Активная антенна

1 ≫

На сегодняшний день одним из источников информации является телевидение. Конечно, оно не так популярно, как интернет, но им пользуются многие люди. В каждом доме есть телевизор, не всегда один. С помощью него каждый человек может смотреть новости, захватывающие фильмы или увлекательные телепередачи. Чтобы их просматривать следует добиться хорошего сигнала. Для этого подойдет антенна активная телевизионная.

Они разделяются на три вида:

  1. Радиоантенна. Предназначена только для автомобильных приемников.
  2. Телевизионные. Служат для просмотра аналогового или цифрового телевидения.
  3. Комбинированные. Такие модели принимают все типы сигналов, начиная от радиоприемника и заканчивая навигаторами.

Существует также еще один вид активных антенн – спутниковые. Такой тип не сильно распространен среди автолюбителей из-за трудной настройки и дороговизны оборудования.

Кроме того, активные автомобильные элементы подразделяются по месту установки. Оно может быть как внешним, так и внутренним. Первый вид устанавливается на крыше, багажнике или на боковых дверях. Основным преимуществом является качественный сигнал. Однако недостатки тоже есть: они имеют большие размеры, низкий срок эксплуатации, так как подвергаются механическим и климатическим воздействиям. Также их тяжело устанавливать. Для этого необходимо делать дополнительные отверстия в корпусе автомобиля, что портит его внешний вид. Внутренние модели устанавливаются на заднем или лобовом стекле. Они могут иметь различную конструкцию и форму. Антенны характеризуются малыми габаритными размерами. Они не подвергаются внешним механическим воздействиям, а также климатическим условиям. Поэтому авто на долгое время сохраняет свой приятный внешний вид.

Места установки

Активная антенна может быть наружной или комнатной. Первый вид устанавливают на крыше домов, чтобы качество телевизионной картинки было на высшем уровне. Активная комнатная антенна применяется в конкретном диапазоне, то есть не во всех местах устройство будет работать одинаково. Большинство пользователей отмечают такой недостаток: деталь неравномерно улавливает сигнал, то есть за пределами другой комнаты телевизор не будет показывать. Перед ее установкой необходимо убедиться, что квартира находится в той местности, где наблюдается хороший ТВ-сигнал.

Чем отличается пассивная от активной?

Итак, все комнатные антенны разделяются на два типа: пассивные и активные. Представители первого вида улавливают сигнал с помощью своей конструкции. Их основным преимуществом является то, что их не нужно подключать к электросети, а также снабжать дополнительным усилительным оборудованием. Многие пользователи отмечают, что при использовании пассивных элементов не наблюдается помех сигнала.

Но не всегда такие модели могут справиться со своей задачей. В этом случае устанавливается комнатная активная антенна. Более качественный прием сигнала достигается с помощью дополнительного электронного усилителя. Такое устройство может устанавливаться в корпус элемента или идти отдельно. В таком случае питание активной антенны осуществляется с помощью электросети.

Как и каждое устройство, активная деталь имеет свои недостатки. Одной из главных отрицательных сторон является некачественный сигнал. Он возникает из-за некачественного усилителя. Такие дешевые китайские модели широко распространены на рынке. Сигнал также может искажаться и от очень чувствительного усилителя. Искажение возникает в зоне уверенного приема, где использование дополнительного усилителя не требуется.

Диапазон действия

Активная антенна может воспринимать как специальные диапазоны, так и улавливать любые типы сигналов. Среди потребителей широко распространены именно всеволновые устройства, так как они удобные и способны улавливать достаточно большое количество каналов.

При использовании комнатной антенны для цифрового телевидения необходимо приобретать те модели, которые улавливают специальные диапазоны. В этом случае каждый человек существенно сэкономит.

Рекомендации к выбору

Приобретая активные ТВ-антенны, необходимо обращать внимание на такие критерии:

  • Перед тем как выбрать модель, следует оценить уровень сигнала в квартире. Не стоит покупать устройство только из-за красивого внешнего вида.
  • Если окна в квартире выходят на телецентр, то установить антенну можно на стекле. В таком случае сигнал будет намного лучше. Хоть эти модели и крепятся на стекло, они выполняют такую же работу, как и наружные устройства.
  • Если расстояние до ретранслятора более десяти километров, то использовать активные антенны не рекомендуется. Сигнал будет слабым, а изображение и звук с помехами. В таком случае лучше приобрести наружную конструкцию.

Антенна активная автомобильная

Стандартные встроенные автомобильные антенны отличаются низкой чувствительностью. Она снижается при воздействии на нее механических повреждений. Такие процессы могут вывести ее антенну строя. Сначала каждый водитель не обращает внимания на антенну, так как прослушивает музыку, которая записана на разные носители. Однако и она начинает надоедать. Поэтому появляется потребность в приобретении новой детали.

Антенна активная автомобильная используется не только для магнитолы. Многие водители используют ее для просмотра фильмов или телепередач. В таком случае в машину следует приобрести портативный телевизор, а также специальную ТВ-антенну.

Особенности

Данный тип деталей используется для тех транспортных средств, которые совершают длительные поездки. В крупных городах сигнал хороший. Он будет ухудшаться по мере удаления от радиовышки. Даже если расстояние маленькое, сигнал может искажаться за счет неровной местности, то есть гор, холмов и т. д. Поэтому такое устройство, как ТВ-активная антенна, обязательно пригодится.

При движении транспортного средства по неровной местности магнитола улавливает сигнал не от радиовышки, а от искаженного рельефа. Он недостаточно сильный. Для его улавливания необходим дополнительный усилитель, который уже встроен в активную деталь.

Чтобы противодействовать помехам как в городе, так и за его пределами, такие антенны могут работать в двух режимах:

В первом случае они могут работать без усилителя, так как его наличие будет создавать помехи сигнала.

Подключение активной антенны

Как говорилось ранее, для функционирования механизма необходимо подключать его к электросети. Это и является одним из недостатков. Итак, для начала следует определиться с местом подключения. Некоторые автолюбители подсоединяют устройство к аккумулятору. Однако это неоправданно. В таком случае конструкция находится постоянно во включенном состоянии. То есть при простое автомобиля будет расходоваться некоторое количество энергии автомобильного аккумулятора. Соответственно, для его подзарядки потребуется больше времени, чем обычно.

Как же все-таки осуществить подключение? Для этого существует специальный разъем для автомобильной магнитолы. Это является наилучшим вариантом, так как антенна будет функционировать вместе с приемником. При этом расходование электрического тока будет в меру. Существует еще один вариант. Подключение антенны производится к замку зажигания. Подача напряжения осуществляется при повороте ключа зажигания. Отключение устройства происходит в том случае, когда хозяин покидает свое транспортное средство.

Стоит отметить, что способы установки и порядок действий могут указываться в инструкции. Чтобы крепление было надежное, необходимо проверять конструктивные детали.

Производители

После выполнения подключения, необходимо проверить работу антенны. Оба варианта подходят для всех типов устройств. Наиболее популярными производителями активных антенн являются фирмы Alpine, "Супра", "Бош". Благодаря доступной цене, ее может приобрести любой автолюбитель. Стоимость активной антенны находится в пределах от трехсот до полутора тысяч рублей.

Покупка данной детали - довольно хлопотный процесс. Неправильная модель не будет улавливать сигнал, и качество звука или изображения пострадает. Поэтому к выбору данного элемента следует отнестись ответственно.

Итак, мы выяснили, что собой представляет антенна активная телевизионная.

Источники: http://fb.ru/article/241002/aktivnaya-antenna-antenna-aktivnaya-televizionnaya

2 ≫

Приятно, когда автомобиль наполнен мелодичным звучанием любимых треков, а на заднем фоне не появляются режущие ухо помехи. Производители радиоантенн год от года совершенствуют свою продукцию, выпуская на рынок модели разного типа, качества и назначения. Сегодняшний ассортимент подобных устройств разительно отличается от собратьев постсоветского периода. Практически любая активная цифровая антенна (авто) может работать не только с радиосигналами, но и ловить телевизионные волны, позволяя пользователю смотреть ТВ не выходя из салона машины.

Новые машины, приобретенные в салоне, оснащены современной электронной «начинкой», в том числе и качественной антенной. Что касается автомобилей, купленных с рук, то здесь дела обстоят несколько иначе: не каждый хозяин позаботился об этой детали, да и на продажу такие машины уходят, как правило, «голые». Вот тут как раз и встаёт вопрос о приобретении такого устройства, как активная антенна для авто. Своими руками делать подобные устройства – не самое лучшее занятие, да и слишком хлопотное, тем более что стоят такие девайсы не так уж и дорого, по сравнению с той же магнитолой или навигатором.

Отечественный рынок очень богат на девайсы подобного плана, поэтому у большинства автолюбителей глаза разбегаются при виде такого разнообразия. Попробуем разобраться, что же это такое – активная антенна для авто, а также обсудим, какие виды этих устройств можно встретить и на что обратить внимание во время покупки. Кроме того, обозначим наиболее популярные модели на нашем рынке, которые отличились качественным приёмом и сбалансированным ценником.

Первым делом попробуем классифицировать эти устройства, что в значительной степени поможет сориентироваться автолюбителю, когда он будет стоять перед прилавком в магазине. Активная антенна для авто может быть двух видов – внутренняя и наружная. Первая размещается внутри салона, а вторая – на кузове машины снаружи.

Как понятно из названия, такие устройства располагаются где-нибудь в салоне машины. Внутренняя активная антенна для авто может быть разных форм: овальная, прямоугольная или круглая. Причём последняя наиболее популярна у отечественных автолюбителей.

Небольшие габариты внутренней антенны позволяют закрепить её на лобовом стекле. Процесс монтажа донельзя прост: протираем спиртованной салфеткой выбранное место на стекле, отдираем ленту двустороннего скотча и крепим. Внутренняя активная антенна для авто служит заметно дольше, в отличие от внешней, потому как она в малой степени подвергается внешнему воздействию окружающей среды, да и хулиганы не напакостят.

Но есть у такого типа антенн и свои недостатки. Они немного хуже принимают сигналы, чем внешние устройства. Поэтому лучше подбирать подобные девайсы в премиум-сегменте, где присутствуют и толковые фильтры, и какие-то модули усиления.

Активная наружная антенна для авто крепится на кузове машины. Для монтажа таких устройств требуются, как правило, какие-то дополнительные аксессуары вроде удлинителя или усилителя. Кроме того, обязательным условием бесперебойной работы антенны такого типа является заземление, а значит, нужны или технические отверстия в кузове, или магнитная площадка для самого девайса.

Активная наружная антенна для авто заметно лучше справляется с приёмом радиосигнала, чем внутренние модели. Именно поэтому наружные устройства так популярны за городской чертой, вдали от радиоисточников. Такие антенны постоянно находятся снаружи, подвергаясь воздействию окружающей среды, а значит, выбирать нужно изделия из качественного и стойкого материала. Более того, крепкий и надёжный кронштейн также не помешает в качестве защиты от хулиганов.

Рассмотрим пару моделей, которые можно встретить на отечественном авторынке. Они отличились привлекательными характеристиками и сбалансированным ценником. Кроме того, их можно назвать эталонами своего сегмента, на которые стоит равняться.

Одна из самых популярных моделей у отечественного автолюбителя. Внутренняя активная антенна для авто (цена - около 700 рублей) от «Триады» прекрасно адаптирована под российские условия приёма (МВ, ДМВ). Своими техническими характеристиками и возможностями модель ничуть не уступает маститым «Пролоджи» и «Пионеру» этого сегмента. Разница лишь в конструкторской особенности корпуса и используемых материалах (они у «Триады» немногим хуже).

Кроме того, модель оснащена ответвителем частот, что позволяет использовать её не только в качестве приёмника радиосигналов, но и для вещания ТВ. Девайс отлично подойдёт как для любого отечественного авто, так и для большинства иномарок.

Владельцы очень тепло отзываются о модели 610 от «Триады» и её возможностях. Свой небольшой ценник девайс отрабатывает на все 100 %. Антенна прекрасно подходит под любые городские реалии и близлежащие трассы. Некоторые пользователи сетуют на бестолковое крепление, вернее, на дешёвый и бесполезный скотч, но проблема решается покупкой более дорого аналога (50-70 рублей за метр), поэтому для данной ценовой категории этот момент критичным назвать нельзя. Что еще говорят об устройстве пользователи?

  • двойная фильтрация входящего сигнала значительно снижает помехи;
  • в наличии два режима: «Турбо» (для трассы), усиливающий сигнал, и «Город» - для фильтрации помех от промышленных зданий;
  • встроенный усилитель, адаптированный для ДМВ и МВ.

  • слабенький скотч для крепежа на стекло (лучше поменять на более качественный);
  • шнур коротковат для некоторых иномарок с широким лобовым стеклом.

Ориентировочная цена – около 700 рублей.

Это, пожалуй, лучшая активная антенна для авто от итальянцев, которую можно найти на отечественном рынке. Устройство можно в полной мере назвать универсальным, потому как модель способна принимать не только радиоволны, но и вещать ТВ, а также работать на GPS-протоколах.

В комплекте идёт качественный пятиметровый кабель, чего вполне достаточно для подключения телевидения или модуля GPS-связи. Активная цифровая антенна (автомобильная) Calearo отличается стабильным приёмом сигнала и отсутствием помех в городской среде (при корректной установке девайса). Модель идёт в чёрном, красном и белом исполнении, поэтому проблем с адаптацией к кузову быть не должно.

Пользователи отзываются о девайсе в основном положительно. Деньги окупаются, т. к. модель предоставляет владельцу и радио, и телевидение, и работу с GPS-протоколами. Некоторые жалуются на слишком уж скромную комплектацию, где производитель по каким-то причинам забыл положить шнур для работы с ФМ-радио и адаптер на ТВ-тюнер. В свободной продаже они есть, причём фирменного образца, но, опять-таки, стоят денег, и немалых.

Кроме того, многочисленные подделки из Поднебесной, которые наводнили отечественный рынок, могут легко сбить с толку неискушённого в этих вопросах покупателя. Обязательно проверяйте наличие сертификатов у продавца и по возможности просите сделать «тест-драйв» на месте, который поможет выявить фальсификат (качество приёма подделки значительно хуже оригинала).

Как отзываются о продукте пользователи?

  • универсальность (радио, ТВ, GPS);
  • симпатичный внешний вид;
  • практичность конструкции (устройство низкое, поэтому ветки задевать не будут, плюс оно легко моется);
  • вес – всего 450 грамм.

  • встречается очень много подделок, которые сложно отличить от оригинала (надо монтировать и пробовать сигнал);
  • в комплекте нет шнура для ФМ-радио и адаптера под ТВ-тюнер.

Ориентировочная стоимость – порядка 6000 рублей.

Источники: http://www.syl.ru/article/301870/luchshaya-aktivnaya-antenna-dlya-avto-obzor-vidyi-harakteristiki-i-otzyivyi

3 ≫

Ловись волна, большая и маленькая!

Валентин ТИМОФЕЕВ, Николай МИЛОВИДОВ

Поймать радиостанцию в московском эфире намного проще, чем ерша в Московском море. Однако, как и в рыбной ловле, в области оценки «уловистости» антенн можно встретить самые нелепые росказни и предрассудки. Чего только не услышишь от «бывалых» водителей, которые имели дело еще с трофейными автомобильными радиоприемниками. Например, многие убеждены, что чем длиннее антенна, тем больше станций на нее принимается.

А если поставить одновременно две антенны, будет ли «улов» вдвое больше? Для рыболовных удочек - точно будет, т.к. это проверено многолетним опытом ловли при удвоенном расходе наживки. Оказывается, есть автомагнитолы с двумя тюнерами, которые на две антенны принимают гораздо лучше, особенно в городских условиях.

Какая антенна предпочтительнее, активная или пассивная? С чем ваша автомобильная система будет звучать лучше - с длинным наружным штырем или с крошечной активной «фитюлькой», наклеенной на лобовое стекло? А не снять ли с бронетранспортера высоченную составную антенну, которая будет угрожающе раскачиваться при любом ускорении или торможении вашей машины? А может быть, вообще сэкономить и забросить на крышу кусок провода, обмотав его вокруг багажника?

В этом тесте мы попытаемся ответить хотя бы на часть подобных вопросов. Наука об антеннах достаточно хорошо разработана, и для специалиста все ясно и прозрачно там, где для непосвященных - темный лес и загадки. Сигнал на выходе антенны легко измерить с помощью современного точного радиоприбора и однозначно установить, какое же из приспособлений лучше. Однако это справедливо только для автомобиля, стоящего на месте, на обочине. Стоит ему тронуться и заехать за какое-нибудь длинное железобетонное здание или же нырнуть в долину, под мост, как ситуация изменится. Качество приема сильно зависит и от того, на каких волнах вы хотите поймать станцию: длинных (ДВ), средних (СВ), коротких (КВ) или ультракоротких (УКВ). Большинство антенн сейчас выпускается для приема на УКВ, а в остальных диапазонах - как получится, поэтому для сравнения необходимо, как говорят специалисты, набрать статистику, т.е. поездить на машине, оборудованной приборами, по Москве и Подмосковью (всю Россию мы исколесить не пытаемся) и усреднить полученные результаты. Так мы и поступили и теперь предлагаем вашему вниманию сравнительный анализ пока только семи разных антенн, которые первыми попали в наши руки.

Для начала - немного теории радиоприема для тех, кого это интересует.

Особенности радиоприема в автомобиле

Радиоприем в автомобиле осложняется двумя факторами. Во-первых, кузов машины, как правило, металлический и служит хорошим экраном, под который не проникают радиоволны. Следовательно, внутрисалонные антенны работают тем лучше, чем ближе к внешней поверхности автомобиля они находятся, поэтому их место - на переднем или заднем, реже - на боковых стеклах. Во-вторых, на качество приема влияют помехи, создаваемые системой зажигания собственного или проезжающих мимо других машин. В системах зажигания генерируются короткие мощные импульсы высокого напряжения, создающие широкий спектр радиочастотных помех. В целом система зажигания работает подобно первому в истории радио искровому передатчику Генриха Герца (кстати, и схема отличается лишь немногим). Для борьбы с подобным вредным явлением нужна экранировка, и в этом отношении металлический кузов играет положительную роль, особенно если антенна размещена подальше от двигателя, на заднем крыле или в задней части крыши.

Сделать кузов радиопрозрачным не представляется возможным, следовательно, надо позаботиться, чтобы он хорошо выполнял хотя бы вторую свою положительную роль, то есть экранировал антенну от источника помех - мотора. Для этого все части кузова должны иметь между собой хороший электрический контакт, а если его нет, то надо установить замыкающие перемычки. Обратите, например, внимание на «металлизирующую» перемычку из толстого плетеного «чулка» проводников, соединяющую корпус двигателя с массой кузова. Она установлена практически во всех моделях автомобилей. Особенно опасны ненадежные, часто прерывающиеся контакты металлических частей двигателя и кузова, поскольку во время движения они создают трудноустранимые помехи в виде хаотического треска.

Давайте теперь поговорим собственно об антеннах и, чтобы выяснить, какая антенна нужна и какая лучше работает, разберемся в том, что же мы на самом деле принимаем. Подавляющее большинство автомагнитол работает в диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ) и ультракоротких волн (УКВ). Длина электромагнитной волны на ДВ составляет около километра, на СВ - несколько сотен метров, а на УКВ - единицы метров. На частотах отечественного УКВ-диапазона 65 - 74 МГц длина волны - около 4 м, а в «западном», или «верхнем» FM - 3 м.

Довольно редко между антеннами передатчика радиостанции и приемника в автомобиле есть прямая видимость - мешают строения, неровности рельефа, а на больших расстояниях и кривизна выпуклой сферической поверхности Земли. Следовательно, о прямолинейности распространения волн говорить не приходится. Но здесь помогает явление дифракции - огибания волнами препятствий, размеры которых сравнимы с длиной волны. На ДВ и СВ дифракция выражена очень сильно, и практически везде, даже за большими строениями, пригорками, в оврагах и долинах, во дворах-колодцах существует дифрагированное поле, хоть и меньшей напряженности, чем на открытом месте. И даже кривизну Земли средние, и особенно длинные волны огибают на расстояние в сотни километров от передатчика станции. Поэтому данные диапазоны по условиям распространения радиоволн как нельзя лучше подходят для автомобильного приема. Лишь внутри железобетонных зданий и гаражей напряженность поля резко падает из-за уже знакомого нам явления экранирования. Оказывается, что арматура стен, представляющая собой металлическую решетку, ведет себя подобно сплошной проводящей поверхности, если только размер ячеек намного меньше длины волны. А сквозь металлические стенки радиоволны не проходят, ведь металл - проводник.

На УКВ ситуация меняется. Дифракция на этих волнах выражена слабо, и на первое место выходят всевозможные отражения и переотражения волн от поверхностей стен и крыш зданий, а также других сооружений и естественных образований. Отраженный сигнал значительно слабее прямого, и кроме того, очень часто в точке приема складываются несколько переотраженных лучей, между ними происходит интерференция, приводящая к резким скачкам напряженности поля и к искажениям частотно-модулированного (ЧМ или, что то же самое, FM) сигнала. Кривизну Земли ультракороткие волны почти не огибают, и если вы заехали в зону тени, напряженность поля быстро падает практически до нуля. Радиус действия УКВ-радиостанции прямо зависит от высоты расположения ее антенн. Для Останкинской башни, например, где находятся антенны московских передатчиков отечественного УКВ, он достигает 90 - 100 км, а для большинства станций «верхнего» диапазона, антенны которых расположены ниже, едва доходит до 30 - 40 км. Многое зависит и от рельефа местности: въехав на горку, вы можете наблюдать значительное улучшение приема на УКВ, а в низине сигнал слабеет до полного пропадания.

Все приемные антенны делятся на два класса: электрические и магнитные. Электрические - это всевозможные дипольные и штыревые антенны, они реагируют на электрическую составляющую электромагнитного поля. Магнитные - ферритовые и рамочные, реагируют на магнитную составляющую. Если ферритовой магнитной антенной оборудован сейчас каждый портативный приемник, то на автомобилях магнитные антенны практически не применяются (исключая разве что пеленгаторные фургоны времен второй мировой войны с поворотными антеннами-рамками на крыше, которые еще можно увидеть в кинофильме про Штирлица, а также о других бойцах невидимого фронта). Здесь не лишне напомнить, что электрическая и магнитная составляющие поля электромагнитной волны взаимно перпендикулярны, и обе перпендикулярны направлению распространения волны. По направлению электрического поля определяют поляризацию волн - вертикальную или горизонтальную. На длинных и средних применяется исключительно вертикальная поляризация, поэтому наилучшей электрической антенной в этих диапазонах является вертикальный штырь, установленный на крыше автомобиля. Именно так традиционно, еще с тех времен, когда радиовещание велось только на ДВ и СВ, и делают чаще всего автомобильные антенны.

Длина антенны

Какова должна быть длина штыря? И правы ли те, кто устанавливает огромной высоты антенны, мотающиеся при движении, устрашая водителей и пешеходов? Элементарный расчет показывает, что не правы. Эффективная, или действующая, высота антенны равна половине длины штыря. А электродвижущая сила (ЭДС), наводимая полем волны в антенне, равна произведению напряженности поля и действующей высоты. Напряженность поля современных радиостанций составляет единицы, а часто и десятки милливольт на метр, и даже метровый штырь обеспечит ЭДС сигнала около милливольта, чего для современных приемников с чувствительностью в единицы (в худшем случае - десятки микровольт) более чем достаточно. В большинстве же случаев хватает антенны длиной всего в полметра. Следует четко отдавать себе отчет в одной простой вещи: возможность приема на ДВ и СВ сейчас определяется не чувствительностью тюнера, которая в большинстве случаев достаточна, а уровнем внешних помех. Если сигнал намного выше помех, прием хороший, если ниже - никакая антенна положения не исправит, поскольку сигнал все равно «утонет» в эфирной «грязи». Увеличивая длину антенны, мы пропорционально увеличиваем и уровень сигнала, и уровень внешних помех на входе приемника. Поэтому ситуация не улучшается, а в ряде случаев может даже ухудшиться, если вход приемника будет «перегружен» мощными сигналами.

Кабель, соединяющий антенну со входом приемника, играет на ДВ и СВ существенную роль. Его емкость (а она достигает 50 - 100 пФ на метр) нагружает антенну и ослабляет принимаемый сигнал. Полагая емкость антенны примерно равной 10 пФ, делаем вывод, что даже кабель метровой длины ослабляет принятый сигнал в 10 раз, двухметровой - в 20 раз и т.д. По этой причине кабель для АМ-антенны желательно иметь наименьшей длины, соответственно надо выбирать и место расположения антенны. Когда-то для автомобильных антенн выпускался специальный экранированный (коаксиальный) кабель с уменьшенной погонной емкостью, имеющий внешнюю экранирующую оплетку и внутреннюю изоляцию с довольно большим отверстием, в которое продергивалась очень тоненькая центральная жила. Такой кабель позволял антенне доставлять значительно больший сигнал на вход приемника. Теперь чувствительность современных тюнеров возросла, и специальные малоемкостные кабели применяются редко.

На УКВ ситуация совсем иная. Телевизионные, а вслед за ними и радиовещательные передатчики метровых волн используют горизонтальную поляризацию по причине несколько лучшего прохождения радиоволн с горизонтальной поляризацией в районах плотной застройки, в лесах и на больших расстояниях от телецентров и радиостанций (ведь столбы, стены и деревья «растут», как правило, вертикально). Но в последнее время радиостанции «верхнего» диапазона, ориентированные на автомобилистов, начинают использовать и вертикальную поляризацию. В идеальных условиях свободного пространства горизонтальный диполь не должен принимать радиоволны с вертикальной поляризацией, так же, как и вертикальный штырь - волны с горизонтальной поляризацией. Однако даже в этом идеальном случае наклон диполя или штыря всего на 5 - 7 градусов обеспечит уже уровень сигнала 0,1 от максимального. А современные приемники способны работать нормально при уровнях входных сигналов, изменяющихся в тысячи раз! Реальные условия очень далеки от идеальных, и поля радиостанций очень сильно искажаются окрестными препятствиями, рельефом местности и даже кузовом самого автомобиля. В результате поляризация поля становится произвольной и почти непредсказуемой. Ориентируя антенну, иногда даже невозможно определить, какая поляризация первоначально была у радиостанции. Поэтому на УКВ трудно отдать предпочтение горизонтальным, вертикальным или наклонным антеннам.

Что же касается длины антенны, оптимальной для УКВ-приема, то здесь все четко определено: она должна равняться четверти длины волны, т.е. около 1 м для отечественного и 0,75 м для «верхнего», или FM-диапазона. Штырь антенны представляет собой половинку полуволнового диполя (вторую половинку заменяет кузов) и оказывается настроенным в резонанс на частоты именно данного диапазона. Такая антенна неплохо согласуется с кабелем, имеющим волновое сопротивление в пределах 50 - 75 Ом и с входом приемника, обладающим, как правило, таким же входным сопротивлением. Кабель при этом может иметь произвольную (в пределах габаритов автомобиля) длину без заметного снижения уровня сигнала. Рассказывать об общих принципах конструирования автомобильных антенн можно еще долго, пора переходить к тесту, но два слова надо еще сказать об активных антеннах.

Если длину антенны значительно укоротить по сравнению с «полноразмерной» (четвертьволновой на УКВ и хотя бы метровой длины в АМ-диапазонах), то антенна будет работать неэффективно и создавать в соединительном кабеле слабый сигнал. Положение можно исправить, установив у основания штыря усилитель. Такая антенна будет называться активной. В нашем тесте шесть антенн активных и только одна обычная, пассивная, которую мы опишем первой. Достоинство у активных антенн только одно - их малые габариты, а недостатков гораздо больше. Такой антенне требуется питание, которое подводится отдельным проводом. При наличии в эфире мощных сигналов радиостанций, пусть на частоте, далекой от принимаемой, пусть даже в совсем другом диапазоне, антенна может перегружаться ими и создавать перекрестные помехи (когда вместо желаемой станции принимается нечто совсем другое, и чаще всего с искажениями), ложные настройки и побочные каналы приема. Кстати, то же самое может происходить и во входных цепях приемника, но там есть хоть какая-то предварительная селекция сигнала (настроенный колебательный контур на входе). В активной же антенне ее нет.

Для проведения теста мы обзавелись профессиональным цифровым вседиапазонным радиоприемником и установили его в «Жигулях» одного из авторов. Приемник позволял достаточно точно измерять напряжение сигнала на 75-омном входе, развиваемое каждой из антенн. «Точки стояния» для проведения измерений выбирались произвольно на улицах и в переулках Москвы, в основном в Восточном административном округе, а также за городом, но не далее 40 км, поскольку на больших расстояниях напряженность поля УКВ-станций «верхнего» диапазона значительно уменьшается. Полученные данные усреднялись по нескольким точкам. В УКВ-диапазоне были выбраны три станции: «сильная» - «Надежда», 104,2 МГц, «средняя» «Ностальжи», 100,5 МГц и «слабая» «Авторадио», 90,3 МГц. Сразу оговоримся, что термины «сильная» - «слабая» характеризуют вовсе не мощность передатчиков самих радиостанций, а условия приема в исследованной нами части Москвы и Подмосковья. Стоит отъехать подальше от Балашихи, где расположены антенны «Надежды», и встать под антенны «Авторадио», как станции поменяются местами. В АМ-диапазонах сигналы от места к месту изменяются значительно меньше, и там мы ограничились двумя станциями.

Приступая к описанию участниц теста, заметим, что сначала мы обращаем внимание на их конструкцию, способ крепления, удобство монтажа, сложность прокладки кабеля и его подключения. А уж затем оцениваем приемные способности (электрические параметры), особенности поведения антенны и результаты ее испытаний.

Источники: http://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/1998/02-03/p48-56.htm


Back to top