Конечные передачи

1 ≫

Конечные передачи предназначены для передачи вращения от заднего моста к ведущим колесам трактора и значительного повышения передаваемого кутящего момента.

На тракторе установлены две конечные передачи справа и слева заднего моста. Правая и левая конечные передачи имеют одинаковое устройство. Отличаются они лишь формой корпусов и нижних крышек, причем правый корпус и правая крышка являются зеркальным изображением левых.

Понижение числа оборотов, а следовательно, и повышение крутящего момента в конечных передачах осуществляется парой цилиндрических прямозубых шестерен: малой, ведущей // (рис. 73) и большой, ведомой 17. Шестерни заключены в литой чугунный корпус 10, который фланцем прикреплен к боковой стенке корпуса заднего моста. К корпусу 10, выполненному открытым для монтажа ведомой шестерни снизу, прикреплена болтами отлитая из стали нижняя крышка 31. Эта крышка не только закрывает корпус, но и воспринимает удары камней, увлекаемых гусеницей. Прилитым к этой крышке ребрам, расположенным наклонно на наружной новерхности, задерживаются камни и защищается чугунный корпус конечной передачи. В двух парах цилиндрических расточек корпуса 10 смонтированы шестерни конечной передачи. Ведущая шестерня // установлена на двух роликовых подшипниках 9 и 14, внутренние обоймы которых напрессованы на шейки шестерни, а наружные запрессованы в расточки корпуса. Внутренняя обойма подшипника 9 вместе с приставным кольцом закреплена на шейке ведущей шестерни гайкой 8, навернутой на резьбовой конец этой шестерни и законтренной замковой шайбой. Осевое перемещение наружной обоймы подшипника 9 ограничивается торцами буртов корпуса и центрирующего пояска стальной крышки 7, прикрепленной к корпусу 10 четырьмя болтами. Приставным кольцом и буртами обойм подшипника 9 ограничивается осевое перемещение ведущей шестерни //.

Осевое перемещение внутренней обоймы подшипника 14 в одну сторону ограничено буртом ведущей шестерни, а в другую ступицей шкива остановочного тормоза, установленного на шлицевой конец этой шестерни и зафиксированного на нем с помощью двух планок. Каждая планка одним концом, имеющим полукруглую форму, входит в кольцевой паз ведущей шестерни, а другим прикреплена болтом к бобышке, прилитой к ободу шкива. На заточку шлицевого конца ведущей шестерни плотно надето резиновое кольцо, которое входит в выточку ступицы шкива. Это кольцо предотвращает проникновение масла, заливаемого в конечную передачу, через зазоры между шлицами в сухие отсеки тормозов заднего моста.

Наружная обойма подшипника 14 зафиксирована торцом бурта корпуса 10 конечной передачи и торцом расточки корпуса 15 уплотнения. Этот корпус внутренней расточкой сцентрирован по наружной обойме подшипника 14 и прикреплен болтами к корпусу 10 конечной передачи. Наружная поверхность корпуса 15 уплотнения точно обработана, она плотно входит в расточку боковой стенки корпуса заднего моста, в результате чего ведущая шестерня конечной передачи сцентрирована с осью заднего моста, а конечная передача надежно соединена с задним мостом. В меньшую расточку корпуса уплотнения запрессован сальник 16, манжетой которого плотно охватывается наружная поверхность ступицы шкива остановочного тормоза. Сальник не дает проникать маслу из конечной передачи в сухой отсек заднего моста. Маслозадерживающей шайбой, установленной в расточку корпуса 15 уплотнения, рядом с подшипником 14 и каналами, расположенными в нижней части корпуса уплотнения и корпуса конечной передачи, разгружается сальник 16 от излишнего количества масла и избыточного давления. Ведущая шестерня // внутри имеет шлицы, которыми она соединена с валом заднего моста, приводящим ее во вращение при работе трактора. Для предотвращения проникновения масла в сухие отсеки заднего моста через зазоры между шлицами ведущей шестерни к торцу вала заднего моста при помощи стальной шайбы прикреплена резиновая прокладка, которая, будучи стянута по торцам болтом, увеличивается по наружному диаметру и плотно прилегает к внутренней расточке ведущей шестерни. Ведомая шестерня 17 с целью экономии высококачественного металла выполнена сборной. На цилиндрическом поясе ступицы закреплен при помощи восьми призонных болтов венец ведомой шестерни.

Ступицу ведомой шестерни устанавливают шлицевым отверстием на конические шлицы вала 3 ведущего колеса. Вал ведущего колеса установлен в расточках корпуса на подшипниках 5 и 18. Подшипник 5 роликовый, его внутренняя обойма напрессована на шейку вала 3 ведущего колеса до упора в торец и зафиксирована стопорным кольцом, установленным в кольцевую канавку на шейке вала. Наружная обойма подшипника запрессована в расточку корпуса конечной передачи. Осевое перемещение этой обоймы ограничено с внешней стороны торцом центрирующего бурта корпуса 4 уплотнения вала ведущего колеса, а с внутренней стопорным кольцом, вставленным в кольцевую канавку расточки корпуса. Корпус 4 уплотнения прикреплен к корпусу конечной передачи болтами. Внутрь этого корпуса установлено торцевое металлическое уплотнение, предохраняющее конечную передачу от попадания в нее пыли влаги и предотвращающее вытекание масла наружу. Уплотнение состоит из резинового чехла, пружины и двух стальных уплотнительных колец. Одно кольцо запрессовано в корпус уплотнения, другое подвижное надето на шейку вала 3. Благодаря лыскам, расположенным с обеих сторон этой шейки, оно вращается вместе с валом. Неподвижное кольцо уплотнено резиновым кольцом. Резиновый чехол торцами плотно прижимается пружиной к торцу фланца вала 3 и к торцу подвижного кольца уплотнения, которое, в свою очередь, этой же пружиной постоянно прижимается к неподвижному кольцу, что предохраняет конечную передачу от проникновения в нее грязи и пыли, а также от вытекания масла. От попадания крупных частиц внутрь корпуса 4 уплотнение защищено штампованным кожухом /, приваренным к фланцу вала ведущего колеса, и защитным козырьком, прикрепленным к фланцу корпуса уплотнения.

На наружную поверхность фланца вала 3 установлено и прикреплено к фланцу шестью болтами ведущее колесо 6. Этим колесом передается движение от ведомого вала конечной передачи гусенице.

Подшипник 18, на который опирается другой конец вала 3, шариковый. Этот подшипник, кроме радиальных нагрузок, воспринимает также осевые нагрузки, возникающие на валу ведущего колеса при работе трактора.

Внутренняя обойма подшипника 18 напрессована на шейку вала 3 до упора в торец ступицы ведомой шестерни 17 и неподвижно закреплена на этой шейке через шайбу тремя болтами 20.

Болтами 20 также затянута на конических шлицах вала 3 ступица ведомой шестерни 17. Наружная обойма подшипника 18 запрессована в стальной стакан 26, установленный в расточку корпуса конечной передачи, и зажата между торцами бурта стакана 26 и внутренней выточки опоры 19 болтами, которыми опора и стакан крепятся к корпусу конечной передачи.

Между фланцами стакана 26 и опоры 19 имеется зазор для обеспечения неподвижного закрепления обоймы подшипника.

Внутренней выточкой опора 19 плотно насажена на наружную обойму подшипника 18, в результате чего она надежно соединяется с конечной передачей.

Для уплотнения поверхностей сопряжения стакана 26 и подшипника 18 на наружную поверхность подшипника в фаску стакана установлено резиновое кольцо.

а разрез по валам; б вид сбоку; / защитный кожух; 2 болт крепления ведущего колеса; 3вал ведущего колеса; 4 корпус уплотнения ведущего вала; 5 роликовый подшипник наружного конца ведомого вала; б ведущее колесо; 7 крышка; 8 гайка; 9 роликовый подшипник наружного конца ведущей шестерни; 10 корпус конечной передачи; //ведущая шестерня; 12 предохранительная накладка; 13 болт; 14 роликовый подшипник ведущей шестерни; 15 корпус уплотнения; 16 каркасный резиновый сальник; 17 ведомая шестерня; 18 шариковый подшипник вала ведущего колеса; 19 опора; 20 болт крепления шарикового подшипника вала ведущего колеса; 21 болт крепления бугеля на опоре; 22 болт крепления бугеля; 23 бугель конечной передачи; 24 регулировочные нрскладки; 25цилиндрический штнфт; 26 стакан подшипника; 27 болт крепления корпуса конечной передачи; 28 крышка заливной горловины; 29 пробка контрольного отверстия; 30 пробка маслосливного отверстия; 31 нижняя крышка.

На цилиндрический конец опоры 19 посажен бугель 23. При помощи этого бугеля, четырех болтов 22 и двух цилиндрических штифтов 25 опора 19 прикреплена к корпусу заднего моста.

Бугель 23 имеет сквозной продольный прорез, при помощи которого при затягивании болтов 22 шейка опоры 19 неподвижно зажимается в расточке бугеля. Дополнительно бугель 23 закреплен на опоре 19 болтами 21, которые контрят проволокой. Болты 22 контрят попарно отгибными пластинами.

Для выпрессовки штифтов 25 на их резьбовые головки установлены гайки.

Таким образом, фланец корпуса каждой конечной передачи прикреплен двенадцатью болтами к боковой стенке заднего моста, а бугелем 23 к задней стенке заднего моста.

Чтобы при установке конечной передачи в ее корпусе не возникли монтажные напряжения, необходимо перед окончательной затяжкой крепежных болтов убедиться, плотно ли прилегают плоскости фланца конечной передачи и бугеля к плоскостям заднего моста.

При сборке между опорными плоскостями бугелей 23 и задней плоскостью корпуса заднего моста по длине бугеля могут образоваться клинообразные зазоры; бугель будет касаться плоскости заднего моста кромками опорных поверхностей одной из сторон. Если максимальная величина зазора больше 0,1 мм , под крепежные болты устанавливают металлические регулировочные прокладки 24. Сверху конечных передач прикреплена стальная накладка 12, предохраняющая корпус конечной передачи от протирания гусеничной цепью. Собранные с задним мостом конечные передачи средними шейками опор 19 устанавливают в расточки бугелей задних кронштейнов рамы трактора и неподвижно закрепляют в этих бугелях после закрепления соединительных кронштейнов. Таким образом, усилие, развиваемое ведущими колесами при работе трактора, через валы 3 и опоры 19 передается на раму трактора, связанную с прицепным орудием.

Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в его корпусе. Масла в конечные передачи заливают через отверстия в их корпусах, закрываемые крышками 28.

Уровень масла проверяют с помощью контрольного отверстия, расположенного на боковой стенке крышки 31, обращенной внутрь трактора. Это отверстие закрывают пробкой 29. При появлении масла из него необходимо прекратить заливку. Масло сливают через отверстие в нижней части боковой стенки крышки 31, закрываемое пробкой 30. В этой пробке для улавливания металлических частиц и продуктов износа имеется подковообразный магнит.

Материалы: http://ga-avto.ru/traktor/50.html

2 ≫

Известно, например, что стоимость оборачиваемой и необорачиваемой шестерен конечных передач тракторов ( если они имеют одинаковые вес и качество материала и обработаны по одинаковому режиму) всегда калькулируется одинаково, а оценка годности таких шестерен потребителями машин совершенно разная хотя бы потому, что одна из таких шестерен благодаря оборачиваемости служит почти в 2 раза больший срок, чем другая, которую при одностороннем износе непременно надо заменять новой запасной шестерней.  [16]

Конечные передачи крутосклонного трактора ( рис. 119) отличаются от конечных передач трактора ДТ-75М тем, что к их корпусам 9 прикреплены вставки 4, за счет чего увеличено расстояние между ведущими колесами до размеров колеи крутосклонного трактора и, как у болотоходного трактора, установлены защитные сварно-литые кожухи 6, защищающие чугунные корпуса 9 от ударов камнями.  [17]

Конечная передача на поворотное ведущее колесо трактора имеет принципиальное отличие от конечной передачи трактора К-700 в том, что планетарный ряд смонтирован на поворотной цапфе, которая поворачивается вокруг вертикальной оси в подшипниках.  [18]

Боковое раскачивание крюка предупреждается блокировочными тягами 6, прикрепленными к кронштейнам 5 картеров конечной передачи трактора . Защелка 4 под действием пружины запирает зев крюка, предупреждая этим разъединение крюка с дышлом.  [20]

На рис. 13.1, а приведена схема конечных передач пропашных тракторов класса 0 6 - f - 0 9 т с задними ведущими колесами. Конечные передачи данных тракторов обычно размещаются в отдельных литых чугунных картерах 9, консольно крепящихся к промежуточным кожухам выходных полуосей 5 дифференциала. Картер 9 имеет возможность вписываться в габариты обода ведущего колеса / 0, что обеспечивает получение максимального свободного пространства под трактором для его прохода над кронами растений. Фланцевое консольное крепление подобных картеров позволяет путем их поворота относительно оси ведущей шестерни: 6 понижать дорожный просвет, что необходимо при обработке междурядий в садах. Некоторым недостатком данной компоновки является невозможность увеличения свободного пространства между картерами конечных передач при увеличении колеи трактора, что ухудшает его агротехнические показатели при работе на широких междурядиях. В целях исключения данного недостатка консольные картеры конечных передач делаются иногда раздвижными. Телескопическая связь картеров 9 с корпусом 10 заднего моста обеспечивает получение необходимого дорожного просвета при изменении колеи трактора.  [21]

Схемы механизмов поворота представлены на рис. 14.1. В отечественных гусеничных тракторах наибольшее распространение имеют сухие постоянно замкнутые фрикционные многодисковые муфты поворота ( обозначенные буквой М на рисунках), установленные в отдельных боковых отсеках корпуса заднего моста. Они соединяют выходные концы вала / центральной передачи с ведущими валами б конечных передач трактора . Каждая муфта состоит из ведущего барабана, закрепленного на валу 1, ведомого барабана, закрепленного на валу б, и комплекта ведущих и ведомых дисков, замкнутых посредством пружинного нажимного механизма. Для увеличения момента трения муфты по обеим сторонам ее ведомых стальных дисков приклепываются фрикционные кольцевые накладки из материала, имеющего высокий коэффициент трения.  [23]

Тенденция к созданию механизированных средств для концентрированных сборочных операций имеет место не только при сборке резьбовых соединений. Так, на Харьковском тракторном заводе разработана и изготовлена установка для сборки конечной передачи трактора . Установка предназначена для последовательного выполнения следующих операций: запрессовки в ступицу одновременно двух наружных колец роликоподшипников, напрессовки зубчатого колеса, развертывания восьми отверстий в диске колеса и ступицы и запрессовки в эти отверстия одновременно восьми болтов.  [24]

Исполнительным элементом механизма блокировки служит дисковая фрикционная муфта сцепления с гидравлическим сжатием дисков, размещенная на корпусе силовой передачи, в кожухе левого тормоза. Когда муфта сцепления включена ( ее диски сжимаются силой давления масла), ведущая шестерня левой конечной передачи трактора через специальный вал соединяется жестко с крестовиной дифференциала, а следовательно, и с его корпусом, и дифференциал блокируется. Для включения и выключения блокировки в системе гидравлического усилителя рулевого управления установлен датчик углового перемещения направляющих колес.  [25]

В отечественных колесных тракторах наибольшее распространение имеют конечные передачи с неподвижными осями и цилиндрическими прямозубыми эвольвентными шестернями с внешним зацеплением. Цилиндрические шестерни с внутренним зацеплением, позволяющие иметь большое передаточное число этих передач, вследствие сложности их центрирования пока распространения в отечественных тракторах не получили. Конические шестерни иногда применяются в конечных передачах тракторов с ведущими управляемыми колесами. Планетарные ряды, конструктивно компактные, в настоящее время применяются только в конечных передачах особо мощного колесного трактора К-700, что связано с требованиями соблюдения дорожных габаритов ведущих мостов этого трактора. В колесных тракторах с силой тяги до 1 4 т наибольшее место занимают одноступенчатые однопарные конечные передачи.  [26]

Зацепление конических шестерен дифференциала проверяют контактом на краску. Прилегание должно быть не менее чем на 50 % поверхности зуба, а расположение отпечатка - в средней части, ближе к вершине конуса ( носку) зуба. Полуосевые шестерни, шестерни дифференциала и ведущие конечных передач тракторов должны от руки, без заеданий вращаться на шейках вала дифференциала.  [27]

Материалы: http://www.ngpedia.ru/id246780p2.html

3 ≫

Главная передача (рис. 1, а, б) предназначена для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и, кроме того (у большинства тракторов), для передачи вращения от вала, находящегося в продольной плоскости трактора, валу, расположенному в его поперечной плоскости.

Рис. 1. Главная и конечная передачи:

а — гусеничного трактора; б — колесного трактора; 1 — конические шестерни; 2 — механизмы поворота; 3 — конечная передача.

Главная передача располагается непосредственно за коробкой передач и состоит из двух конических, реже цилиндрических шестерен. Во многих тракторах ведущие шестерни z1 главной передачи закреплены на вторичном валу коробки передач или же изготовлены заодно с ним. Зубья конических шестерен главной передачи делают прямыми или спиральными.

Чтобы снизить частоту вращения, передаточное число главной передачи, т. е. отношение числа зубьев ведомой шестерни z2 к числу зубьев ведущей z1, у современных тракторов находится в пределах от 2,6 до 4,6. Во столько же раз уменьшается частота вращения, передаваемая главной передачей от коробки передач к конечной передаче. Шестерни главной передачи находятся в корпусе ведущего моста трактора (заднего или переднего).

У колесных тракторов в ступице ведомой шестерни главной передачи размещен механизм, называемый дифференциалом, через который и происходит передача крутящего момента от главной передачи к конечной.

У гусеничных тракторов ведомые шестерни главной передачи обычно жестко укреплены на валу заднего моста, и вращение от них на конечную передачу 3 (рис. 1, а) передается через механизмы 2, предназначенные для управления поворотом трактора.

Конечная передача служит для увеличения передаваемого крутящего момента путем повышения передаточного числа трансмиссии i = 4,35…9,94), а также для передачи вращения от главной передачи или дифференциала к ведущим колесам (звездочкам) трактора.

У разных тракторов конструкции конечных передач выполнены неодинаково. У одних типов тракторов конечные передачи расположены в общем корпусе с главной передачей и дифференциалом и состоят из двух пар цилиндрических шестерен, по одной паре на каждое колесо (см. рис. 1, б). У других тракторов эти шестерни (см. рис. 1, а) установлены в отдельных корпусах, которые закреплены по бокам заднего моста, поэтому их иногда называют бортовыми редукторами, или бортовыми передачами. Количество шестерен в конечных передачах бывает от двух до пяти в каждой.

У некоторых мощных тракторов, как гусеничных так и колесных, находят применение планетарные передачи, по конструкции более компактные и передающие вращение с большим передаточным числом (i = 6).

Устроены и действуют планетарные передачи следующим образом.

Рис. 2. Конечные передачи:

а — планетарного типа; б — типа сдвоенных редукторов; 1 — солнечная шестерня; 2 — коронная шестерня; 3, 11 — валы; 4 — шпилька; 5, 8, 9 — корпуса; 6 — палец; 7 — сателлиты; 10 — рукав; 12 — роликовый подшипник; 13, 18 — шестерни; 14 — двухвенцовая шестерня; 15 — ось; 16 — стакан; 17 — ведущее колесо; 19 — полуось; 20 — гидроцилиндр; 21 — проушина; 22 — тяга; 23 — рычаг.

От главной передачи вращение передается через вал 3 (рис. 2, а) на солнечную шестерню 1. Вращение от солнечной шестерни 1 передается на малые цилиндрические шестерни — сателлиты 7, свободно сидящие на пальцах 6, укрепленных в водиле. Сателлиты 7, вращаясь, обкатываются по зубьям коронной (эпициклической) шестерни 2, через пальцы 6 увлекают за собой водило и через соединенный с ним корпус 5 редуктора вращение передается на ведущее колесо или звездочку.

У тракторов специального назначения (крутосклонных и горно-равнинных) конечные передачи делают в виде самостоятельных редукторов, имеющих возможность поворачиваться относительно остова трактора, что позволяет при въезде трактора на склон (поперек склона) удерживать задние ведущие колеса (стабилизировать) в строго вертикальном положении.

В качестве примера на рисунке 2, б показано устройство конечной передачи горно-равнинного трактора. У этого трактора каждая из конечных передач представляет собой сдвоенные редукторы, расположенные сбоку остова трактора.

Сдвоенный редуктор состоит из двух корпусов 8 и 9, внутри которых помещены шестерня 18, сидящая на полуоси 19 ведущего колеса 17, и шестерня 13, жестко укрепленная на конце вала 11 заднего моста. Корпус 9 первого редуктора посажен на рукав 10 заднего моста таким образом, что может поворачиваться вокруг оси вала 11 на роликовых подшипниках 12.

Корпус 9 связан с корпусом 8 осью 15 и стаканом 16, образуя подвижный шарнир, который позволяет корпусам 8 и 9 перемещаться один относительно другого. Вращение от вала 11 заднего моста на полуось 19 передается через шестерню 13, двухвенцовую промежуточную шестерню 14, посаженную на подшипниках стакана 16 и ведомую шестерню 18. Бортовые редукторы поворачиваются при помощи гидроцилиндра 20, связанного своим штоком с корпусом 9. Редуктор 8 связан с проушиной 21, укрепленной на корпусе заднего моста тягой 22 и рычагом 23. При подаче масла в гидроцилиндр 20 корпусы 8 и 9 будут занимать различные положения один относительно другого (показано стрелками на рисунке 2) и тем самым изменять положение ведущего колеса 17, относительно остова трактора. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/glavnaya-i-konechnaya-peredachi-traktorov/


Back to top