1 ≫
-
Поворот гусеничного трактора связан с преодолением момента сопротивления, который создают главным образом силы сцепления гусениц с опорной поверхностью, силы сопротивления передвижению гусеничных движителей и тяговое сопротивление.
Разность моментов, подводимых к ведущим звездочкам гусеничных движителей, создают при помощи специальных механизмов поворота. В качестве таких механизмов применяют фрикционные (редко электромагнитные) муфты или шестеренчатые планетарные механизмы с тормозами.
Фрикционные муфты управления (бортовые фрикционы) работают по такой схеме. Крутящий момент через центральную передачу и вал заднего моста подводится к ведущему барабану. Далее через ведущие и ведомые диски, сжимаемые пружинами и нажимным диском, крутящий момент передается на ведомый барабан и вал к конечной передаче и ведущей звездочке. Аналогична схема и второй муфты управления, через которую крутящий момент подводится к другой ведущей звездочке.
Муфты сцепления гусеничных тракторов представляют собой фрикционные, сухие, многодисковые, постоянно замкнутые муфты сцепления.
При прямолинейном движении гусеничного трактора крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через постоянно включенные муфты управления. Ведущие звездочки вращаются с одинаковой частотой, и трактор движется прямолинейно.
В случае необходимости плавного поворота трактора частично выключают муфту управления той стороны, в которую поворачивают трактор. При этом муфта управления отстающей стороны пробуксовывает, а приводимая этой муфтой ведущая звездочка начинает вращаться замедленно. Вследствие возникающей разности частот вращения ведущих звездочек и, главное, разности ведущих моментов на звездочках трактор поворачивается в сторону частично выключенной муфты управления.
Крутой поворот осуществляется путем полного выключения одной из муфт управления. В этом случае подвод крутящего момента к одной из ведущих звездочек полностью прекращается. При необходимости поворота на месте, кроме выключения одной из муфт управления, включается также тормоз 3, который останавливает ведомый барабан, а следовательно, и ведущую звездочку.
На тракторах Т-150, как уже отмечалось, для поворота используются гидроподжимные муфты вторичных валов коробки передач.
Планетарный механизм поворота широко применяется на гусеничных тракторах. Он состоит из двух одноступенчатых планетарных устройств, объединенных общим корпусом с двумя коронными шестернями внутреннего зацепления. Крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через центральную передачу на корпус, далее через две коронные шестерни на планетарные механизмы и конечные передачи.
В каждом планетарном механизме поворота расположены сателлиты, водило с тормозом и солнечная шестерня с тормозом. Сателлиты свободно вращаются на цапфах водила и входят в постоянное зацепление с приводной коронной шестерней и солнечной шестерней.
Когда трактор движется прямолинейно, солнечные шестерни остановлены замкнутыми тормозами. Вращение передается от центральной передачи на коронные шестерни и далее на сателлиты. Находясь в постоянном зацеплении с неподвижной солнечной шестерней, сателлиты обкатываются вокруг этой шестерни и вращают водило, а следовательно, и ведущую звездочку. В этом случае через оба планетарных механизма к ведущим звездочкам подводятся одинаковые крутящие моменты, планетарные механизмы работают в режиме понижающих редукторов.
Плавный поворот трактора осуществляется путем ослабления тормоза одной из солнечных шестерен.
При этом солнечная шестерня начинает проворачиваться и сателлиты замедляют вращение водила и связанной с ним через конечную передачу ведущей звездочки 8. Крутящий момент, подводимый к ведущей звездочке, также уменьшается и ограничивается силой трения на тормозе.
Если тормоз солнечной шестерни полностью выключить, то водило остановится, а сателлиты, вращаясь относительно неподвижных осей, будут вращать незаторможенную солнечную шестерню. Передача крутящего момента на ведущую звездочку полностью прекратится, и трактор начнет крутой поворот в сторону остановленной звездочки.
Для поворота трактора на месте, помимо выключения тормоза солнечной шестерни, затягивают тормоз водила и тем самым прекращают вращение по инерции ведущей звездочки и связанных с ней деталей.
Привод механизма поворота гусеничных тракторов механический, рычажный, иногда с сервоусилением, или гидравлический.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Разделы
Остались вопросы по теме:
"Механизмы поворота гусеничных тракторов"
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.
Материалы: http://stroy-technics.ru/article/mekhanizmy-povorota-gusenichnykh-traktorov
2 ≫
-
Механизмы поворота гусеничных тракторов
Классификация механизмов поворота и предъявляемые к ним требования. Поворот гусеничного трактора обеспечивается специальными механизмами поворота, которые классифицируются по следующим признакам:
• числу фиксированных радиусов — одноступенчатые, многоступенчатые и бесступенчатые;
• характеру изменения скорости движения — с постоянной скоростью забегающей гусеницы, со снижаемой скоростью забегающей гусеницы и с постоянной скоростью центра трактора;
• подводу мощности — однопоточные, двухпоточные и с регулируемым потоком для каждой стороны.
При повороте гусеничного трактора в механизме поворота и в контакте гусеничной цепи с грунтом происходят сложные динамические и кинематические процессы. Это объясняется прежде всего изменчивостью сопротивления повороту трелевочной системы и момента трения тормоза механизма поворота, которые являются функциями двух переменных: радиуса поворота и времени. Тормозной момент механизма поворота зависит от коэффициента трения скольжения, который изменяется от скорости. Мгновенный радиус поворота трактора определяется соотношением двух переменных во времени величин — момента сопротивления повороту и тормозного момента механизма поворота.
У гусеничных машин со ступенчатым механизмом и фрикционными элементами, работающими «всухую», отсутствует строгое соответствие между положением рычага управления и радиусом поворота, что приводит к плохой управляемости трелевочной системы. Для прохождения поворота с малым радиусом водитель вынужден неоднократно создавать управляющее воздействие на механизм поворота. Работа таких механизмов носит релейный характер, т. е. процесс поворота трактора происходит не по плавной кривой, а скачкообразно. Неравномерность поворота приводит к увеличению максимального значения касательной силы тяги на гусеницах, потерь от буксования, ухудшению проходимости трактора и экологической совместимости системы «движитель-лесная почва».
Характер поворота трелевочной системы зависит от сочетания различных факторов: условий эксплуатации, структуры пачки, энергонасыщенности трактора, режимов работы, профессиональных приемов и квалификации тракториста.
Режимы работы гусеничного трелевочного трактора более интенсифицированы, чем тракторов сельскохозяйственного назначения. При трелевке древесины по производственному волоку 60. 70% рабочего времени водитель оказывает управляющее воздействие на бортовой фрикцион, что сопровождается значительным рассеиванием энергии. Коэффициент полезного действия бортового фрикциона равен единице только в предельных состояниях, т. е. включенном или выключенном. В промежуточных состояниях КПД бортового фрикциона изменяется от 0,65 до 1,0.
Механизмы поворота должны обеспечивать: быстрый и плавный поворот; необходимый поворачивающий момент; устойчивое прямолинейное движение; минимальную нагрузку двигателя при повороте.
Кроме этого механизмы поворота должны иметь высокий КПД, а управление должно быть простым и легким.
На трелевочных тракторах пока применяются одноступенчатые однопоточные механизмы поворота.
Принцип работы муфты поворота. На рис. 22.5 приведена кинематическая схема заднего моста трелевочного трактора Онежского тракторного завода с муфтами поворота (бортовой фрикцион), которая представляет собой многодисковую постоянно замкнутую муфту сухого трения с ленточным тормозом плавающего типа.
При прямолинейном движении трактора муфты поворота включены, а ленточный тормоз расторможен; при этом крутящий момент с главной передачи 3 поступает на ведущие 1 и ведомые 5 диски муфты поворота, далее на конечную (бортовую) передачу 4 и ведущее колесо 6 ходовой части. Для осуществления поворота трактора оператор, прикладывая усилие к рычагу, выключает муфту поворота отстающего борта, ее момент трения и касательная сила тяги отстающей гусеницы исчезают, т. е. гусеница отключается. За счет разности подводимых крутящих моментов через муфты поворота, а следовательно, касательных сил тяги и скоростей движения гусениц происходит поворот трелевочной системы. Для поворота с малым радиусом муфта поворота отстающего борта должна быть полностью выключена, а ленточный тормоз — заторможен, что приводит к полному торможению ведомых элементов муфты поворота и гусеницы. В этом случае поступательная скорость гусеницы снижается до нуля, а минимальный радиус поворота трактора Rmin может достигать:
где В — длина опорной поверхности гусеницы.
При прямолинейном движении трактора мгновенный крутящий момент Мф, передаваемый муфтой поворота, равен:
где Me — текущее значение крутящего момента двигателя; iкп, iгп — передаточные числа коробки передач и главной передачи соответственно; ηу — КПД участка трансмиссии от двигателя до муфты поворота.
Максимальное значение крутящего момента, передаваемого муфтой поворота, при повороте трактора может ограничиваться максимальным крутящим моментом Mф.м дизеля или силой сцепления гусеницы с грунтом:
где iкп — передаточное число конечной передачи.
Муфта поворота имеет простую конструкцию, передает большой крутящий момент, создавая жесткую (блокированную) связь гусениц, что обеспечивает хорошую устойчивость движения, но работа ее сопровождается интенсивным износом дисков и значительным рассеиванием энергии.
Принцип работы одноступенчатого сдвоенного планетарного механизма поворота. На гусеничных трелевочных тракторах Алтайского тракторного завода и на некоторых гусеничных тракторах сельскохозяйственного назначения применяются более прогрессивные механизмы поворота — планетарный механизм поворота (ПМП), имеющий высокий КПД и хорошую надежность при работе в сложных производственных условиях, но они сложнее, чем муфта поворота, в изготовлении и ремонте.
На трелевочных тракторах Алтайского трактора завода (ТТ-4 и ТТ-4М) применяются сдвоенные планетарные механизмы поворота (рис. 22.6) с размещением обоих планетарных механизмов в одном узле с ведомой шестерней главной передачи. Крутящий момент от ведомой шестерни 7 главной передачи передается через корпус 10 на коронку шестерни 8 левого и правого планетарных механизмов.
При прямолинейном движении трелевочного трактора коронная шестерня, вращаясь вместе с корпусом 10, увлекает в направлении своего вращения сателлиты 6, которые, перекатываясь по заторможенным солнечным шестерням 5, вращают водила 9 и связанные с ними конечными передачами ведущие колеса с равной частотой вращения, обеспечивая при этом одинаковую касательную силу тяги на обеих гусеницах. Планетарные механизмы выполняют функции дополнительного редуктора с передаточным числом:
где Zс, Zк — число зубьев солнечной и коронной шестерен соответственно.
Для поворота трактора с большим радиусом иногда достаточно оператору растормозить тормоз 4 солнечной шестерни. При этом вращающиеся с коронной шестерней сателлиты 6 начнут вращать и расторможенную солнечную шестерню, вследствие чего уменьшится частота вращения водила и связанного с ним ведущего колеса; трактор будет плавно совершать поворот.
Для поворота с малым радиусом необходимо полностью растормозить тормоз 3 солнечной шестерни и, после этого, затормозить тормоз водила 3, что исключает вращение ведущего колеса и передачу крутящего момента на гусеницу отстающего борта. На ведущее колесо забегающего борта, в таком режиме поворота будет передаваться весь крутящий момент дизеля. Максимальное значение касательной силы тяги на забегающей гусенице может ограничиваться силой ее сцепления с грунтом или максимальным крутящим моментом, подводимым от двигателя.
В перспективе следует ожидать применения бесступенчатых механизмов поворота, которые обеспечивают плавный поворот машины и большую точность прохождения по желаемой траектории пути. Например, установлено, что у машины с бесступенчатым механизмом поворота число циклов поворотов на 1 км пути в 5 раз меньше, чем у той же машины с бортовым фрикционом.
Гидравлический усилитель механизма поворота. При движении трелевочного трактора оператор вынужден прикладывать 150. 200 управляющих воздействий к рычагам управления механизмом поворота. Для снижения его утомляемости необходимо, чтобы работа его при одноразовом управляющем воздействии была не более 5 H м, а максимальная сила не превышала 60 Н. С целью повышения маневренности трактора, облегчения управления и снижения утомляемости на гусеничных трелевочных тракторах устанавливаются гидравлические усилители. При отсутствии гидравлического усилителя для каждого срабатывания механизма поворота трелевочного трактора оператор вынужден был бы прикладывать усилие до 200. 300 H и совершать работу 30. 50 H м.
Гидравлические усилители механизмов поворота гусеничных трелевочных тракторов АТЗ входят с гидравлическим усилителем сцепления в единую гидравлическую систему управления, включающую следующие узлы: бак, насос шестеренчатого типа (НШ), предохранительный клапан, гидравлический усилитель механизмов поворота тянущего типа, работающий с отслеживанием по перемещению. Гидравлический усилитель состоит (рис. 22.7) из корпуса 4 с поршнем 7, внутри которого размещен золотник 8. Поршень имеет поясок и шток б, связанный шарниром с механическим приводом механизма поворота. Для связи рычага управления и гидравлическим усилителем на стержень золотника 10 навернут наконечник 11.
В нейтральном положении гидравлического усилителя стержень 10 с золотником 8 отжат пружиной 9 в крайнее правое положение, при этом масло от насоса поступает по нагнетательному каналу 5, проходя по радиальным каналам 3 и 2, сливается по каналу 1 из гидравлического усилителя. Воздействие оператора на рычаг механизма управления с целью осуществления поворота трактора будет сопровождаться перемещением золотника, и его поясок отсечет поступающее по радиальному отверстию 3 масло на слив. Это приведет к повышению давления масла в нагнетательной полости, поршень начнет перемещаться вместе с механическим приводом механизма поворота. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока поршень не перегонит золотник и вновь не откроется радиальный канал 3. Для продолжения поворота трактора оператор должен продолжать перемещать золотник и тем самым отсекать поступление масла по каналу 3 из нагнетательной полости на слив. Поворот трактора будет продолжаться до тех пор, пока оператор перемещает золотник. Таким образом, обеспечивается отслеживание исполнительным элементом системы гидроусилителя управляющего действия оператора. С прекращением воздействия оператора на рычаг механизма управления пружина 9 возвращает золотник в нейтральное положение и трактор совершает прямолинейное движение.
Материалы: http://industrial-wood.ru/lesotransportnye-mashiny/5717-mehanizmy-povorota-gusenichnyh-traktorov.html
3 ≫
-
Страницы работы
Содержание работы
Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем специальных механизмов поворота, являющихся агрегатами органов управления гусеничным трактором. Принцип действия механизмов поворота основан на регулировании крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вследствие чего меняется их посту нательная скорость движения. При повороте гусеничного трактора ею гусеницы движутся с различными поступательными скоростями. Так, например, чтобы трактор мог повернуться в правую сторону, его правая гусеница должна двигаться медленнее, чем левая. При этом медленно движущаяся гусеница называется отстающей, в отличие от более быстро движущейся, называемой набегающей.
Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тормоза служат для совершения более крутых поворотов трактора.
К механизмам поворота, помимо общих требований, предъявляются ряд специфических, основными из которых являются: обеспечение устойчивого прямолинейного движения трактора; обеспечение плавного перехода от прямолинейного движения к повороту; минимальные внутренние потери мощности в механизме поворота; отсутствие значительных дополнительных загрузок двигателя при совершении поворота; хороший теплоотвод от поверхностей трения фрикционных элементов механизма поворота; надежное удержание трактора при его длительной стоянке на подъеме или спуске; надежное торможение трактора при его прямолинейном и криволинейном движениях.
Механизмы поворота классифицируются по следующим основным признакам: методу подвода мощности к ним; числу фиксированных радиусов поворота трактора; влиянию их на среднюю поступательную скорость трактора при повороте; тину.
По методу подвода мощности различают механизмы поворота одно-, двух- поточные и с отдельным подводом мощности к каждой гусенице. В отечественных тракторах применяются только однопоточные механизмы поворота.
По числу фиксированных радиусов различают одно-, много- и бесступенчатые механизмы поворота. В отечественных гусеничных тракторах применяют одно- и двухступенчатые механизмы поворота.
По влиянию на среднюю поступательную скорость трактора при повороте различают механизмы, при которых она уменьшается (при постоянной скорости забегающей гусеницы); остается постоянной (на сколько увеличивается поступательная скорость забегающей гусеницы, на столько же уменьшается скорость отстающей гусеницы) и с переменной скоростью. В отечественных тракторах применяются механизмы поворота первой группы.
По типу механизмы поворота бывают с простым или двойным дифференциалом, с фрикционными муфтами поворота и с планетарными механизмами. В отечественных тракторах применяются две последние группы механизмов поворота.
Планетарные механизмы поворота отечественных тракторов выполнены но схемам, изображенным на рис. 1, в, г и д. По сравнению с муфтами попорота они более износостойки и меньше но споим размерам. Па схеме (см. рис. 1, в) представлены одноступенчатые планетарные механизмы с одним планетарным рядом, установленные, как и муфты поворота, в боковых отсеках корпуса заднего моста. На концах вала / центральной передачи закреплены ведущие солнечные шестерни 13 планетарного ряда. Сателлиты 15 установлены на водило 14, закрепленном на ведущем валу 6 конечной передачи. Коронная шестерня 12 закреплена на ступице барабана //, на котором установлен ленточный тормоз Т1 . Ленточные тормоза Т2, служащие для торможения валов б конечных передач, называются остановочными. Они установлены на тормозных барабанах 10.
При прямолинейном движении трактора остановочные тормоза Т2 отпущены, а тормоза Т1 затянуты. Ведущие солнечные шестерни 13 обкатывают сателлиты 15 по неподвижным коронным шестерням 12, увлекая тем самым оба водила 14 с одинаковыми оборотами. меньшими, чем на валу /, на величину передаточного числа планетарного ряда. Наличие передаточного числа в планетарных механизмах поворота позволяет разгрузить предшествующие агрегаты трансмиссии от передачи повышенных крутящих моментов.
Кинематика поворота трактора с одноступенчатым планетарным механизмом такая же, как с муфтами поворота. Их роль в данном случае выполняют тормоза Т1 коронных шестерен 12, так как при их растормаживании и скольжении тормозных барабанов // уменьшаются величина передаваемого крутящего момента и скорость поступательного движения отстающей гусеницы. При полностью отпущенном тормозе Т1 крутящий момент на отстающую гусеницу не передается, потому что вращение солнечной шестерни 13 вызывает в этом время свободное противоположное вращение коронной шестерни 12. Минимальный радиус поворота при полностью отпущенном тормозе Т1, отстающей гусеницы и ее полностью затянутом остановочном тормозе Т2, также равен половине колеи трактора.
Так как в данной схеме планетарные ряды находятся в одном картере с тормозами, последние обычно работают в масле. Подобный механизм поворота установлен на тракторе ТДТ-75.
Па рис. 1, г представлен одноступенчатый планетарный механизм, оба ряда которого установлены в среднем отсеке корпуса заднего моста. Ленточные тормоза Т1 и Т2 (обычно сухого трения) размещены в боковых отсеках заднего моста. В данной схеме ведущими элементами планетарных рядов являются коронные шестерни 12, установленные в общем корпусе /. Тормозными элементами рядов являются солнечные шестерни 13, па трубчатом валу которых закреплены тормозные барабаны II ленточных тормозов Т1 Сателлиты 14 установлены на водилах 15, соединенных с ведущими валами б конечных передач. Остановочные ленточные тормоза Т2 с барабанами 10, такие же, как и предыдущей схеме. Принцип действия данного механизма поворота аналогичен предшествующему с той только разницей, что при прямолинейном движении трактора заторможены не коронные шестерни рядов, а солнечные. По данной схеме выполнены механизмы поворота тракторов ДТ-75 и Т-4М.
Па схеме рис. 1, д показан одноступенчатый планетарный механизм поворота, в котором рабочие планетарные ряды А выполнены но схеме, изображенной на рис. 1, в. Планетарные ряды Б служат только для уменьшения тормозного момента на тормозах 7 Т1 что облегчает управление механизмом поворота. Коронные шестерни 12 этого ряда неподвижно закреплены в корпусе 4 заднего моста, а его сателлиты // установлены па пальцах водил 13, являющихся одновременно приводом коронных шестерен Н рабочего ряда Л. При затянутых тормозах Т1 солнечные шестерни 10 блокируют ряд Б, удерживая тем самым от проворачивания коронные шестерни 14 рабочего ряда А. При этом тормозной момент на тормозах Т1 будет меньше, чем в схеме, изображенной на рис. 1,в, пропорционально передаточному числу между водилом 13 и солнечной шестерней 10 ряда К. Ленточные тормоза Т1 и Т2 — остановочный — работают обычно в масле. Подобный планетарный механизм поворота установлен на тракторе Т-180.
Смазка деталей планетарных рядов механизмов поворота осуществляется маслом, залитым в картер передачи и разбрызгиваемым вращающимися шестернями. В планетарных передачах, работающих совместно с мокрыми тормозами, применяется масло АК-15.
Подшипниковые узлы планетарных рядов обычно регулировок не требуют.
1. Конструкция, основы теории и расчет тракторов. Учебник для техникумов. М.: «Высш. шк.»., 1971.
Информация о работе
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 266
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 602
- БГУ 153
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 962
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 119
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им. Даля 166
- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1967
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 300
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 409
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 497
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 130
- ИжГТУ 143
- КемГППК 171
- КемГУ 507
- КГМТУ 269
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2909
- КрасГАУ 370
- КрасГМУ 630
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 139
- КубГУ 107
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 367
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 330
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 636
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 454
- НИУ МЭИ 641
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 212
- НУК им. Макарова 542
- НВ 777
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1992
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 301
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 119
- РАНХиГС 186
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 243
- РГГМУ 118
- РГПУ им. Герцена 124
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 122
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 130
- СПбГАСУ 318
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 147
- СПбГПУ 1598
- СПбГТИ (ТУ) 292
- СПбГТУРП 235
- СПбГУ 582
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 193
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1655
- СибГТУ 946
- СГУПС 1513
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2423
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 324
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 306
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Материалы: http://vunivere.ru/work24593