≪
-
Почему ответ на этот вопрос так важен? Увы, ответ будет неутешительным. Дело в том, что в странах бывшего СНГ (в отличие от Европы и США) к проблеме покупки антифриза относятся далеко не так ответственно, как хотелось бы, а мифы, которыми обросла эта тема, порой весьма причудливы. Попробуем их развеять и наглядно объяснить, чем чревата небрежность в данном вопросе.
Антифриз, или охлаждающая жидкость – это техническая жидкость, без которой сложно представить себе использование автомобиля. Несмотря на то, что ее роль так же важна, как и роль, скажем, топлива или моторного масла, мнение соотечественников свидетельствует о том, что антифризы недооценены, а их значение понимается не до конца.
А между тем последствия от использования некачественного состава весьма серьезные, и хуже всего то, что проявляются они не сразу, а спустя год или два после заливки. Еще одна плохая новость – сложность диагностики: не каждый мастер сможет догадаться, что поломка или износ вызваны как раз неверно подобранным антифризом.
Прежде чем перейти к конкретным фактам, уточним понятие «некачественного» антифриза. В эту категорию мы отнесли целый ряд различных силикатных Тосолов и жидкостей, которые не испытывались автопроизводителями и не имеют допуска даже для какого-то одного вида машин. Состав и, как следствие, эксплуатационные характеристики таких антифризов – загадка, и вы никогда не узнаете, как все обстоит на самом деле. А между тем именно таких товаров в данном сегменте большинство.
Кроме того, сюда же мы отнесли антифризы, к качеству которых претензий нет, но которые не предназначены для конкретного авто. Иными словами, если в вашем руководстве указана одна спецификация, а вы залили жидкость, соответствующий иным стандартам, итогом этого может стать как минимум снятие автомобиля с гарантии. А как максимум – возникновение ряда проблем, ответственность за которые будете нести только вы.
А теперь перейдем непосредственно к перечню проблем, которые ожидают вас при использовании некачественных антифризов. Основных несколько – это перегрев, коррозия, выпадение осадков, кавитация. Сюда же отнесем размораживание и образование трещин. Итак, рассмотрим по порядку каждый пункт.
Перегрев. Охлаждение мотора – основная задача антифриза, но помимо этого он еще и «занят» обогревом салона. Охлаждающая жидкость отводит около трети всего тепла, которые выделяется при сгорании топлива, — цифра немалая.
Нежелательно, чтобы работающий мотор нагревался до температуры выше 85-90 °С – это оптимальный показатель. Если эффективность отвода тепла недостаточна (какими бы причинами это ни было обусловлено), происходит перегрев. Вначале это ведет к уменьшению мощности и увеличению объемов поглощаемого топлива. Постоянный перегрев, вплоть до «закипания», свидетельствует о том, что система охлаждения «дает слабину». Если вовремя не привести ее в норму, в дальнейшем это приведет к уменьшению срока службы двигателя (в 2-3 раза), да и на функционировании других систем автомобиля скажется не лучшим образом.
Коррозия. Это наиболее частое явление, связанное с использованием антифриза. Коррозии подвергаются металлы, с которыми жидкость вступает в непосредственный контакт. Образующаяся на стенках каналов радиатора и мотора ржавчина выступает как изолятор тепла (что обусловлено ее низкой теплопроводностью – примерно в 50 слабее, чем у металла). Далее получается следующее: двигатель отдает (а радиатор, соответственно, забирает) меньше тепла, что опять же ведет к перегреву мотора и самой жидкости. Но и это еще не все: за счет коррозионного слоя каналы радиатора сужаются, а их гладкая поверхность приобретает шероховатость. Все вместе повышает гидравлическое сопротивление. В конечном счете из-за этого падает скорость подачи антифриза, происходит снижение объемов отводимого тепла и дополнительный перегрев.
Увы, но и этим список бед не заканчивается. Вызванный коррозией перегрев, неравномерность теплового расширения цилиндров – причина деформации маслосъемных колец. Она, в свою очередь, приводит к попаданию моторного масла в выхлопные газы, и наоборот. Результатом становится почернения и ускоренное «срабатывание» масла.
Есть и ряд других неприятностей, причиной которых является коррозия:
- разгерметизация подшипника помпы;
- разрушение крыльчатки помпы;
- засорение радиатора и каналов мотора;
- разъедание радиатора и головок блока цилиндров.
Вот почему необходимо немедленно сменить охлаждающий состав и промыть систему, как только заметите в расширительном бачке ржавую жидкость.
Выпадение осадков. Еще один дефект, которым грешат многие антифризы, – выпадение нерастворимых микрочастиц. В наибольшей степени «грешат» этим составы с высоким содержанием кремниевых кислот. Силикаты образуют на поверхности металла нерастворимый слой, наличие которого имеет те же последствия, что и образование ржавчины.
Кавитация. Кавитационная коррозия или, проще говоря, кавитация – это образование и последующее «схлопывание» пузырьков в жидкости, которая вот-вот закипит. Простейший пример кавитации, который можно увидеть своими глазами, - закипание чайника. Гудение, которое он издает при этом, - это и есть звук от схлопывающихся пузырьков.
Что это означает применительно к автомобилю и системе охлаждения? Дело в том, что когда схлопывание пузырьков происходит вблизи поверхности металла, да еще и на протяжении длительного времени, металл подвергается эрозии. На поверхности появляются небольшие «язвочки», которые со временем углубляются. Если вовремя не обнаружить это, кавитация может «проесть» дыры в металлических деталях.
Объемные двигатели с т.н. «мокрыми» гильзами (такие обычно используют в крупном пассажирском и грузовом транспорте) страдают от кавитации в большей степени. Эта проблема – один из существенных факторов, обуславливающих срок службы двигателя. Как это происходит? Движение поршня создает поперечные колебания гильзы. Из-за этого в жидкости возникает процесс сжатия и разрежения. Жидкость постоянно закипает, процесс этот прекращается только про повышении и понижении уровня давления. В результате начинается кавитационная эрозия гильзы, которая и приводит к ее деформации. А это – или капитальный ремонт, или путевка на свалку.
Воздействию кавитации подвергается и такая деталь как крыльчатка помпы, причем это касается и легковых авто, и грузовых. В этом случае явление кавитации можно наблюдать на концах лопастей крыльчатки – она возникает из-за снижения давления при увеличении скорости. Края лопастей «съедаются», а если все запущено, то пропадает и сама крыльчатка. Итог? Необходимость менять помпу.
Последние разработки в сфере производства антифризов предполагают использование присадок, которые снижают вредное воздействие кавитационной коррозии в несколько десятков раз и тем самым увеличивают срок эксплуатации помпы и мотора.
Размораживание и трещины. Данный дефект связан чаще всего не с качеством жидкости, но с состоянием резины и пластмасс. Их естественное старение или механические повреждения в процессе эксплуатации приводят к появлению трещин в патрубках или бачке, протечек в соединениях.
Таким образом, все вышесказанное должно убедить даже самых отъявленных скептиков, что правильный подбор антифриза важен ничуть не менее, чем покупка масла или топлива, и подойти к задаче надо со всей ответственностью.
Материалы: http://m-standard.by/articles/kakie-problemy-vozniknut-pri-ispolzovanii-nekachestvennogo-antifriza
2 ≫
-
Какие проблемы могут быть у автомобиля из-за использования воды или некачественной охлаждающей жидкости?
Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) - одна из главных функциональных жидкостей автомобиля наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью и топливом. Однако, у многих российских автомобилистов исторически сложилось небрежное отношение к выбору охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. Пагубные последствия применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через некоторое время (от месяца до года) с того момента, как она была залита в систему. Не только автомобилист, но и не каждый специалист сможет понять, что именно использование некачественной охлаждающей жидкости явилось причиной проблемы, возникшей в автомобиле.
Охлаждающая жидкость выполняет несколько функций:
· охлаждение двигателя и обогрев салона;
· смазка трущихся элементов системы охлаждения;
· защита элементов системы охлаждения от коррозии.
Наиболее частым дефектом, связанным с использованием воды вместо специальной охлаждающей жидкости, рекомендованной автопроизводителем, является коррозия металлов, с которыми эта жидкость контактирует. Коррозионный слой (ржавчина) на стенках каналов двигателя и радиатора становится изолятором тепла, так как имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл. Возникает следующая причинно-следственная связь: двигатель хуже отдаст тепло, радиатор хуже его принимает, двигатель и охлаждающая жидкость перегреваются, эксплуатация двигателя и системы охлаждения происходит при повышенных температурах. Проблема усугубляется тем, что коррозионный слой сужает каналы радиатора и увеличивает их гидравлическое сопротивление (гладкая прежде поверхность становится шершавой). Это ведет к уменьшению скорости движения охлаждающей жидкости и дополнительному перегреву системы.
Перегрев и неравномерное тепловое расширение цилиндров, вызванное коррозией, приводит к деформации маслосъемных колец. Моторное масло начинает попадать в выхлопные газы, а выхлопные газы - в масло. Некачественная охлаждающая жидкость становится причиной почернения и ускоренного «срабатывания» моторного масла.
Из-за продуктов коррозии (частиц ржавчины), находящихся в охлаждающей жидкости, может заклинить термостат, разрушиться рабочее колесо и подшипник помпы, засориться радиатор и даже каналы двигателя. В предельном случае запущенная коррозия может «съесть» радиатор или головку блока цилиндров до дыр (рис.1). Поэтому, если в расширительном бачке автомобиля замечена «ржавая муть», необходимо срочно менять антифриз и промывать систему охлаждения.
Рис. 1. Коррозия на трубках радиатора охлаждения.
Другим дефектом, связанным с применением воды или некачественной охлаждающей жидкости, является выпадение осадков (нерастворимых частиц) из самой жидкости. Частицы осаждаются на поверхности металлов в виде нерастворимого слоя, что, также, как и слой ржавчины, ведет к перегреву двигателя.
Еще одним серьезным дефектом, вызываемым некачественной охлаждающей жидкостью, является кавитационная эрозия, или, как ее чаще называют, - кавитация. Физическое явление кавитации - это образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды в чайнике и услышать ее как гудение чайника - звук схлопывающихся пузырьков. Когда пузырьки схлопываются длительное время вблизи металлической поверхности, из нее «высекаются» микрочастицы металла и поверхность покрывается язвами (ямками) - подвергается эрозии. Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, объединяются в «овраги». В предельном случае кавитация может «продырявить» и даже полностью «съесть» части металлической детали.
Все современные автомобильные охлаждающие жидкости (антифризы) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля применяют менее токсичный пропиленгликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны пропиленгликоля и худших теплоотводящих свойств. Базовые компоненты - вода и этиленгликоль, составляют 93–97% объема жидкости, остальное — присадки. Именно присадки («пакет присадок») определяют «лицо» антифриза, его термостойкость, антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации, стоимость. Именно по присадкам отличаются друг от друга антифризы разных компаний-производителей
В отличие от воды, водно-этиленгликолевый раствор и соответственно антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть, при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С — уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше и больше (это состояние называется «шуга», по-английски, «slush ice» — что-то наподобие манной каши), и, наконец, при некоторой более низкой конечной температуре эта шуга затвердевает.
Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет трубы», антифриз при замерзании не расширяется, точнее его расширение составляет менее 1%. Это относится к антифризам с содержанием концентрата антифриза не менее 30%.
Выбор охлаждающей жидкости - очень важный вопрос, так как от него зависит долговечность и надежность работы автомобиля. При этом стоит соблюдать следующие правила:
• использовать охлаждающую жидкость, имеющую допуск от производителя данного автомобиля, лучше - такую же, как была залита на автозаводе;
• если нет возможности выполнить предыдущий пункт, следует выбирать охлаждающую жидкость такого же типа, как рекомендованный для вашего автомобиля, обязательно имеющую допуск от других автомобильных компаний; необходимо проверять информацию на этикетке канистры о наличии допусков. Посмотрите сервисную книжку, автомобильную документацию, веб-сайты производителя автомобиля и производителя охлаждающей жидкости.
Россия, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Борковская, 11, корп. 2
Материалы: http://www.td-oat.ru/about/news/kakie_problemy_mogut_byt_u_avtomobilya_iz-za_ispolzovaniya_vody_ili_nekachestvennoi_ohlazhdayuschei_zhidkosti
3 ≫
-
Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Она сохраняет идеальный для работы двигателя температурный режим, защищая от чрезмерного изнашивания деталей, коксования масла и отложения нагара. Используя некачественную охлаждающую жидкость, вы рискуете столкнуться с рядом серьезных проблем - перегрев, коррозия, кавитация, как следствие – дорогостоящий ремонт.
К сожалению, далеко не все производители ставят на первое место качество продукции.
Большинство производителей имеют собственные представления о качестве охлаждающих жидкостей, что зачастую идет в разрез с требованиями ГОСТ и международных стандартов ASTM. И далеко не всегда качественные характеристики, указанные на этикетке, как например, температура замерзания -40°С, соответствуют действительности.
Аккредитованными специализированными лабораториями Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и Казани были проведены исследования более 50 образцов охлаждающих жидкостей.
В результате тестирования было выявлено, что Антифриз «AGA», Тосол А40М, Тосол А40 «Гостовский», Антифриз « CoolStream», Тосол «Аляска», Тосол Гостовский «Unix», Тосол А40 «Гостовский», Тосол «Полярный круг», Тосол А40М «Ниагара», Тосол «Мега Трикс» А40М, Антифриз «Синтек евро» G11-40, Тосол А-40 Дзержинский, Тосол А40MS «Сибирь», Тосол Автекс А40М, Антифриз «SIBТЭК» не соответствуют требованиям ГОСТ 28084-89. Тем более нельзя говорить об их соответствии требованиям современных международных стандартов ASTM D 3306 (Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации, для легковых автомобилей и легких грузовиков) и ASTM D 4985 (технические условия для грузовых автомобилей).
Ниже приведены краткие выводы из протоколов испытаний некоторых охлаждающих жидкостей:
Чем опасно использование некачественных охлаждающих жидкостей?
Источник самых серьезных проблем двигателя вашего автомобиля. По оценкам специалистов, более 90% неисправностей, возникающих от перегрева двигателя, связано с использованием некачественной охлаждающей жидкости.
Детали двигателя и моторные масла рассчитаны на определенный тепловой режим, при превышении которого происходит разложение масла, коробятся детали двигателя. Типичными последствиями перегрева являются падение компрессии из-за уменьшения упругости поршневых колец или изменения головки цилиндров и даже заклинивание поршней в цилиндрах и выходу двигателя из строя.
Почему стоит опасаться образования коррозии деталей системы охлаждения? Коррозионный слой на стенках каналов радиатора и двигателя становится изолятором тепла, так как коррозия обладает теплопроводностью в 50 раз меньше, чем сам металл. Именно поэтому двигатель отдает тепло хуже, радиатор его хуже принимает, двигатель перегревается, а выход тепловой энергии будет осуществляться при недопустимых температурах.
Если в охлаждающей жидкости находятся частицы ржавчины или продукты коррозии, то может «заклинить» термостат, засориться радиатор, разрушиться крыльчатка помпы, разгерметизироваться или протечь подшипник помпы.
Результаты исследований показывают, что некоторые жидкости, встречающиеся в продаже под названиями тосол или антифриз вызывают коррозию алюминия в 30 раз большую, чем оговорено в стандартах, заставляют в 5-8 раз интенсивнее, чем положено, коррозировать припой, в 3 раза быстрее нормы вырабатывают свои свойства, что приводит к необходимости ежеквартальной замены жидкости в системе охлаждения.
Дешевые тосолы и антифризы содержат устаревшие присадки, которые в процессе эксплуатации выпадают в осадок. Твердые частички захватываются потоком жидкости, и начинают работать как абразив, разрушая систему охлаждения двигателя изнутри. В результате устаревшие присадки не защищают, а провоцируют образование коррозии и слоя ржавчины. Именно поэтому тосолы и дешевые антфиризы необходимо менять каждый год.
Одним из наиболее важных свойств охлаждающей жидкости является ее способность защищать систему охлаждения от электрохимической и кавитационной коррозии.
Тем не менее, на прилавках магазинов можно встретить жидкости, которые обладают противоположными свойствами.
Например, жидкость «Аляска -40» (производитель ООО «Тектрон») оказывает коррозионное воздействие на металлы, разъедая детали системы охлаждения, выполненные из чугуна и припоя.
Печальным итогом использования данного продукта станет необходимость замены радиаторов системы охлаждения и отопления. Кавитационная коррозия способна полностью вывести из строя помпу системы охлаждения.
В летний период особенно опасно использовать тосолы и антифризы, не отвечающие требованиям ГОСТ по вспениваемости и температуре закипания. Среди исследуемых образцов это тосол Гостовский Unix-40, который имеет самую низкую температуру кипения среди всех исследуемых образцов 92°С, то есть закипает быстрее, чем вода. А также антифриз «CoolStream» ОАО «Техноформ». Он не соответствует ГОСТу, так как обладает повышенным пенообразованием: пена должна держаться не более пяти секунд, у данного образца – 14.8 секунд. Схожие несоответствия у тосола -40 «Полярный круг» (пена держится 15 секунд) и у тосола А40М «Ниагара» (17 секунд).
Для стабильного теплоотвода жидкость должна нормально циркулировать в системе и не образовывать паровых пробок. Чем больше объем образующейся пены и ее устойчивость, тем хуже будет охлаждаться двигатель.
Конечно, чтобы проверить устойчивость пены, недостаточно потрясти бутылку и засечь, сколько секунд она будет держаться. Это исследование проводится в специально оборудованных лабораториях и представляет из себя сложный технологический процесс.
Еще один важный показатель для охлаждающих жидкостей – это щелочность. Этот показатель характеризует запас работоспособности тосола, а именно запас буферной смеси, создаваемой компонентами, входящими в охлаждающую жидкость и способной в процессе эксплуатации регулировать кислотно-щелочной баланс на необходимом уровне. Низким показателем щелочности по сравнению с традиционными охлаждающими жидкостями характеризуются антифризы приготовленные по карбоксилатной технологии. Традиционные охлаждающие жидкости должны иметь запас щелочности не менее 10 см 3 , однако слишком высокий показатель – более 15-17 см 3 не допустим.
Осознавая ответственность за свой автомобиль, владелец должен внимательно подходить к выбору охлаждающей жидкости. Остерегайтесь продукции компаний однодневок, которые выпускают суррогат. Качественная охлаждающая жидкость должна иметь допуски крупных автозаводов, проходить испытания и соответствовать требованиям ГОСТ и ASTM.
Используйте проверенные охлаждающие жидкости и соблюдайте рекомендованный срок замены для гарантированной высокой эффективности работы системы охлаждения и надежной эксплуатации автомобиля.
Если вы заботитесь о состоянии своего автомобиля, то не стоит ориентироваться только на цену продукта.
К счастью для автовладельцев, не все производители автохимии так недобросовестно относятся к своей продукции. Продукция таких производителей стоит чуть дороже, зато соответствует ГОСТ и требованиям международных стандартов. Использование профессионального антифриза, специально разработанного под требования вашего автопроизводителя, убережет вас от дорогостоящего ремонта
Среди исследованных нами образцов были выявлены жидкости достаточно высокого качества. Например, такие марки как AWM, Glysantin и Felix, Mobil и Castrol. Данные охлаждающие жидкости по всем показателям соответствуют ГОСТ 28084-89 и ASTM, а также обладают увеличенным ресурсом эксплуатации.
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=1335