1 ≫
-
Необходимость охлаждения двигателя связана с том, что при перегреве его деталей уменьшается мощность, увеличивается расход топлива, более интенсивно изнашиваются детали. Отвод тепла в систему охлаждения должен быть строго определенным, так как переохлаждение также ухудшает работу двигателя. Так, например, при снижении температуры охлаждающей воды с 95 до 45° мощность двигателя Д-36 уменьшается на 2—2,5 л. с., а удельный расход топлива увеличивается на 20 г/л.с. Поэтому температура охлаждающей воды при работе двигателя должна быть не ниже 95°.
Охлаждение тракторных двигателей может быть водяным или воздушным. При водяном охлаждении интенсивнее отвод тепла, вследствие чего ниже тепловая напряженность деталей, лучше наполнение цилиндров, поршни можно устанавливать с меньшим зазором, что уменьшает расход масла. Однако воздушное охлаждение по ряду показателей превосходит водяное. У двигателей с воздушным охлаждением меньше габариты и вес, потому что нет радиатора, патрубков и двойных стенок водяной рубашки; проще обслуживание; исключена возможность размораживания; двигатель более износоустойчив, так как быстро прогревается после запуска и более чувствителен к изменению температуры окружающего воздуха; кроме того, пусковые качества двигателя при хорошем подогреве воздуха, засасываемого в цилиндры, лучше. Поэтому двигатели с воздушным охлаждением начинают применять на тракторах.
В водяных системах охлаждения циркуляция воды может быть термосифонной и принудительной. Несмотря на простоту устройства, термосифонная система охлаждения в чистом виде в тракторных двигателях не применяется вследствие ряда недостатков, обусловленных малой скоростью движения воды.
Термосифонная циркуляция воды в системе охлаждения применяется лишь на пусковом двигателе ПД-10 трактора «Беларусь».
У двигателей Д-36, Д24 и Д-14 принята система охлаждения с принудительной циркуляцией воды. Она сложнее термосифонной, но значительно надежнее в работе.
В зависимости от способа сообщения с атмосферой водяные системы охлаждения подразделяют на открытые и закрытые.
Открытая система охлаждения постоянно сообщается с атмосферой через пароотводную трубку радиатора. Закрытая может сообщаться с атмосферой лишь через специальный паровоздушный клапан. Этот клапан выпускает часть пара при повышении давления в системе на 0,1—0,5 кг/см² сверх атмосферного, а также впускает воздух при создании в системе разрежения 0,05—0,2 кг/см². Благодаря повышенному давлению температура кипения воды в системе повышается до 102—110°, поэтому в закрытой системе расход воды значительно меньший.
Система охлаждения двигателя Д-36.
Рис. Схема системы охлаждения двигателя Д-36:
1 — радиатор; 2 — нижняя полость корпуса термостата; 3 — нижний патрубок термостата; 4 — боковые окна термостата; 5 — тяга; 6 — жалюзи; 7 — сердцевина радиатора; 8 — верхний бак радиатора; 9 — заливная горловина; 10 — пробка; 11 — пароотводная трубка; 12 — подводящий патрубок; 13 — кожух вентилятора; 14, 19, 22 и 30 — шланги; 15 — верхний патрубок корпуса термостата; 16 — основной клапан термостата; 17 — боковая полость корпуса термостата; 18 — уплотнительное кольцо термостата; 20 — термометр; 21 — труба; 23 — водяная рубашка пускового двигателя; 24 — патрубок; 25 — сливной кран рубашки блока; 26 — водяная рубашка головки блока; 27 — водяная рубашка блока цилиндров; 28 — отверстие водораспределительного клапана; 29 — водяной насос; 31 — отводящий патрубок радиатора; 32 — сливной кран радиатора; 33 — нижний бак радиатора.
Двигатель Д-36 имеет закрытую водяную систему охлаждения с принудительной циркуляцией. Водяная рубашка блока цилиндров 27 (рис.) разделена поперечными перегородками на четыре отсека, которые верхними отверстиями сообщаются с водяной рубашкой головки 26 блока, а через боковые отверстия 28 — с водораспределительным каналом. Этот канал расположен с правой стороны блока и соединен с нагнетательной полостью водяного насоса.
Водяная рубашка головки блока сообщается с нижней полостью 2 корпуса термостата, верхний патрубок 15 которого через шланг 14 соединяется с верхним баком радиатора, а нижний патрубок 3 — со всасывающей полостью водяного насоса. С этой же полостью, патрубком 31 и шлангом 30 связан нижний бак 33 радиатора.
Пусковой двигатель имеет систему охлаждения, общую с дизелем. Нижняя часть водяной рубашки 23 пускового двигателя патрубком 24 соединяется с водяной рубашкой головки блока дизеля, а верхняя — через трубу 21 и шланги 19 и 22 — с боковой полостью 17 корпуса термостата.
Систему заполняют водой через заливную горловину радиатора. Сливают воду через краники 25 и 32. Температуру воды в системе охлаждения контролируют термометром, датчик которого установлен в верхнем баке радиатора, а указатель смонтировал на щитке приборов.
В зависимости от теплового режима двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по трем путям, показанным различными стрелками на рисунке.
1. При прогреве пускового двигателя. Вода нагревается в водяной рубашке пускового двигателя, вытесняется холодной водой, поступающей из рубашки головки блока дизеля, и по трубе 21 поступает сначала в боковую, а затем в нижнюю полости корпуса термостата и далее снова в рубашку головки блока. Таким образом, при неподвижном коленчатом вале дизеля в системе устанавливается термосифонная циркуляция воды. Горячая вода, поступающая от пускового двигателя в головку блока дизеля, прогревает ее, чем облегчает запуск двигателя.
2. При прогреве дизеля, когда коленчатый вал его прокручивается пусковым двигателем, а также при работе дизеля, когда температура охлаждающей воды не превышает 70°, происходит принудительная циркуляция воды по короткому контуру, минуя радиатор, так как закрыт основной клапан термостата.
3. В прогретом двигателе, когда температура воды в системе повысится до 70°, основной клапан термостата 16 начнет открываться, а боковые клапаны закрываться. Пройдя через рубашку двигателя тем же путем, что и в предыдущем случае, вода из корпуса термостата поступит в радиатор и, охлажденная в нем, будет нагнетаться насосом снова в водяную рубашку двигателя. Пока температура не достигнет 83°, часть воды будет идти через частично открытые боковые клапаны термостата и минует радиатор, благодаря чему обеспечивается регулирование теплового состояния двигателя.
Система охлаждения включает в себя термостат, радиатор, вентилятор и водяной насос. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/sistema-oxlazhdeniya-dvigatelya-traktora/
2 ≫
-
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Петровка аграрлы – техникалық колледжі»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Есіл ауданы , Петровка селосы
Коммунальное государственное учреждение «Петровский аграрно – технический колледж» акимата Северо – Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан
Есильский район, село Петровка
Подготовил преподаватель специальных дисциплин:
с.Петровка, 2015 Введение
МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 являются глубокой модернизацией выпускавшихся ранее тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 соответственно. Степень унификации деталей и сборочных единиц у этих тракторов достигает 70 %[2]. Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.
Тракторы выпускались и выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой систем обеспечивающую работу на крутых склонах.
Создание семейства тракторов МТЗ-80/82 и Т-70, началось с постановления Совета Министров СССР № 606, о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. Для ускорения создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было принято решение о глубокой модернизации трактора МТЗ-50/52. В конструкцию новой машины было внесено множество изменений, основными внешними из которых являются новая обшивка, кабина, а также глубоко-модернизированный двигатель повышенной мощности. Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно завершены. Во время испытаний были определены агрегируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. А увеличившаяся, из-за повышения оборотов двигателя до 2200, скорость до 33,2 км/ч, позволила более рационально использовать трактор на транспортных работах. На конвейер трактор встал в 1974 году. А в 1975 году, в Кишинёве, на конвейер вышел гусеничный вариант трактора Т-70.
Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
Радиатор. Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя (27) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки 4 радиатора и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.
Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.
Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник 11.
В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 6 и размещенного внутри него воздушного клапана 5. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу.
Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается воздушный клапан под действием пружины, когда явление воздуха внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью слить воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя. Перед радиатором расположена шторка (у двигателя Д-240) или жалюзи 2 (у двигателя Д-240), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов. Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста. Вентилятор и водяной насос (28, а). Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-240 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина 8 привернута к шкиву 7, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе 1 водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя.
В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду. Узел уплотнения смонтирован в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным кольцом. В него входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу.
Водяной насос закреплен на передней стенке блока цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая прокладка. Корпус насоса имеет два патрубка: боковой соединяет полость крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний 5 — с корпусом термостата.
Термостат (27, о и б) служит для автоматического регулирования температуры воды и для ускорения прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит из корпуса, гофрированного стакана 12 (гармошки) и штока с двойным клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.
При температуре воды менее 70°С основной клапан 14 термостата закрыт, а вспомогательный 13 открыт. Вода циркулирует по малому кругу (минуя радиатор). При температуре воды выше 70 С под давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны выдвигаются. Через открывшийся основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С вспомогательный клапан полностью закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.
а — устройство, б — положение клапанов термостата на холодном двигателе, в — положение клапанов термостата на прогретом двигателе;1 — сердцевина водяного радиатора, 2 — жалюзи, 3 — масляный радиатор, 4 — пробка радиатора, 5 — воздушный клапан, б — яровой клапан, 7 — термометр, 8 — термостат, 9 —водораспределительный канал, 10 — водяной насос, 11— краник для слива воды из блока цилиндров, 12 — гофрированный стакан, 13 — вспомогательный клапан, 14 — основной клапан.
Водяной насос трактора МТЗ-80 - центробежного типа, объединен с вентилятором. В корпусе насоса вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом.
Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников уплотнена двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадании воды.
Для уплотнения валика установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли волы, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к ступице шкива водяного насоса. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся возвращение при помощи клиновидного ремня. Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку до появления консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на переднем торце блока цилиндров.
Вентилятор МТЗ-80 служит для создания мощного воздушного потока, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиатора, а также для охлаждения наружных поверхностей дизельного двигателя.
Вентилятор МТЗ-80 устанавливается на валу водяного насоса и присоединяется к его шкиву при помощи шести болтов. Весь узел охлаждения крепится болтами на передней стенке блока цилиндров трактора.
Кожух вентилятора крепится на задних стойках водяного радиатора. Кожух защищает лопасти вентилятора от повреждения посторонними предметами, направляет воздушный поток на двигатель и в целом улучшает работу вентилятора.
Радиатор МТЗ-80 служит для охлаждения воды, повышение температуры которой происходит в водяной рубашке двигателя. Проходя через радиатор МТЗ-80, вода передает тепло потоку воздуха, которым он обдувается при помощи вентилятора. Внутренняя часть радиатора МТЗ-80 (сердцевина) состоит из вертикальных плоских труб, размещенных в четыре ряда и пропущенных через горизонтально расположенные ряды пластин. Пласти и трубки сердцевины радиатора МТЗ-80 изготавливаются из латуни. Окончания трубок припаиваются к основным пластинам и немного выступают за их края. Для того, чтобы теплоотдача была как можно максимально эффективнее, применяется коридорное расположение трубок по всей глубине радиатора.
К пластинам, размещенных по краям, при помощи болтов крепятся нижний и верхний бачки, изготовленные из латуни. Между бачками и пластинами размещены резиновые прокладки. Для соединения верхнего и нижнего бачков радиатора МТЗ-80 служат стойки, проходящие по обеим сторонам сердцевины. Для циркуляции воды по радиатору, к тыльной части верхнего бачка подведен водоподводящий патрубок. На верху бачка размещена горловина, через которую заливается вода в систему охлаждения. Горловина закрывается специальной крышкой, оснащенная паровоздушным клапаном. На нижнем бачке размещен краник для слива воды и подведен водоотводящий патрубок.
Радиатор устанавливается на трактор при помощи эластичного крепления.
Принцип работы системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
Система охлаждения служит для отвода тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя.
Средняя температура в цилиндрах работающего двигателя около 1000 С. Раскаленные газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки блока.
Если двигатель не охлаждать, то смазка сгорит, в результате чего повысится износ деталей, снизится их прочность, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности.
Значительный отвод тепла от двигателя (переохлаждение) приводит к снижению его мощности и экономичности вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Для нормальной работы двигателя температура воды должна составлять 80—95 С.
Схема системы охлаждения: 1 — шторка радиаторов, 2 — радиатор, 3 — вентилятор, 4 — термостат, 5 — термометр, 6 — водяная рубашка основного двигателя, 7 — водяная рубашка пускового двигателя, 8 — водораспределительный канал, 9 — водяной насос, 10 — сливной краник
В рассматриваемых двигателях применяется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией. В эту систему входят водяная рубашка 6 охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства: водо распределительный канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива и указатель 5 температуры жидкости (термометр). Охлаждающей жидкостью служит вода.
При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды. Под действием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем направляется в водяную рубашку головки блока основного двигателя. Отдав тепло головке блока цилиндров, вода по соединительному патрубку поступает опять в рубашку цилиндра пускового двигателя.
Во время работы основного двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом.
Центробежный водяной насос 9 забирает воду из нижнего бака радиатора в водяную рубашку 6 двигателя, где она нагревается от стенок цилиндров. В холодном двигателе вода из водяной рубашки направляется термостатом к водяному насосу, минуя радиатор, в прогретом — в верхний бак радиатора. Проходя из верхнего бака в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается. Воду охлаждает поток воздуха, создаваемый вентилятором и поступающий между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя.
Благодаря высокой скорости движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4—7°С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя.
На обоих двигателях применяется закрытая система охлаждения. Она характеризуется тем, что радиатор герметически закрыт, только при повышенном или пониженном давлении он сообщается с атмосферой. Это достигается установкой на радиаторе паровоздушного клапана. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в результате испарения. В такой системе можно поддерживать более высокую температуру воды, что создает благоприятные условия для работы двигателя.
Водяной насос двигателя Д-240: А – устройство, Б – привод. 1 – корпус, 2 – крыльчатка, 3 –валик, 4 – уплотнительное устройство, 5 – верхний патрубок, 6 – масленка, 7 – шкив, 8 – крестовина вентиляторов, 9 – генератор, 10 ремень.
Дистанционный термометр предназначен для контроля температуры воды в системе охлаждения. Указатель термометра помещен на щитке контрольных приборов, а датчик — в верхнем баке водяного радиатора.
Техническое обслуживание системы охлаждения
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения следует выполнять следующие правила.
Заливать в систему охлаждения чистую, желательно мягкую, воду. Внешним признаком мягкой воды является способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения, гак как в ней содержится меньше известковых солей.
Жесткую воду можно смягчить кипячением в течение 30 мин, а также добавить в нее тринатрийфосфата. В зависимости от степени жесткости растворяют 10—20 г тринатрийфосфата на 10 л горячей воды.
Радиатор надо заполнять до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 3 см от верхней плоскости заливной горловины.
Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно 1 обязательно при работающем двигателе. I зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров i блоке могут образоваться трещины.
Нельзя работать при температуре воды i радиаторе выше 100 С.
Проводя техническое обслуживание тракора, тракторист обязан ежесменно проверять уровень воды в радиаторе, при испарении антифриза доливать воду, устранять подтекание воды. Сильная течь воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить. Если наблюдается большой выход воды при отсутствии течи, проверяют состояние паровоздушного клапана.
Через каждые 60 ч работы следует смазывать подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 3—4 нагнетания солидола шприцем. Проверять натяжение ремня вентилятора. При нормальном натяжении ремня вентилятор должен провернуться от усилия 8 кгс (80 Н), приложенного к краю лопасти. Допускается проверка натяжения ремня (28, б) нажатием большим пальцем руки. От усилия 5 кгс (50 Н) ремень должен прогнуться на 10—15 мм. Натяжение ремня регулируют смещением генератора.
Через каждые 960 ч работы необходимо промывать систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Поработав на тракторе с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой.
При сезонном техническом обслуживании проверить работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в ванночку с горячей водой. При температуре 70 С отверстие основного клапана термостата начнет открываться и при температуре 85 °С оно полностью откроется. Полный ход клапана около 9 мм.
Показания дистанционного термометра сравнивают с показаниями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора. Если термостат или дистанционный термометр неисправны, их необходимо заменить.
Неисправность системы охлаждения заключается обычно в перегреве двигателя. Причины перегрева воды в радиаторе следующие: недостаток воды в системе охлаждения, закрытые жалюзи радиатора, отложение накипи или загрязнение в водяной рубашке, ослабление или замасливание ремня вентилятора, перегрузка двигателя, неисправность термостата, срез штифта крыльчатки водяного насоса.
Ремонт системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80 (Д-240)
Техническое состояние двигателя изменяется в процессе его эксплуатации. Состояние, когда при выполнении заданных функций значения установленных нормативно-технической документацией параметров нарушаются, называют отказом.
Параметрами и качественными признаками нормального функционирования дизеля являются следующие факторы:
длительность пуска электростартером – не более 20 с, пусковым двигателем - не более 2 мин;
работа двигателя - равномерная, без перебоев, устойчивая на разных режимах;
выпуск - бездымный, отсутствие стуков;
мощность и удельный расход топлива - в установленных пределах (допускаемые отклонения 5%);
расход масла на угар не более 3% от расхода топлива;
давление в масляной магистрали при номинальной частоте вращения коленчатого вала 0,20. 0,35 МПа; вращение ротора центрифуги после остановки дизеля должно прослушиваться в течение 30с (не менее);
температура охлаждающей жидкости при нормальной нагрузке дизеля - в пределах 95°С;
расход газов из сапуна незначительный;
пусковой двигатель должен запускаться электростартером не более чем с трех попыток;
отсутствие течи охлаждающей жидкости, масла, топлива, попадания охлаждающей жидкости в масло (или наоборот).
В случае отклонения какого-либо из перечисленных параметров от допускаемых пределов или появления какого-нибудь из упомянутых признаков нарушения нормальной работы дизеля нужно выявить причину отказа или неисправности и устранить ее.
Если в процессе контроля технического состояния или в результате поиска причины отказа установлено, что двигатель по какому-либо критерию достиг предельного состояния - его направляют на капитальный ремонт.
Общие указания по разборке и сборке: разбирать механизм следует в условиях, исключающих их загрязнение или повреждение, а также отвечающих требованиям безопасности; спаренные детали, которые обрабатывают или балансируют в соединенном положении, не следует разукомплектовывать; работающие в паре детали нужно собирать по меткам (клеймением) и устанавливать только на первоначальные места; при каждой сборке шатунов следует ставить новые замковые шайбы; перед сборкой все масляные каналы коленчатого вала и полости шатунных шеек следует очистить, промыть топливом, продуть воздухом; исключительно важное значение имеет правильная затяжка ответственных резьбовых соединений при сборке.
Плотность прилегания головки к блоку может нарушиться вследствие недостаточного затягивания гаек крепления головки, трещин деталей, несоответствия выступания торцов гильз цилиндров относительно плоскости блока, коробление нижней плоскости головки цилиндров.
При необходимости замены прокладки между головкой и блоком цилиндров поступают следующим образом (рассмотрим на примере Д-245):
снимают фильтр грубой очистки воздуха и глушитель, устанавливают капот в верхнее положение;
сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
отсоединяют и снимают воздухоподводящую к компрессору трубку;
ослабляют крепления хомутиков и снимают нагнетательный патрубок турбокомпрессора;
раскрепляют штуцер и снимают трубку индикатора засоренности воздуха;
отсоединяют кронштейн крепления и снимают воздухоочиститель;
ослабляют хомутики переходного патрубка сливного маслопровода турбокомпрессором;
отворачивают гайки крепления и снимают выпускной коллектор вместе с турбокомпрессором;
сливают воду и отсоединяют нагнетательный шланг отопителя кабины от сливного краника и смещают шланг в сторону;
отсоединяют трос привода спидометра;
отсоединяют сливной шланг отопителя от краника блока;
отсоединяют от корпуса термостата шланги радиатора и насоса системы охлаждения;
отсоединяют штуцер сливной топливной трубки на четвертой форсунке;
раскрепляют и снимают топливные трубки высокого давления;
отворачивают гайки крепления и снимают колпак крышки;
отворачивают болты крепления и снимают крышку головки цилиндров с впускным коллектором;
выворачивают из головки у задней стенки валика коромысел болт штуцера маслопровода;
отворачивают гайки крепления и снимают валик коромысел в сборе, вынимают штанги;
раскрепляют и снимают головку цилиндров в прокладку;
очищают плоскости разъема головки и блока цилиндров шабером от нагара и прилипших частей прокладки;
устанавливают новую прокладку, устанавливают головку в обратной разборке последовательности.
У дизеля Д-65Н для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров нужно выполнить следующее:
ослабьте болты крепления хомутов,
снимите шланги й водоотводящую трубу пускового двигателя;
отверните болты и снимите газоотводящую трубу пускового двигателя;
разъедините головку цилиндров и водоподводящий патрубок, трубку низкого давления и топливные фильтры, сливной коллектор, трубки высокого давления и форсунки;
отвернув болты, снимите крышку головки цилиндров;
отвернув гайки крепления, снимите топливный фильтр и головку цилиндров;
замените прокладку новой;
поставьте головку цилиндров и фильтр на место и закрепите гайками;
соедините трубки низкого давления и фильтрами трубки низкого давления и сливной коллектор с форсунками;
поставьте крышку головки цилиндров на место и закрепите ее болтами;
соедините водоподводящий патрубок с головкой цилиндров;
поставьте газоотводящую трубу на место и закрепите ее;
поставьте водоподводящую трубу пускового двигателя на место;
затяните болты крепления хомутов на соединительных шлангах.
Для равномерного прижатия головки к блоку цилиндров гайки шпилек крепления нужно затягивать динамометрическим ключом в определенной последовательности (рис. 2.81). Момент затяжки должен быть 150. 180 Нм.
При падении мощности, интенсивном дымлении и выходе газов через сапун, трудном пуске, падении давления масла ниже 0,15 МПа, появлении стуков (предположительно связанных с кривошипно-шатунным механизмом), а также при большом выгорании моторного масла дизель следует разобрать и осмотреть (в закрытом помещении).
При разборке дизеля для ремонта нужно очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Для этого следует вынуть шплинты и вывернуть резьбовые пробки.
Осматривают разобранный дизель с учетом того, какие признаки наблюдались перед разборкой. Так, если дизель сильно дымит, расходует много масла, не развивает требуемой мощности, трудно запускается, нужно проверить, в первую очередь, состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней и цилиндров.
Поршневые компрессионные кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 5 мм или если зазор по высоте между кольцом и канавкой превышает 0,5 мм.
Перед заменой поршневых колец тщательно очищают от нагара канавки под кольца и маслоотводящие отверстия в поршне и промывают его дизельным топливом.
Перед установкой нового поршневого кольца его нужно проверить по цилиндру и поршню. Чтобы проверить кольцо по цилиндру, его устанавливают внутрь и замеряют зазор в замке. Затем кольцо прогоняют поршнем до самого низа цилиндра, чтобы установить характер его возможной выработки. При проверке кольца по поршню его прокатывают по его канавке при толщине кольца, большей, чем глубина канавки поршня, оно считается непригодным.
Для подгонки по зазору в замке кольцо нужно осторожно зажать в тисках (с применением съемных медных, свинцовых или алюминиевых губок, чтобы не нарушить его правильной формы), и личным напильником осторожно спилить лишний металл с одной стороны. Для подгонки по высоте кольцо нужно положить на разостланный на ровном месте кусок наждачного полотна и аккуратно, с равномерным нажимом руки, круговыми движениями сточить его с одной торцевой стороны. Признаком правильной подгонки колец по высоте является их медленное перемещение в канавках без заеданий под влиянием собственного веса, если поршень на весу вращать руками в осевом направлении.
Снимать старые и надевать на поршень новые кольца лучше со специальным съемником, если его нет, можно использовать несколько узких и тонких металлических пластинок, которые осторожно, по одной заводят под каждое снимаемое (надеваемое) кольцо.
При установке колец хромированное ставят в верхнюю канавку второе и третье конические («минутные») в канавки меткой в сторону днища поршня. Маслосъемное («двойное») кольцо с расширителем ставят так, чтобы в верхней части канавки находилось кольцо с дренажными пазами (пазами вниз), а в нижней части кольцо без дренажных пазов, прямоугольной выточкой вниз.
При установке поршня в цилиндр замки колец располагают под углом 90ᵒ одно к другому, но так чтобы замки колец не были бы напротив отверстия под палец. Поршни ставят в те же цилиндры, в которых они работали, зеркало цилиндра перед установкой поршня смазывают моторным маслом.
О большом износе подшипников кривошипно-шатунного механизма свидетельствуют характерные звуки двигателя, а также снижение рабочего давления в системе смазки. Износ шатунных подшипников обнаруживается по глухим стукам на уровне нижней мертвой точки хода поршня; износ коренных характеризуется четкими стуками низкого тона в зоне расположения коленчатого вала.
Определяя необходимость замены вкладышей подшипников по падению давления масла следует убедиться в отсутствии других причин снижения давления (неисправность манометра, засорение фильтра масляного насоса, неисправность сливного клапана, перегрев двигателя и др.). Величину зазора нужно проверять сначала у шатунных подшипников, так как они изнашиваются значительно раньше коренных.
Величина радиального зазора между шейкой вала и вкладышем может быть определена с помощью свинцовой проволоки или калиброванной латунной пластинки щупа для этого у одного из шатунов расшплинтовывают и отворачивают гайки шатунных болтов и снимают крышку вместе с нижним вкладышем. Вкладыши и шейка насухо протираются. На внутреннюю поверхность вкладыша кладутся наискосок два отрезка смазанной маслом проволоки из чистого свинца длиной 70 - 80 мм и толщиной 1-1,5 мм. Затем крышка шатуна осторожно ставится на место, шатунные болты затягиваются с усилием 70 - 80 Н и коленчатый вал проворачивается на 360ᵒ. После этого нужно проверить, не ослабли ли гайки шатунных болтов, снять крышку подшипника и вынуть куски обжатой проволоки. Если после проворачивания вала гайки шатунных болтов окажутся ослабленными, их необходимо подтянуть, вновь провернуть вал на 360° и опять проверить затяжку болтов. Толщина обжатой проволоки замеряется, и, если она будет превышать определенную величину радиального зазора, вкладыши заменяются у всего комплекта шатунов (обязательно одновременно верхние и нижние) Так же с помощью свинцовой проволоки могут быть замерены зазоры и в коренных подшипниках коленчатого вала.
При сборке коренных и шатунных подшипников категорически запрещается:
шабрить рабочие поверхности вкладышей;
подпиливать крышки коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышами и постелями;
разукомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на другую шейку вала;
переставлять крышки нижней головки шатуна или переворачивать их;
ставить шатунные болты и шпильки с вытянутой или сорванной резьбой;
регулировать зазор в подшипниках неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников;
стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз.
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслопроводящие каналы в картере и коленчатом вале, а также полости шатунных шеек следует очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. Постели и наружные поверхности вкладышей следует протереть насухо, а шейки вала смазать тонким слоем моторного масла. Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков заедания, а нижние головки шатунов перемещаться вдоль шеек от усилия руки.
Ремонт трещин в блок - картере и головке цилиндров. Трещины разделывают под углом 60° на 2/3 толщины стенок и засверливают по концам, прилегающую поверхность зачищают до металлического блеска. Сварку ведут при постоянном токе обратной полярности электродами 034. 1 без местного подогрева. Диаметр электрода - 3 мм, сила тока 90. 120 А. Для обеспечения герметичности рекомендуется пропаивать сварной шов мягким припоем или пропитывать эпоксидным клеем. После ремонта проводят испытания на герметичность при давлении 0,4…0,5 МПа в течение 2 мин используя раствор, содержащий в 1 л воды 10..15 г кальцинированной соды, 2. 3 г нитрата натрия и 0,1. 0,3 г эмульгатора ОП-7.
Неисправность может быть устранена и путем наложения заплат. Для этого используют клеевую композицию на основе эпоксидной смолы: на 100 весовых частей смолы ЭД-6 приходится 15 частей дибутилфталата и 10 частей полиэтиленполиамина. Дополнительно 50 частей графита (или 150 частей чугунного порошка и 20 частей молотой слюды). Перед нанесением: клея поверхность подготавливают так же, как перед восстановлением сваркой с дополнительным обезжириванием ацетоном или бензином.
Исправный ГРМ открывает и закрывает клапаны в точном соответствии с принятой для данного двигателя диаграммой фаз газораспределения. Нарушаются фазы газораспределения вследствие неправильной установки шестерен либо в случае изменения зазоров между бойками коромысел и стержнями клапанов.
Зубья шестерен распределения, кроме шестерен привода насоса системы смазки, должны быть установлены по меткам: зуб шестерни привода коленчатого вала, на котором нанесена метка «с», должен быть установлен между двумя зубьями промежуточной шестерни с метками "с". Техническое состояние шестерен контролируют внешним осмотром и проверкой зазора в зацеплении, который должен быть 0,2.. .0,5 мм. При поломке хотя бы одного зуба более чем на восьмую часть его длины - нужна замена шестерни. Зазор в зацепления шестерен проверяют щупом или прокачиванием свинцовой пластины: пластины толщиной 0,5. 1,1 мм кладут на зубья шестерни в трех равноудаленных местах и, прокручивая шестерни, прокатывают их; по толщине смятого участка определяют зазор; если он превышает 1,1 мм - нужна замена шестерен.
Уменьшение тепловых зазоров в клапанном механизме приводит к более раннему открытию и более позднему закрытию клапанов. Отсутствие зазоров приводит к частичному декомпрессированию дизеля, что сопровождается догоранием клапанов.
При работе дизеля вследствие износа рабочих поверхностей клапанных седел и фасок клапанов нарушается герметичность сопряжения «клапан-седло". Иногда можно устранить это притиркой клапанов, которая выполняется таким образом:
снять головку цилиндров двигателя, очистить ее от масла и нагара. Чтобы при сборке клапаны обязательно установить на свои места, на их тарелки наносят метки;
вынуть клапаны из головки цилиндров. Клапаны и их седла тщательно очистить от нагара, промыть в керосине и осмотреть. Если тарелки и стержни клапанов не покороблены и нет прогаров на фасках клапанов и седлах, восстановление герметичности может быть достигнуто притиркой. При наличии указанных дефектов клапаны подлежат замене новыми, а седла - шлифовке;
очистить впускные и выпускные каналы головки цилиндров и промыть дизельным топливом;
нанести на фаску клапана тонкий слой пасты ГОИ или притирочной мази, смазать стержень моторным маслом и клапан поставить на место;
при помощи специального приспособления или ручной дрели с присоском повернуть клапан по часовой стрелке на 113 оборота, а затем в противоположном направлении на 114 оборота (слегка нажимая на тарелку клапана). Притирать круговыми движениями нельзя.
Периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции пасты, притирку продолжать до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится сплошной матовый поясок шириной не менее 1,5 мм (рис. 2.82);
после окончания притирки клапаны и седла промыть в керосине и вытереть насухо. Клапаны с пружинами установить на свои места;
проверить герметичность сопряжения клапан - седло. Для этого залить керосин во впускные и выпускные каналы (поочередно) и выдержать его там в течение двух минут. Отсутствие течи свидетельствует о достаточной герметичности сопряжения.
Снятые с дизеля форсунки промывают в керосине или дизельном топливе, проверяют давление впрыска с помощью устройств КИ-562 или КИ-333З, а также герметичность распылителей и качество распыливания топлива.
В процессе разборки откручивают колпаки отпускают контргайку регулировочного винта, откручивают регулировочный винт, ослабляя пружину, после чего откручивают гайку распылителя и снимают распылитель. Далее, погружают корпус и иглу распылителя на 10.. .15 мин в керосин (их нельзя разукомплектовывать). Осматривают и измеряют промытые детали: те, которые имеют трещины, задиры, изломы и цвета побежалости и следы коррозии на прецизионных поверхностях корпуса и иголки меняют.
Из закоксованых сопловых отверстий иголкой или струной диаметром 0,25..0,28 мм удаляют нагар и промывают их, сверлом или проволокой прочищают топливопроводные отверстия распылителя. Остатки нагара и смолистых отложений удаляют щеткой (латунь) или скребком.
Игла распылителя, смоченная дизельным топливом и выдвинутая на одну треть длины из корпуса, при наклоне распылителя на 45° должна свободно опускаться под действием своей массы.
Собирают форсунки, затягивая гайки распылителей с моментом 70. 80 Нм, регулируют давление начала впрыска и проверяют герметичность распылителя и качество распыливания (при неудовлетворительных результатах - распылитель меняют).
Устанавливают форсунки на дизель. После пуска нужно убедиться в отсутствии подтекания в местах крепления топливопроводов высокого давления, проверить плотность прилегания форсунок к посадочным местам головки цилиндров (просачивание газов не допускается, определяется по шипению).
Топливопроводы высокого давления ремонтируют высадкой или заменой наконечников (они повреждаются вследствие износа уплотнительного конуса).
Для замены конусного наконечника конец трубки с повреждением отрезают и снимают заусеницы. Затем изготовляют новый наконечник и приваривают, его к торцу топливопровода (рис. 2.83). Центральное отверстие рассверливают сверлом диаметром 2 мм на глубину 25. 30 мм.
охлаждение двигатель трактор радиатор
Отремонтированные трубопроводы должны пройти гидравлическое испытание при давлении ЗО МПа в течение одной минуты.
Нередки случаи срыва резьбы на штуцерах, когда навертываемая гайка идет с перекосом. Для предупреждения этого необходимо последовательно, от руки навинтить накидные гайки на нажимной штуцер насоса и штуцер форсунки, а потом затянуть их ключом. При отсоединении топливопровода от форсунки ослабляют затяжку накидной гайки топливопровода и на нажимном штуцере насоса. При смятии граней гайки распылителя форсунки туго входят в отверстия головки. Поэтому перед монтажом форсунки на головку дизеля очищают место их стыка, надевают прокладку уплотнения на распылитель и прижимают к гайке. В противном случае она может сместиться относительно отверстия, в которое входит распылитель, и смяться при монтаже. Стык "форсунка - головка цилиндров" будет разгерметизирован или распылитель установлен с перекосом, что ведет к его перегреву и заклиниванию.
Неисправности топливоподкачивающего насоса вызывают снижение его производительности и влияют на пуск и работу дизеля.
Прежде всего, затрудняется пуск, т.к. при малой частоте вращения коленчатого вала насос будет подавать меньше топлива даже при более низком давлении. В случае возрастания нагрузки и малой подачи насосом топлива - будут перебои в работе дизеля. При повышенном износе основных рабочих поверхностей насоса (поршня и цилиндра) - снижается давление в магистрали (при давлении менее 0,1 МПа дальнейшее использование насоса нецелесообразно). В таких насосах обычно наблюдается износ клапанов, поршня, отверстия под поршень, гнезд клапанов, увеличенный зазор между стержнем толкателя и втулкой.
Ремонт топливоподкачивающих насосов производится на специальных приспособлениях. С целью устранения неровности и следов износа уплотняющую поверхность А (рис. 2.84) обрабатывают торцовым зенкером 1 вручную. Для этого хвостовик вставляют в отверстие направляющей втулки 2, которую вместе с зенкером ввертывают на место пробки клапана. Затем на хвостовик надевают вороток с квадратным отверстием, которым и вращают зенкер. В случае недостаточной высоты пояска перезапрессовывают в отверстие новое гнездо клапана. Перед запрессовкой сопрягаемые поверхности гнезда и корпуса покрывают эпоксидным клеем или клеем БФ-2.
Уплотняющую торцовую поверхность клапана 4 (из поликапролактама) притирают до устранения следов износа пастой на чугунной плите 5 или мелкозернистой шлифовальной шкуркой, положенной на плиту.
Увеличенный зазор между стержнем толкателя и втулкой восстанавливают развертыванием отверстия во втулке под увеличенный ремонтный размер стержня толкателя.
Изношенное отверстие под поршень обрабатывают до ремонтного размера чугунными притирами. Поршень шлифуют на бесцентро - шлифовальном станке, хромируют, снова шлифуют и притирают по месту.
Ремонт деталей толкателя сводится к развертыванию отверстий в корпусе и ролике, и изготовлению оси увеличенного диаметра.
Неисправности ТНВД в процессе работы можно выявить лишь частично, большинство их определяют с помощью специального оборудования (в мастерской).
Замена шланга верхнего патрубка радиатора производится в следующей последовательности:
сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля;
ослабляют крепление нижних опор радиатора (отвернуть на 5. 10 оборотов гайки);
ослабляют хомуты крепления шланга и снимают шланг с патрубка радиатора и корпуса термостата;
устанавливают новый шланг, надевают на него хомуты крепления, не затягивая стяжных болтов хомутов;
подсоединяют растяжки крепления радиатора, а затем затягивают хомуты крепления шланга;
заворачивают гайки крепления нижних опор радиатора (не затягивая до отказа), т.к. для нормальной работы амортизирующих пружин между их вилками должен быть зазор.
Замена прокладки между головкой и цилиндром пускового двигателя выполняется в следующем порядке:
сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля;
отсоединяют от головки патрубок системы охлаждения;
отворачивают гайки крепления головки, снимают головку и прокладку;
очищают плоскости разъема головки и цилиндра от нагара и прилипших частей старой прокладки; устанавливают новую прокладку, головку и затягивают гайки крепления (затягивают по диагонали, равномерно, в несколько приемов, момент окончательной затяжки гаек - 62. 72 Нм);
подсоединяют к головке патрубок системы охлаждения и заполняют систему жидкостью.
Список использованной литературы
Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. И.П. Ксеневич, 2-е издание М.: Колос 1995 г.
Родичев. Тракторы. Учебник для учреждений начального профессионального образования. 3-е издание 2001 г.
Грамолин А.В. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. М.: машиностроение.
Размещено на Allbest.ru
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
- Другое
МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 являются глубокой модернизацией выпускавшихся ранее тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 соответственно. Степень унификации деталей и сборочных единиц у этих тракторов достигает 70 %[2]. Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.
Тракторы выпускались и выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой систем обеспечивающую работу на крутых склонах.
Создание семейства тракторов МТЗ-80/82 и Т-70, началось с постановления Совета Министров СССР № 606, о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. Для ускорения создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было принято решение о глубокой модернизации трактора МТЗ-50/52. В конструкцию новой машины было внесено множество изменений, основными внешними из которых являются новая обшивка, кабина, а также глубоко-модернизированный двигатель повышенной мощности. Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно завершены. Во время испытаний были определены агрегируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. А увеличившаяся, из-за повышения оборотов двигателя до 2200, скорость до 33,2 км/ч, позволила более рационально использовать трактор на транспортных работах. На конвейер трактор встал в 1974 году. А в 1975 году, в Кишинёве, на конвейер вышел гусеничный вариант трактора Т-70.
Устройство системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80
Радиатор. Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя (27) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки 4 радиатора и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.
Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.
Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник 11.
В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 6 и размещенного внутри него воздушного клапана 5. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу.
Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается воздушный клапан под действием пружины, когда явление воздуха внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью слить воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя. Перед радиатором расположена шторка (у двигателя Д-240) или жалюзи 2 (у двигателя Д-240), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов. Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста. Вентилятор и водяной насос (28, а). Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-240 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина 8 привернута к шкиву 7, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе 1 водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя.
В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду. Узел уплотнения смонтирован в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным кольцом. В него входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу.
Водяной насос закреплен на передней стенке блока цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая прокладка. Корпус насоса имеет два патрубка: боковой соединяет полость крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний 5 — с корпусом термостата.
Термостат (27, о и б) служит для автоматического регулирования температуры воды и для ускорения прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит из корпуса, гофрированного стакана 12 (гармошки) и штока с двойным клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.
При температуре воды менее 70°С основной клапан 14 термостата закрыт, а вспомогательный 13 открыт. Вода циркулирует по малому кругу (минуя радиатор). При температуре воды выше 70 С под давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны выдвигаются. Через открывшийся основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С вспомогательный клапан полностью закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.
а — устройство, б — положение клапанов термостата на холодном двигателе, в — положение клапанов термостата на прогретом двигателе;1 — сердцевина водяного радиатора, 2 — жалюзи, 3 — масляный радиатор, 4 — пробка радиатора, 5 — воздушный клапан, б — яровой клапан, 7 — термометр, 8 — термостат, 9 —водораспределительный канал, 10 — водяной насос, 11— краник для слива воды из блока цилиндров, 12 — гофрированный стакан, 13 — вспомогательный клапан, 14 — основной клапан.
Водяной насос трактора МТЗ-80 - центробежного типа, объединен с вентилятором. В корпусе насоса вращается чугунная крыльчатка, напрессованная на валик и закрепленная болтом.
Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках. Полость подшипников уплотнена двумя резиновыми манжетами. В корпусе насоса запрессована втулка, к торцевой поверхности которой пружина прижимает текстолитовую уплотняющую шайбу. Шайба двумя выступами входит в пазы крыльчатки. Полированные поверхности втулки и шайбы образуют подвижное уплотнение, защищающее полость подшипников от попадании воды.
Для уплотнения валика установлена резиновая манжета с двумя латунными обоймами, предохраняющими манжету от деформации при вращении. Отдельные капли волы, просочившиеся через втулку корпуса водяного насоса, сливаются через дренажное отверстие в корпусе. Вентилятор крепится к ступице шкива водяного насоса. Валик водяного насоса и вентилятор приводятся возвращение при помощи клиновидного ремня. Подшипники водяного насоса смазываются через пресс-масленку до появления консистентной смазки из контрольного отверстия. Насос установлен на переднем торце блока цилиндров.
Вентилятор МТЗ-80 служит для создания мощного воздушного потока, обдувающего сердцевины водяного и масляного радиатора, а также для охлаждения наружных поверхностей дизельного двигателя.
Вентилятор МТЗ-80 устанавливается на валу водяного насоса и присоединяется к его шкиву при помощи шести болтов. Весь узел охлаждения крепится болтами на передней стенке блока цилиндров трактора.
Кожух вентилятора крепится на задних стойках водяного радиатора. Кожух защищает лопасти вентилятора от повреждения посторонними предметами, направляет воздушный поток на двигатель и в целом улучшает работу вентилятора.
Радиатор МТЗ-80 служит для охлаждения воды, повышение температуры которой происходит в водяной рубашке двигателя. Проходя через радиатор МТЗ-80, вода передает тепло потоку воздуха, которым он обдувается при помощи вентилятора. Внутренняя часть радиатора МТЗ-80 (сердцевина) состоит из вертикальных плоских труб, размещенных в четыре ряда и пропущенных через горизонтально расположенные ряды пластин. Пласти и трубки сердцевины радиатора МТЗ-80 изготавливаются из латуни. Окончания трубок припаиваются к основным пластинам и немного выступают за их края. Для того, чтобы теплоотдача была как можно максимально эффективнее, применяется коридорное расположение трубок по всей глубине радиатора.
Материалы: http://www.metod-kopilka.ru/otkritiy-urok-na-temu-sistema-zhidkostnogo-ohlazhdeniya-traktora-mtz-65597.html
3 ≫
-
Двигатель трактора работает нормально только при определенном тепловом режиме.
Если головка цилиндров, цилиндры, поршни и другие детали перегреты, ухудшаются условия их смазки; повышается трение и износ деталей; цилиндры плохо наполняются воздухом; зазоры в сочленениях деталей становятся недостаточными; возможно заедание поршней в цилиндрах.
Если двигатель трактора переохлажден, увеличиваются потери тепла; топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется и неполно сгорает, что снижает мощность и экономичность работы двигателя; резко возрастает износ деталей, так как из-за увеличенной задержки самовоспламенения топлива повышается жесткость работы, а из-за конденсации продуктов сгорания цилиндры, поршни и поршневые кольца подвергаются сильному воздействию коррозии.
Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя трактора поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнее тепло от деталей и передает его воздуху.
Если тепло от охлаждаемых деталей отводится непосредственно воздухом, такое охлаждение называют воздушным, если же передатчиком тепла служит вода, то охлаждение называют водяным.
Схема систем водяного охлаждения:
а — с термосифонной циркуляцией воды; б — с принудительной циркуляцией воды; 1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — верхний бак; 4 — труба; 5 — водяная рубашка головки; 6 — водяная рубашка блока; 7 — труба; 8 — нижний бак; 9—термостат; 10 - водораспределительный канал; 11 — насос; 12—перепускная трубка
В двигателях, имеющих систему водяного охлаждения, детали, подверженные наибольшему нагреву во время работы, заключены в водяные рубашки 5 и 6 (рис. выше) головки и блока. Нагретая вода из водяной рубашки по трубе 4 поступает в радиатор 1. Проходя по трубкам радиатора, между которыми вентилятор 2 просасывает воздух, она охлаждается и по трубе 7 снова поступает в рубашку.
Вода охлаждает детали двигателя трактора лучше, чем воздух, поэтому системы водяного охлаждения двигателей распространены шире, чем воздушного. Однако размеры и масса двигателя с водяным охлаждением больше, уход за ним сложнее. Если зимой такой двигатель не утеплять, он переохлаждается, а во время остановки возникает опасность замерзания воды.
Циркуляция воды в системе может быть термосифонной или принудительной. При термосифонной циркуляции (рис. а) нагретая в водяной рубашке 6 блока вода вытесняется вверх более плотной холодной водой, поступающей из нижнего бака 8 радиатора.
Система с термосифонной циркуляцией проста, но вследствие малой скорости движения воды имеет большую емкость и неравномерно охлаждает детали. Поэтому в настоящее время ее применяют только для охлаждения пусковых двигателей, устройство которых должно быть максимально простым.
Более совершенна система охлаждения с принудительной циркуляцией воды (рис. б), создаваемой насосом 11. Благодаря высокой скорости движения разность температур воды при входе в двигатель и при выходе из него равна 4—8° С.
Чтобы все детали охлаждались равномернее, вода, входящая в водяную рубашку современных двигателей, нагнетается сначала в специальный водораспределительный канал 10, из него поступает к наиболее нагретым деталям, а затем — к остальным.
Система охлаждения может быть открытой (радиатор постоянно сообщен с атмосферой) или закрытой (радиатор сообщен с атмосферой только при повышенном или пониженном давлении в нем). Например, двигатель СМД-14, который стоит на тракторе Т-74, имеет открытую систему охлаждения, а тот же двигатель СМД-14, установленный на тракторе ДТ-75, имеет закрытую систему охлаждения.
Система охлаждения двигателя СМД-14 типична для дизельных двигателей, оборудованных пусковыми двигателями.
Схема системы охлаждения двигателя СМД-14:
1 — сетка; 2 — облицовка радиатора; 3 — сердцевина радиатора; 4—масляный радиатор; 5 — брезентовая шторка; 6 — верхний бак радиатора; 7—пробка; 8 — пароотводная трубка; 9 — горловина; 10, 16, 19 и 30 — патрубки; 11, 18 и 27 — соединительные шланги; 12 — датчик термометра; 13 — указатель термометр; 14 — водоотводящая труба; 15 — соединительный шланг; 17 — пусковой двигатель; 20— сливная трубка; 21 и 22 — соединительные отверстия; 23 — водяная рубашка блока; 24 — водораспределительный канал; 25 — водяная рубашка головки цилиндров; 26 — водяной насос; 28 — вентилятор; 29 — ремень привода вентилятора; 31 — кожух вентилятора; 32 — нижний бак радиатора; 33 — сливная пробка
Водяная рубашка 23 (рис. выше) блока соединена с водяной рубашкой 25 головки цилиндров, а также через отверстия 22 — с водораспределительным каналом 24, отлитым в левой части блока. Спереди этот канал сообщен с водяным насосом 26, который посредством патрубка 30 присоединен к нижнему баку 32 радиатора. Верхний бак 6 радиатора через патрубок 10 и водоотводящую трубу 14 соединен с водяной рубашкой головки цилиндров.
Водяная рубашка пускового двигателя 17 патрубком 19 внизу соединена с водораспределительным каналом 24, а вверху патрубком 16 с водоотводящей трубой 14. Сливают воду из системы через трубку 20, присоединенную к блоку, и через отверстие в нижнем баке, закрываемое пробкой 33.
Во время прогрева пускового двигателя в системе устанавливается термосифонная циркуляция воды. Нагретая в рубашке пускового двигателя вода вытесняется холодной, поступающей из канала 24, и подается по водоотводящей трубе 14 и водяную рубашку 25 головки блока, а из нее через соединительные отверстия 21— в рубашку блока и снова в распределительный канал 24. При этом головка блока и верхняя часть цилиндров прогреваются, что облегчает запуск двигателя.
При работе дизельного двигателя водяной насос 26 засасывает воду из нижнего бака 32 радиатора и нагнетает ее через распределительный канал 24 и отверстия 22 в водяные рубашки 23 и 25. Здесь вода охлаждает цилиндры и головку блока и через трубу 14 отводится в верхний бак 6 радиатора.
Тепловое состояние работающего двигателя контролируют при помощи дистанционного термометра, датчик 12 которого ввинчен в водоотводящую трубу, а указатель 13 смонтирован на щитке приборов. Нужную температуру (80—95° С) поддерживают путем прикрытия сердцевины радиатора шторкой.
Система охлаждения двигателя Д-50Л закрытая. Схема ее подобна системе охлаждения двигателя СМД-14, но в ней есть термостат, который ускоряет прогрев двигателя после пуска и автоматически поддерживает тепловое состояние при различных условиях.
1 — стержень; 2 и 6 — боковые клапаны; 3 — обечайка; 4 — пружинная коробка; 5 — нижняя крышка; 7 — планка; 8 — шарик; 9 — центральный клапан
Все детали термостата (рис. выше) изготовлены из латуни. Пружинная тонкостенная коробка 4, представляющая собой цилиндрическую гармошку, через нижнюю крышку 5 и отштампованные за одно с ней планки 7 соединена с обечайкой 3. К верхней крышке пружинной коробки припаян пустотелый стержень У, на резьбовой конец которого навернут центральный клапан 9. К этой же крышке припаян боковой клапан 6. В сжатую пружинную коробку через сверление в стержне 1 заливают немного легкокипящей жидкости. После этого отверстие в стержне заглушают шариком 8 и запаивают, благодаря чему коробка остается в сжатом состоянии.
При повышении температуры воды жидкость в пружинной коробке 4 испаряется, давление в ней увеличивается, коробка растягивается и центральный клапан 9 открывается. Одновременно с этим боковой клапан 6 закрывает окна в обечайке.
Схемы системы охлаждения двигателя Д-50Л (а) и установки термостата (б):
1 — жалюзи; 2 — масляный радиатор; 3 — сердцевина водяного радиатора; 4 — водяной насос; 5 — вентилятор; 6 — кожух вентилятора; 7 — планка управления створками жалюзи; 8 — верхний бак радиатора; 9 — пробка заливной горловины; 10 — отражатель заливной горловины; 11 — пароотводная трубка; 12 — датчик термометра; 13 — корпус термостата; 14, 17 и 25 — шланги; 15 — термометр; 16 — термостат; 18 — труба отвода нагретой воды от пускового двигателя; 19 и 23 — соединительные отверстия; 20 — водяная рубашка головки цилиндров; 21 — водораспределительный канал; 22 — патрубок подвода холодной воды к пусковому двигателю; 24 — водяная рубашка блока цилиндров; 26 — всасывающий патрубок; 27 — ремень привода вентилятора; 28 — нижний бак радиатора; 29 — латунный стаканчик; 30 — сливной кран
Термостат установлен в разъемном корпусе 13 (см. рис. выше) так, что отбуртовка нижнего края обечайки зажата между верхней и нижней половинками корпуса. Верхняя горловина обечайки термостата плотно вставлена в отверстие перемычки, разделяющей полости А и Б корпуса термостата. Эти полости соединены соответственно: А — с верхним баком 8 радиатора, Б — со всасывающей полостью водяного насоса 4 посредством шланга 17 и В — с водяной рубашкой 20 головки цилиндров дизельного двигателя и с водяной рубашкой головки цилиндров пускового двигателя посредством трубы 18.
При прогреве пускового двигателя в системе устанавливается термосифонная циркуляция. Вода, нагретая в водяной рубашке пускового двигателя, поднимается и по трубе 18 и каналу Г корпуса термостата поступает в его полость В, откуда через водяную рубашку головки цилиндров дизельного двигателя и патрубок 22 снова возвращается в водяную рубашку пускового двигателя.
При работе дизельного двигателя, а также во время его прокручивания пусковым двигателем в системе происходит принудительная циркуляция воды. Водяной насос 4 нагнетает воду через водораспределительный канал 21 и отверстия 23 в водяную рубашку 24 блока для охлаждения цилиндров. Далее вода через отверстия 19 идет в водяную рубашку 20 головки блока цилиндров, охлаждает здесь камеры сгорания, всасывающие и выпускные клапаны, а также латунные стаканчики 29 форсунок.
Из головки блока вода поступает в полость В корпуса 13 термостата. Дальнейший путь воды зависит от ее температуры. Если температура воды ниже 70° С, то горловина обечайки термостата закрыта центральным клапаном, а боковые окна открыты. Поэтому она не сможет попасть в радиатор, а, пройдя через боковые окна в полость Б, по каналу Д и резиновому шлангу 17 поступит во всасывающую полость водяного насоса, не охлажденная снова будет нагнетаться в водяную рубашку, и двигатель быстро прогреется.
Когда температура воды превысит 70° С, откроется центральный клапан термостата, а окна его обечайки закроются боковыми клапанами. Вода из полости В начнет поступать в полость А и далее по шлангу 14— в верхний бак 8 радиатора. Пройдя по его трубкам в нижний бак 28, она вернется по резиновому шлангу 25 во всасывающий патрубок 26 водяного насоса уже охлажденной.
При температуре 83° С центральный клапан термостата открыт полностью, и весь поток воды проходит через радиатор. При температуре ниже 83° С боковые клапаны не полностью закрывают окна обечайки, поэтому часть воды проходит к водяному насосу, минуя радиатор. Так автоматически регулируется тепловое состояние двигателя.
Для запуска дизеля Д-50 вместо пускового двигателя применяют электрический стартер. Поэтому корпус термостата устроен проще, чем термостата двигателя Д-50Л.
Материалы: http://www.ya-fermer.ru/shema-sistemy-vodyanogo-ohlazhdeniya