Неисправности аккумуляторных батарей

1 ≫

Неисправности аккумуляторных батарей

Срок службы аккумуляторной батареи при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании примерно три-четыре года или соответствует 75…100 тыс. км пробега автомобиля, а при малых годовых пробегах может увеличиваться до 6 лет. При нарушении правил эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей эти сроки могут значительно сокращаться.

Особенно ухудшают техническое состояние аккумуляторных батарей загрязнение электролита, эксплуатация и хранение при повышенной температуре электролита или низком его уровне, нарушение режима зарядки, залив электролита повышенной плотности.

Все это может стать причиной таких неисправностей, как повышенный саморазряд аккумуляторной батареи, падение ЭДС и напряжения под нагрузкой.

Основными признаками перечисленных неисправностей аккумуляторной батареи являются замедленное вращение коленчатого вала при пуске двигателя стартером (при сильно разряженной аккумуляторной батарее стартер может вообще не проворачивать коленчатый вал), тусклый свет ламп и ослабленный звуковой сигнал.

Кроме того, в процессе эксплуатации происходит окисление полюсных штырей и наконечников, что является наиболее частой причиной неисправностей.

Загрязнение крышек и мастики

Загрязнение вызывает окисление выводов и разрядка аккумуляторных батарей. Пыль и грязь пропитываются электролитом, который замыкает выводы, и аккумуляторная батарея разряжается.

Для обнаружения утечки тока следует подключить к поверхности мастики (крышек) вольтметр. Если он регистрирует напряжение, то необходимо очистить поверхность аккумуляторной батареи от пыли, грязи и электролита и протереть крышки 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или соды и вытереть насухо.

Проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Трещины в мастике, крышках и корпусе

Трещины возникают вследствие старения мастики, а также из-за вибрации и тряски аккумуляторной батареи при неплотном ее креплении на автомобиле.

Трещины в мастике и крышках, а также неплотное прилегание пробок заливочных отверстий вызывают выплескивание электролита на поверхность крышек, электролит замыкает выводы, что вызывает разрядку аккумуляторной батареи.

Небольшие трещины в мастике устраняют оплавлением. Сильно потрескавшуюся мастику заменяют.

При наличии трещин в крышках и баке (корпусе) аккумуляторную батарею ремонтируют в специализированной мастерской (заменяют поврежденные детали).

Окисление выводов

Окисление ускоряется при попадании электролита, отсутствии смазочного материала на клеммах и выводах, и при неплотном креплении выводов. Как правило окислы представляют собой налет белесого или белого цвета, который может достигать существенной толщины.

Окисление полюсных выводов приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи и даже прекращению тока. В первую очередь это проявляется в затрудненном пуске двигателя - недостаток тока приводит к тому, что стартер не может справиться с прокручиванием коленчатого вала двигателя или вращает его с недостаточной частотой.

Для устранения неисправности надо зачистить выводы металлической щеткой или наждачной бумагой до металлического блеска и укрепить их на штырях. При зачистке клемм и выводов наждачной бумагой не следует слишком усердствовать, чтобы не повредить металлические детали.

После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким слоем технического вазелина ВТВ-1 или другим кислотостойким смазочным материалом.

Подтекание электролита

Подтекание электролита через трещины в корпусе обнаруживаются визуально. Чаще всего трещины появляются вблизи выводов аккумуляторных батарей из-за неаккуратного демонтажа клемм и выводов, а также могут возникнуть при механических повреждениях корпуса (обычно при авариях).

Небольшую трещину в пластмассовом корпусе можно заделать, заплавив ее куском полиэтилена с помощью паяльника, или наложив на трещину несколько слоев полиэтиленовой пленки и заплавить их через лист плотной бумаги. При значительном повреждении корпуса аккумуляторная батарея подлежит замене.

При вынужденной временной эксплуатации неисправной аккумуляторной батареи необходимо периодически добавлять в нее электролит, а не дистиллированную воду.

Недостаточный уровень электролита

При недостаточном уровне электролита снижается емкость аккумуляторной батареи и напряжение на ее выводах. Проверять уровень электролита надо стеклянной трубочкой, пластмассовым или деревянным стержнем не реже чем через 10…15 дней, а в жаркое время года еще чаще.

Уровень электролита должен быть на 10…15 мм выше предохранительного щитка (у аккумуляторных батарей типа 6СТ-55 – 5…10 мм).

Для восстановления уровня до нормы следует установить причину его снижения. Если после визуального осмотра аккумуляторной батареи не выявлена утечка через пробки заливных отверстий или трещины в корпусе, крышке или мастике, значит снижение уровня электролита произошло из-за выкипания из него воды. Это может иметь место при слишком большом токе зарядки, при эксплуатации и хранении батареи в условиях высоких температур и т. п. В таком случае в электролит доливают только дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом аккумуляторную батарею подзаряжают в течение 10…15 минут.

Непосредственно на автомобиле воду в аккумуляторную батарею добавляют при работающем двигателе.

При обнаружении утечки электролита (через пробки, трещины и т. д.) его уровень восстанавливают доливкой электролита необходимой плотности.

Понижение или повышение плотности электролита

В процессе эксплуатации или хранения аккумуляторных батарей необходимо периодически контролировать плотность электролита в каждом из аккумуляторов (каждой банке), корректируя ее в случае необходимости.

Плотность электролита понижается чаще всего при разрядке аккумуляторной батареи и сульфатации пластин. При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и снижается ее емкость. В результате падает напряжение в цепи работающего стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время года. Кроме того, электролит пониженной плотности при низких температурах (зимой) может замерзнуть.

Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезарядки или в результате доливки в аккумуляторы электролита, а не дистиллированной воды.

В случае повышенной плотности электролита ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также сульфатация активного вещества, что существенно снижает емкость аккумуляторной батареи и срок ее службы.

По этим причинам необходимо следить за плотностью электролита, своевременно корректируя ее с учетом условий эксплуатации и причин отклонения плотности от нормы: при испарении доливать дистиллированную воду, при эксплуатации батареи в условиях низких температур (в суровые зимы) - доливать электролит повышенной плотности (типа «Зверь»).

Плотность электролита в аккумуляторах батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/см 3 . В противном случае батарею необходимо полностью зарядить и произвести корректирование плотности электролита доливкой в аккумуляторы дистиллированной воды или электролита плотностью 1,4 г/см 3 . При этом доливку осуществляют после отбора из аккумулятора необходимого количества электролита при помощи резиновой груши или специального отборника.

После корректировки плотности аккумуляторную батарею заряжают в течение 25…30 минут для полного перемешивания электролита и снова измеряют его плотность в каждом аккумуляторе (банке).

Плотность электролита служит индикатором разряженности аккумуляторной батареи – снижение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответствует разрядке аккумулятора на 6%.

Повышенный саморазряд

Саморазряд батареи возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов, которые появляются из-за возникновения ЭДС между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при длительном хранении электролит в аккумуляторной батарее отстаивается, и его плотность в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин.

Нормальный саморазряд исправной полностью заряженной необслуживаемой батареи составляет 0,2…0,3 % в сутки.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может быть вызван следующими причинами:

  • внутреннее короткое замыкание;
  • загрязнение поверхности аккумуляторной батареи;
  • применение для доливки недистиллированной воды, содержащей щелочи и соли;
  • попадание внутрь металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар.

Короткое замыкание

Короткое замыкание разноименных пластин сопровождается «кипением» электролита, снижением емкости и напряжения аккумуляторной батареи. Причинами этого могут стать разрушение сепараторов, коробление пластин и выпадение из них активной массы, что влет за собой частую перезарядку аккумуляторной батареи и повышенную ее вибрацию из-за ослабления креплений.

В этом случае аккумуляторная батарея подлежит замене.

В недалеком прошлом короткое замыкание аккумуляторных батарей устраняли заменой блоков замкнувших пластин, при этом батареи изготавливались с разборными корпусами, заливаемыми в верхней части уплотнительной мастикой, которую при ремонте распаивали. При таком ремонте приходилось распиливать свинцовые перемычки между блоками, а затем, после замены неисправного блока, спаивать вновь и заливать мастикой. Качество такого ремонта, особенно в кустарных условиях, не позволяло существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи, поэтому в настоящее время подавляющее большинство выпускаемых промышленностью аккумуляторных батарей выполняются неразборными и ремонту при коротком замыкании не подлежат.

Сульфатация электродов

Сульфатация электродов заключается в образовании крупных трудно растворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества электродов, что препятствует проникновению электролита внутрь активного вещества. В результате не все активное вещество участвует в работе ,что снижает емкость аккумуляторной батареи.

Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении аккумуляторной батареи без подзарядки, повышенной плотности электролита, большом разряжении, взаимодействии электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная аккумуляторная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.

При зарядке сульфатированной аккумуляторной батареи быстро повышается напряжение и температура электролита, и начинается интенсивное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате. Сульфатацию электродов определяют методом сравнения ЭДС, подсчитанной по плотности электролита, с величиной напряжения, измеряемого с помощью вольтметра без нагрузки. Если напряжение больше ЭДС, подсчитанной по плотности, электроды аккумулятора сульфатированы.

Сульфатацию устраняют несколько раз разряжая и заряжая батарею при малой плотности электролита (1,11…1,12 г/см 3 ). При зарядке электрический заряд не должен превышать 5% номинальной емкости аккумуляторной батареи.. Затем проводят контрольную разрядку, равную 10% номинальной емкости батареи. Силу тока в цепи регулируют реостатом. Когда на зажимах наихудшего аккумулятора (банки) напряжение понизится до 1,7 В, разрядку заканчивают.

Аккумуляторная батарея считается исправной, если время разрядки не менее 7,5 ч для батареи с электролитом плотностью 1,29 г/см 3 , 6,5 ч при плотности электролита 1,27 г/см 3 и 5,5 ч при плотности электролита 1,25 г/см 3 .

Если время разрядки аккумуляторной батареи меньше указанных величин, то ее подвергают нескольким циклам зарядки-разрядки, контролируя время разрядки. Если при повторных разрядках время разряда не увеличивается, то такая батарея требует ремонта.

Контрольную разрядку также производят для определения пригодности аккумуляторных батарей к дальнейшей эксплуатации и перед их длительным хранением.

Преждевременное разрушение электродов

За время эксплуатации аккумуляторной батареи происходит окисление решеток и разрыхление активного вещества, особенно плюсовых (положительных) электродов. Изменение объема активного вещества при зарядке и разрядке аккумуляторной батареи вызывает отслаивание его от решеток.

Во время эксплуатации могут возникнуть и другие причины, приводящие к ускоренному разрушению электродов. Это непрочное крепление аккумуляторной батареи на автомобиле, приводящее к тряске и вибрациям, длительная перезарядка батареи, замерзание воды в электролите, понижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов, короткое замыкание, неграмотный пуск двигателя стартером и т. п.

Короткое замыкание, а также длительное включение стартера приводит к короблению электродов, что ускоряет разрушение массы активного вещества, особенно плюсовых электродов. Включать стартер следует не более чем на 5 сек и не более двух-трех раз подряд. Между включениями рекомендуется делать паузу на 15…20 сек.

Разрушение электродов ускоряется при повышении плотности и температуры электролита, применении некачественной серной кислоты и недистиллированной воды для приготовления электролита.

При длительной перезарядке аккумуляторной батареи происходит электролиз воды – разложение на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает их разрушение. Одновременно в порах активного вещества электродов накапливается большое количество газов (кислорода и водорода), давление газов в порах увеличивается, что вызывает разрыхление и выкрашивание активного вещества.

Характерным признаком перезарядки является интенсивное газовыделение из электролита и быстрое уменьшение его уровня. Во избежание перезарядки аккумуляторных батарей на автомобиле необходимо систематически проверять напряжение генератора (напряжение зарядки).

Разрушение электродов вызывает уменьшение емкости аккумуляторных батарей и короткое замыкание разноименных электродов. В аккумуляторных батареях с разрушенными электродами, даже если они полностью заряжены и не имеют сульфатации, напряжение под нагрузкой (особенно стартерной) будет быстро падать. Измерение напряжения под нагрузкой, близкой к стартерной, позволит проверить работоспособность аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторной батареи измеряется пробником Э107, а аккумуляторов – пробником Э108 или нагрузочной вилкой ЛЭ2. Измерение напряжения под нагрузкой производят при завернутых пробках аккумуляторов, что предотвращает возможность взрыва водородно-кислородной смеси.

Аккумуляторный пробник Э107 позволяет проверить работоспособность аккумуляторных батарей емкостью до 190 А×ч со скрытыми межаккумуляторными перемычками. Если напряжение в конце пятой секунды подключения пробника будет больше 8,9 В, то такая аккумуляторная батарея исправна.

Таблица возможных неисправностей аккумуляторных батарей

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, их причины и способы устранения приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Неисправности аккумуляторных батарей

Стартер прокручивает якорь с малой частотой вращения

Главная страница
Электрооборудование автомобилей

КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Источники: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/6-ab_neispravnosti/

2 ≫

1. Повышенный саморазряд проявляется в потере емкости.

Нормальный саморазряд является результатом гальванических процессов внутри аккумулятора из-за наличия примесей в материале электродов и в электролите и не превышает обычно 0,7% емкости в сутки. Повышенный саморазряд в переносных аккумуляторах происходит из-за утечки тока по наружной поверхности крышек и сосудов, смачиваемых электролитом при небрежной заливке, или при газовыделении. Саморазряд по этой причине, особенно если поверхность еще и загрязнена пылью, может быть настолько большим, что батарея разряжается полностью в течение 10—20 дней.

Для устранения саморазряда необходимо очистить поверхность ветошью, смоченной дистиллированной водой, затем нейтрализовать щелочным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта (аммиачной воды): ветошь смочить раствором и тщательно протереть поверхность крышек и сосудов. При этом нужно внимательно следить, чтоб щелочной раствор не попал внутрь батареи и не загрязнил электролит. После нейтрализации сосуды вновь протирают влажной ветошью, а затем вытирают досуха.

Если после протирки поверхности саморазряд не снизился, необходимо провести анализ электролита из батареи и при обнаружении вредных примесей в количествах, превышающих допустимые, разрядить батарею и сменить электролит. После того как электролит вылит, каждый элемент заливают дистиллированной водой и дают постоять 1 час. Затем воду выливают, элемент опять заливают водой и через батарею в течение 2 часов пропускают слабый ток — примерно 1/10 от нормального. После этого воду выливают, батарею споласкивают дистиллированной водой, заливают электролитом нормальной плотности и ставят на нормальный заряд током 0,1 С20.

Загрязненность электролита. Снижение емкости и повышенный саморазряд аккумуляторов часто происходит из-за наличия примесей в воде, которая добавляется в аккумуляторы, или в кислоте, используемой для приготовления электролита. Часто загрязнения попадают в аккумулятор при нарушении технологии ремонта, например при пайке перемычек припоем ПОС, при длительном контакте медных неизолированных проводов с увлажненными электролитом крышками батареи и т.д.

Присутствие некоторых вредных примесей можно определить по внешним признакам:

  • хлор — запах хлора около элементов и отложение светло-серого шлама на дне сосуда;
  • медь — заметное газовыделение при покое и постоянном подзаряде;
  • марганец — во время заряда электролит приобретает светло-малиновый цвет;
  • Железо и азот по внешним признакам не обнаруживаются и могут быть выявлены только химическим анализом.

Во всех случаях обнаружения недопустимых примесей в электролите его нужно заменить. Для этого батарею разрядить, вылить электролит, залить проверенной на отсутствие хлора дистиллированной водой и поставить на 1 час на зарядку слабым током 0,05 С10. Затем воду слить, залить качественным электролитом и зарядить нормальным зарядным током.

Отставание элементов характеризуется пониженным напряжением, а также — меньшей плотностью электролита отдельных элементов по сравнению с другими и возникает обычно вследствие недостаточного напряжения подзаряда, начальной стадии сульфатации пластин, короткого замыкания, наличия вредных примесей в электролите. При обнаружении отставания обязательно нужно сделать анализ электролита на наличие в нем хлора, железа, меди. В незапущенных случаях неисправность устраняется уравнительным зарядом или увеличением напряжения подзаряда.

Если отставание путем заряда отстающего элемента от постороннего источника не устраняется, отстающие элементы вырезают из батареи и заряжают до восстановления их емкости.

2. Короткие замыкания внутри аккумуляторов происходят, в основном, при разрушении сепараторов и через наросты губчатого свинца на кромках пластин.

Признаками замыкания являются пониженное напряжение, сниженная плотность и емкость.

Часто причиной замыканий бывает высокий уровень шлама на дне сосудов, который, достигая нижней кромки электродов, создает проводящие мостики между ними.

Для устранения замыканий требуется разрядить батарею током 10-часового разряда до конечного напряжения и разобрать элемент. После устранения короткого замыкания — замены поврежденных сепараторов, срезания ножом наростов на пластинах, очистки сосудов и извлечения шлама, промывки пластин — элемент собирают и заряжают в режиме формировочного заряда.

3. Разрушение пластин характеризуется выкрашиванием и оползанием активной массы и коррозией решеток.

Характерными признаками разрушения пластин являются резкое понижение емкости аккумулятора, малое время разряда и быстрое нарастание плотности электролита до нормальной при заряде. Электролит становится мутным и приобретает коричневую окраску. Причина разрушения пластин - систематические перезаряды, заряд током большой величины и повышение температуры. Систематические заряды чрезмерно малыми токами тоже могут быть причиной разрушения пластин. Сульфатация пластин также вызывает их разрушение, так как сернокислый свинец имеет больший объем, чем Перекись свинца и губчатый свинец.

Аккумуляторы с разрушенными пластинами к работе не пригодны и подлежат замене.

4. Сульфатация пластин — наиболее распространенное и опасное повреждение аккумуляторов.

Как указывалось выше, образование сернокислого свинца (сульфата свинца) PbSО4 — нормальное следствие работы аккумулятора. Создающийся в нормальном режиме сернокискый свинец имеет мелкокристаллическую структуру. В результате саморазряда при бездействии батареи, особенно при повышенной температура и плотности электролита, кристаллы PbS04 имеют большие размеры. При соблюдении правил хранения батарей кристаллы все же распадаются под воздействием обычного заряда.

5. Глубокая сульфатация, как правило, является результатом неправильной эксплуатации аккумуляторных батарей и вызывается следующими основными причинами:

  • недостаточное напряжение и ток подзаряда;
  • повышенный саморазряд из-за коротких замыканий в элементах;
  • наличие вредных примесей в электролите;
  • чрезмерная концентрация и высокая температура электролита;
  • систематические недозаряды батарей, работающих в режиме «заряд-разряд»;
  • систематические глубокие разряды;
  • частые заряды большими токами;
  • длительное оставление разряженной батареи без заряда;
  • длительный промежуток времени (более 6 часов) между заливкой новой несухозаряженной батареи электролитом и началом ее заряда.

При воздействии этих факторов сульфат свинца на пластинах переходит в крупнокристаллическую структуру и образует сплошную корку сернокислого свинца. Интенсивное образование сульфата происходит также при соприкосновении пластин, смоченных электролитом, с воздухом вследствие оголения пластин из-за сниженного уровня электролита. Крупнокристаллический сульфат уже не распадается в процессе нормального заряда, и сульфатацию называют необратимой.

Активная масса положительных пластин, подвергшихся чрезмерной сульфатации, приобретает светло-коричневый оттенок с белыми пятнами сульфата. Иногда цвет остается темным, но присутствие крупнокристаллического сульфата определяется по твердой шероховатой поверхности. Активная масса сульфатированной положительной пластины растирается между пальцами, как песок.

Поверхность отрицательных пластин покрывается сплошным слоем сульфата свинца. Активный материал становится жестким, шероховатым, как бы песчаным на ощупь. На поверхности пластин не остается ясной металлической черты, если по ней провести ножом.

Так как крупнокристаллический сульфат плохой проводник электрического тока, при возникновении необратимой сульфатации повышается внутреннее сопротивление элемента. В результате этого зарядное напряжение возрастает до 3 В и сильно снижается напряжение при разряде. Крупные кристаллы закупоривают поры в активной массе, затрудняя доступ электролита во внутренние слои. Емкость аккумулятора становится значительно ниже нормальной. Эти признаки характерны для сульфатированных аккумуляторов.

6. Чрезмерное выделение шлама.

При загрязнении электролита железом и азотной кислотой и ее солями, а также при коротких замыканиях и неправильной эксплуатации (сильные перезаряды и глубокие разряды) от пластин отпадают частицы активной массы, образующие осадок (шлам), который, поднимаясь до пластин, может вызвать короткое замыкание.

Характерные признаки и причины появления шлама.

Шлам коричневого цвета, выпавший в короткое время, свидельствует о чрезмерном зарядном токе или систематических длительных перезарядках. Шлам белого цвета выпадает при чрезмерной сульфатации и загрязнении электролита. Слоистый шлам (из чередующихся коричневых и светлых слоев) образуется при неравномерном режиме батареи и загрязнении воды хлором.

В соответствии с причинами, вызвавшими усиленное выделение шлама, должны приниматься и меры для их устранения.

Шлам удаляется из открытых сосудов с помощью насоса или сифона путем откачивания взмученного стеклянной палочкой электролита из предварительно разряженных на 50—60% емкости элементов. При этом должна соблюдаться осторожность, чтобы частичками шлама не вызвать замыкания. После откачки элементы нужно промыть дистиллированной водой.

Взамен вылитого электролита в банки заливается чистый, ибо нельзя долго держать оголенные пластины на воздухе.

Из переносных аккумуляторов шлам извлекают один раз в год, разбирая пластины и промывая сосуды и пластины предварительно разряженного аккумулятора.

7. Переполюсовка аккумуляторов.

Если батарея составлена из последовательно соединенных элементов разной емкости или у части элементов вырезаны или сульфатированы пластины, то при разряде батареи элементы, имеющие меньшую емкость, могут разрядиться до нуля, а остальные будут давать еще разрядный ток. Этот ток, протекая через разрядившиеся элементы от минуса к плюсу, начинает заряжать их в обратном направлении (минусовая пластина станет плюсом, а плюсовая — минусом). При этом в пластинах появляется смесь двуокиси свинца и губчатого свинца, происходит сильный саморазряд и образуется сульфатация.

Отрицательные пластины темнеют и сильно разбухают. Такие элементы необходимо вырезать из батареи и подвергнуть нескольким тренировочным разрядам и зарядам.

Переполюсовка может возникнуть также при ошибочном включении батареи на противоположные полюса (плюс на минус, минус на плюс) зарядных двигатель-генераторов или выпрямительных агрегатов старой конструкции, не имеющих защиты от неправильного включения. Необходимо внимательно следить за правильностью включения батареи на зарядку. Своевременно замеченная ошибка исправима. Переключив батарею на правильный режим зарядки, устраняют переполюсовку электродов.

Если же переполюсовка вызвана длительным неправильным включением, необходимо провести 2-3 цикла «заряд-разряд-заряд». В особо неблагоприятных случаях переполюсованная батарея не восстанавливает емкости и полностью выходит из строя.

8. Пониженное сопротивление изоляции батареи вызывает саморазряд.

Оно чаще всего возникает из-за загрязнения поверхности аккумуляторов, попадания электролита на крышки и наружные стенки сосудов и на стеллажи. При обнаружении течи электролита из трещин в баке, его надо заменить.

Трещины в укупорочной мастике устраняются расплавлением ее слабым пламенем газовой горелки или паяльной лампы.

Предупреждение: работу необходимо проводить вне аккумуляторного помещения. Батарею нужно разрядить, оставить на 1-2 часа в покое с открытыми пробками, затем продуть воздухом, чтоб удалить остатки газов и не допустить взрыва гремучей смеси. Расплавление нужно вести осторожно, чтоб не возгорались кромки баков и крышек.

9. Трещины в моноблоках и эбонитовых сосудах.

Повреждение моноблоков и сосудов вызывает течь электролита, загрязнение аккумуляторного помещения и создает условия для саморазряда батареи. Кроме того, испаряющаяся серная кислота вредна для обслуживающего персонала. Особо опасны для аккумуляторов трещины в междуэлементных перегородках моноблоков. Контакт электролитов соседних элементов создает пути для усиленного саморазряда. При больших трещинах ток саморазряда достигает величины короткого замыкания, напряжение батареи снижается на 4 В, и электроды сульфатируются или полностью разрушаются.

Поврежденные моноблоки стартерных батарей, как правило, ремонтировать нецелесообразно, особенно при наличии трещин в межэлементных перегородках. Если заменить моноблок новым невозможно, ремонт может быть эффективным в случае, когда аккумулятор будет использоваться в стационарных условиях (не подвергается ударам и тряске).

Подлежащий ремонту моноблок тщательно промывают проточной водой и просушивают при комнатной температуре в течение 3-4 часов. Допускается сушка в шкафах при температуре не выше 60 °С.

Для заделки сквозных трещин последние засверливаются по концам сверлом диаметром 3-4 мм. Трещины разделывают напильником или стамеской на глубину 3-4 мм. В моноблоках с кислотостойкими вставками сверление и разделка трещин производится только на глубину асфальтопековой массы и только с внешней стороны. Эбонитовые блоки разделывают с обеих сторон. Разделанную трещину зачищают наждачной бумагой до создания шероховатой поверхности шириной по 10—15 мм с обеих сторон трещины. Затем зачищенные места обезжириваются салфеткой, смоченной в ацетоне, и просушиваются в течение 5-6 минут.

Отремонтированный моноблок следует испытать на герметичность с помощью специального прибора.

При проверке моноблоков на пробой необходимо соблюдать особую осторожность и ни в коем случае не держать оба электрода в руках, так как это может привести к поражению электрическим током.

Перепайка и правка пластин

При сильном короблении пластин (особенно положительных) в результате неправильной эксплуатации, загрязнения электролита или коротких замыканий необходимо перебрать аккумуляторы и выправить пластины. Делать это следует, разрядив аккумуляторы. Отрицательные пластины нужно немедленно погрузить в дистиллированную воду, чтобы удалить из них кислоту, и, только сменив воду два-три раза, можно держать их на воздухе. Заряженные отрицательные пластины на воздухе сильно нагреваются и приходят в негодность.

Вынимая положительные пластины, нужно следить, чтобы они не касались отрицательных. Для выравнивания вырезанные положительные пластины закладывают между двумя гладкими досками, а затем постепенно и осторожно нагружают грузом. Ударять молотком и резко нажимать на пластины ни в коем случае нельзя, так как вследствие хрупкости они могут поломаться.

Пайка пластин в помещении аккумуляторной батареи во время зарядки категорически запрещается! Паять их можно не раньше, чем через два часа после окончания заряда и при непрерывной работе вентиляции.

Паять соединения стационарных батарей следует с помощью водородного пламени или электрическим угольным нагревателем. Эту работу может выполнять только специально обученный персонал.

Пайка небольших аккумуляторов (стартерных, накальных и т. п.) может производиться обычным паяльником, но без применения оловянных припоев и кислоты, которые загрязняют аккумулятор и приводят к его саморазряду и порче.

Очищенным от олова паяльником расплавляется палочка или полоска чистого свинца, который, попадая в шов, сваривает между собой свинцовые детали аккумулятора. Необходимо тщательно следить, чтобы расплавленный свинец не создавал нитей, которые, попав в элемент, могут вызвать замыкание. Проварить нужно все сечение выводов и перемычек, чтоб не снижалась их проводимость.

Источники: http://electricalschool.info/main/electroremont/983-neispravnosti-svincovykh.html

3 ≫

М е т о д и к а

ремонта неразборных аккумуляторных

^ Основные неисправности неразборных аккумуляторов

1. Короткое замыкание положительных и отрицательных

пластин происходит вследствие:

1. Короткое замыкание положительных и отрицательных электродов устраняется механическим способом.

^ 4. Оборудование для ремонта

Тепловой воздушный паяльник 1 шт

^ 5. Приборы контроля

Порядок ремонта аккумулятора

^ Определение неисправностей и методы их устранения

Аккумулятор с имеющимся в нем электролитом поставить на зарядку током 12—20 А на время 30–60 мин. Для этого использовать два 6—10 — амперных зарядных устройства, включенных в параллель. При этом определяется наличие обрывов тоководов и места коротких замыканий (КЗ). Корпус в местах с этими дефектами ощутимо греется. Кроме того, разлается характерный звук — шипение закипающей воды. Найденные таким образом точки необходимо пометить несмываемыми знаками, и можно приступать к устранению дефектов. Необходимо слить электролит и в намеченном месте осторожно вырезать сапожным ножом прямоугольное окно. Размер каждого окна диктуется точностью определения места дефекта и удобством его ликвидации. Обычно окно размером 20x20 мм вполне достаточно, чтобы не повредить перегородки между банками и впоследствии его запаять. Через полученное отверстие визуально определяется место обрыва токовода или КЗ. Для запайки токовода иногда бывает целесообразно вырезать окно в смежной банке. Место обрыва тщательно промывается проточном водой и сушится воздушным паяльником. Затем с помощью аппарата для пайки угольным электродом обрыв устраняется, в качестве припоя используется свинец из старых тоководов отслуживших аккумуляторов. Размеры угольного электрода выбираются и подгоняются с учетом удобства пайки. В случае обнаружения КЗ необходимо восстановить зазор между короткозамкнутыми пластинами или между пластиной и гребенкой токовода или удалить посторонний токопроводящий предмет, вызвавший КЗ, в местах возможного контакта пластин друг с другом проложить хлорвиниловую изоляцию. После этого окна в аккумуляторе запаиваются тепловым паяльником с применением латок, вырезанных из корпуса старого аккумулятора.

Для снятия сульфатации все банки аккумулятора необходимо промыть один раз раствором пищевой соды из расчета 40г/л дистиллированной воды. Затем заполнить батарею таким же раствором и поставить ее на зарядку током 5 А на 12 часов.

Перед окончанием процесса снятия сульфатации определяют «опрокинутые» банки. В подавляющем большинстве случаев те банки, в которых были КЗ, «опрокидываются». Определяется это по отсутствию газовыделения из них. При просмотре через горловину в таких банках видно, что положительные пластины имеют светло-коричневую окраску, в отличие от темно-бурых в исправных банках. Напряжение на аккумуляторе при отключенном зарядном устройстве будет меньше 12 В на величину, равную количеству «опрокинутых» банок, умноженную на 2. Такие банки также удобно обнаружить с помощью вольтметра. Поочередно опуская щупы прибора в горловины двух смежных банок, стрелка прибора в «опрокинутых» банках будет отклоняться в обратную сторону. Или же положительный щуп прибора присоединить к положительному выводу батареи, а отрицательный поочередно опускать в горловины. Показания прибора будут увеличиваться по мере перехода к отрицательному выводу. Но когда отрицательный щуп опустится в «опрокинутую» банку, прироста напряжения не произойдет, а иногда оно даже может снизиться.

После определения «опрокинутых» банок необходимо слить раствор пищевой соды и 2 – 3 раза промыть аккумулятор дистиллированной водой.

^ Места наиболее часто встречающихся коротких замыканий в банках

Описание оборудования, применяемого при ремонте

^ 1. Тепловой воздушный паяльник. Он представляет собой асбестоцементную трубку с вставленной внутрь спиралью из нихрома диаметром 0,5 – 0,6 мм. рассчитанной на напряжение 36—42 В. Подвод воздуха осуществляется с помощью компрессора от домашнего холодильника или предварительно накачанной автомобильной камеры. С помощью жимков к трубке пистолета необходимо прикрепить ручку произвольной формы из огнестойкого материала. Для питания спирали удобно использовать регулируемый автотрансформатор.

^ Расход материалов на ремонт одного аккумулятора

1. Дистиллированная вода — ГОСТ 6709-72

Средства индивидуальной защиты

1. Резиновые перчатки

Работу с аккумулятором вести в средствах индивидуальной зашиты. Соблюдать правила безопасности при работе с кислотами: при смешивании лить кислоту в воду тонкой струей, а не наоборот. Все переключения в цепи заряда производить только при выключенном зарядном устройстве. На рабочем месте необходимо иметь емкость с 5%-м раствором щелочи для быстрой нейтрализации попавшей на кожу кислоты. Помещение должно быть хорошо проветриваемым, освещенным. Все электрооборудование должно быть надежно заземлено. Средства пожаротушения: огнетушители, емкость с песком, емкость с водой – должны находиться в легкодоступном месте.

^ Рекомендации по эксплуатации новых, исправных и отремонтированных аккумуляторов

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

Руководство предназначено для квалифицированного персонала, применяющего трехфазные зарядные устройства Hawker Powertech или LifePlus.

Предлагаю несложное автоматическое зарядное устройство для аккумуляторных батарей, в схеме которого использована идея, опубликованная.

Рекомендуемая методика анализа состояния герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей

Новая серия тестеров mdx-600 позволяет проводить тестирование аккумуляторных батарей без риска, быстро и просто

Увеличенная пусковая мощность, рекомендуются для автомобилей с мощными моторами и для автомобилей с большим количеством энергопотребителей.

Устройство зарядно-пусковое предназначено для заряда аккумуляторных батарей, а так же обеспечение стартового пуска двигателя. Устройства.

Такие устройства создают цeлый ряд удобств при обслуживании аккумуляторных батарей. Из публикаций, посвященных автоматическим зарядным.

Кулон предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей емкостью 20…95 Ач, применяемых на автомобилях, мотоциклах.

Инструкция содержит указания по монтажу стационарных кислотных аккумуляторных батарей и конденсаторных установок. Для электромонтажников.

Источники: http://auto-ally.ru/remont/24698/index.html


Back to top