Как выбрать аккумулятор для автомобиля? — Автомобильные аккумуляторы — Как выбрать — Статьи

Инструкция для тех, кто ничего не понимает в автомобильных аккумуляторах, но хочет, чтобы машина в любое время года заводилась с пол оборота.

Содержание статьи "Как выбрать аккумулятор для легкового автомобиля?"

Батарея питает автомобиль не только в тот момент, когда работает двигатель. Без тока машину даже с «сигналки» не снять. Чтобы не оказаться в ситуации, что авто превратилось в безжизненную железяку, надо знать «возраст» действующего аккумулятора.

Жизненный цикл батареи в среднем составляет 4 года. Точнее сказать невозможно: он может прослужить 7 лет или не протянуть и трёх. Факторов, влияющих на долгожительство аккумулятора, множество. Лучше просто по истечении 4 лет быть готовым, что однажды утром машина не заведётся, независимо от погодных условий.

Что надо знать, чтобы подобрать новую батарею для автомобиля – расскажем ниже.

Выбор аккумулятора по емкости

Ёмкость аккумулятора оценивается в ампер часах. Она показывает способность батареи давать определенный ток в течение конкретного времени. Так, емкость 75 ампер часов означает, что АКБ может давать ток в один ампер в течение 75 часов (или в 3 ампера в течение 25 часов).

Аккумулятор емкостью 75 Ам/ч

Ёмкость прописывается в инструкции по эксплуатации автомобиля, сервисной книжке или на табличке под капотом. Если документы давно утеряны и надпись не читается, то выбрать можно, исходя из объема двигателя: чем больше «движок», тем выше ёмкость батареи. На легковых автомобилях она колеблется от 38 до 225 Ам/ч.

Например: объем двигателя от 1 до 1,6 л – ёмкость 55 Ам/ч; двигатель от 1,3 до 1,9 л – ёмкость 60 Ам/ч; от 1,4 до 2,3 л – ёмкость 66 Ам/ч; от 1,6 до 3,2 л – ёмкость 77 Ам/ч и так далее.

Ни экономить на маленькой ёмкости, ни делать «как лучше», то есть покупать аккумулятор бОльших параметров – не стоит. Воспользуйтесь рекомендацией производителя.

Чем больше емкость аккумулятора, тем дольше можно крутить стартер, если мотор не заводится в холодную погоду.

Типы полярности АКБ

Бывает прямая и обратная. Откройте капот и посмотрите, где расположены клеммы. Если плюсовая (рядом с ней должен быть нарисован соответствующий символ) находится справа, то у батареи обратная полярность. Её ещё называют европейской. Если положительная клемма – слева, то полярность прямая или «российская».

Если вы всё-таки перепутаете полярность, то полюсные провода могут не дотянуться до нужных клемм.

Как выбрать аккумулятор по виду транспортного средства?

Тут все просто. Типы делятся по видам транспорта: мото, легковой, грузовой и тяговый. Самый маломощный – мотоциклетный аккумулятор. Тяговые батареи используются на электротранспорте.

Типы клемм автомобильных аккумуляторов

Европейский тип клемм наиболее распространен. Их главное отличие – они расположены в углублениях ниже уровня крышки. Диаметр клемм типа «европа»: плюсовой электрод имеет толщину 19,5 миллиметров, а минусовой – 17,9.

Азиатские клеммы тоньше – их диаметр 12,7 и 11,1 миллиметров. Электроды находятся на поверхности плоской крышки.

Будьте внимательны. Если «азиатскую» батарею на «европейскую» машину еще можно установить, потому что полюсные провода можно отрегулировать с помощью переходников. А вот «европейский» аккумулятор на «азиатку» не встанет.

Клеммы «под болт» – американский стандарт. Они могут находиться на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой. Такой же тип клемм используются на мото и лодочных аккумуляторах.

Напряжение (В)

Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора должно быть равно 12.65 В.

Ток холодного пуска

Пусковой ток, его еще называют ток холодной прокрутки, – это максимальный ток, который может отдавать батарея в течение 30 секунд при температуре -18°С. Он нужен, чтобы завести автомобиль. Чем ниже температура воздуха на улице, тем больше надо потратить энергии аккумулятору, чтобы запустить двигатель машины.

Ток холодного пуска зависит от ёмкости аккумулятора и измеряется в амперах. Чем больше ёмкость, тем выше пусковой ток. Для среднего бензинового двигателя значения пускового тока составляют примерно 500 ампер. Для дизельных двигателей – не менее 600 ампер.

Здесь, как и в случае с ёмкостью, рекомендованные значения указывает производитель в инструкции по эксплуатации автомобиля. В любом случае, показатели пускового тока новой батареи не должны быть ниже тех, которые указаны на предыдущем аккумуляторе.

Допускается, если значения пускового тока буду несколько выше рекомендованных производителем. Это позволит избежать проблем с запуском двигателя зимой при температуре ниже минус 15°С.

Ток холодного пуска

Подобрать аккумулятор по размерам

Самый безотказный способ не ошибиться с габаритами аккумулятора – измерить тот, который на данный момент установлен в вашей машине. Или же посмотреть эти данные на этикетке.

Тип крепления

Аккумулятор в автомобиле может крепиться сверху прижимной планкой – это называется верхний тип крепления.

Второй вариант – нижний тип крепления, когда батарея фиксируется снизу пластиной. Такие модели в основании имеют «юбку», то есть выступы. Самый простой вариант узнать, какой тип крепления подразумевается на вашей машине – достать «родной» аккумулятор.

Материалы: http://e96.ru/articles/akkumulyatory/kak-vybrat-akkumulyator

2 ≫

Аккумулятор – важнейшая запасная часть автомобиля. Когда он выходит из строя, встает вопрос замены этой детали. Поэтому нужно разобраться, как производится

Любой аккумулятор для автомобиля имеет срок годности до 5 лет. После этого его необходимо менять.

Покупка нового аккумулятора оправдана и в следующих случаях:

Как выбрать зарядку для авто аккумулятора? Основной показатель – соответствие напряжения зарядки и аккумулятора.

Большинство зарядных устройств имеют защиту от перегрева и неправильного подключения клемм.

Для автовладельцев, которым зарядное устройство может не пригодиться совсем подойдет бюджетный вариант.

Для тех, кто привык все контролировать, в том числе и уровень заряда аккумулятора и готов оплачивать дополнительные функции (встроенные датчики тока, регулируемый уровень зарядного тока), можно порекомендовать более сложное пуско-зарядочное устройство.

Необходимые термины

Вся нужная техническая информация представлена на маркировке аккумуляторной батареи:

Функции устройства

Прежде чем выбирать лучший аккумулятор для своего автомобиля, нужно разобраться в следующих категориях:

Все аккумуляторы можно подразделить на три категории:

Как выбрать хороший аккумулятор для автомобиля

Перед приобретением аккумуляторной батареи нужно изучить рынок и представленные модели.

Цена за госпошлину за регистрацию автомобиля без смены номеров в 2017 году, читайте здесь.

Чтобы не ошибиться в выборе аккумулятора, нужно придерживаться следующего алгоритма при покупке:

Критерии отбора

Один из основных параметров аккумулятора – это его заряд. Он не должен превышать рекомендуемый показатель.

Так как генератор не сможет до конца заряжать батарею, вследствие чего будет иметь место постоянный недозаряд.

Вместе с тем, заряд не должен быть ниже допустимого значения, иначе в этом случае регулярный перезаряд быстро вызовет выход из строя аккумулятора.

Следующий важный аспект при выборе аккумулятора – это порядок расположения плюсовой и минусовой клеммы.

Если в автомобиле предусмотрено подключение плюса слева, то приобретение запчасти с другим расположением клемм не позволит подключить к ним штатные силовые провода, обычно присоединяемые впритык.

Одним из важных критериев отбора при покупке аккумулятора является его размер. Поэтому имеет смысл предварительно измерить его высоту, длину и ширину, иначе он просто не войдет на место старой запчасти.

Дата выпуска аккумулятора тоже должна учитываться при покупке. При этом этот показатель берет отсчет не с момента сборки автомобиля, а с даты, когда на заводе в него был помещен электролит.

Какой марки лучше придерживаться

Какого производителя аккумуляторов выбрать для авто? На этот вопрос сложно ответить, ведь выбор может быть основан на ценовой привлекательности, известности бренда, стране сборки и других параметрах.

Аккумуляторы всемирно известной марки Bosch отличаются высоким качеством, несмотря на то, что производство расположено в Китае.

Они обладают высокими показателями стартового тока, серебряным покрытием пластин. На втором месте по популярности брендов находится немецкая компания Varta.

На современном рынке автозапчастей часто можно встретить аккумуляторы этой фирмы российской сборки.

Они более доступны по цене, чем Bosch, однако, по отзывам автолюбителей не уступают им по качеству и надежности. Mutlu – турецкий бренд аккумуляторов.

Видео: как выбрать автомобильный аккумулятор

Отличается демократичной ценой и высоким качеством. А безотказная работа в морозную погоду особенно привлекает российских автовладельцев.

Среди обслуживаемых недорогих аккумуляторов можно выделить Titan (Украина) и Тюмень (Россия).

Такие приборы подходят для любителей самостоятельно «покопаться» во внутренностях машины, а также тем, кто не приветствует высокую стоимость аккумулятора.

Советы для новичков

Чтобы новичку не наткнуться на подделку, важно придерживаться следующих правил:

Новичкам необходимо знать элементарные правила ухода за аккумуляторной батареей автомобиля:

Для дизельного ТС

При выборе аккумулятора для автомобиля с дизельным двигателем, особую роль играет показатель «пускового тока».

Чем выше этот показатель, тем быстрее стартер будет вращать дизельный двигатель при старте.

Особенности дизельного двигателя и в том, что топливо (в отличие от бензина) становится более вязким и требует больше тока от стартера и, соответственно, от аккумулятора.

Как узнать ИНН организации по названию онлайн, читайте здесь.

Что означает желтая полоса на дороге, смотрите здесь.

Для облегчения старта при минусовых температурах производители оснащают подобные автомобили дополнительными устройствами (свечами накала, предпусковыми нагревателями), которые также увеличивают нагрузку на аккумуляторную батарею.

Таким образом, дизельный автомобиль требует использования аккумуляторов более высокой емкости (на 10–15% выше, чем для бензинового мотора) и стартового тока.

Таким образом, аккумуляторная батарея – важная запасная часть каждого автомобиля.

Для выбора хорошего прибора важны технические характеристики самого автомобиля и внимательное изучение маркировки аккумулятора, отражающей информацию об основных функциях устройства.

Правильный выбор служит гарантией бесперебойной эксплуатацией автомобиля в любых климатических условиях.

Материалы: http://jurist-protect.ru/kak-vybrat-akkumuljator-dlja-avto/

3 ≫

Подбираем аккумулятор для автомобиля

Как ни крути, аккумулятор - это сердце автомобиля, его энергия и жизнь. Будь у вас дважды рабочий двигатель или исправная коробка передач, с разряженным аккумулятором вы не просто далеко не уедете - вы даже не сдвинетесь с места. Как же правильно выбрать, сохранить и грамотно эксплуатировать сей не слишком дорогостоящий, но столь нужный элемент машины?

Для начала разберемся, что такое аккумулятор в принципе и для чего он в автомобиле нужен. Ведь сравнение с человеческим сердцем не случайно: пока не заболит, местонахождение этого органа и тем более его функции нас мало волнуют. Как правило, первое знакомство с аккумулятором происходит в обстановке излишней нервозности по причине невозможности завести машину. Случается это либо от нашей собственной безалаберности (забыли выключить ближний свет фар или магнитолу), либо вследствие неблагоприятных погодных условий (Сибирь, минус тридцать за бортом, отсутствие автопрогрева). Так что, рано или поздно, научиться обращаться с предметом данной статьи всё-таки придется.

Не сильно углубляясь в физику процесса: аккумулятор - это прибор, преобразующий химические реакции в электрическую энергию. Представляет собой последовательно соединенные независимые емкости, состоящие из решетчатых пластин, погруженных в электролит. Самый стандартный вариант - шесть элементов (банок) по 2 вольта, что дает нам в сумме 12-вольтовый аккумулятор (или просто АКБ).

Обратимся к первопричине, ведь при покупке машины (новой или б/у, неважно) бежать за новой батареей необходимости нет. Вопрос в том, зачем и почему автовладельцы периодически данный элемент меняют. Поводов бывает несколько.

С новыми авто всё более-менее прозрачно. На стадии проектирования машины мощность АКБ подбирается, исходя из заданных параметров. Само собой, в проекте все цифры «идеальны», то бишь на авто стоят новые свечи, генератор, высоковольтные провода, а бензин - самого лучшего качества. К тому же производители не прочь и лишний раз сэкономить, поэтому зачастую на новую машину ставится аккумулятор дешевый, то есть маломощный. Это не значит «лишь бы за ворота выехала», однако дополнительная нагрузка вроде обязательно включенного ближнего света фар, магнитолы, обогревателя и включенных дворников может такой АКБ убить достаточно быстро.

В случае с подержанными машинами продавец очень редко уделяет аккумулятору внимание. Еще реже вопросы задает сам покупатель. Главное, чтоб что-то на этом месте стояло, а авто заводилось с первого раза. Покупая б/у автомобиль летом, многие вообще не обращают внимание на состояние батареи, сталкиваясь с проблемами только с наступлением первых ощутимых холодов.

Наконец, сами аккумуляторы - продукт с определенным ресурсом жизнедеятельности. Другими словами, АКБ смертна, как и любой другой элемент автомобиля. Определить оставшийся запас ее сил можно самостоятельно, а можно и в любом специализированном магазине, где подобная диагностика, как правило, проводится бесплатно. Ведь глупо раскошеливаться на новый аккумулятор, если вашу батарею можно реанимировать простой зарядкой.

Основы классификации и основные параметры

В самом общем смысле аккумуляторы делятся на обслуживаемые и необслуживаемые (или малообслуживаемые, что практически одно и то же). Нюанс в том, что обслуживание должно быть регулярным, иначе АКБ работать будет из рук вон плохо. Поэтому, если вы предпочитаете заглядывать под капот как можно реже, лучше приобрести необслуживаемый вариант, тем более что по оценкам экспертов данные модели отличаются более продолжительным сроком службы. С одной оговоркой: необслуживаемый АКБ - это билет в один конец. Если сломался или испортился, можно смело сдавать в утиль.

Теперь о трех вещах, которые стоит помнить при покупке нового аккумулятора. Первая - электрическая емкость, исчисляемая в ампер-часах. По сути, это способность АКБ отдавать электричество в течение заданного количества часов. Емкость может быть номинальной и резервной. Номинальная рассчитывается при 20-часовом разряде батареи. Другими словами, при емкости 60 А·ч каждый час АКБ будет давать ток 3 А. Или ток разряда должен составлять 5% от емкости, заявленной производителем.

Емкость резервная - расчетное значение запаса мощности аккумулятора при выдаче тока в 25 А. Допустим, что у вас вышел из строя генератор. Сколько минут вы сможете проехать на одной лишь батарее без подзарядки? То-то и оно. Кстати, параметр этот, как правило, документами не регламентируется и на этикетке не указывается, но уважающие себя производители стараются держать планку в районе 90 минут.

О мощности бытует следующее мнение: не нужно устанавливать на свой автомобиль самый мощный аккумулятор из ассортимента магазина. Это нецелесообразно ни по деньгам, ни по получаемой выгоде. Генератор машины не всесилен и может зарядить АКБ только до определенного предела. Недозарядка и перезарядка - две крайности, которые лучше избегать, ибо они существенно сокращают жизнь батареи. Хорошо, если ваша модель относится к разряду кальциевых или гибридных АКБ (они сконструированы так, что при полной зарядке «самоотключаются» и перестают принимать ток). А если нет? При перезарядке страдают (окисляются, осыпаются, разрушаются) положительные пластины, при недозарядке - отрицательные. Процесс этот длительный, сразу не почувствуете, но главное не перейти границу восстанавливаемости, ибо, если напряжение АКБ упадет до 2 вольт, никакие зарядные устройства вам уже не помогут. На морозе электролит разряженного аккумулятора отчаянно стремится превратиться в Н2О. Сами понимаете, вода в ограниченном пространстве ведет себя непредсказуемо и запросто может превратиться в бомбу замедленного действия. Буквально.

Вторая вещь - это стартерный или пусковой ток. Он же - ток холодной прокрутки или пусковая мощность. Условия: температура - минус 18 градусов по Цельсию, время - 30 секунд. Эти условия при проверке АКБ сохранены в неизменном виде у всех производителей, будь то американцы, японцы или немцы с русскими. Однако стоит помнить, что запуск двигателя - процесс энергоемкий, а вышеуказанная температура не является запредельной для многих регионов нашей необъятной родины. При прочих равных чем выше пусковая мощность аккумулятора, тем чаще стартер будет крутить движок, следовательно, выше вероятность завестись, прежде чем вы истощите ресурсы аккумулятора или зальете свечи.

Напряжение аккумулятора - самый простой параметр. Тут либо 6, либо 12, либо 24 вольта. Все легковые авто комплектуются 12-вольтовыми АКБ, всё, что меньше, - это мотоциклы, мокики и прочие мелкие транспортные средства. На здоровые грузовики ставятся 24-вольтовые модели, грузовички поменьше могут обойтись и АКБ от легковушки.

Все вышеуказанные характеристики можно спокойно «считать» с маркировки приглянувшегося вам изделия, однако это далеко не всё, что нужно знать при выборе нового аккумулятора.

Отдельное внимание стоит обратить на размер и присоединительные размеры АКБ. Дело в том, что производитель отводит под батарею крайне ограниченное пространство. И размах американских машин даже рядом не лежит с компактностью и экономией бережливых японцев. Площадка под капотом японского авто может быть столь крохотной, что на место умершего аккумулятора может встать только его полный аналог или агрегат схожих, редких в нашей стране, размеров. Крепление может быть нижним или верхним, и это тоже надо учитывать при осмотре покупки. Для нижнего крепления внизу аккумулятора должен быть выступ. Верхнее крепление осуществляется при помощи рамки, которая должна плотно обхватывать батарею. Вибрации на сроке жизни пластин сказываются плохо.

Впихнуть аккумулятор под капот - половина мытарств. Главное - его подключить. И здесь нужно напрячься владельцам американских машин, ибо у родных, «штатовских», АКБ вывод тока осуществляется не с верхней крышки, а сбоку. То же самое с полярностью аккумулятора. Она бывает прямой (плюс - слева) и обратной (плюс - справа). Ошибка с полярностью может привести к тому, что вам не хватит длины проводов для нормального подключения батареи. Конечно, можно использовать переходники, но лишний, не рекомендованный производителем элемент под капотом ни к чему хорошему не приведет.

Теперь поговорим об особенностях работы и обслуживания аккумуляторов, ибо менять батарейку каждый раз с наступлением зимы не хотелось бы.

Как определить, что ваш аккумулятор сдох окончательно или находится на этой стадии? Большая часть проблем обнаруживается при запуске - прерывистый, скачками, ход стартера. Быстрая потеря мощности - после третьего-четвертого поворота ключа в замке зажигания АКБ перестает крутить двигатель в принципе. На табло долго не гаснет лампочка, отвечающая за состояние батареи. Всё это признаки глубокого разряда.

Если аккумулятор обслуживаемый, то стоит проверить уровень и плотность электролита. Дело нехитрое: отвинчиваем пластиковые крышки, загружаем внутрь специальную пипетку и смотрим на цвет и количество жидкости. Темный цвет электролита - плохо, разрушаются пластины. Проверяем АКБ нагрузкой, а еще лучше - зарядкой. Если плотность не восстанавливается, электролит «до кипения» не доводится, значит, конец наступил раньше, чем хотелось бы. С необслуживаемыми моделями сложнее - крышек у них нет, единственный способ проверки - это зарядка и тест на автомобиле. Если стартер начинает крутиться в нормальном режиме, значит, ищите проблему в другом месте, ваш аккумулятор жив и здоров.

В любом случае ресурс АКБ не вечен, поэтому надо смотреть на пробег или на время. Перед наступлением холодов желательно полностью заряжать аккумулятор, если вы не до конца уверены в его силах. В случае если вы купили подержанную машину, а продавец не поделился с вами сведениями о дате покупки батареи или, что еще хуже, сознательно это скрыл, лучше не рисковать, а поменять аккумулятор при первой возможности. Будет намного обидней, если элемент накроется где-нибудь на трассе, в полном отрыве от цивилизации. Зимой это может привести к поистине трагическим последствиям.

Помните, что аккумулятор «несет на себе» не только двигатель, но и все дополнительные электронагрузки, включая освещение, музыку, свет в салоне, работу бортового компьютера и сигнализации. Если вы замечаете, что на холостом ходу фары заметно теряют яркость, а с утра машина заводится не с первого раза даже летом, значит, есть вероятность утечки тока. Другими словами, ночью аккумулятор теряет заряд больше положенной нормы. Есть смысл провериться у автоэлектрика или, как это случилось однажды с автором данной статьи, просто проверить надежность присоединения клемм. Плохо затянутые клеммы могут стать причиной «забавных» пертурбаций в момент зажигания.

Напоследок, как обычно, пробежимся взглядом по модельному ряду, основным производителям и ценам.

Покупать абы где аккумулятор нежелательно. Учитывая, что многие лавочки (по-другому эти точки не назовешь) занимаются скупкой б/у батарей у населения, нарваться на подержанный аккумулятор или вообще подделку можно легко. При покупке обратите внимание на внешний вид изделия, отсутствие повреждений, маркировку, наклеенные ярлычки, год выпуска. Если конкретный продавец специализируется на каком-то бренде как официальный дилер, не стоит слишком развешивать уши. Возможно, за ваш счет просто пытаются раскрутить что-то новенькое.

Как это ни странно, но наши отечественные производители в аккумуляторах знают толк, поэтому особо гнаться за импортными брендами не стоит. Российские марки и изделия стран СНГ неплохо зарекомендовали себя на рынке и составляют успешную конкуренцию таким маститым товарищам, как, например, Bosch или Mutlu. Самые ходовые модели - у компаний Varta, Westa, Tubor (Titan, Arctic, Cobat), их продукция широко представлена во многих специализированных магазинах.

Цена АКБ во многом зависит от номинальной и пусковой мощности. Чем выше мощность, тем дороже товар. 55-амперные аккумуляторы приемлемого качества начинаются от двух тысяч рублей, 65-амперные - от трех. Верхняя ценовая группа также характеризуется высоким стартовым током, в районе 400-500 А, тогда как средние по цене АКБ могут выдавать максимум 300-350 А. В любом случае при выборе аккумулятора нужно в первую очередь руководствоваться целесообразностью применения данной конкретной модели на вашем автомобиле.

Батарею на авто необходимо подбирать с запасом от заявленной электрической емкости примерно на 20-30% более, т. к.существуют ограничения при запуске авто зимой. Есть моя статья в интернете, где эксплуатация аккумуляторов напрямую зависит от электрических параметров схемы авто и где даны эксплутационные ттх схем (погрешности параметров и способы их устранения)

Регулярно отслеживаю характеристики аккумуляторов от производителей и подбираю для производства новых аккумуляторов марки СУПЕР ПАУЭР лучшие технические характеристики. Завод находится на филлипинах.

Аккумуляторные батареи для авт

Для автом. Дайхатсу -Териус

если из бочки воды, вы черпанули стакан воды то сколько надо вернуть?

Не парьте людям мозг, впихивайте подходящий по размерам аккум, а мощность оного, чем больше тем безопасней для аккума (в пределах разумного) и будет вам счастье. Что бы справиться с износом стартера, определяйтесь с зимним маслом. Не слушайте умников, которые ездят зимой, как их деды на автоле.

Аккумы все не долго живут, средняя продолжительность их жизни 4-5 лет (если без траблов), редко 6-7 лет. Ворос - как они эту жизнь прожили (зима, пикники, музыка, забывчивость хозяина и т. д.), много ли они нам ошибок в эксплуатации простили .

Ёмкость 63 А-ч. Обслуживание - необслуживаемые. Тип нижнего крепления - B13. С ручкой для переноски. Вид - легковые. Напряжение 12 В. С газоотводом. Пусковой ток 610 А. Тип клемм - Euro. Полярность - обратная. Вес: 15.0 кг. Размеры 190х175х242 мм.

Обслуживание - необслуживаемые. Тип нижнего крепления - B13. Пусковой ток 540 А. С ручкой для переноски. Вид - легковые. Напряжение 12 В. Ёмкость 63 А-ч. Тип клемм - Euro. Полярность - обратная. Вес: 18.0 кг. Размеры 190х175х242 мм.

Материалы: http://avto-akkumulyator.poisk-podbor.ru/article/articles/podbiraem-akkumulyator-dlya-avtomobilya/19.html


Back to top