1 ≫
-
Техническое обслуживание реле-регулятора. Установленный на тракторе реле-регулятор служит для автоматического включения генератора в электрическую сеть трактора, поддержания постоянного напряжения в сети и защиты генератора от перегрузок. Реле-регулятор размещен внутри кабины с левой стороны по ходу трактора, состоит он из трех автоматически действующих электромагнитных приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения.
Электрическая схема реле-регулятора показана на рис. 1.
Рис. 1. Электрическая схема реле-регулятора: РОТ — реле обратного тока; ОТ — ограничитель тока; РН — регулятор напряжения; Н — начало обмотки; К — конец обмотки; ОВ — обмотка возбуждения; Л и 3 — положения регулировочного винта посезонной регулировки (Л — «Лето», пинт завернут; 3 — «Зима», винт вывернут).
Реле-регулятор имеет три вывода (зажима) с маркировкой Б (батарея), Я (якорь) и Ш (шунт). Зажимы Я и Ш соединяются с соответствующими зажимами генератора, а зажим Б — с потребителями тока и через амперметр соединен с батарей. Винт М на корпусе реле-регулятора соединяется с корпусом («Массой») генератора. Схемы проверки реле-регулятора показаны на рисунках 2 и 3.
Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его напряжение становится выше напряжения аккумуляторной батареи, и отключает генератор от сети, когда его напряжение становится ниже напряжения батареи.
Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузки. Он представляет собой электромагнит с подвижным якорем, контактами, размыкающимися при притягивании якоря к сердечнику, и спиральной пружиной, которая противодействует этому притяжению.
Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в заданных пределах при изменении во время эксплуатации числа оборотов якоря генератора и величины нагрузки.
-
Техническое обслуживание реле-регулятора:
- Проверьте затяжку болтов клемм и крепление самого реле-регулятора. Нельзя допускать загрязнения клеммовых соединений.
- Реле-регулятор в эксплуатации требует периодической проверки и регулировки по мере надобности.
Проверку электрической регулировки реле-регулятора производите после 1920 часов работы трактора, а также при обнаружении неправильной зарядки аккумуляторной батареи. Проверку производите на специальном стенде при рабочем положении реле-регулятора.
Допускается также проверка непосредственно на тракторе. При этом не проверяйте нагретый реле-регулятор непосредственно после остановки двигателя, реле-регулятор охладите до окружающей температуры.
При проверке требуются следующие измерительные приборы:
а) вольтметр постоянного тока со шкалой до 30В класса не ниже 1,0;
б) амперметр постоянного тока со шкалой 30—0—30, класса не ниже 1,5;
в) тахометр со шкалой не менее 500 об/мин или счетчик числа оборотов.
Проверка реле-регулятора. Проверка реле обратного тока.
Реле обратного тока проверяют при подключенной аккумуляторной батарее. Для этого отсоедините провод от зажима «Б» реле-регулятора. Затем между этим проводом и клеммой «Б» включите контрольный амперметр с помощью дополнительного проводника. Между клеммой «Я» реле-регулятора и «Массой» включите контрольный вольтметр (рис. 2), медленно повышая скорость вращения якоря генератора, определите напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока.
Рис. 2.: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.
Если при повышении скорости вращения вала двигателя увеличение показаний вольтметра прекращается, а реле не включается (стрелка амперметра не отклоняется), сначала проверьте и отрегулируйте величину регулируемого напряжения, а затем величину напряжения включения реле.
Проверка регулятора напряжения. Для проверки регулятора напряжения используется схема проверки реле обратного тока, но со следующими изменениями:
а) отсоединяется аккумуляторная батарея (на тракторе отсоединяют аккумуляторную батарею после пуска двигателя);
б) вольтметр включается между «Массой» и клеммой Б реле-регулятора (рис. 3).
Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока: 1 — реостат; 2 — реле-регулятор; 3 — генератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.
Для проверки к клемме Б реле-регулятора подключают потребители или реостат с тем, чтобы нагрузка генератора составила 6А (отсчитывается по показанию амперметра). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин.
Проверка ограничителя тока. При проверке ограничителя тока схема включения нагрузочного реостата и амперметра остается такой же, что и при проверке регулятора напряжения (рис. 3). Якорь генератора приводится во вращение со скоростью 3300 об/мин. Затем, постепенно увеличивая нагрузку генератора нагрузочным реостатом, наблюдайте за стрелкой амперметра.
При дальнейшем увеличении нагрузки наступит момент, когда, несмотря на уменьшение сопротивления реостата, стрелка амперметра остановится. Наибольшее значение тока, показываемое амперметром, является максимальным регулируемым током.
Регулировка реле-регулятора. В зависимости от температуры окружающего воздуха реле-регулятор имеет две регулировки, соответствующие летнему и зимнему значению изменения регулируемого напряжения. Регулировку осуществляйте винтом, расположенным на корпусе реле-регулятора с правой стороны.
Для получения регулируемого напряжения, соответствующего положению «Лето», регулировочный винт заверните до упора, а положению «Зима» — выверните до упора.
Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Лету», производите при окружающей температуре порядка плюс 5—10°, а также при пере, зарядке аккумулятора и его кипении. Перевод на регулируемое напряжение, соответствующее «Зиме», производите при снижении окружающей температуры до значений, близких к 0, или при систематическом прогрессирующем недозаряде аккумулятора, который наблюдается в течение нескольких дней работы и приводит к плохому запуску двигателя.
В случае, если винт посезонной регулировки не обеспечивает пределы напряжения, при которых нормально работают аккумулятор и потребители, произведите регулировку. Регулировать напряжение изменением зазоров запрещается.
Реле-регулятор регулируйте в следующих случаях:
а) если напряжение включения реле обратного тока более 12,5 вольта;
б) если разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока менее 0,5 вольта;
в) если регулируемое напряжение более 15,5 вольта;
г) если регулируемый ток более 14,5 ампера.
Напряжение включения реле обратного тока и сила тока, регулируемая ограничителем тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, регулируйте в случае повышенного значения ослаблением, а в случае пониженного значения — натяжением спиральной пружины якоря при помощи подгибки хвостовика угольника приборов.
Регулировку реле-регулятора следует вести, стараясь максимально приблизиться к следующим средним значениям:
а) напряжение включения реле обратного тока 12В,
б) напряжение, поддерживаемое регулятором, не более 15,5В (положение «Зима») и не более 14,2В (положение «Лето»);
в) сила тока, допускаемая ограничителем тока, 13В.
После регулировки проверьте электрические характеристики реле-регулятора в рабочем положении, как указано в разделе «Проверка реле-регулятора».
Вскрывать и регулировать реле-регулятор может только квалифицированный персонал в специальной мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами.
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/to-rele-regulyatora-napryazheniya/
2 ≫
-
Реле -регуляторы напряжения широко используются в системе электрооборудования автомобилей. Его основной функцией является поддержание нормального значения напряжения при изменяющихся режимах работы генератора, электрических нагрузках и температуре. Дополнительно схема реле регулятора напряжения обеспечивает защиту элементов генератора при аварийных режимах и перегрузках. С ее помощью происходит автоматическое включение силовой цепи генератора в бортовую сеть.
Конструкции регуляторов могут быть бесконтактными транзисторными, контактно-транзисторными и вибрационными. Последние как раз и являются реле -регуляторами. Несмотря на разнообразие моделей и конструкций, у этих приборов имеется единый принцип работы.
Значение напряжения генератора может изменяться в зависимости от того, с какой частотой вращается его ротор, какова сила нагрузочного тока и магнитного потока, который создает обмотка возбуждения. Поэтому в реле содержатся чувствительные элементы различного назначения. Они предназначены для восприятия и сравнивания напряжения с эталоном. Кроме того, выполняется регулирующая функция по изменению силы тока в обмотке возбуждения, если напряжение не совпадает с эталонной величиной.
В транзисторных конструкциях стабилизация напряжения выполняется с помощью делителя, подключенного к генератору через специальный стабилитрон. Для управления током используются электронные или электромагнитные реле . Автомобиль постоянно меняет режим работы, соответственно, это влияет на частоту вращения ротора. Задачей регулятора является компенсация этого влияния путем воздействия на ток обмотки.
Такое воздействие может осуществляться по-разному:
- В регуляторе вибрационного типа происходит включение в цепь обмотки и выключение резистора.
- В двухступенчатой конструкции обмотка замыкается на массу.
- В бесконтактном транзисторном регуляторе выполняется периодическое включение и отключение обмотки в питающую цепь.
В любом случае,на ток оказывает влияние включенное и выключенное состояние элемента переключения, а также время нахождения в таком состоянии.
Реле регулятор служит не только для стабилизации напряжения. Это устройство необходимо с целью уменьшения тока, воздействующего на аккумулятор, когда автомобиль находится на стоянке. Ток в управляющей цепи прерывается, и электронное реле оказывается выключенным. В результате, ток перестает поступать в обмотку.
В некоторых случаях в выключателе зажигания падает напряжение, оказывая влияние и на регулятор. Из-за этого возможны колебания стрелок приборов, мигание осветительных и сигнальных ламп. Чтобы избежать подобных ситуаций применяется более перспективная схема реле- регулятора напряжения. К обмотке возбуждения дополнительно подключен выпрямитель, в состав которого входит три диода. Плюсовой вывод выпрямителя соединяется с обмоткой возбуждения. Аккумуляторная батарея на стоянке разряжается под действием малых токов, проходящих через цепь регулятора.
Работоспособность генератора контролируется реле , у которого контакты находятся в нормальном замкнутом состоянии. Через них поступает питание для контрольной лампы. Она загорается при включенном замке зажигания, а после запуска двигателя гаснет. Это происходит под действием генераторного напряжения, разрывающего замкнутые контакты реле и отключающего лампы от цепи. Горение лампы во время работы двигателя означает неисправность генераторной установки. Существуют разные схемы подключения, и каждая из них применяется индивидуально, в тех или иных типах автомобилей.
Материалы: http://electric-220.ru/news/skhema_rele_reguljatora_naprjazhenija/2015-11-30-936
3 ≫
-
Реле-регулятор напряжения генератора — это неотъемлемая часть системы электрооборудования любого автомобиля. С его помощью производится поддержка напряжения в определенном диапазоне значений. В данной статье вы узнаете о том, какие конструкции регуляторов существуют на данный момент, в том числе будут рассмотрены механизмы, давно не используемые.
Совершенно неважно, какой тип генераторной установки используется в автомобиле. В любом случае он имеет в своей конструкции регулятор. Система автоматического регулирования напряжения позволяет поддерживать определенное значение параметра, независимо от того, с какой частотой вращается ротор генератора. На рисунке представлен реле-регулятор напряжения генератора, схема его и внешний вид.
Анализируя физические основы, с использованием которых работает генераторная установка, можно прийти к выводу, что напряжение на выходе увеличивается, если скорость вращения ротора становится выше. Также можно сделать вывод о том, что регулирование напряжения осуществляется путем уменьшения силы тока, подаваемого на обмотку ротора, при повышении скорости вращения.
Любой автомобильный генератор состоит из нескольких частей:
1. Ротор с обмоткой возбуждения, вокруг которой при работе создается электромагнитное поле.
2. Статор с тремя обмотками, соединенными по схеме "звезда" (с них снимается переменное напряжение в интервале от 12 до 30 Вольт).
3. Кроме того, в конструкции присутствует трехфазный выпрямитель, состоящий из шести полупроводниковых диодов. Стоит заметить, что реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 (инжектор или карбюратор в системе впрыска) одинаков.
Но работать генератор без устройства регулирования напряжения не сможет. Причина тому — изменение напряжения в очень большом диапазоне. Поэтому необходимо использовать систему автоматического регулирования. Она состоит из устройства сравнения, управления, исполнительного, задающего и специального датчика. Основной элемент — это орган регулирования. Он может быть как электрическим, так и механическим.
Когда начинается вращение ротора, на выходе генератора появляется некоторое напряжение. А подается оно на обмотку возбуждения посредством органа регулировки. Стоит также отметить, что выход генераторной установки соединен напрямую с аккумуляторной батареей. Поэтому на обмотке возбуждения напряжение присутствует постоянно. Когда увеличивается скорость ротора, начинает изменяться напряжение на выходе генераторной установки. Подключается реле-регулятор напряжения генератора Valeo или любого другого производителя к выходу генератора.
При этом датчик улавливает изменение, подает сигнал на сравнивающее устройство, которое анализирует его, сопоставляя с заданным параметром. Далее сигнал идет к устройству управления, от которого производится подача на исполнительный механизм. Регулирующий орган способен уменьшить значение силы тока, который поступает к обмотке ротора. Вследствие этого на выходе генераторной установки производится уменьшение напряжения. Аналогичным образом производится повышение упомянутого параметра в случае снижения скорости ротора.
Двухуровневая система автоматического регулирования состоит из генератора, выпрямительного элемента, аккумуляторной батареи. В основе лежит электрический магнит, его обмотка соединена с датчиком. Задающие устройства в таких типах механизмов очень простые. Это обычные пружины. В качестве сравнивающего устройства применяется небольшой рычаг. Он подвижен и производит коммутацию. Исполнительным устройством является контактная группа. Орган регулировки — это постоянное сопротивление. Такой реле-регулятор напряжения генератора, схема которого приведена в статье, очень часто используется в технике, хоть и является морально устаревшим.
При работе генератора на выходе появляется напряжение, которое поступает на обмотку электромагнитного реле. При этом возникает магнитное поле, с его помощью притягивается плечо рычага. На последний действует пружина, она используется как сравнивающее устройство. Если напряжение становится выше, чем положено, контакты электромагнитного реле развлекаются. При этом в цепь выключается постоянное сопротивление. На обмотку возбуждения подается меньший ток. По подобному принципу работает реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 и других автомобилей отечественного и импортного производства. Если же на выходе уменьшается напряжение, то производится замыкание контактов, при этом изменяется сила тока в большую сторону.
У двухуровневых механических регуляторов напряжения имеется большой недостаток — чрезмерный износ элементов. По этой причине вместо электромагнитного реле стали использовать полупроводниковые элементы, работающие в ключевом режиме. Принцип работы аналогичен, только механические элементы заменены электронными. Чувствительный элемент выполнен на делителе напряжения, который состоит из постоянных резисторов. В качестве задающего устройства используется стабилитрон.
Современный реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 является более совершенным устройством, надежным и долговечным. На транзисторах функционирует исполнительная часть устройства управления. По мере того как изменяется напряжение на выходе генератора, электронный ключ замыкает или размыкает цепь, при необходимости подключают добавочное сопротивление. Стоит отметить, что двухуровневые регуляторы являются несовершенными устройствами. Вместо них лучше использовать более современные разработки.
Качество регулирования у таких конструкций намного выше, нежели у рассмотренных ранее. Ранее использовались механические конструкции, но сегодня чаще встречаются бесконтактные устройства. Все элементы, используемые в данной системе, такие же, как и у рассмотренных выше. Но отличается немного принцип работы. Сначала подается напряжение посредством делителя на специальную схему, в которой происходит обработка информации. Установить такой реле-регулятор напряжения генератора ("Форд Сиерра" также может оснащаться подобным оборудованием) допустимо на любой автомобиль, если знать устройство и схему подключения.
Здесь происходит сравнение действительного значения с минимальным и максимальным. Если напряжение отклоняется от того значения, которое задано, то появляется определенный сигнал. Называется он сигналом рассогласования. С его помощью производится регулирование силы тока, поступающего на обмотку возбуждения. Отличие от двухуровневой системы в том, что имеется несколько добавочных сопротивлений.
Если реле-регулятор напряжения генератора китайского скутера двухуровневый, то на дорогих автомобилях используются более совершенные устройства. Многоуровневые системы управления могут содержать 3, 4, 5 и более добавочных сопротивлений. Существуют также следящие системы автоматического регулирования. В некоторых конструкциях можно отказаться от использования добавочных сопротивлений.
Вместо них увеличивается частота срабатывания электронного ключа. Использовать схемы с электромагнитным реле попросту невозможно в следящих системах управления. Одна из последних разработок — это многоуровневая система управления, которая использует частотную модуляцию. В таких конструкциях необходимы добавочные сопротивления, которые служат для управления логическими элементами.
Снять реле-регулятор напряжения генератора ("Ланос" или отечественная "девятка" у вас - не суть важно) довольно просто. Стоит заметить, что при замене регулятора напряжения потребуется всего один инструмент — плоская или крестовая отвертка. Снимать генератор или ремень и его привод не нужно. Большинство устройств находится на задней крышке генератора, причем объединены в единый узел с щеточным механизмом. Наиболее частые поломки происходят в нескольких случаях.
Во-первых, при полном стирании графитовых щёток. Во-вторых, при пробое полупроводникового элемента. О том, как провести проверку регулятора, будет рассказано ниже. При снятии вам потребуется отключить аккумуляторную батарею. Отсоедините провод, который соединяет регулятор напряжения с выходом генератора. Выкрутив оба крепежных болта, можно вытянуть корпус устройства. А вот реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2101 имеет устаревшую конструкцию - он монтируется в подкапотном пространстве, отдельно от щеточного узла.
Проверяется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106, "копеек", иномарок одинаково. Как только произведете снятие, посмотрите на щетки - у них должна быть длина более 5 миллиметров. В том случае, если этот параметр отличается, нужно проводить замену устройства. Чтобы осуществить диагностику, потребуется источник постоянного напряжения. Желательно, чтобы можно было изменить выходную характеристику. В качестве источника питания можно использовать аккумулятор и пару пальчиковых батареек. Еще вам необходима лампа, она должна работать от 12 Вольт. Вместо нее можно использовать вольтметр. Подключаете плюс от питания к разъему регулятора напряжения.
Соответственно, минусовой контакт соединяете с общей пластиной устройства. Лампочку или вольтметр соединяете со щетками. В таком состоянии между щетками должно присутствовать напряжение, если на вход подается 12-13 Вольт. Но если вы будете подавать на вход больше, чем 15 Вольт, между щетками напряжения не должно быть. Это признак исправности устройства. И совершенно не имеет значения, диагностируется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 или другого автомобиля. Если же контрольная лампа горит при любом значении напряжения или вовсе не загорается, значит, присутствует неисправность узла.
В системе электрооборудования автомобиля реле-регулятор напряжения генератора "Бош" (как, впрочем, и любой иной фирмы) играет очень большую роль. Как можно чаще следите за его состоянием, проверяйте на наличие повреждений и дефектов. Случаи выхода из строя такого устройства нередки. При этом в лучшем случае разрядится аккумуляторная батарея. А в худшем может повыситься напряжение питания в бортовой сети. Это приведет к выходу из строя большей части потребителей электроэнергии. Кроме того, может выйти из строя и сам генератор. А его ремонт обойдется в кругленькую сумму, а если учесть, что АКБ очень быстро выйдет из строя, расходы и вовсе космические. Стоит также отметить, что реле-регулятор напряжения генератора Bosch является одним из лидеров по продажам. У него высокая надежность и долговечность, а характеристики максимально стабильны.
Материалы: http://fb.ru/article/198890/rele-regulyator-napryajeniya-generatora-shema-printsip-deystviya