Иридиевые свечи… Стоит ли переплачивать?

1 ≫

Как только дело касается замены свечей, автолюбители сталкиваются с настоящей дилеммой. Можно отдать предпочтение простым и дешевым медным устройствам или же «побаловать» авто более продвинутыми изделиями. К примеру, Сегодня все более востребованы иридиевые свечи зажигания. Считается, что они продлевают ресурс двигателю, способствуют повышению его мощности, имеют больший ресурс и так далее. С другой стороны, ребром становится вопрос цены. Стоимость таких изделий в разы выше, чем у обычных устройств. Так стоит ли платить больше?

В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Немногим более двадцати лет назад автолюбители имели более скудный выбор. Конечно, уже продавались платиновые свечи, которые отличались своей повышенной надежностью и качеством, но мировые разработчики не оставляли попыток сделать еще более совершенное устройство. Так, в 1994 году производитель NGK представил рынку совершенно новые иридиевые свечи зажигания.

В качестве основного материала иридий был выбран не просто так. Он обладает максимальной температурой плавления (даже выше, чем у платины), может похвастаться отличными антикоррозийными свойствами и качеством. Разработчикам удалось создать максимально тонкую проволоку-электрод, наконечник которой и был выполнен из редкого металла.

Как мы упоминали, иридий в качестве ключевого элемента был выбран неслучайно. Данный металл является одним из наиболее твердых на планете. Есть мнение, что он образовался на базе структуры метеорита еще несколько миллионов лет назад. Но твердость – не единственный плюс металла. Его особенность — температура плавления, которая составляет около 2,5 тысяч градусов Цельсия.

Свойства и возможности иридия хорошо известны промышленности, где активное применение металла началось раньше – еще с начала 20-го века. Как правило, иридий применялся в виде сплава. Что касается металла в чистом виде, то работать с ним почти невозможно. Без специальных добавок иридий слишком хрупок и не может похвастаться большой электропроводности. В связи с этим используются исключительно сплавы с металлом.

ЦЕНА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Один из главных вопросов для автолюбителей – стоимость. В этом отношении иридиевые свечи зажигания много дешевле изделий из платины. Многие считаются, что при определении цены производитель отталкивается от редкости металла, его цены и популярности на рынке. К примеру, тот же иридий много реже встречается в природе, чем платина или золото. Но здесь принцип ценообразования иной.

Стоимость свечей зажигания формируется на основании спроса на тот или иной вид продукции и изменчивости самого рынка. Сегодня цена иридиевых изделий ниже, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться. По статистике почти 20% всего добываемого иридия идет на изготовление свечей. В то время как основная доля платины идет на изготовление украшений и прочих изделий. Производство платиновых свечей занимает лишь совсем небольшой процент.

Немаловажный аспект – объем металла, необходимый при изготовлении свечи. В обоих случаях (как с иридиевыми, так и с платиновыми свечами) дорогостоящего материала применяется минимум – из него выполнен только наконечник и заземляющий электрод. Но если спрос на иридиевые свечи возрастет, то в сумме придется затрачивать больше редкого металла. Как следствие, вырастет и цена.

СВОЙСТВА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Главная особенность таких изделий – лазерная сварка электродов. При этом сплав металла с иридием является лучшим проводником. Благодаря такому свойству, производители могут использовать наконечники минимальной толщины (намного меньше, чем в изделиях из металла или платины). При этом ресурс изделия остается на высоком уровне.

Применение тонкого электрода позволяет сконцентрировать электрический заряд на меньшей площади, что способствует более эффективной работе искрового промежутка. В итоге сгорание топлива во всех режимах становится максимально полным. Двигатель получает дополнительную динамику и работает ровнее. Кроме этого, фиксированное расстояние между электродами исключает снижение качества икры.

К дополнительным свойствам иридиевых свечей можно отнести:

— высокую прочность наконечников из иридиевого металла и стабильно качественную искру;

длительный ресурс и высокую надежность работы, благодаря уникальной температуре плавления металла. Вот почему иридиевые свечи – это неизменный элемент для новых и модернизированных двигателей, обладающих уникальной технологичностью и эффективностью;

— разность потенциала концентрируется на наконечнике меньшей толщины, что требует более низкого напряжения для четкого срабатывания изделия.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Большинство автолюбителей при выборе свечей ориентируются исключительно на цену. Такой подход ошибочен. Сегодня вы экономите какую-то сумму на покупке свечей, а уже через некоторое время тратите средства на их замену или что еще хуже – ремонт двигателя. Чтобы не допустить лишних затрат важно ориентироваться не на стоимость, а на преимущества и недостатки интересующего изделия. В случае с иридиевыми свечами они следующие:

1. ПЛЮСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:

— лучшая эффективность. Разработчики максимально снизили площадь контакта между двумя элементами – ядром пламени и электродом. Этого удалось добиться, благодаря применению тонкой проволочной конструкции, диаметр которой составляет около 0,4 мм. Для сравнения искровой промежуток в обычных свечах с медными электродами составляет около 1 мм, что в 2,5 раза больше. Кроме этого, как уже упоминалось, небольшой объем иридия на кончике свече обеспечивает более мощную искру и как следствие, повышение качества запуска. При этом искра появляется при много меньшем напряжении;

— четкую работу на холостом ходу. Не секрет, что проблемы с воспламенением свечи, как правило, возникают на ХХ. Но и здесь иридиевые свечи зажигания проявили свои лучшие качества. Их минимальные требования к уровню напряжения и хорошая воспламеняемость способствуют стабильной работе силового узла на холостом ходу. Более того, благодаря эффективному сгоранию топлива, возрастает и число оборотов;

повышение производительности. Уже доказано, что применение иридиевых свечей позволяет повысить производительность силового узла почти на 7-8%. В ряде случаев такие изменения хорошо заметны;

уменьшение расхода топлива. Снова-таки исследования и опыт эксплуатации показывает, что применение иридиевых свечей позволяет экономить на топливе. Общий расход снижается почти на 6-7% в сравнении с обычными изделиями из меди;

— снижение токсичности топлива. Лучшее сгорание топливовоздушной смеси несет дополнительное преимущество и для атмосферы — выхлоп становится менее вредным и имеет меньшие объемы СО и СН;

легкость завода двигателя. Высокая эффективность иридиевых свечей позволяет без проблем завести мотор в любую погоду – даже в сильный мороз;

— повышение ресурса. Большинство производителей гарантирует качественную работу устройства на протяжении 150-160 тысяч километров. Хотя, на практике замену приходится делать чаще – где-то через 100-120 тысяч. Причины – вероятные проблемы двигателя, низкое качество топлива и так далее. В любом случае это намного больше, чем у обычных свечей, способных прослужить всего 15-20 тысяч километров.

2. МИНУСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:

— высокая цена. Основной «камень преткновения» для большинства автолюбителей – это стоимость устройства, которая сильно бьет по карману. Но здесь важно смотреть на перспективу. Качественные иридиевые свечи прослужат намного дольше. За этот период можно успеть заменить несколько комплектов обычных изделий;

— направленность на современные двигатели. К сожалению, на большей части авто заметить изменения весьма сложно. При производстве иридиевых свечей упор делался на высокотехнологичные и наиболее мощные двигатели. Вот почему для стандартных моделей будет достаточно и стандартных свечей зажигания. Что касается применения иридиевых свечей, то оно будет оправдано только в ресурсе.

Таким образом, ставить иридиевые свечи зажигания на свое авто или нет, решать только вам. Если есть деньги и вы заботитесь о своем авто, то выбор очевиден. С другой стороны, установка иридиевых свечей на обычные авто (к примеру, ВАЗ) не всегда оправдана.

Comments 11

раз пиваса не попил — комплект свечек

То на то и выходит, что за это время купишь 2-3 комплекта обычных а то один,

Эридивые свечи я думаю стоит ставить, хоть и цена выше обычных но и ресурс 90000-100000

Нашел для двигателя своего свечи иридиевые на алиэкспресс DENSO за 1100 рублев комплект, хочу заказать посмотреть что за шняга.

стОит, стоИт босч платина за 3 года нареканьев нету

так я у китаев хочу купить на али. там сам знаешь всяко могут подсунуть. но цена заманчива

приветствую! Год прошел, как свечи с али?

Я их так и не заказал

ну и правильно! Я уж тут о сумасшедшем хотел написать. Здесь, в локальной местости оригинал найти — удача.

В том то и дело что подделок и Китая и у нас полно

Материалы: http://www.drive2.com/b/2888467/

2 ≫

Свеча зажигания – деталь, без которой невозможна эксплуатация автомобиля. Задача ее предельно проста. Полученное от аккумулятора напряжение она преобразует в искру, с помощью которой воспламеняется смесь бензина и воздуха. Речь идет именно о бензиновых двигателях, в конструкции дизельных двигателей свечи не предусмотрены.

Как и многие другие детали, свечи зажигания являются расходным материалом, т. е., подлежат обязательной замене по истечении определенного времени. Тут можно руководствоваться километражем или звуком работы двигателя. Но в любом случае, когда приходит время замены, у каждого встает вопрос: какие свечи зажигания лучше?

В настоящей статье мы попытаемся осветить различные аспекты этого непростого вопроса.

Виды свечей зажигания

Давайте рассмотрим, какие свечи зажигания бывают. Первостепенное значение имеют электроды.

По количеству электродов свечи делятся на:

Двухэлектродные свечи – классический вариант. Один центральный и один боковой электрод, между которыми возникает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

Ещё свечи могут иметь на электродах V-образную или U-образную канавки, которые увеличивают размер пламени (лучше работает двигатель на низких оборотах). Также, встречаются свечи зажигания с выступающим электродом — цель которого улучшить воспламенение в камере сгорания (применяются только для определенных двигателей).

1 — центральный электрод; 2 — боковой электрод; 3 — V-образная канавка; 4 — U-образная канавка; 5 — разница в величине выступания электрода.

Многоэлектродные свечи – улучшенная схема. Центральный электрод по-прежнему один, а боковых – два, три или более. При такой схеме — искрообразование становится более стабильным. Как следствие – более ровная работа двигателя и увеличенный срок эксплуатации свечей.

Факельные и плазменно-форкамерные свечи не имеют боковых электродов в привычном смысле этого слова. Возникновение искры здесь происходит при помощи конусного резонатора. Воспламенение топлива происходит равномерно и постоянно.

Это – лучший на сегодняшний день вариант свечи зажигания по словам производителей. Но по отзывам автомобилистов — это не так! Стоимость подобных свечек, разумеется, на порядок выше, чем у обычных.

Электродные свечи традиционно разделяют на:

Разница в названии: центральный электрод однометаллической свечи зажигания изготовлен из однородного сплава, большую часть которого составляет медь. Биметаллический электрод состоит из двух частей. Опорная часть – обычный сплав, рабочая – металл с лучшими характеристиками. Это может быть иридий, платина или серебро.

На рабочей части электродов металл с лучшими характеристиками

Одна из важнейших характеристик свечей зажигания – так называемое калильное число. Это параметр, обозначающий давление, при котором возникает калильное зажигание. Обычно в документации автомобиля указывается, свечи с каким калильным числом должны в нем использоваться. Старайтесь придерживаться этих рекомендаций.

Свечи бывают холодные и горячие

По калильному числу свечи зажигания делятся на:

холодные (от 20 и выше);

горячие (от 11 до 14)

Впрочем, обычно автовладельцы делят свечи просто на «холодные» и «горячие».

Из чего делают свечи

Рабочая часть свечи зажигания – это электроды. Соответственно, большинство параметров свечи сводится к характеристикам электродов. Ключевое значение имеет материал электродов, а точнее – их наконечников.

В зависимости от используемых при производстве электродов металлов, свечи зажигания делятся на:

  • иридиевые;
  • платиновые, серебряные, золотые и пр.
  • обычные медные, либо хромо-никелевые.

Медные (или хромо-никелевые) свечи – это стандартный вариант. Стоят недорого ( около 100 рублей за свечу), вырабатывают свой ресурс через 25-30 тыс. км. Выбирая такую свечу, вы покупаете зарекомендовавший себя качественный продукт и при этом не переплачиваете.

Платиновые свечи (либо из другого драгоценного металла, см. выше) – продвинутая и улучшенная технология.

Применение платины при изготовлении электрода дает свече больший срок эксплуатации. Если платиновая свечка соответствует требуемым параметрам, вы отъездите с ней не меньше 50 тыс. км. Кроме того, платиновые свечки менее подвержены образованию нагара, что позволяет двигателю полнее раскрывать свой ресурс. Иными словами, ехать машина будет лучше.

Иридиевые свечи . Применение в изготовлении свечей иридия улучшает характеристики свечи в разы. Идеальное, бесперебойное искрообразование позволяет двигателю работать лучше. Ресурс такой свечи составляет около 100 000 км.

Итак, какую же свечу поставить в свой автомобиль? Какие свечи лучше – иридиевые или платиновые? Или, может быть, лучше остановиться на обычных медных? Ответ лежит на поверхности. Иридий и платина стоят дороговато, но работают лучше. К тому же увеличенный срок службы в итоге оправдает траты.

Разумеется, иридиевая свеча лучше платиновой. Если позволяют финансы, лучше отдать предпочтение иридию. Если с деньгами не очень, то сойдет и платина, как золотая середина. Главное, о чем следует помнить: какой бы ни была свеча, если она подобрана неверно, это обязательно скажется на работе двигателя и на сроке службы свечи.

Видео: описание медных, платиновых и иридиевых свечей зажигания.

Производители свечей зажигания

Многих терзает вопрос: какой фирмы свечи зажигания лучше?

На сегодняшний день самыми заметными игроками на рынке свечей зажигания являются Denso, NGK, Bosch. Также неплохо себя зарекомендовала фирма Champion. Кстати, они первые стали делать биметаллическим не только центральный электрод, но и боковые. А патент на производство иридиевых свечей принадлежит японской фирме NGK.

Какую фирму выбрать.

Все перечисленные производители выпускают по-настоящему качественную продукцию, каких-либо очевидных преимуществ друг перед другом у них нет. Послушавшись совета знакомых в выборе производителя, вы, скорее всего, не прогадаете. Ключевое значение все-таки будут иметь параметры свечи, а не фирма-производитель. Так что сказать однозначно, какие свечи зажигания лучше – NGK или Denso, вам никто не сможет. Это на 99% вопрос личного предпочтения и на 1% — вопрос индивидуальной реакции двигателя.

Тем не менее, даже приобретая продукцию известной марки, велика вероятность столкнуться с подделкой! Не позволяйте себя одурачить! Покупайте свечи только в специализированных магазинах. Узнайте заранее примерные цены на оригинальные свечи того производителя, на котором решили остановиться. Если предлагаемые свечи будут ощутимо дешевле – откажитесь от покупки. В любом случае не лишне будет попросить сертификат соответствия. Покупка некачественной свечи в лучшем случае приведет к ее недолгому сроку службы, а в худшем – к поломке двигателя.

У вас – газ

В целях экономии сегодня многие устанавливают на свой автомобиль газобаллонное оборудование. Смена вида топлива не проходит бесследно для двигателя, приходится сталкиваться со множеством нюансов. Один из таких нюансов – свечи.

В отличие от бензина, газ дает большую температуру при сгорании. Соответственно, процессы окисления и образования нагара на электродах происходят гораздо быстрее. Отсюда следует простой вывод: свечи нужно ставить дорогие, с биметаллическими электродами: иридиевые или платиновые.

Отвечая на вопрос, какие свечи зажигания лучше для ГБО, можно посоветовать придерживаться следующих критериев при выборе: биметаллические иридиевые или платиновые электроды, невысокое калильное число.

Если называть конкретные виды свечей, то на испытаниях с двигателем, работающим на газу, лучшие результаты показали:

  • Denso Iridium IW20;
  • NGK LPG Laser Line №2;
  • Bosch Platinum WR7DP.

Как видим, лидеры и тут остаются лидерами. Свечи могут использоваться как на бензиновых двигателях, так и на двигателях с ГБО.

Видео: состояние свечей после работы на газе (пропан).

Давайте «соберем в кучу» все то, что было нами сказано. Итак, при выборе свечей нужно руководствовать прежде всего рекомендациями производителя автомобиля.

Самые дешевые свечи – двуэлектродные, однометаллические. Наличие большего числа электродов положительно скажется на сроке службы свечи и работе двигателя. То же можно сказать об электродах, рабочие части которых изготовлены из драгоценных металлов. Denso, NGK, Bosch – лидеры рынка свечей зажигания. Выбирая их продукцию, вы не прогадаете.

Это пятиэлектродная свеча, факельная имеет конус на наконечнике. типа форкамеры, она на исправных двигателях ркаботает супер!

Свечи Бугаец это круто! Кто понял,на других свечах уже не хочет ездить.

Нагар на свече, на пропане? (принормльном дрыгателе) Улыбноло. У отца ДВРМ или как там прошли более 200 ткм. У меня на 99 BRISK LR15YС почти 180 ткм на пропане. Електрод немного зокруглился выствляю по щупу 0.8 мм. Работает нормально. Форкам какашка. Повышеный расход + пропадает мощность. Если дрыгатель жрет масло или карбюратор то ваще хана. Проверено практикой. У каждого она может отличаться. Высказал свое мнение

Чем выше октан топлива, тем она горит медленнее и температура выше. Да у очень многих даже иридиевых не выдерживают корпуса при неисправном и перегревающемся двигателе. Я пользуюсь и всем рекомендую свечи Бугаец — эффект шоковый, экономия у некоторых доходит до 35%. У кого мало ходят у тех считаю неисправности в ДВС. Только Вы решаете какие свечи ставить. Всем удачи!

Для Петра: У меня на девятке свечи ДВРМ прошли 200 тыс. без замены. И, уверяю Вас, это не сон! Да, центральный электрод за это время обгорел почти в ноль. Просто по мере обгорания выставлял зазор 1 мм подгибанием бокового электрода.

Так что плоховатый Вы моторист…

А я поставил иридиевые, Ниссан Альмера 1998г, чувствуется что машина едет лучше, мотор стал меньше шуметь и чуть меньше кушает бензин и ещё заводится лучше…

Это вся статья для лохов.В ней вообще мало правды.Свеча берёт напругу от катушки-20кВ.а не от аккумы12В.Это раз.Калильное число важно для очищения свечи и зависит от длины юбки.Увы,на некачеств бензине и масле свечи нередко обрастают .овном(нагаром)что и приводит к детонации или провалам в работе(если на электроды налипло .овно и нет искры)поэтому калильное число-это в первую очередь!Ну и третье,если у вас старый мотор и льёт масло и вы по старинке выкручиваете свечи и чистите их-то иридиевые не подойдут!К ним даже прикасаться нельзя!их чистят только продувкой.В крайнем случае спичкой(аккуратно)

Ни одна свеча не проходит 200 тысяч, где вы это видели, если только во сне. Сам работаю более 11-ти лет мотористом и знаю, так что это лапша.

Газ дает МЕНЬШУЮ температуру сгорания, чем бензин. Учите физику и химию — школьный курс! Причина в другом. Бензин большей частью попадает в камеру сгорания хоть и в распыленном на мелкие капельки, но жидком виде. На его испарение затрачивается энергия, что в свою очередь немного охлаждает элементы камеры сгорания.

Идеальные свечи по соотношению цена/качество — NGK. Все, что дороже — развод для лохов. Многоэлектродные, платиновые, иридиевые и пр. — развод для лохов. Искровой промежуток всегда пробивается только в одном месте — по самому короткому промежутку. Да, теоретически ресурс у более дорогих свечей больше. Но свеча в 99% случаев выходит из строя не по причине обгорания электродов, а из-за других неисправностей двигателя. На исправном же двигателе даже отечественные ДВРМ ходят 200 тыс. км. без проблем. Проверено! А кому надо больше.

Материалы: http://avto-i-avto.ru/opyt-ekspluatacii/kakie-svechi-zazhiganiya-luchshe.html

3 ≫

Свечи зажигания в бензиновом двигателе играют огромную роль. В процессе воспламенения топлива для зажигания бензиновой смеси необходима искра – именно в устойчивой искре и заключается главная роль свечей зажигания.

В отличие от дизельных моторов (в которых воспламенение смеси производится путем высокого давления на нее) бензиновые двигатели нуждаются в сторонней поддержке. При неисправности или прохождении ресурса двигатель не сможет завестись и двигаться – нечем будет зажечь топливную смесь.

Именно поэтому каждый автолюбитель обязан следить за оптимальным состоянием свечей зажигания и производить их своевременную замену.

Классическая свеча зажигания едина по конструкции. Чаще всего как тип встречаются двухэлектродные. На конце конусообразной свечи расположен основной электрод в нижней части располагается боковой электрод. Во время импульса от двигателя между электродами проходит искра, благодаря чему и происходит процесс воспламенения. Со временем действие электродов под постоянным воздействием ослабевает из-за чего искра либо не может появиться, либо дает слабый импульс.

На видео- какие свечи лучше, иридиевые или платиновые:

Процесс износа и поломки элемента вдет к нескольким неприятным последствиям:

  • Нестабильный запуск двигателя. Если импульса искры вследствие выхода из строя одного из электродов не хватает для воспламенения смеси запустить мотор не получится. При этом автомобиль будет полностью обездвижен. Также такое состояние может проявиться при заливании свечей топливом. Искра не сможет появится из-за толстого слоя нагар или бензина;
  • Увеличение потребления топлива – при плохом контакте электродов и соответственно плохом воспламенении процесс потребления бензина в двигателе будет нарушен, что приведет к увеличению потребностей камер сгорания в бензине.

Все эти причины проявляются при использовании некачественных свеч зажигания либо при естественном их износе. В процессе эксплуатации автомобиля каждому автовладельцу приходится сталкиваться с непростым выбором среди различных видов.

Самыми популярными являются три таких вида:

  • Двухэлектродные свечи зажигания. Электроды таких свечей выполняются из тугоплавкого металла и оснащены всего одним боковым электродом. Этот тип является самым распространенным и бюджетным. Средний пробег на одном комплекте составляет порядка 30 000 км. Толщина электрода зависит от производителя и модели предназначения и может составлять от 0.5 до 0.7 мм. При этом все основные производители свечей в мире имеют в своем арсенале линейки для всех типов моделей, используя как основное средство именно двухэлектродные свечи. Такой продукт при интенсивном использовании после пройденного рубежа не сможет осуществить полноценную искру в результате скопившегося нагара (при неисправности системы зажигания или при использовании некачественного топлива).

Средняя стоимость составляет порядка 600 рублей;

  • Платиновые свечи – появились на рынке вслед за простыми двухэлектродными свечами. По сравнению с ними имеют два существенных отличия – сердечник таких свечей выполнен из платины, а количество боковых электродов может насчитывать от 2 до 5 дополнительных электродов, что влечет за собой несколько существенных положительных последствий. Платина как химический элемент имеет по сравнению с обычным металлом более высокой показатель плавления, что влечет за собой отличные характеристики надежности. Также большую роль в надежности и износостойкости играет толщина главного электрода (достигает 1 мм). Количество же нескольких боковых электродов снимает нагрузку с остальных, так как искра проходит попеременно с главным электродом и одним из боковых. Такая технология и материалы изготовления позволили в конечном итоге значительно продлить срок службы изделия.

Платиновые свечи служат на протяжении 80-100 тысяч км. В конечном итоге возросла стоимость продукта. Такие свечи в среднем стоят 1500 рублей, но за счет надежности полностью покрывают затраты;

  • Иридиевые свечи являются следующим поколением эволюционного развития технологии элемента. В целом они имеют сходное строение с платиновыми конкурентами (также несколько боковых электродов), но материалы изготовления и толщина главного электрода значительно разнятся. Толщина электрода в таких свечах составляет порядка 0.4 мм, что позволяет получать более качественную искру по сравнению с конкурентами. Также электроды выполнены из сплава иридия, который по своим характеристикам обходит своих ближайших конкурентов. За счет применения таких технологий удалось продлить срок эксплуатации до 100 000 километров.

Стоимость комплекта составит порядка 1700 рублей.

Основными производителями всех типов свечей на рынке являются компании – Denso, Bosch, Philips. Свечи от данных производителей отличаются стабильным качеством и высокими показателями.

Материалы: http://new2tuning.ru/tehnicheskiy/sistema-zazhiganiya/kakie-svechi-luchshe-iridievyie-ili-platinovyie.html


Back to top