снижать скорость, в противном случае, автомобиль будет неведомой силой тянуть в кювет. Это можно объяснить далеко не самым качественным протектором докатки, который просто не в состоянии качественно зацепиться за скользкую дорогу.

Но насколько оправдана установка докатки на задний мост? Здесь также не все гладко. Зимой, в условиях гололедицы, такое колесо не даст машине нормально тронуться из-за постоянной пробуксовки. Кроме этого, автомобиль перестает себя предсказуемо вести на поворотах – постоянно ощущается какое-то смещение в сторону обочины. Здесь палка о двух концах. Но если анализировать с двух сторон, то для заднеприводных авто лучшим вариантом все-таки является установка докатки на передние колеса. В этом случае, можно будет, как минимум, сохранить длину тормозного пути.

Что касается обязательности или необязательности отключения различной электроники автомобиля, то некоторые водители не рекомендуют идти на такие крайности. Считается, что лучше оставить электронику в действии, но при этом ехать до места ремонта с наименьшей скоростью.

Если у вас переднеприводный автомобиль, то здесь даже и думать не о чем – докатка должна стоять только сзади. В этом случае, можно будет убить сразу двух зайцев - сохранить устойчивость автомобиля даже на резких поворотах и спасти дифференциал от повышенной нагрузки.

Докатка на 100% выполняет возложенную на нее задачу – она обязательно довезет вас и ваш автомобиль до места ремонта. Преимущества – компактность. Недостатки – повышенная нагрузка на дифференциал и снижение управляемости. Следовательно, если вы еще не являетесь опытным автолюбителем, то лучше иметь в багажнике полноценную запаску и не испытывать судьбу. Удачи вам на дорогах.

Источники: http://autoinfa.com/post.php%3Fid%3D82

3 ≫

Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.

Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.

Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.

При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.

Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

Источники: http://www.drivingplus.ru/driving/ustroystvo-avtomobilya/chto-takoe-dokatka.html


Back to top