Вал отбора мощности трактора Т-150

1 ≫

Устройство вала отбора мощности.

Вал отбора мощности передает часть мощности двигателя подвижным рабочим органам сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором. Он состоит из редуктора, автономной гидросистемы, приводных валов и управления.

Выходной вал редуктора ВОМ имеет частоту вращения 1000 и 540 об/мин. В редуктор входит корпус с поддоном, ведущий и ведомый валы, пара шестерен и гидроподжимная муфта.

Корпус редуктора трактора Т-150 прикреплен к корпусу заднего моста. Валы вращаются в корпусе на шариковых подшипниках. Ведущий вал редуктора получает вращение через карданную передачу и промежуточный вал от коленчатого вала и имеет независимый привод. На шлицах ведущего вала помещена ведущая шестерня. Ведомая шестерня прикреплена к ступице, которая сидит на шариковых подшипниках ведомого вала. На шлицы ступицы надеты шесть стальных ведущих дисков с металлокерамическими накладками. Между ведущими дисками находятся ведомые диски, шлицы которых установлены в пазы барабана гидроподжимной муфты. В барабане имеется кольцевая полость, выполняющая роль гидроцилиндра. В кольцевой полости находится поршень, уплотненный снаружи чугунным, а изнутри — резиновыми кольцами.

При включении гидроподжимной муфты масло под давлением проникает в подпоршне-вое пространство и, действуя на поршень, сжимает фрикционные диски, которые прочно соединяют ведомую шестерню с валом S. Вал отбора мощности при этом включается. Во время выключения муфты открывается сливная магистраль, куда вытесняется из-под поршня масло с помощью двадцати пружин, которые отжимают поршень от набора фрикционных накладок. В конце хода поршень через установленные на нем штифты упирается в диск тормоза, который затормаживает вал. Выходной конец этого вала представляет собой вал отбора мощности. Внутри ведомого вала выполнены сверления для подвода рабочей жидкости к гидроподжимной муфте.

Гидравлическая система вала отбора мощности включает в себя масляный насос 4, фильтр-заборник 8, клапанное устройство и маслопроводы.

Масляный насос НШ-6Т односекционный шестеренчатый. Его производительность 6,3 см3/об. Насос получает привод от ведущего вала редуктора. Фильтр-заборник состоит из металлического каркаса, обтянутого металлической фильтрующей сеткой. Фильтр установлен в поддоне, который является резервуаром для масла.

Клапанное устройство имеет два клапана, которые смонтированы в одном корпусе, прикрепленном к передней стенке редуктора. Оба клапана включены в масляную магистраль высокого давления параллельно. Клапан поддерживает в системе постоянное давление (9,5—10 кгс/см2) при переменной производительности масляного насоса. Основными его деталями являются клапан плунжерного типа, пружина и регулировочный винт. Этим винтом регулируют поддерживаемое клапаном давление.

Клапан плавного включения необходим для управления валом отбора мощности. Он состоит из шарика, гнезда, двух пружин, штока и эксцентрика с рычагом управления. При включенном ВОМ клапан плавного включения выполняет роль предохранительного клапана, отрегулированного на 12—13 кгс/см2.

Когда рычаг находится в выключенном положении, эксцентрик освобождает от поджатия шток и он занимает нижнее положение. Внутренняя пружина освобождает от поджатия гнездо, а между шариком и его седлом образуется зазор, через который рабочая жидкость идет на слив. В этом положении масляный насос всасывает рабочую жидкость через фильтр из поддона редуктора и по нагнетательному маслопроводу подает ее к клапанному устройству, параллельно к обоим клапанам. Рабочая жидкость (масло) через зазор в клапане плавного включения идет на слив и частично через сверление в ведомом валу поступает на смазку фрикционных дисков гидроподжимной муфты.

При перемещении рычага управления в положение включения ВОМ эксцентрик поворачивается и толкает шток вверх. Шток поджимает обе пружины, а внутренняя пружина, действуя на гнездо, прижимает шарик к своему седлу. Свободный слив рабочей жидкости прекращается и она под давлением поступает в бустер (подпоршневую полость), сжимая фрикционные диски муфты. Давление рабочей жидкости возрастает от 0 до 10 кгс/см2. Плавность включения муфты ВОМ зависит от темпа перемещения рычага управления. В дальнейшем клапан обеспечивает давление в нагнетательной магист-рале около 10 кгс/см2.

Дополнительным движением рычага поднимают еще выше эксцентрик со штоком, сжимая внутреннюю пружину до 12— 13 кгс/см2. В результате клапан плавного включения будет работать как предохранительный.

В редукторе ВОМ установлена только одна пара шестерен, которая обеспечивает вращение ведомого вала со скоростью 1000 об/мин. Чтобы изменить число оборотов ВОМ в минуту на 540, нужно заменить обе шестерни на дополнительные, которые прилагаются в ЗИПе.

Техническое обслуживание вала отбора мощности. На работах, не требующих отбора мощности, привод ВОМ обязательно отключают. Если ВОМ не используют, то снимают с трактора редуктор, карданный вал, тягу управления и хранят их в сухом месте.

Ежесменно проверяют крепление наружных узлов ВОМ и не подтекает ли масло из редуктора. Устраняют обнаруженные неисправности.

Через 60 ч работы трактора проверяют уровень масла в редукторе. Если необходимо, доливают масло до уровня контрольного отверстия. Летом используют моторное масло М10Г или М10В, а зимой — М8Г.

Смазывают трансмиссионным автотракторным маслом подшипники крестовин карданных валов ВОМ. Для этого очищают масленку и нагнетают шприцем масло до появления его из предохранительного клапана.

Через 240 ч работы трактора смазывают солидолом «С» шлицевые соединения карданных валов ВОМ, предварительно очистив масленки.

Солидол нагнетают шприцем до появления его в зазорах.

Через 960 ч работы трактора мастер-наладчик проверяет и регулирует гидравлическую систему ВОМ. Сливают старое масло, промывают заборный фильтр и заливают свежее масло в редуктор до уровня контрольного отверстия. После прокрутки валов в течение 5 мин проверяют уровень масла в редукторе и, при необходимости, доливают его.

Для регулировки гидравлической системы ВОМ на место пробки (см. рис. 126, о) устанавливают масляный манометр. Завинчивают регулировочный винт клапана постоянного давления до показания на манометре 15—16 кгс/см2. Затем регулируют клапан плавного включения на давление 12—13 кгс/см2 регулировочным винтом-упором, в который упирается при крайнем правом (включенном) положении рычаг управления. Потом регулируют клапан постоянного давления на величину 9,5— 10 кгс/см2. После регулировки винты стопорят контргайками и пломбируют.

Гидроподжимную муфту регулируют, изменяя длину тяги. Ее длина должна быть такой, чтобы при крайнем верхнем положений рычага управления, расположенного в кабине трактора, рычаг упирался в регулировочный винт-упор.

Вал отбора мощности (ВОМ) служит для передачи всей или части мощности тракторного двигателя навесным и прицепным машинам, аг-регатируемым с трактором.

ВОМ трактора Т-150 имеет независимый привод, т.е. может включаться и вновь выключаться независимо от главной муфты сцепления, а выключение и включение главной муфты не влияет на работу ВОМ. Независимость ВОМ достигается за счет того, что его привод осуществляется прямо от коленчатого вала двигателя посредством промежуточного вала, проходящего через трубчатые валы муфты главного сцепления и коробки передач, ряда передающих деталей, установленных в раздаточной коробке, и карданной передачи, а выключение и включение ВОМ осуществляется автономной гидроподжимной муфтой.

Механизм ВОМ состоит из редуктора 23 (рис. 189), в котором размещены гидроподвижная муфта с автоматическим тормозом, агрегаты гидросистемы и понижающая пара шестерен; карданной передачи 18, а также рычага управления 7 с тягой.

Редуктор ВОМ расположен в задней части трактора и установлен на задней секции рамы.

В зависимости от наладки ВОМ может иметь две частоты вращения выходного вала — 1000 и 540 об/мин.

Для переналадки с одного режима на другой необходимо в редукторе ВОМ заменить шестерни на дополнительные, которые прилагаются к трактору.

При режиме 1000 об/мин допускается передача через ВОМ полной мощности двигателя, а при 540 об/мин — не более 100 л. с.

Редуктор ВОМ и его гидросистема. Механизм редуктора ВОМ размещен в корпусе, отлитом из алюминиемого сплава. В отлитых вместе с корпусом кронштейнах выполнено по два отверстия для крепежных болтов. Кронштейнами редуктор устанавливается на кронштейны, прикрепленные к задней секции рамы, и крепится к ним четырьмя болтами с гайками и пружинными шайбами (по два болта на каждый кронштейн). В верхней части корпуса ввернут болт для удобства монтажа и транспортировки редуктора.

Ведущий вал редуктора вращается на двух шариковых подшипниках, установленных в стаканах, расположенных в расточках корпуса.

На шлицах вала установлена ведущая шестерня, а на переднем шлицевом хвостовике устанавливается муфта фланца кардана. Набор первичного вала стягивается корончатой гайкой через шайбу и дистанционную втулку. В торце вала выполнено гнездо, в которое неподвижно запрессована шлицевая втулка, служащая для привода насоса гидросистемы ВОМ.

Осевые перемещения переднего подшипника ограничиваются с одной стороны буртом стакана, а с другой буртом корпуса уплотнения, который вместе со стаканом прикреплен к корпусу посредством четырех шпилек, ввернутых в корпус, и гаек. В корпусе уплотнения установлен самоподжимной сальник и войлочный пыльник в штампованной обойме.

В гидравлическую систему редуктора ВОМ входит фильтр-заборник, масляный насос, клапанное устройство и маслопроводы.

Фильтр-заборник, установленный в начале масляной магистрали, представляет собой металлический или пластмассовый каркас, обтянутый латунной сеткой, которая и представляет фильтрующий элемент.

Масляный насос НШ-6Т — односекцнонный, шестеренчатого типа, производительностью 6,3 см3/об.

По маслопроводу насос подает масло к клапанному устройству, расположенному в крышке и состоящему из клапана плавного включения и клапана постоянного давления.

Клапан плавного включения (он же является предохранительным) состоит из гнезда, пружины возврата штока, рабочей пружины, седла и эксцентрика с приваренным к нему рычагом управления.

В ступенчатое отверстие крышки запрессовано седло, а над ним имеется фланец для присоединения нагнетательного маслопровода от насоса.

В седле выполнена проточка Б, соединенная отверстиями с центральным сверлением. Шток перемещается в отверстие Г. В штоке выполнены проточка и пазы, соединяющие полость А с внутренней полостью редуктора. Проточка Б системой сверленых каналов соединена с полостью клапана постоянного давления.

Эксцентрик с приваренным рычагом вращается в колодце крышки. Вал эксцентрика уплотнен резиновым кольцом.

Шток постоянно прижат усилием пружины к эксцентрику. Рабочая пружина, сжатая между торцом штока и гнездом клапана, прижимает шарик к отверстию гнезда. В зависимости от положения эксцентрика пружина сжата с тем или иным усилием, которое определяется давлением срабатывания клапана. Клапан плавного включения при крайнем положении вперед по ходу трактора рычага, приваренного к эксцентрику, должен обеспечивать давление 12— 13 кгс/см2. Крайнее положение рычага с эксцентриком фиксируется установочным винтом, ввернутым в кронштейн и застопоренным контргайкой.

Кронштейн, прикрепленный двумя болтами к крышке, входит в кольцевой паз эксцентрика и удерживает последний от осевых перемещений.

По мере поворота рычага против часовой стрелки (назад по ходу трактора) палец эксцентрика опускается, шток, отжимаясь под действием пружины возврата, перемещается вниз, освобождая рабочую пружину 6 и уменьшая давление срабатывания шарикового клапана.

Поворотом эксцентрика на соответствующий угол можно полностью открыть шариковый клапан и обеспечить слив всего потока масла через него.

Масло из-под шарикового клапана по каналу В подается к полости крышки, соединенной с центральным отверстием вторичного вала и со сливным отверстием в поддон.

Клапан постоянного давления плунжерного типа поддерживает давление в гидросистеме при включенной муфте 9,5—10 кгс/см2.

В колодце крышки запрессована стальная каленая гильза, в которой перемещается двухпоясковый клапан золотникового типа.

Проточка А на внутренней поверхности гильзы связана с каналом нагнетания и проточка Б связана с каналом слива.

Из проточки А по радиальному и осевому сверлениям в клапане рабочая жидкость подается под его торец.

Во фланце установлена пружина, нажимающая на другой торец клапана через шайбу. Другим концом пружина уперта в шайбу регулировочного винта. Регулировочный винт стопорится контргайкой и уплотняется медными шайбами и колпаком.

Для открытия клапана, т. е. перепуска масла в сливную магистраль, давлением масла на торец М клапана преодолевается усилие пружины, в результате чего в системе создается давление. Величину давления регулируют винтом.

Конструкция клапана выполнена так, что при изменении производительности гидравлического насоса давление в системе меняется незначительно, так как на клапан действует только давление и исключается динамическое воздействие потока благодаря тому, что масло подводится к активному торцу через сверления.

Клапан постоянного давления регулируется и пломбируется на заводе.

В отверстие на верхней части корпуса редуктора ввернут сапун, предназначенный для соединения внутренней полости редуктора ВОМ с атмосферой и предотвращения избыточного давления внутри редуктора.

Карданный привод ВОМ состоит из карданного вала, промежуточной опоры и двойного шарнира.

С целью обеспечения синхронного вращения ведущего вала ВОМ с коленчатым валом двигателя двойной шарнир расположен таким образом, что его середина находится над осью вертикального шарнира рамы. Благодаря такому расположению при изменении угла между обеими частями рамы во время поворота трактора обеспечивается равенство углов в двойном шарнире. .

Компенсация изменения длины осуществляется за счет скользящего шлицевого соединения вилки с хвостовиком вала промежуточной опоры.

Уплотнение скользящего шлицевого соединения состоит из фасонных резинового и фетрового колец, которые помещены в штампованной резьбовой обойме, навинченной на резьбовой хвостовик вилки. Смазка шлицевого соединения осуществляется через пресс-масленку.

Система дистанционного управления ВОМ служит для включения и выключения его из кабины трактора. ВОМ включается и выключается двуплечим рычагом, качакЗщимся на шарнире в кронштейне, установленном в кабине трактора слева от сиденья водителя. Подпружиненная кнопка в рукоятке рычага воздействует через тягу на собачку. Собачка входит своим выступом в пазы на гребне кронштейна и фиксирует включенное и выключенное положение ВОМ.

Положение рычага вперед — вниз, зафиксированное собачкой, соответствует выключенному ВОМ, а положение назад — вверх соответствует включенному ВОМ. Для перевода рычага из одного положения в другое необходимо предварительно нажать кнопку.

Нижнее плечо рычага шарнирно связано с вилкой, присоединенной к тросу, который пропущен сквозь оплетку, закрепленную на кабине кронштейном.

На другом конце троса закреплена вилка, шарнирно связанная с одной из проушин промежуточного рычага, качающегося в кронштейне, прикрепленном болтами к левому швеллеру задней полурамы.

Таким образом, трос представляет собой гибкое промежуточное звено, позволяющее передавать усилие водителя при управлении ВОМ с передней на заднюю полураму, которые соединены шарнирно и меняют свое взаиморасположение при движении трактора. Другая проушина рычага 15 шарнирно связана с регулировочной вилкой, навернутой на резьбу тяги. Тяга шарнирно присоединена с помощью вилки к проушине рычага эксцентрика.

Работа ВОМ. Когда наладочное включение привода ВОМ в раздаточной коробке соединено, карданный привод ВОМ, а вместе с ним ведущий вал редуктора и насос вращаются синхронно с двигателем трактора, при этом ведомая шестерня также вращается, а насос перекачивает масло.

Если рычаг в кабине находится в выключенном положении, то вал стоит и ВОМ находится в выключенном состоянии. При переводе рычага в положение включения вал начинает вращаться и может передавать крутящий момент от двигателя — ВОМ включен.

Постоянно работающий насос через фильтр-заборник всасывает рабочую жидкость по всасывающему маслопроводу и далее по нагнетательному маслопроводу через сверления в корпусе клапанного устройства подает к клапану плавного включения, через сверление в ведомом валу к бустеру гидроподвижной муфты и параллельно к клапану постоянного давления.

Когда рычаг перемещают в крайнее положение, соответствующее выключенной муфте ВОМ, эксцентрик сначала освобождает от поджатия шток, отжимаемый от седла пружиной.

По мере перемещения эксцентрика давление в клапане плавного включения определяется усилием пружины бив конце хода клапан открывается полностью, давление в системе падает до нуля, а масло, пройдя через клапан плавного включения, идет на слив и на смазку деталей гидроподвижной муфты.

Гидроподвижная муфта при этом выключается, поршень под воздействием пакета пружин перемещается, сжимая своими штифтами пакет дисков тормозка и обеспечивая тем самым чистоту выключения ВОМ.

При перемещении рычага в положение, соответствующее включенной муфте ВОМ, эксцентрик поворачивается, перемещает шток, зажимая пружину, и через гнездо клапана прижимает шарик к седлу. В нагнетательном маслопроводе и сверлении корпуса клапанного устройства, соединяющем клапан с бустером, давление масла растет от 0 до 9,5—10 кгс/см2.

При этом гидроподвижная муфта включается» освобождается тормо-зок и выходной вал ВОМ начинает вращаться, передавая крутящий момент.

Плавность включения муфты ВОМ зависит от скорости перемещения рычага управления. После достижения давления 9,5—10 кгс/см2 в работу включается клапан постоянного давления, а клапан плавного включения дополнительным ходом рычага и поворотом эксцентрика устанавливают на давление 12—13 кгс/см2, после чего он уже служит только как предохранительный.

Включать ВОМ под нагрузкой необходимо плавно. Плавность включения муфты ВОМ зависит от скорости перемещения рычага управления. При включении рычаг перемещается снизу—вверх — назад, при выключении — наоборот.

Уход за ВОМ заключается в своевременной заправке, доливке и замене масла в редукторе, смазке карданного привода и промежуточной опоры в соответствии с картой смазки, очистке и промывке фильтра и сапунов, наблюдении за состоянием уплотнений.

Необходимо периодически очищать редуктор ВОМ снаружи от пыли и грязи, следить за креплением его к задней полураме и подтягивать болты крепления. Редуктор ВОМ заправлять чистым, хорошо отстоявшимся маслом и в сроки, указанные в таблице смазки.

При техническом обслуживании №3 нужно заменить масло в редукторе ВОМ и промыть фильтр-заборник. Слив отработанного масла осуществляется через отверстие, закрытое пробкой. Доступ к фильтру открывается при снятии трубки с фланцем. Для удобства снятия трубки нужно снять поперечный угольник, прикрепленный к задней полураме.

Привод ВОМ включается только при необходимости. На работах, не требующих отбора мощности, привсд ВОМ должен быть отключен.

В случае работы трактора без применения ВОМ необходимо один раз в 10 дней произвести десять полных включений и выключений рычагом, установленным в кабине, для того чтобы, шарниры дистанционного привода управления, трос в оплётке и эксцентрик не оказались прихваченными коррозией.

В случае длительного неиспользования вала отбора мощности необходимо снять с трактора редуктор ВОМ, карданный привод и тягу управления и обеспечить их хранение в сухом месте.

Регулировки ВОМ. В вале отбора мощности регулируют клапаны гидравлической системы редуктора и систему дистанционного управления.

Клапаны гидравлической системы регулируют и пломбируют на заводе. При длительной работе в результате износа деталей и усталости пружин может нарушиться регулировка клапанов.

Порядок регулировки клапанов. Необходимо убедиться в том, что редуктор ВОМ заправлен до уровня контрольной пробки.

Перед регулировкой на место пробки присоединить посредством трубки или шланга с резьбовым штуцером масляный манометр со шкалой до 15—20 кгс/см2.

Так как клапан плавного включения и клапан постоянного давления подсоединены к магистрали нагнетания параллельно, регулировку следует начинать с клапана плавного включения.

Перед регулировкой запустить двигатель и вращать валы редуктора ВОМ в течение 10—15 мин, пока масло не прогреется до температуры 40—45° С. Регулировку следует производить при работе двигателя с частотой вращения 1600—1700 об/мин.

Отвернув колпак и контргайку, завинтить регулировочный винт до упора, бинтом отрегулировать крайнее переднее положение рычага клапана плавного включения так, чтобы при упоре его в винт 12 развивалось давление 12—13 кгс/см2. Затем, отворачивая регулировочный винт, отрегулировать перепускной клапан на давление 9,5—10 кгс/см2.

Следует помнить, что при работе только одного шарикового клапана плавного включения установленное давление держится стабильно недолгое время. Поэтому перепускной клапан нужно регулировать сразу же после регулировки клапана плавного включения. После регулировки винты законтрить и опломбировать.

При эксплуатации в результате вытягивания троса и износов шарниров может быть нарушена регулировка дистанционного управления. Если система отрегулирована правильно, то при фиксировании защелкой рычага в верхнем положении рычаг должен быть притянут вперед до упора в винт. Регулировка осуществляется резьбовой вилкой. Для навинчивания и свинчивания резьбовой вилки предварительно необходимо расшплинтовать и вынуть ее палец.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Вал отбора мощности трактора Т-150"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/val-otbora-moshchnosti-traktora-t-150

2 ≫

Колесный энергонасыщенный трактор Т-150 впервые сошел с конвейера Харьковского тракторного завода в 1971 году. Оригинальная, изначально не имеющая аналогов конструкция, а также технические характеристики Т-150к позволили его успешно применять на следующих сельхозработах:

  • обработка почвы (основная, предпосевная)
  • выполнение посевных операций совместно с широкозахватными посадочными агрегатами;
  • погрузочно-разгрузочные операции с использованием дополнительного навесного оборудования;
  • выполнение уборочных работ совместно с высокопроизводительными специальными комплексами;
  • участие в заготовке различных видов кормов;
  • осуществление транспортных перевозок.

Разнообразие в использовании трактора в сельском хозяйстве обеспечивала способность широкого агрегатирования с различным специализированным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием (более 50 наименований), а также возможность выполнения ремонта в условиях сельских мастерских.

Кроме сельского хозяйства, трактор стал успешно применяться в промышленности, в дорожном строительстве, в лесном хозяйстве. Учитывая такие варианты разнообразной эксплуатации, на заводе были разработаны и запущены в производство следующие модификации Т-150к обладающие указанными характеристиками:

  • Т 158 – промышленный вариант, оснащался специальным тягово-сцепным устройством автомобильного типа и использовался для перевозки различных грузов массой до 20 тонн с помощью прицепов или полуприцепов.
  • Т 157 – лесопромышленная версия, отличалась повышенной проходимостью, специальным каркасом безопасности для защиты кабины и наличием трелевочного оборудования для транспортировки спиленных деревьев.
  • Т 156 – фронтальный погрузчик, оборудованный навесным ковшом грузоподъемностью до 3 тонн, используется для погрузки мелкокусковых различных материалов и сыпучих грузов в транспортные средства.
  • Т-150КД – версия общего назначения с возможностью установки бульдозерного оборудования что позволяет выполнять работы по помещению грунта и других материалов на расстоянии не превышающие 100 метров. Бульдозерная навеска позволяет использовать Т-150 зимой для расчистки дорог от снега.

В конструкционной схеме трактора применены две полурамы: передняя, на которой расположены двигатель, коробка передач, кабина с рабочим местом механизатора, бак и задняя, где смонтирована навесная система для присоединения оборудование.

Т-150 характеризуется наличием полного привода, при этом имеется функция технического отключения заднего моста. На обеих осях установлены одинаковые колеса, обладающие качественными техническими характеристиками, большим диаметром и шириной.

В устройстве трансмиссии за силовым агрегатом идет последовательная установка муфты сцепления, КПП и раздаточной коробки. Далее, выходные валы с помощью карданных передач и расположенных на них главными передачами в коническом исполнении, обеспечивают транспортировку энергии на передний и задний мост трактора.

Дифференциалы от главных передач соединяются с планетарными механизмами, на которых монтируются колеса трактора с тормозными устройствами.

Переход крутящих усилий от двигателя к валу отбора мощности (ВОМ) обеспечивается специальным валом с промежуточными опорами. Поворот и разворот трактора выполняют два гидроцилиндра в системе рулевого управления, которые разворачивают обе полурамы вокруг специального вертикального соединительного шарнира.

Двигатель.

За весь период своего производства трактор комплектовался следующими дизельными четырехтактными турбироваными моторами с использованием водяного охлаждения:

  • СМД-61 (производитель ХЗТД).
  • ЯМЗ-236Д (производитель Автодизель).

В качестве пускового устройства использовался бензиновый стартовый двигатель, который запускался в свою очередь электростартером. К техническим особенностям обоих силовых агрегатов следует отнести возможность выполнения пускового нагрева, что улучшало запуск в зимний период.

Двигатели, которыми комплектовался Т-150к, имеют следующие технические характеристики (приведены для СМД-61, а в скобках указаны параметры ЯМЗ-236Д):

  • Число цилиндров – 6 шт.
  • Расположение –V-образное, под углом развала в 90 градусов.
  • Мощность – 160,0 (175,0) л. с.
  • Объем – 9,2 (11,2) л.
  • Охлаждающая жидкость – тосол (возможно применение воды).
  • Масса ДВС – 0,95 (1,00) т.
  • Расход топлива – 217,0 (220,0) г/кВт.час.
  • ТНВД – распределительного типа, с двумя плунжерами.
  • Количество оборотов – 2000 (2100) об/мин.

Кабина.

Двухместный вариант кабины смонтирован на передней полураме трактора Т-150к, практически центре зоны тяжести. Такое расположение технически снижает ее колебания и вибрацию. Сама кабина изготовлена с применением шумо и вибро-поглощающих материалов и узлов, что наряду с уменьшенными колебаниями обеспечивает комфортные условия для механизатора.

Качественному выполнению работы способствует круговое остекление и наличие стеклоочистителей. Для комфортной работы зимний период установлен специальный отопитель. После тюнинга кабины в 2013 году, в ее устройстве для безопасности применен специальный каркас.

Трансмиссия.

Трансмиссия выполнена в механическом варианте. В ее конструкцию входят следующие элементы:

  • двухдисковая муфта сцепления в сухом варианте исполнения;
  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • две конические главные передачи;
  • межколесные дифференциалы;
  • ВОМ (в базовом исполнении – задний).

Коробка передач трактора Т-150к выполнена с использованием гидравлического управления, обладает возможностью осуществлять переключение скорости во время движения. Раздаточная коробка позволяет выполнять деление на диапазоны.

С учетом характеристик такого деления количество передач трактора для переднего хода возрастает до 12, для заднего движения — до 4, при этом скорость движения (км/ч) составляет:

ВОМ имеет двухскоростное независимое исполнение и характеристики по частоте вращения в 540 и 1000 оборотов об/мин.

Колесный трактор Т-150 обладает следующими конструкционными параметрами и техническими характеристиками:

  • Тяговый класс – 3.
  • Привод – 4×4 (полный).
  • Масса – 7,95 т.
  • База – 2,86 м.
  • Длина – 5,75 м.
  • Ширина – 2,40 м в широкой колее (2,20 м – в узкой колее).
  • Высота – 2,95 м.
  • Колея широкая – 1,86 м.
  • Колея узкая – 1,68 м.
  • Радиус поворота – 6,70 м.
  • Размер агропросвета – 0,40 м.
  • Грузоподъемность навесного устройства – 4,50 т.
  • Давление в гидросистеме – 16 Мпа.

Характеристика заправочных емкостей Т-150к:

К основным достоинствам колесного трактора следует отнести:

  • возможность передвижения и транспортировки грузов по дорогам общего пользования;
  • большое количество агрегатируемых сельхозмеханизмов для разнообразных работ;
  • многофункциональность;
  • возможность установки спаренных колес на обе оси с целью увеличения проходимости;
  • хорошие условия труда для механизатора;
  • высокая транспортная скорость;
  • небольшой , для своего тягового класса, расход топлива;
  • простота ремонта и технического обслуживания;
  • общая надежность;
  • возможность круглогодичной эксплуатации, что уменьшает срок окупаемости.

Определенными техническими и конструкционными недостатками следует считать:

  • увеличенное давление шин на грунт, что вызывает негативное воздействие и снижение агрокультуры производства;
  • применение в конструкции трактора колес, снижает тяговые характеристики по сравнению с гусеничным вариантом на 25-30%;
  • низкая надежность КПП Т-150к и как следствие необходимость частого ремонта;
  • отсутствие в гидросистеме устройства для охлаждения рабочей жидкости.

Заложенные изначально конструкционные решения, технические характеристики трактора Т-150к, возможность быстрого ремонта позволили данной модели успешно эксплуатироваться, пройти несколько модификаций, быть конкурентоспособной в настоящее время.

Последние факт подтверждается продолжающимся производством этой модели на Орловском тракторостроительном заводе, входящем в группу компаний «Альфа-Техник». Кроме базовой модификации под наименованием ОрТЗ-150к на данном заводе производится еще восемь различных транспортных средств (от фронтального погрузчика до аэродромной ремонтной машины) выполненных на базе данного трактора.

Материалы: http://traktorwork.ru/ustrojstvo/tekhnicheskie-harakteristiki-t-150k.html

3 ≫

Необходимый для привода навески в движение механизм

Валы отбора мощности (ВОМ) трактора «МТЗ-82» – это устройства, предназначенные для передачи энергии вращения от двигателя на рабочие органы агрегатируемых с трактором передвижных или стационарных машин; навесного оборудования, активных прицепов и прочих механизмов. Как большинство современных тракторов, «МТЗ-82» оснащён валом отбора мощности заднего расположения и задним трёхточечным навесным устройством. Поскольку гораздо реже встречается техника, работа которой требует постоянного наблюдения механизатора и, соответственно, ВОМа переднего расположения.

Сразу стоит отметить: вал отбора мощности «МТЗ-82» аналогичен тому, который устанавливается и на «МТЗ-80». Существует два вида нагрузок при работе вала отбора мощности:

  • ВОМ приводит в действие какие-либо механические узлы навесного или прицепного устройства либо напрямую, либо через передающие устройства (редукторы, карданы, клиноременные передачи). Это наиболее распространённый тип использования ВОМ, при котором вал испытывает полноценную нагрузку.
  • ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного или прицепного устройства. Этот тип использования ВОМ применяется лишь для небольшого круга специальных механизмов и устройств, оснащённых собственной гидравлической системой. Тогда ВОМ воздействует только на гидравлический насос.

Итак, конструкция ВОМ трактора «МТЗ-82» – такая же, как и у «МТЗ-80». Задний вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» – комбинированного типа. Это значит, что ВОМ может быть снабжён как независимым, так и зависимым, то есть синхронным, приводом. При независимом приводе частота вращения вала определяется частотой вращения дизельного двигателя, а при зависимом (синхронном) приводе – скоростью движения трактора.

Приводом независимым ВОМ связывается непосредственно с маховиком мотора. Это обеспечивает независимую от скорости движения трактора частоту вращения вала отбора мощности. Не повлияет на чистоту вращения ВОМ и включенное либо выключенное сцепление. Привод независимый – двухскоростной. Он имеет две частоты вращения (540 или 1000 оборотов в минуту), при частоте вращения силового агрегата – 2100 оборотов в минуту.

Приводом синхронным ВОМ связывается непосредственно с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач «МТЗ-82». Поэтому частота вращения вала отбора мощности привязана к скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на каждый метр пути, который проехал трактор.

Не синхронный тип следует запускать только при неработающем двигателе, либо при самой минимально частоте вращения коленчатого вала. Синхронный — только на тракторе, который остановлен.

Скорость вращения вала отбора мощности стандартизирована в определённых значениях (540, 1000 оборотов в минуту) специально для корректной работы с навесным и прицепным оборудованием. Так как иначе работа на дополнительном устройстве с неподходящей для него скоростью может привести либо к недостаточной его производительности, либо к его поломке.

Когда включён независимый привод, вращение от внутреннего вала привода, который находится внутри вторичного вала коробки передач, через муфту переключения передаётся на вал коронной шестерни планетарного редуктора ВОМ.

Когда задействуется синхронный привод муфта перемещается вперёд, разъединяясь с внутренним валом независимого привода и соединяясь со шлицами ступицы ведущей шестерни 2-й ступени редуктора коробки передач.

В корпусе заднего моста трактора «МТЗ-82» размещается двухступенчатый планетарный редуктор вала отбора мощности. Состоит он из ведущей коронной шестерни, трёх сателлитов и солнечной шестерни. Она посажена на ступицу водила на бронзовой втулке.

Сателлиты закрепляются на осях, которые запрессованы в расточки водила. Шлицевая ступица водила жёстким образом связывается со шлицами вала. А на конце ВОМ также ещё выполнены шлицы для привода агрегатируемого с трактором оборудования и машин.

Вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» может быть выполнен в составном виде: когда в его задний край вставляются сменные хвостовики с 8-ю шлицами либо 21-м шлицем. Для машин и устройств, которые используют частоту вращения 540 об/мин, применяется хвостовик первого типа, а для тех машин, где частота вращения составляет 1000 об/мин – хвостовик второго типа.

Различие в типоразмерах шлицев на машинах и агрегатах выполнена специально, для того, чтобы предотвратить возможную путаницу при выборе скоростного режима

Хвостовик зафиксирован на валу специальным стопорным кольцом. Энергия вращения передаётся к хвостовику через четыре ролика.

Различные типоразмеры шлиц на машинах выполняют с целью предотвращения путаницы в выборе скоростного режима и поломки агрегатируемых машин из-за неправильного включения скорости ВОМ.

Вал устанавливается на двух шариковых подшипниках, первый из которых расположен в расточке вала коронной шестерни, 2-й — в крышке, прикреплённой к задней стенке корпуса заднего моста. Все детали, которые установлены на валу, стянуты кернящейся гайкой.

Планетарный редуктор вала отбора мощности на «МТЗ-82» управляем 2-мя ленточными тормозами. Первый тормозной барабан приварен к водилу, 2-й барабан связан посредством шлицевой муфты с солнечной шестернёй.

Для включения вала отбора мощности «МТЗ-82» рычаг управления в кабине следует перевести в крайнее заднее положение. При этом тормоз на барабане солнечной шестерни при этом затянут, а на водиле — отпущен.

От коронной шестерни вращение передаётся через сателлиты на водило, и далее от него — непосредственно к валу. Частота вращения уменьшается в это время соответственно передаточному числу планетарного редуктора — в 1,47 раза.

Когда нужно выключить редуктор ВОМ, то рычаг управления переводится в крайнее переднее положение. Тормоз на барабане солнечной шестерни отпускается, а тормоз водила — затягивается. В таком положении водило не двигается, а коронная шестерня обкатывается вхолостую по сателлитам. Сателлиты в то же время вращают, также вхолостую, солнечную шестерню относительно ступицы водила.

Частота вращения вала отбора мощности переключается посредством муфты, установленной на шлице вала. Механизмом, который это производит, является шестигранник, расположенный в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Техобслуживание вала отбора мощности трактора «МТЗ-82» заключается, прежде всего, в регулярном осмотре резьбовых соединений и их проверке, а также в периодической регулировке механизма управления. Смазываются механизмы ВОМ, которые размещены в корпусе заднего моста, маслом, заправляемым в трансмиссию.

Включать независимый привод следует при минимальной частоте вращения дизельного двигателя. Синхронный привод включается при работающем моторе после включения передачи, при плавном включении механизма сцепления.

В процессе эксплуатации необходимо периодически внимательно присматривать за изменениями в положении рычага управления ВОМ, не допуская, чтоб он упирался в полик кабины трактора (поскольку это приведёт к буксованию тормозных лент).

Если ход рычага управления увеличился, или усилие на рычаге, во время его перевода из положения «включено» в положение «выключено» заметно возросло, это свидетельствует о том, что необходимо произвести регулировку.

Регулировка вала отбора мощности «МТЗ-82» производится по следующему плану:

  • Установка оси эксцентрика в её первоначальное положение. Риска, которая специально на неё нанесена, должна находиться с правой стороны и располагаться в вертикальном положении.
  • Фиксация установленного положения с помощью стопорных пластин.
  • Отсоединение тяги. Откручивание болтов на стакане и высвобождение пружины.
  • Снятие крышечки с люка заднего моста, чтобы добраться до головки натяжного винта. Переведение рычага в нейтральное положение и его фиксация болтом.
  • Снятие стопорной пластины, затягивание винта до упора. Заворачивание упорного болта в наружный стакан. Перевод рычага в положение «вкл.». Установка тяги. Установление необходимого люфта рычага.

После завершения регулировки — возврат всех деталей на свои места, усиление тяг и крепёжных болтов контрагайками.

  • Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
  • Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
  • Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
  • Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
  • Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
  • Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.

Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину. Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.

В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач. При выполнении подобной операции вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» необходимо перевести в синхронный режим. Во время прокручивания зубчатые колёса шестерней должны вращаться свободно.

Материалы: http://tractorreview.ru/traktora/kolesnyie-traktora/mtz/val-otbora-moshhnosti-mtz-82-ustroystvo-printsip-rabotyi.html


Back to top