1 ≫
-
Моторное масло в двигателе всегда служило для водителей индикатором его состояния. Не менее информативным является показатель расхода масла, по которому легко определить необходимость ремонта силового агрегата и другие менее серьезные проблемы. Умение определять повышенный расход масла на подержанном автомобиле по характерным признакам поможет выбрать достойный экземпляр для покупки, а на личной машине пригодится для своевременного устранения поломок, характеризующихся перерасходом масла.
Признаки повышенного расхода масла двигателем
Все существующие на данный момент двигатели внутреннего сгорания для снижения износа трущихся частей используют масло. В процессе эксплуатации происходит его естественный расход, который в основном приходится на поршневую группу – масло сгорает, оставляя отложения на кольцах поршней и клапанах. Норма потребления масла у каждого двигателя своя, она указана в технической документации и зависит от конструктивных особенностей, заложенных в него конструкторами.
В подержанном автомобиле повышенный расход масла определяется по следующим признакам:
1. Двигатель дымит, причем цвет выхлопного газа имеет синеватый оттенок и запах горелого масла. Это свидетельствует об износе деталей поршневой группы или сальников клапанов.
2. Постепенное снижение мощности двигателя с одновременным падением компрессии в цилиндрах. При этом двигатель начинает плохо запускаться, особенно в холодное время года. Данные признаки также говорят об износе поршневой группы.
3. Если двигатель ест масло, но не дымит, значит утечка происходит по причине нарушенной герметичности прокладок и сальников двигателя. При этом под автомобилем и в моторном отсеке будут видны следы протекания масла.
4. В самом двигателе о перерасходе масла говорит состояние свечей с нагаром на электродах, а также низкая компрессия в цилиндрах. Заглянув внутрь маслоналивной горловины, и увидев там чистый или имеющий желтоватый оттенок двигатель, можно сделать вывод, что данный мотор масло не ест.
Почему двигатель ест масло?
Главные причины большого расхода масла в двигателе следующие:
- Износ или закоксованность поршневых колец, в результате чего масло перестает должным образом сниматься со стенок гильзы цилиндра, и сгорает вместе с топливом.
- Износ маслосъемных колпачков и направляющих втулок, установленных на клапанах газораспределительной системы.
- Повышенный износ гильзы цилиндра, при котором ее идеально круглая форма превращается в овал или приобретает конусность. В результате падает компрессия, а дым выхлопных газов имеет голубоватый оттенок.
- В двигателях, оснащенных турбиной, повышенный расход масла обусловлен износом втулок ротора турбины из-за пониженного давления в системе смазки.
- Использование масла низкого качества. При этом наблюдается повышенный износ трущихся деталей, перегрев самого двигателя и выход из строя резиновых частей, которые теряют эластичность и твердеют. В результате происходят утечки масла через прокладки и сальники в местах соединения деталей и узлов.
- Выход из строя системы вентиляции картерных газов, когда они начинают плохо очищаться от масла, которое через систему впуска воздуха попадает в цилиндры двигателя, где и сгорает.
- Возникновение трещин в блоке двигателя или головке, через которые масло уходит в систему охлаждения.
- Эксплуатация двигателя на предельных оборотах и агрессивный стиль езды, приводящий к снижению ресурса силового агрегата и повышенному расходу масла.
Большой расход масла на новых автомобилях
Как показывает практика, новые автомобили также не застрахованы от перерасхода масла. Основная причина этого – хонинговка цилиндра, при которой внутреннюю поверхность оставляют не идеально гладкой, а имеющую вид мелкой сетки. Такой рисунок задерживает часть смазки, которая после сгорает вместе с топливом. Также поршневые кольца нового двигателя еще не приработаны идеально, и в микроскопические зазоры проходит масло. Двигатель жрет масло до тех пор, пока не завершится обкатка, в течение которой его эксплуатация должна происходить в щадящем режиме.
Отдельные автопроизводители, в частности немецкие, изначально проектируют двигатель с нормой расхода масла 1 л. на 1 тыс. км, и он считается нормальным. Но более высокий расход будет свидетельствовать о неполадках в двигателе.
Делать выводы о повышенном расходе масла на двигателе, не прошедшем обкатку, не следует. Нужно дождаться ее завершения, и, если ничего не изменилось, проводить диагностику.
Меры по устранению повышенного расхода масла
Поломки в двигателе, из-за которых пропадает масло, в зависимости от трудоемкости и дороговизны устранения, делятся на простые и сложные. К сложным относят износ поршневых колец, стенок цилиндров, сальников и направляющих клапанов, прогорание и течь прокладки головки цилиндров. Данные неисправности устраняются после разборки двигателя, при этом ремонтируются все изношенные части, так как подобные мероприятия, относящиеся к капитальному ремонту силового агрегата, проводятся очень редко.
К простым поломкам относятся следующие:
- Утечка масла из-под масляного фильтра. Возникает при его недостаточном затягивании во время процедуры замены масла. Устраняется нормальной затяжкой корпуса фильтра.
- Течь из-под крышки головки блок цилиндров. Устраняется затяжкой болтов крышки, иногда с заменой прокладки.
- Ремонт или замена фильтра в устройстве отсоса картерных газов.
Очень важно использовать в двигателе рекомендованное производителем моторное масло, имеющее оптимальные характеристики вязкости при различных температурных условиях. При езде на автомобиле важно не эксплуатировать его в экстремальных режимах, провоцирующих снижение ресурса двигателя и перерасход масла.
Видео: почему новый двигатель ест масло
Датчик детонации
Масляный насос двигателя
7 Комментарии
Так же зависит от масла и его качества. И от срока службы двигателя, кто-то говорит что нужно переходить на синтетику после определенного пробега, ведь оно обладает моющими средствами.
Очень многое зависит от качества масла, я советую использовать синтетику, после пробега 6-10к километров.
Несколько месяцев назад столкнулся с подобной проблемой — мой старенький Golf «кушал» почти полтора литра на 1000км. при том что езжу я по трассе и довольно активно пришел к выводу, что выгоднее сразу поехать на диагностику и разобраться с движком (в моем случае это была утечка из-под поддона. Затраты на ремонт 3000, экономия — намного больше. Но даже если проблема в поршнях, с ремонтом не стоит затягивать, ведь одна деталь в случае поломки усиливает износ и соседних. Так что своевременная диагностика обязательно нужна!
У меня новый авто. Купил еще в 2013 году. По руководству первая замена аж через 15000 км. Думаю так долго ждать нельзя, тем более первая замена масла. Сам сменил через 5000 км. В основном дилеры предлагают свое масло и замена строго в своих СТО. Конечно менять масло у них дорого, но все же пока автомобиль на гарантии нужно обязательно проходить СТО у дилера. Наши же водители желая сэкономить сами меняют масло, причем зачастую не ту которую рекомендует завод-изготовитель. Отсюда возможны проблемы с перерасходом масла.
У меня произошел износ прокладки на картере. Вовремя не отремонтировал. Двигатель не получал необходимую смазку и нагревался еще и от того, что забилась трубка в малом круге системы охлаждения. Пришлось везти в сервис.
У меня машина масло не «ест», но был случай, когда оно стало утекать. Поменяли медную прокладку при замене масла и проблема исчезла.
Первое правило не расстраиваться, а глянуть нету ли «лужи» под машиной. Очень часто проблема в герметичности системы )))
Оставить комментарий Отменить
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Материалы: http://voditelauto.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE/
2 ≫
-
Масло, особенно синтетическое, удовольствие не из дешёвых. И после того как оно начинает пропадать неизвестно куда, у водителя появляются вполне закономерные вопросы: почему двигатель ест так много и что с этим делать. Проблема в том, что найти причину высокого расхода масла не так-то просто, поэтому речь пойдёт о наиболее распространённых причинах и о том, как с ними можно бороться.
Прежде всего следует сказать, что масло расходуется в любом современном двигателе внутреннего сгорания. Движки так устроены. Масло постоянно циркулирует в них, и со временем его становится меньше. Автопроизводители постоянно работают над тем, чтобы свести эти потери к минимуму.
Так куда же исчезает масло? Большая часть его теряется в поршневой группе мотора. Всё просто: трение деталей там самое сильное, и если их вовремя не смазывать, двигатель выработает свой ресурс очень быстро. А ещё поршневая группа является самым горячим местом двигателя, так что масло там частично сгорает и остаётся после него только тонкий слой шлаковых отложений на клапанах и кольцах поршней.
В современных двигателях есть норма таких потерь. Она составляет 0,3% от общего расхода бензина на километр пробега. Если машина, к примеру, потребляет 5 литров топлива на 100 километров, то нормальным будет считаться расход 10 граммов масла. При таком раскладе водителю придётся доливать примерно 1 литр масла через каждые 10 тыс. километров. Но это идеальные условия, которых в жизни не бывает практически никогда. В реальности водителю приходится доливать 2, а то и 3 литра через каждые 10 тыс. километров. И это тоже считается допустимым расходом, при котором поводов для волнения нет. А вот если двигатель жрёт намного больше и щуп для диагностики стал использоваться гораздо чаще, то автовладельцу стоит насторожиться.
- Низкое качество моторного масла. Жидкости бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными. Стабильность присадок в минеральном масле оставляет желать лучшего. Частицы присадок могут сильно отличаться по размеру, и легко окисляются. Если началось их окисление, смазывающие качества масла резко падают, а испаряемость масляной основы сильн увеличивается, что и ведёт к повышению расхода.
Доливая масло в двигатель, обязательно учитывайте его тип и никогда не смешивайте разновидности и марки!
- Высокая вязкость масла. Если в мотор залили смазывающую субстанцию, вязкость которой не соответствует требованиям производителя двигателя, это неизбежно приведёт к высокому расходу.
- Появление протечек. В двигателе есть масса сальников, прокладок и уплотнителей. Всё это со временем приходит в негодность и трескается. Особенно часто это происходит с уплотнителями на коленчатом и распределительном валах. После разрушения сальников возникают масляные потёки как на двигателе, так и на асфальте под ним. Ещё масло может течь через износившуюся прокладку под крышкой блока цилиндров. Наконец, жидкость может уходить через прокладки в самом масляном фильтре.
- Износ маслосъёмных колец. Когда они изношены, из выхлопной трубы машины идёт синий или серый дым. Если износ сильный, дымит не только после набора скорости, но и на холостом ходу, когда машина стоит на месте.
- Вышла из строя система турбонаддува в дизельном двигателе. Если в турбине износились втулки на роторе, она очень быстро осушит поддон любого двигателя. Так что владельцам дизельных машин при повышенном расходе масла следует в первую очередь проверять исправность турбонаддува.
- Кольца поршневых колец закоксованы. Происходит это из-за систематического перегрева двигателя. Основной симптом этой неисправности выглядит так: из выхлопной трубы идёт всё тот же синий дым, но это сопровождается ещё и резким снижением компрессии в цилиндрах.
- Пазы в поршне полностью разрушены. Это наблюдается как на дизельных, так и на инжекторных машинах. Симптомы те же, что и в предыдущем пункте: низкая компрессия и синий дым.
- Цилиндры деформированы. Это, пожалуй, самая серьёзная проблема, следствием которой становится высокий расход масла. Из-за износа форма цилиндра меняется, в нём может возникнуть конусность или овальность.
- Износ подшипников в турбокомпрессоре. Если подшипники в системе турбонаддува дизельного автомобиля серьёзно изношены, то масла на смазку таких подшипников система берёт больше, так что норма расхода повышается, хотя и незначительно.
Теперь несколько слов о хорошем масле и его протечках.
О выборе масла: какое лучше заливать
Если проблема связана с качеством или высокой вязкостью, нужно заменить масло, предварительно уточнив индекс его вязкости в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если ранее использовалось минеральное масло, его лучше заменить на синтетику. Существует распространённое заблуждение, что такой состав способен разъедать резиновые сальники и уплотнители, но это не так. Просто моющие свойства у синтетического масла лучше, чем у минералки. Так что синтетика просто промывает все забитые грязью трещины на старых сальниках, после чего те начинают подтекать.
Поиск протечки
В большинстве случаев отыскать, откуда течёт масло, не составляет труда. Для этого достаточно осмотреть двигатель, масляный насос и турбокомпрессор (в дизельных двигателях). Не заметить чёрные потёки на деталях двигателя будет трудно. Разумеется, бывают и тяжёлые случаи, когда протечка настолько незначительна, что заметить её не удаётся, но при этом на асфальте под машиной постоянно видны масляные пятна. В этом случае избавиться от напасти можно только одним способом: поездкой в автосервис.
Возможно ли устранить причину без разбора двигателя
В большинстве случаев нет. Даже для того чтобы заменить протекающую прокладку на блоке цилиндров, водителю придётся снимать крышку этого блока. О замене закоксованных поршневых колец и прочих элементах двигателя и говорить нечего. Разбирать придётся однозначно. Единственный случай, когда можно обойтись без разборки двигателя, это некачественное или слишком вязкое масло. Здесь можно ограничиться только сливом отработки с последующей заливкой качественного синтетического масла. Но и тут есть нюанс: дело в том, что полностью слить отработавшее масло с двигателя очень непросто. И даже после целого ряда ухищрений в двигателе всё равно может остаться 3–5% отработки, которая потом смешается с новой синтетикой, так что машина следующие 10 тыс. километров будет расходовать не качественное синтетическое масло, а смесь синтетики и минералки.
Как уже говорилось выше, причина синего или сизого дыма, идущего из выхлопной трубы машины, заключается в том, что в камеры сгорания цилиндров попадает масло. Сгорая, оно и даёт характерный синий дым, который долго не рассеивается. Первое, что необходимо сделать при появлении этого дыма — измерить уровень компрессии в цилиндрах и соотнести его с цифрами в инструкции по эксплуатации машины. Если компрессия нарушена, значит, износились либо поршневые кольца, либо пазы в самих поршнях. Как вариант, могли деформироваться и сами гильзы цилиндров. В дизельных автомобилях возможны проблемы с системой турбонаддува, о которых упоминалось выше. Решить все эти проблемы начинающему автолюбителю не под силу. Он вряд ли сможет правильно подобрать и заменить поршневые кольца, не говоря уже о грамотной замене деформированных цилиндров или притирке разбитых клапанов. Выход только один: доверить эту работу профессиональному автомеханику.
- Антифриз в масле. Пожалуй, это самая опасная для двигателя ситуация. Если в масло попал антифриз, возникает смесь, которая очень активно взбалтывается, подобно крему в миксере. В результате возникает нечто похожее на эмульсию. В этой эмульсии присадки, входящие в состав масла быстро растворяются, так что эмульсия сгущается. Причём происходит это очень быстро, поскольку температура в работающем двигателе высокая. В конце концов в полученной смеси образуются шарики из фосфорных соединений цинка и кальция, которые разносятся по масляным каналам двигателя. При попадании на раскалённые детали антифриз из смеси мгновенно испаряется, и остаются лишь твёрдые шарики, намертво приварившиеся к деталям двигателя. Они буквально вспарывают поверхности любых трущихся частей. В результате в двигателе появляется стук, а все сальники начинают течь. После таких повреждений двигатель, как правило, ремонту не подлежит.
- Бензин в масле. Здесь всё зависит от того, как много бензина попало в масло. Если бензина попало мало, двигатель просто периодически глохнет, из-за изменившегося топливного коэффициента коррекции. Также могут возникнуть неполадки в поршневой системе, в частности, может упасть компрессия. А большой объём бензина способен полностью вывести из строя двигатель: вначале выходит из строя карбюратор, а затем бензин идёт прямо в масло. Как только это случилось, стук поршней не заставит себя долго ждать.
- Вода в масле. Вода в масле не так страшна, как антифриз или бензин. Фактически, вода является постоянной спутницей моторного масла, особенно зимой, когда на поверхностях двигателя образуется много конденсата. Действует вода примерно так же, как описано выше: смешивается с маслом и образует эмульсию в картере двигателя. В небольших объёмах эта эмульсия не доставит водителю неприятностей. Но если проблему запустить, можно получить застучавший коленвал, почти полностью стёртые втулки на распредвале и массу других проблем, после которых двигателю потребуется капитальный ремонт.
Как видно, причин повышенного расхода масла может быть множество. Хорошая новость в том, что многие из этих причин автолюбитель может обнаружить сам. А плохая новость в том, что устранение большинства из этих причин требует вмешательства квалифицированного специалиста, услуги которого могут обойтись водителю очень дорого.
Материалы: http://carnovato.ru/prichiny-povyshennogo-potrebleniya-masla-dvigatelem-i-ix-ustranenie/
3 ≫
-
В идеальном случае в двигатель никогда бы не пришлось доливать масло, сливая при замене тот же объем, что и был залит ранее. Однако даже новый мотор будет в любом случае расходовать мизерное количество масла, и по мере износа потребление будет увеличиваться.
Ряд моторов благодаря просчетам конструкторов уже изначально обречен на большой угар масла – к таким «масложоркам», например, относится двигатель N52, про который сами владельцы BMW шутят «всего литр доливки между сменами? Да он же как новый!». Казалось бы, с учетом более чем векового мирового опыта конструирования ДВС подобных просчетов можно было бы избежать, но на практике сочетание нескольких по отдельности малозначимых факторов может значительно повысить «жор» масла мотором.
Причина №1: Цилиндропоршневая группа
Источник основных проблем с расходом масла – это состояние цилиндров, поршней и поршневых колец. В исправном двигателе после прогрева до рабочей температуры зазор между поршнем и стенками цилиндра минимален, кольца плотно прилегают к цилиндрам по всей окружности: в этом случае в камеру сгорания попадает только масло, задержавшееся в микроскопических канавках, оставшихся от хонинговки цилиндра. Однако даже здесь возможны проблемы – на мотоциклетных моторах Yamaha часто отмечается высокий расход масла, и связывают его с традиционно глубоким хонингованием.
По мере износа форма цилиндра изменяется – в середине цилиндра, где линейная скорость движения поршня максимальна, его диаметр увеличивается, при этом из-за боковой нагрузки от шатунов износ неравномерен: цилиндр приобретает овально-бочкообразную форму. Кольца, и сами к этому моменту изношенные, теряют возможность отслеживания формы стенок цилиндров, масло проникает в камеру сгорания, особенно на высоких оборотах. Если двигатель длительно эксплуатировался на низкокачественном масле, то «жор» масла может появиться внезапно – когда канавки маслосъемных колец забиваются нагаром, закоксованные кольца перестают работать.
Закоксовка колец поршня
В наиболее тяжелых случаях большого расхода масла через цилиндропоршневую группу становится следствием тяжелых повреждений – например, лопнувшее кольцо или выскочивший из канавки стопор поршневого пальца продирают в стенках цилиндра вертикальные канавки — задиры, которые становятся легким путем для проникновения масла в камеру сгорания.
Пятна на поршнях означают контакт поршней с цилиндром
Еще одна возможная причина роста расхода масла – коробление самого блока цилиндров, как правило вследствие перегрева мотора. Это характерно для моторов с полностью алюминиевым блоком с никасилевым или алюсиловым покрытием стенок цилиндров, где рабочая температура двигателя задрана выше 100 градусов, как, например, уже упоминавшийся N52.
Причина №2: Головка блока цилиндров
Единственное место, через которое на исправном двигателе масло может попадать в камеру сгорания из головки блока – это направляющие втулки клапанов. Для работы этой пары трения в нее должно подаваться масло, хотя современные металлокерамические и бронзовые втулки способны работать при минимальной смазке. За ограничение количества масла, остающегося на стебле клапана, отвечают маслосъемные колпачки, со временем изнашивающиеся и стареющие. В результате количество масла, остающегося на клапанах, все увеличивается. Но если на выпускных клапанах это не так заметно, то со впускных потоком воздуха оно увлекается в камеру сгорания.
Маслосъемные колпачки клапана
Симптомы износа маслосъемных колпачков типичны – дым усиливается на перегазовке: когда дроссельная заслонка закрывается на высоких оборотах, разрежение во впускном коллекторе достигает максимума, и масло буквально высасывается через направляющие клапанов в цилиндры.
Со временем даже новые маслосъемные колпачки могут не решать проблему, так как из-за износа самих направляющих возникает поперечный люфт клапана – между колпачком и стеблем клапана возникают зазоры. Скорость износа направляющих зависит от конструкции привода – на моторах, где на клапан давит коромысло, присутствует значительная боковая нагрузка на клапан, в то время как на моторах, где клапан приводится через толкатель, движущийся в расточке головки, вектор силы направлен строго вдоль стержня клапана, и даже при больших пробегах износ направляющих минимален.
При перегреве головки блока возможна ситуация, когда нарушается герметичность уплотнения масляных каналов, подающих смазку в головку. В этом случае при работе мотора масло начинает попадать в цилиндры по прокладке ГБЦ, дымление увеличивается при наборе оборотов и особенно – на перегазовках, когда давление в системе смазки высоко, а разрежение в цилиндрах максимально.
Причина №3: Вентиляция картера
Система вентиляции картера призвана поддерживать в нем пониженное давление, чтобы снизить до минимума утечки масла через уплотнения. Суть ее проста – пространство внутри картера соединено с пространством под клапанной крышкой, а оттуда патрубок выведен во впуск. Работая, двигатель забирает излишнее давление из картера, но вместе с картерными газами выносится и масляный туман – взвесь микроскопических капель масла.
Для снижения расхода масла через вентиляцию картера в ней устанавливаются маслоотделители – устройства, призванные осаждать в себе капли масла, возвращая его обратно в двигатель. Однако с ростом износа двигателя увеличивается прорыв выхлопных газов в картер и, соответственно, объем и скорость газов, которые приходится пропускать через себя системе вентиляции. В таких условиях маслоотделитель уже не может эффективно работать, и часть масла проникает во впуск.
На угар масла через вентиляцию картера влияют и свойства самого масла. Попадая на днище поршня изнутри (это самая горячая точка внутри картера), оно неизбежно частично испаряется. Та часть паров, что не успевает сконденсироваться в вентиляции картера, уходит во впуск и сгорает. Именно в этом кроется причина внезапного роста угара масла после смены марки – новое моторное масло, имеющее большую испаряемость в сравнении с залитым ранее, станет и сильнее расходоваться.
Зимой причиной повышенного расхода масла может стать замерзание конденсата в системе вентиляции картера. До момента прогрева двигателя, когда маслоотделитель оттает, в картере создается повышенное давление, затем резко стравливаемое во впуск. В этот момент мотор может буквально «выплюнуть» порцию масла во впуск.
В более сложных системах вентиляции (так называемая положительная вентиляция картера, или PCV) разрежение в картере регулируется системой клапанов – в этом случае впуск не постоянно подсасывает картерные газы, а лишь забирает их до достижения нужной разницы давлений, заданной тарировкой клапанов. На таких моторах неисправности клапанов также могут вызвать рост угара масла – засорение или подклинивание клапана приведет к накоплению давления с последующим «плевком» масла во впуск аналогично тому, что происходит при обмерзании вентиляции.
Видео: И еще одна очень интересная причина почему современные двигатели жрут масло, которой нет в тексте?
Причина №4:Несоответствие вязкости масла
Следуя за требованиями экологов, двигателисты вынуждены бороться за каждый процент снижения механических потерь в двигателе, чтобы уменьшить расход топлива. В цилиндропоршневой группе это вылилось в переход на тонкие поршневые кольца с малой упругостью – это позволило снизить трение и износ, но потребовало применения исключительно «энергосберегающих» масел с низкой вязкостью.
Чем выше вязкость масла, тем при прочих равных условиях прочнее и толще создаваемая им масляная пленка. В результате при заливке более вязкого масла в мотор, рассчитанный исключительно на маловязкие, тонкие поршневые кольца становятся просто неспособны полностью счищать масло со стенок цилиндра. В результате возникает «жор» масла, по симптомам абсолютно идентичный тому, что возникает при износе элементов цилиндропоршневой группы.
В моторах же классической конструкции, напротив, по мере износа становится более логичным использование масла с увеличенной высокотемпературной вязкостью. Тут дело в том, что более вязкое масло меньше разбрызгивается, и тем самым уменьшается вынос масла через вентиляцию картера. Со стенок цилиндров же оно снимается нормально, так как хонинговка к этому моменту стирается уже практически полностью, а упругости даже изношенных колец хватает, чтобы удалять масло со стенок.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Материалы: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/prichinyi-po-kotoryim-dvigatel-zhret-i-rashoduet-maslo/