Вытягивание вмятин на автомобиле своими руками

1 ≫

Любые повреждения кузова очень неприятны для владельца автомобиля. Они не только существенно портят внешний вид, но и провоцируют коррозионные процессы. В итоге владельцу приходится полностью красить свою машину. И если с царапинами все обстоит немного лучше, то удалить вмятины довольно сложно. Впрочем, если знать, как выполняется вытягивание вмятин без покраски, то можно существенно сэкономить и вернуть автомобилю прежний эстетичный внешний вид.

Существует несколько технологий борьбы с вмятинами. Вытянуть их можно при помощи монеток, вакуумного оборудования, по технологии Pops-A-Dent, методом прогрева и охлаждения. Рассмотрим каждый из этих способов.

Виды вмятин

Первым делом необходимо определить тип деформации. Данные повреждения различаются между собой по величине. Так, глубокой считается повреждение, глубина которого составляет от 10 миллиметров и более. Зачастую эти вмятины не имеют четкой формы овала. Такие дефекты самостоятельно не устраняются. Неглубокие повреждения – это дефекты, где прогиб металла составляет не более 5 миллиметров, а на поверхности ЛКП нет повреждений. Этот дефект уже можно убрать своими руками в домашних или гаражных условиях.

Выравнивание по вакуумной технологии

Это особая технология вытягивания вмятин без необходимости окрашивания. С помощью этого способа даже серьезные вмятины можно удалить за несколько минут. Технология подразумевает применение специальных вакуумных присосок, которыми можно выровнять поверхность кузова. Данный метод позволяет удалить крупные и пологие вмятины.

Стоит помнить, что при помощи этого способа можно исправить только саму вмятину, но не последствия – полностью устранить следы ДТП невозможно. Выбирая вакуумную технологию, нужно учитывать, что придется проводить и дополнительные работы. Данная технология подойдет только для рихтовки без покраски (но при условии, что на поверхности нет трещин). Если же подобные дефекты имеются, поверхность металла с выкаткой может отслаиваться. Такая деталь непригодна для эксплуатации.

Для этой технологии необходимо приобрести специальные присоски для вытягивания вмятин на авто. Для рихтовки не нужен прямой и открытый доступ к изнаночной стороне дефекта. Это легкий и быстрый метод. Присоска прикладывается к месту дефекта, и при помощи компрессора создается вакуум. Затем резким движением вмятину вытягивают. Небольшие дефекты легко устраняются таким образом.

Вытягивание с помощью баллончика CO2 и фена

Данная технология подразумевает наличие баллончика со сжатым углекислым газом и обыкновенного бытового фена. Вначале вмятина подогревается феном. А затем на поверхность из баллончика распыляется газ. В этот момент металл мгновенно выровняется и приобретет свой прежний вид. Когда процесс распыления будет закончен, необходимо подождать какое-то время, а затем протереть место повреждения.

Ремонт кузовных дефектов монеткой

Естественно, обычные монеты здесь не нужны. Вытягивание вмятин на авто таким способом аналогично принципу ударного съемника или стержня для вытягивания. Плюс методики в том, что не нужно сверлить отверстия в кузове. Такой способ очень удобен на местах, где металл особенно тонкий, и просверлить отверстие попросту невозможно. Работа легко осуществляется своими руками в гаражных условиях.

Итак, в чем ее суть? Технология заключается в пайке медных или бронзовых кружков к обычному сварочному электроду. Кружок по своим размерам напоминает монетку. Затем он припаивается к поверхности кузова – она должна быть предварительно зачищена. Кружок-монетка располагается таким образом, чтобы он был близок к вмятине. Далее с помощью мощных плоскогубцев электрод сжимают, и таким образом выполняется вытягивание вмятин. Когда место будет выровнено, «монетка» подогревается локальным образом и легко удаляется. Остается только зачистить и покрасить место ремонта.

Рихтовка магнитом

Эта простая технология позволяет легко удалить вмятину с поверхности кузова. Стоит обратить внимание, что перед началом ремонта под магнит обязательно следует подкладывать мягкие материалы. Это защитит поверхность ЛКП от царапин. Магнит направляют от края дефекта к центру и тянут на себя. В случае с неглубокими дефектами приспособление легко их устранит. При этом не нужно красить кузов.

Pops-a-Dent

Это специальные пластиковые приспособления, по форме напоминающие обычную скобу с двумя «пятаками» на каждом конце. Предназначены они для локального ремонта вмятин в домашних или гаражных условиях. При этом красить место ремонта не нужно. Приспособления выполнены из качественного пластика. Он не хрупкий, но и не гибкий. Для большей надежности имеются и ребра жесткости. Они придают конструкции упругости. Стоимость данного комплекта составляет 450-500 рублей. Приобрести его можно в любом автомобильном магазине. Отзывы о средстве Pops-A-Dent в целом положительные. Среди недостатков автомобилисты отмечают малое количество насадок.

Сам набор для вытягивания вмятин включает в себя три насадки с разными диаметрами, которые на концах имеют винт с нарезанной резьбой. По этой резьбе накручивается барашек, с помощью которого и вытягивают вмятины. На насадки из резины наносится специальный клей. Он есть в комплекте с приспособлениями. Клей имеет особенную формулу – он надежный, прочный, но при этом его легко снять без повреждения ЛКП. Насадку нужно клеить по бокам, а также в центре дефекта. По краям насадок из резины имеются технологические отверстия – сделаны они не просто так. В момент приклеивания приспособления для вытягивания вмятин лишний клей может выйти через эти отверстия. Затем, после затвердевания, он сможет придать дополнительное усилие для фиксации.

Как устранить «пузырь» после неудачного вытягивания методом Pops-a-Dent

Бывает так, что владелец автомобиля перекручивает барашек, и в результате получается пузырь. В этой ситуации производитель комплекта предусмотрел специальные колышки. Изготовлены они из уникальных материалов по нанотехнологиям. Пластик колышка очень эластичный – он призван погасить ударную нагрузку. Этот колышек нужен в том случае, когда вмятина перетянута (к примеру, на крыше). Образуется пузырь. Если держать его в центре и не сильно бить молотком, то дефект вогнется. От колышка на поверхности не остается никаких дефектов. Можно стучать по нему сколько угодно, но он не согнется и не расколется. Как замечено выше, вытягивание вмятин данным методом выполняется с помощью клея. Для нанесения его производитель добавил в комплект термопистолет.

Итак, стержень клея устанавливают в пистолет и затем немного ждут, пока состав нагреется. Далее при помощи курка его выдавливают. Клей хорошо будет выходить наружу. Пистолет сделан достаточно качественно, и конструкция его предельно проста.

Порядок работы с набором

Чтобы удалить неглубокую вмятину без необходимости покраски с помощью данного набора, необходимо выполнить несколько действий:

  • Предварительно обезжиривают центр дефекта. Далее вручную загоняют клей в пистолет и греют его. Когда состав нагревается, его выдавливают курком. Пока клей горячий, его намазывают на резиновую насадку. Последнюю приклеивают в центр вмятины. Важно помнить, что застывает клей быстро. В момент приклеивания насадки ее вкручивают по часовой, а также против часовой стрелки. Состав должен выступить через специальные отверстия, о которых мы говорили ранее. Далее насадку еще несколько минут держат на месте дефекта до полного затвердевания состава.
  • Чтобы убедиться в качестве сцепления, насадку вращают из стороны в сторону. Если все хорошо, то насаживают пластиковый мостик через отверстие в центре. Затем барашек накручивают по резьбе. Вместе с вращением дефект будет подтягиваться. С каждым поворотом вмятина поднимается все выше и выше. Крутить нужно аккуратно, чтобы не получить в итоге пузырь.
  • Когда дефект выровнялся, приспособление удерживают на поверхности еще несколько минут (чтобы металл не смог уйти обратно). Через 5 минут снимают насадку. А если она не снимается, то помогают ей феном. При этом вся краска останется на своем месте.

Технология вытягивания с применением рычагов

Этот метод применяется чаще, чем все остальные. Но нужно заметить, что технология немного сложнее, чем все предыдущие. Перед вытягиванием вмятин на автомобиле лучше предварительно потренироваться на любых других поверхностях.

Вначале следует приобрести комплект инструментов. В наборе имеется около 40 штук различных рычагов и крючков. Перед началом ремонтных работ следует обеспечить легкий и свободный доступ к месту дефекта. Любые сторонние элементы аккуратно снимают.

Работы с инструментом для вытягивания вмятин проводятся лишь с внутренней стороны. Для этого подбирают крючок с оптимальной длиной и аккуратно давят на углубление, тем самым выравнивая металл. Эта технология может применяться даже после классической рихтовки. Не стоит работать крючками, если автомобиль шпаклевался. Есть риск, что шпаклевка просто отвалится.

Заключение

Как видно, вытягивание вмятин своими руками вполне возможно осуществить. Этот ремонт можно выполнить в гаражных условиях без необходимости посещения дорогостоящего сервиса и покраски.

Источники: http://fb.ru/article/334187/vyityagivanie-vmyatin-na-avtomobile-svoimi-rukami

2 ≫

Вмятины на корпусе автомобиля, думаю, эта ситуация знакома каждому автовладельцу. И многие из них перепробовали различные способы удаления вмятин на своих автомобилях. Стоит отметить, что не всегда причиной деформации кузова становятся дорожно–транспортные происшествия. Порой это случается из-за плохих дорог, неаккуратного вождения, а также из-за проделок стихии – град, сосульки.

Как правило, на автомобиле остаются неприглядные изъяны, а вот лакокрасочное покрытие никаким образом не повреждается. И порой кажется, что вернуть былую форму не получится, не нарушая при этом структуру эмали, но хочется вас обрадовать. Благодаря технологии PDR можно избавиться от удаления вмятин без покраски.

Впервые данная технология была предложена на заводах Mercedes-Benz в 50-х годах прошлого века. А первый раз в реальности этот процесс был произведен на автомобильных выставках в Германии и Америке. Именно по этой технологии ее изобретателю Оскару Флайгу приходилось выбирать ночное время, чтобы избавиться от вмятин на автомобилях. Они, как правило, появлялись днем от многочисленных посетителей салона. Спустя некоторое время появился специальный инструмент, который служил для ремонта вмятин беспокрасочным методом.

Инструменты для работы по технологии PDR

Но многих автолюбителей интересует один и тот же вопрос: «На чем же основан жбанный метод»?

Сама идея базируется на отказе от расходных материалов. Более того, особым преимуществом данного процесса считаются короткие сроки работы, при которой используются минимальные затраты. Именно это и отличает ремонт вмятин без покраски. Цена такой работы позволит сэкономить владельцу значительные средства, по сравнению с традиционными методами, существующие на сегодняшний день. Хочется отметить, что автомобиль сохранит «заводскую» покраску. Однозначно можно сказать, что такой способ избавиться от вмятин можно назвать своеобразным искусством авто ремонта, которое доступно далеко не каждому, ведь оно постоянно оттачивается и совершенствуется.

Выправление вмятин без покраски по технологии PDR:

На сегодняшний день в арсенале мастеров PDR имеется широкий выбор различных инструментов. Кроме стандартных приспособлений, этот процесс порой требует и использование специальных ламп, отражение света которых смогут определить параметры деформации. Специфическими инструментами считаются различные крючки. В руках мастера они способны творить чудеса. Это факт, с которым нельзя поспорить.

Многочисленные частные мастера предлагают собственные метода выправления поврежденных мест кузова. Стоимость работы по устранению вмятин различается. Ведь все зависит от размера повреждений, и сложности доступа к ним. Но обычно это половина от стоимости традиционного ремонта. Также хочется упомянуть о том, что эти методы можно применять в отсутствии сколов, и различных других нарушений покрытия автомобиля. В противном случае использовать данный метод нет смысла.

Качество оказываемых услуг также во много разнится у разных мастеров. Все зависит от умений, наличия определенных навыков и, что скрывать, от старания человека, проводившего ремонт.

Опытные специалисты сервисных центров знают различные способы, как убрать вмятину на кузове автомобиля, используя при этом весь спектр профессиональных инструментов, которые позволят быстро и качественно вернуть автомобилю прежнее состояние. Так как они являются мастерами своего дела, они справятся с любой задачей, экономя при этом ваши деньги и время.

Существует множество способов удаления вмятин — выбор за Вами

Описание других способов удаления вмятин не имеет особого значения, поскольку все они основаны на опыте кустарей одиночек и малоэффективны в производстве. Самое большее, что можно достичь с их применением – сделать неровности кузова менее заметными. Это, конечно же, уже не удовлетворяет потребности большинства автомобилистов.

  • Новости
  • Практикум

Как можно убедиться благодаря фотографиям, опубликованным автопроизводителем, в салоне Volkswagen Amarok поменялось если не всё, то очень многое — от руля и формы воздуховодов до блока управления климатической установкой. Отныне в Volkswagen Amarok будут устанавливаться передние сиденья ergoComfort, позаимствованные у гражданских автомобилей марки, которые получат систему подогрева, возможность .

В современном мире очень просто попасть в число должников, достаточно иметь просроченные платежи по кредитам, коммуналке или неоплаченные штрафы. Проверять наличие долгов и взыскивать их с нерадивых граждан – работа Федеральной службы судебных приставов. Готовясь к путешествию или планируя оформить .

Фирма SCG принадлежит бизнесмену и режиссеру Джеймсу Гликенхаусу, который также известен как большой поклонник автоспорта и автомобилей Ferrari. После нескольких изготовленных под заказ спорткаров, таких, как Ferrari P4/5, Гликенхаус решил самостоятельно заняться разработкой и выпуском «бескомпромиссных спорткаров». В прошлом году был показан гоночный спортпрототип .

Проект соответствующих поправок в Бюджетный кодекс разработало Министерство транспорта РФ. Как сообщают «Известия», благодаря изменениям субъекты федерации будут обязаны передавать дорожные платежи и штрафы в местные дорожные фонды. О подготовке соответствующей инициативы министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял еще в апреле. Проект предполагает 10 видов платежей напрямую .

Внешность новинки будет выполнена в стиле более крупных Focus и Mondeo текущего поколения. Об этом со ссылкой на источники внутри компании сообщает OmniAuto. На основании полученной информации художник издания также создал на компьютере изображение, демонстрирующее, как мог бы выглядеть подобный автомобиль. Фары и решетка радиатора в стиле Mondeo — не единственное, чем будет .

В представленном маркой Citroen концепте Advanced Comfort Lab, построенном на основе серийного кроссовера C4 Cactus, самым заметным глазу новшеством являются, безусловно, пухлые кресла, больше похожие на домашнюю мебель, чем на автомобильные сиденья. Секрет кресел — в набивке из нескольких слоёв вязкоупругого пенополиуретана, который обычно используют производители .

Как поясняет парламентарий, в настоящее время в России много малоимущих граждан и для них необходимо ввести понижающий коэффициент. В то время как богатые, по мнению депутата, наоборот, должны платить больше, сообщает агентство «Москва». Тем, у кого месячная зарплата превышает 100 тысяч рублей, Старовойтов предлагает ввести коэффициент 2, для граждан .

Об этом на встрече президента РФ Владимира Путина с инвесторами рассказал председатель совета директоров и один из основателей Hyperloop Шервин Пишевар, сообщает РИА Новости. Как утверждают источники агентства, РФПИ стал соинвестором проекта, а в свою очередь соинвесторами фонда стали компании GE и SCNF (Национальная компания французских железных дорог). Предполагается, .

Однообъемник нового поколения будет предлагаться в пяти- и семиместной версиях и получился на 75 длиннее, 20 мм шире и 15 мм выше своего предшественника. Размеры новинки — 4,63 м х 1,86 м х 1,66 м. Колёсная база Renault Grand Scenic выросла на 35 мм (2,8 метра), .

Как рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Валерий Селезнев, такое право таможенникам необходимо, чтобы оперативно и в наиболее полном объеме выявлять санкционные товары, сообщает РИА Новости. По словам Селезнева, речь идет об изменениях в 21-ю статью федерального закона о таможенном регулировании. Предполагается, .

Как заказать автомобиль из Японии Японские автомобили — лидеры продаж во всем мире. Эти машины ценят за их надежность, качество, маневренность и беспроблемность в плане ремонта. Сегодня автовладельцы хотят быть уверенными в том, что машина пришла прямо из Японии, а .

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 .

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. Нестабильная работа двигателя: скачут .

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого .

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя .

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако .

Они появились в результате генетического моделирования, они синтетические, как одноразовый стаканчик, они практически бесполезные, как пекинесы, но их любят и ждут. Те, кто хочет боевую собаку, заводят себе бультерьера, кому нужна спортивная и стройная, отдают предпочтение афганским борзым, кому нужна .

Центральные фигуры Местные гаишники не показывают никакой реакции на новый «Гольф». По наблюдениям, им куда больше нравится броская «Хонда» (по всей видимости, редкая на Украине). К тому же традиционные пропорции «Фольксвагена» настолько удачно прячут обновленную кузовную платформу, что обывателю трудно .

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? .

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в .

  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • Рекомендуем
  • Лучшее

Детектор всех современных радаров: Стрелка, Робот, Кречет, Кордон, Крис-П и др. Голосовые оповещение о камерах и о превышении порога скорости. Запись GPS траектории движения. 2 режима съёмки: день и ночь.

Портативный источник аварийного питания. Мощный аккумулятор. Запуск двигателя автомобиля. Заряжает любые электронные приборы (телефон, фотоаппарат, плеер). Выход 19 вольт для зарядки ноутбука. Множество переходников. 1000 циклов заряд-разряд.

Универсальное устройство для диагностики любого автомобиля, через Bluetooth соединение. Производит чтение и сброс всех ошибок бортового компьютера авто, анализ показателей датчиков, графики и тесты, полный мониторинг текущего состояния. Поставляется вместе с программным обеспечением (на русском языке), поддерживает четыре вида платформ: DOS/Windows/Android и IOS.

Clear View - автокозырек, который блокирует встречный свет фар автомобилей до 72%, а ультрафиолетовое излучение (свет солнца) до 80%! Позволяет четко видеть при вождении днем и ночью. В отличие от очков, не закрывает обзор водителя.

Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы .

Какой бы не был дорогой и современный автомобиль удобство и комфорт передвижения в первую очередь зависят от работы подвески на нем. Особенно остро это ощущается на отечественных дорогах. Не секрет, что самой важной частью подвески .

Перед тестом можно смело сказать, что это будет «Трое против одного»: 3 седана и 1 лифтбек; 3 наддувных мотора и 1 атмосферник. Три машины с автоматом и только один – с механикой. Три автомобиля – .

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается .

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль .

  • Популярно
  • Рубрики

В отличие от Европы, на отечественном авторынке автомобили классов А и В не так популярны, хотя именно они являются самыми экономичными ТС в плане расхода .

К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как .

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое .

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2016 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. .

  • Форум
  • Авторадио
  • Актуальное
  • Интересное

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А .

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а .

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается .

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или .

Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый .

Полезные советы от профессиональных автолюбителей.

Источники: http://avtomotospec.ru/remont-avtomobilya/sposoby-udaleniya-vmyatin.html

3 ≫

PDR тех­но­ло­гия (Paintless dent repair / paintless dent removal) – бес­по­кра­соч­ный ремонт вмятины/беспокрасочное уда­ле­ние вмя­тины, пред­став­ляет собой метод выправ­ле­ния незна­чи­тель­ных вмя­тин с кузова авто­мо­биля. По немецки эта тех­но­ло­гия назы­ва­ется DOL — (Dellen Entfernung ohne Lackierung). При помощи PDR может быть отре­мон­ти­ро­вано мно­же­ство раз­но­вид­но­стей повре­жде­ний, при усло­вии, что краска не повре­ждена. PDR может при­ме­няться как на сталь­ных, так и на алю­ми­ни­е­вых пане­лях кузова. Самое часто устра­ня­е­мое повре­жде­ние при PDR – это вмя­тины от града, двер­ные вмя­тины, мел­кие складки на металле, обшир­ные вмя­тины и повре­ждён­ные рёбра жёст­ко­сти на пане­лях кузова. Аме­ри­кан­ские про­фес­си­о­налы без­по­кра­соч­ного ремонта повре­жде­ний ино­гда назы­вают эту тех­но­ло­гию PCR (Paintless Collision Repair — без­по­кра­соч­ный ремонт ава­рий­ных повре­жде­ний), так как речь ино­гда идёт не о про­стых вмя­ти­нах и при­хо­дится без покраски выправ­лять доста­точно слож­ные повре­жде­ния, кото­рые, на пер­вый взгляд, не воз­можно отре­мон­ти­ро­вать без пере­кра­ши­ва­ния детали.

Этот метод может исполь­зо­ваться и при выправ­ле­нии пане­лей кузова перед покрас­кой, мини­ми­зи­руя при­ме­не­ние шпа­клёвки. Ино­гда может быть доста­точно слоя грунта для окон­ча­тель­ного вырав­ни­ва­ния.

Пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии бес­по­кра­соч­ного ремонта вмя­тин:

  • Не тре­бу­ется шпа­кле­ва­ния и пере­краса
  • Не стоит так дорого, как тра­ди­ци­он­ный кузов­ной ремонт
  • В боль­шин­стве слу­чаев, повре­жде­ние может быть быстро отре­мон­ти­ро­вано
  • Нет риска несов­па­де­ния цвета ремон­ти­ру­е­мой детали, так как краска оста­ётся ори­ги­наль­ной
  • Ремонт может осу­ществ­ляться в обыч­ных усло­виях

Для при­ме­не­ния тех­но­ло­гии PDR металл дол­жен быть не рас­тя­нут и лако­кра­соч­ное покры­тие должно быть не повре­ждён­ным. Однако есть тех­ники, поз­во­ля­ю­щие решить про­блему даже неко­то­рой рас­тя­ну­то­сти металла.

Боль­шин­ство авто­мо­би­лей 1990-х годов изго­тов­ле­ния и более совре­мен­ные имеют эла­стич­ную краску, кото­рая не трес­ка­ется при мно­гих дефор­ма­циях металла.

Жела­тельно, чтобы время, от воз­ник­но­ве­ния вмя­тины до её выправ­ле­ния, было ми­нимальным. Ста­рые вмя­тины выдав­ли­ва­ются труд­нее. Это свя­зано с харак­те­ри­сти­кой меха­ни­че­ской па­мяти металла.

Отштам­по­ван­ный металл имеет меха­ни­че­скую память (осо­бенно выпук­лые места), а напря­же­ния, создан­ные внутри и вокруг вмя­тины мешают его воз­врату в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Можете про­чи­тать ста­тью о вырав­ни­ва­нии кузова, там опи­сана тео­рия упру­гой и пла­сти­че­ской дефор­ма­ции металла. Задача спе­ци­а­ли­ста — уби­рать напря­же­ния и помо­гать металлу выправ­ляться. Визу­аль­ный кон­троль помо­гает опре­де­лить место нажа­тия или про­сту­ки­ва­ния.

PDR исполь­зует серию несиль­ных нажа­тий с обрат­ной сто­роны повре­жде­ния, чтобы вер­нуть пер­во­на­чаль­ную форму. Не все повре­жде­ния можно убрать пол­но­стью, но опыт­ный спе­ци­а­лист может сде­лать даже доста­точно слож­ные повре­жде­ния неза­мет­ными.

При ремонте по тех­но­ло­гии PDR :

  • ремон­ти­ру­е­мая панель должна быть жёстко закреп­лена
  • должно быть настро­ено осве­ще­ние и отра­жа­ю­щая панель
  • дол­жен быть доступ к обрат­ной сто­роне повре­жде­ния
  • должна быть точка опоры инстру­мента
  • важно все дей­ствия про­из­во­дить посте­пенно и акку­ратно

Нужно про­бо­вать выдав­ли­вать вмя­тину в несколь­ких местах. Если плохо выправ­ля­ется в одном месте, то нужно сме­нить зону нажима. Глав­ное, чтобы не оста­ва­лось сле­дов от пере­дав­ли­ва­ния. Кон­тро­ли­ро­вать про­цесс помо­гает отра­же­ние полос от отра­жа­ю­щей панели.

При уда­ле­нии вмя­тины PDR-инстру­мен­том, металл вокруг её краёв мед­ленно мас­си­ру­ется и про­ис­хо­дит мед­лен­ное посте­пен­ное воз­вра­ще­ние металла в его пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. При воз­дей­ствии с краёв, вмя­тина ста­но­вится меньше и посте­пенно исче­зает.

Одним из самых важ­ных аспек­тов при уда­ле­нии вмя­тины мето­дом PDR явля­ется осве­ще­ние. Суще­ствует мно­же­ство раз­лич­ных типов ламп и отра­жа­ю­щих пане­лей. Вли­яют пра­виль­ное рас­по­ло­же­ние и ярко­сть и даже цвет осве­ще­ния.

Задача визу­аль­ного кон­троля – наблю­дая за про­цес­сом, пол­но­стью выпра­вить вмя­тину, чтобы её не было видно под любыми углами.

Осве­ще­ние и отра­жа­ю­щие панели пока­зы­вают струк­туру вмя­тины, поз­во­ляя мастеру хорошо видеть углуб­лён­ные места и воз­вы­шен­но­сти, а также дви­же­ние металла при надав­ли­ва­нии кон­чи­ком инстру­мента на панель. Визу­аль­ный кон­троль поз­во­ляет более точно воз­дей­ство­вать на вмя­тину.

Для осве­ще­ния жела­тельно исполь­зо­вать боль­шую лампу, осо­бенно, если повре­жде­ние обшир­ное. Для осве­ще­ния исполь­зу­ются флу­о­рес­цент­ные или све­то­ди­од­ные лампы, а также отра­жа­ю­щие панели, для луч­шего кон­троля над дефор­ми­ро­ван­ным метал­лом в про­цессе ремонта. Важна каж­дая мель­чай­шая деталь.

Бывают, также, отра­жа­ю­щие панели со встро­ен­ным осве­ще­нием.

При­мер визу­а­ли­за­ции неров­но­стей при помощи отра­жа­ю­щей панели

Можно, также, рабо­тать при сол­неч­ном осве­ще­нии, исполь­зуя допол­ни­тельно отра­жа­ю­щую панель.

Под­ни­мая свет выше, или ото­дви­гая дальше, Вы можете лучше уви­деть струк­туру вмя­тины.

В про­цессе правки более слож­ного повре­жде­ния, при необ­хо­ди­мо­сти, осве­ще­ние можно настра­и­вать несколько раз, чтобы было удобно визу­ально кон­тро­ли­ро­вать про­цесс выправ­ле­ния.

Неко­то­рые мастера дора­ба­ты­вают лампы, чтобы уче­сть свои пред­по­чте­ния. К при­меру, тём­ный свет или отра­жа­тели раз­ных цве­тов могут улуч­шить види­мо­сть при ремонте авто­мо­би­лей свет­лых оттен­ков. Неко­то­рые мастера даже наде­вают сол­неч­ные очки при выправ­ле­нии вмя­тины на белых маши­нах. Так им лучше видно кон­фи­гу­ра­цию вмя­тины.

Нужно уста­но­вить отра­жа­ю­щий экран под нуж­ным углом (обычно 90 гра­ду­сов к поверх­но­сти), чтобы полосы от него отра­жа­лись в зоне ремонта.

Мастер нахо­дится сбоку и смот­рит на отра­же­ние полос от отра­жа­ю­щего экрана в зоне повре­жде­ния.

Инстру­мент с нуж­ным кон­чи­ком выби­ра­ется в зави­си­мо­сти от кон­фи­гу­ра­ции вмя­тины и панели. Для началь­ной прак­тики нужно при­ме­нять острую насадку. Так будет легче опре­де­лить место рас­по­ло­же­ние кон­чика инстру­мента на обрат­ной сто­роне панели.

Инстру­менты отли­ча­ются раз­ме­ром, кон­фи­гу­ра­цией изгиба, тол­щи­ной и фор­мой нако­неч­ника. Бывают инстру­менты со смен­ными нако­неч­ни­ками. Инстру­мент с ост­рым кон­чи­ком пред­на­зна­чен для точеч­ного воз­дей­ствия. Им удобно под­ни­мать малень­кие ямки, осо­бенно на завер­ша­ю­щей ста­дии ремонта. Инстру­мент с круг­лым кон­чи­ком воз­дей­ствует на более обшир­ные обла­сти и наи­бо­лее часто исполь­зу­ется. То есть, чем больше нако­неч­ник, тем на боль­шую зону он воз­дей­ствует. Изгиб инстру­мента вли­яет на силу созда­ва­е­мого дав­ле­ния.

Для более удоб­ного и быст­рого доступа можно исполь­зо­вать раз­ные инстру­менты, раз­ных раз­ме­ров и форм. Как пра­вило, у опыт­ного мастера все­гда есть наи­бо­лее люби­мые инстру­менты, кото­рые он часто исполь­зует в работе. Пони­ма­ние, какой инстру­мент для какой панели и вмя­тины выбрать, при­хо­дит с опы­том. Инстру­мент PDR тре­бует упора при работе, нужно учи­ты­вать кон­фи­гу­ра­цию панели для обес­пе­че­ния упора и выби­рать нуж­ные места доступа.

Нович­кам не сле­дует акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на покупке и изу­че­нии мно­жет­сва инстру­мен­тов. Нужно научиться вла­деть базо­вым набо­ром и, при необ­хо­ди­мо­сти, доку­пать новые.

Ино­гда, при необ­хо­ди­мо­сти, можно изго­то­вить инстру­мент нуж­ной кон­фи­гу­ра­ции или дора­бо­тать име­ю­щийся.

Про­бой­ники с раз­ными кон­чи­ками для оса­жи­ва­ния воз­вы­шен­но­стей металла

Нужно уметь поме­щать инстру­мент внутрь панели, чтобы добраться до обрат­ной сто­роны вмя­тины и рас­по­ло­жить кон­чик инстру­мента в нуж­ном месте, не видя обрат­ной сто­роны.

Спе­ци­аль­ным про­бой­ни­ком уби­ра­ются наколы (выступы) и ослаб­ля­ются края вмя­тины.

Про­бой­ники должны иметь раз­ные нако­неч­ники, для про­сту­ки­ва­ния раз­ных воз­вы­шен­но­стей. Фто­ро­пла­сто­вые про­бой­ники спо­собны сколь­зить по поверх­но­сти, не повре­ждая ЛКП.

Для кле­е­вой системы суще­ствуют раз­ные «грибки», кото­рые при­ме­ня­ются в раз­ных местах. Какими-то лучше вытя­ги­вать центр вмя­тины, дру­гими края и рёбра жёст­ко­сти.

Стенд пред­став­ляет собой про­стую кон­струк­цию и может быть изго­тов­лен само­сто­я­тельно. Его можно изго­то­вить как из металла, так и из дерева. Опор­ные места стенда, кото­рые будут кон­так­ти­ро­вать с пане­лью, должны быть покрыты рези­ной, чтобы ремон­ти­ру­е­мые детали не цара­па­лись. Капот или дру­гую панель на стенде нужно закре­пить.

Стенд для капота или дру­гих пане­лей осо­бенно удо­бен на началь­ном этапе обу­че­ния, чтобы научиться опре­де­лять рас­по­ло­же­ние кон­чика при­ме­ня­е­мого PDR-инстру­мента. В любой момент можно загля­нуть под ремон­ти­ру­е­мую панель и сори­ен­ти­ро­ваться.

Пре­иму­ще­ство работы с пане­лью на стенде в том, что так легче настро­ить осве­ще­ние и улуч­ша­ется визу­аль­ный кон­троль.

Буду­щему спе­ци­а­ли­сту PDR-тех­но­ло­гии жела­тельно не иметь серьёз­ных про­блем со зре­нием. Всё опи­ра­ется на зри­тель­ный кон­троль над про­ис­хо­дя­щим про­цес­сом. Один из самых важ­ных аспек­тов при изу­че­нии PDR – это уме­ние «читать свет», уметь опре­де­лять гра­ницы вмя­тины. Это ключ к кон­тролю над выправ­ле­нием вмя­тин. Важно научиться интер­пре­ти­ро­вать, что отра­жа­ется в лако­кра­соч­ном покры­тии. По началу это непро­сто делать. Игно­ри­ры­ва­ние мель­чай­ших дета­лей в отра­же­нии отра­зится на резуль­тате ремонта. Далее нужно раз­вить мышечно-зри­тель­ную коор­ди­на­цию с хоро­шей мото­ри­кой. Нужно учи­ты­вать каж­дый мил­ли­метр изме­не­ний в отра­же­нии при правке вмя­тины.

Нужно научиться при­ме­нять раз­ный инстру­мент, соот­вет­ству­ю­щий обсто­я­тель­ствам ремонта.

Про­цесс обу­че­ния PDR-тех­но­ло­гии тре­бует тер­пе­ния, вни­ма­тель­но­сти к дета­лям и не про­щает спешки. PDR-тех­но­ло­гия понра­вится пер­фек­ци­а­ни­стам, кото­рые готовы дово­дить всё до иде­ала, не бро­сая дело на поло­вине.

Важ­ным момен­том обу­че­ния явля­ется обще­ние с про­фес­си­о­на­лом PDR и наблю­де­ние за его рабо­той. Важно полу­чить хоро­шую пра­виль­ную базу, что дела­ется под руко­вод­ством хоро­шего спе­ци­а­ли­ста. Если изна­чаль­ная база зна­ний и навы­ков не пра­виль­ная, то, много прак­ти­ку­ясь, нови­чок будет полу­чать непра­виль­ные навыки.

При обу­че­нии нужно сосре­до­то­читься на пони­ма­нии про­цесса и не торо­питься, ско­ро­сть при­дёт с опы­том.

Один из навы­ков, необ­хо­ди­мых для выправ­ле­ния вмя­тины при помощи тех­но­ло­гии PDR – это уме­ние добраться до повре­жде­ния с обрат­ной сто­роны.

Пер­вое чему нужно научиться при изу­че­нии без­по­кра­соч­ному уда­ле­нию вмя­тин – это посто­янно пони­мать, где нахо­дится кон­чик PDR-инстру­мента. Нужно поста­раться при­бли­зить кон­чик инстру­мента к вмя­тине и немного нада­вить кон­чи­ком на металл. Так будет понятно, где нахо­дится кон­чик в теку­щий момент. Для более точ­ного при­бли­же­ния к цен­тру вмя­тины, нужно, про­дол­жая надав­ли­вать кон­чи­ком на панель с обрат­ной сто­роны, дви­гать инстру­мент к месту, где рас­по­ло­жена вмя­тина. Таким обра­зом, кон­чик как бы сколь­зит к нуж­ному месту и это визу­ально отра­жа­ется на отра­же­нии лако­кра­соч­ного покры­тия. Этот приём помо­жет на началь­ном этапе обу­че­ния, когда нет опыта точно рас­по­ла­гать кон­чик инстру­мента. Сле­ду­ю­щее, что нужно уметь – опре­де­лить зоны, куда нужно надав­ли­вать кон­чи­ком инстру­мента и опре­де­лить опти­маль­ный метод надав­ли­ва­ния. Нужно также научиться оса­жи­вать воз­вы­шен­но­сти металла до уровня общей плос­ко­сти. Нужно рас­счи­ты­вать поря­док дей­ствий в зави­си­мо­сти от харак­те­ри­стик и место­по­ло­же­ния повре­жде­ния. В работе над повре­жде­нием необ­хо­димо раз­де­лять выправ­ле­ние вмя­тины на этапы.

Каж­дая отдель­ная вмя­тина тре­бует инди­ви­ду­аль­ного под­хода.

Как было напи­сано выше, наи­бо­лее удоб­ный метод обу­че­ния – поло­жить ненуж­ный капот на стенд для ремон­ти­ру­е­мых пане­лей и про­бо­вать пере­дви­гать кон­чик PDR-инстру­мента и надав­ли­вать на металл, наблю­дая за про­цес­сом с обеих сто­рон. Можно сде­лать плав­ную вмя­тину на капоте тупым пред­ме­том и тре­ни­ро­ваться её выправ­лять.

При работе по тех­но­ло­гии PDR исполь­зу­ются группы мышц, кото­рые в повсе­днев­ной жизни редко задей­ство­ваны. Тре­бу­ется коор­ди­на­ция дви­же­ния рук и зре­ния. PDR для успеш­ного пони­ма­ния про­цесса тре­бует мно­же­ства само­сто­я­тель­ных проб и оши­бок. Тре­ни­ру­ясь на ненуж­ных пане­лях кузова, нужно про­бо­вать надав­ли­вать и оса­жи­вать металл с раз­ным уси­лием, чтобы понять «пове­де­ние» металла.

Хоро­шим под­спо­рьем для новичка PDR-тех­но­ло­гии явля­ется зна­ния устрой­ства кузова, а также пони­ма­ние харак­те­ри­стик листо­вого металла авто­мо­би­лей.

PDR тре­бует дли­тель­ного осво­е­ния. Про­цесс обу­че­ния про­дол­жа­ется во время прак­тики, так как все повре­жде­ния тре­буют инди­ви­ду­аль­ного под­хода.

Ещё раз сле­дует отме­тить, что тер­пе­ние явля­ется важ­ной состав­ля­ю­щей обу­че­ния и успеш­ного при­ме­не­ния PDR-тех­но­ло­гии.

В обу­че­нии и прак­тике нужно про­дви­гаться мед­ленно, не делать лиш­них уси­лий при работе с метал­лом пане­лей кузова. Новички пыта­ются ими­ти­ро­вать дви­же­ния жестян­щи­ков и пере­дав­ли­вают или пере­сту­ки­вают металл, что абсо­лютно непра­вильно и ведёт к посред­ствен­ному резуль­тату. Нужно все дей­ствия делать посте­пенно, делая мно­же­ство лёг­ких повто­ре­ний. Не нужно ста­раться выпра­вить вмя­тину или её часть за один раз.

На началь­ном этапе обу­че­ния доста­точно сложно пол­но­стью завер­шить выправ­ле­ние, когда основ­ная часть вмя­тины выправ­лена. Неболь­шое углуб­ле­ние может быть заметно, только при исполь­зо­ва­нии «отра­жа­ю­щего экрана», по неров­но­сти полосы, отра­жа­ю­щейся на лако­кра­соч­ном покры­тии в месте повре­жде­ния.

Для доступа к обрат­ной сто­роне вмя­тины может потре­бо­ваться снять неко­то­рые детали авто­мо­биля, к при­меру, зад­ние стоп-сиг­налы, детали инте­рьера.

Ино­гда необ­хо­димо про­свер­лить отвер­стие с боку панели, для доступа к нуж­ному месту обрат­ной сто­роны. Отвер­стие жела­тельно делать как можно мень­шего раз­мера и в местах, где его будет не видно или оно будет нор­мально смот­реться, закры­тое заглуш­кой, как тех­но­ло­ги­че­ское отвер­стие. К при­меру, про­свер­лив отвер­стие под уплот­ни­тель­ной резин­кой двери, его не будет видно.

Ино­гда, когда дру­гого вари­анта нет, необ­хо­димо про­свер­лить отвер­стие с боку панели для доступа к обрат­ной сто­роне вмя­тины. Такой вари­ант могут при­ме­нять и для быст­рого устра­не­ния вмя­тины, чтобы не делать лиш­них раз­бо­рок. Отвер­стие потом закры­вают спе­ци­аль­ной заглуш­кой.

С появ­ле­нием новых раз­но­об­раз­ных инстру­мен­тов и при­спо­соб­ле­ний свер­ле­ние отвер­стий, в боль­шин­стве слу­чаев, можно избе­жать.

  • Перед ремон­том при помощи PDR поверх­но­сть должна быть чистой. Окис­ле­ния, смола и про­чие загряз­не­ния ухуд­шают отра­жа­ю­щую спо­соб­но­сть лако­кра­соч­ного покры­тия. Нужно вни­ма­тельно осмот­реть повре­жде­ние, понять кон­фи­гу­ра­цию вмя­тины и поду­мать, какой инстру­мент лучше при­ме­нить в дан­ном кон­крет­ном слу­чае. Мастер опре­де­ляет по отра­же­нию света зону, куда нужно нада­вить и насколько сильно.
  • При необ­хо­ди­мо­сти перед прав­кой нужно убрать шумо­изо­ля­цию. Панель должна быть зафик­си­ро­вана. Для этого при­ме­ня­ются спе­ци­аль­ные сто­поры для две­рей и капота.
  • Можно при­ме­нить фен для нагрева поверх­но­сти. В основ­ном это дела­ется для улуч­ше­ния эла­стич­но­сти лако­кра­соч­ного покры­тия. Осо­бенно это акту­ально для не мно­го­лет­них авто­мо­би­лей, а также при ремонте в поме­ще­нии с низ­кой тем­пе­ра­ту­рой, чтобы предот­вра­тить появ­ле­ние мик­ро­тре­щин на краске при выдав­ли­ва­нии вмя­тины. Феном нужно греть до состо­я­ния, когда руке при каса­нии поверх­но­сти ста­нет ощу­тимо горячо. Силь­ный пере­грев может повли­ять на цвет краски панели.
  • Нужно смот­реть на вмя­тину напро­тив лучей осве­ще­ния и дви­гаться впе­рёд-назад пока свет от лампы не ста­нет так осве­щать вмя­тину, чтобы она дели­лась тенью и све­том попо­лам.
  • Рабо­тая с совре­мен­ными япон­скими (и не только) авто­мо­би­лями, нужно иметь ввиду, что листо­вой металл пане­лей на них очень тон­кий, поэтому рас­тя­нуть его при слиш­ком силь­ном нажиме доста­точно легко и металл пру­жи­нит при оса­жи­ва­нии. Поэтому нужно рабо­тать вни­ма­тельно и осто­рожно.
  • Если повре­жде­ние зна­чи­тель­ное, то его можно попы­таться вер­нуть насколько это воз­можно, нада­вив рукой с обрат­ной сто­роны. На началь­ном этапе правки обшир­ного повре­жде­ния при­ме­ня­ется инстру­мент с более тол­стым кон­чи­ком. Бывает необ­хо­димо на кон­чик намо­тать плот­ную арми­ро­ван­ную ленту. Это уве­ли­чи­вает пло­щадь воз­дей­ствия. Можно исполь­зо­вать спе­ци­аль­ную надув­ную подушку, ваку­ум­ную при­соску и кле­е­вую систему. Далее нужно про­ана­ли­зи­ро­вать какого типа повре­жде­ния оста­лись. То есть, сна­чала важно при­дать поверх­но­сти общую форму, а дальше рабо­тать над мел­кими эле­мен­тами повре­жде­ния.
  • Тео­рия такова, что сна­чала лучше снять напря­же­ние вокруг вмя­тины, оса­див воз­вы­шен­но­сти. Для этого исполь­зу­ются спе­ци­аль­ные про­бой­ники (к при­меру, фто­ро­пла­сто­вые стержни) с молот­ком. Вмя­тина после этого ста­но­вится более эла­стич­ной и подат­ли­вой. Если вмя­тина не малень­кая, то сразу давить в сере­дину не жела­тельно. Иначе она может раз­де­литься на две вмя­тины. Нужно давить по спи­рали, от краёв к цен­тру, пери­о­ди­че­ски про­сту­ки­вая при необ­хо­ди­мо­сти. Если игно­ри­ро­вать воз­вы­шен­но­сти вокруг вмя­тины или про­сто не видеть их, то при­ла­гая уси­лие можно вме­сто выдав­ли­ва­ния вмя­тины сде­лать воз­вы­шен­но­сть (накол). Оса­жи­ва­ние воз­вы­шен­но­стей вокруг вмя­тины ослаб­ляет напря­же­ние и вмя­тина выхо­дит легко.
  • Нужно сна­чала выда­вить самые жёст­кие места. Рёбра жёст­ко­сти, к при­меру, нужно выдав­ли­вать в первую оче­редь. За ними под­ни­мется часть при­ле­га­ю­щего металла.
  • Самая глу­бо­кая часть вмя­тины тре­бует больше уси­лия при надав­ли­ва­нии, чем менее глу­бо­кие части вмя­тины, сме­щён­ные к краям. Может потре­бо­ваться, к при­меру, 10–50 лёг­ких надав­ли­ва­ний для умень­ше­ния и выправ­ле­ния вмя­тины. Все вмя­тины раз­ные и тре­буют изу­че­ния и соот­вет­ству­ю­щего под­хода.
  • Если вмя­тина круг­лая и неболь­шая, то имеет смысл начи­нать выдав­ли­ва­ние прямо с цен­тра. Но обычно вмя­тины имеют нестан­дарт­ную форму и глу­бину, поэтому тре­буют осо­бен­ного под­хода.

  • Нужно сле­дить за отра­же­нием от отра­жа­ю­щей панели на лако­кра­соч­ном покры­тии. Все линии отра­же­ния должны стать ров­ными.
  • Неболь­шие вмя­тины можно начать выдав­ли­вать с сере­дины, надав­ли­вая кон­чи­ком инстру­мента с обрат­ной сто­роны и акку­ратно мас­си­ро­вать по часо­вой или про­тив часо­вой стрелки, про­дви­га­ясь по спи­рали от цен­тра вмя­тины к её краям. Это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс. Неко­то­рые мастера не делают кру­го­вых дви­же­ний, а надав­ли­вают на вмя­тину с обрат­ной сто­роны в слу­чай­ном порядке, про­сто наблю­дая за резуль­та­том.
  • Важно запом­нить, что чем глубже вмя­тина, тем чаще её нужно акку­ратно надав­ли­вать с обрат­ной сто­роны и ослаб­лять нажим. Этот про­цесс напо­ми­нает «мас­си­ро­ва­ние» металла. Дав­ле­ние, созда­ва­е­мое масте­ром не рас­тя­ги­вает металл, а посте­пенно ослаб­ляет напря­же­ние металла в месте вмя­тины до того момента, пока про­гну­тый металл не воз­вра­ща­ется в нор­маль­ное состо­я­ние.
  • Чтобы убрать ост­рый залом, каж­дое надав­ли­ва­ние нужно про­из­во­дить непо­сред­ственно в ост­рый край и точки нажа­тия должны быть очень близко друг к другу. Острое дно нужно сна­чала ста­раться раз­гла­дить, не ста­ра­ясь сразу под­нять. После раз­гла­жи­вая пытаться под­ни­мать. При воз­ник­но­ве­нии пере­дав­лен­ных воз­вы­шен­но­стей, их нужно сразу оса­жи­вать.
  • При слиш­ком силь­ном нажа­тии может обра­зо­ваться неже­ла­тель­ная воз­вы­шен­но­сть, кото­рая может стать при­чи­ной мик­ро­тре­щин краски.
  • Если пере­да­вить, то можно про­сту­чать полу­чив­шу­юся воз­вы­шен­но­сть и про­дол­жить выправ­ле­ние вмя­тины. Но даже в этом слу­чае уве­ли­чи­ва­ется напря­же­ние в зоне вмя­тины. Воз­вы­ше­ния не должны быть боль­шего раз­мера, чем раз­мер шаг­рени лако­кра­соч­ного покры­тия.

  • При про­сту­ки­ва­нии выпук­лых мест, про­бой­ник нужно дер­жать пер­пен­ди­ку­лярно поверх­но­сти. Для баланса можно при­ло­жить руку с отбой­ни­ком к поверх­но­сти (см. фото). Про­сту­ки­ва­ния дела­ются без боль­шого уси­лия, исполь­зу­ется только вес молотка. Лучше сде­лать мно­же­ство лёг­ких уда­ров, чем уве­ли­чи­вать уси­лие.
  • Чтобы убрать ост­рые края, как пра­вило, исполь­зуют самый боль­шой и мяг­кий про­бой­ник. Не все­гда воз­вы­шен­но­сть опус­ка­ется легко. Тогда нужно сна­чала попро­бо­вать под­нять область рядом с воз­вы­шен­но­стью. Смысл в том, чтобы акку­ратно про­бо­вать раз­ные вари­анты и смот­реть на резуль­тат. При­под­няв немного область рядом с воз­вы­шен­но­стью, можно снова попро­бо­вать опу­стить её. Ино­гда нужно попе­ре­менно под­ни­мать и про­сту­ки­вать, чтобы металл начал дви­гаться в нуж­ном направ­ле­нии. Про­сту­ки­ва­ние острой воз­вы­шен­но­сти не совсем пра­вильно отра­жает смысл про­цесса, это раз­мяг­че­ние (ослаб­ле­ние) и пере­ори­ен­та­ция воз­вы­шен­но­сти.
  • Для начи­на­ю­щих ошиб­кой будет жела­ние слиш­ком быстро выда­вить вмя­тину. Уве­ли­чи­вать дав­ле­ние нужно посте­пенно.
  • Для сред­них и круп­ных вмя­тин нужно соблю­дать прин­цип рих­товки – от края по спи­рали к цен­тру. Несо­блю­де­ние ведёт к появ­ле­нию пере­дав­лен­ной воз­вы­шен­но­сти (накола). Края, так как там наи­боль­шее напря­же­ние металла. Перед пере­хо­дом к цен­тру вмя­тины, нужно как можно лучше «очи­стить» все неров­но­сти вокруг. В неко­то­рых слу­чаях можно рабо­тать сразу с цен­тром вмя­тины, но не со слиш­ком глу­бо­кими вмя­ти­нами. Выправ­ле­ние вмя­тины пред­по­ла­гает её выдав­ли­ва­ние и пери­о­ди­че­ское оса­жи­ва­ние (про­сту­ки­ва­ние) воз­вы­шен­но­стей, созда­ю­щих напря­же­ние. Круп­ные повре­жде­ния начи­нают выправ­лять с круп­ного тупого нако­неч­ника, а мел­кие выправ­ля­ются ост­рым.
  • Непо­вре­ждён­ный металл имеет опре­де­лён­ное коли­че­ство поверх­ност­ного натя­же­ния. Когда металл гнётся, то поверх­ност­ное натя­же­ние в месте повре­жде­ния воз­рас­тает. Воз­можно, ещё больше уве­ли­чить это напря­же­ние внутри вмя­тины, нада­вив в ненуж­ное место или слиш­ком сильно и слиш­ком ост­рым инстру­мен­том. В этом слу­чае вмя­тина ста­но­вится менее подат­ли­вой, более жёст­кой и менее эла­стич­ной.
  • Каж­дое надав­ли­ва­ние или про­сту­ки­ва­ние должно умень­шать напря­же­ние металла в зоне вмя­тины. Воз­вы­шен­но­сть не столько про­сту­ки­ва­ется, сколько, нажи­мая на неё, Вы помо­га­ете убрать напря­же­ние в этой обла­сти, не созда­вая нового напря­же­ния.
  • При надав­ли­ва­нии на углуб­ле­ние вмя­тины, Вы умень­ша­ете напря­же­ние. Если нада­вить слиш­ком сильно и в непра­виль­ном месте, то это только создаст больше напря­же­ния, дефор­ми­руя металл и созда­вая микро воз­вы­шен­но­сти. Таким обра­зом, при помощи повто­ря­ю­щихся лёг­ких надав­ли­ва­ний в нуж­ных местах (с напря­же­нием), мастер момо­гает металлу вер­нуться в своё нор­маль­ное нена­пря­жён­ное состо­я­ние. Полу­ча­ется что-то вроде мас­сажа или мас­си­ро­ва­ния, если точ­нее ска­зать.
1. Линии рас­хо­дятся на отра­же­нии панели в зоне вмя­тины 2. Линии схо­дятся на отра­же­нии панели при выпук­ло­сти металла и при нажа­тии кон­чи­ком инстру­мента
  • При исполь­зо­ва­нии отра­жа­ю­щей панели с поло­сами, нужно, чтобы отра­же­ние рас­хо­дя­щихся линий изме­ни­лось на парал­лель­ные. Вмя­тина опре­де­ля­ется по рас­хо­дя­щимся линиям, а выпук­ло­сть – по схо­дя­щимся.
  • По завер­ше­нии ремонта нужно визу­ально про­ве­рить поверх­но­сть со всех сто­рон и углов. Если всё в порядке, то можно отпо­ли­ро­вать поверх­но­сть для пол­ной готов­но­сти.

Источники: http://kuzov.info/bazovye-znaniya-pdr-tekhnologii/


Back to top