Механизмы поворота гусеничных тракторов

1 ≫

Поворот гусеничного трактора связан с преодолением момента сопротивления, который создают главным образом силы сцепления гусениц с опорной поверхностью, силы сопротивления передвижению гусеничных движителей и тяговое сопротивление.

Разность моментов, подводимых к ведущим звездочкам гусеничных движителей, создают при помощи специальных механизмов поворота. В качестве таких механизмов применяют фрикционные (редко электромагнитные) муфты или шестеренчатые планетарные механизмы с тормозами.

Фрикционные муфты управления (бортовые фрикционы) работают по такой схеме. Крутящий момент через центральную передачу и вал заднего моста подводится к ведущему барабану. Далее через ведущие и ведомые диски, сжимаемые пружинами и нажимным диском, крутящий момент передается на ведомый барабан и вал к конечной передаче и ведущей звездочке. Аналогична схема и второй муфты управления, через которую крутящий момент подводится к другой ведущей звездочке.

Муфты сцепления гусеничных тракторов представляют собой фрикционные, сухие, многодисковые, постоянно замкнутые муфты сцепления.

При прямолинейном движении гусеничного трактора крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через постоянно включенные муфты управления. Ведущие звездочки вращаются с одинаковой частотой, и трактор движется прямолинейно.

В случае необходимости плавного поворота трактора частично выключают муфту управления той стороны, в которую поворачивают трактор. При этом муфта управления отстающей стороны пробуксовывает, а приводимая этой муфтой ведущая звездочка начинает вращаться замедленно. Вследствие возникающей разности частот вращения ведущих звездочек и, главное, разности ведущих моментов на звездочках трактор поворачивается в сторону частично выключенной муфты управления.

Крутой поворот осуществляется путем полного выключения одной из муфт управления. В этом случае подвод крутящего момента к одной из ведущих звездочек полностью прекращается. При необходимости поворота на месте, кроме выключения одной из муфт управления, включается также тормоз 3, который останавливает ведомый барабан, а следовательно, и ведущую звездочку.

На тракторах Т-150, как уже отмечалось, для поворота используются гидроподжимные муфты вторичных валов коробки передач.

Планетарный механизм поворота широко применяется на гусеничных тракторах. Он состоит из двух одноступенчатых планетарных устройств, объединенных общим корпусом с двумя коронными шестернями внутреннего зацепления. Крутящий момент подводится к ведущим звездочкам через центральную передачу на корпус, далее через две коронные шестерни на планетарные механизмы и конечные передачи.

В каждом планетарном механизме поворота расположены сателлиты, водило с тормозом и солнечная шестерня с тормозом. Сателлиты свободно вращаются на цапфах водила и входят в постоянное зацепление с приводной коронной шестерней и солнечной шестерней.

Когда трактор движется прямолинейно, солнечные шестерни остановлены замкнутыми тормозами. Вращение передается от центральной передачи на коронные шестерни и далее на сателлиты. Находясь в постоянном зацеплении с неподвижной солнечной шестерней, сателлиты обкатываются вокруг этой шестерни и вращают водило, а следовательно, и ведущую звездочку. В этом случае через оба планетарных механизма к ведущим звездочкам подводятся одинаковые крутящие моменты, планетарные механизмы работают в режиме понижающих редукторов.

Плавный поворот трактора осуществляется путем ослабления тормоза одной из солнечных шестерен.

При этом солнечная шестерня начинает проворачиваться и сателлиты замедляют вращение водила и связанной с ним через конечную передачу ведущей звездочки 8. Крутящий момент, подводимый к ведущей звездочке, также уменьшается и ограничивается силой трения на тормозе.

Если тормоз солнечной шестерни полностью выключить, то водило остановится, а сателлиты, вращаясь относительно неподвижных осей, будут вращать незаторможенную солнечную шестерню. Передача крутящего момента на ведущую звездочку полностью прекратится, и трактор начнет крутой поворот в сторону остановленной звездочки.

Для поворота трактора на месте, помимо выключения тормоза солнечной шестерни, затягивают тормоз водила и тем самым прекращают вращение по инерции ведущей звездочки и связанных с ней деталей.

Привод механизма поворота гусеничных тракторов механический, рычажный, иногда с сервоусилением, или гидравлический.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Механизмы поворота гусеничных тракторов"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/mekhanizmy-povorota-gusenichnykh-traktorov

2 ≫

Механизмы поворота гусеничных тракторов

Классификация механизмов поворота и предъявляемые к ним требования. Поворот гусеничного трактора обеспечивается специальными механизмами поворота, которые классифицируются по следующим признакам:

• числу фиксированных радиусов — одноступенчатые, многоступенчатые и бесступенчатые;

• характеру изменения скорости движения — с постоянной скоростью забегающей гусеницы, со снижаемой скоростью забегающей гусеницы и с постоянной скоростью центра трактора;

• подводу мощности — однопоточные, двухпоточные и с регулируемым потоком для каждой стороны.

При повороте гусеничного трактора в механизме поворота и в контакте гусеничной цепи с грунтом происходят сложные динамические и кинематические процессы. Это объясняется прежде всего изменчивостью сопротивления повороту трелевочной системы и момента трения тормоза механизма поворота, которые являются функциями двух переменных: радиуса поворота и времени. Тормозной момент механизма поворота зависит от коэффициента трения скольжения, который изменяется от скорости. Мгновенный радиус поворота трактора определяется соотношением двух переменных во времени величин — момента сопротивления повороту и тормозного момента механизма поворота.

У гусеничных машин со ступенчатым механизмом и фрикционными элементами, работающими «всухую», отсутствует строгое соответствие между положением рычага управления и радиусом поворота, что приводит к плохой управляемости трелевочной системы. Для прохождения поворота с малым радиусом водитель вынужден неоднократно создавать управляющее воздействие на механизм поворота. Работа таких механизмов носит релейный характер, т. е. процесс поворота трактора происходит не по плавной кривой, а скачкообразно. Неравномерность поворота приводит к увеличению максимального значения касательной силы тяги на гусеницах, потерь от буксования, ухудшению проходимости трактора и экологической совместимости системы «движитель-лесная почва».

Характер поворота трелевочной системы зависит от сочетания различных факторов: условий эксплуатации, структуры пачки, энергонасыщенности трактора, режимов работы, профессиональных приемов и квалификации тракториста.

Режимы работы гусеничного трелевочного трактора более интенсифицированы, чем тракторов сельскохозяйственного назначения. При трелевке древесины по производственному волоку 60. 70% рабочего времени водитель оказывает управляющее воздействие на бортовой фрикцион, что сопровождается значительным рассеиванием энергии. Коэффициент полезного действия бортового фрикциона равен единице только в предельных состояниях, т. е. включенном или выключенном. В промежуточных состояниях КПД бортового фрикциона изменяется от 0,65 до 1,0.

Механизмы поворота должны обеспечивать: быстрый и плавный поворот; необходимый поворачивающий момент; устойчивое прямолинейное движение; минимальную нагрузку двигателя при повороте.

Кроме этого механизмы поворота должны иметь высокий КПД, а управление должно быть простым и легким.

На трелевочных тракторах пока применяются одноступенчатые однопоточные механизмы поворота.

Принцип работы муфты поворота. На рис. 22.5 приведена кинематическая схема заднего моста трелевочного трактора Онежского тракторного завода с муфтами поворота (бортовой фрикцион), которая представляет собой многодисковую постоянно замкнутую муфту сухого трения с ленточным тормозом плавающего типа.

При прямолинейном движении трактора муфты поворота включены, а ленточный тормоз расторможен; при этом крутящий момент с главной передачи 3 поступает на ведущие 1 и ведомые 5 диски муфты поворота, далее на конечную (бортовую) передачу 4 и ведущее колесо 6 ходовой части. Для осуществления поворота трактора оператор, прикладывая усилие к рычагу, выключает муфту поворота отстающего борта, ее момент трения и касательная сила тяги отстающей гусеницы исчезают, т. е. гусеница отключается. За счет разности подводимых крутящих моментов через муфты поворота, а следовательно, касательных сил тяги и скоростей движения гусениц происходит поворот трелевочной системы. Для поворота с малым радиусом муфта поворота отстающего борта должна быть полностью выключена, а ленточный тормоз — заторможен, что приводит к полному торможению ведомых элементов муфты поворота и гусеницы. В этом случае поступательная скорость гусеницы снижается до нуля, а минимальный радиус поворота трактора Rmin может достигать:

где В — длина опорной поверхности гусеницы.

При прямолинейном движении трактора мгновенный крутящий момент Мф, передаваемый муфтой поворота, равен:

где Me — текущее значение крутящего момента двигателя; iкп, iгп — передаточные числа коробки передач и главной передачи соответственно; ηу — КПД участка трансмиссии от двигателя до муфты поворота.

Максимальное значение крутящего момента, передаваемого муфтой поворота, при повороте трактора может ограничиваться максимальным крутящим моментом Mф.м дизеля или силой сцепления гусеницы с грунтом:

где iкп — передаточное число конечной передачи.

Муфта поворота имеет простую конструкцию, передает большой крутящий момент, создавая жесткую (блокированную) связь гусениц, что обеспечивает хорошую устойчивость движения, но работа ее сопровождается интенсивным износом дисков и значительным рассеиванием энергии.

Принцип работы одноступенчатого сдвоенного планетарного механизма поворота. На гусеничных трелевочных тракторах Алтайского тракторного завода и на некоторых гусеничных тракторах сельскохозяйственного назначения применяются более прогрессивные механизмы поворота — планетарный механизм поворота (ПМП), имеющий высокий КПД и хорошую надежность при работе в сложных производственных условиях, но они сложнее, чем муфта поворота, в изготовлении и ремонте.

На трелевочных тракторах Алтайского трактора завода (ТТ-4 и ТТ-4М) применяются сдвоенные планетарные механизмы поворота (рис. 22.6) с размещением обоих планетарных механизмов в одном узле с ведомой шестерней главной передачи. Крутящий момент от ведомой шестерни 7 главной передачи передается через корпус 10 на коронку шестерни 8 левого и правого планетарных механизмов.

При прямолинейном движении трелевочного трактора коронная шестерня, вращаясь вместе с корпусом 10, увлекает в направлении своего вращения сателлиты 6, которые, перекатываясь по заторможенным солнечным шестерням 5, вращают водила 9 и связанные с ними конечными передачами ведущие колеса с равной частотой вращения, обеспечивая при этом одинаковую касательную силу тяги на обеих гусеницах. Планетарные механизмы выполняют функции дополнительного редуктора с передаточным числом:

где Zс, Zк — число зубьев солнечной и коронной шестерен соответственно.

Для поворота трактора с большим радиусом иногда достаточно оператору растормозить тормоз 4 солнечной шестерни. При этом вращающиеся с коронной шестерней сателлиты 6 начнут вращать и расторможенную солнечную шестерню, вследствие чего уменьшится частота вращения водила и связанного с ним ведущего колеса; трактор будет плавно совершать поворот.

Для поворота с малым радиусом необходимо полностью растормозить тормоз 3 солнечной шестерни и, после этого, затормозить тормоз водила 3, что исключает вращение ведущего колеса и передачу крутящего момента на гусеницу отстающего борта. На ведущее колесо забегающего борта, в таком режиме поворота будет передаваться весь крутящий момент дизеля. Максимальное значение касательной силы тяги на забегающей гусенице может ограничиваться силой ее сцепления с грунтом или максимальным крутящим моментом, подводимым от двигателя.

В перспективе следует ожидать применения бесступенчатых механизмов поворота, которые обеспечивают плавный поворот машины и большую точность прохождения по желаемой траектории пути. Например, установлено, что у машины с бесступенчатым механизмом поворота число циклов поворотов на 1 км пути в 5 раз меньше, чем у той же машины с бортовым фрикционом.

Гидравлический усилитель механизма поворота. При движении трелевочного трактора оператор вынужден прикладывать 150. 200 управляющих воздействий к рычагам управления механизмом поворота. Для снижения его утомляемости необходимо, чтобы работа его при одноразовом управляющем воздействии была не более 5 H м, а максимальная сила не превышала 60 Н. С целью повышения маневренности трактора, облегчения управления и снижения утомляемости на гусеничных трелевочных тракторах устанавливаются гидравлические усилители. При отсутствии гидравлического усилителя для каждого срабатывания механизма поворота трелевочного трактора оператор вынужден был бы прикладывать усилие до 200. 300 H и совершать работу 30. 50 H м.

Гидравлические усилители механизмов поворота гусеничных трелевочных тракторов АТЗ входят с гидравлическим усилителем сцепления в единую гидравлическую систему управления, включающую следующие узлы: бак, насос шестеренчатого типа (НШ), предохранительный клапан, гидравлический усилитель механизмов поворота тянущего типа, работающий с отслеживанием по перемещению. Гидравлический усилитель состоит (рис. 22.7) из корпуса 4 с поршнем 7, внутри которого размещен золотник 8. Поршень имеет поясок и шток б, связанный шарниром с механическим приводом механизма поворота. Для связи рычага управления и гидравлическим усилителем на стержень золотника 10 навернут наконечник 11.

В нейтральном положении гидравлического усилителя стержень 10 с золотником 8 отжат пружиной 9 в крайнее правое положение, при этом масло от насоса поступает по нагнетательному каналу 5, проходя по радиальным каналам 3 и 2, сливается по каналу 1 из гидравлического усилителя. Воздействие оператора на рычаг механизма управления с целью осуществления поворота трактора будет сопровождаться перемещением золотника, и его поясок отсечет поступающее по радиальному отверстию 3 масло на слив. Это приведет к повышению давления масла в нагнетательной полости, поршень начнет перемещаться вместе с механическим приводом механизма поворота. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока поршень не перегонит золотник и вновь не откроется радиальный канал 3. Для продолжения поворота трактора оператор должен продолжать перемещать золотник и тем самым отсекать поступление масла по каналу 3 из нагнетательной полости на слив. Поворот трактора будет продолжаться до тех пор, пока оператор перемещает золотник. Таким образом, обеспечивается отслеживание исполнительным элементом системы гидроусилителя управляющего действия оператора. С прекращением воздействия оператора на рычаг механизма управления пружина 9 возвращает золотник в нейтральное положение и трактор совершает прямолинейное движение.

Материалы: http://industrial-wood.ru/lesotransportnye-mashiny/5717-mehanizmy-povorota-gusenichnyh-traktorov.html

3 ≫

Страницы работы

Содержание работы

Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем спе­циальных механизмов поворота, являющихся агрегатами органов управления гусеничным трактором. Принцип действия механизмов поворота основан на регулировании крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вслед­ствие чего меняется их посту нательная скорость движения. При повороте гусеничного трактора ею гусеницы движутся с различными поступательными скоростями. Так, например, чтобы трактор мог повернуться в правую сторону, его правая гусеница должна двигаться медленнее, чем левая. При этом мед­ленно движущаяся гусеница называется отстающей, в отличие от более быстро движущейся, называемой набегающей.

Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тор­моза служат для совершения более крутых поворотов трактора.

К механизмам поворота, помимо общих требований, предъявляются ряд специфических, основными из которых являются: обеспечение устойчивого прямолинейного движения трактора; обеспечение плавного перехода от прямо­линейного движения к повороту; минимальные внутренние потери мощности в механизме поворота; отсутствие значительных дополнительных загрузок двигателя при совершении поворота; хороший теплоотвод от поверхностей тре­ния фрикционных элементов механизма поворота; надежное удержание трак­тора при его длительной стоянке на подъеме или спуске; надежное торможе­ние трактора при его прямолинейном и криволинейном движениях.

Механизмы поворота классифицируются по следующим основным призна­кам: методу подвода мощности к ним; числу фиксированных радиусов пово­рота трактора; влиянию их на среднюю поступательную скорость трактора при повороте; тину.

По методу подвода мощности различают механизмы поворота одно-, двух- поточные и с отдельным подводом мощности к каждой гусенице. В отечествен­ных тракторах применяются только однопоточные механизмы поворота.

По числу фиксированных радиусов различают одно-, много- и бесступен­чатые механизмы поворота. В отечественных гусеничных тракторах приме­няют одно- и двухступенчатые механизмы поворота.

По влиянию на среднюю поступательную скорость трактора при повороте различают механизмы, при которых она уменьшается (при постоянной скорости забегающей гусеницы); остается постоянной (на сколько увеличи­вается поступательная скорость забегающей гусеницы, на столько же умень­шается скорость отстающей гусеницы) и с переменной скоростью. В отечествен­ных тракторах применяются механизмы поворота первой группы.

По типу механизмы поворота бывают с простым или двойным дифференциа­лом, с фрикционными муфтами поворота и с планетарными механизмами. В отечественных тракторах применяются две последние группы механизмов поворота.

Планетарные механизмы поворота отечественных тракторов выполнены но схемам, изображенным на рис. 1, в, г и д. По сравнению с муфтами по­порота они более износостойки и меньше но споим размерам. Па схеме (см. рис. 1, в) представлены одноступенчатые планетарные механизмы с од­ним планетарным рядом, установленные, как и муфты поворота, в боковых отсеках корпуса заднего моста. На концах вала / центральной передачи за­креплены ведущие солнечные шестерни 13 планетарного ряда. Сателлиты 15 установлены на водило 14, закрепленном на ведущем валу 6 конечной передачи. Коронная шестерня 12 закреплена на ступице барабана //, на котором уста­новлен ленточный тормоз Т1 . Ленточные тормоза Т2, служащие для торможе­ния валов б конечных передач, называются остановочными. Они установлены на тормозных барабанах 10.

При прямолинейном движении трактора остановочные тормоза Т2 отпу­щены, а тормоза Т1 затянуты. Ведущие солнечные шестерни 13 обкатывают сателлиты 15 по неподвижным коронным шестерням 12, увлекая тем самым оба водила 14 с одинаковыми оборотами. меньшими, чем на валу /, на величину передаточного числа планетарного ряда. Наличие передаточного числа в плане­тарных механизмах поворота позволяет разгрузить предшествующие агрегаты трансмиссии от передачи повышенных крутящих моментов.

Кинематика поворота трактора с одноступенчатым планетарным меха­низмом такая же, как с муфтами поворота. Их роль в данном случае выполняют тормоза Т1 коронных шестерен 12, так как при их растормаживании и сколь­жении тормозных барабанов // уменьшаются величина передаваемого крутя­щего момента и скорость поступательного движения отстающей гусеницы. При полностью отпущенном тормозе Т1 крутящий момент на отстающую гусе­ницу не передается, потому что вращение солнечной шестерни 13 вызывает в этом время свободное противоположное вращение коронной шестерни 12. Минимальный радиус поворота при полностью отпущенном тормозе Т1, отстаю­щей гусеницы и ее полностью затянутом остановочном тормозе Т2, также равен половине колеи трактора.

Так как в данной схеме планетарные ряды находятся в одном картере с тормозами, последние обычно работают в масле. Подобный механизм пово­рота установлен на тракторе ТДТ-75.

Па рис. 1, г представлен одноступенчатый планетарный механизм, оба ряда которого установлены в среднем отсеке корпуса заднего моста. Ленточные тормоза Т1 и Т2 (обычно сухого трения) размещены в боковых отсеках заднего моста. В данной схеме ведущими элементами планетарных рядов являются ко­ронные шестерни 12, установленные в общем корпусе /. Тормозными элемен­тами рядов являются солнечные шестерни 13, па трубчатом валу которых за­креплены тормозные барабаны II ленточных тормозов Т1 Сателлиты 14 установлены на водилах 15, соединенных с ведущими валами б конечных передач. Остановочные ленточные тормоза Т2 с барабанами 10, такие же, как и преды­дущей схеме. Принцип действия данного механизма поворота аналогичен пред­шествующему с той только разницей, что при прямолинейном движении трак­тора заторможены не коронные шестерни рядов, а солнечные. По данной схеме выполнены механизмы поворота тракторов ДТ-75 и Т-4М.

Па схеме рис. 1, д показан одноступенчатый планетарный механизм поворота, в котором рабочие планетарные ряды А выполнены но схеме, изо­браженной на рис. 1, в. Планетарные ряды Б служат только для уменьше­ния тормозного момента на тормозах 7 Т1 что облегчает управление механизмом поворота. Коронные шестерни 12 этого ряда неподвижно закреплены в корпусе 4 заднего моста, а его сателлиты // установлены па пальцах водил 13, являющихся одновременно приводом коронных шестерен Н рабочего ряда Л. При затянутых тормозах Т1 солнечные шестерни 10 блокируют ряд Б, удер­живая тем самым от проворачивания коронные шестерни 14 рабочего ряда А. При этом тормозной момент на тормозах Т1 будет меньше, чем в схеме, изобра­женной на рис. 1,в, пропорционально передаточному числу между водилом 13 и солнечной шестерней 10 ряда К. Ленточные тормоза Т1 и Т2 — оста­новочный — работают обычно в масле. Подобный планетарный механизм поворота установлен на тракторе Т-180.

Смазка деталей планетарных рядов механизмов поворота осуществляется маслом, залитым в картер передачи и разбрызгиваемым вращающимися шестернями. В планетарных передачах, работающих совместно с мокрыми тормозами, применяется масло АК-15.

Подшипниковые узлы планетарных рядов обычно регулировок не требуют.

1. Конструкция, основы теории и расчет тракторов. Учебник для техникумов. М.: «Высш. шк.»., 1971.

Информация о работе

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306
Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Материалы: http://vunivere.ru/work24593


Back to top