1 ≫
-
Необходимость в прогреве перед началом движения – один из самых обсуждаемых автомобилистами вопросов. И, если во времена карбюраторных двигателей сомневаться в потребности прогрева было трудно (до момента прогрева впускного коллектора автомобиль просто-напросто не держал обороты без «подсоса», значительно терял мощность), то на впрысковых автомобилях, где смесеобразование происходит уже в камере сгорания, а стабильность холостого хода поддерживается регулятором ХХ или самой электромеханической дроссельной заслонкой, теоретически можно начать двигаться сразу. Но вот нужно ли делать это на практике? Разберемся по пунктам.
Физический смысл прогрева двигателя
Классический автомобильный двигатель имеет чугунный блок цилиндров или чугунные гильзы, алюминиевый поршень со стальным поршневым пальцем. Для уменьшения ударных нагрузок все эти узлы имеют минимальные зазоры при рабочей температуре, но из-за неравного коэффициента теплового расширения чугуна, стали и алюминия на холодном двигателе мы имеем увеличенный зазор между поршнем и цилиндром и уменьшенный – между поршневым пальцем и бобышками поршня. На двигателях, где палец не вращается в верхней головке шатуна (те же моторы ВАЗ «классического» семейства, например), при этом фактически шатун качается относительно поршня с усилием, износ бобышек поршня возрастает, при резком росте оборотов и нагрузки возможно наволакивание алюминия на поршневой палец.
Сам же поршень испытывает повышенные ударные нагрузки в момент перекладки (прохождения верхней и нижней мертвых точек), бензин частично конденсируется на стенках цилиндра и стекает через зазоры колец в картер. Моторное масло имеет повышенную вязкость, хуже разбрызгивается коленвалом и, соответственно, смазка цилиндропоршневой группы значительно ухудшена.
Так что будем считать непреложной истиной: совсем без прогрева холодного двигателя начинать движение – значит увеличить износ, и чем холоднее мотор, тем более это будет выражено. На автомобилях с АКПП, где, хотя и используется маловязкое масло ATF, также высоки требования к качеству смазки, прогрев тоже необходим. Однако стоя на месте прогреть АКПП только через теплообмен с двигателем трудно.
Механические коробки передач к вязкости масла чувствительны меньше, особенно на современных синтетических трансмиссионных маслах. Но, тем не менее, густое масло затрудняет работу синхронизаторов, увеличивая ударные нагрузки на шестерни в момент переключения передач.
Оптимальный вариант прогрева по соотношению сохранения ресурса агрегатов и целесообразности – это подождать момента, когда система управления двигателем сбросит обороты до нормального холостого хода, а затем плавно начать движение без резких ускорений. Худший сценарий – это толкаться в пробках: в момент трогания с места нагрузка на двигатель гораздо выше, чем при равномерном движении.
Прогрев дизельных двигателей
Характерная особенность дизеля – это то, что на холостом ходу он нагревается очень медленно, в мороз он может не прогреваться, работая на месте, вообще. Следовательно, после запуска холодного дизеля нет смысла ждать несколько минут – дав мотору разогнать смазку по всем контурам, нужно трогаться с места и доводить температуру двигателя до рабочей температуры уже на ходу.
Конечно, степень износа при этом возрастает. Именно поэтому для дизельных автомобилей так популярны системы предпускового прогрева – они позволяют запускать уже разогретый двигатель, доведенный до близкой к рабочей температуре. Однако и для бензинового автомобиля подогрев в северных регионах будет не лишним.
Автозапуск
Цена фирменных комплектов предпускового подогрева (Webasto, Eberspraecher) достаточно высока, работа квалифицированного установщика добавит сюда дополнительную сумму. Неудивительно, что сигнализации с автозапуском стали весьма популярны: ставить противоугонную систему на автомобиль все равно нужно, так что с небольшой доплатой можно получить и возможность утром садиться в теплый автомобиль и сразу трогаться вперед.
Увы, в реальности автозапуск имеет смысл только для бензиновых автомобилей, и то, как показывает практика, современный впрысковый автомобиль, работая на холостых, до приемлемой температуры должен прогреваться 15-20 минут. Дизель же в таких условиях не прогреется вообще, бесполезно молотя холодным мотором.
Если рассматривать именно бензиновые автомобили, то автозапуск (по таймеру или принудительный) имеет смысл зимой в рабочую неделю: за время быстрого завтрака машина уже прогреется и сможет начинать движение, в том числе и в пробках, без каких-либо проблем (не забывайте, конечно, что коробка передач еще не прогрета!). Бензина при этом автомобиль израсходует немного: для среднестатистического мотора 1,5-1,6 л 15 минут работы на холостом ходу означают затраты 200-300 мл топлива.
Добавить комментарий:
Последние отзывы об автосервисах
СТО «МарсАвто» оказывает услуги по послегарантийному обслуживанию и ремонту автомобилей .
Отлично оклеили машину. Теплые боксы, что особенно важно в Питере, где осень длится 360 дней в году.
Мечтаете, чтобы ваш автомобиль всегда великолепно выглядел и отлично ездил? Хотите существенно .
Недавно приобрел себе свой первый автомобиль с пробегом. Через месяц появился посторонний шум при .
Wolf Garage — это команда опытных специалистов и самое современное оборудование. Мы предлагаем .
Материалы: http://autoclub78.ru/raznoe/progrevat-li-dvigatel-avtomobilya
2 ≫
-
Споры на тему прогревать или нет двигатель автомобиля перед поездкой не утихают в среде автолюбителей. Действительно, так ли необходим прогрев? Если да, то как его лучше проводить? Нужен ли прогрев двигателя летом? Или только зимой? Чем чревата поездка на холодном двигателе? Попробуем разобраться.
Основная масса автолюбителей утверждает, что прогревать двигатель авто перед поездкой необходимо. Но, вот инструкции к современным автомобилям, наоборот, утверждают обратное. А если быть совсем точным, то в них предполагается методика прогрева двигателя «на ходу», причем специально оговаривается, что прогревать двигатель «по старинке» на холостом ходу не рекомендуется.
Основные аргументы, которые приводят противники прогрева двигателя:
- При прогреве на холостом ходу наносится вред экологии, поскольку в это время формируется переобогащенная смесь, которая сгорает не полностью.
- Чрезмерный расход топлива, вытекающий из первого пункта.
- Современные материалы и технологии, использующиеся в автомобилестроении позволяют начинать движение «без дедушкиных страхов».
- Износ деталей системы выпуска отработавших газов, в первую очередь нейтрализатора отработавших газов, а также повышенное загрязнение свечей, и неоптимальный прогрев масла.
Однако, попробуем все-таки разобраться с тем, какие именно процессы происходят внутри холодного двигателя во время пуска, взглянув на двигатель «изнутри».
Несмотря на повышенную унификацию, к которой стремятся практически все производители, детали двигателя автомобиля выполнены из различных материалов и от этого никуда не деться.
Схематично можно представить двигатель внутреннего сгорания так:
- Поршневая группа, несущая основную нагрузку.
- Система смазки двигателя, обеспечивающая подачу масла к трущимся частям.
- Система питания, подающая топливо, в количестве, необходимом для работы.
- Система выпуска отработавших газов.
Цилиндры поршневой группы изготовлены в основной своей массе из стали и ее производных. Поршни, блоки цилиндров, навесное оборудование изготавливаются, как правило, из алюминиевых сплавов. Подшипники шатунов имеют в своем составе сталь и алюминий в пропорциях.
Теперь, с учетом этих знаний, а также законов физики, которые никто не отменял, посмотрим на процессы, происходящие в холодном двигателе.
Как известно, с понижением температуры металлы имеют свойство сжиматься, причем чем ниже температура, тем больше коэффициент сжатия, причем он (коэффициент) индивидуален для каждого металла в отдельности. Или проще говоря, при одинаковой температуре сталь и, например, алюминий будут сжиматься и расширяться по-разному.
Для основной массы двигателей оптимальная рабочая температура составляет 90–95 ℃, а следовательно, и все зазоры трущихся частей двигателя рассчитаны на работу при этой температуре. Пуск холодного двигателя, в частности зимой при низких отрицательных температурах, заставляет трущиеся детали работать с повышенным напряжением именно из-за разницы коэффициента расширений. А увеличенная нагрузка приводит, соответственно, к повышенному износу.
Да, конечно, конструктивно заложены необходимые допуски для обеспечения «холодного пуска», но и гарантия на работу двигателя не пожизненная! Для большинства моделей составляет до нескольких десятков тысяч километров или не более 3 лет. Причем все вышеизложенное актуально для новых, только сошедших с конвейера автомобилей.
Итак, двигатель заведен, но еще не прогрет до рабочей температуры. Масло и технические жидкости, обеспечивающие работу автомобиля, при отрицательных температурах имеют повышенную вязкость, что приводит к их меньшей текучести, или, попросту говоря, холодное масло поступает в меньших объемах к трущимся деталям, что опять-таки повышает износ. А увеличение оборотов двигателя при трогании с места увеличивает этот износ на порядок.
Подавляющее большинство автопроизводителей ограничивают обороты на время прогрева, что само собой говорит о его необходимости!
Обобщив все вышесказанное можно утверждать: прогрев двигателю необходим. А вот нужен ли он двигателю летом или только зимой? Ведь летом масло двигателя не загустевает, технические жидкости в норме…
Да, летом более щадящие условия для запуска двигателя, но, как говорилось выше, для оптимальной работы двигателя требуется определенная температура. И если зимой прогрев двигателя может длиться и 5, и 10, и 15 минут, в зависимости от того какая температура «за бортом», сколько простоял автомобиль, на открытом воздухе или в помещении и так далее, то летом это время, конечно, значительно снижается. И прогрев уже больше напоминает тот самый, упоминавшийся «прогрев на ходу». Но первоначальный прогрев хотя бы до температуры двигателя 40–50 ℃ или до снижения холостых оборотов при наличии автомата необходим!
Практически все автомобили, оборудованные инжекторной системой питания, имеют автомат прогрева, автоматически выставляющий установленные заводом-изготовителем обороты холостого хода. Однако, имеются некоторые нюансы, соблюдение которых позволит снизить нагрузку на двигатель и обеспечить уверенный пуск двигателя.
Обязательным условием пуска является наличие хорошей искры и достаточного количества топлива, что обеспечивается хорошей работой аккумуляторной батареи. Зимой, в условиях низких температур «хорошим тоном» будет разогреть электролит аккумулятора, включив секунд на 20-30 свет фар, что в свою очередь увеличит время, в течении которого аккумулятор сможет отдавать максимальный ток.
Для обеспечения «холодного запуска» необходимо отключить все посторонние электроприборы (магнитолу, вентилятор отопителя и так далее) и выжать сцепление, при наличии механической трансмиссии, после чего произвести пуск двигателя.
Не надо нажимать на педаль газа! Автомат пуска сам выставит все необходимые настройки дросселя и обогатит смесь в необходимом количестве.
После запуска двигателя потихоньку, плавно, но уверенно, отпускается педаль сцепления. Стоит отметить, что для владельцев «автоматов» этот пункт не актуален.
Запуск и прогрев карбюраторного автомобиля отличается необходимостью ручного управления дросселем и обогащением топлива (если на карбюраторе автомобиля не установлен автомат запуска).
Для пуска карбюраторного двигателя вытягивается кнопка (рычаг) «подсоса», выжимается сцепление, после чего и производится непосредственно запуск двигателя. При исправной системе зажигания, после первого неудачного пуска может потребоваться некоторое дополнительное количество топлива, которое подается во впускной коллектор автомобиля энергичным нажатием педали «газа».
Как и в случае с инжекторным двигателем, после того как двигатель наберет обороты, педаль сцепления отпускается, а количество оборотов при прогреве корректируется «подсосом». Оптимальные обороты при прогреве карбюраторного двигателя составляют 1200–1500 об/мин. О готовности к поездке карбюраторного автомобиля говорит тот факт, что «подсос» утоплен полностью, а двигатель отзывается на педаль газа без провалов.
Дизельный двигатель, в отличие от карбюраторного требует полноценного прогрева до начала движения под нагрузкой, что продиктовано его конструкцией (меньшие зазоры между стенками цилиндров и поршнями, значительно более высокая компрессия обеспечивает более высокие нагрузки на поршневую систему в целом).
Уверенный пуск дизельного двигателя обеспечивается наличием специальных свечей подогрева топлива, которые включаются перед запуском стартера, а попадающее на них топливо более активно испаряется.
Для запуска дизеля, при наличии механической коробки передач, опять-таки выжимается сцепление и включается зажигание. Большинство дизельных автомобилей имеет индикаторную лампу, показывающую состояние работы свечей накаливания. После того как лампа тухнет можно осуществлять запуск двигателя.
При низких температурах полезно несколько раз включить — выключить зажигание для того, чтобы свечи накаливания создали благоприятную температуру для запуска внутри камеры сгорания.
Управляет прогревом на дизельном автомобиле автомат, поэтому вмешательства водителя в этот процесс не требуется. После того как дизель наберет необходимые для прогрева обороты, нажатая педаль сцепления отпускается.
Ваш комментарий Отменить ответ
- Правила проезда нерегулируемых перекрёстков 17121
Материалы: http://osnova35.ru/nuzhno-li-progrevat-dvigatel-inzhektornyiy-dizelnyiy.html
3 ≫
-
Нужно ли прогревать двигатель? Для многих это даже не вопрос. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство автовладельцев считают прогрев двигателя необходимым «ритуалом» перед началом движения, особенно в холодное время года.
Но производители автомобилей не согласны. В руководствах по эксплуатации нередко прямо написано: двигатель не нуждается в прогреве.
Кто прав? Или истина где-то между этими утверждениями?
Двигатель VW Scirocco
При стоянке масло стекает из двигателя в картер, на подвижных деталях двигателя остается лишь тонкая масляная пленка, которая в холодную погоду замерзает. Именно поэтому при запуске на двигатель приходятся достаточно серьезные нагрузки.
Двигатель прогревать нужно. Но лучше не прогревать вообще, чем делать это неправильно
Ответ очевиден – греть двигатель нужно. Но как долго? До какой температуры?
Здесь может быть 2 варианта:
1. Прогрев двигателя до температуры, приближенной к рабочей (когда обороты двигателя опускаются до количества оборотов при полностью прогретом двигателе) или до рабочей температуры.
2. Кратковременный прогрев двигателя в течение 30-90 секунд.
Какой вариант предпочесть – личный выбор автовладельца, у каждого из них есть преимущества и недостатки.
Преимущества первого варианта – можно сразу после начала движения ехать в стандартном режиме, не беспокоясь, что двигатель может пострадать, салон автомобиля, при этом, будет уже нагрет, так что езда будет комфортнее. Есть и недостатки: прогрев двигателя на холостых оборотах может пройти неравномерно и при начале движения холодные части мотора будут соприкасаться с горячими, что негативно может сказаться на ресурсе двигателя.
Есть и еще одна особенность полного прогрева автомобиля во время стоянки: двигатель и салон могут хорошо прогреться, но трансмиссия останется холодной.
Прогревать нужно не только двигатель, но и коробку передач
Начало движения в стандартном режиме может нанести вред непрогретой коробке передач. Особенно это актуально для автомобилей с автоматическими коробками передач, «роботами» и вариаторами. То же самое относится и к узлам подвески и привода, которые сразу получат относительно высокую нагрузку.
Стоит также помнить, что не каждый двигатель способен прогреться до рабочей или околорабочей температуры на холостых оборотах. Как правило, это малолитражные (в том числе турбированные) бензиновые и дизельные двигатели.
Преимущества второго способа – экономия времени, равномерный прогрев двигателя и уменьшение вреда, причиняемого экологии.
В настоящее время производители настаивают на том, что двигатель прогревать не нужно. Причин для такой позиции несколько.
Во-первых, соображения экологии: работающий долгое время на холостом ходу автомобиль выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ, чем автомобиль, который завелся и сразу поехал. Во-вторых, маркетинговые цели: производители утверждают, что двигатели настолько технологичны и надежны, что просто не нуждаются в прогреве. И наконец, в-третьих, производителям не выгодно, чтобы автомобиль служил слишком долго, ведь обновление модельное ряда происходит, в среднем, раз в 2-3 года.
Автопроизводители продолжают утверждать, что современные двигатели прогревать не нужно
Именно из-за этого на новых моделях автомобилей датчики температуры двигателя либо отсутствуют, либо заменены лампой, оповещающей о том, что нужно начинать движение, либо работают по особому алгоритму. В отличие от обычных датчиков, они имеют 3 фиксированных положения – холодный двигатель, рабочая температура и перегрев. При этом они не предоставляют достоверные данные о температуре двигателя, даже если на шкале указаны градусы.
Некоторые автопроизводители устанавливают на высокофорсированные и мощные двигатели клапан ограничения мощности холодного двигателя. Этот клапан предотвращает повреждение двигателя в холодное время года, обеспечивая принудительный прогрев в режиме спокойной езды.
Двигатель прогревать необходимо независимо от рекомендаций производителя, ведь все моторы внутреннего сгорания подчиняются одним и тем же законам физики.
При этом прогревать неподвижный автомобиль нужно не очень долго, отдав предпочтение прогреву во время спокойного движения на низких оборотах двигателя.
Прогрев во время движения позволит равномерно прогреть не только двигатель, но также подвеску, трансмиссию и детали привода, что положительно скажется на общем ресурсе автомобиля.
Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/dvigatel/nuzhno-li-progrevat-dvigatel-3947