Воздухоочиститель и турбокомпрессор трактора Т-150

1 ≫

Для сгорания топлива в цилиндрах двигателя необходим воздух. Двигателем за час работы засасывается несколько сотен кубических метров загрязненного пылью воздуха. Поэтому, если не очищать воздух от пыли, за одну смену работы трактора в полевых условиях в цилиндры двигателя может попасть несколько килограммов ее.

Пыль, попадая в цилиндры, вызывает усиленный износ деталей шатунно-поршневой группы и газораспределительного механизма. Для очистки воздуха от пыли двигатель оборудуют воздухоочистителем.

Воздухоочиститель. Он имеет две ступени очистки: инерционный центробежный очиститель (циклонный предварительный очиститель с эжекционным отсосом пыли) и фильтрующий очиститель (контактный) с кассетой из проволочной сетки.

Циклонный очиститель состоит из 46 пластмассовых циклонов (рис. 30), запрессованных в верхний и нижний поддоны, стянутые между собой болтами. К нижнему поддону плотно прикреплен пылесборный бункер с отсосным патрубком, которым он соединяется с эжекционной трубкой. Через центральную часть поддонов и пылесборного бункера проходит труба, подводящая очищенный воздух к турбокомпрессору. Центральная труба, пылесборный бункер, кожух и блок цилиндров представляют собой жесткий неразборный узел. Между центральной трубой и верхним поддоном установлено уплотнитель-ное войлочное кольцо.

Сверху на центральной трубе имеется крышка. Между крышкой и кожухом установлена сетка, которая задерживает крупные растительные частицы, содержащиеся в воздухе. Сетка кассеты, расположенной под крышкой, смочена маслом. Между кассетой и циклонами есть рефлектор, предохраняющий циклоны от масла, стекающего с кассеты.

В нижней части центральной трубы имеется фланец, с помощью которого воздухоочиститель закреплен на патрубке подвода воздуха к турбокомпрессору.

Каждый циклон представляет собой трубу с направляющей втулкой. К верхней части трубы приварен входной патрубок, направленный по касательной к ее внутренней поверхности.

Воздух, прежде чем попасть в цилиндры двигателя, проходит через защитную сетку, поступает в циклоны через входные патрубки и завихряется. Под действием центробежных сил пыль, находящаяся в воздухе, отбрасывается к стенкам циклона и попадает в пылесборный бункер. Из бункера пыль отсасывается и уносится в атмосферу вместе с выхлопными газами, благодаря разрежению, создаваемому эжекторным устройством.

Находящийся в циклоне очищенный воздух направляется по втулке вверх, во вторую ступень очистки. Пройдя через кассету, смоченную маслом, воздух еще раз очищается от мельчайших частиц пыли и поступает через центральную трубу в турбокомпрессор, который нагнетает его в цилиндры двигателя.

Нельзя устанавливать на выхлопной трубе дополнительные сопротивления (например, устройство для продувки радиатора) во избежание выхода из строя пластмассовых циклонов.

Турбокомпрессор. Центробежный компрессор всасывает через воздухоочиститель воздух и нагнетает его под избыточным давлением через впускной коллектор в цилиндры двигателя (рис. 1).

Турбокомпрессор ТКР-11Н-1 (рис. 2) состоит из радиальной центростремительной турбины и центробежного одноступенчатого компрессора, которые соединены болтами со средним корпусом, изготовленным из алюминиевого сплава. Чугунный корпус турбины, имеющий два входных канала с фланцами, закреплен на выхлопных коллекторах с помощью сильфонных компенсаторов, которые представляют собой двухслойные гофрированные трубы из жаропрочной стали. В корпусе турбины установлена вставка, образующая с сопловым венцом и колесом турбины проточную часть.

Корпус компрессора, отлитый из алюминиевого сплава, имеет центральный входной патрубок и спиральный канал (улитку) с выходным патрубком. Алюминиевая вставка корпуса компрессора, выполненная заодно с лопаточным диффузором, образует с каналом улитки и колесом компрессора проточную часть для прохода воздуха из воздухоочистителя во впускной коллектор двигателя.

Внутри корпуса турбокомпрессора находится вал ротора. В связи с большой скоростью вращения вала (35—40 тыс. об/мин) незначительная несбалансированность рабочих колес турбины и компрессора может вызвать сильную вибрацию. Поэтому опорой валу служит бронзовый подшипник типа «качающейся втулки».

С одной стороны к валу приварено колесо турбины, отлитое из жаропрочной легированной стали, с другой стороны на валу закреплено колесо компрессора из алюминиевого сплава.

Подшипник вала установлен в среднем корпусе с зазором. От вращения и осевого перемещения он удерживается фиксатором, который позволяет ему лишь незначительно перемещаться в осевом, тангенциальном и радиальном направлениях.

Через дополнительный щелевой ленточный фильтр масло нагнетается к втулке и по сверлению в ней масло поступает во внутреннюю полость для смазки трущейся поверхности вала. По наружной проточке втулки масло нагнетается в зазор между втулкой и корпусом, образуя масляную подушку, которая гасит вибрацию, возникающую при вращении вала.

По трубке масло из турбокомпрессора сливается в картер двигателя. Для контроля давления масла, поступающего в турбокомпрессор, на среднем корпусе установлен штуцер для манометра.

Между турбиной и компрессором находятся газомасляные уплотнения, состоящие из дисков, маслоотражателя, втулки и колец. Под фланец диска уплотнения турбины подложена паронитовая прокладка.

Выхлопные газы из цилиндров двигателя попадают через выхлопные коллекторы в камеру газовой турбины. Из нее через сопло они вылетают на лопатки рабочего колеса турбины, заставляя его вращаться вместе с валом. Отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выхлопную трубу.

Вращение колеса турбины передается через сидящее на том же валу колесо компрессора.

Давление нагнетаемого воздуха при номинальной мощности двигателя 1,5— 1,6 кгс/см2.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Воздухоочиститель и турбокомпрессор трактора Т-150"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/vozdukhoochistitel-i-turbokompressor-traktora-t-150

2 ≫

Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 (рис. 50) имеет две ступени очистки: первая — блок циклонов, вторая — два фильтрующих элемента (кассета из гофрированной проволочной сетки и пластина из пористого полиуретана). Блок состоит из 46 пластмассовых циклонов б, запрессованных в нижний и верхний поддоны, стянутые между собой восемью шпильками 26.

Блок циклонов с центральной трубой 1, бункером 5 для сбора пыли и кожухом 7 составляет неразборный узел. Для уплотнения стыка верхнего поддона и центральной трубы установлен резиновый сальник 25, а для уплотнения кассеты 12 с трубой — войлочный сальник 23. Между сальниками находится распорная пружина 24, одновременно прижимающая рефлектор 10, который служит для зашиты циклонов от капель масла, стекающего с кассеты.

Рис. 50. Воздухоочиститель в двигателе СМД-60/62:

1 — центральная труба; 2 — фланец; 3 — прокладка; 4 — патрубок отсосный; 5 — пылесборный бункер; б —циклон; 7 — кожух блока циклонов; 8 — кольцо уллотнительное; 9 — патрубок циклона; 10 — рефлектор; 11 —кольцо уплотнительное крышки; 12 — кассета из путанкн; 13 — сетка защитная; 14 — болт-барашек; 15 — прокладка кассеты; 16 — элемент фильтрующий из полиуретана; 17 — крышка; 18— гайка; 19 — шайба; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — гайка-барашек; 22 — шайба; 23, 25 — сальники: 24 — пружина; 26 — шпилька стяжная.

В крышке воздухоочистителя 17 размещаются кассета 12 и фильтроэлемент 16. В крышку сначала укладывается фильтроэлемент 16, а затем кассета 12, которая закрепляется гайкой 18. Кассета уплотняется резиновой прокладкой /5, приклеенной к крышке. Крышка уплотнена с верхним поддоном блока циклонов по окружности резиновым кольцом 11 и прижата гайкой-барашком 21. Для уплотнения полости чистого воздуха под шайбой 22 имеется резиновое уплотнительное кольцо 20. Двумя гайками-барашками 14 к крышке крепится сетка 13.

Воздухоочиститель двигателя СМД-60/62 посредством фланца 2, приваренного к центральной трубе крепится четырьмя болтами к кронштейну, который является одновременно соединительным патрубком между воздухоочистителем и турбокомпрессором. Под фланец установлена резиновая прокладка 3. Для подачи очищенного воздуха в компрессор в кронштейне есть отводной патрубок, к которому подсоединяется шланг.

Для удаления пыли на бункере имеется патрубок 4, к которому присоединяется отсосная трубка эжекционной системы. На кожухе зоздухоочистителя установлено фигурное резиновое кольцо 8 для уплотнения с капотом моторного отсека.

Принцип работы воздухоочистителя состоит в следующем. Воздух проходит через сетку 13 и засасывается в циклоны через отверстия с тангенциальным входом, в результате чего воздух приобретает вращательное движение. Частицы пыли, находящиеся в воздухе, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке циклона и ссыпаются в бункер 5. Воздух по центральной трубке 9 выходит из циклона, проходит через отверстия в рефлекторе 10 и кассету 12, в которой очищается вторично, а затем проходит через фильтроэлемент 16, в котором фильтруется окончательно. Таким образом обеспечивается высокая степень очистки воздуха. Очищенный воздух по центральной трубе 1 и через кронштейн поступает в турбокомпрессор.

Фильтрующий элемент 16 (пластина из пористого полиуретана) устанавливается с января 1975 г. До этого воздухоочистители имели только кассету 12 из проволочной сетки.

Периодически очищают сетку 13 и проверяют герметичность шланговых соединений. При большой запыленности воздуха сетка залипает, сокращается подача воздуха, в результате чего двигатель СМД-60/62 дымит и перегревается, снижается мощность. Нарушение герметичности в соединениях приводит к подсосу неочищенного воздуха.

При техническом обслуживании № 2 промывают фильтрующие элементы. Отвернув гайку-барашек 21, снимают крышку /7, а затем отворачивают гайку 18, освобождают кассету 12 и снимают фильтроэлемент 16. Снимают также рефлектор. В дизельном топливе промывают кассету, полиуретановый фильтроэлемент и рефлектор. После промывки кассету продувают сжатым воздухом, слегка смачивают дизельным маслом и хорошо встряхивают от капель масла. Фильтроэлемент после промывки отжимают, а рефлектор протирают насухо.

При сборке необходимо уложить фильтроэлемент в крышку так, чтобы он не деформировался, а затем закрепить кассету, чтобы она плотно прилегала к крышке. Установив рефлектор, а затем пружину 24 и сальник 23, который должен плотно обжимать центральную трубу, закрепить крышку. При этом обязательно проверить наличие уплотнительного кольца 20. Очень важно при сборке воздухоочистителя обеспечить герметичность в местах уплотнений.

Разборка и промывка воздухоочистителя с очисткой циклонов производится через 1900—2000 моточасов, то есть через одно техническое обслуживание № 3. Если трактор Т-150 длительное время эксплуатируется в условиях большой запыленности воздуха, необходимость в полной промывке и очистке воздухоочистителя может наступить раньше. Разборка блока циклонов не рекомендуется. Циклоны прочищаются ершом и продуваются сжатым воздухом.

Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник

Материалы: http://www.traktora.org/vozduxoochistitel-v-dvigatele-smd-60-62-traktora-t-150

3 ≫

Рис. Воздухоочиститель:

1 — центральная труба; 2 — фланец; 3 — прокладка; 4 — патрубок отсосный; 5 — пылесборный бункер; 6 — циклон; 7 — кожух блока циклонов; 8 — кольцо уплотнительное; 9 — патрубок циклона; 10 — рефлектор; 11 — кольцо уплотнительное крышки; 12 — кассета из путанки; 13 — сетка защитная; 14 — болт-барашек; 15 — прокладка кассеты; 16 — элемент, фильтрующий из полиуретана; 17 — крышка; 18 — гайка; 19 — шайба; 20 — кольцо уплотнительное; 21 — гайка-барашек; 22 — шайба; 23, 25 — сальники; 24 — пружина; 26 — шпилька стяжная.

Воздухоочиститель (рис.) имеет две ступени очистки: первая — блок циклонов, вторая — два фильтрующих элемента (кассета из гофрированной проволочной сетки и пластина из пористого полиуретана). Блок состоит из 46 пластмассовых циклонов 6, запрессованных в нижний и верхний поддоны, стянутые между собой восемью шпильками 26.

Блок циклонов с центральной трубой 1, бункером 5 для сбора пыли и кожухом 7 составляет неразборный узел. Для уплотнения стыка верхнего поддона и центральной трубы установлен резиновый сальник 25, а для уплотнения кассеты 12 с трубой — войлочный сальник 23. Между сальниками находится распорная пружина 24, одновременно прижимающая рефлектор 10, который служит для зашиты циклонов от капель масла, стекающего с кассеты.

В крышке воздухоочистителя 17 размещаются кассета 12 и фильтроэлемент 16. В крышку сначала укладывается фильтроэлемент 16, а затем кассета 12, которая закрепляется гайкой 18. Кассета уплотняется резиновой прокладкой 5, приклеенной к крышке. Крышка уплотнена с верхним поддоном блока циклонов по окружности резиновым кольцом 11 и прижата гайкой-барашком 21. Для уплотнения полости чистого воздуха под шайбой 22 имеется резиновое уплотнительное кольцо 20. Двумя гайками-барашками 14 к крышке крепится сетка 13. Воздухоочиститель посредством фланца 2, приваренного к центральной трубе крепится четырьмя болтами к кронштейну, который является одновременно соединительным патрубком между воздухоочистителем и турбокомпрессором. Под фланец установлена резиновая прокладка 3.

Для подачи очищенного воздуха в компрессор в кронштейне есть отводной патрубок, к которому подсоединяется шланг.

Для удаления пыли на бункере имеется патрубок 4, к которому присоединяется отсосная трубка эжекционной системы. На кожухе воздухоочистителя установлено фигурное резиновое кольцо 8 для уплотнения с капотом моторного отсека.

Принцип работы воздухоочистителя состоит в следующем. Воздух проходит через сетку 13 и засасывается в циклоны через отверстия с тангенциальным входом, в результате чего воздух приобретает вращательное движение.

Частицы пыли, находящиеся в воздухе, под действием центробежной силы отбрасываются к стенке циклона и ссыпаются в бункер 5. Воздух по центральной трубке 9 выходит из циклона, проходит через отверстия в рефлекторе 10 и кассету 12, в которой очищается вторично, а затем проходит через фильтроэлемент 16, в котором фильтруется окончательно. Таким образом обеспечивается высокая степень очистки воздуха.

Очищенный воздух по центральной трубе 1 и через кронштейн поступает в турбокомпрессор. Фильтрующий элемент 16 (пластина из пористого полиуретана) устанавливается с января 1975 г. До этого воздухоочистители имели только кассету 12 из проволочной сетки.

Техническое обслуживание воздухоочистителя. Периодически очищают сетку 13 и проверяют герметичность шланговых соединений. При большой запыленности воздуха сетка залипает, сокращается подача воздуха, в результате чего двигатель дымит и перегревается, снижается мощность. Нарушение герметичности в соединениях приводит к подсосу неочищенного воздуха.

При техническом обслуживании №2 промывают фильтрующие элементы. Отвернув гайку-барашек 21, снимают крышку 17, а затем отворачивают гайку 18, освобождают кассету 12 и снимают фильтроэлемент 16. Снимают также рефлектор. В дизельном топливе промывают кассету, полиуретановый фильтроэлемент и рефлектор. После промывки кассету продувают сжатым воздухом, слегка смачивают дизельным маслом и хорошо встряхивают от капель масла. Фильтроэлемент после промывки отжимают, а рефлектор протирают насухо.

При сборке необходимо уложить фильтроэлемент в крышку так, чтобы он не деформировался, а затем закрепить кассету, чтобы она плотно прилегала к крышке.

Установив рефлектор, а затем пружину 24 и сальник 23, который должен плотно обжимать центральную трубу, закрепить крышку. При этом обязательно проверить наличие уплотнительного кольца 20. Очень важно при сборке воздухоочистителя обеспечить герметичность в местах уплотнений.

Разборка и промывка воздухоочистителя с очисткой циклонов производится через 1900—2000 моточасов, то есть через одно техническое обслуживание №3. Если трактор длительное время эксплуатируется в условиях большой запыленности воздуха, необходимость в полной промывке и очистке воздухоочистителя может наступить раньше.

Разборка блока циклонов не рекомендуется. Циклоны прочищаются ершом и продуваются сжатым воздухом. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др.1975 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/vozduxoochistitel-dvigatelya-traktora-t-150/


Back to top