Система охлаждения - Техническое обслуживание и неисправности системы охлаждения

1 ≫

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.

Заливать в систему охлаждения чистую, желательно мягкую воду. Внешним признаком мягкой воды является способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения, так как в ней меньше содержится известковых солей. Жесткую воду можно смягчить кипячением в течение 30 мин, а также добавив в нее стиральной соды или три-натрийфосфата. В зависимости от степени жесткости растворяют 10-20 г три-натрийфосфата или стиральной соды на 10 л горячей воды.

Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.

Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины (вспомните тепловое расширение твердых тел из физики!).

Нельзя работать при температуре воды в радиаторе выше 100° С.

Проводя техническое обслуживание трактора, водитель обязан ежесменно проверять уровень воды в радиаторе. При этом, открывая крышку заливной горловины радиатора, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. При испарении антифриза доливают воду, устраняют подтекание воды. Сильная течь воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились, их следует заменить. Если наблюдается большой расход воды при отсутствии течи, проверяют состояние паровоздушного клапана

Через каждые 60 ч работы смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 3-4 нагнетания солидола шприцем. Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в средней его части с силой 30-40Н образуется прогиб 10-15 мм (у двигателей с воздушным охлаждением 15-20 мм). Силу натяжения и прогиб приводных ремней следует измерять специальным приспособлением. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжным роликом.

Следует иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня вентилятора вызывает преждевременный износ подшипников, а слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя и повышенному износу ремня.

Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Через каждые 960 ч работы необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Проработав на транспорте с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой.

У двигателей с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и их головок.

При сезонном техническом обслуживании проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться и при температуре 85°С оно полностью откроется. Полный ход клапана около 9 мм.

Показания дистанционного термометра сравниваются с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора. Если термостат или дистанционный термометр неисправны, их необходимо заменить.

Неисправность системы охлаждения заключается обычно в перегреве двигателя. Причины перегрева воды в радиаторе следующие: недостаток воды в системе охлаждения, закрытые жалюзи или шторка радиатора, отложения накипи или загрязнение в водяной рубашке, ослабление или замасливание ремня вентилятора, перегрузка двигателя, неисправность термостата, срез штифта крыльчатки водяного насоса (у некоторых двигателей).

Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к размораживанию его деталей, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается (вспомните по предмету физики тепловое расширение!). Вследствие этого происходит разрыв стенок блоков цилиндров, головки и трубок радиатора. Поэтому воду из системы охлаждения необходимо на ночь слить. Желательно в зимнее время заливать в систему охлаждения антифриз.

В последнее время рекомендуется в качестве охлаждающей жидкости применять антифриз «Тосол А-40». Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет с последующей заменой. Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

Причины перегрева двигателя с воздушным охлаждением - слабое натяжение, замасливание или износ ремня вентилятора, засорение защитной сетки вентилятора, межреберного пространства цилиндров и их головок.

Материалы: http://tezcar.ru/u-dvig-s_ohl_3.html

2 ≫

Для достижения работоспособного состояния системы охлаждения необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидкости (85…95°С) или оптимальная температура масла (55…100°С); хорошая теплопроводность стенок водяной рубашки и трубок радиатора; наличие регулируемого потока воды и воздуха.

При снижении температуры охлаждающей жидкости от оптимального значения на 30…40°С увеличивается расход топлива на 5…10%. В результате длительной работы двигателя с перегревом охлаждающей жидкости нарушается смесеобразование, что приводит к неполному износу трущихся деталей двигателя.

    Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.

  • В систему жидкостного охлаждения следует заливать чистую, желательно мягкую воду. Признак мягкой воды — способность хорошо мылиться. К наиболее простым способам смягчения жесткости воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относятся: предварительное кипячение; добавление соды или антинакипинов (например, 10… 12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды).
  • Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака. Во время работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
  • Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель: от резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.
  • Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого стенки блоков цилиндров, головки и трубок радиатора разрываются. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить. Следует помнить, что у V-образных двигателей воду сливают через три краника (два на блоке цилиндров и один на радиаторе), а у рядных — через два (из блока цилиндров и радиатора).
  • Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать антифриз, самый распространенный из которых Тосол А-40М. Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет.

    Антифриз при нагревании расширяется больше, чем вода, поэтому в систему его не доливают примерно 2 л. При понижении уровня антифриза в радиаторе, если не было его утечки через неплотности, доливают воду, так как она испаряется из антифриза. Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

  • При ЕТО проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крышку заливной горловины радиатора перегретого двигателя, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить.

    При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и нагнетать солидол 3…4 раза шприцем.

    Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в его средней части с определенным усилием образуется прогиб. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжением роликом. В последнем случае ослабляют контргайку и ввертывают натяжной болт, после чего гайку плотно затягивают. При установке новых ремней через 3…4 ч работы дизеля их повторно подтягивают. Следует иметь в виду, что при чрезмерном натяжении ремня вентилятора возникает преждевременный износ подшипников и ремня, а при слабом натяжении — перегрев двигателя и повышенный износ ремня.

    При ТО-3 необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором. Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют раствор каустической соды (100 г соды и 15 г керосина на 1 л воды). Сняв термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают двигатель. По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на малой частоте вращения коленчатого вала около 15 мин, останавливают. Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему охлаждения чистой водой для удаления шлама. В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и головок.

    При СТО проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться, а при температуре 85°С оно полностью откроется. Показания дистанционного термометра сравнивают с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.

    В процессе работы могут возникнуть следующие неисправности системы охлаждения (табл.).

    Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/to-i-neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya-traktora/

    3 ≫

    Возможные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения

    Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.

    Заливать в систему жидкостного охлаждения чистую, желательно мягкую воду. Признак мягкой воды — способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения, так как в ней меньше содержится известковых солей.

    Наиболее простые способы смягчения жесткой воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер: предварительное кипячение, добавление соды или антинакипинов (например, 10. 12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды). Наиболее современный метод борьбы с накипью в системе охлаждения двигателей — это электромагнитная обработка воды. Сущность этого метода заключается в том, что при прохождении воды через магнитное силовое поле содержащиеся в ней соли не образуют накипи, а выпадают в виде осадка.

    Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.

    Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.

    Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого происходит разрыв стенок блоков цилиндров, головки и трубок радиатора. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы охлаждения необходимо слить. Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать антифриз, самый распространенный из которых — «Тосол А-40». Он предназначен для круглогодичного использования в системе охлаждения в течение двух лет.

    Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

    При ежесменном техническом обслуживании проверяют уровень воды в радиаторе. При этом, открывая крышку заливной горловины радиатора, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. При испарении антифриза доливают воду. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились, их следует заменить. Если при отсутствии утечек наблюдается большой расход воды, проверяют состояние паровоздушного клапана.

    Через каждые 60 моточасов (при ТО-1) смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать три-четыре нагнетания солидола шприцем. Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в средней его части с определенным усилием образуется прогиб, величина которого указана в приложении 3.

    Силу натяжения и прогиб приводных ремней следует измерять специальным приспособлением. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжным роликом.

    Следует иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня вентилятора вызывает преждевременный износ подшипников, а слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя и повышенному износу ремня.

    Через каждые 960 моточасов (при ТО-3) необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором.

    Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют раствор каустической соды (100 г стиральной соды и 15 г керосина на 1 л воды), а для двигателей с головкой и блоком цилиндров из алюминиевого сплава— хромпик или хромовый ангидрид (20 г на 1 л воды). При этом, сняв термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают двигатель. По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на малой частоте вращения около 15 мин, останавливают. Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему охлаждения чистой водой для удаления шлама.

    В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и их головок.

    При сезонном техническом обслуживании проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70°С отверстие основного клапана термостата начинает открываться, и при температуре 85°С оно полностью откроется. Полный ход клапана — около 9 мм. Показания дистанционного термометра сравниваются с показателями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора.

    Для автомобилей периодичность технического обслуживания устанавливают не в моточасах (часах работы), а в пройденных километрах. В основной период эксплуатации автомобилям проводят: ежедневное, два периодических (продолжительность пробега зависит от категории условий эксплуатации) и сезонное техническое обслуживание.

    Каналы приборов системы охлаждения засоряются накипью и продуктами коррозии, . и качественное выполнение технического обслуживания подвижного состава .

    Техническое обслуживание системы питания газобаллонного автомобиля . время слить воду из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения водой)'. .

    Для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкости свежей необходимо: . системы двигателя, требующими проверки и технического обслуживания, .

    Техническое обслуживание системы охлаждения в процессе эксплуатации сводится к своевременной замене смазочных материалов, очистке и промывке жидкостных .

    Материалы: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-173-traktory-automobili/55.htm


    Back to top