ВВЕДЕНИЕ, Понятия

1 ≫

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7)

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания

2. Планирование работы

3. Реализация плана (выполнение работы)

4. Анализ и оценка результатов работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности. (1; 8)

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит - изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе? Об этом далее и пойдет речь.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья, определение болезни, травмы на основании специального исследования.

Диагностика - 1. Диагностировать - поставить диагноз

2. Учение о способах диагноза

3. Установление диагноза (С.И. Ожегов)

Диагноз - распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).

Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности. (4, 94)

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.

4. Определение перспектив развития свойства (качества).

5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).

7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.

8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для диагностики.

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности

учебно - воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно - воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). (4; 96)

Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.

Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возник5али. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

Источники: http://studbooks.net/1939635/pedagogika/vvedenie

2 ≫

Самое популярное

Поиск

1. Понятие психодиагностики.

2. Связь психодиагностики с другими науками.

3. Сущность психологической диагностики.

4. Значение психологической диагностики.

5. Задачи психологической диагностики.

"Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить."

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание". Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.

Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов", "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.

По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.

В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин "психодиагностики". Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" (Ананьев Б.Г., 1968)

В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: "психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.

Известны следущие отрасли психодиагностики:

1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.

2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.

3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.

4. Судебная психолого-психиатрическая.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.

Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.

Педагог-психолог должен знать:

  1. что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
  2. какими методами можно пользоваться;
  3. как обрабатывать полученные данные;
  4. где можно использовать результаты (по принципу "не навреди");
  5. как разработать коррекционную работу с детьми.

"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны", - справедливо утверждал К.Д.Ушинский.

Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:

  1. Бурлачук Л.Д., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Диагностика и коррекция психического развития./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
  3. Диагностический компонент. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 1999.
  4. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре./ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.,1998.
  5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.
  6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – М.,1987.
  7. Кухарев Н.В., Решетько В.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.
  8. Лаак Я.Г. Психодиагностика: проблема содержания и методов. – Воронеж, 1996.
  9. Определение функциональной готовности детей к обучению в школе. Л. 1981.
  10. Педагогическая диагностика. М.,1999.-672 с.
  11. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995.
  12. Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
  14. Райгородский Д.Я. Оценка степени готовности к обучению в школе.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.- М., 2001.
  16. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта.- М., 2000. – Сборник упражнений и головоломок с целью научения ребят самостоятельно и творчески мыслить.
  17. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Х.Л. Семенович. – М., - 1998.
  18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.-85 с.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

  1. Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.
  2. Без диагностических методов нельзя следить за развивающим эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.
  3. Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.
  4. Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.
  5. Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.
  6. Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.
  7. Без диагностики нет максимального и эффективного использования индивидуальных возможностей ребенка.
  8. Без диагностики нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.
  9. Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.
  10. В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о качествах личности.

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

  1. психолого-педагогического консультирования;
  2. в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;
  3. в форме сочувствия, сопереживания.

Значение психологической диагностики состоит :

  1. в разработке игровых тренингов в системе взаимных контактов в среде "человек-человек" (субъект-субъект)
  2. в предупреждении профориентационных ошибок. Так известный артист Юрий Никулин описывает эпизод, как его обследовали педологи. "Меня продержали очень долго. И они пришли к выводу, что способности мои очень ограничены…"
  3. в помощи озадаченным людям, не умеющим найти выход в той или иной жизненной ситуации;
  4. в психологической помощи педагогам. "Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками ни моральными сентенциями ни системой наказаний и поощрений." (К.Д.Ушинский)
  5. в корректировке стилей отношения педагога к детям. Учителя проявляют к учащимся симпатию, безразличие, антипатию. Между тем важно, чтобы к детям так относились педагоги, как А.С. Макаренко, который в каждом ребенке видел красавчика (и в Задорове, и в Карабанове, и в Чоботе). К сожалению, некоторые воспитатели детских садов так говорят о ребенке:"Внешний вид у него отвратительный, вечно испачкается, грязнуля". Вывод: опиши своего ученика, и я скажу, как ты к нему относишься. "Ах ты мой беленький",- говорит ворониха ворону.
  6. в обобщении уровней педагогического мастерства, находок, новых технологий, методов и приемов обучения.
  7. В психологической помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров.
  8. В принятии социального заказа и переработке его в психологическую задачу для работы с клиентами.
  9. В определении главной проблемы при сложившихся условиях.
  10. В определении наиболее эффективных способов решения психологических задач.
  11. В систематизации результатов психологической помощи в работе с клиентом.
  12. В создании системы психодиагностических, терапевтических, коррекционных, консультационно-просветительных основ и условий для продуктивного труда клиентов.
  13. В выявлении причинно-следственных связей и мер по оптимизации деятельности.
  14. Во влиянии на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей.
  15. В изучении, выдаче рекомендаций персоналу и иным клиентам по совершенствованию жизнедеятельности, коррекции межличностных отношений в социальной среды.
  16. В организации психотерапевтической, коррекционной, консультационной, и развивающей работы с персоналом и другими клиентами.
  17. В интерпретации результатов, выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности.
  18. В организации социально-психологической работы и личном участии в проведении адаптационных мероприятий.
  19. В выявлении социально дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности.
  20. В совершенствовании профессиональных качеств персонала, обеспечивающих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда.
  21. В психологическом сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений.
  22. В развитии общих способностей личности и их акмеологической культуры.
  23. В помощи клиентам в их творческой самореализации.
  24. В формулировании позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования.
  25. В проведении аттестации педагогических кадров.

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.

К ним относятся:

1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.

2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.

3. Качество питания.

4. Развивающая среда.

5. Обеспечение права выбора программы.

6. Состояние делопроизводства.

7. Наличие оборудованных площадок для игр.

8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.

9. Степень открытости дошкольного учреждения.

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.
  1. формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
  2. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
  3. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  4. психолого-педагогическое изучение детей;
  5. профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
  6. социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
  7. оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  8. консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

  1. адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  2. обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов к школе;
  3. определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  4. подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
  5. проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
  6. предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  7. создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми. педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса "психологическая диагностика" проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.

Главное меню

Рекомендации

Уважаемые пользователи и посетители сайта!

Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.

Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).

Источники: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120-psychodiagnostics/705

3 ≫

Прыщи — довольно распространенная проблема, с необходимостью коррекции которой сталкиваются многие. Однако, не все для этого обращаются к специалисту, а ведь только врач может помочь в диагностике акне и выборе оптимальной для клинического случая программы терапевтического воздействия. Важно разобраться с тем, какие анализы нужно сдавать при прыщах, как правильно интерпретировать полученные результаты исследования, и как от них будет зависеть курс назначаемого лечения.

  • Почему анализы при прыщах на лице необходимы?

Причин появления прыщей на лице не так много, они могут действовать как изолированно, так и сочетанно. К ним относятся следующие:

  • избыточная продукция секрета сальными железами;
  • гиперкератоз — чрезмерно толстый верхний слой кожи;
  • дисбаланс гормонов в крови;
  • наличие патогенных микроорганизмов.

Несмотря на малое число причин, диагностика акне крайне важна, поскольку она помогает выявить ведущий этиологический фактор и его особенности, в частности, как именно нарушен гормональный баланс в организме, какие патогены усугубляют течение акне.

При появлении прыщей на коже следует обратиться к специалисту: помочь в определении эффективного решения проблемы может дерматолог. В ряде ситуаций могут потребоваться консультации гинеколога, эндокринолога, андролога.

На первом приеме дерматолог может провести исследование соскоба кожи при помощи микроскопии. Это помогает выявить довольно редкую причину акне — подкожного клеща демодекса. В таком случае специалист немедленно назначает подходящие меры коррекции для борьбы с клещом и укрепления иммунной системы.

Гормональные, биохимические и другие исследования особенно необходимы в следующих ситуациях:

  • проявления акне наблюдаются после 20 лет;
  • число высыпаний на лице и теле превышает 40 активных очагов (это говорит о поздней стадии угревой болезни);
  • у женщин проявляются симптомы гиперандрогении;
  • нестабильность менструального цикла у женщин;
  • индекс массы тела пациента превышает нормальные значения.

Все перечисленное должно стать поводом для немедленного обращения к врачу и проведения всех необходимых диагностических манипуляций.

В спектр диагностических манипуляций, назначение которых целесообразно в случае акне, входят такие:

  1. Исследование микробной флоры кожных покровов, определение антибиотикочувствительности патогенов при их выявлении.
  2. Исследование уровня гормонов.
  3. Определение уровня некоторых биохимических показателей.

Если выявляется нарушение баланса микрофлоры кожи, то терапевтическое воздействие будет направляться именно на его коррекцию. До назначения антибиотикотерапии необходимо определить наиболее эффективное для конкретного клинического случая средство.

Важно! Не стоит заниматься самолечением и выбирать антибиотик самому. Это может навредить организму, спровоцировать антибиотикорезистентность, а также дисбактериоз. Выбор препарата следует доверить специалисту.

Конкретные медикаментозные средства подбираются после выявления патогена и антибиотиков, к которым он наиболее чувствителен. Чаще всего основным возбудителем при акне является Propionibacterium acnes, в отношении которого эффективны тетрациклины.

Обратите внимание! К бактериальному инфекционному процессу может присоединяться и грибковый, поэтому необходимо исследовать кожное отделяемое и на грибковую флору. Это позволит назначить действенное противогрибковое лечение.

Исследование гормонального фона

Какие анализы на гормоны при прыщах должен назначить врач? Обязательно исследуется уровень половых гормонов, дисбаланс каких чаще всего и провоцирует появление угревой сыпи. Андрогены влияют на интенсивность выработки секрета сальных желез, и избыток именно этих гормонов вызывает угревые высыпания на кожных покровах.

Следует помнить! У девушек уровень гормонов определяется фазой менструального цикла, по этой причине важно учитывать рекомендации врача, который обязательно расскажет, в какие дни цикла допустимо сдавать кровь.

Обязательным исследованием на гормоны является определение уровня тестостерона и других андрогенных гормонов. Повышение количества этих гормонов наблюдается в пубертатном возрасте, а также при гиперплазии коркового слоя надпочечников и в случае опухолевых патологий яичников.

Помимо андрогенов, немаловажно сдать кровь на определение функции щитовидной железы. Исследуются такие показатели, как концентрация тироксина, трийодтиронина и тиреотропного гормона. Отклонение результатов от приемлемых показателей говорит о нарушении функции щитовидной железы, что может провоцировать появление прыщей на коже.

Врач может увидеть необходимость и в определении концентрации фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Чрезмерное количество этого вещества может свидетельствовать о гипофункции половых желез или о прогрессировании онкопатологий. Также избыток ФСГ может подтвердить недостаточность функциональности гипоталамо-гипофизарной системы. Еще одна причина повышения уровня этого гормона — поликистоз яичников.

Важно! Синдром поликистозных яичников зачастую провоцирует высокий уровень андрогенов — гиперандрогению у женщин, которая и становится этиологическим фактором прогрессирования угревой болезни.

Наличие поликистоза может подтвердить высокий уровень пролактина в крови, поэтому назначение исследования этого гормона также целесообразно.

В спектр гормональных исследований, которые также могут понадобиться в ходе диагностики акне, включены еще и анализы на уровень прогестерона, лютеинизирующего гормона, кортизола.

Гормоны в пределах приемлемых значений: каковы дальнейшие диагностические меры?

Если после получения всех результатов анализа гормонального фона специалист убеждается в том, что выраженных отклонений нет, то диагностический поиск ведется в направлении выявления остальных этиологических факторов. Гиперпродукция сального секрета, гиперкератоз — вот те неспецифические причины акне, которые также нуждаются в коррекции.

Обратите внимание! Конечно, в качестве косвенных причин угревой болезни могут выступать хронические воспалительные патологии внутри организма, кишечные дисбактериозы. Однако, они могут только способствовать прогрессированию патологии, а не являться ее первопричиной.

Для того, чтобы скорректировать факторы, усугубляющие течение болезни, нужно выявить их природу. С этой целью назначается биохимический анализ крови.

Итак, анализ на что нужно сдать, когда прыщи на лице и теле беспокоят пациента? В спектр биохимических показателей, исследование которых может понадобиться, входят такие:

  • глюкоза;
  • липидный профиль;
  • ферменты: аланинаминотрансфераза, щелочная фосфатаза;
  • креатинин;
  • мочевина.

По результатам анализов дерматолог может направить пациента на консультации профильных специалистов.

Примерные цены на необходимые в диагностике акне исследования представлены в таблице ниже. Стоимость, в близлизайшей к Вам поликлинике, может отличаться от нижепредставленных.

Стоимость, в рублях

Микроскопия соскоба кожи на выявление демодекса

Уровень фолликулостимулирующего гормона

Анализ на тиреотропный гормон

Представленный обзор может помочь пациенту в ответе на вопрос, если прыщи на лице какие анализы сдать. Корректная диагностика — определяющий момент в назначении наиболее рационального и эффективного лечения.

К примеру, в случае определения чрезмерного уровня андрогенов у девушек им могут быть назначены антиандрогены, подавляющие избыточную секрецию сальных желез. В более тяжелых случаях применяются глюкокортикостероиды.

Если же в ходе обследования выявляются нарушения функциональности различных систем организма, то врач может направить пациента к другим специалистам: терапевту, гинекологу, андрологу, эндокринологу, гастроэнтерологу. Комплексный подход к возвращению полноценного здоровья пациенту поможет справиться и с угревой болезнью.

Следует помнить, что характер назначаемого лечения будет зависеть не только от совокупности этиологических факторов, но и от выраженности патологического процесса. На поздних стадиях угревой болезни наиболее рациональным и эффективным признано применение ретиноидов.

Препараты на их основе нормализуют функцию сальных желез, процессы ороговения эпителия. Однако, применение медикаментов такого рода следует осуществлять только по назначению и под контролем врача.

ей в социальных сетях

© 2016–2017 – Уход и лечение кожи

Описанные методы диагностики, лечения, рецепты народной медицины и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

Источники: http://otprishchei.ru/lechenie-v-medicine/kakie-analizyi-nuzhno-sdavat-pri-pryishhah


Back to top