Почему нельзя использовать ремонтные литые диски

1 ≫

Просто на память

"Зачем покупать новое, если можно починить старое? Так размышляет каждый практичный человек, тем более владелец автомобиля, расходы на содержание которого и так достаточно высоки. Желание сэкономить распространяется так же и на трещины в колесных дисках, которым еще «ездить и ездить». Отремонтировать поврежденные колесные диски сейчас предлагают чуть ли не в каждом шиномонтаже, расхваливая профессиональное оборудование и золотые руки персонала, однако, можно ли колесные диски ремонтировать вообще? Давайте разбираться вместе!

Итак, повредить колесный диск можно где и как угодно. Степень самого повреждения зависит исключительно от двух «величин» – ландшафта (ямка, «лежачий полицейский», удар камнем в боковину колесного диска и т.д.) и скорости автомобиля. Безусловное правило «тише едешь – дальше будешь» соблюсти невозможно, поэтому с повреждениями колесных дисков сталкивался фактически каждый автовладелец. Многое зависит от вида колесного диска. В зависимости от материала и способа производства колеса обладают разной степенью прочности: стальные штампованные гнутся, а литые алюминиевые – дают трещины. И те, и другие в ремонтных мастерских предлагают «лечить» сваркой.

Сомнительность мероприятия кроется уже в том, что если стальную штамповку чисто технически можно собрать в изначальную форму хоть из осколков с помощью сварки, то технология производства литого алюминиевого диска не подразумевает никаких операций, кроме непосредственно литья металла в форму. Иными словами, поврежденный литой алюминиевый диск проще переплавить и отлить в специальной форме заново, чем сваривать с помощью аргоновой сварки трещины на поверхности. Принципиальное отличие стальной штамповки и алюминиевого литого дисков кроется в структуре молекулярных связей металлов. В силу хрупкости соединения молекул в литом диске его вообще нельзя нагревать, даже локально. В месте нагрева алюминий «поплывет» и попросту истончится, что повлечет за собой полную потерю сопротивления нагрузкам и потребительских характеристик. Подробнее о процессе производства литых алюминиевых дисков можно прочитать здесь. Услуга ремонта литого колесного диска – это не что иное, как «наведение внешнего лоска», без восстановления непосредственно потребительской функции колеса. Последствия использования такого колеса могут быть самыми плачевными. Из этого делаем вывод, что

литые алюминиевые диски не подлежат

В подтверждение этих слов можно процитировать пункт из списка Рекомендаций по безопасности и сервису для колесных дисков, опубликованных Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers):

«Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен»

Помимо заваривания трещин аргоновой сваркой, несведущие работники автосервисов предлагают еще один вариант ремонта литых алюминиевых дисков – прокатку. Рассмотрим его подробнее.

К прокатке или рихтовке мастера частных автосервисов обычно прибегают, когда литой колесный диск деформирован без трещин, иными словами погнут, имеет выпуклые деформации или форму яйца. Обычно это выясняется при очередной бортировке во время шиномонтажа. Колесо скачет в станке и «бьет», это явление называется статистическим дисбалансом. Прокатывать можно только стальные штампованные колесные диски, но мало кто об этом знает. Колесный диск помещают в специальный аппарат, который под большим давлением выпрямляется поверхность посадочного места.

Легкосплавные литые колесные диски прокатывать категорически нельзя!

Чтобы поверхность легкосплавного колесного диска стала податливой и способной изменить форму, ее нагревают горелкой. Напомним, что даже локальный нагрев поверхности легкосплавного колесного диска вызывает истончение стенок его конструкции и, как следствие, повышает риски возникновений трещин и разрывов.

Единственный относительно безопасный способ рихтовать легкосплавный колесный диск – это выстукивание без нагрева, причем весьма щадящее. Только после этой операции следует его аккуратно прокатать. Из-за временной протяженности и трудоемкости процесса за этот ремонт берется не каждый квалифицированный мастер. Настоящие профессионалы в этом случае рекомендуют просто купить новый колесный диск, поскольку цена такого долгого и «правильного» ремонта сопоставима с ценой нового колеса.

Подвергался ли легкосплавной колесный диск ремонту с нагревом, узнать очень просто: след от горелки во время нагрева оставляет несмываемое пятно. Чтобы скрыть следы от нагрева отремонтированные литые колесные диски красят.

Если Вы при покупке автомобиля с рук при его осмотре заметили деформированные легкосплавные колесные диски и следы ремонта на них, отнеситесь к этому со всей ответственностью. Не стоит рисковать и ездить на «отремонтированных» колесных дисках, Вы рискуете состоянием не только целостностью автомобиля, своим здоровьем, но и безопасностью других участников движения и пешеходов."

"Как и с любыми деталями в теле автомобиля, с колёсными дисками остаётся открытым вопрос ремонта. Всё в машине со временем склонно приходить в негодность (если только Ваш железный конь не стоит в гараже одиннадцать месяцев в году). Дорожное покрытие способствует тому, что из строя выходят не только элементы подвески. При удачном попадании в ямы на приличной скорости есть вероятность повреждения диска. Помимо ям на дорогах колёса страдают при парковках при ударе о бордюр. Да мало ли случаев может случиться?

В лучшем случае диск отделается царапинами или еле заметной вмятиной обода. На это можно было бы махнуть рукой. Но вот настаёт неприятный момент, когда на станции шиномонтажа к Вам подходит мастер и разводит руками – «Уважаемый, а Ваш диск имеет сильное биение на оси». В тяжёлых случаях диски лопаются либо на ободе, либо в лучах. А то и вовсе откалываются целые куски металла. Зрелище плачевное. Если ещё и диски хорошие и почти новые, то вдвойне. Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Вот и в случае с поломкой диска выхода два. Либо, закрыв глаза, выкинуть колесо в ближайшую канаву, либо ремонтировать. А если ремонтировать, то как? И поддастся ли литой диск ремонту или же «медицина бессильна»? Вот два основных вида ремонта литых легкосплавных дисков.

правка Если повреждения еле заметны невооружённому глазу, то вполне можно попытаться отдать литой диск на прокатку для придания ему прежней точной геометрии. Производится эта процедура на том же оборудовании, что и для стальных дисков. То есть вытягивают и прокатывают специальным гидравлическим прессом с роликовыми профилями. Контроль геометрии ведут либо с помощью маркировки поверхности, либо лазерным измерителем.

В случае, когда обод погнулся незначительно и само по себе повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке и количеством "грузиков", то холодная прокатка с большой вероятностью восстановит поверхность колеса. Для ликвидации большой вмятины прокатка будет длиться уже часа полтора (а то и больше). Очень многие мастера, не желая долго возиться с одним колесом, не долго думая, при прокатке нагревают диск паяльной лампой или сваркой, что бы дело пошло быстрее. Ни с коем случае позволять этого делать нельзя, иначе диску хана.

Не нужно забывать, что литой легкосплавный диск имеет цельную кристаллическую структуру металла. При местном нагреве до высоких температур вся эта структура безнадёжно разрушается, и в месте нагрева возникают напряжения. А Вы представляете, с какой скоростью вращается тяжёлый диск на оси при движении автомобиля? Малейший удар в точке напряжения может вообще расколоть колесо. А если Вы будете в это время ехать на автомобиле на скорости под сотню, то смешного тут мало.

Так что как только увидите, что мастер схватился за паяльную лампу и собирается греть Ваш диск, напомните ему, что делать этого крайне нежелательно. Если он будет настаивать на своём «да я тыщу раз так делал, всё будет нормально» – забирайте свой диск и уходите оттуда. В конце концов, ездить на автомобиле с таким диском будет не мастер с шиномонтажа, а Вы.

Сварка литого диска реставрированный диск

Вот это уже самая крайняя мера, на которую не стоит идти. С технической точки зрения можно подчинить диск с любым повреждением. Даже если он развалился на несколько кусков, нет ничего невозможного. Всё это лишь вопрос времени и денег. Современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов (так называемая «аргонная сварка») позволяют устранять и трещины обода диска, и сварить лопнувшие лучи, и даже наварить отсутствующий фрагмент обода.

Трещина или иной повреждённый участок диска, прогревается на всю глубину, проваривается с двух сторон и трещина полностью заполняется металлом. После сварочный шов филигранно шлифуется и полируется. После колесо кидают на балансировку и вручают владельцу со словами «как будто только что из магазина».

Но не стоит забывать, чем чреват нагрев диска.

Если обычный нагрев для рихтовки литого диска крайне нежелателен, то что уж говорить о сварке? Сам по себе процесс сварки, материал сварочной проволоки – всё это уже не то. Внутреннюю структуру диска не восстановить никакими силами. Кто-то может возразить, мол всё потом тщательно балансируется с высокой точностью. Но тут речь идёт о внутренних напряжениях металла после термической обработки. Никто не даст гарантию, что литой диск после сварки выдержит 800-1000 оборотов в минуту, да ещё и при нагрузке в треть тонны. Вы уверены? Вот в этом то всё и дело. Разрушение может случится на следующий день, а может и через полгода. Это рулетка в чистом виде, господа.

Так что если литой легкосплавный диск по каким-либо причинам лопнул или от него откололся кусок, лучше не рисковать и как бы жалко не было (и дисков и денег), лучше купить новые.

Да, и ещё. Нужно очень внимательно относится к покупке литых дисков бывших в употреблении. Некоторые хитрые товарищи специально ремонтируют поломанные диски, что бы потом продать их и хоть как-то возместить утрату. Их сваривают, шлифуют и полируют. Что бы не было заметно следов нагрева металла, колёса красят порошковой краской. Выявить какие-то следы ремонта можно только с помощью дефектоскопа. Но много ли тех, кто будет проверять колёса на скрытые дефекты?

Так что лучше не рискуйте лишний раз. Это Ваша жизнь, она одна."

Comments 5

Зачем же тогда европейские производители выпускают станки для прокатки литья ?

По теории прокатывают незначительные деформации диска (погнутый обод чаще всего)

И если правильно делать, то это долгий процесс, и самое главное есть "большое искушение" прокатать с местным (локальным) подогревом. Так гораздо проще и в разы быстрее и самое главное клиент никогда не различит с подогревом катал диск или без.

А теперь из теории:

Алюминиевые сплавы теряют свои "прочностные" свойства более чем в 2 раза при температуре нагрева более 250, особенно это касается литейных сплавов (с содержанием Si(кремния) более 10% — сплавы для литья дисков).

Даже для такового простого дела как покраска диска порошковыми красками рекомендуют "запекать" диск не более 15-20 минут при температуре не выше 220.

Еще раз повторюсь — это не я придумал — это теория!

Катаю китайское литье каждый год да не по разу ( спасибо нашим доблестным руководителям, чтобы понос их преследовал по жизни). По рельсам и полицейским не тошню. Теоретиков вертел не по разу.

Хорошие и добросовестные мастера ремонтных работ Вам попались.

Такое может только радовать.

Удачи на дорогах.

P.S. Я никогда не говорил что все китайские производители делают плохого качества диски.

Просто вероятность напороться на "дер…" продукт производства КНР гораздо выше чем от других стран производителей.

У себя позже добавлю поподробнее "про знания…"

Источники: http://www.drive2.com/b/468041210297058212/

2 ≫

В сравнении со стальными колёсными дисками, цельнолитые модели обладают большей устойчивостью к повреждениям механического типа. Однако, они также подвержены появлению трещин, сколов, и могут гнуться в результате ударов о бордюрный камень или попадания в выбоину. При этом масштаб повреждений зависит как от качества полотна дороги и скорости движения автомобиля, так и от точки приложения удара.

Литые диски в подавляющем большинстве случаев неремонтопригодны. Конечно в каждом конкретном случае на ремонтопригодность влияет степень и характер дефекта. Помимо этого, немаловажным является предлагаемый метод восстановления. Важно знать, что рассматриваемые колёсные диски изготавливаются путём отлива особого расплавленного состава в заранее подготовленную форму. Далее происходит закалка заготовки, и лишь после завершения всего технологического процесса литой диск приобретает заданные эксплуатационные характеристики.

Полученные после удара сколы или тещины, как и отколотые фрагменты цельнолитого диска в автомастерских чаще всего рекомендуют исправлять посредством аргоновой сварки. Фактически данная методика позволяет лишь восстановить экстерьер, но не прочность и надёжность конструкции. Другими словами, после подобного ремонта диск будет непригоден для безопасного использования в дальнейшем.

Объясняется это просто. Сама структура сплава, а также физические процессы, происходящие в момент его нагревания и последующего охлаждения, абсолютно исключают локальный или общий нагрев литого диска. Ни в какой ситуации, независимо от мастерства персонала и наличия новейшего оборудования, ни один автоцентр не в состоянии воссоздать структуру и восстановить свойства сплава до изначальных параметров. Это попросту невозможно, поскольку даже для качественной оценки самой структуры материала необходимы ресурсы научно-исследовательского института, что уж говорить о её восстановлении, где требуются как минимум стандартные заводские условия.

Подтверждением этого факта может послужить выдержка из опубликованных EUWA указаний под названием «Рекомендации по безопасности и сервису для колёсных дисков». В пункте 2.3 данных рекомендаций говорится, что любой ремонт диска или обода при помощи сварки или нагревания, а также удаления или же добавления материала категорически запрещён. При этом аналогичные инструкции присутствуют во всех организациях, производящих литые автомобильные диски.

Это означает, что при сварке или любом другом нагревании сплав диска абсолютно меняет структуру, а следовательно, и первоначальные характеристики, что не даёт ему возможности выдерживать заданные нагрузки, которым подвержено колесо транспортного средства. Естественно, последствия столь «профессионального» ремонта будут зависеть от сложившейся ситуации. При попадании в небольшую яму может лишь нарушиться геометрия обода, но во время движения на высокой скорости и более существенном препятствии можно ожидать полного разрушения диска. Стоит ли рисковать здоровьем и жизнью? Вопрос риторический. Вывод следует однозначный. Ездить на диске, ранее подвергшемся какой бы то ни было термической обработке, категорически не рекомендуется. Это очень опасно! Без каких-либо компромиссов.

Прокатку, или другими словами рихтовку литого диска чаще всего предлагают в случае возникновения биения колеса. Обычно деформацию вызывающую статический дисбаланс определяют при бортировке шины, после чего мастер советует воспользоваться услугой рихтовки. Прокатка литой модели выполняется на специальном оборудовании, аналогичном тому, где рихтуются стальные колёсные диски.

Однако зачастую работники мастерской нагревают деформированные участки обода при помощи паяльника или же иным способом, что исходя из вышеизложенного материала, категорически запрещено. В подобной ситуации единственным вариантом, который может гарантировать дальнейшую безопасность эксплуатации, является «выстукивание» деформированных зон, с последующей прокаткой без нагрева. Это очень длительный и довольно трудоёмкий процесс, за который возьмётся не каждый работник сервиса. Ну и стоимость подобного ремонта будет соответствующей.

Следует учесть, что подобный метод сохраняет актуальность только в наиболее лёгких случаях, когда ремонта можно и вовсе избежать. Более серьёзные деформации без нагрева исправить невозможно, ну а с ним диск станет непригодным для эксплуатации. Отсюда следует чрезвычайно важное замечание. Покупая литые диски бывшие в употреблении, следует тщательно осмотреть их поверхность на предмет следов нагрева. Они выражаются в специфических сопутствующих пятнах, которые не смываются. Если таковые присутствуют, то от покупки стоит отказаться. Правда, если диски окрашены, определить ничего не удастся.

Сегодня большинство автоателье предлагает услугу порошковой покраски автомобильных дисков, в том числе и литых. И многие водители задаются вопросом: «Стоит ли вкладывать в это деньги, и какой в этом смысл?».

Скажем так. Лакокрасочное покрытие восстановить вполне реально. Однако этим должны заниматься профильные специалисты, а не профессионалы в области покраски кузова авто. Это обусловлено требованиями к качеству окраски, которые в случае с литыми автодисками значительно выше. Объясняется это тем, что данное покрытие подвергается намного более интенсивному воздействию внешних факторов (влаги, грязи, реагентов и т. д.), чем прочие кузовные детали.

Решившись отдать диски под покраску, необходимо удостовериться, что их качественно подготовят к процессу, удалив прежнее покрытие полностью, а после завершения процедуры проверить наличие статического дисбаланса, который может быть спровоцирован неравномерным нанесением лака. Естественно, что для этого потребуется соответствующее оборудование.

Источники: http://wheel-info.ru/remont-lityh-diskov.html

3 ≫

Свойство автомобильных дисков гнуться и ломаться часто является одной из больших проблем для владельца. Это характерно и для литых дисков, которые изначально являются более надежными на фоне своих аналогов, так как характеризуются малым весом и отличной балансировкой. Диск может треснуть или погнуться, от него может отвалиться определенный элемент или отколоться кусок. Эти повреждения первое время могут быть и незаметными, но со временем деформация увеличивается, из-за чего потребуется ремонт. И тут встает вопрос, можно ли ремонтировать литые диски?

Восстановление или рихтовка литых дисков может потребоваться в разных ситуациях, для этого необязательно ездить по некачественному дорожному покрытию, можно просто попасть в выбоину на повышенной скорости, что приводит к значительным повреждениям, а также неудачно припарковаться, ударив диск о бордюр. Это только краткий обзор возможных событий, которые могут стать причиной повреждения.

Когда повреждение не сильно заметно невооруженному глазу, можно отдать литой диск на прокатку, чтобы ему придали прежнюю точную геометрию. Это делается с применением того же оборудования, что и для обработки стальных дисков. Происходит вытягивание и прокатка посредством специального гидравлического пресса, оснащенного роликового профиля. Геометрия контролируется либо посредством маркировки поверхности, либо с помощью лазерного измерителя.

Если обод погнулся не слишком сильно, а повреждение напоминает о себе только показаниями на балансировке, то поверхность колеса будет восстановлена именно посредством холодной прокатки. Если вмятина достаточно велика, то длительность прокатки составит часа полтора часа либо более. Иногда мастера не хотят возиться длительное время с одним колесом, поэтому применяют нагрев диска сваркой либо паяльной лампой, чтобы ускорить процесс. Этого делать нельзя, так как колесо в таком случае придет в негодность.

Особенность литого легкосплавного диска состоит в том, что он обладает цельной кристаллической структурой металла. Если нагревание до высокой температуры будет производиться в одном месте, то происходит безнадежное разрушение все структуры, что приводит к появлению напряжения в месте нагрева. С учетом того, с какой скоростью тяжелый диск вращается на оси во время движения автомобиля можно говорить о том, что при малейшем ударе точка напряжения может пострадать настолько, что в колесе появится раскол. Это очень опасно, так как в этот момент скорость движения вашего автомобиля может оказаться достаточно велика.

Эта мера из всех является самой крайней, поэтому идти на нее не стоит. С технической точки зрения можно починить диск, имеющий любые повреждения, даже тот, что развалился на несколько кусков. Нет такой проблемы, которую невозможно решить, это только вопрос времени и денег. Существуют современные аппараты дуговой сварки в среде инертных газов, которые позволяют устранить трещины, имеющиеся в ободе диска, сварить лопнувшие лучи, а также наварить фрагмент обода, который по тем или иным причинам отсутствует.

Поврежденный участок диска или трещина прогревается на всю глубину, проваривается в двух сторон, а потом трещина заполняется металлом полностью. Далее требуется отшлифовать сварочный шов, а потом отполировать его. По завершению этой процедуры производиться балансировка колеса, которое потом вручается владельцу.

Такое восстановление дает определенный эффект, но важно помнить, чем чреват нагрев диска, а сварка в этом случае наносит ему еще больший урон. Процесс сварки, используемая сварочная проволока – это все уже не то. Невозможно восстановить внутреннюю структуру диска. И балансировка даже с самой высокой степенью точности никак не способна исправить положение. После термической обработки металл приобретает определенное внутреннее напряжение. В этом случае никто не способен дать гарантию, что литой диск после сварки окажется способен выдержать 800-1000 оборотов в минуту, и при этом еще справляться с воздействием нагрузки в треть тонны. Тут ситуация такова, что разрушение может случиться через полгода, а может и на следующий день, сложно предсказать исход.

Если по каким-либо причинам легкосплавный диск лопнул или от него откололся кусок, то не стоит рисковать, а следует купить новый.

Рихтовка требуется при появлении вмятин на автомобильном диске. В процессе обработки используется молоток, если речь идет о мелких повреждениях, либо кувалда, если повреждения более крупные. Сначала с помощью молотка исправляются деформации, а потом начинается основной процесс рихтования. Литые диски могут сильно пострадать от ударов, чем они и отличаются от прочих. Это требует особой осторожности и аккуратности в процессе работы. Для этих целей используется специальный молоток. Сильные повреждения устраняются на специальном станке, где имеется центровка, гидравлика, а также иные насадки. Весь процесс рихтовки сводится к нанесению ударов по изогнутой поверхности с целью ее выровнять. Новичок не должен этим заниматься, так как при неправильных действиях можно просто сломать диск. При правильном проведении ремонтного процесса можно реализовать всю работу за максимально короткие сроки, при этом избежать каких-либо неприятных последствий.

Следует максимально внимательно относиться к приобретению литых дисков, которые уже были в употреблении. Некоторые умельцы ремонтируют сломанные диски, восстанавливают покрытие посредством покраски, а потом реализуют их. Алюминиевый диск покрывается порошковой краской, чтобы скрыть следы сварки, шлифовки и полировки. Все следы нагрева металла скрываются этими средствами, а выявить их можно только при помощи дефектоскопа.

Вам так же может быть интересно:

Наш график работы 24 часа! Оставить заявку

Источники: http://www.shinokoff.ru/mozhno-li-remontirovat-lityie-diski/


Back to top